ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ.

Рахматуллин М.М. 1
1МБОУ "Гимназия №7"
Стародубец Е.В. 1
1МБОУ "Гимназия №7"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Меня зовут Рахматуллин Малик. Я учусь в МБОУ «Гимназия №7» г. Казани. На уроках в гимназии мы изучаем историю нашей страны, разнообразие языков, народов, культур и обычаев. В рамках подготовки проектов, посвященных 100-летию образования нашей Республики я посетил Национальный музей Республики Татарстан, чтобы лучше понять историю моей малой Родины, свои корни. Я был очень впечатлен древней историей Татарстана, удивило то, какие прекрасные и удивительные экспонаты там представлены. Но особое впечатление на меня произвели красивые ювелирные украшения казанских татар, выставленные в экспозиции «Татарская золотая кладовая». Мне важно знать историю родного края, историю моего народа. Поэтому я решил понять откуда появились татарские украшения, кто их делал, как они изготавливались.

Объектом моего исследования стали национальные татарские ювелирные украшения. Предметом исследования – история происхождения ювелирных украшений казанских татар.

Готовя данный проект, я поставил следующую цель для моего исследования: узнать историю происхождения ювелирных украшений казанских татар и самому попытаться изготовить такое украшение.

Для того чтобы достичь этой цели я должен был решить следующие задачи:

Изучить историю происхождения ювелирных изделий .

Узнать историю ювелирного искусства татарского народа.

Какие ювелирные украшения носили наши предки, как они изготавливались.

Попытаться самому с помощью взрослых изготовить ювелирное украшение.

Сделать вывод о влиянии ювелирного искусства на сохранение традиций татарского народа.

Методы исследования: посещение исторических музеев, практическое изучение традиционных технологий, анализ и поиск информации в интернете и литературе, опрос взрослых, систематизация полученной информации.

Введение.

Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества. Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных. В наибольшем приоритете были камни, обработанные самой природой. Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Почти пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы сейчас понимаем под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.

Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле. В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться мастера ювелиры. Они дали свое начало в появлении золотых украшений в виде колец, цепочек, браслетов. Мастера использовали в своих изделиях также драгоценные камни. Помимо внешней красоты украшения из золота давали его владельцу определенный статус и положение в обществе.

Однажды, мы с родителями посетили Национальный музей Республики Татарстан. Нас удивило то,какие красивые и удивительные экспонаты там представлены.Но особенно меня заинтересовалиукрашения, которые носили в старину представители моего народа. До этого мы побывали вКомплексе«ТуганАвылым» (в переводе с татарского – родная деревня),вкотором попали на занятия,накоторыхмастератрадиционных ремеселучилитому,каки изчего делаютсягончарныеизделия,глиняныеигрушки, кожаные изделия, металлические украшения. Менябольше всего впечатлило искусство изготовления украшений из металлов. Поэтому, когда я узнало конкурсепроектов,посвященных 100летиюнашейРеспублики,ярешил,чтотемоймоего проектабудет«Историяювелирныхукрашений казанскихтатариихизготовление»

Историяпроисхожденияювелирныхукрашений

Историкам и археологам до сих пор трудно установить, что проявилось у человека раньше - потребность в одежде или желание себя украсить. Все началось задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Древний человек использовал только то, что было создано самой природой, т.е. отполированные природой камни, зубы и кости животных. Даже сейчас можно уловить дыхание того времени в некоторых современных племенах.

Украшенияпоявилисьоченьдавно.Археологинаходятпредметы,которыемогли использоватьсятольковкачествеукрашений.Иэтоозначает,чтоукрашениясопровождают человека на протяжении даже не тысячелетий, а десятков тысяч лет. Самые первые в историичеловечества «украшения» изначально выполнялироль магических амулетов. Чем большеукрашений-амулетов — тем счастливее и безопаснее должен был чувствовать себя нашдалекий предок. Более пяти тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения изметаллов,которые былипохожинато, что мы понимаемсейчас подэтимсловом.

 

Украшения VIII-IX веков

Больше-Тарханский могильник

Раковины каури. Бронза и серебро.

Экспозиция Национального музея Республики Татарстан

Во времена Железного века мастера освоили разные металлы. Научились обрабатывать их. Так началась история золотых украшений. Появляются первые ювелирные украшения из драгоценных металлов. Их стали «дополнять» камнями. Постепенно, благодаря военным походам и торговым связям, эти ценности распространились по всем континентам и странам. Драгоценности уже в те времена стали воспринимать не только как прикрасы, но и как символ власти.

 

Украшения XIII-V веков

Золотая Орда. Бронза.Серебро.

Литье и ковка.

Экспозиция Национального музея Республики Татарстан

У нас в стране центрами ювелирного творчества в разное время были Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала. На территории России и Украины (Киевская Русь X—XI вв.) были найдены бронзовые и золотые украшения, свидетельствующие о том, что нашим предкам были известны процессы ювелирного литья. При Петре I появились ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Изделия предназначались для украшения одежды знати. С эпохи Петра I и до начала XX века производство ювелирных украшений перешло из ремесла в производство на фабриках и заводах .

Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на внешний вид изделий. От оберегов из камня был пройден путь до современных украшений. Во все времена, к благородным металлам и драгоценным камням относятся с большим трепетом и уважением. История возникновения ювелирных украшений доказывает это.

История происхождения ювелирных украшений татарского народа

Побывав в Национальном Музее Татарстана я узнал, чтоювелирное искусство татар уходит вглубокуюдревность,во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды. Татарстан находится на берегах рек Волги и Камы, его окружают Удмуртская республика, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, далее на юг - Казахстан. На территории Татарстана находилось Булгарское государство с 8 века до 1230-х годов, до завоевания ее ханом Батыем и Золотой Ордой. Историки считают, что на культуру татар большое влияние оказали кочевые племена. После распада Монгольской империи с 1438 по 1552 г.г. существовало независимое Казанское ханство, завоеванное Российской империей.

Ознакомившись с экспозицией Национального музея Республики Татарстан я узнал, что булгары носили перстни, браслеты, подвески, височные кольца, серьги. В эпоху Золотой Орды из золота изготавливались детали пояса, украшения одежды. Золотые украшения булгар изготавливались местными мастерами с использованием технологий ювелиров Востока и может быть с их непосредственным участием. Очень часто в украшениях булгарских мастеров появляются золотые и серебряные височные подвески с фигуркой уточки в центре. Уточка, держащая в клюве комочек земли имеет корни со старинной легендой казанских татар, по которой земля создана уточкой, плававшей в необъятном океане.

 

Изделия ювелиров Волжской Булгарии

XI -XIII века.

Бронза. Литье, ковка.

Экспозиция Национального Музея Республики Татарстан

Часть золотых украшений в Булгарию в XII – начале XIII в. привозилась из стран Востока.

В эпоху Золотой Орды золотые украшения были показателем уровня жизни владельца и его статуса. Большую их часть привозили купцы из других стран, а другие украшения производились в традициях ювелирного искусства Золотой Орды.

   

Карта Казанского ханства и одежда богатых жителей его городов

Во времена Казанского Ханстваювелирные изделия особенно отличались мастерством и разнообразием техник их изготовления. Украшения того времениотличалисьмассивностью и богатством узоров.В нихпреобладали растительныеорнаменты. В те времена путешественники отмечали особенную любовь местных жителей к дорогим ювелирным украшениям. Казанские татары, как и волжские булгары овладели мастерством изготовления изделий из серебра и золота применяя чеканку, штамповку и литье металлов, украшая их самоцветами, драгоценными камнями. Ручное изготовление ювелирных украшений были очень трудоемким,требоваливысокогомастерстваитончайшейискуснойработы.

Основнымматериаломдля изготовления украшений мастера применяли серебро различного качества: низкопробное у основной массынаселения и высокопробное у высших слоев (ханов, купцов, судей и т.д.). Высшее сословие нередко использовало дляукрашений и золото. Широко было распространено золочение серебра. Другиеметаллы(бронза, медь) татарские мастера почтинеприменяли.

   

Ювелирные украшения казанских татар. Конец XVIIIXIX век.

Экспозиция Национального музея Республики Татарстан

В ювелирном деле поволжские татар больше всего использовали чеканку (чукеп эшләу). Используя чеканку, татарские мастера изготовляли бляхи, браслеты, застежки. Также татарские мастера применяли литье (кою) и гравировка (чоку). Чаще всего отливкой изготовлялись жетоны, подвески для украшений, бляхи, застежки.

Особенного расцвета ювелирное искусство казанских татар достигло в 19 веке, использовалось золочение, чеканка, литье, гравировка, скань. Из камней более всего были распространены темный сердолик и голубовато-зеленая бирюза, которым приписывали особенную магическую силу.

Ювелирныеукрашения казанских татар

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, считается, что общий их вес мог достигать 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию. Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто окрывалом.

   

Украшения татарской женщины XIX века

Экспозиция Национального музея РТ

Украшения татарского мужчины XIX века.

Экспозиция Национального музея РТ

Есть татарская поговорка, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее. Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье. Украшения передавались в татарских семьях по наследству, постепенно дополняясь новымивещами.

Но не только женщины носили различные украшения, Тарские мужчины также любили украшать себяювелирные изделиями.Еще в давние времена, мужчины носили украшения, но, в основном, это были кольца серебряные с камнями. Также они носили поясные пряжки. Их ювелирный ассортимент более скромный, по сравнению с женским. Часто они служилиталисманамииоберегами. Еслиу мужчина былизбогатогосословия,тоонимелперстни с драгоценными камнями, перстни-печатки, которые использовали как подпись или печать владельца. Иногда это было мужское кольцо, на котором были нанесены имя, местностьпроживания владельца.

Ювелирные украшения татарских женщин были очень красивы и необычны. Уровень и состоятельность татарского мужчины определяли не только богатством одежды, но и количеством драгоценных камней, ювелирных украшений егоженщины. Чембогачебылмужчина, тембольшеонстарался украситьсвоюжену.

Древним видом украшений татарок были серьги (алка). Интересно, что даже девочки с малых лет начинали носить украшения. С трех лет и до самого замужества им разрешалось носить простые серебряные серьги искромные гладкие колечки. С замужеством скромныйдевичийуборзаменялся многочисленнымикольцами,серьгами с драгоценными камнями.

Другим необычным татарским украшением была перевязь (хаситэ). Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена кармашками, куда они прятали тексты из Корана.

Ювелирные изделия казанских татар, очень разнообразны и, в основном, изготавливались из серебра, и крайне редко использовалось золото. Это были всевозможные браслеты, серьги, серебряные кольца, пряжки для поясов, ожерелья, бусы, плечевые перевязи.

Практический опытизготовления традиционных татарских украшений

На протяжении многовековой истории оттачивались традиции художественной обработкиметалла и технологии изготовления украшений. Своими корнями они уходят в тысячелетнююдревность и связаны с историей татарского народа.Татарские ювелирные мастера добилисьбольшихрезультатов,освоивнаиболее сложныеиуникальныетехники,доступныетолько большим мастерам. Технологий изготовления ювелирных изделий несколько — литье, прокатка,штамповка и волочение.

Основным материалом для изготовления украшений служило серебро. В Казани в серебряном деле издавно применялась чеканка и гравировка

Другими видами ювелирной техники у татарских мастеров были литье и гравировка, онипозволяют мастерамсоздавать украшения разнойсложности.

Во время посещения мастер-класса в центре «Туган авылым» я ознакомился и сам участвовал в изготовлении украшений.

Для создания ювелирных изделий методом литья сначала делают восковые формы будущихукрашений. Формочкуформуют в специальную глину и отправляют запекаться. Под действиемвысокой температуры глина спекается и высыхает, а воск (из которого делали восковые модели)растапливаетсяивытекает.Витогеполучаетсяглинянаяформаснужнымиювелирупустотами.

Вподготовленнуюформувыливаютдрагоценныйсплав.Форму сметалломостужают. Далееуже ненужную глину удаляют и получают ювелирную заготовку , как на первом этапе — толькота заготовкасостоялаизвоска, аэтаотлитаиз золотаили другогометалла.

Послетого,как изделия из металла отлиты, то «черные» ювелирные изделия обрабатывают инструментом. Это не готовые украшения,впервуюочередьих надосрезатьиобработать. Далее Мастерсобирает вместедеталиизделия, спаивает их между собой, если нужно, подгоняет размер, придает изделию красивыйвид.

Для этого используют надфили, шлифовальные инструменты, полировальные пасты. Работамастеракрайневажна:еслионабыланекачественной,тоукрашениеможетразвалитьсявили потерятьсвойвидво времяноски.

Заключение

Люди пользовались украшениями с древних времен. За историю человечества менялось назначение украшений, материалов, из которых они изготовлены, ценности и правила этикета. Главный вывод, который я сделал: украшения существуют для того, чтобы подчеркнуть природную красоту человека и выразить его индивидуальность.

История создания татарских ювелирных украшений прошла длинный путь, но несмотря на это традиции нашего народа сохранились и поныне. Хотя современные татары носят больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы, одевают семейные украшения и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные украшения можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство изготовления ювелирных украшений развивается мастерами и создает не только современные кольца, серьги, перстни, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей. Я считаю, что чем больше мастера-ювелиры используют разных образов, связанных с традиционными татарскими украшениями, тем больше мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Список использованной литературы:

Сердечной тайны шелковый узор. Каталог выставки `Татарский костюм: история и современность`. На русском и английском языках. Национальный музей РТ. 2015.

Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с

Татарская народная одежда – Казань: Татарская книга. Изд-во, 1997.-224с

Интернет сайт https://tatmuseum.ru

«Мин алтын матур чэчэк»: чем украшали себя татарки до революции? URL:https://realnoevremya.ru/articles/92823-chem-ukrashali-sebya-tatarki-sto-let-nazad/print

Глава из книги Лидии Алексеевой «У времени в плену» (Изд-во «Казань», 2001) // Культурно-просветительная газета «Казанские истории», №1, 2007 год URL: http://history-kazan.ru/2-uncategorised/3089-567

Просмотров работы: 2008