История моего рода и моей страны через семейные реликвии

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моего рода и моей страны через семейные реликвии

Емельянов П.Ф. 1
1МБОУ СОШ№4 с УИОП им.Г.К.Жукова
Колотушкина Л.А. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им.Г.К.Жукова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Нам дана короткая жизнь, но если мы погрузимся в историю своего рода, мы можем прожить несколько веков.» Так как-то раз сказала моя мама, когда мы с ней рассматривали старые фото-снимки. Я задумался, что же такое род? Для чего нужно знать историю своего рода?

Мы все наверняка чувствовали радость, печаль, одиночество, гордость, злость и множество других чувств, а многие ли из нас чувствовали, что ты не просто «ты», а что-то намного большее, принадлежащее к чему-то большому, что за твоей спиной стоят люди, которые жили в разное время и разную эпоху, но они уже заблаговременно любили тебя, хотели, что бы ты появился на свет и продолжил их род, стремились развиваться во имя своих потомков?! Ты чувствуешь, что ты принадлежишь этой огромной истории, которую невозможно не узнать и не полюбить, и ты чувствуешь важность передать эти знания своему поколению. Такие чувства и такие знания необходимы подрастающему поколению. Они питают культ семьи и традиций, формируют правильные идеалы, трепетное и благодарное отношение к своим родителям, к истории и к своей родине. Это тема очень актуальна для школьников и подрастающего поколения.

Моя семья делится на папиных родных и маминых, эти две семьи очень разные, но у них есть одно сходство: мои прапрадедушки и с той и с другой стороны были священниками. С папиной стороны прапрадедушка, Александр Добровольский передал Икону Божьей Матери, сейчас она уже старинная ей около 200 лет, глядя на нее я вижу историю, далекую и непростую. Эту икону передавали из поколения в поколение. А с маминой стороны мой прапрадедушка, Нохрин Трофим передал своему поколению очень старинные традиции, старообрядческую веру, старинные книги, некоторые были переписаны в 1521г, они не только сохранились, а по ним до сих пор проходят служения и их читают, иконы и нательные кресты.

Эти семейные реликвии очень ценны для нашей семьи и несут в себе все чувства поколений, рассказывают ту самую историю, правдивую не переписанную, историю моего рода и моей страны. Для меня очень важно узнать об этих семейный реликвиях, изучить свою родословную и рассказать, как необходимо знать и хранить семейную историю и семейные традиции. И я решил провести исследовательскую работу.

Объект исследования: Архив семейных реликвий

Предмет исследования: Старинные иконы, старинные книги

Цель исследования: Изучение истории своей семьи и своей страны, изучение семейных реликвий.

Задачи исследования:

Узнать, что такое реликвия

Выяснить у родственников историю появления реликвии в нашей семье

Изучить литературу по данной теме

Проанализировать фотоархив

Составить генеалогическое древо

Выяснить кому принадлежала реликвия и как переходила из семьи в семью

Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

Гипотеза:Изучая семейную реликвию, я изучаю историю своего рода и историю своей страны.

Методы исследования:

Метод сбора информации

Опрос

Анализ семейных фотоархивов

Интервьюирование

Глава 1.

1.1. Семейная реликвия.

Реликвия (от глагола лат. relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Реликвии бывают историческими и религиозными.

Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных — Шапка Мономаха, Ботик Петра и др.

Религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные религиозные культы, существующие внутри религий. Среди реликвий различных религий — Копьё Судьбы, Стена Плача, Чёрный камень Каабы, Зуб Будды. Христианские реликвии хранятся в специальных реликвариях.

Технические реликвии — экземпляры машин или иных технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии

Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение1.

Семейными реликвиями могут быть самые различные вещи, они могут обладать материальной ценностью, такие как: фамильные украшения, медали или подлинные произведения искусства или же просто памятные обычные вещи: шкатулки, платья, фотоальбомы и многое другое.

1.2. Опрос.

Что бы понять многие ли семьи имеют семейные реликвии, я решил провести опрос среди 5 и 11-х классов. И проанализировать их ответы, составив графики.

Рис.1

По результатам опроса, я составил график (Рис.1). По графику можно увидеть, что практически все школьники (79%) интересовались своей родословной и могут сказать, что они ее знают. Семейные реликвии есть у 30%, и только 17% рассказали, какие семейные реликвии хранятся у них в семье. Их вещи на самом деле очень памятные и ценные для их семьи. Кто-то хранит пулю, убившую их прадеда, кто-то – медали и ордена, за боевые заслуги, у кого-то есть целый чемодан с памятными фотографиями и старинными украшениями, кто-то хранит теплое покрывало переданное им от прапрапрабабушки, или медный пятак 1882 года, который переходит по мужской линии в семье, кто-то хранит старинный мотоцикл у себя в гараже, а у кого-то остался только один чайный сервиз, но в нем столько памяти!

Самое интересное, те 79% школьников, которые гордятся своими предками знают свою родословную.

17% опрошенных не знают про наличие в доме семейных ценностей, а у 48% их точно нет. Почему семейные реликвии есть не у всех? Многие не интересуются своим происхождением и не хранят старые вещи, им родители, бабушки, дедушки не рассказывали сою родословную по многим причинам. В России, как наверное и в любой другой стране, было много войн, где люди погибали, а их дети оказывались в детских домах, ничего не зная о своих родителях, было множество репрессий, расстрелов, ссылок на политической, духовной почве, раскулачивали, забирали земли и все нажитое имущество, и тоже, как мы знаем, ссылали целыми семьями и на этом история рода заканчивалась, или опять же дети оказывались в детских домах без всего: без родителей, родственников, имущества, памятных вещей и без своей истории. Это большие и невосполнимые «дыры» в родовой истории и конечно из-за этих фактов в семьях очень мало семейных реликвии и ценнейших вещей.

Самое ценное из этого опроса то, что я узнал, что практически все опрошенные гордятся своей семьей и своими предками.

Чувство гордости – это одна из неподдельных, честных, настоящих положительных эмоций, вызванных только положительными качествами человека, его талантами, его подвигами, его отношением к близким и родным. Это означает, что родственники опрошенных честные, порядочные, талантливые, сочетающие в себе все только положительные качества люди, которые и передали на генетическом уровне эти самые положительные качества своим потомкам.

Конечно, многие прадедушки и прабабушки уже умерли, но передали знания и историю своим наследникам, оставив сильный, глубокий и благодарный след в своих семьях, зародили семечко гордости за свою семью и своих предков, зародили огромное чувство нужности и принадлежности своей большой семье. Это очень важно подрастающему поколению.

Моя семейная реликвия

Феодоровская икона Божьей Матери.

Из истории семьи.

Икону вместе с другими иконами привез мой прапрадедушка Александр Добровольский, в Костромскую губернию около 1915 г, куда он был направлен после окончания московской семинарии, настоятелем сельского храма. Но именно эта икона была ему очень дорога, ее подарила его мама, когда после окончания семинарии он переезжал в Кострому. Семья его жила в Москве и занималась торговлей. Его отец и дядя были купцами первой гильдии. Кроме иконы он привез в Кострому большую библиотеку, в том числе и шести томное издание А.С.Пушкина в кожаном переплете, края страниц были художественно обрезаны, И помимо этого, торцы книжного блока (с трёх сторон) были покрашены золотой краской, поэтому внешний вид книги был потрясающий. Были и другие книги, но они утеряны при множественных переездах.

Храм в Костромской губернии, где мой прапрадедушка стал настоятелем был большой, рядом располагалось много хозяйственных построек. В храме было много старинных икон и церковной посуды из серебра. В начале 30х годов иконы и посуду реквизировали, храм и его постройки забрали под клуб и другие нужды. Из православного информационного портала: «В 1920–1930-е годы большинство храмов было сельскими, и активная коллективизация просто их уничтожила, как и возможных защитников веры. Наряду с разрушением, ограблениями и уничтожением приходов уничтожаются и духовные деятели — более 10000 священнослужителей были арестованы, сосланы в Сибирь или расстреляны. Сельские батюшки, даже те, которые были лояльны к советской власти, уничтожались (после 1929 года каждый третий расстреливался), все духовенство было зачислено в контрреволюционеры.»2Настоятеля, Александра Добровольского моего прапрадедушку арестовали. Его арестовали и сослали в лагерь под Котлас (Котласлаг). Там его принуждали разными способами что бы он отрекся от церкви. Но он этого не сделал и вскоре умер при неизвестных обстоятельствах. До настоящего времени я не знаю ни даты его рождения ни даты его смерти. Мы с дедушкой очень хотим установить какие-нибудь даты и сведения о моем прапрадедушке Добровольском, мы написали письмо патриарху Всея Руси Кириллу с этой просьбой, но пока ответа не пришло. Это остается открытым для нас вопросом.

Так как в то время ссылали не только настоятелей храма, но и всю его семью, жена Александра Добровольского Мария, моя прапрабабушка, после ареста мужа, опасаясь за себя и детей собрала все вещи, взяла икону и ночью с детьми сбежала в Москву к своему брату Владимиру. Владимир принял ее с двумя детьми в своей небольшой квартире. Из воспоминаний дедушки: «Она находилась в самом центре: шестой дом от Кремля. Правда это была комната 17 м2 в полуподвале (окна были на 10 см выше уровня земли). Там проживали ещё трое соседей. Зато был настоящий туалет с умывальником. Кухня была 7 м2. Там тоже была раковина. Отопление было печное. А дрова и уголь мы хранили в подвале, под квартирой. А мыться ходили раз в неделю в Чернышевские бани (рядом с Моссоветом).  И вот в этой маленькой комнатке жили: дядя Володя с женой и бабушка с двумя детьми. Осенью и весной наружная стена комнаты отсыревала. Так как не топили. До войны готовили на керосинках, газ провели только в 1945г.»

Моей прапрабабушке, Марии Добровольской с двумя детьми в Москве жилось очень тяжело, и можно было продать икону (в Тогргсин) и, заметно, улучшить свое материальное положение, но она этого не сделала. Это самое памятное, что осталось от её мужа.

В Москве прабабушку, Марию Ивановну, навещал друг и одноклассник по семинарии моего прапрадудушки отец Димитрий, настоятель храма Иоанна Предтеча на Красной Пресне, и всегда радовался, что эта икона висит в красном углу. Из воспоминай дедушки: «Отец Дмитрий знал эту икону еще до отъезда Александра Добровольского в Кострому. И когда отец Димитрий приходил к бабушке, как я это помню, он стучал палкой в окно и говорил: «Маня открывай».  Окно было рядом с подъездной дверью. При каждом посещении отец Димитрий стоял перед иконой несколько минут молча, наверное вспоминал многое, а когда молился перед иконой он повторял: «…мученик Александр, сложил голову за веру». Отец Дмитрий много разговаривал со мной и всегда очень внимательно на меня смотрел. Так как он занимал высокий пост, к нему подходить надо было по особому чину: склонять голову и целовать руку. Обращаться к нему надо было тоже по особенному. Несколько раз я был у него дома. Он принимал меня в своей комнате - кабинете. Что запомнилось: вся стена в книгах, многие книги в закладках, конечно много икон.»

Об иконе.

В 1980г мой папа был вместе с его родителями в доме на Котельнической набережной у известного художника Плейер Константина Ивановича и его жены, известного мастера-реставратора Третьяковской галереи, они осмотрели икону и установили: икона была написана в конце 19го века и первоначально была без серебряного оклада, который был сделан значительно позже. (рис.2)

Держатель лампады относится к середине 19 века и что интересно, в ней сохранилась стеклянная лампада того же времени изготовления. (рис.3) Автора, кто написал икону

Рис.2 установить не удалось.

Эта икона многое пережила. Она сопровождала А. Добровольского и в Москве и в Костроме, пережила Рис.3 гонения за веру, вернулась в Москву, пережила войну. Она все время с нами и в нашей семье. Уже больше 100 лет. Эта икона очень ценна для нашей семьи: ей крестили моего прапрадедушку, прабабушку, дедушку и моего папу. Икона участвовала в обряде венчания моего прапрадедушки в 1919г. в Костроме венчали мою прапрабабушку и прапрадедушку. Венчание прадедушки с прабабушкой в 1940г в московском храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Этой иконой встречали моих бабушку и дедушку после дворца бракосочетания в 1971г. Она святыня нашей семьи, напоминание о наших родителях в нескольких поколениях. На неё молились и просили заступничества весь род Добровольских и Емельяновых.

1.4. Книги и иконы старообрядцев.

Из истории семьи.

В моей семье есть староверы, по маминой линии. Староверы - это христиане, которые сохранили уникальные религиозные традиции, существовавшие до XVI века, точнее до 1651—1660-х «Никоновских» реформ. Если проложить параллель с историей, вспомним далекие 1650 годы, связанные с реформами Патриарха Никона и раскол церкви. Тогда ссылали целыми семьями, казнили, сжигали «не правильные» иконы, переписывали обычаи и церковные традиции. В этот период, страна потеряла часть культурного и религиозного наследия. Цитата священномученика протопопа Аввакума: «Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!»3.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

«Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу». Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.3

Мой прадедушка был священником, у него осталось много книг написанных на старославянском языке, он отливал иконы и кресты. Книги, библия и иконы перешли моим двоюродным бабушкам, которые продолжили служению церкви. Эти семейные реликвии, особенно ценятся и берегутся. По семейным традициям меня тоже покрестили в старообрядческую веру. У меня от прадедушки остался нательный крест, он его отлил из латуни и осветил, я его очень берегу.

О книгах.

У моей двоюродной бабушки, Елены Трофимовны, хранятся особенно ценные книги. Они достались ей от родителей, а родителям, точнее ее маме от ее дедушки Гырдымова Павла Михайловича. Он был купцом и старовером, «В начале ХХ века крупнейшими предприниматели были старообрядцы. В их руках сосредотачивались основные богатства России».«Купцы‑старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»….. «Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Древлеправославной Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность – на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения».4Вот и мой прапрадедушка имея деньги, переехав в Удмуртию основал деревню и назвал ее «Шиши». Своим детям он оставил книги. До сих пор по этим книгам молятся или читают. Молится моя бабушка Лена по 2 книгам: Псалтырь и Триодь цветная. Триодь цветная (рис. 4 и рис.5) – это служебная книга, по ней проходят службы на праздники. Она на деревянном основании, обшита бордовой тканью, обложка книги со временем выцвела и потрепалась. Переписана эта книга в 1521г. или по старому времяисчислению «7029 г. От сотворения мира».

Рис.5 «Триодь цветная, разворот»

Рис.4 «Триодь цветная»

Псалтырь написанный в 1646 г. (рис. 6 и 7). Он тоже на деревянном основании, обернутый кожей. Кожа со временем потемнела, местами потерлась.

Рис. 6, рис.7 «Псалтырь»

В этой книге написаны псалмы царя Давида, 20 шт. Она была написана во время патриаршества Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, *из оглавления книги: «с прибавлением канонов за умерших, за творящих милостыню, за болящего, на исход души, избранных так же из книг печатанных при святейшем патриархе Иосифе».

Еще есть книги с историческими рассказами и рассказами о чудотворной иконе пресвятой Богородицы. Мне бабушка читала эти рассказы, это очень интересно и необычно. Одна книга называется «Злотоуст». (Рис. 8 и 9) *Из книги: «Всяко ухищрение написанно, божественного писания истолкованно святым великим Иоаном Златоустом и прочими святыми отцами». Как говорит бабушка Лена: «это книга для душеполезного чтения», она историческая, книга Нового Завета, там написаны высказывания, учения и рассказы Иоана Златоуста. Высказывание Златоуста о милостыне *из книги: «…ты сам делаешься священником Христа, когда руками своими подаешь нищему, не тело, не хлеб, не кровь, но чашу холодной воды». Бабушка Лена эту книгу читает по воскресеньям, она говорит, что эта книга для воскресного чтения. Книга на деревянной основе, была раньше обтянута кожей с теснением, но после реставрации ее обклеили тканью. Перепечатанная примерно в 17 веке.

Рис.8, рис.9 «Злотоуст»

Другая книга тоже историческая «О Иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». (Рис. 10 и 11) Она переписана из разных книг примерно в 1620-1640годах. Книга рукописная, обтянута кожей.

Рис. 10, рис.11 «О Иконе Пресвятой владычицы нашей Богородицы»

В ней собраны истории о иконе Пресвятой Богородицы, которую написал апостол Лука при жизни Богородицы: как прилетела эта икона по воздуху из Константинополя в Русскую землю; история о том как икона перелетала с места на место и на каждом месте, где она побывала - строился храм; на реке Тихвине окончательно был построен храм и икона там осталась.

В этой книге описываются военные сражения Смутного времени: как освободили Москву от смутьянов (Московская битва 1612г), осада Новгорода и Тихвинского Монастыря 1613г., шведами во главе воеводы Якоба Пунтуссона Делегарди, избрание на царство Михаила Федоровича Романова и чудеса, которые сотворила Икона Пресвятой Богородицы в Смутные времена. И в них сложно не поверить, ведь они перекликаются с историей. Например осада Тихвинского монастыря в 1613 г. В книге рассказывается об этой осаде и как произошло духовное чудо: у шведов было огромное войско, но им показалось, что на них движется несметное войско русских, которое превышает их численность во много раз и они обратились в бегство. Из книги* «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу»

Из истории: 25 мая (4 июня) 1613 года местные стрельцы и дворяне при поддержке отряда Д. Е. Воейкова (400 человек) восстали против шведского гарнизона и перебили его. Узнав об этом, шведы предприняли карательный поход на Тихвин, сожгли посад, однако не смогли взять Успенский монастырь и отошли в село Грузино. К Тихвину подошёл отряд царских войск во главе с князем Семеном Прозорским. Тем временем, шведы собрали 5-тысячное войско, включавшее в себя «немецкую» пехоту, финских рейтар, 2 тысячи черкас и литовских всадников, а также артиллерию и опытных инженеров-подрывников. К середине августа это войско с боем захватило Тихвинский посад и осадило Малый монастырь (Тихвинский Введенский монастырь). К шведскому войску подошло подкрепление (около 1,5 тысяч человек из Швеции). После обстрела монастыря огненными ядрами шведы приготовились к штурму, однако он не состоялся. В рядах защитников Введенского монастыря прошёл слух об измене некоторых казаков, из-за чего ратные люди отступили к Успенскому монастырю, неся большие потери от шведских атак. В Успенском монастыре мятежные и пораженческие настроения удалось погасить, ратные люди вновь решительно настроились на оборону. Поскольку защитников было всего около тысячи, в Москву было послано за новым подкреплением. Потери были и у шведов: в боях погибли возглавлявший войско подполковник Беттиг и командир минёров майор Курц.

Шведы приступили к методичной осаде Успенского монастыря, соорудив батарею на северном берегу Тихвина. Далее они попытались замкнуть блокаду с юго-восточной стороны, а также совершить с помощью минёров подкоп с северной и западной стороны. Однако вылазки защитников монастыря мешали осадным работам, были разрушены восточные туры и захвачены три пушки. Из-за приближающегося с юго-восточной стороны отряда казаков Сумбулова шведам пришлось вообще оставить здесь свои позиции. Однако внезапным нападением отряд Сумбулова был разгромлен, а защитники монастыря вновь не дождались подкрепления.

Русские успешно боролись с подкопной деятельностью шведов, а 7 (17) сентября отбили первый общий штурм. В стане противника начались мятежи, связанные с несвоевременной выплатой жалованья. Со службы ушёл целый наёмный полк пехоты, а за ним и запорожцы. 13 (23) сентября шведы, узнавшие об острой нехватке в крепости пороха и свинца, пошли на второй штурм. В обороне участвовали даже женщины и дети. Шведов вновь удалось отбить, после чего сами тихвинцы перешли в контратаку. Две смелые вылазки 13 (23) и 14 (24) сентября заставили противника бросить «осадный наряд» и с потерями уйти к Малому монастырю. Эта неудача, а также слухи о подходе свежей московской рати Ф. С. Плещеева лишили дальнейшее продолжение осады всякого смысла. Шведы покинули окрестности Тихвина.5

Глава 2.

Генеалогическое древо.

Для того что бы разобраться, провести параллели с историей, узнать свои корни и откуда у нас в семье появились реликвии я составил генеалогическое древо (рис.12). В этом мне помогали бабушки, дедушки и двоюродные бабушки. Опираясь на свое генеалогическое древо я могу проследить от кого к кому переходили семейные реликвии.

Рис.12

На другом рисунке (рис.13) и (рис14,15), в более близком варианте, я выделил цветом от кого к кому, в нашей семье, переходила Икона пресвятой Богородицы. Я обозначил этих людей розовым цветом. А оранжевые иконки-это старообрядцы, оттуда и старинные книги, и иконы, и традиции, и вера.

Рис.13

Рис.14

Р ис .15

Заключение.

Изучая семейные реликвии я погрузился в историю своей семьи и своей страны. Я научился искать информацию, слушать, анализировать данные и проводить параллели. Мои предки и история, они тесно переплетены и я почувствовал связь с этой историей, я почувствовал принадлежность в ней. Я прочувствовал все то, что пережили они во время воин и репрессий, гонений за веру и их сражения за нее и смерть во имя веры, я прочувствовал даже человеческое бессилие и безысходность, когда забирали последнее при раскулачивании, страх за свою семью, за свою свободу и жизнь, горечь утраты, а так же счастье и радость рождения семьи, таинство венчания и крещения.

Я понял, что семейные реликвии трудно сохранить и, конечно, не у всех они есть. Но те редкие семьи, которые хранят свои семейные реликвии и передают подрастающему поколению- это победители. У их детей есть то, что нет у многих –это знания, это подлинная история страны, это чувство принадлежности к своей истории, это та чистая и сильная энергетика рода, которая человека делает по истине счастливым.

Я не только изучил историю семейных реликвий и свою родословную, я провел параллели с историей нашей страны и изучил ее малую часть. Я смогу пользоваться этими знаниями на уроках истории. Эти знания необходимы подрастающему поколению. Эти знания не дадут совершить ошибки, они научат мирно решать конфликты, эти знания - это и есть благополучие и процветание будущих поколений России. «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Мигель де Сервантес Сааведра

Я подтвердил свою гипотезу: Изучая семейную реликвию, я изучаю историю своего рода и историю своей страны.

Все то, что передали мои предки: традиции, религию и веру, знания, семейные реликвии –это и есть Я.

Список литературы.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%8F

Интернет ресурс Православный информационный портал: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/goneniya-na-pravoslavnuyu-tserkov.html

Интернет ресурс: https://ruvera.ru/starovery

Интернет ресурс: http://iamruss.ru/glava-55-russkie-kuptsy-starovery/

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0#:~:text=%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F%5B%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%7C%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C,%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE

Беседа с родственниками

Приложение.

Опрос среди 5 и 11 классов.

Вопросы:

Как вы знаете семейная реликвия – это различные вещи, передаваемые из поколения в поколение: старинные часы, военные медали, музыкальные шкатулки, иконы, картины, одежда, коллекция марок или автомобилей и много другое самое ценное, что будет хранить память о них и рассказывать историю их жизни.

Знаете ли вы свою родословную?

Да Нет (нужное подчеркнуть)

У вас в семье есть семейные реликвии?

Да Нет Не знаю (нужное подчеркнуть)

Если есть, расскажите, что это за вещь?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы гордитесь своей семьей и своими предками?

Да Нет (нужное подчеркнуть)

Просмотров работы: 266