В ледяном плену

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В ледяном плену

Тихомирова П.В. 1
1муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Новодвинска
Двинова О.Н. 1
1муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Новодвинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Арктика – этот неизведанный мир снега и льда.

Наверное, никто и никогда не сможет найти однозначный ответ на вопрос, чем притягивает к себе эта часть Земли. Изучая на уроках окружающего мира в начальной школе, а затем на уроках географии природные зоны, я больше всего заинтересовалась  Арктикой, тем более что мы  живём в Архангельской области, на берегу Белого моря, у самого Северного Ледовитого океана. Архангельск – первый морской порт России, именно отсюда отправлялись на исследование Арктики многие экспедиции, проложившие Северный морской путь.  Архангельская область играет значительную роль в его развитии, это  важнейший опорный пункт Северного морского пути. Посетив музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в городе Архангельске, я узнала об отважных мореплавателях, которые с давних пор пытались проникнуть в тайны суровой земли, в тайны Арктики.

Своей особой судьбой меня заинтересовал полярный поход парохода «Челюскин». Мне захотелось больше узнать об экспедиции «Челюскина» и о той трагедии, которая произошла. Учитывая вышеизложенное,  мы считаем, что изучение данной темы актуально и значимо, результаты работы будут представлять интерес не только для учащихся, так как история освоения и исследования Арктики – это история высочайшего человеческого мужества, жестокой борьбы с ее суровой природой, летопись побед и поражений, которая интересна и может быть использована на современном этапе освоения Арктики.

Тема работы: «В ледяном плену»

Цель работы: исследовать историю плавания парохода «Челюскин» по Северному морскому пути и спасения челюскинцев после гибели судна в 1934 г.

Предмет исследования – история плавания парохода «Челюскин».

Объект исследования – экспедиция парохода «Челюскин» и ее спасение.

Гипотеза: мы предполагаем, что экспедиция «Челюскина» - одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики, и один из примеров героического противостояния людей жестокой северной природе.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать этапы подготовки экспедиции парохода «Челюскин»;
  • выделить события и личности, связанные с трагедией экспедиции парохода «Челюскин»;
  • проследить развитие операции спасения полярной экспедиции;

Методы: ознакомительная поездка в музей Арктики им. А.А. Борисова; теоретический анализ литературных источников, газет, журналов; анкетирование; поиск материалов в интернете.

Основная часть

Глава 1.  Ход и результаты экспериментального исследования

Для определения знаний о  Северном морском пути и об экспедиции на пароходе «Челюскин», нами было проведено анкетирование, которое является одним из главных методов исследования в общественных науках, в данном случае истории. (Приложение 1)

В работе участвовали обучающиеся 6-8-х классов. Анализ ответа на вопрос,  «Слышали ли вы когда-нибудь о Северном морском пути. Если да, то откуда?» показал, что из 65 человек утвердительно ответили 52. Источниками этой информации были урок географии  (43 чел.), интернет (8 чел.), и один человек прочитал об этом в энциклопедии. ( Приложение 2)

На второй вопрос, «Кто такой Челюскин?» - не знаю - ответили 41 человек, мореплаватель – 16 человек, путешественник - 8. ( Приложение 2)

 На третий вопрос, «Какое событие связано с этим именем?» 24 человека ответили - открытие мыса Челюскина, 3 человека - открытие острова Челюскин, остальные не знают ответа на вопрос. ( Приложение 2)

 На четвёртый вопрос, «Слышали ли вы об экспедиции «Челюскина»?» утвердительно ответили восьмиклассники, но что конкретно, затруднились сказать. 6-е классы в основном отвечали – «не знаю» – 43 человека. Но всем ребятам было бы интересно узнать об этом. ( Приложение 2)

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что ребята почти ничего не знают об экспедиции «Челюскина», но интерес к этой теме высокий.

Глава 2. История плавания полярной экспедиции на «Челюскине»

2.1. Подготовка экспедиции парохода «Челюскин»

С давних пор отважные мореплаватели пытались проникнуть в тайны Арктики. Их не пугали угрюмые моря Ледовитого океана и грозная неизвестность, поджидавшая в конце пути, – миля за милей они продвигались вперед по водной стезе, положившей начало знаменитому Северному морскому пути.

Северный морской путь — это кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике.

Для обеспечения быстрой и безопасной доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было попытаться пройти весь путь от Ленинграда до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков».

Но ледокол мог взять на борт лишь ограниченное количество груза. Для грузовых, коммерческих перевозок нужны были обычные суда, приспособленные к плаванию в условиях севера. «Челюскин» был именно таким пароходом.

14 июля 1933 года, из Ленинградского порта в Мурманск отчалил новый грузовой пароход – легендарный «Челюскин». Он был построен в Дании по заказу советского правительства. «Челюскин» не являлся ледоколом. Это большой грузовой пароход новейшей конструкции, при постройке которого учтены условия плавания во льдах: корпусу придана соответствующая форма, обшивка корпуса была дополнительно укреплена, сделаны добавочные крепления.  На борту имелось специальное помещение на случай вынужденной зимовки. Двигатель на «Челюскине» вдвое сильнее, чем машина обыкновенного грузового парохода. Это позволяло «Челюскину» легче справляться со льдами, но не настолько, чтобы разбивать их.

Цель экспедиции грузового парохода: доказать пригодность Северного морского пути для снабжения Сибири и Дальнего Востока, а также доставить пассажиров и большой груз продовольствия, снаряжения для зимовщиков острова Врангеля. (Приложение 3)

 Возглавить подготовку и проведение рейса было поручено Отто Юльевичу Шмидту – профессору математики, редактору Большой советской энциклопедии. Капитаном «Челюскина» стал Воронин Владимир Иванович, наш земляк, прославленный полярный капитан. Его имя носит Архангельское мореходное училище. Оба были опытными полярниками и знали маршрут.

В эту полярную экспедицию с ними отправились 112 человек. (Приложение 4)

Из выше сказанного следует сделать вывод, что у парохода «Челюскин» были шансы благополучно дойти до Владивостока благодаря усовершенствованиям и опытным руководителям.

2.2. Трагедия экспедиции «Челюскин»

«Челюскин» отправился в путешествие из Мурманска во Владивосток в августе 1933 г. До Карского моря плавание проходило успешно, даже первые льдины, нанесшие урон судну не помешали «Челюскину» продолжить плавание.

До Восточно-Сибирского моря судно шло с незначительной течью, которая возникла из-за несоответствия ширины корпуса ледокола «Красин», сопровождавшего пароход «Челюскин» (корпус ледокола был уже, чем у парохода). При  подходе к Чукотскому морю чаще стали встречаться тяжелые льды. «Челюскин» получил серьезные повреждения по обоим бортам, и течь усилилась. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и оказался полностью заблокирован. К этому времени ледокол «Красин» уже вернулся в порт Мурманска, так как не был приспособлен к плаванию в сплошных льдах.

 С этого дня начался дрейф. Дрейф – это отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения, а также движение льдов, несомых течением1. «Челюскин», окружённый со всех сторон льдами, постепенно удалялся от границ чистой воды. Ледорезу «Литке»,  который пришёл на помощь «Челюскину» из бухты Провидения, из-за непроходимых льдин пришлось вернуться обратно.

Возникла опасность гибели парохода. 26 ноября «Челюскин» пережил первое сжатие льдами. После этого весь состав экспедиции был разделен на бригады, в которых каждый человек знал, что ему необходимо делать в случае беды. Сжатия следовали одно за другим.

В ночь с 12 на 13 февраля 1934 г. лед вокруг судна начал сжиматься еще плотнее.

Из воспоминаний капитана Владимира Ивановича Воронина: «В 13 часов 20 минут при пурге и 30-ти градусном морозе  начался сильный напор торосов (нагромождение обломков льда,   которые образуются в результате сжатия ледяного покрова). Инженер Расс подошёл ко мне: 

- Капитан, - сказал он. - Впереди начинается торошение льда. Идёт высокий вал… прямо на нас.

В туже минуту судно заскрипело. Лёд начал сжимать судно…

- Конец, - сказал я себе. – Теперь все силы на выгрузку…» [4, с. 304]

 13 февраля в результате сильного сжатия ледовой массой левый борт судна разорвало от носового трюма до машинного отделения.

Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили О. Ю. Шмидт и В. И. Воронин.

 Единственной жертвой стал завхоз экспедиции  Борис Григорьевич Могилевич, который погиб при спасении груза во время затопления судна. [2, с. 161]

Вывод: несмотря на сложную ледовую обстановку и гибель парохода, благодаря слаженным действиям команды,  удалось не только спасти экипаж, но и выгрузить на лед большее количество продовольствия и оборудования. Все журналы научных наблюдений, дневники и карты были спасены. Экспедиция продолжалась.

2.3. Операция по спасению полярной экспедиции

14 февраля О.Ю. Шмидт направляет в Кремль телеграмму о гибели «Челюскина» и в этот же день принимает решение о строительстве на льдине лагеря и подготовке к «зимовке». Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине.

На Большой земле к организации спасательной операции приступили уже на следующий день. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». [5, с. 251]

В это время на Чукотке  с другим заданием находился экипаж А. Ляпидевского с самолетом АНТ-4, который начал спасение челюскинцев одним из первых. Первую посадку в лагере челюскинцев он совершил 5 марта 1934 г. Первым же рейсом самолет вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако в следующий раз у самолета отказал двигатель, и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам. [6, с. 178]

Но к этому времени для спасения челюскинцев из Владивостока уже вышел ледокол «Смоленск» с семью самолетами на борту. Только 7 апреля на льдине дождались этих самолетов. За неделю летчики, показывая чудеса героизма, вывезли на материк остальных челюскинцев.

В последние дни пребывания на льдине Отто Юльевич Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу на Аляске.

13 апреля 1934 года лагерь Шмидта перестал существовать, эвакуация лагеря завершилась.

В Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы.

Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины: Анатолий  Ляпидевский, Сергей Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван  Доронин стали первыми Героями Советского Союза  с вручением ордена Ленина. Получив бесценный опыт спасения арктической экспедиции, эти герои продолжали совершать подвиги и в годы Великой Отечественной войны.

Можно сделать вывод о том, что вся страна с волнением следила за зимовкой челюскинцев, были предприняты необходимые действия для спасения экспедиции. Советские люди проявили героизм и сплоченность в это трудное время.

Заключение

«Челюскин»  затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. Пароход был раздавлен льдами, не достигнув цели. Но до Берингова пролива он все-таки дошел, доказав, что Северный морской путь можно освоить. Научная работа, проделанная коллективом ученых во время дрейфа и жизни на льдине, дала ценнейший материал: наблюдения по изучению течений северных морей, измерению колебаний льда, химии льда, гидробиологии, метеорологии. Экспедиция «Челюскина» показала, как правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути, дала ряд ценных рекомендаций по конструкции пароходов для Арктики.

Это событие имело большое международное значение. Весь мир был поражен и восхищен подвигом советских людей, бесстрашием летчиков, оперативностью и высочайшим  гуманизмом Советского Союза.

Таким образом, поход «Челюскина», дрейф парохода и льдины с зимовщиками, спасательная операция имели большое научное, экономическое и политическое значение.

Успешная спасательная операция продемонстрировала миру высокий моральный дух советского народа, возможности полярной авиации, способствовала мировому признанию молодого советского государства.

    14 лет назад арктическая экспедиция Алексея Михайлова, прошла по маршруту парохода «Челюскин» в Чукотском море и нашла затонувшее судно в 80 милях от берега на 50-метровой глубине.  

Челюскинская эпопея вошла в историю как непревзойденный образец мужества и героизма людей, находившихся на краю гибели. Современное освоение Арктики и Северного морского пути проходит с учетом опыта экспедиции на пароходе «Челюскин». Все научные итоги этого плавания  используются до сих пор.

  Практическая значимость.

Этот материал может быть использован:

  • школьниками для повышения образовательного уровня;
  • учителями истории и географии для объяснения тем, связанных с историей освоения Арктики и историей России;
  • учителями начальных классов на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях, на классном часе.

И ещё одна цель работы – привлечь внимание учеников к изучению Арктики, показать, как много тайн хранит история этой суровой Земли  и как интересно их открывать.

Библиографический список

  1. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений / Л. И. Скворцов. – М.: 000 "Издательство Оникс": 000 "Издательство "Мир и Образование", 2009. – 1104 с.
  2. Булатов В.Н. Русский Север. Книга пятая: Ворота в Арктику. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. – 333 с.
  3. Василий Прончищев и Семён Челюскин // Сто великих мореплавателей. – М.: Вече, 2002. – 229 с.
  4. Визе В.Ю. Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. – М., 1948. – 396 с.
  5. Как мы спасали челюскинцев / Под общей редакцией Шмидта О.Ю., Баевского И.Л. – М.: Изд. ред. газ. «Правда», 1934. – 408 с.
  6. Каманин Н. П. Спасение челюскинцев // Летчики и космонавты. – М.: Политиздат, 1971. – 448 с.
  7. Челюскинцы спасены! – М.: Молодая гвардия, 1934. – 112с.
  8. Чуков В. Челюскинская эпопея, рассказанная сегодня / Чуков В. // Наука и жизнь. – 2009. – № 12. – 38 – 40 с.
  9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ec-rgo-sfo.com 
Просмотров работы: 50