Истоки победного духа

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Истоки победного духа

Виноградова Е.С. 1
1ГУО "Средняя школа №97 г. Минска" (Беларусь)
Богданович Н.А. 1Данилевич Т.С. 1
1Государственное учреждение образования "Средняя школа № 97 г. Минска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Ни одно государство мира не испытало на себе столько страданий и бед, сколько их довелось испытать России. По официальной хронике только за последние шесть веков, с XV по XX столетие, было проведено: русско-турецких войн – 11; русско-польских и русско-шведских войн по 9; русско-литовских, русско-французских и войн с Казанским ханством по 5; русско-иранских и войн с Крымским ханством – 3, войн с Ливонским орденом, с Германией, с Финляндией и с Японией по 2. По одному разу Россия воевала с Австро-Венгрией, Англией, Астраханским ханством, Бухарским эмиратом, Венгрией, Италией, королевством Пруссия, Сардиния, Хивинским ханством. Кроме того не следует забывать о бесконечных набегах казанских и крымских татар на русские владения. Практически каждому поколению довелось не единожды повоевать на своем веку, причем все эти войны были оборонительно-освободительного характера, поэтому русские люди как в XVI, так и в XX веках с уверенностью восклицали: «Наше дело правое, победа будет за нами!». Поэтому основная цель данного исследования заключается в том, чтобы определить, в чем же заключаются истоки победного духа русского воина. Цель исследования конкретизировалась в следующих задач:

Осуществить теоретический анализ литературы по данной теме;

Оценить роль христианской веры как источника победного духа;

Рассмотреть значимость религии в процессе воспитания современных школьников через социологический опрос (анкетирование).

В ходе выполнения работы использовались такие методы как: накопление и отбор фактов, установление связей между ними.

ГЛАВА 1. «На войне атеистов не бывает»

Чем же так привлекали русские земли иностранных завоевателей всех мастей, только ли бескрайние просторы, плодородные земли и полезные ископаемые? Многие ученые утверждают, что все это было лишь прикрытием. Основной причиной постоянных набегов на Русское государство была Православная вера. Эта земля была хранилищем христианской церкви, принявшая от Великого князя Владимира Православное Крещение.

Православная Византийская империя, исчерпав свой потенциал, пала еще в XV веке, оставив Святую Русь один на один в смертельном противостоянии с мировым злом. Но русский народ был достойным приемником Византии и понес сквозь века эстафету «хранителя Православия».

Ни для кого не секрет, что татаро-монгольское иго было попущено за непрекращающуюся между князьями междоусобную вражду, и послужило к объединению русских земель через общую беду в единое государство. Смута начала XVII века, гражданская война и польско-шведская интервенция была наказанием за отравление царя Иоанна Грозного и убийство его детей вследствие измены и честолюбивых замыслов боярской оппозиции. Нашествие Наполеона в 1812 году явилось наказание за убийство Павла I и отравление Катерины II, а также следствием чрезмерного увлечения русской интеллигенции масонством, культурой революционной Франции и преклонением перед Западом. Гражданская война и интервенция 1918-1922 годов были попущены России за свержение монархии, кровавую революционную смуту и последовавшее затем цареубийство. Исследователи утверждают, что Великая Отечественная война 1941-1945 годов была наказанием за осквернение православных святынь, разрушение храмов и монастырей, репрессии духовенства в 1920-1930-е годы.

Начиная со времен императора Константина христианская символика прочно вошла в атрибуты православного воина. Знамена-хоругви с изображением Спаса и Архангела Михаила нам известны еще с исторических фильмов, но кроме них перед войском обязательно несли царские штандарты с изображением креста, чудотворные иконы, ковчеги с частицами мощей. В обозе были переносные походные храмы, духовенство сопровождало воинов как Византийской империи, так впоследствии и русского воина. Богослужения и молитвы были той духовной пищей, которая укрепляла в воинах веру в победу и вселяла надежду, отгоняя страх смерти и способствовала ратным подвигам христианских воинов.

Великий русский князь святой Александр Невский перед битвой со шведами был укреплен известием о явлении воинам его благочестивых предков – благоверных князей Бориса и Глеба. А спустя столетия святой Александр Невский сам являлся своим потомкам – князю Димитрию Донскому вдохновляя на сражения с татарами и царю Иоанну Грозному накануне взятия Рязани (Рисунок 1).

Рисунок 1 - И. Глазунов. Видение Бориса и Глеба

Одной из первых чудотворных русских икон была Владимирская икона Божией Матери, с которой благоверный князь Андрей Боголюбский выехал из Киева во Суздальскую землю. Божия Матерь, явившись князю в 10-ти верстах от г. Владимира, на месте, названном в честь Ее явления Боголюбовым, повелела свою икону поставить во Владимире и обещала быть Хранительницей его и всей земли Русской. В благодарность за одержанную победу по княжескому указу был установлен праздник, который до сих пор отмечает Русская Православная церковь 14 августа.

Как известно, были и грозные явления для нападавших на Русь врагов, призванные их устрашить и образумить. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери. В день встречи иконы Богородица вместе с Небесным воинством явилась в грозном видении хану Тамерлану, стоявшему у города Ельца, и повелела покинуть Российские пределы. Тамерлан с войском в страхе бежал, а в память о явлении была написана Елецкая икона Божией Матери.

Во времена Смуты начала XVII века, прп. Сергий Радонежский неоднократно являлся защитникам Троице-Сергиевой Лавры, укрепляя дух осажденных. Казанская икона явилась Победной Путеводительницей народного ополчения, освободившего Москву.

В 1812 году один из французских военачальников, пасынок Наполеона принц Богарнэ со своим полком разместился в Саввино-Сторожевском монастыре. Ночью ему явился сам святой основатель обители и повелел не трогать монастырские святыни и вывести солдат из монастыря, за что обещал сохранить ему жизнь. Пораженный принц выполнил повеление святого Саввы и, единственный из наполеоновских полководцев, остался в живых. Более того, он и его потомки приняли православную веру (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Видение преподобного Саввы принц Е.Богарне, 1912 г.

Во время русско-турецкой войны 1853 года имел место случай, когда русский отряд в 9 000 человек одержал победу над большим отрядом турок из 36 000 солдат, вооруженных к тому же тяжелыми боевыми орудиями. Разбитые наголову турки бежали в панике, увидев сходящую с небес женщину с двумя сыновьями.

Более всего чудесных явлений зафиксировано в период Первой мировой войны. Небесную Заступницу земли Русской видели не раз и русские солдаты, и неприятельские войска. Один раненый пленный немецкий офицер говорил: «Мы не предполагали, что нам придется воевать не только с людьми, но и с духами. Когда наши войска начинают брать верх, над русскими появляется видение – Женщина в белом одеянии, прикрывающая их огромным плащом, так, что мы перестаем их видеть». («Листок для народа» №24 за 1914 год)

В честь одного из самых известных явлений по повелению царя Николая II была написана икона, получившая название Августовская Победа. Божия Матерь явилась в один из критических моментов войны полу окружённым немцами русским частям в районе местечка Августово в Восточной Польше. Богородица стояла на облаках в небесном сиянии, одной рукой держа младенца, а второй указывала на Запад. Видение продолжалось 15 минут, затем изменилось в большой сияющий крест и исчезло. Это случилось в ночь с 31 августа на 1 сентября, накануне крупного сражения, ознаменованного большой победой (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Икона «Августовская победа», 1915 год

Как ни удивительно, но в годы Великой Отечественной войны, в самые критические моменты именно чудотворные иконы появлялись по распоряжению И.В. Сталина на важных участках фронта. Вера не оставляла русский народ, ибо, как говорят фронтовики: «На войне атеистов не бывает».

Рассматривая ход войны, уходя в дебри стратегии, тактики, подробностей военных операций, многие не говорят о самом главном – о духовном смысле войны. Война действительно отрезвила многих – от простых солдат до верховного командования. И свершилось главное – выстоял русский народ, начавший через страдания обращаться к духовным основам своих предков. И хотя впереди еще были долгие годы государственного атеизма, но кровавые расправы над церковью были остановлены.

ГЛАВА 2. «Русская защита»

Сегодня многие задают вопрос: «Неужели православные чудеса случаются в современной армии, где царит дедовщина, офицеры воруют и превращают подчиненных в нищих и т.д.?». В том – то и дело, что, вопреки всему происходит очень много православных чудес. Вот лишь один чудесный случай, о котором рассказал в своей книге известный журналист Андрей Полынский. («Это я, Господи!» - Москва, «Русский дом», 2006). По настоянию капитана Антона Маньшина из 15-го мотострелкового полка, в его подразделении почти все бойцы носили пояса с 90-м псалмом «Живый в помощи Вышнего». А сержант Николай Никифоров почему-то повязал его на голову. Крестом прямо на середину лба (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Сержант Н.Никифоров

И вот во время штурма Грозного в ночь на 22 февраля сержант врывается в жилой дом, вышибает ногой дверь квартиры – а навстречу чеченец дает очередь из автомата. Пули попадают прямо в лоб, на котором повязан пояс с молитвой. Никифоров хватается за голову, падает и лежит, как мертвый. Его товарищи подстреливают «чеха» (чеченца-боевика) и, не увидев под Николаем крови, пинают его со словами: «Ты чего разлегся? Вставай! Обалдел, что ли?!» Но он лежит, не шевелясь, и спрашивает: «Ребята, что у меня с головой?» А голова – чистая. «Да ничего, просто крыша у тебя поехала», - отвечают со смехом бойцы…

После боя сержант Никифоров подошел к капитану Маньшину и доложил: мол, хотите верьте, хотите нет, но пули попали в лоб… от рикошетили от пояса с псалмом.

- Не может этого быть! – сказал командир.

Но на следующий день он пошел с Николаем на место боя и попросил объяснить подробно, как все было. Капитан, конечно, не поверил его рассказу. Но когда повернул голову вправо от лба сержанта и посмотрел на стену, то прямо обомлел: именно там, куда должны были попасть от рикошетившие пули, от них остались три отметины на расстоянии 8 см друг от друга! Сейчас капитан А. Маньшин не сомневается в реальности чуда, которое произошло с его подчиненным.

Подобные случаи рассказывал журналистам ветеран воны – талантливый русский физик Анатолий Федорович Охатрин (Рисунок 5).

Рисунок 5 - А.Ф. Охатрин

Он был верующим человеком и за него горячо молилась мать. Рядом с ним много раз взрывались мины и снаряды, но все осколки огибали тело, не задевая его. Очень много товарищей Охатрина погибло, а он был словно «заговоренный». И не он один: в полку постоянно было 5-7 человек, которых, как в песне, «пуля боялась и штык не брал». Именно эти чудеса побудили Анатолия Федоровича после войны стать физиком, чтобы найти научное объяснение «русской защиты» - неуязвимости людей, которые живут по религиозным законам, и о которых молятся их благочестивые родственники.

Практическая часть

Современное общество все больше внимания стало уделяться проблеме веротерпимости и толерантности. Республика Беларусь является многонациональной, в ней накоплен огромный опыт мирного сосуществования нескольких конфессий. В настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности ценностями Православия.

В связи с этим является актуальной оценка значимости религии в воспитании современных школьников. Обсуждение данной проблемы на различных уровнях приобрело противоречивый, порой конфликтный характер.

Результаты проводимых исследований показали неоднозначное отношение взрослого населения Беларуси к проблеме введения православной культуры в общеобразовательный стандарт. Для того, чтобы определить отношение к религии в школе была разработана анкета социологического исследования. Вопросы, задаваемые респондентам, приведены в таблице 1.

В результате обследовано 52 учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы. Основной возраст ребят 15-16 лет, так как именно в этом возрасте происходит становление личности, усвоение основных социальных ценностей и норм (Таблица 1).

     

Вопрос

 

1

Верите ли вы в Бога?

 

2

Что для вас Бог, вера?

 

3

Часто ли вы посещаете религиозные заведения?

 

4

Соблюдаете ли религиозные традиции?

 

5

Будете ли вы прививать своим детям любовь и уважение к Богу и религии?

 

6

Изменилось ли ваше отношение к вере с появлением церкви в вашем населенной пункте?

 
     

Таблица 1 - Вопросы анкетирования

При проведении анкетирования ставились следующие задачи:

определение уровня религиозности;

определение значимости веры и религиозных ценностей для личности старшеклассника;

выявление отношения учащихся к изучению религии в рамках школьной программы.

Результаты анкетирования.

1.Выявление религиозных ориентаций подростковой приобщенности к религии. 90% респондентов считают себя верующими людьми, 4% ответивших школьников относят себя к числу неверующих, а 6% старшеклассников затруднились с ответом. Многие старшеклассники воспринимают религиозную систему как естественную культурную среду. Ученики считают, что религия сближает народы (72,8%). По мнению школьников, религия связана с этнической принадлежностью. Для сравнения: в начале 90-х годов 98-99% учащихся считали религию уделом старушек.

Данные свидетельствуют о желании старшеклассников быть верующими, но отсутствие у них элементарных знаний. С одной стороны, отсутствие религиозной культуры, низкий уровень православного образования - всё это является питательной средой для нетрадиционных верований, экзотических культов. С другой стороны, при грамотном отношении к введению курсов христианской культуры можно говорить о христианском потенциале среди старшеклассников, другими словами, о реальном увеличении не потенциально, а реально верующих школьников.

На вопрос «Что для вас Бог?» получены разнообразные ответы:

«Бог для меня - защита, надежда и вообще всё. Считаю, что без веры жить нельзя».

«Бог - это как мама, только ты его не видишь. Он тебе помогает, протягивает руку помощи».

«Бог - существо, живущее в душе каждого человека».

«Бог - создатель всех и всего».

«Бог - это наш Создатель и всего мира. Бог дал нам закон и смысл жизни».

Проведенное исследование позволило определить роль и место нравственных ценностей в сознании школьников. 84 % опрошенных старшеклассников согласны с тем, что необходимо сохранить религиозные ценности. 50% школьников посещают религиозные заведения по праздникам, 35% - стараются посещать все богослужения, и только 10% вообще не посещают храмы.

Согласно полученным ответам на вопрос № 5 анкеты 86% учащихся в будущем будут прививать своим детям любовь и уважение к Богу и религии своим детям. Лишь 5,4% ответили на вопрос «Будете ли вы прививать своим детям любовь и уважение к Богу, религии? » отрицательно.

Из предложенного к расстановке по степени значимости перечня нравственных ценностей ученики выделили доброту, честность, любовь к ближнему, уважение к страшим, патриотизм, послушание родителям. Эти данные подтверждены ответами на перекрестные вопросы. Старшеклассники из своих жизненных ориентиров приоритетными назвали дружбу, любовь и семью. А затем материальные блага, профессиональную карьеру. Менее востребованы ценности: власть, помощь людям. 65,1% учащихся согласны с утверждением, что духовные ценности важнее денег.

2. Оценка учащимися роли православной Церкви в истории Беларуси.

79,5% опрошенных молодых людей признают существенное влияние Церкви на подержание духовности в Беларуси. Школьники считают, что деятельность различных религий в стране должна быть равноправной, за исключением сект (54%).

По словам старшеклассников, близкое расположение церкви позволяет чаще посещать богослужения (48%).

Интерес старшеклассников к религии присутствует, но объем религиозных и культуроведческих знаний мал. 50% учеников признают, что знают православную культуру лишь в общих чертах; 25% оценивают свои знания как «скудные». Овладение основами православной культуры свидетельствует об уровне принятия российской культуры. Академик Д.С. Лихачев писал, «что без знания своей народной культуры невозможно говорить о вхождении в мировую культуру.

Общеизвестно, что осознание прошлого есть шаг в будущее».

Таким образом, немалую роль в духовно-нравственном воспитании на всех этапах играет религиозный аспект. Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано любовью к добру и правде.

Много теряют те, кто редко или вообще не посещает Храм Божий. Поскольку храм - это одно из тех редких мест, где люди могут укрыться от непогод жизни, подумать о смысле жизни, очиститься от нравственной грязи. Духовная пища так же необходима человеческой душе, как пища телесная для поддержания сил. Храм по справедливости может быть назван училищем веры и благочестия. Тем более это важно знать и помнить в наше торопливое время, когда большинство людей заняты зарабатыванием денег, а о вечном не остаётся времени подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История, как давняя, так и та, которая творится у нас на глазах, ясно свидетельствует: воины должны быть сильны не только вооружением, но и высокой духовностью и крепким национальным самосознанием. Армия, где собираются самые здоровые силы народа, по заветам А.В. Суворова, должна быть школой нации. Известно, что победа в войне только на четверть зависит от материальных факторов, а остальная часть приходится на боевой дух и героизм воинов. А источником подлинного мужества и несгибаемой стойкости воинов может быть только религия и любовь к Родине. Эти два начала неразрывно связаны, ибо обретение Родины немыслимо без обретения веры. Подлинный патриотизм может жить только в той душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа. Истинная вера рождает истинный патриотизм. Примером такого патриотизма служат жизнь и подвиги святых: Бориса и Глеба, Александра Невского, Димитрия Донского, Федора Ушакова, а также многих других русских воинов, отдавших свои жизни за веру и Отечество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,1986г.

Яблокова И.Н. «Основы религоведения», 1994г.

Мчедлов М.П. «Религия и современность» М. Издательство политической литературы, 1982г.

. Великая Отечественная в цифрах и фактах., Мн., 1998 г.

Полынский А. «Это я, Господи!» М, Издательство «Русский дом», 2006г.

Просмотров работы: 14