Рождество Иоанна Предтечи

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рождество Иоанна Предтечи

Кононенко А.А. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – так полностью называется праздник.

Актуальность данного проекта можно определить так: в настоящее время всё больше и больше иностранных граждан испытывают интерес к святыням в России, к нашим обычаям и культуре, а Иоанн Креститель это часть нашей христианской истории .

Целью данного проекта является рассмотреть такой русский православный праздник, как Рождество Ивана Предтечи.

Основные задачи исследования: собрать документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные.

Гипотеза: полностью изучить биографию Иоанна Предтечи и историю праздника «Рождество Иоанна Предтечи».

Предмет исследования – Иоанн Предтеча, Святой Креститель.

Методы исследования: изучение материалов Староминского музея, материалов библиотеки, интервьюрования благочинного Староминского прихода отца Алексея, анализ и обобщение научной информации.

Этапы исследования: определить цель и задачи исследования, изучить материалы, проанализировать и обобщить результаты.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив МО Страминского районного музея.

История жизни Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя”. (см. приложение I рис. 1)

Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Повествование о них начинается с 30-летнего возраста. Дело в том, что по древним израильским законам только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Поэтому и Иоанн, и Христос неукоснительно соблюдают это предписание, о чём и говорят евангелисты, подчёркивая легитимность их проповедей и учений.

За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселённых, пустынных землях израильской страны появился удивительный человек. Сейчас бы его назвали аскетом. Это и был Иоанн Предтеча. Он вёл одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, недорогую, грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая скудная природа: сушёными кузнечиков (так называемыми акридами) и мёдом диких пчёл

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. (см. приложение II рис. 1)

Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи. Как знак свершившегося духовного очищения, Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище Креститель (см. приложение IV рис. 1)

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Христос уверил его, что “надлежит нам исполнить всякую правду”. Во время крещения “отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!”

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. (см. Приложение I рис. 2) [1]

Иконография Иоанна Предтечи

В честь Иоанна пишут иконы, перед которыми христиане молятся, просят простить их прегрешения, даровать милость. Верующие искренне верят, что его святейший образ обладает чудотворной силой (см. приложение III рис. 2)

Люди обращаются к пророку с просьбой исцелить их от телесных и душевных болезней. Считается, что Иоанн помогает тем, у кого сильно болит голова. Христиане просят праведника помочь им найти правильный путь в жизни и не свернуть с него. Крестителю принято молиться, если в семье проблемы или кто-то из близких неизлечимо болен.

Каждый, кто молится святейшему пророку, вправе рассчитывать на его милость. Иоанн может помочь страдающим обрести душевное спокойствие. Праведник всегда помогает людям, искренне раскаявшимся в своих грехах. Иногда грешникам приходится нести за свои прегрешения наказание. Иоанн учит людей терпению и смирению.

Христиане верят, если всем сердцем раскаяться в своих грехах, помолиться перед святейшим образом, то их молитвы будут услышаны. Сам Иоанн, его жизнь являются примером и образцом для подражания.

Согласно руководству по иконографии, Крестителя изображают с худым лицом, черной бородой, с кудрявыми волосами, разделенными на пряди. Он может быть одет в одежду из верблюжьей шерсти или в хитон и гиматий. В руке пророк обычно держит свиток, на котором пишут слова его посланий к народу. Обычно на бумагу помещают текст, в котором праведник просит людей покаяться, чтобы приблизить Царствие Небесное. Сам свиток, изображенный на иконе, имеет символическое значение. Он символизирует проповедь.

Самая первая из сохранившихся икон Рождества Иоанна Крестителя найдена на фресках Софийской церкви в Охриде, написана она в середине XI века.

В XIV веке на иконах Рождества Иоанна Крестителя стали появляться бытовые детали: изображение стола с яствами рядом с постелью Елизаветы, сцена “Укачивание младенца”. В XVI – XVII веках рождество пророка стало также частью его житийных циклов. [2]

Десница Иоанна Крестителя — это христианская святыня, которая хранится в Цетиньском монастыре в Черногории. Десница — это правая рука пророка. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил Его в водах реки Иордан.

История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того, как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда Константинополь захватили турки — было это в 1453 году, реликвия отправилась на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню перевезли в Мальту. Спустя почти три века, 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя в Россию. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и до 1993 года она считалась утраченной. Позже выяснилось, что в 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. И уже в 90-х годах XX века ее обнаружили в Цетиньском монастыре в Черногории.[3]

Я хочу рассказать об иконе «Иоанн Предотеча – Ангел Пустыни», которая находится сейчас в музее им. Андрея Рублёва в Москве.

Икона была написана в 1560-х годах по заказу Иоанна Грозного, названного в честь Иоанна Предтечи, для Троицкого собора Стефано - Махрищского монастыря, расположенного близ города Александрова Владимирской области.

Иоанн Креститель представлен фронтально (фигура обращена прямо к зрителю, без поворота в сторону), в полный рост, с крыльями за спиной. Он одет во власяницу с короткими рукавами и охристый гиматий. Руки и ноги Предотечи обнажены – в иконописи это всегда является признаком страдания. Правой рукой, сложенной в благословляющем жесте, он направляет взгляд зрителя на чашу со своей усекновенной главой.

Справа внизу, у ног Предотечи – дерево с секирой между живой и отрубленной ветвью. Надпись на свитке объясняет изображение дерева с секирой при корне: «Вот я видел и свидетельствовал о Нём, что Он есть Агнец Божий, берущий (на Себя) грехи всего мира. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже и секира при корне древа (лежит), ибо всякое древо (не приносящее плода) посекается» (текст составлен из трёх евангельских цитат).

В правой руке, кроме чаши и свитка, Иоанн Предтеча держит длинный коричневатый посох с крестом в навершии. Посох – как символ проповеди, крест – символ мученичества, понесённого за Христа.[4]

Святой Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета, призывающий жителей Иерусалима исправить свою жизнь и стать достойными Царствия Небесного. Он возвестил своим соплеменникам и через них всему миру – о явлении в мир обещанного Мессии – Христа. Иоанн приготовил путь Господу, был его Предтечей и Крестителем.

Христос цитирует пророка Малахию: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча достиг такой высокой ступени святости, что стал обладателем естества, равного ангельскому. Поэтому и появился данный тип иконографии - с крыльями.

Благодаря продуманной до мелочей композиции, икона выглядит удивительно гармоничной, связанной единым движением.

Есть специальная молитва, написанная, чтобы христиане ее произносили, обращаясь к пророку. В ней верующие просят Крестителя не относиться к ним презрительно, а помолиться за них, людей немощных и недостойных. Христиане верят, что праведник поможет спасти их грешную душу. Пророка просят принять покаяние, очистить от грехов, допустить в Небесное Царство. [5]

Значение роли личности Иоанна Предтечи для христианства в разные исторические периоды

Иисус Христос очень высоко ценил Иоанна. Мы уже видели, что Он называл его главнейшим из пророков, величайшим из рождённых женщинами. И дело тут не только в удивительных личных качествах Иоанна: его вере, его аскезе. Думаю, дело прежде всего в трудности, почти неисполнимости того служения, что нёс Иоанн.

Предтеча являет нам удивительный пример веры и, главное, понимания своего места и роли. Главная миссия Иоанна была исполнена в день крещения им Христа. Имевший безусловный духовный авторитет в народе Иоанн встречает Иисуса, свидетельствует о нём как о Мессии инедвусмысленно даёт понять о своём«умалении» и начавшемся «возрастании» Христа. Часть учеников Иоанна по прямому указанию его становятся первыми учениками Иисуса.

Церковь именует Иоанна Предтечу последним пророком и первым мучеником. И действительно, Иоанн оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны, он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны, он пострадал за Божью правду, за своё служение Христу.

Иоанн Креститель - самый почитаемый святой (после Богоматери) новозаветной эпохи, один из наиболее почитаемых православных святых, сыгравших важнейшую роль в евангельских событиях В Деисусном чине (это группа икон в иконостасе, имеющая в центре Христа) он занимает почетное место справа от Христа (слева стоит Богородица). В церковном календаре с именем пророка Иоанна связано целых семь праздников. В богослужебных текстах пророк именуется великим и имеет посвященный конкретно ему день - вторник. Не удивительно, что с его именем в церковном календаре связано довольно много дат, которые раскрывают основные вехи его жизни, смысл его служения, а также историю почитания Иоанна после его земной кончины. [6]

Святой Иоанн известен, прежде всего, как человек, «совершающий ритуальное очищение водой», а именно как «Креститель». Этот пророк Божий, крестил в Иордане добрую (в буквальном смысле этого слова) половину Израиля, а также книжников и фарисеев. Этому же пророку выпала честь крестить Господа Иисуса, чтобы исполнить таким образом «всякую правду»

Празднуя «Усекновение главы Иоанна Предтечи» христиане вспоминают великого человека, его жизнь и кончину, учатся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить своё предназначение до конца. Но это в общем. Думаю, что непосредственно для нашего времени, когда страх сковал сердца и волю многих людей, важно свидетельство об Иоанне как о непримиримом возвестителе правды и обличителе зла и неправды.

Обре́тение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в не високосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы. (см. приложение III рис. 1)

По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила.

Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того, как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих.

Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений. [7]

История честной главы Иоанна Предтечи – на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи., Историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис рассказал, какие аргументы ученый мир приводит в пользу той или иной святыни.

«Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.

Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит, что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.»

Эйн Керем – тихий район Иерусалима. Здесь же находится место, известное каждому православному. Да, именно здесь стоял дом первосвященника Захарии и его жены Елисаветы – родителей Иоанна Крестителя. Именно тут началась проповедь Предтечи Господня, из чрева матери поприветствовавшего Пресвятую Деву и тремя днями ранее зачатого от Духа Святого Господа Иисуса Христа.

На месте Рождества Иоанна Предтечи расположен пещерный храм в честь этого события. Над входом – мозаичное изображение проповедника покаяния. А на наружной стене удивительные иконы: Благовещение Рождества Иоанна Предтечи, Зачатие Иоанна Предтечи и Бегство Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню.

За стеной храма, в соседней католической церкви, находится другая половина пещеры. Собственно, она и разделилась-то волей случая – после землетрясения. Вот так и получилось, что место Рождества Иоанна Предтечи поделилось между православными и католиками. И глухая стена как будто скорбно напоминает о разделении в христианском мире.

Недалеко от Эйн Керема находится еще один монастырь, католический. Раньше он принадлежал греко-католикам (поэтому иконы здесь выполнены в греческой манере), а нынешние его хозяева – францисканцы-молчальники.

Это место называется «Иоанн в пустыне». По Преданию, именно сюда бежали праведная Елисавета с младенцем Иоанном. Настигаемая воинами Ирода, Елисавета взмолилась ко Господу: «Пусть эта гора укроет нас со чадом!» — и гора расступилась, впуская беглецов в небольшую пещеру. (см. приложение II рис. 2) Елисавета, как мы помним, была в летах преклонных, когда зачала Иоанна, поэтому долго после рождения сына не прожила. Отрок остался жить в пустыне до выхода на общественную проповедь, о чем скупо сообщает последний стих первой главы Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Продолжает он, величайший из рожденных женами, по слову Спасителя, проповедовать и поныне. (см. приложение IV рис. 2) [8]

Отношение Русской Православной Церкви к роли личности Иоанна Предтечи.

Иоанна Крестителя очень любили на Руси, ему посвящали не только иконы, но и целые храмы. В России

Знаете, где находится самый старый православный храм на территории России? Конечно, в Крыму, а точнее в Керчи. Храм Святого Иоанна Предтечи построен в 8 веке, только вдумайтесь — еще до крещения Руси, храм является подлинной жемчужиной архитектуры и истории. Некоторые части вообще датируются 6 веком, а одна из плит, как считается, относится к 1 веку нашей эры. Это старейший православный храм на территории России. Вообще в Керчи много «самого». (см. приложение VI рис. 1)

Говорят, что строительство церкви благословил сам Андрей Первозванный в 1 веке. В церкви хранится плита с углублением, которое, как считается, является следом Андрея Первозванного. Вообще, на этом месте до этого здания было несколько церквей, но они разрушались. Существующая церковь, точнее, ее старая часть относится к 8 веку.

Возраст установили по надписи на одной из колонн: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260», что соответствует 752 году от Рождества Христова. Эта надпись определила традиционную дату постройки храма в VIII веке, которая отображена и на охранном знаке на храме.

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне находится в Пресненском районе Москвы. У этой церкви удивительная история. Она была построена на месте, где проводились древние языческие обряды, связанные со славянским праздником Ивана Купалы. Возведение храма было своего рода миссионерством — москвичей стремились просветить светом Христовым. (см. приложение VI рис 2)

В храме Рождества Иоанна Предтечи у левого клироса храма стоит в отдельном киоте чтимая святыня — икона Иоанна Крестителя с главою в правой руке — этот канон называется «Ангел Пустыни». Образ датируется первой половиной XVII века.

В XVIII веке здесь одно время располагался духовный центр грузинской диаспоры в России и была кафедра грузинского митрополита.

В советские годы церковь была открыта, благодаря этому в ней сохранились многие иконы и фрески XVII-XVIII веков. В конце XIX столетия здесь работал великий художник Виктор Васнецов. К сожалению, почти все его фрески потом закрыли слоями краски. И только в 2007 году реставраторы произвели консервацию работ мастера.

На севере Москвы за Московской кольцевой автодорогой стоит храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово. История церкви интересна сама по себе: построена в 1777 году, никогда не закрывалась, во время Великой Отечественной войны здесь хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Но сегодня для нас особенно важна другая святыня — частицы мощей Иоанна Предтечи.

В центре Москвы, на Большой Ордынке стоит храм святителя Николая в Пыжах. В нем находится крест-мощевик с частицами мощей 72-х святых, среди которых и мощи Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В Иоанно-Предтеченском монастыре (недалеко от станции метро Китай-город) находятся несколько святынь, связанных с именем пророка Иоанна Предтечи. В соборе монастыря также есть древняя икона святого с частицей мощей, а список с нее — в часовне Иоанна Предтечи.

Рядом со списком — веками почитаемая святыня: металлический обруч — мера главы Предтечи. Происхождение его неизвестно. По сей день возле от обруча происходят многочисленные исцеления. [9]

На Кубани тоже есть храмы, построенные в честь Иоанна Предтечи.

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко), в Комсомольском микрорайоне г. Краснодара построен храм в честь святого Иоанна Крестителя. (см. приложение V рис. 1)

Прасковеевка — это маленькое прибрежное село, в котором проживают около 150 человек. В 1896 году Прасковеевке присвоен статус села в связи с постройкой в нем храма во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Одним из первых священников, служивших в храме, был священник Антоний Икономиди. По прибытии в 1880 году из азиатской Турции в числе других турецких подданных эмигрантов, 12 марта 1882 года отец Антоний Икономиди принял присягу на подданство России и обратился к начальнику округа с просьбой о разрешении исполнения треб. (см. приложение V рис. 2)

В 1896 году на месте молитвенной комнаты был построен каменный храм.

В 50-х годах ХХ столетия церковь была перепрофилирована в клуб для молодежи, где демонстрировались художественные фильмы и устраивались танцы и свадьбы. Внутреннее устройство храма было переделано. Внешний облик переделке не подвергался. В конце 90-х годов храм обрел второе рождение. В начале XXI века он был отремонтирован и приобрел подобающий вид. После передачи храма церкви приход был воссоздан. С тех пор в нем регулярно совершаются богослужения.

Церковь Иоанна Предтечи в Темрюке основана в 2007 году и находится в одном здании с воскресной школой и службами Александро-Невской церкви.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Пашковской. Первый Введенский храм в Пашковском курене был возведён из дерева в 1798. По своим плану и внешнему виду, возможно, был идентичен первому Екатерининскому храму Екатеринодара. В 1828 был построен новый, более вместительный, деревянный Введенский храм. В 1854 церковь разобрали, и деревянный фундамент заменили каменным. В 1892 Введенский храм за ветхостью был окончательно разобран, дерево продано, на месте храма мещанин Усанов воздвиг памятник с крестом. В 1906 рядом с этим местом заложили третий, уже каменный, Введенский храм с Предтеченским приделом, проект которого подготовил А. П. Косякин. В 1909 строительство было завершено. Пятиглавый четверик в русском стиле с шатровой трёхъярусной колокольней над западным входом. Вмещал 3 тысячи человек. Разрушен в 1936.

Церковь Иоанна Предтечи в Армавире. Деревянная рубленная церковь, построена во время работ по возведению Рождественского храма. Двухъярусный квадратный сруб, четверик на четверике, покрытый четырёхскатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. Первая литургия состоялась 20 января 2007 года. [10]

Заключение

В своей работе я на примере судьбы Иоанна Предтечи проследила историю создания христианского учения и церкви, а так же отношение РПЦ к роли и значению святого для всего христианского мира. Опираясь в своей работе на гуманистические принципы и на личностно – ориентированный научный подход, используя методы наблюдения и анализа, мне удалось собрать богатый документальный материал. Цель и задачи, поставленные перед собой я выполнила и подтвердила гипотезу. Данная работа несёт в себе элементы новизны и никто её ранее не разрабатывал. Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки ОПК, кубановедения, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). Я считаю, мы должны знать о таких великих людях. Нельзя построить счастливое будущее без знания прошлого. В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.

Список используемой литературы:

1. Вадим Гарин «Иоанн Креститель и Пророк Илия» https://russia.travel/objects/321327/

2. Давид Фридрих Штраус «Жизнь Иисуса» М, Республика, 1992 г.

А. Дмуха. «Иоанн Креститель. “Кто же ты?.. Что ты скажешь о себе самом?” https://russia.travel/objects/321327/

Иосиф Флавий. «Иудейские древности. В 2-х тт.»: Беларусь; Минск; 1994

Маркова А.А. «Святой пророк Иоанн Предтеча» Издательство: Благовест 2014г.

https://sobory.ru/article/?object=10516

http://xn--e1aaigi0aiib6h.xn--c1avg/

8. https://aif.ru/society/religion/13440

9. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6625.htm

10. https://www.pravmir.ru/dom-ioanna-predtechi/

Приложение

Приложение I

Рис.1 Иоанн Предтеча

Рис.2 Иоанн Предтеча, лишённый головы

Приложение II

Рис.1 Крещение Иоанна Предтечи

Рис.2 Иоанн Предтеча – Ангел пустыни

Приложение III

Рис.1 Обретение главы Иоанна Предтечи

Приложение IV

Рис.1 Великие пророки: Илия и Иоанн Предтеча

Рис.2 Иоанн Предтеча со сценами жития

Приложение V

Рис.1 Храм Иоанна Крестителя в Краснодаре.

Рис.2 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Краснодарский край, село Прасковеевка, муниципальное образование Город Геленджик, улица Киризиди.

Приложение VI

Рис.1 Храм Иоанна Предтечи в Керчи.

Рис.2 Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Просмотров работы: 67