Быт крестьянской семьи в конце XIX начало XX века

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Быт крестьянской семьи в конце XIX начало XX века

Данилова А.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность: моя исследовательская работапосвящена изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Я побывала в Рузском краеведческом музее, который является самым древнем музеем Московской области. В музеи я познакомилась с экспозицией, посвященный русскому быту. Я увидела вещи, которые уже вышли из нашего привычного пользования. Мне стало интересно из чего состоял быт крестьянской семьи. Считаю тему актуальной так как в условиях глобализации и усиливающейся космополитизации существует реальная угроза утраты русским народом своего национального колорита, подмены истинно русских традиций искусственными, суррогатными, не отвечающими народному духу. В то же время наблюдается повышенный интерес определенной части населения к своим корням, национальной истории, народной культуре, традициям.

Проблема исследования: на уроках истории мы изучаем жизнь и быт крестьян в разные периоды, я решила глубже ознакомиться с жизнью крестьян, ведь, фактически, наше поколение мало знаем о жизни наших предков.

Объект исследования: русское крестьянство в конце XIX начало XX века.

Предмет исследования:повседневная семейная жизнь русских крестьян в конце XIX начало XX века.

Цель проекта: изучить быт и образ жизни крестьян в конце XIX начало XX века.

Задачи:

Изучить литературу и ресурсы интернета по теме исследования.

Систематизировать материал по истории, в котором говориться о

повседневной жизни крестьян.

Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значением.

Создать небольшой словарь исторических терминов, используемых крестьянами в быту

Методы исследования:

- теоретический метод анализа и обобщения, который позволяет отобрать, проанализировать и систематизировать материал по данной теме;

- исторический, который позволяет воссоздать исторический фон, а также рассмотреть элементы традиционной культуры русского народа; логический, с помощью которого удается установить взаимосвязь и взаимозависимость некоторых процессов и явлений;

- сравнительно-исторический, позволяющий проследить сходство бытовых условий и традиционно-обрядовой культуры, проявляющееся во многих общих традициях материальной и традиционной культуры.

Теоретическую и методологическую основу исследования составил цивилизационный подход, с позиций которого в данной работе предпринята попытка обозначить сущность заявленной проблемы, опираясь на принципы историзма (изучение любого явления в динамике и конкретно исторической обусловленности) и объективности (предполагает всесторонний охват изучаемого явления).

Практическая значимость работы: заключается в том, что ее основные положения могут быть использованы в преподавании исторических и культуроведческих дисциплин; при подготовке спец. курсов об истории и культуре русского народа; во внеучебной работе в учебных заведениях; материалы исследовательской работы представляют особый интерес для специалистов учреждений системы дополнительного образования, изучающих традиционно-бытовую культуру и народное творчество, а также для проведения уроков истории, духовного краеведения и литературы.

Быт крестьянской семьи в конце XIX начало XX века.

Крестьянская семья.

Следует отметить, что невозможно охватить все стороны жизни русского народа: они велики и разнообразны. У каждой семьи свои правила, у каждой общины1 свои традиции. Конечно, многие вещи были в основном такими же, с небольшими изменениями. Но в этой работе внимание уделяется только отдельным формам семейной и общественной жизни. Они переходили из поколения в поколение, дополнялись новыми элементами, традиционно принимались «время от времени, в неравномерных условиях».

Семья и община служили организующим началом во многих явлениях обыденной жизни крестьян. Их опыт, проявлявшийся главным образом в жизни семьи и общины, их взаимодействии, был богат и разнообразен. Каждый член крестьянского сообщества был звеном в цепи сложных взаимоотношений. Общину называли «мир»2 - это общество людей, которые жили вместе в одном селе, деревне, слободе [4, с.20]. Община сохранила и передала традиции. Она собирала знания, выработанные каждым поколением, объединяла их в одно целое. Семья составляла основу крестьянской жизни. Она установила распорядок дня и работы, организовала домашнее хозяйство. Семья играла важную роль в воспитании детей, в их постепенном и естественном вовлечении во все задачи семейной жизни.

В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

Семья – это целый мир. А мир – это порядок, лад, согласие. В мире всегда есть центр. У семьи всегда есть глава, большак3. Зовут его большаком за то, что больше всех понимает, умеет. С него спрашивают: сыты ли дети, обуты ли, одеты? Научены ли мальчики мужской работе. Сильны ли, смелы, здоровы ли? Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним. Во время обеда большак сидел на почетном месте в красном углу избы под образами.

Семья разрешает большаку в доме распоряжаться. Доверяет ему в большом и в малом деле. Большак распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности.

От каждой семьи идет большак на мирскую сходку. Вместе с главами других семей решает важные дела – общие для всего мира. В своей семье большак распределял работу между домашними по силе по возрасту, по умению. За лень и нерадивость может выговорить, наказать, но никогда не обидит [4, c.69-70].

Все женские дела распределяет среди женщин в доме большуха4. Она и молитву творит перед началом всякого женского дела. Крестит на ночь в доме воду и пищу. Строгий взгляд ее и доброе сердце берегут домашний уют. За опрятность в доме тоже отвечает большуха. И чистые уголочки в доме хвалят хозяйку. Значит, хорошо она учит дочерей. Как добрая мать, следит за невестками. Вовремя пожурит, вовремя похвалит [4, c.79].

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме.

Главное в семье сила – любовь друг к другу, согласие, взаимная поддержка и прощение. А идет она от старших к младшим.

Русская изба. Строительство

Русский дом-это не отдельный дом, а огороженный двор, в котором было построено несколько зданий, как жилых, так и хозяйственных. Изба была общим названием жилого района. Слово «изба» происходит от старого «Истра», «Стопка». Сначала так называлась главная отапливаемая жилая зона дома с печкой.

Правило различное, дома богатых и бедных крестьян в деревнях, почти по качеству построек, и по качеству убранства, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие хозяйственных построек, таких как сарай, баня, подвал, выход, манекен и т. д, зависит от уровня экономического развития. Все здания были буквально оседланы от начала до конца строительства. Термин «крестьянский сад» включал в себя не только постройки, но и местность, на которой они располагались, в том числе огород, гумно5

Основным строительным материалом было дерево. Лучшими породами древесины для зданий считались сосна и ель, но сосна всегда была предпочтительнее. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжелым и трудным в работе. Его использовали только в нижних венцах бревенчатых кабин для строительства подвалов или в сооружениях, где нужна особая прочность (мельницы и колодцы). Другие породы деревьев, в частности широколиственные (береза, ольха, осина), обычно использовались для строительства хозяйственных построек.

Для каждого требования деревья отбирались на основе специальных характеристик. Так, перед стенами сруба они старались подобрать специальные «Теплые» деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для рубки на крыше были выбраны не только прямые деревья, но и прямые слоистые деревья. Чаще всего срубы уже собирали в саду или возле двора. Тщательно выбирали место для будущего дома.

Для построек выбирали «кондовый» «боровой» лес, который располагался в отдалённой глубине бора. Именно там растёт ровный, смолистый «корабельный» «бревенчак»6 с прямослойной древесиной. Деревья на краю бора считались непригодными для строительства, и их никогда не использовали, так как из-за недостатка смолы они быстро гнили...

Лес для бревен рубили только зимой, в январе, феврале. Зимой «соки в деревьях спят». Да еще, чем мороз сильнее, тем больше он влаги из дерева выжимает. Поэтому бревна для дома будут сухие, стойкие [4, c.32].

Не говорили – строить избу. Говорили – рубить избу, дом. Потому и основа дома назывался сруб. Сруб7 - основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скрепленных, или, как говорили, «связанных» между собой брёвен. Каждый ряд называется «венец»8. Срубы различались по типу скрепления брёвен.

В основном срубы ладили в форме четырёхугольника - четверика, из которого получалась односрубная четырёхстенная изба. Восьмиугольные восьмерики рубили для храмов или для богатых хором. В таких случаях строились многоуровневые жилища, когда на восьмерик водружался четверик. Двери в дома устанавливали, как можно ниже, а окна наоборот - выше, чтобы тепло от очага не уходило наружу.

В старину крышу покрывали берестой, на которую укладывали дёрн корнями вверх. Но чаще всего использовали пучки соломы, которые прижимали жердями, либо дранки 9- осиновые дощечки, похожие на чешую. Таким образом крыша покрывалась в несколько слоёв. Зажиточный крестьянин мог позволить себе тёс - тёсаные доски без сучков, которые прилаживались обычно в два слоя - с «подтёском».

Очи10 дома – окна. Его обрамляли косяками – деревянными стойками. Над окнами – разные ажурные наличники. Они, как и косяки, прикрывают щель между срубом и оконными рамами.

Наверху, на крыше - деревянная труба для выхода дыма, дымник11. Сквозные узоры на дымниках нужны для тяги, чтобы дым сильнее шел из трубы.

Узоры были дивные, глаз не оторвешь! Но оказывается, не только для красоты их вырезали. Ажурные, фигурные вырезные доски быстрее сохнут. А это очень важно для защиты стен от излишней влаги. Так соединяется красота и польза в народном строительном искусстве – зодчестве12 [4, c.42].

2.3. Русская изба. Внутреннее обустройство избы

В различных районах страны внутреннее убранство дома отличалось традиционным составом предметов обстановки и утвари, а также их строго определенным, фиксированным положением. В описании крестьянской избы, сделанном П.Н. Рыбниковым в 1860–1861 гг., говорится о том, что изба называлась «фатерой»13, или «квартирой», все пространство подразделялось на четыре части, так называемые «углы», обозначено месторасположение углов и приводятся их названия – «печной», «дверной», «красный» (или «большой»), «задний» (или «малый», «меньшой»). Рыбников упоминает традиционные предметы обстановки: лавки, идущие вдоль стен, полки – «надлавочницы»14, печной столб, полки – «воронцы»15, рундук16, прилавок и подпольницу17. Сведения П.Н. Рыбникова дословно подтверждаются В. Майновым, что заставляет говорить об устойчивости интерьера крестьянской избы. Как же выглядела она в конце XIX – начале XX вв [6.3].

Традиционно большая русская печь стояла справа или слева от двери, в так называемом каминном углу. Сложены на прочном деревянном основании – «опечье»18. Их топили раз в день. В крестьянских домах устье печи часто поворачивалось к стене напротив входа. Сбоку от входа, рядом с печью, стоял «шкафчик» – низкий деревянный ящик, под ним - лестница, ведущая в подвал. Ставень, закрывавший дверь хранилища, назывался «подземный». Над шкафом расположена широкая полка – «касса», а сбоку-шкаф для чайной посуды. Могли висеть сечка и медные котлы.

Существовал обычай ставить на воронецкий пирог19 молочные горшки, в которые наливали молоко для более быстрого истирания, а также клали на него хлеб и лепешки после того, как их вынимали из печи. В маленьком углу, перед жерлом печи, мог стоять стол, и над ним традиционно висел фарфор. В чаше у них были горшки, глиняные тарелки и миски. Там же лежали ложка и кофемолка. Ложки можно было хранить в ящиках посуды, на обеденном столе, в шкафу у шкафа, в кувшине на прилавке. Вилки хранились в специальном приспособлении рядом с плитой, на стене. Это была деревянная доска, свет от стены на деревянных штырьках, для которых были предусмотрены вилки. Может быть, на стене стоял чайный сундук. Здесь же размещались ящики, в которых хранилась повседневная одежда. «Для всяких дел у мужа и жены везде должны быть вся утварь и инструменты: в доме, и на дворе, и в плотницкой, и у портного, и у кузницы, и у сапожника. И у жены также во всяком рукоделии и домашнем хозяйстве всякая утварь должна бережно храниться на своих местах. Когда нужно, что-то сделать, ни у кого ничего не просишь, на чужой двор не идешь – свое тут, и никаких слов не надо. И кухонная утварь, и та, что в пекарне и в пивоварне, - всего должно быть вдоволь: и медного, и оловянного, и железного, и деревянного – всего, что может понадобиться» - так учит крестьян «Домострой» [2, c.65].

Третья часть избы, ограниченная двумя Воронцами, была самой светлой и просторной. Угол, образованный двумя наружными стенами, в которых прорезаны окна, назывался «красным» или «большим». Красный угол – самое светлое место в доме. Освещали его три красных лицевых окна. Вверху, на полке-божнице – иконы. Обычно это иконы с изображениями Христа и Богородицы, но могут быть также изображения наиболее почитаемых святых: Николы-чудотворца, Святой Матрены. Перед иконами лампадка20[4, c. 53]. Красный угол еще называют «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

В «Домострои» в главе 11 говориться о том, что каждому христианину следует в каждом помещении своего дома укреплять на стенах честные и святые образы, то есть иконы. Для этого устраивают специальное место, благолепно украшенное и со светильниками, в которых во время молитвы зажигают перед иконами свечи…. К святым образам подходить надо с чистой совестью [2,c. 28].

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам крестьян, на столе льняная скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, и лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом или бабий кут21.Его часто отделяют от остальной избы цветастой занавеской. Хозяйничают в нем женщины: стряпают, прядут, шьют. Здесь же на крюке в потолке висит колыбель для самого маленького в семье. Около окна, против устья печи стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники22 - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников23, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Напротив, женского кута – хозяйский кут, место где работает глава семьи. Что в хозяйстве недоставало – все мог сделать хозяин. Спал хозяин на конике24 – лавке у двери. Конец такой лавки тоже был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же, как и сам хозяин [4, c. 52]

2.4. Русская печь.

Традиционная русская печь – это массивная каменная конструкция периодического действия, отопительно-варочного типа, оснащенная лежанкой.

Благодаря высокой теплоемкости печь аккумулирует тепло и отдает его в помещение длительное время после протопки. Поэтому помещение не выстывает, даже если нет возможности непрерывно поддерживать огонь. Стандартные габариты русской печи были привязаны к аршинам, но при переводе на привычные сантиметры их обычно округляют. Длина – 3 аршина (около 213 см, сейчас 210 см). Ширина – 2 аршина (около 142 см, сейчас 140 см). Высота до лежанки – 2,5 аршина (около 178 см, сейчас 180 см). Русская печь таких размеров могла отопить помещение около 40 м². При использовании современных технологий энергосбережения эта площадь может быть значительно увеличена. Что тогда, что сейчас, форма может быть, какой угодно, но конструкция классической русской печи неизменна [6.5].

Опечье у русской печи могло быть каменным, кирпичным бетонным, деревянным, если опечье было деревянное, его совмещали с подпечьем25. Полость под печкой, предназначенная для хранения и сушки топлива, называлось подпечкой.

Основание печи, изолируемое засыпкой (песок, кирпичная крошка, керамзит), обеспечивающей оптимальную температуру в варочной/духовой зоне - это подина26.

Небольшая полость для хранения посуды называлась печуркой27, если расположена в передней части, называется подшесток.

А площадка перед горнилом, на ней оставляют готовую пищу, после извлечения из печи - шесток28

Было также основание варочной зоны, названное «под». Выполнялось с небольшим уклоном вперед (чтобы газы собирались под сводом, и удобнее было передвигать посуду).

В горниле29 происходит сгорание топлива и приготовление пищи. Верхняя часть горнила называлась сводом или небом, была прямоугольной, арочной или бочкообразной формы, сверху засыпка, чтобы не происходило прямого нагрева лежанки.

Площадка над горнилом называлась лежанкой30, она предназначалась для отдыха или сна, являлась одним из главных элементов классической конструкции.

Камера над шестком, заканчивающаяся сужающимся соплом (хайлом31), в которой собирается дым, отдавая тепло в дом перед выводом в трубу – это перетрубье32.

Задвижка с отверстием над хайлом называется вьюшкой33, она расположена за дверцей, посредством которой регулируется поступление холодного воздуха из трубы.

Также, в любой печи был дымоход34 (труба). Задвижка в печи расположена в трубе, выше вьюшки, позволяет полностью перекрыть дымоход.

И еще около каждой печи находилась строгая пара – это кочерга и ухват. Они – самые нужные припечные «жители». Без кочерги огонь в печи не наладишь. Без ухвата горячих душистых щей из печи не достанешь и не поешь. Кочерга и ухват ближе всех к огню родного очага. Поэтому и считалось в старину, будто могли они уберечь от грозы и града, помочь в семейных делах [2, c. 55]

Одежда крестьян.

Наиболее распространенным костюмом крестьян был русский кафтан35. Он отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Короткий кафтан назывался полукафтаньем. Кафтаны чаще всего были серого или синего цвета и шились из дешевого материала нанки36 - грубой хлопчатобумажной ткани или холстинки37 - льняной ткани кустарной выделки. Подпоясывали кафтан, как правило, кушаком38 - длинным куском ткани обычно другого цвета, застегивался кафтан крючками на левую сторону [6.4].

Разновидностью кафтана была поддёвка39. Поддевка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы, и, ради «опрощения»40, некоторые дворяне.

Сибиркой41 назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.

Азям42 - разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом.

Верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин) служил армяк43 - тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи - толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат.

Из крестьянских головных уборов только недавно исчез картуз44, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря - неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне. Иногда картузы были теплыми, с наушниками. У дворян была особая, форменная фуражка с красным околышем [6.4].

Простой трудовой люд, в частности ямщики, носил высокие, округлые шапки, прозванные гречневиками - по сходству формы с популярной в то время лепешкой, испеченной из гречневой муки.

В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась башмаками, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков. Ботинки, начиная с 1850-х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. Особо тонкая, дорогая кожа для сапог и другой обуви называлась выростковой (из шкуры теленка менее чем годичного возраста) и опойковой - из шкуры теленка, еще не перешедшего на растительный корм. Особо щегольскими считались сапоги с набором (или сборками) - мелкими складками на голенищах.

Деревенской женской одеждой исстари служил сарафан - длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Замужние женщины носили панёву или понёву45- домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой - с телогрейкой. Телогрейку называли «шушун» - это род деревенской телогрейки, короткой кофты или шубки.

В будни на голове носили повойник46 - платок, обвитый вокруг головы, в праздники кокошник47 - довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади, или кику (кичку) - убор с выдающимися вперед выступами48 – «рогами». Появиться на людях с непокрытой головой для замужней крестьянки считалось большим позором. Отсюда «опростоволоситься», то есть опозориться, оскандалиться [6.4].

Одежду берегли. Так «Домострой» людям дает наказ «Платья, рубашки и платки надо всегда носить бережно, чтобы их не испачкать, на засалить, не пролить на них ничего, на мокрое не садиться и не класть. Снимая с себя, следует сложить ее аккуратно и хранить бережно» [2, с.73]

Традиционно крестьянская одежда сохранила отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие и до начала ХХ века крестьянский костюм, сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

2.6. Питание крестьян.

Особенностью русской кухни является почти полное отсутствие предвзятости к продуктам, из которых готовилась пища. Это позволило русским женщинам разработать огромный ассортимент самых разнообразных блюд. Но были и свои сложности. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах их приготовления. Во-вторых, главная цель хозяйки состояла в том, чтобы накормить семью простым набором продуктов, легкой в обработке и очень удовлетворительной пищей. Конечно, одним из основных блюд в начале XX века была картошка. А из древне на Руси в рацион крестьян входили каши, репа, полба и естественно продукты растительные с огорода, из леса. Вернемся к картофелю – его готовили как вареный, так и печеный, готовили картофельный суп с добавлением молока на быстрый день, с растительным маслом. Еще один важный овощ - это капуста. Сырые щи с той же зеленью, что и тушеное мясо. И все это-под черным хлебом. Таково было ежедневное «меню» обеда и ужина для крестьянина в центре России [3, c.6].

Во время поста диета менялась. В пищу подавалась белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редиска со сливочным маслом, «мура» или «тюря» - смесь сухарей, толченого картофеля, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

Крестьяне с удовольствием ели нечто похожее на нынешний незамысловатый винегрет - рубленую свеклу с квасом и огурцами. Эта простая радость сопровождалась «мякотиной»49 - черным хлебом, только испеченным из муки, просеянной через сито и не такой кислой, как обычная «чернушка». По воскресеньям и «маленьким» праздникам еда была почти такой же, как и в будни. Только иногда они готовили творог. Русский пирог, со сметаной, с несколькими яйцами и молоком, в глиняной миске, хранился в русской печи. Не обошлось и без угощения. И это были не пряники, печенье, конфеты - очень дорогие для крестьянского мешка, не сушеные дули - груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, для которого нужна была патока или дорогой сахар в качестве консерванта. Нет, они ели пареную репу! Дети его любили, а в постное время зимой и взрослые особенно уважали разлив этого корнеплода.

Русские крестьяне - вынужденные вегетарианцы - ели мясо в великие праздники: Рождество, Прощенное воскресенье, Пасха, Троица, Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белый «пирог», пироги и ситня50 из белой пшеничной муки.

В других «особых» случаях был специальный стол. По полной было и мясо, и кушанье из белой муки, и другие блюда, в том числе и купленные в городе или в сельском магазине - во время «помочи»51, на торжествах по случаю именин, крестин, покровительственных праздников. При этом они выпивали много чая [6.5].

В Престолы в сельских церквах (да и не в сельских тоже) стоят, кроме самых главных, то можно себе представить, сколько было причин для чревоугодия и гуляний. Эти праздники часто длились от 2-3 (весной) до 7-10 дней (осенью). Если это был шефский или семейный праздник, то многие гости приходили к каждому члену семьи или просто людям, хорошо знакомым с хозяевами, но не только, а в семьях, с женщинами и детьми (как взрослыми, так и маленькими — за исключением девочек), в праздничной одежде. Они приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Про прием пищи надо поговорить особенно. Издавно знали – нельзя переедать: большая сыть брюху вредит. Нельзя есть жадно, да еще и горячее: с пылу хватать – не наесться, а обжечься. Нельзя за едой читать, память проглотишь. И еще советует народный опыт: ешь белого меньше, зеленого больше – проживешь дольше. В народе существовала и такая примета: после обеда полежи, после ужина – походи.

Само принятие пищи каждый раз – торжество. Стряпуха накрывает на стол. Каждому ложку кладет выемкой вверх. Хлеб, соль всегда на столе. Все домашние моют руки, подходят к столу. Старшей читает молитву. После молитвы садятся за стол в особом порядке.

Хозяин (большак) – во главе стола, под образами. Мужчины – справа, женщины и дети – слева. Заходят за стол против солнца. Режет, перекрестив, хозяин хлеб, наделяет каждого. Хлеб, разделенный на части, соединяет всех. Поэтому хлеб – всему голова. Наливает стряпуха деревянную глубокую чашу, ставит на середину стола. По знаку хозяина можно приступить к еде. Опускают в миску ложки разом, все вместе – чтобы всем поровну, никому не обидно. Под ложку подставляют кусок хлеба, нельзя, чтобы пища с ложки капала на стол. Дети – тут же за столом, с взрослыми. Большие и маленькие едят не спеша, чинно, с достоинством. В старину говорили: сколько за столом просидишь, столько в раю пробудешь… После еды – молитва. Из-за стола идешь по солнцу, возвращаешься туда, откуда заходил [4, c.123-124].

Выводы.

В заключение своего исследования я хочу сделать следующие выводы:

- мы изучаем историю, видим старинные вещи в книгах, в кино, в музее, но не всегда думаем над тем, а для чего они были нужны, как использовались нашими предками. В своей работе я осветила вопросы, которые касаются темы крестьянского быта и подтемы, которые помогают нам лучше разобраться в том или ином виде быта, архитектуры и даже кулинарных ценностей.

- Собрав материал, проанализировав его, я узнала новые термины, новые традиции, у меня появилось представление о крестьянском быте. Я получила полное представление о том, как была устроена крестьянская изба, какие предметы быта окружали людей.

Для меня эта работа стала очень познавательным и важным. Я считаю, что историю быта крестьян надо знать и изучать. Все, что я узнала, касается наших предков. Я бы хотела поделиться данными материалами со своими одноклассниками, чтобы они лучше знали историю быта крестьян нашей страны. Мы живем на огромной Земле и должны помнить о нашей истории наших предков.

Таким образом, делая выводы из всей полученной информации, я понимаю, что история наших предков очень важна и нужна для нас. Например, информация о крестьянском быте позволяет нам окунуться в то время.

- Строительство и обустройство избы крестьянина знакомит нас с тогдашними традициями ведения внутреннего хозяйства и архитектурой.

- Одеяния крестьян помогают нам окунуться в некую моду того времени и больше узнать о том, что тогда могли носить крестьяне и другие сословия.

- Питание же крестьян интересно изучить со стороны вкусов. Многие блюда и ингредиенты существуют у нас до сих пор и сохранились в обычаях и культуре.

IV. Заключение.

Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая духовную культуру человека. Так из века в век, вбирая всё лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нём народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды, на счастье. Произведениями подлинно большого искусства наполнен каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры.

Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более душевным. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время школьники плохо знают историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привитии любви к нему. Это является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, формированию у нас, школьников, чувства хозяина, знающего и умеющего сохранить богатые культурные традиции своего края.

Мне захотелось вернуться в музей. Еще раз пройти, посмотреть старинные вещи, но уже с знаем того с что я узнала при написании работы.

В конце работы, хочется сказать, что каким бы полным мы не старались сделать данное исследование, все равно еще довольно много темных пятен и вопросов, на которые нельзя дать однозначных и точных ответов. Эти обстоятельства требуют дальнейшего изучения.

V. Литература:

Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII – начале XIX вв. - Минск: Наука, 1989.

Домострой. /Под ред. А.Г. Кравецкий. – М.: Царский дом, 2012.

Ковалев В.М., Могильный Н.П. 500 рецептов славянской кухни. М.: ИКПА, 1990.

Новицкая М.Ю. Родная земля. М.: Дрофа, 2001.

Праздники народов России. Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2002.

Ресурсы интернета:

Быт крестьянина — история России. [Электронный ресурс] URL:https://valdvor.ru/bez-rubriki/byt-krestyanina-istoriya-rossii.html (25.02.21)

Как жилось крестьянам в царской России. Аналитика и факты [Электронный ресурс] URL: - https://topwar.ru/23913-kak-zhilos-krestyanam-v-carskoy-r0ossii-analitika-i-fakty.html (05.03.21)

Русский крестьянский быт. [Электронный ресурс] URL: https://schci-ru.turbopages.org/schci.ru/s/byt.html (28.02.21)

Русский народный костюм – история появления [Электронный ресурс] URL: https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/ (06.03.21)

Русский крестьянин: образ жизни, быт и обычаи [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/449329/russkiy-krestyanin-obraz-jizni-byit-i-obyichai (07.03.21)

1

Словарь:

Община – это древнейшая сельская форма объединения людей, отличающаяся общим владением средствами производства, частичным самоуправлением.

2 Мир – крестьянская община, которые жили вместе в одном селе, деревне, слободе

3 Большак – старший в семье (дед, отец)

4 Большуха - звали любую хозяйку дома независимо от возраста

5 Гумно - расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна.

6 Бревенчак - лес, состоящий из крупных деревьев, годный на бревна; строевой лес.

7 Сруб - деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен.

8 Венец -несколько брёвен или брусьев, соединённых в единый горизонтальный ряд деревянного сруба

9 Дранка - кровельный материал в виде пластин из древесины.

10 Очи - глаза

11 Дымник - деревянная труба для выхода дыма.

12 Зодчество - архитектура (зодчество) Киевской Руси и русских княжеств со времени зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

13 Фатера - квартира, помещенье, жилье, жило, стоянка

14 Полки «надлавочницы»

15 Полки «вороницы» -

16 Рундук - в русском деревянном зодчестве площадка крыльца, пристроенного к дому; мощёное возвышение, а также сень, навес над таким крыльцом.

17 Подпольница – погреб в русской избе.

18 Опечье- фундамент (каменный, кирпичный, бетонный, деревянный)

19«Воронецкий» пирог – слоеный пирог, перевертыш.

20 Лампадка - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников

21 Кут – это отдельный угол в русской избе

22 Наблюдники - полки для столовой посуды

23 Полавочник- Полка над лавками, непрерывно огибающая стены в избе

24 Коник- лавке у двери в дом

25 Подплечье - полость под печкой, предназначенная для хранения и сушки топлива.

26 Подина - варочная/духовая зоне печи

27 Печурка - небольшая полость в печи для хранения посуды, сушки вещей.

28 Шесток в печи -площадка перед устьем русской печи. Шесток бывает открытым, закрытым и закрытым с двух сторон. На шесток ставили горячую посуду.

29 Горнило - сгорание топлива и приготовление пищи

30 Лежанка -верх перекрыши печи, место для того чтобы лежать, спать в холодное время года. В основном на лежаке помещались два человека, но большие печи имели лежаки, на которых помещалось до 6 человек.

31 Сопло (хайло) -отверстие  для выпуска дымовых газов в трубу

32 Перетрубье – место в печи, где собирается дым, отдавая тепло в дом перед выводом в трубу.

33 Вьюшка -устройство, состоящее из двух, а иногда из трёх частей. Это стальная пластина или рамка из чугуна с отверстием, закрывающимся блинком и крышкой.

34 Дымоход – выход дыма на улицу.

35 Кафтан -верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду.

36 Нанка - грубая хлопчатобумажная ткань

37 Холстинка - льняная ткань кустарной выделки

38 Кушак – пояс, состоящий длинного куска ткани, иногда подпоясывались рушником.

39 Поддевка - русская верхняя распашная длинная (до или ниже колен) одежда с длинными рукавами, отрезная сзади по талии, со сборками на спине, со стоячим или отложным воротником. Носили и мужчины и женщины

40 Опрощения - усвоение образа жизни и привычек крестьянства, "простого народа", добровольный отказ от привилегий

41 Сибирка - короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником

42 Азям – кафтан из тонкой ткани и носился только летом.

43 Армяк - кафтан, сшитый из фабричной материи - толстого сукна или грубой шерсти

44 Картуз - неформенная разновидность фуражки

45 Понева – род домотканной шерстяной клетчатой или полосатой юбки, поверх которой посреди вшивается или надевается кусок материи

46 Повойник - платок, обвитый вокруг головы женщины

47 Кокошник - это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»).

48 Кика – головной убор с выдающимися вперед выступами

49 Мякитина - черный хлеб, только что испеченный

50 Ситень – белый хлеб

51 Помочи – безвозмездная помощь семье членами общины

Просмотров работы: 38