Диорамы главных сражений Великой Отечественной войны

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Диорамы главных сражений Великой Отечественной войны

Покатилова П.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великими и судьбоносными для всего человечества стали события 1941-1945 годов. Сотни людей помнят и чтят память о тех, кого провожали на фронт, кто день и ночь трудился в эти тяжелые годы, приближая Великую Победу. Вечная память тем, кто отдал свои жизни за свободу и независимость Родины, во имя счастья будущих поколений.

Одним из способов погрузиться в прошлое и представить масштаб тех событий становится искусство диорамы.

Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны. В нашей работе мы решили подробнее познакомиться с важными сражениями Великой Отечественной войны, изучить, какие художники, отразили их в своих диорамах, удалось ли им передать достоверность событий прошлого, помогло ли это нам, потомкам, представить ужас войны, пережить хоть чуточку эмоций, участвовавших в ней людей.

Тема исследовательской работы: Диорамы главных сражений Великой Отечественной войны.

Проблема исследовательской работы: Необходимость раскрытия событий Великой Отечественной войны посредством искусства диорамы.

Цель исследовательской работы: Проследить историю главных сражений Великой Отечественной через изучение диорам, посвящённых этим сражениям.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с понятием, художественными особенностями и приёмами диорамы.

Изучить историю главных сражений Великой Отечественной войны (Оборона Брестской крепости, Битва за Москву, Оборона Севастополя, Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, Белорусская операция, Берлинская операция).

Познакомиться с диорамами, посвящёнными главным сражениям Великой Отечественной войны.

Достижение поставленной цели и реализация поставленных задач осуществлялись следующими методами:

Изучение и анализ литературы по теме.

Подбор и анализ иллюстративного материала.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение явления диорам Великой Отечественной войны.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ней, могут быть использованы в курсе таких предметов как история, МХК, история искусства.

1. Понятие, художественные особенности и приёмы диорамы

Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом.

Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.

Первая экспозиция подобного плана была изготовлена в 1822 году изобретателем фотографии Л.Ж. Дагером. Это была сложная диорама, оснащенная многочисленными механизмами, которые позволяли зрителям каждые 15 минут видеть новые изображения.

Первая диорама в России была создана силами М.Б. Грекова в 1929 году. Она изображала взятие Ростова в годы гражданской войны, в Великую Отечественную войну композиция была утеряна.

Одно из самых важных качеств диорамы – техническая и историческая достоверность. Все детали прорабатываются с максимальной точностью. Основной эффект «присутствия» создается с помощью умелого сочетания дальнего плана и фона, в качестве которого выступает живописное полотно, и ближнего, среднего плана с макетной частью экспозиции.

2. Диорамы главных сражений Великой Отечественной войны

2.1.1. Оборона Брестской крепости, 1941 год

Операция немецких войск по захвату крепости была начата 22 июня 1941 года мощной артиллерийской подготовкой, разрушившей значительную часть строений. В районе Тереспольских ворот немцы встретили отчаянную контратаку советских бойцов под общим командованием полкового комиссара Ефима Фомина.

Выигранное время позволило советской стороне организовать оборону. Помимо центральной части крепости постепенно росло сопротивление в других частях зданий, причем бойцам препятствовала плотная застройка. Из-за нее враг не мог вести прицельный огонь с близкого расстояния, не подвергаясь опасности быть уничтоженным. Располагая только стрелковым оружием, защитники крепости пресекли продвижение противника, а в дальнейшем, когда немцы осуществили отступление, заняли оставленные противником позиции.

Несмотря на провал быстрого штурма, захватчикам удалось взять всю крепость в кольцо блокады. Командование объединенными силами защитников было возложено на капитана Ивана Зубачёва, заместителем которого стал полковой комиссар Фомин.

Противник упорно стремился занять Центральный остров, но встречал отпор. Только 24 июня немцам удалось окончательно занять Тереспольское и Волынское укрепления. Не менее опасной для советских солдат и гражданских лиц, находившихся с ними, оказалась нехватка еды и питья.

На начальном этапе обороны идея пробиться за пределы крепости и соединиться с основными силами была оставлена, поскольку командование защитников рассчитывало на скорый контрудар советских войск. Когда эти расчеты не оправдались, начались попытки прорыва блокады, однако все они завершились неудачей.

К началу июля, после масштабной бомбардировки и артиллерийского обстрела, противнику удалось захватить укрепления на Центральном острове. С этого момента оборона крепости утратила крепость, и борьбу продолжали уже группы в разных участках комплекса. Действия этих групп продолжались до конца июля и даже до начала августа 1941 г.

Большинство уцелевших защитников попали в немецкий плен. Оборона Брестской крепости стала символом мужества и самопожертвования советских солдат в первый, самый трагический период войны.

2.1.2. Диорама «Оборона Брестской крепости»

Диораму обороны Брестской крепости создали моделисты (Приложение 1). В масштабной композиции изобразили бои в первые сутки войны. На лицах солдат застыли гримасы боли, а с разрушенной башни, кажется, вот-вот посыплется кирпич. В военной диораме соблюли не только исторические, но и пропорциональные точности. Перед тем, как приступить к работе, моделисты выезжали в крепость и замеряли ворота. Высота диорамы – 88 сантиметров, длина – 60. В реальности этой части ворот уже нет – башня была полностью разрушена. Размер здания уменьшили ровно в 35 раз. В диораме сотни мелких деталей. Каждую фигурку моделисты расписывали, собственно.

Штыки их оружия не толще швейной иглы. А кирпич клеили из глины вручную. Основу композиции составили строительные материалы.
Моделисты Василий, Юрий и Игорь познакомились в интернете. Их объединило общее хобби. Работу над Тереспольскими воротами разбили на несколько этапов, у каждого специалиста были свои задачи. Макет создавали почти полгода. Эту работу моделисты посвятили защитникам Брестской крепости. А диораму решили подарить мемориальному комплексу, чтобы она нашла свое место в экспозиции одного из музеев.

2.2.1. Битва за Москву, сентябрь 1941 – апрель 1942

Битва за Москву стала одной из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Войска Германии, развернув 30 сентября 1941 г. операцию «Тайфун», сумели вплотную подойти к советской столице, но так и не сумели ее взять.

Немецким планом «Тайфун» предусматривалось окружить группировку советских войск под Вязьмой и Брянском, а затем быстро достигнуть Москвы.

Начав наступление, войска немецкой группы армий «Центр» уже к 7 октября сумели окружить советские войска под Вязьмой, а через несколько дней под Брянском. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, противник прорвал их оборону.

В этот момент огромную роль в спасении столицы сыграли курсанты военных училищ из Подольска и Москвы, которые были подняты по боевой тревоге и брошены в бой. Советское командование в срочном порядке подтягивало резервы с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока. С 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Командующим Западным фронтом стал Георгий Жуков.

В середине ноября армия «Центр» организовала новый натиск на Москву. К началу декабря 1941 года немцы вышли на ближние подступы к столице. Но наступательный порыв вооруженных сил выдохся, а Красная Армия сосредотачивала новые резервы для наступления.

5 декабря 1941 года началось наступление под Москвой, которое переросло с 8 января 1942 года в общее наступление, продолжавшееся до 20 апреля. Проведя ряд успешных наступательных операций, Красной Армии удалось отбросить врага от столицы.

2.2.2. Диорама «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в районе Яхромы»

Диорама «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в районе Яхромы» создана художниками монументалистами братьями-близнецами Владимиром и Александром Якуниными в 1975 году для музея Воинской славы Яхромского совхоза-техникума (Приложение 2). Диорама находится в нём и сейчас.

На диораме изображены моменты разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в районе Яхромы д. Перемилово, в конце ноября 1941 года. В основу сюжета легли рассказы участников событий, главным из которых был бывший начальник ударной армии генерал-лейтенант Ф.Я. Лисицин. В центре диорамы изображён захват нашими бойцами немецкого танка, на котором они потом ворвутся в Яхрому. На переднем плане тяжело раненный комбат Ф.Д. Круглов, отдающий последний приказ бить фашистов. Справа, из орудия ударной армии, под командованием командира лейтенанта Г.И. Лермонтова ведут огонь по фашистским танкам. На дальнем плане шоссейный мост через канал Москва-Волга, за ним захваченная немцами Яхрома.

Эскиз был одобрен в Дмитровском горкоме на совете представителей предприятий района. Диорама, с небольшими изменениями, была выполнена в натуре к празднику 30-тилетия победы в ВОВ, 9 мая 1975 года, художниками монументалистами В.Ф. Якуниным, А.Ф. Якуниным (1944-2013), Б.В. Чупровым.

Ширина диорамы составляет 80 см, а длина – 120см.

2.3.1. Оборона Севастополя, октябрь 1941 – июль 1942

Система обороны Севастополя включала в себя три оборонительных рубежа – передовой, главный и тыловой. Силы Севастопольского оборонительного района мужественно отразили два наступления противника на главную базу Черноморского флота. В связи с тем, что в конце мая 1942 г. советские войска потерпели крупное поражение на Керченском полуострове. После многодневных интенсивных налётов и артиллерийских обстрелов 7 июня 1942 г. немцы предприняли штурм Севастополя. К концу июня силы защитников города истощились, сказывалась нехватка боеприпасов. Остатки войск, оборонявших Севастополь, должны были эвакуироваться в Новороссийск. Но эвакуировать удалось лишь незначительную часть защитников города.

Оборона города продолжалась 250 дней и стала символом массового мужества и героизма советских воинов.

2.3.2. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» впервые в Советском Союзе была размещена в специальном стационарном здании (Приложение 3). Её авторы – художники студии имени М.Б. Грекова  П.Т. Мальцев, Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. В течение семи месяцев они работали над живописным полотном (5,5 м × 25,5 м) и предметным планом площадью 83 м².  Стремясь сохранить портретное сходство с теми, чьи подвиги воспроизведены на картине, авторы диорамы использовали документальные фотоснимки, привлекали для позирования самих участников штурма, натурщиков, имевших сходство с участниками боев. Удачной оказалась и избранная художниками точка обзора на Сапун-горе, с которой видна местность, где в 1944 г. развернулись боевые действия на суше, на море и в воздухе.

Число эпизодов, изображенных на диораме, велико, однако художникам удалось передать самое характерное, типичное, раскрыть массовый героизм советских воинов и одновременно увековечить отдельные подвиги и людей.

К исходу дня 7 мая 1944 г. ключевая позиция на подступах к Севастополю была взята. Художники не изобразили на полотне этот момент, но каждый, кто осматривает диораму, убеждается, что победа близка. И она пришла в Севастополь ровно за год до общей Победы над фашизмом – 9 мая 1944 г.

В августе 1959 года обе части батального произведения из Москвы доставили в Севастополь и разместили в специально построенном полукруглом здании.

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора»; построено по проекту архитектора В. П. Петропавловского на направлении главного удара войск, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнём, мемориальными стенами, обрамляющими с трёх сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

2.4.1. Блокада Ленинграда, сентябрь 1941 – январь 1944

Наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944. В ходе Ленинградской битвы советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду.

Немецко-фашистских войскам не удалось ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции была перерезана последняя ж.д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г. Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась блокада города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру.

Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены. С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда, с 8 сентября – налёты авиации.

По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение транспорта, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

С осени 1941 в Ленинграде начался голод. Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками, вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург – «Дорога победы».

В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе – феврале блокада с Ленинграда была снята полностью.

За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб ценнейшим памятникам истории и культуры – Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

2.4.2. Диорама «Блокада Ленинграда»

При создании диорамы Евгения Корнеева «Блокада Ленинграда» (Приложение 4) впервые был использован целый ряд новых выразительных средств, для более глубокого осмысления темы: монументально-декоративная роспись стен аванзала, бутафорские архитектурно-строительные конструкции предметного плана, военная техника и скульптурная композиция для портала диорамы. Такое сочетание художественных форм позволило автору создать развернутое повествование сложного сюжета и наглядно воплотить реалии блокады героического города.

Диорама отличается от других диорам: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Только молчаливый, непобедимый прекрасный в своем величии город. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа – канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальности, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который по замыслу автора должен восприниматься как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших 900 дней изнурительной блокады. За величественной красотой проглядывает суровость: кажется, что город замер, скованный льдом и снегом. Видны серые угрюмые очереди за кипятком, разрушенные бомбежками дома. Во всем чувствуется противоестественность сочетания возвышенной красоты и кошмара разрушений.

Размер диорамы составляет 10х33 м.

2.5.1. Сталинградская битва, июль 1942 – февраль 1943

Сталинградская битва – одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Битва включала в себя два периода. Первый – оборонительный - начался со Сталинградской оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года. Операция проводилась войсками Сталинградского, Юго-Восточного фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии.

В оборонительных сражениях, развернувшихся в большой излучине Дона, а затем в районе Сталинграда и в самом городе, была не только сокрушена наступательная мощь врага, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.

Второй период битвы – Сталинградская наступательная операция – начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Операция проводилась войсками Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии.

В ходе операции советские войска окружили и уничтожили главные силы немецких армий. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

2.5.2. «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Сюжетом панорамы является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска приступили к выполнению последней операции «Кольцо» (Приложение 6).

Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск: авиации и наземных частей – пехоты, танков, артиллерии. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, показали разрушенный, но победивший Сталинград. Для этого они применили приём совмещения во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике. На фоне военных действий 26 января 1943 г. художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы – связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота, лётчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бессчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых, охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк.

Размеры панорамы – 16 м x 120 м x 13 м (3000 кв. м.)

2.6.1. Курская битва, август 1943

Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, представляет собой совокупность трех стратегических операций в ходе Великой Отечественной войны: Курской оборонительной (5-23 июля); Орловской (12 июля – 18 августа) и Белгородско-Харьковской (3-23 августа) наступательных.

Курская битва началась утром 5 июля 1943 года, когда немецкие ударные группировки, перешли в наступление. Наступавшие наземные войска поддерживала ударами авиация. Завязались тяжелые и упорные бои. Наступление германских войск было остановлено 10 июля в полосе Центрального фронта, и 12 июля в полосе Воронежского фронта.

Убедившись в полной невозможности сломить сопротивление войск Воронежского фронта германское командование попыталось прорвать их оборону ударами на Прохоровку, чтобы выйти к Курску с юго-востока.

В результате ожесточенного сражения в районе Прохоровки ни одна из сторон не смогла решить поставленные перед ней задачи: немцы – прорваться в район Курска, а советская танковая армия – выйти в район Яковлево, разгромив противостоявшего противника. Но путь врагу на Курск был закрыт. Противоборство двух группировок – наступавшей немецкой и наносившей удар советской – продолжалось вплоть до 16 июля. В это время войска в ходе Орловской операции, начавшейся 12 июля 1943 года, разгромили орловскую группировку немецких войск 5 августа освободили Орел и к 18 августа продвинулись на запад, где были остановлены.

Войска в ходе Белгородско-Харьковской операции 5 августа освободили Белгород. Развивая наступление и отразив сильные контрудары врага, войска 23 августа освободили Харьков.

Курская битва была одной из решающих и крупнейших битв Второй мировой войны.

2.6.2. Диорама «Курская битва»

В основе художественного полотна диорамы – эпизод танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года (Приложение 6)

Автор – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, заслуженный деятель искусств Украины Присекин Николай Сергеевич. Размер живописного полотна диорамы 10х33 м, холст, масло.

Автор посвятил свою работу встречному танковому сражению под Прохоровкой. Он изобразил на полотне один день танкового сражения – 12 июля 1943 года, когда встретились танковые армады дивизий СС «Мертвая голова» и «Адольф Гитлер». В этом сражении немецко-фашистские войска понесли огромные потери. Поставленные задачи по разгрому советских войск немецко-фашистские войска не выполнили. Советские войска перешли в наступление и погнали фашистов на запад.

На полотне показан участок местности в районе совхоза Октябрьский, откуда и раскрывается панорама трагических событий.

2.7.1. Берлинская операция, апрель – май 1944

С 16 апреля по 8 мая 1945 года в ходе Великой Отечественной войны советские войска провели Берлинскую наступательную операцию, целью которой было разгромить основные силы немецких групп армий «Висла» и «Центр», овладеть Берлином, выйти на реку Эльба и соединиться с войсками союзников.

Войска Красной Армии, разгромив в течение января – марта 1945 года крупные группировки немецко-фашистских войск, к концу марта вышли на широком фронте к рекам Одер и Нейсе. После освобождения Венгрии и занятия Вены советскими войсками в середине апреля фашистская Германия находилась под ударами Красной Армии с востока и юга.

Советское Верховное Главнокомандование в ходе Берлинской наступательной операции предусматривало прорвать оборону противника по Одеру и Нейсе и, развивая наступление, окружить основную группировку немецко-фашистских войск, расчленить её и в последующем уничтожить по частям, в дальнейшем выйти на Эльбу.

По замыслу операции 1-й Белорусский фронт под командованием маршала Георгия Жукова должен был овладеть Берлином и затем выйти на Эльбу. 1-й Украинский фронт под командованием маршала Ивана Конева имел задачу разгромить противника в районе Котбуса и южнее Берлина и овладеть рубежом Белиц, Виттенберг и далее река Эльба до Дрездена. 2-му Белорусскому фронту под командованием маршала Константина Рокоссовского предстояло форсировать реку Одер, разгромить группировку противника и отсечь от Берлина основные силы немецкой армии.

16 апреля 1945 года после мощной авиационной и артиллерийской подготовки началась решительная атака войсками.

Сопротивление немецко-фашистских войск было окончательно сломлено. В ночь на 9 мая был подписан Акт о капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

В ходе Берлинской операции советские войска окружили и ликвидировали самую крупную в истории войн группировку вражеских войск.

2.7.2. Диорама «Штурм Берлина»

Автор диорамы «Штурм Берлина» народный художник Российской Федерации Вениамин Сибирский (Приложение 7). Диорама рассказывает о штурме советскими войсками «сердца» Третьего Рейха – Рейхстага в Берлине. Размер живописного полотна диорамы 10х33 м.

Диорама «Штурм Берлина» в музее на Поклонной горе – это третья работа мастера на данную тему, она завершает художественно-экспозиционный комплекс из шести диорам Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Этому полотну присуща пластичность, выразительность, глубокое знание военной техники и динамики боя и вместе с тем, та должная мера обобщения в изображении боевой ситуации, которая всегда отличала лучшие полотна русских художников-баталистов. Диорама построена по всем канонам диорамного искусства. В ней присутствуют историческая достоверность, широкий охват событий, декоративная зрелищность и убедительность предметного плана. Чрезвычайно интересным является также оригинальное построение художественного произведения, когда реальный центр полотна не соответствует композиционному. Главный акцент переносится левее, на ступени рейхстага к маленькой красной точке – первому знамени, которому не суждено было реять над рейхстагом и которое как символ стремления к победе притягивает к себе взоры зрителя. Стоящий перед полотном невольно поворачивается лицом именно к этой части композиции. Авторская задача состояла в том, чтобы все было устремлено к центру диорамы.

Заключение

Великая Отечественная война 1941-1945 г. была тяжелым испытанием для всей страны и всего народа. Мужество и героизм наших воинов и тружеников тыла вызывает восхищение. Советский народ выдержал трудности военных лет, познал горечь утрат и радость Победы. Хотя с окончания войны прошло почти 75 лет, но ее уроки не должны пройти бесследно для будущих поколений. Мы должны их помнить и стараться не допустить впредь. Победа нашего народа в минувшей войне далась тяжелой ценой. Лишь мобилизация всех сил позволила переломить ход войны.

Как деятели искусства, так и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. Война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

Благодаря художникам, которые максимально реалистично передали нам основные события того времени, мы имеем представление о военных сражениях. Я уверена, что без творчества художников наше представление о Великой Отечественной войне было бы далеко не полным. Наиболее наглядно и эмоционально события Великой Отечественной войны представлены в музеях-диорамах, которые расположены по всей России. Мы никогда не забудем, благодаря кому живем сегодня в свободной стране, гордимся ее успехами. Ведь пока мы помним свою историю – у нас есть будущее!

Список литературы

Великая Отечественная война в произведениях советских художников: альбом / авт. вступ. ст. и сост. А.А. Юферова. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

Мир отстояли – мир сохраним : альбом / Авт. вступ. ст. И. Б. Порто. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 207 с.: ил.

Artefact / Диорама «штурм Берлина»: [Электронный ресурс] // https://ar.culture.ru/ru/subject/diorama-shturm-berlina-4

Военная хроника / Операция «Багратион». Хроника победы: [Электронный ресурс] // https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/operacija_bagration_khronika_pobedy_belarus_6_serij_2009_god/22-1-0-1338

История.РФ. Исторический портал: [Электронный ресурс] // https://histrf.ru/

Курская битва: взгляд сквозь годы / Курская битва глазами художников: [Электронный ресурс] // http://kurskonb.ru/our-booke/bitva/doc/7.html

Мощь и масштаб: героям Сталинградской битвы: [Электронный ресурс] // http://www.kamtk.ru/OfficeViewer.ashx?table=0&id=1606

Приложения

Приложение 1

Диорама обороны Брестской крепости.

Приложение 2

Владимир и Александр Якунины.

Диорама «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в районе Яхромы».

Приложение 3

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Приложение 4

Диорама Евгения Корнеева «Блокада Ленинграда».

Приложение 5

Диорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».

Приложение 6

Николай Присекин. Диорама «Курская битва».

Приложение 7

Вениамин Сибирский. Диорама «Штурм Берлина».

Просмотров работы: 819