ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война – это трудное время для нашей Родины, которое пережили наши предки. Во время войны многие люди понесли утраты, лишались крова и голодали. Но, не смотря на это, их волю к победе было не сломить, поэтому, даже спустя четыре года, русские войска не сдались и одержали победу. Её праздновала вся страна. Даже спустя многие годы русские художники продолжают изображать наш триумф в этой войне.
Советские живописцы писали батальные сцены, жизнь в тылу, встречи солдат с их семьями и т.д. Благодаря произведениям искусства мы можем представить в красках то тяжёлое и страшное время, когда ни один человек в мире не мог почувствовать себя в безопасности. Всматриваясь в картины, посвящённые Великой Отечественной войне, трудно не ощутить себя её частью, не прочувствовать все те эмоции, которые хотел передать автор. Визуальные образы остаются в памяти на продолжительное время, поэтому мы никогда не забудем об этой войне и донесём знания будущим поколениям.
Актуальность темы: Нами была выбрана данная тема, потому что в учебниках истории не отражается информация о художниках, создавших немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.
В данной исследовательской работе мы расскажем об этом великом торжестве, изображённом в живописи.
Тема исследовательской работы: Весна Победы глазами художников.
Проблема исследовательской работы: Необходимость выявления и раскрытия военной тематики в работах художников.
Цель исследовательской работы: Рассказать о Великой Победе, изображенной в живописи.
Задачи исследовательской работы:
Подробнее познакомиться с событиями военных лет.
Познакомиться с творчеством художников, писавших о Победе в ВОВ.
Изучить и проанализировать картины, посвящённые Победе в ВОВ.
Достижение поставленной цели и реализация поставленных задач осуществлялись следующими методами:
Изучение и анализ литературы по теме.
Подбор и анализ иллюстративного материала.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, чтобы познакомиться и изучить творчество художников, писавших о Победе в ВОВ.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ней, могут быть использованы в курсе таких предметов как история, МХК, история искусства.
1. Тема Великой Победы в живописи
Для наилучшего раскрытия темы исследовательской работы, мы решили сгруппировать произведениями, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне, по тематическим группам, а также выделить особенности каждой тематической группы. При более подробном знакомстве с картинами художников, нами были выделены следующие тематические группы:
Весна Победы в Берлине.
Весна Победы в Москве.
Возвращение \ Встреча \ Мирная весна.
Спустя годы \ Память поколений.
На наш взгляд, данные тематические группы позволяют «проследить» путь солдата, возвращающегося домой после войны.
1.1. Весна Победы в Берлине
Советские солдаты долго шли к победе над фашистами, четыре года советский народ не мог освободиться от постоянных бомбардировок и нападений врага. Люди голодали, умирали, но не сдавались. Всё больше добровольцев, готовых постоять за Родину, отправлялось на фронт. Дети готовили боеприпасы, а некоторые уходили защищать страну до своего совершеннолетия. И всё это было не зря. Решающее сражение за Берлин закончилось входом советских войск в столицу нацистской Германии, где находился Рейхстаг. Советские солдаты разгромили фашистов и водрузили Знамя Победы на Рейхстаге.
Художники-живописцы изображали триумф, разрушенные берлинские здания и первую радость солдат, некоторые из которых не могли поверить в то, что действительно смогли освободить Родину от гнёта. Даже спустя несколько лет эта тема не исчерпала себя, ведь само событие является частью нашей истории и поводом для гордости за страну.
1.1.1. Пётр Кривоногов «Победа», 1948
Первая картина, о которой хотелось бы рассказать, это «Победа» [Приложение 1] П.А. Кривоногова. Пётр Кривоногов – знаменитый выпускник студии М.Б. Грекова, подарившей миру немало талантливых военных художников. Кривоногову довелось участвовать в последней масштабной войне – Великой Отечественной.
«Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли. Кривоногов поставил цель написать эту масштабную по величине и количеству персонажей картину после возвращения на родину.
Работать пришлось около трех лет. В 1948 году полотно оказалось готовым, оно попало на выставку и годом позднее принесло автору заслуженную премию. На картине мы можем увидеть победу над фашистами, которая сопровождается радостными выкриками советских солдат. Здание Рейхстага разрушено, на ступенях убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки.
Художник хотел показать первый клич радостного освобождения за несколько лет войны. Картина стала символом единения народа в борьбе с общим врагом.
Рассматривая эту картину, можно прочувствовать всю радость солдат, их облегчение. Ощущается только-только наступившая свобода от фашистов. Наблюдая торжество, мы гордимся за своих предков, которые участвовали в сражениях. Также жаль, что многие войны погибли в битвах и не смогли дойти до конца.
1.1.2. Дмитрий Мочальский «Победа. Берлин 1945 года», 1947
Дмитрий Мочальский родился 2 февраля 1908 года в Санкт-Петербурге. Окончил Московский изотехникум памяти 1905 года и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде (1936), учился в том числе у К. С. Петрова-Водкина. «Мне в жизни повезло с учителями, пробудившими во мне творческие порывы, привившими мне любовь к искусству», – писал художник в автобиографии. Дмитрий Мочальский–Известный советский живописец, педагог, признанный мастер бытового жанра, первый беспартийный председатель Московского Союза художников, возглавлявший его в период «хрущёвской оттепели» с 1961 по 1963 год.
На картине «Победа. Берлин 1945год» [Приложение 2] Мочальского мы видим, что Рейхстаг разрушен, у солдат стих первый порыв радости и наступило чувство спокойствия. Некоторые из них разговаривают, другие только что вылезли из танка и все еще ликуют о победе, раненых постепенно уводят с поля боя. Фашистские флаги уже лежат на земле, означая поражение врагов. Где-то вдали на крыше здания Рейхстага советские солдаты устанавливают флаг СССР, как символ триумфа. В небе ещё видны следы сражения, дым от выстрелов по зданию постепенно растворяется в воздухе.
Художнику-живописцу отлично удалось передать последствия войны и наступившее освобождение после четырёх лет войны.
1.1.3. Александр Лопухов «Победа», 1975
Александр Лопухов – выдающийся советский и украинский живописец, мастер тематической картины, портретной живописи, один из лучших представителей реалистической школы живописи. Родился 12 сентября 1925 года в городке Городня Черниговской области. Учился в средней художественной школе им. Т. Шевченко в Киеве. В 1947 году поступил в Киевский художественный институт, который успешно закончил в 1953 году. Награждён многими государственными наградами, в том числе, орденами Ленина, Трудового Красного знамени, «За заслуги» ІІІ степени.
Картина известного художника Александра Николаевича Лопухова «Победа» [Приложение 3] была написана в 1975 году. В её основе – торжество, радость воинов, которые победили врага. Живописец изобразил героев на фоне повреждённых снарядами колонн Бранденбургских ворот в Берлине.
Все герои на картине имеют индивидуальные черты лица с реальными эмоциями. Их лица озарены счастливыми улыбками. Солдаты рады, что им удалось победить. Среди бойцов есть и девушка, ведь в освобождении Родины были заинтересованы не только мужчины.
Справа на картине изображено раненое осколками снарядов деревце с молодыми зелёными листочками – это символ жизни и мира, которые побеждают смерть и войну.
Руины на втором плане служат декорацией и придают всему действию торжественности. Солнечный майский день полностью совпадает с настроением победителей. Вооружённые солдаты смеются, обнимаются, машут руками. Люди уже поняли: наступил конец долгой жестокой войне и наступил мир.
1.1.4. Евгений Востоков «Дрезденская галерея в мае 1945 года», 1985
Евгений Иванович Востоков родился в Москве в 1913 году. В тридцатом окончил среднюю художественную школу, затем студию при Академии художеств. А спустя три года – Ленинградский университет, искусствоведческое отделение исторического факультета. Художественные способности Востокова и приобретённые в юности навыки в области живописи и рисунка позволили ему более тонко, правильно и точно анализировать сложные теоретические искусствоведческие проблемы. Как художник, он начал участвовать в выставках уже в 1933 году, а в 1938 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка. Ещё тогда определилось его тяготение к пейзажу и натюрморту, как и приверженность русскому реалистическому искусству.
На своей картине «Дрезденская галерея в мае 1945 года» [Приложение 4] Евгений Востоков изобразил советского солдата, сидящего на бетонном выступе. На заднем плане видно разрушенное бомбёжкой здание галереи: выбиты все стёкла, уничтожены колонны, на земле лежат обломки гипсовых статуй. Голова солдата опущена, он скорбит о ни в чём не повинных людях, погибших в ходе войны. Пострадали почти все произведения искусства, которые находились в Дрезденской галерее. Вдвойне обидно, что русские войска к этому не имели никакого отношения, бомбы были сброшены нашими союзниками на мирный город, когда исход войны уже был понятен.
Рассматривая эту картину, мы можем проникнуться скорбью, глубокой печалью, почувствовать страдания и боль, которые принесла война.
1.1.5. Илья Гапонов «Над Берлином», 2015
С 19 лет Илья Гапонов занимался росписью храмов и мозаикой, и после окончания хотел обучаться иконописи. Но все сложилось иначе: Илья поступил на отделение монументальной живописи Санкт-Петербургской Академии имени Штиглица. Во время обучения Гапонов выиграл грант, обеспечивший ему стажировку во Франции. В 2004 году окончил парижскую Национальную школу изящных искусств. Вместе со своими друзьями Гапонов организовал художественное сообщество. Их мастерские обосновались на последнем этаже здания на проспекте Непокоренных, поэтому группа художников получила название «Непокоренные». Представители объединения ведут активную выставочную деятельность в Петербурге и Москве, участвует в международных проектах.
Глядя на картину Ильи Гапонова «Над Берлином» [Приложение 5], можно заметить двух мужчин, что стоят на самой высокой точке Рейхстага. Кто поднял флаг над Рейхстагом в 1945 году? Любой гражданин СССР ответил бы без запинки, что это были сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария – русский и грузин. Об этом писали во всех газетах, а затем – в учебниках истории. Небо над мужчинами ясное, ни единого облачка, погода благосклонна к тому торжественному событию.
По выражениям их лиц, можно понять, что они полностью сосредоточены на своей работе. Картина выполнена в двух основных цветах, но Знамя Победы выделяется красно-бордовым цветом. На заднем плане можно увидеть немецкий город – Берлин.
1.2. Весна Победы в Москве
К началу Великой Отечественной войны Москва представляла собой политический, промышленный, культурный и исторический центр государства с населением около 4 600 тыс. человек.22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Москва, будучи столицей, стала и военным центром государства. В первые дни войны в столице проводилась организация её обороны. Формировались дивизии народного ополчения, противовоздушная оборона города. В городе строились баррикады. К концу 1941 года в Москве и Московской области было организовано около 200 военных госпиталей. В целях защиты от фашистских бомбардировщиков над городом запускались дирижабли, проводилась маскировка зданий. Были перекрашены в чёрный цвет купола соборов, зачехлены звёзды на башнях Кремля, над мавзолеем построено двухэтажное здание, стал неузнаваемым облик Большого театра, на Манежной и Красной площадях были установлены фанерные декорации домов. Центр Москвы стал неузнаваемым для лётчиков.
Если говорить кратко, то Москва была тем местом, откуда все началось. Этот город вселял в советских людей уверенность, патриотизм и стремление к победе. И именно поэтому, художники старались изобразить Москву как можно величественней, реалистичней, пытаясь передать будущим поколениям всю значимость этого города.
1.2.1. Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины», 1947
Михаил Иванович Хмелько родился 23 октября 1919 года в Киеве. В 1933 году поступил в Киевский художественный техникум. В 1940 годах учился в Одесском художественном техникуме. Участник Великой Отечественной войны. Служил сапёром-картографом. Будучи раненым, выбрался из окружения, пробрался в Киев, где скрывался до его освобождения. Впоследствии служил в бригаде фронтовых художников при политуправлении 1-го Украинского фронта.
На картине «Триумф победившей Родины» [Приложение 6], написанной в 1947 году, художник Хмелько изобразил Парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года. Как известно, он завершился символическим актом – складированием флагов поверженных гитлеровский войск к подножию Мавзолея. Хмелько в своей картине сфокусировал внимание на одном из самых знаменательных моментов Парада Победы – бойцы бросают вражеские знамена к подножию Мавзолея.
На картине изображён момент, когда оркестр уже замолк, и не слышно резкой дроби барабанов. К трибунам подходит колонна бойцов со знамёнами воинских подразделений повергнутой фашистской армии. Поравнявшись с трибуной, они презрительным жестом, с силой бросают штандарты на землю. Они устали от четырёх лет войны, но счастливы и благодарны командирам, с которыми дошли до Победы...
Иосиф Сталин наблюдает за парадом с трибуны Мавзолея Ленина. Рядом с ним Вячеслав Молотов, Михаил Калинин, Клим Ворошилов и другие члены Политбюро. На переднем плане у Кремлевской стены тщательно выписаны советские военачальники маршалы Победы: Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов и другие. Во время Парада Победы шёл проливной дождь, он хорошо заметен на картине: площадь отмыта дождём до блеска, водяной туман слегка приглушает краски. В лёгкой дымке предстаёт здание Исторического музея, на котором виден символ флага с портретами вождей – Ленина и Сталина. Из-за дождя в 1945-м, кстати, были отменены воздушная часть парада и прохождение колонн трудящихся столицы. Неудивительно, что в своей работе, которая принесла ему славу, Хмелько сумел точно передать на полотне настрой бойцов, так как являлся ее участником и точно знал, какие чувства переполняли бойцов на поле боя.
1.2.2. Владимир Штраних «Салют победы 9 мая 1945 года», 1946
Штраних Владимир Федорович народный художник СССР. Родился в 1888 году в Смоленске. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище. Участник гражданской войны. Работал преимущественно в жанре пейзажа. Член Московского Союза советских художников с 1937 года. Приобрёл известность как автор работ, посвящённых военно-морскому флоту. В 1959 в Смоленске состоялась большая персональная выставка художника.
Художник изобразил на своей картине «Салют победы 9 мая 1945 года» [Приложение 7] тот самый день, когда люди только узнали о Великой Победе. В два часа ночи 9 мая 1945 года миллионы советских граждан услышали долгожданную весть – диктор Юрий Левитан прочитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии, подписанный накануне. Они выбегали из домов, радостно поздравляли друг друга, пели и танцевали. Вечером этого дня был дан салют – тридцать залпов из тысячи орудий в небо, освещенное прожекторами. Этот момент и запечатлен на знаменитом полотне: небо над Красной площадью охвачено всполохами огней грандиозного праздничного фейерверка в честь всех павших и всех живых. Радость победителей, гордость за воинов и горечь утрат – на картине Владимира Штраниха в полной мере запечатлены те чувства, которые испытывал в тот день каждый.
1.3. Возвращение \ Встреча \ Мирная весна
На фронт уходили многие мужчины, покидая свою семью на неопределённое количество времени, может и навсегда. Родственникам оставалось только ждать новостей от солдат и отправлять в посылках лучшую еду и одежду, которые они могли себе позволить. Бывало так, что семьям приходили похоронки, извещавшие о гибели родного человека, ушедшего служить, и ждать тогда было уже некого... Солдаты скучали по дому и тосковали по близким людям тоже. Они писали письма и отправляли бандероли при первой возможности. Стремление защитить дорогих людей стало одним из причин, почему фронтовики могли идти на героические поступки, хоть они и могли привести к печальным последствиям.
После победы военнослужащие постепенно начали возвращаться домой. Со слезами счастья на глазах их выбегали встречать жёны и дети. Такие сильные эмоции передать очень сложно, а испытать их можно лишь после долгой и мучительной разлуки. Именно эти светлые моменты, наполненные семейным теплом и радостью встречи, изображали художники на некоторых своих работах.
1.3.1. Николай Чуприн «9 мая», 1970
Советский украинский живописец. Заслуженный деятель искусств Крыма. Николай Петрович Чуприн родился в 1928 году. В 1950 году с отличием закончил Харьковское художественное училище им. Самокиша. В 1956 году закончил Харьковский художественно-промышленный институт. Заслуженный деятель искусств Крыма.
На картине «9 мая» [Приложение 8] изображено возвращение солдат с поля боя. Можно заметить как их дети, матери и жены встречают их с радостными и заплаканными лицами. На улице конец весны, солнце светит ярко, поют птицы, как будто погода подстроилась под этот знаменательный день. Поезд, на котором приехали бойцы, украшен веточками березы, различными праздничными табличками. Яркие и красочные цвета картины передают атмосферу торжественности, но мы не должны забывать, что не все люди вернулась с фронта и не все смогли порадоваться вместе со своими товарищами. Родственники выживших счастливы встретиться с солдатами после боя, обнять их спустя долгое время разлуки, однако, многие так и не смогли увидеть дорогих людей, возвращающихся с победой.
1.3.2. Василий Ерофеев «Возвращение Ивана»,1983
Ерофеев Василий Иванович – живописец, педагог. Родился в 1937 году. Он окончил Курское художественное училище и Харьковский художественный институт. В 1986 году Василий Иванович стал Народным художником России. С 1964 – преподаватель художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института. Картина «Возвращение Ивана» [Приложение 9] до поступления в Магнитогорскую картинную галерею репродуцировалась на почтовой марке СССР.
На картине изображено возвращение фронтовика. На объятия жены с вернувшимся с войны солдатом смотрят с разной степенью выражения чувств группа женщин и дети. Особенно яркие эмоции читаются на лице босоногого мальчика с широко открытыми глазами. Действие происходит прямо в поле во время весенней пахоты. За спинами женщин запряженные в плуг коровы.
1.3.3. Андрей Горский «Без вести пропавший», 1946
Горский создавал немалое количество картин на тему войны. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига, но, если говорить о гуманистической цели работы художника, то, безусловно, акцент следует делать на судьбах отдельных простых людей, на страданиях и чувствах, которые создает война.
На картине «Без вести пропавший» [Приложение 10] мы видим в центре композиции девушку, которая прижалась к парню, для того чтобы перебороть горе. Если исходить из названия картины, то этот молодой человек пришел в деревню для того чтобы сообщить о каком-то пропавшем человеке. Парень был сослуживцем для того пропавшего и делил с ним трудности войны, и пообещал, если возникнет такая потребность, сообщить родным и близким. Он встретил девушку, которая является ему родней или близким человеком и сообщил не самые приятные новости. Война заставляет людей трепетать, и повергает в весьма грустные чувства. Художник в этой картине предоставляет лучший исход, если изображает влюбленных, но мы понимаем, насколько зыбким является изображаемое счастье, сколько таких вот девушек осталось после войны без возлюбленного и горевали в одиночестве в таких же деревнях, пригорюнившись. Поэтому основной посыл, пожалуй, и заключается в зыбкости и великой ценности человеческого счастья, которое война может легко разрушить.
1.3.4. Сергей Герасимов «Сын вернулся», 1947
Сергей Васильевич Герасимов – выдающийся русский и советский живописец, представитель русского импрессионизма, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Сергей Герасимов родился 14 сентября 1885 года в Можайске. Иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Картина Народного художника СССР Сергея Васильевича Герасимова «Сын вернулся» [Приложение 11] принадлежит к произведениям послевоенного периода. Это одна из последних жанровых работ художника, переданная Оренбургскому музею из Государственной Третьяковской галереи.
Содержание картины составляет счастье победы и возвращения домой. Она написана по свежим следам событий, поэтому в ней есть неподдельное волнение, радость встречи. Картина построена удачно и одновременно сложно композиционно. Фигуры мастерски вписаны в пространство. Очень красив пейзаж с порыжевшей сухой травой на пригорке впереди, синими холодеющими далями за рекой, свежим прохладным осенним воздухом. Красота осенней природы оттеняет радость встречи.
1.3.5. Шумилов Вячеслав Фёдорович. «Весна 1945-го», 1989
Живописец, народный художник РСФСР. Награждён Серебряной медалью Российской Академии Художеств. Шумилов работает в областях сельской тематики, в жанрах сюжетно-тематической картины, портрета, натюрморта, пейзажа. Также большой мастер лирического по настроению пейзажа и натюрморта.
На картине «Весна 1945-го» [Приложение 12] Вячеслав Фёдорович Шумилов изобразил только что вернувшегося с фронта солдата, рядом с которым стоит его сын. Рядом с ними лежит собака и наблюдает за недавно пришедшим хозяином. На улице ещё холодно, лёд на реке не успел растаять, а с крыши свисают сосульки.
Солдат отдал сыну свою фуражку и принёс ему бублик, в качестве гостинца. На суровом лице фронтовика видна спокойная улыбка. Сразу становится ясно, что он очень любит своего сына и счастлив встретиться с ним. Может быть, мальчишка мало помнит о своём отце, ведь с момента начала войны прошло целых четыре года, однако, ему всё равно приятна забота и теплота, с которой солдат смотрит на него.
Картина наполнена уютом. Чувствуется радость встречи и семейное тепло.
1.4. Спустя Годы \ Память поколений
Сейчас существуют тысячи книг о Великой Отечественной войне. Прочитав одну из таких книг, мы можем узнать многое о событиях, когда нас ещё не было. Но мы никогда не сможем понять всего ужаса войны. Почему день памяти постепенно превращается для нас в очередной, ничего не значащий праздник? Потому что наше поколение уже не помнит то страшное время. Человечеству свойственно забывать. Пройдет еще несколько десятков лет, и наши внуки и правнуки уже не будут понимать смысла этого праздника. Но мы надеемся, что у нас получится пронести память ВОВ через поколения, для того чтобы люди в будущем тоже знали об этой жестокой войне. Ветераны носят георгиевские ленты, которые являются одним из символов войны, у сердца. Они помнят. Мы тоже должны чтить память, несмотря на то, что мы не застали то время. Хочется, чтобы подобные события больше не повторялись в нашей стране.
Художники изображают ветеранов, чтобы передать нам сохранившиеся воспоминания о войне и её последствиях. Изображая ветеранов, в глазах которых остался осадок от войны, художники хотят увековечить память о погибших и об этом ужасном событии.
1.4.1. Кравцов Игорь. «Последний салют», 2010
Игорь Кравцов родился в 1964г в Оренбургской области. После окончания Оренбургского художественного училища переехал в Ленинград, поступил учиться и окончил Академию художеств. Игорь Кравцов оставил нам прекрасные работы на военную тему. По-своему прекрасны его бытовые сюжеты.
На картине «Последний салют» [Приложение 13] Игорь Кравцов изобразил ветеранов, собравшихся вместе, чтобы попрощаться с товарищем, недавно покинувшим этот мир. Не только старики, но и мёртвые тоже опечалены, потому что живых героев войны остаётся всё меньше. Небывалая мощь и скорбь чувствуются в этой картине. Ветераны и их незримые, но более чем реальные, погибшие товарищи. Величайшее поколение, за которое мы прятались последние лет 50, ушло. И без них, конечно же, будет очень трудно.
1.4.2. Кравцов Игорь. «Праздник. 9 мая», 2010
Картины Игоря Кравцова отличает глубина и оригинальность выражения образов. Они немногословны, несколько грубоваты, без сантиментов, повествуют о судьбе фронтовиков, памяти к погибшим.
На картине «Праздник. 9 мая» [Приложение 14] Игоря Кравцова изображены ветераны Великой Отечественной войны. Они сидят на скамейке под распустившимися ветвями яблони в великий праздник 9 мая. Бабушки одеты в длинные юбки с примитивными узорами, платки, повязанные на головы, выполнены в том же стиле, что и юбки. В их руках цветы, подаренные людьми нашего поколения в дань уважения и благодарности. Рядом с ними сидит дедушка с многочисленными медалями и последствиями ВОВ, которые остались с ним навсегда, например, отсутствующая левая рука. По лицам ветеранов понятно, что этот праздник приносит им горестные воспоминания о войне и о своих погибших товарищах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За все годы войны, казавшейся вечной, погибли миллионы людей. Многие семьи не смогли встретить с фронта родственников, так как те отдали свою жизнь за Родину. А сколько невинных детей было расстреляно фашистскими пулями! Днями и ночами проводились беспощадные бомбардировки. Сражения велись в воздухе, на море, на суше и везде, куда только могли добраться враги. Великую Отечественную войну помнят, как одно из самых кровопролитных событий.
Город, с которого все началось, была Москва. Она, будучи столицей, стала военным центром государства. Этот город вселял в советских людей уверенность, патриотизм и стремление к победе, поэтому художники часто изображали Москву на своих картинах. Также изображали разрушенный Берлин, где наши солдаты водружали Знамя Победы на Рейхстаг, ликовали и в первый раз за столь продолжительное время смогли почувствовать себя свободными.
По всему миру оказывали сопротивление фашистским захватчикам. Люди боролись за свою свободу, отстаивали права на жизнь, давали отпор. В конечном итоге, советские солдаты одержали победу, и четырёхлетняя война закончилась. Это было огромным счастьем для каждого. Новость быстро разнеслась по свету. Конечно, художники запечатлели всеобщую радость на своих работах, композиторы написали множество произведений, посвящённых триумфу, поэты сочинили огромное количество стихотворений на эту тему. Даже через несколько лет живописцы изображают победу над фашистской Германией. И хотя на каждой картине разные композиция, атмосфера и идея, но все они показывают эмоции людей, только что освободившихся от многолетнего напряжения и страха. Важно вникнуть в эти произведения и поделиться ими с окружающими, чтобы все осознали значимость победы в Великой Отечественной войне. Так мы можем помочь увековечить память для следующего поколения. Помнить – это малое, что мы можем сделать для тех людей, кто сражался ради нашего мирного будущего. Весна Победы не должна быть забыта!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
LiveInternet. Победный день: [Электронный ресурс] // https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post390406351/
Академик. Словари и энциклопедии на Академике. Мочальский, Дмитрий Константинович: [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299527
Академик. Словари и энциклопедии на Академике. Хмелько, Михаил Иванович: [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1564936
Встречи на выставках. Победа: [Электронный ресурс] // http://art-sch2010.narod.ru/Pobeda.html
Международный образовательный портал MAAM. Беседа по картине Александра Лопухова «Победа»: [Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-po-kartine-aleksanra-lopuhova-pobeda.html
Описание картин. Пётр Кривоногов: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-petra-krivonogova-pobeda/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Пётр Кривоногов «Победа», 1948
Приложение 2.
Дмитрий Мочальский «Победа. Берлин 1945 года», 1947
Приложение 3.
Александр Лопухов «Победа», 1975
Приложение 4.
Евгений Востоков «Дрезденская галерея в мае 1945 года», 1985
Приложение 5.
Илья Гапонов «Над Берлином», 2015
Приложение 6.
Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины», 1947
Приложение 7.
Владимир Штраних «Салют победы 9 мая 1945 года», 1946
Приложение 8.
Николай Чуприн «9 мая», 1970
Приложение 9.
Василий Ерофеев «Возвращение Ивана», 1983
Приложение 10.
Андрей Горский «Без вести пропавший», 1946
Приложение 11.
Сергей Герасимов «Сын вернулся», 1947
Приложение 12.
Шумилов Вячеслав Фёдорович. «Весна 1945-го», 1989
Приложение 13.
Кравцов Игорь. «Последний салют», 2010
Приложение 14.
Кравцов Игорь. «Праздник. 9 мая», 2010