Футуристический театр - пощёчина общественному вкусу

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Футуристический театр - пощёчина общественному вкусу

Назаркина Е.В. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1Редозубова М.В. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В начале XX века, в эпоху коренных изменений в российском обществе, сопровождавшихся ломкой старых традиций, искусство также претерпело ряд значимых изменений. Под влиянием новой общественной мысли о всеобщем обновлении (политическом, идеологическом, художественном…) в искусстве возникает футуризм, который в России стал больше, чем просто направлением в искусстве. Он был богаче и многообразнее итальянского футуризма. Русские безудержно экспериментировали, добившись такого синтеза, который оказался не по силам даже парижанам.

Футуристы отрицали любые условности, показав, что идеи футуризма можно приложить к абсолютно любой области искусства. В этот период появляется новый взгляд на театральное искусство, перевернувший представления о театре «с ног на голову». Зарождение театра авангарда было обусловлено множеством факторов, но преобладал среди них один – кризис традиционной драмы. Свой вклад в развитие футуристического театра внесли такие известные поэты, композиторы и художники как Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Михаил Матюшин, Владимир Маяковский, Казимир Малевич (Приложения 1-5) и другие.

Футуризм вёл борьбу за ведущее место в искусстве намного резче и «шумнее», чем предшествовавшие ему школы, в соответствии со своим активистским мироощущением.

Тема данной исследовательской работы: Футуристический театр – пощёчина общественному вкусу.

Проблема исследовательской работы: Необходимость выявления и раскрытия новаторских черт футуристического театра.

Цель исследовательской работы: Определить, в чём заключалось новаторство футуристического театра.

Поставленная цель определила характер гипотезы: Футуристический театр меняет представление зрителя о театральной постановке.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы исследования, предполагается решение следующих задач:

Ознакомиться с понятиями «футуризм» и «русский футуризм».

Выделить основные черты русского футуризма.

Рассмотреть влияние русского футуризма на изобразительное искусство, литературу и театр.

Выделить основные черты и особенности футуристического театра.

Познакомиться с футуристической оперой Алексея Кручёных, Михаила Матюшина и Казимира Малевича «Победа над Солнцем».

Создать серию портретов «Представители футуристического театра» в технике диотипия.

Достижение поставленной цели и реализация поставленных задач осуществлялись следующими методами:

Изучение и анализ литературы по теме.

Подбор и анализ иллюстративного, аудио- и видеоматериала.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение явления футуристического театра.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ней, могут быть использованы в курсе таких предметов как история, МХК, история искусства.

Библиография:

Колмогорова Е.Н. Уральский филологический вестник УрГПУ. Футуристическая трагедия-монодрама В.Маяковского «Владимир Маяковский». Екатеринбург, 2013.

Крусанов А.В. Русский авангард 1907-1932. Исторический обзор. Том 1. Боевое десятилетие, книга 1. Новое литературное обозрение, Москва, 2010.

Кручёных А.Е. Наш выход. 5-я часть «Первые в мире спектакли футуристов». RA, Москва, 1996.

Повелихина А.В., Аликина И. Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Автомонография. Музей органической культуры, Коломна, 2011.

ГЛАВА 1. ФУТУРИЗМ В РОССИИ

1.1. Понятия «футуризм» и «русский футуризм»

Футуризм – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х годов XX века.

Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (Приложение 6),выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма» (Приложение 7), в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

Футуристы верили в то, что настаёт новая эра человечества, основанная на достижениях технической революции. Именно эта вера подвигла молодое поколение на поиски новых средств художественного выражения собственных мыслей и представлений. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Именно широкий историко-художественный контекст, в котором формировался русский футуризм, во многом определил его неповторимый облик. Так, если в Италии футуризм был представлен одной группой Маринетти, то понятие «русский футуризм» включало целый спектр явлений: от подчеркнуто независимых кубофутуристов до последователей «Мезонина поэзии»; от близких к экспрессионизму участников «Союза молодежи» до лучистов и всеков. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались.

«Родственность» итальянского и русского футуризма устанавливалась за счет схожести публичного образа, а не на основе эстетики или художественной стилистики. Термин «футуризм» в массовом сознании российской публики получил широкий смысл, вобрав в себя и сумасшествие, и хулиганство, и скандальность, и бессмыслицу, и вандализм, и бунтарство, и всевозможное радикальное новаторство. Сам термин приобрел иное идейно-художественное, эстетическое и стилистическое содержание по сравнению с тем, что вкладывал в него Маринетти.

В центре эстетики футуризма – преклонение перед современной цивилизацией. Футуристы осознают могущество цивилизации, верят в прогресс и ждут скорых и радикальных перемен. Урбанизм, динамика, безличность, культ силы, идеализация техники и скорости – характерные черты футуризма. Как бы то ни было, но русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее его. В русской культуре футуризм, прежде всего, стал мифологией и идеологией созидания искусства будущего, преобразующего жизнь и самого человека.

Итальянские футуристы не обращались к народной культуре, а русские искали вдохновение в примитивной, народной живописи, обращались к эстетике лубка, иконы, вывески; в литературе – в фольклоре и крестьянском языке. И этим они тоже подчёркивали свою антибуржуазность.

Увлечение русских футуристов народным искусством переросло национализм. Одновременно национализм русских футуристов стал их реакцией на упреки в подражании западным новинкам в искусстве.

Именно Италия и Россия стали родиной футуризма, именно здесь он стал развиваться и распространился по всему миру. Знаменитый на весь мир русский авангард имел свои корни в футуристическом направлении. Идеи футуризма прекрасно сочетались с идеей революции, с идеями большевиков.

Футуристы обращали много внимания на внешний блеск, прогресс, но не уделяли внимание эмоциональному состоянию, поэтому стиль потерял интерес публики буквально в течение нескольких лет. После Первой мировой войны к нему уже никто не обращался.

Итак, из всего вышеизложенного можно выделить основные черты футуризма в России:

1. Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.

Многие представители футуризма прославились как великие скандалисты. В своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

2. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее.

3. Ненависть ко всякой устойчивости, ко всякой установившейся форме, ко всякому быту.

Футуризм не школа, а социально-эстетическая тенденция, устремление группы людей, объединенных даже не положительными заданиями, не чётким осознанием своего «завтра», но ненавистью к своему «вчера и сегодня».

1.2. Русский футуризм в изобразительном искусстве, литературе и театре

1910–1914 годы в истории русского авангарда стали наиболее шумным и активным этапом эволюции этого движения. В эти годы авангардистам удалось полностью завладеть общественным вниманием и в ореоле скандальной популярности предстать перед изумленными взорами даже той части общества, которая до этого мало или вообще не интересовалась искусством. Теперь авангардное движение вместе с живописью уже начало вовлекать в свою орбиту театр и музыку. Именно в эти годы возник классический облик «русского футуризма» во всем его идейном разнообразии.

Так как в России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, а затем – в поэзии, следует в начале рассмотреть, как проявил себя футуризм в этих видах искусства. Необходимо отметить, что в русской живописи футуризм не вылился в целостную художественную систему.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Главные художественные принципы: скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.

Художники-кубофутуристы активно сотрудничали с поэтами-футуристами из эпатажной группы «Гилея» (Приложение 8), которая в 1912 году издала манифест «Пощечина общественному вкусу» (Приложение 9). Вскоре он приобрел такую популярность, что его издали в виде отдельной листовки. Авторы манифеста всячески насмехались над «традиционной» литературой. Темы города, машинной цивилизации, всеобщего хаоса и разрыва привычных связей, отступления от нормативной поэтики, сложные виды рифм, – все это уже наблюдалось в футуристической поэзии.

Театр – синтетический вид искусства. Футуристический театр соединил в себе достижения русской футуристической поэзии и живописи.

«Первый в мире футуристов театр» был открыт в 1913 году в Петербурге. В театре было показано только два спектакля: опера «Победа над Солнцем» (Приложение 10) А. Крученых и трагедия «Владимир Маяковский» (Приложение 11), написанная самим Маяковским. Спектакли шли в помещении бывшего театра В.Ф. Комиссаржевской. Оба спектакля носили исступленно анархический характер и пропагандировали индивидуалистическое бунтарство.

Такие перемены публике было сложно принять сразу. Ломка стереотипов и привычных образов, введение новых понятий о лёгкости и тяжести, выдвигаемые идеи, которые касались цвета, гармонии, мелодии, нетрадиционное использование слов – всё было ново, чуждо и не всегда понятно.

Этот полный разрыв с традиционным искусством так и не смог определить новый жанр в театре и опере. Но он стал переходным моментом, которое наметило новое художественное направление.

ГЛАВА 2. ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

2.1. Особенности футуристического театра

Театральная составляющая имела в футуризме одно из важнейших, если не самое большое значение. Ею проникнуты скандальные футуристические открытия выставок, публичные поэтические чтения, концерты. Футуристы заботились не столько о том, чтобы искусство развивалось, сколько о разрушении всех прежних этических и эстетических ценностей.
Футуризм стремится к разработке некоего восьмого чувства, к особому чутью, способному вникнуть в сущность бытия, природы, для того чтобы воспроизвести ритм жизни в самой её суетливости. Наибольшая часть футуристических манифестов обращена к театру. Сцена – это идеальное место для обновленческих экспериментов. Возникает идея синтетического театра, способного воссоединить свободное литературное слово с другими стремящимися к освобождению, обновлению и яркой индивидуальности отраслями искусства, как, например, живопись.

Как уже было сказано выше, исходя из темы и цели данной работы, в ней будут выявлены и раскрыты новаторские черты футуристического театра. Новаторство футуристического театра будет рассмотрено в следующих аспектах:

1. Литературная основа спектакля.

2. Визуальный образ – костюмы, грим и декорации, использованные в спектакле.

3. Музыкальное сопровождение спектакля.

4. Реакция публики.

Новизна состояла, больше всего, в языке. Это заумь, «ум ума», «новый разум», универсальный, «магический» язык, способный объединить самую смешанную публику. Одна заумь уже означала целый спектакль. Посредством языка и жеста, наделенных в новом театре способностью «смысловыражения», русский футуризм намеревался «устремиться на оплот художественной чахлости – на русский театр и решительно преобразить его».

Визуальные образы имели немаловажное значение. Грим и костюмы служили для «вторжения» искусства в жизнь, и раскрашивание было «началом вторжения». Грим и скандальные костюмы были частью нео-карнавального шествия, вызванного для «кульминации замысла» эпатажного действия: «По аналогии с карнавализацией, экстравагантное одеяние есть признак принадлежности иному, «перевёрнутому» миру; близость феномену моды в совпадении с её ориентацией на скандал, непонимание, осуждение, в чем и заключается кульминация замысла». Накладывание модернистских форм на фон аграрной России с её публикой («стадом баранов», по словам Н. Гончаровой, «вкус которой нуждался в «пощечинах») дало ощущение нео-карнавального, гротескного, явления. Нео-карнавал в русском футуризме, с его основными, в этом случае, характеристиками – «театрализация и гротескность», – это попытка почти агрессивного, но живописного, пробуждения в социуме (в публике) сознания созидательного потенциала с последующим приобщением к новизне.

Футуристы хотели передать голос современного города: гул заводов, стук поездов, шуршание шин автомобиля. Музыка была хроматической и диссонансной.

Театральная постановка – не собственность автора, а событие, создаваемое усилиями всех участников. Желание трансформировать внешнюю среду также определяло повышенный интерес к массовым мероприятиям. Поскольку они так же, как и другие деятели театра, понимали, что сцену следует обновлять, то предлагали средства, рассчитанные больше на то, чтобы эпатировать публику, чем ввести в жизнь театра новые формы. Они старались внедрить на сцену урбанистические ритмы, механизированные конструкции, телеграфный язык, блеск электричества, гул аэропланов и электропоездов.

Футуристы жили двойной творческой жизнью: самим творением и каждодневным поведением. В жизни они были ещё ярче и деструктивнее. Сам К. Малевич признавался: «Наш футуризм проявил себя гораздо больше в выступлениях, чем в произведениях». Публика была не только зрителем, но и фигурантом в спектаклях или же в драках. Она выступала, образно говоря, в роли той передвигающейся «живой» стены, которую можно было использовать во время выступлений в самых разных целях.

Ключевые идейные принципы, определившие сущность российского театра авангарда, были отражены в ряде именитых постановок того времени.

2.2. Анализ новаторских черт в футуристической опере «Победа над Солнцем»

«Победа над Солнцем» – одна из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX столетия. Идея создать оперу появилась на «Первом всероссийском съезде футуристов» в середине июля 1913 года на даче Михаила Матюшина.

Постановка «Победы над Солнцем» должна была стать произведением алогизма слова, музыки и изображения. В основу названия оперы положена аллегория затмения. В отличие от наших предков, которые считали затмение плохим знаком, авторы видели в нём триумф нового мира, победу техники и науки над природой, торжество разума над стихией:

«Победа над Солнцем» рассказывает о группе «будетлян», которая отправилась завоевывать Солнце. Пьеса была посвящена победе техники и авиации над космическими силами природы, в частности, над солнцем. По ходу сюжета будетлянские силачи разрушали все нормы здравого смысла и боролись с солнцем – символом старого, естественного порядка вещей.

Если в первом дейме (действии) сюжет прослеживался (пленение Солнца), то второе деймо представлял собой футуристическое действо, лишенное традиционной драматургии – в нем описывался новый мир, «вывернутый наизнанку». Пленение Солнца освободило людей от тяжести всемирного тяготения и изменило восприятие окружающего мира: в этой реальности можно было воспринимать действительность одновременно с нескольких точек зрения (отсюда изображения людей, «бегущих вниз котелками»).

Финалом оперы была катастрофа, сплошной шум и окончательное падение старого мира. Вывернутым наизнанку Солнцем стал «черный квадрат». Затмение, таким образом, преподносилось в качестве нового начала.

В начале оперы, после пролога, будетлянские силачи раздирали занавес надвое – и на ошеломленных зрителей обрушивалось театральное действо. Декорации Малевича с фантасмагорическими изображениями-осколками видимого мира, его костюмы, где господствовала безоглядная деформация актерских фигур, создавали в резких лучах прожекторов небывалые сценические эффекты (Приложение 12).

В постановке использовался один-единственный инструмент – расстроенное фортепиано. В музыке щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какофонию усугублял хор студентов, поющий невпопад, где намеренно, а где случайно.

Декорации Малевича состояли из больших плоскостей: треугольники, круги, части машин. «Дикари» (актёры) напоминали движущиеся машины. Костюмы по рисункам Малевича же были построены кубически: картон и проволока. Постановка Малевича наглядно показала, какое значение в работе над абстрактной формой имеет внутренняя закономерность художественного произведения, воспринимаемая, прежде всего, как его композиция (Приложение 13, 14).

Визуальность и алогичность действий были двумя сторонами одной медали. Напряжённый сюжет с понятными репликами героев сместил бы внимание с визуального образа как материи спектакля. Визуальности нужна была пустота, пустоте нужна была визуальность. Персонажи были ещё менее понятны потому, что в спектакле 1913 года названия персонажей (которые были в пьесе и на подписях к эскизам) не озвучивались для зрителей, и тем приходилось самим строить догадки относительно функции персонажей, значения их поступков, системы цветообозначений в спектакле.

«Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира, от этих связей, мыслимых в нём. Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбивать в куски и из этих кусков творить новые ценности, делая новые обобщения, открывая новые неожиданные и невидимые связи. Вот солнце – это бывшая ценность, – их поэтому стесняет, и им хочется её ниспровергнуть». (По А. Кручёных, 1996)

«Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были, прежде всего, на вселенский скандал – и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию. Зрители в переполненном зале, неведомо для них самих, включались в представление как своеобразные со-творцы».

Вот что писал Матюшин в воспоминаниях: «В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял «страшный скандал». Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих. Наши меценаты были страшно смущены скандалом и сами из директорской ложи показывали знаки негодования и свистели вместе с негодующими».

ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРТРЕТА «ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФУТУРИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА»

В последний год обучения в художественной школе нам было предложено задание – итоговая серия работ по композиции. Я выбрала тему «Представители футуристического театра», так как ранее мною была написана исследовательская работа по теме «Футуристический театр». Я решила использовать жанр портрета потому, что представители футуризма очень яркие и необычные личности, что мне и хотелось отразить в своих работах. Главной задумкой является слово «театр». По одной букве, выделенных красным цветом, изображено на заднем плане каждой из пяти работ. Однако буквы органично вписаны, что позволяет воспринимать их в контексте фона при рассмотрении отдельной работы. Все представленные работы выполнены в технике «диатипия».

3.1. «Портрет Михаила Матюшина»

Михаил Васильевич Матюшин – русский художник, музыкант, теоретик искусства и один из лидеров русского авангарда (Приложение 15).

Исследователи причисляют музыку Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке, так и в литературных манифестах.

Фон построен на основе картины Михаила Матюшина «Беспредметность» (1915 год).

3.2. «Портрет Владимира Маяковского»

Владимир Владимирович Маяковский – русский и советский поэт (Приложение 16). Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ».

На фоне использованы фрагменты картины Владимира Маяковского «Рулетка» (1915 год).

3.3. «Портрет Алексея Кручёных»

Алексей Елисеевич Крученых – русский поэт-футурист, художник, издатель, коллекционер (Приложение 17). Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».

На фоне использованы фрагменты иллюстраций Алексей Кручёных к изданию его произведения «Взорваль».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой исследования была достигнута основная цель исследования – определено новаторство футуристического театра, которое заключалось сразу в нескольких аспектах: 1) литературная основа спектакля; 2) визуальный образ – костюмы, грим и декорации, использованные в спектакле; 3) музыкальное сопровождение спектакля; 4) реакция публики.

В либретто широко применялся заумный язык вместо стройного и понятного пения – литературный прием, в котором частично или полностью отсутствуют естественные конструкции языка.

Оформление сцены и костюмов – карикатурное, качества персонажей гиперболизированы; используются фантасмагорические декорации и кубические костюмы вместо привычных образов.

Вместо музыкальной гармонии, сопровождавшей спектакли ранее, использовались хроматика и диссонанс. Звуки улицы, шум, клаксоны и машины – все было частью театральной постановки.

Футуристы отказывались от индивидуальности в создании, исполнении и восприятии произведения: театральное действо рождалось массой, и было адресовано массе. Собирательный коллективный образ, совместивший воедино автора, актера и зрителя, наглядно представлен в футуристических спектаклях.

Таким образом была подтверждена гипотеза исследования – футуристический театр действительно меняет представление зрителя о театральной постановке. Спектакли футуристов, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были, прежде всего, на вселенский скандал – и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию. Зрители в переполненном зале, неосознанно для них самих, включались в представление как своеобразные соавторы.

Эпатажные футуристические спектакли Алексея Кручёных и Владимира Маяковского внесли значимый вклад в искусство XX века и навсегда изменили представление зрителей о театре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Колмогорова Е.Н. Уральский филологический вестник УрГПУ. Футуристическая трагедия-монодрама В.Маяковского «Владимир Маяковский». Екатеринбург, 2013.

Крусанов А.В. Русский авангард 1907-1932. Исторический обзор. Том 1. Боевое десятилетие, книга 1. Новое литературное обозрение, Москва, 2010.

Кручёных А.Е. Наш выход. 5-я часть «Первые в мире спектакли футуристов». RA, Москва, 1996.

Повелихина А.В., Аликина И. Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Автомонография. Музей органической культуры, Коломна, 2011.

Электронные ресурсы:

Awesome-design / Футуризм: роль в искусстве и основные особенности: [Электронный ресурс] // https://awesome-design.com/poleznye-stati/futurizm-rol-v-iskusstve-i-osnovnye-osobennosti/

Sensus novus | Блог социальной мысли / Русский и итальянский футуризмы: братья-враги. Окончание цикла «Как футуристы заглядывали в будущее». Д. Жвания. 2014: [Электронный ресурс] // https://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/03/03/18463.html

БилетСофит / Футуристический театр в России: [Электронный ресурс] // https://biletsofit.ru/blog/futuristicheskij-teatr-v-rossii

Казимир Малевич / «Победа над Солнцем» – апокалиптическая победа над пережитками: [Электронный ресурс] // http://www.k-malevich.ru/tvorchestvo/pobeda-nad-solncem.html

Культура – здесь и сейчас / Театр русского авангарда: идеи, направления, режиссеры: [Электронный ресурс] // http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/teatr-russkogo-avangarda-idei-napravleniya-rezhisseryi

Летопись / История явлений и событий. Футуризм в России: [Электронный ресурс] // http://www.letopis.info/themes/architecture/futurizm_v_rossii.html

Русская и зарубежная литература. Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской / Русский футуризм: [Электронный ресурс] // http://mosliter.ru/ruslit/20vek/russkij_futurizm/

Сайт филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова / Трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над солнцем»: [Электронный ресурс] // http://www.philol.msu.ru/~rki/advance-guard/tragedia_i_opera.html

Слова. Серебряный век / Футуризм. О поэтическом течении: [Электронный ресурс] // https://slova.org.ru/n/futurizm/

Школьный ассистент / Владимир Маяковский. Трагедия. Раннее творчество. Особенности поэтики: [Электронный ресурс] // http://schooltask.ru/vladimir-mayakovskij-tragediya-rannee-tvorchestvo-osobennosti-poetiki/

Энциклопедия. Всемирная история / Победа над Солнцем: [Электронный ресурс] // https://w.histrf.ru/articles/article/show/pobieda_nad_solntsiem

Энциклопедия русского авангарда / Футуризм: [Электронный ресурс] // http://rusavangard.ru/online/history/futurizm/

Энциклопедия футуризма / Пощечина общественному вкусу. 1912: [Электронный ресурс] // http://www.futurism.ru/a-z/manifest/slap.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Давид Давидович Бурлюк, фотография

Приложение 2
Алексей Елисеевич Кручёных, фотография О.Точеных, 1964 год
Приложение 3
Михаил Васильевич Матюшин, фотография, 1910-е годы
 

Приложение 4
Владимир Владимирович Маяковский, фотография, 1920 год

Приложение 5
Казимир Северинович Малевич, фотография

Приложение 6
Филиппо Томмазо Маринетти, фотография
 

Приложение 7
«Манифест футуризма», фрагмент из газеты «Фигаро»

Приложение 8
Группа членов объединения «Гилея», фотография, 1912 год

Приложение 9
Манифест «Пощечина общественному вкусу», брошюра 1912 года

Приложение 10
Опера «Победа над Солнцем», печатный вариант

Приложение 11
Афиша футуристических постановок «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», 1913 год

Приложение 12
К.С. Малевич, эскиз декораций к опере «Победа над Солнцем»

Приложение 13
Современная постановка «Победа над Солнцем» по эскизам Малевича
 

Приложение 14
К.С. Малевич, эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем»

Приложение 15
Назаркина Евгения «Портрет Михаила Матюшина»

Приложение 16
Назаркина Евгения «Портрет Владимира Маяковского»

Приложение 17
Назаркина Евгения «Портрет Алексея Кручёных»

Просмотров работы: 480