Настольная игра как способ изучения жизни и деятельности политического деятеля (на примере биографии И. В. Сталина)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Настольная игра как способ изучения жизни и деятельности политического деятеля (на примере биографии И. В. Сталина)

Аксенов А.Е. 1
1МАОУ Политехническая гимназия
Турчанинова В.Н. 1
1МАОУ Политехническая гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История народа – это важнейшая сторона жизни нации. Зная прошлое своей страны, мы учимся жить, обретаем повод для гордости своей родиной и народом, к которому принадлежим. История России – это память народа, жившего и живущего на территории нашего Отечества, учитель жизни во все времена. Неотъемлемой частью истории являются биографии и деятельность выдающихся личностей, определивших ход событий в ту или иную эпоху.

На уроках истории зачастую нет достаточно времени, чтобы подробно познакомится с биографией того или иного политического деятеля, вследствие чего многие вопросы эпохи и произошедших событий остаются недопонятыми. Мы считаем, что необходимо больше внимания уделять судьбам, биографиям и деятельности ключевых политических деятелей.

Для своей первой работы я выбрал личность российского революционера, советского политического деятеля Иосифа Сталина. Сразу укажу, что не ставлю целью оценку личности и деятельности И. В. Сталина. Важной частью моей исследовательской работы является создание увлекательной настольной игры, в ходе которой игроки знакомятся с фактами биографии исторической личности и ее ролью в истории государства.

Объект исследования – личность, биография и деятельность политического деятеля – Иосифа Виссарионовича Сталина.

Предмет исследования – настольная игра как средство ознакомления учащихся с личностью, биографией и деятельностью политического деятеля.

Цель исследования: создание настольной игры, способствующей изучению жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина.

Гипотеза исследования: создание настольной игры, содержание которой основано на фактах из биографии Иосифа Виссарионовича Сталина, будет способствовать повышению уровня владения информацией по данной теме.

Для достижения цели мы выдвинули ряд задач:

Провести первичное анкетирование учащихся 7 классов.

Изучить информацию о жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина для наполнения информационной составляющей игры.

Изготовить настольную игру.

Научить пользоваться одноклассников настольной игрой и провести анкетирование.

Методы исследования:

Теоретические (поиск и изучение информации, классификация, анализ и обобщение).

Моделирование (создание настольной игры).

Анкетирование.

Этапы работы:

Предварительный – первичное анкетирование.

Информационный – поиск информации, изучение и анализ литературы по данному вопросу для наполнения информационной составляющей игры.

Практический – классификация полученной информации, создание настольной игры

Заключительный – презентация настольной игры, вторичное анкетирование.

ГЛАВА 1. ФАКТЫ БИОГРАФИИ ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА

Детство, юность, вступление во власть (1879-1928)

Иосиф Джугашвили родился в 1879 году в грузинской семье города Гори Тифлиской губернии. Отец, Джугашвили Виссарион Иванович, родился в 1850 в крестьянской семье села Диди-Лило, грузин, по профессии сапожник 5. Мать, Джугашвили Екатерина Георгиевна (девичья фамилия Геладзе), родиалась в 1858 году в семье крепостного крестьянина, ее отец работал садовником 6. В 1888 году Иосиф зачислен на учёбу в Горийское православное духовное училище, которое окончил в июле 1894 года, в сентябре того же года сдал приёмные экзамены и был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию, где впервые познакомился с марксизмом и к началу 1895 года вступил в революционную группу марксистов. В 1898 году начинает руководить марксистским кружком железнодорожников. Через два года совместно с товарищами организовал стачку рабочих Тифлиса. Став членом Российской социал-демократической рабочей партии, он стал известен под партийной кличкой Коба. На протяжении своей деятельности он часто менял подпольные клички, их число достигало 30. Самыми известными были следующие псевдонимы: Чижиков, Иванович, Сосело, Нижерадзе 5. После раскола в 1903 году российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков Сталин присоединился к большевикам. В декабре 1905 года делегат от Кавказского союза РСДРП на I конференции РСДРП, где впервые лично встретил В. И. Ленина. В 1907 году Сталин – делегат V съезда РСДРП в Лондоне.

В 1909-1911 годах Сталин дважды был в ссылке. В январе 1912 года по предложению Ленина Сталин становится членом центрального комитета РСДРП 6. После победы Октябрьской революции Сталин вошёл в Совет народных комиссаров (СНК) в качестве народного комиссара по делам национальностей. Сталин является членом Революционного военного совета РСФСР. 3 апреля 1922 года Сталин был избран в Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), а также Генеральным секретарём ЦК РКП(б). Первоначально эта должность означала лишь руководство аппаратом партии. С 1922 года, ввиду болезни, Ленин фактически отошёл от политической деятельности. Внутри Политбюро Сталин, Зиновьев и Каменев организовали «тройку», основанную на противодействии Троцкому. Все три партийных лидера на тот момент совмещали целый ряд ключевых постов. Зиновьев возглавлял влиятельную Петроградскую парторганизацию, одновременно являясь председателем Исполкома Коминтерна. Каменев возглавлял Московскую парторганизацию и одновременно также руководил Советом труда и обороны, объединявшим ряд ключевых наркоматов. С отходом Ленина от политической деятельности именно Каменев стал чаще всего председательствовать вместо него на заседаниях Совнаркома. Сталин же объединял руководство одновременно Секретариатом и Оргбюро ЦК.

После XIII съезда (1924), на котором Троцкий потерпел сокрушительное поражение, началась атака Сталина на своих бывших союзников по «тройке». После «литературной дискуссии с троцкизмом» (1924) Троцкий был вынужден подать в отставку с поста предреввоенсовета. Вслед за этим блок Сталина с Зиновьевым и Каменевым развалился окончательно. На XIV съезде была осуждена так называемая «ленинградская оппозиция», также известная как «платформа 4-х»: Зиновьева, Каменева, Сокольникова и Н. К. Крупской (годом позднее отошла от оппозиции). Для борьбы с ними Сталин предпочёл опереться на одного из крупнейших партийных теоретиков того времени Н. И. Бухарина и приближённых к нему. Сам съезд прошёл в обстановке шумных скандалов. Во внутрипартийной борьбе 20-х годов Сталин старался изображать роль «миротворца». В конце 1924 года он даже защищал Троцкого от нападок Зиновьева, требовавшего исключить его из партии по обвинению в подготовке военного переворота. Сталин предпочёл использовать так называемую «тактику салями»: небольших дозированных ударов. В 1926-27 годах внутрипартийные отношения особенно накалились. Сталин медленно, но верно выдавливал оппозицию за рамки легального поля. Среди его политических противников было множество лиц с богатым опытом ещё дореволюционной подпольной деятельности. В 1928-1929 году Сталин обвинил Бухарина и его союзников в «правом уклоне» и фактически начал реализовывать программу «левых» на сворачивание НЭПа и форсированную индустриализацию.

Сталин объявил 1929 год годом «великого перелома». Стратегическими задачами государства были объявлены индустриализация, коллективизация и культурная революция. Индустриализация и коллективизация привели к огромным социальным изменениям. Миллионы людей двинулись из колхозов в города. СССР был охвачен грандиозной миграцией. Численность рабочих и служащих увеличилась с 9 млн чел. в 1928 году до 23 млн в 1940. Резко возросло население городов, в частности, Москвы с 2 млн до 5, Свердловска со 150 тыс. до 500 6. Вместе с тем темпы жилищного строительства были совершенно недостаточными для размещения такого количества новых горожан. Сталинская модель экономики обеспечила высокие темпы экономического роста. Так, в годы первой и второй пятилеток ВВП СССР рос по 14-15 % в год. Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Была ликвидирована безработица. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. К 1941 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. По мнению Н. Д. Колесова, Советскому Союзу всего за 13 лет удалось ликвидировать отсталость, существовавшую до сталинской индустриализации 6.

Довоенный период (1928-1941)

В июле 1928 года на пленуме ЦК ВКП(б) Сталиным была сформулирована официальная идеологическая основа репрессий – концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма». В «Кратком курсе истории ВКП(б)», переиздававшемся с 1938 по 1956 гг. миллионами экземпляров и основанном на идеологических постулатах о классовой борьбе, неизбежном сопротивлении свергнутых сил и необходимости их подавления, политические действия сталинского режима получили полное оправдание — репрессии против различных социальных элементов рассматривались в качестве закономерной и необходимой меры, осуществлявшейся в интересах народа и строительства социализма в СССР.

Советская историческая наука, которую к концу 1930-х годов Сталин окончательно поставил на службу партийному руководству, выстроила, по словам российского исследователя М. Г. Степанова, «достаточно логичную цепь доказательств необходимости уничтожения так называемых буржуазных классов» 3. Согласно этой логике, СССР был экономически и культурно отсталым в сравнении с развитыми капиталистическими державами государством, находившимся в капиталистическом окружении, и до тех пор, пока сохранялась угроза иностранного военного вторжения с целью восстановления буржуазно-помещичьего строя, единственной надёжной гарантией сохранения целостности и независимости СССР могло быть лишь упреждающее уничтожение остатков «буржуазных элементов». Таким образом, репрессии, если исходить из концепции «Краткого курса», являлись жизненной необходимостью с точки зрения защиты социалистического строя.

Период наиболее массовых репрессий, так называемый «Большой террор», начался с назначением на пост главы НКВД Н. И. Ежова. Этот период закончился в сентябре-ноябре 1938 года широкомасштабными арестами в НКВД, милиции и ставленников Н. И. Ежова и сменой его самого на Л. П. Берию на посту главы. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года было запрещено органам НКВД и прокуратуры производить какие-либо массовые операций по арестам и выселению, были ликвидированы судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР. Была проведена первая бериевская реабилитация. По документально подтверждённым данным, в 1937-1938 годах по политическим мотивам было осуждено 1 344 923 человека, из них 681 692 приговорено к высшей мере наказания. Лично Сталиным и Политбюро ЦК ВКП(б) по, так называемым «Сталинским расстрельным спискам», было подтверждено осуждение 44 893 человек (1937-1938 годы – 43 768 человек, 1940-1950 годы – 1125 человек), в подавляющем большинстве это члены управленческих структур, в том числе НКВД и РККА. Почти все были расстреляны. За 1937-1938 годы погибло 78 % членов ЦК ВКП(б). Жёсткой чистке подверглись органы НКВД.

Великая Отечественная война (1941-1945)

После прихода Гитлера к власти Сталин резко изменил традиционную советскую политику: если раньше она была направлена на союз с Германией против версальской системы, а по линии Коминтерна – на борьбу с социал-демократами как главным врагом, то теперь она заключалась в создании системы «коллективной безопасности» в составе СССР и бывших стран Антанты против Германии и союзе коммунистов со всеми левыми силами против фашизма. Эта позиция первоначально не была последовательной: в 1935 году Сталин, встревоженный германо-польским сближением, тайно предложил Гитлеру пакт о ненападении, но получил отказ. Вплоть до нападения Гитлера Советский Союз сотрудничал с нацистской Германией. Имеются множественные документальные свидетельства сотрудничества самого разного толка, от договоров о дружбе и активной торговли до совместных парадов и конференций НКВД и гестапо. Вместе с тем, Сталин предпочитал лавировать между двумя основными альянсами западных держав. Воспользовавшись столкновением Германии с Англией и Францией в 1939 году, СССР занял территории Западной Белоруссии и Западной Украины и развязал войну с Финляндией, за что был в декабре 1939 года исключён из Лиги Наций, как агрессор. В качестве оправдания для предъявленных Финляндии требований СССР заявил, что Германия планирует нападение на Россию, в том числе боковой удар через Финляндию 6.

22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. На следующий день после начала войны (23 июня 1941) СНК СССР и ЦК ВКП(б) совместным постановлением образовали Ставку Главного Командования Вооружённых сил СССР, в состав которого был включён Сталин и председателем которого был назначен нарком обороны, маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. 24 июня Сталин подписывает постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании Совета по эвакуации при СНК СССР, призванного организовать эвакуацию «населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» западной части СССР.

В начале войны Сталин был слабым стратегом и принимал множество некомпетентных решений. В качестве примера такого решения доктор Саймон Сибег-Монтефиоре приводит ситуацию в сентябре 1941 года: хотя все генералы упрашивали Сталина вывести войска из-под Киева, он позволил нацистам взять в «мешок» и перебить военную группировку из пяти армий. В то же время, по мнению Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, начиная со Сталинградской битвы, Сталин стал проявлять себя как человек, «…владеющий вопросами организаций фронтовых операций и операций групп фронтов и руководящий ими с большим знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах», а также умеющий «найти главное звено в стратегической обстановке» 6. В целом, Г. К. Жуков оценивает Сталина, как «достойного Верховного Главнокомандующего». Кроме того, Г. К. Жуков считает необходимым отдать должное И. В. Сталину, как выдающемуся организатору в «обеспечении операций, создании стратегических резервов, в организации производства боевой техники и вообще в создании всего необходимого для ведения войны». Одновременно Г. К. Жуков критиковал Сталина за просчеты в подготовке страны к обороне, игнорирование явной угрозы нападения фашистской Германии; создание системы управления, в которой никто не мог принять самостоятельного решения без указания Сталина; дезорганизации Сталиным Наркомата Обороны, подозрительности и недоверии к военным кадрам. Он негативно оценивает полководческие способности Сталина, особенно в начале Великой Отечественной войны 6.

В ходе войны в 1943 году проходила Тегеранская конференция, в ходе которой главы СССР, Англии и США обсуждали возможность открытия союзниками второго фронта во Франции. Были намечены контуры послевоенного устройства мира. Достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира. На Тегеранской конференции Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом. На Потсдамской в июле–августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами. Война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии 8 мая в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени. Боевые действия продолжались 1418 дней. Тем не менее, приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть формально остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была формально окончена 25 января 1955 года изданием Президиумом Верховного Совета СССР указа «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией» 6.

Послевоенный период (1945-1953)

На довоенный уровень по большинству экономических показателей СССР вышел уже в 1948 году, после чего продолжался быстрый рост ВВП. В конце 1940-х – 1950-е годы советская экономика уже развивалась преимущественно по интенсивному пути. Это во многом было обусловлено сложившимися чертами сталинской модели централизованной экономики, в частности, её ориентированности на повышение производительности труда и снижение себестоимости производимой продукции. С 1939 по 1956 годы действовал уникальный метод повышения эффективности труда, являвшийся совокупностью моральных и материальных стимулов труда работников и активизировавший рационализаторство на производстве, внедрение достижений науки и техники. Несмотря на трудности послевоенных лет, сталинское правительство увеличивало финансирование из госбюджета сферы образования и науки.

В годы четвёртой пятилетки почти на треть выросло число научно-исследовательских институтов, созданы академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. С 1951 г. обязательным стало семилетнее школьное образование. 24 июля 1945 года в Потсдаме Трумэн сообщил Сталину, что у США «теперь есть оружие необыкновенной разрушительной силы». По воспоминаниям Черчилля, Сталин улыбнулся, но не стал интересоваться подробностями. Из этого Черчилль сделал вывод, что Сталин ничего не понял и не в курсе событий. В тот же вечер Сталин приказал Молотову переговорить с Курчатовым об ускорении работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года для руководства атомным проектом ГКО создал Специальный комитет с чрезвычайными полномочиями во главе с Л. П. Берией. При Спецкомитете был создан исполнительный орган – Первое главное управления при СНК СССР (ПГУ). Директива Сталина обязывала ПГУ обеспечить создание атомных бомб, урановой и плутониевой, в 1948 году. 25 января 1946 года Сталин впервые встречается с разработчиком атомной бомбы, академиком И. В. Курчатовым; на встрече присутствуют председатель Специального комитета по использованию атомной энергии Л. П. Берия, нарком иностранных дел В. М. Молотов, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, заместитель председателя СНК Г. М. Маленков, нарком внешней торговли А. И. Микоян, Секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, академик АН СССР С. В. Кафтанов. B 1946 году Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники, результатом выполнения которых стало успешное испытание первой советской атомной бомбы 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинской области Казахской ССР и строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) 5.

Умер Сталин в своей официальной резиденции – Ближней даче, где он постоянно проживал в послевоенный период. 1 марта 1953 года один из охранников обнаружил его лежащим на полу малой столовой. Утром 2 марта на Ближнюю дачу прибыли врачи и диагностировали паралич правой стороны тела. 5 марта в 21 час 50 минут Сталин умер. Согласно медицинскому заключению, смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Забальзамированное тело Сталина было помещено в Мавзолей Ленина, который в 1953-1961 годах именовался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». 30 октября 1961 года XXII съезд КПСС постановил, что «серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее». В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и погребено в могиле у Кремлёвской стены 5.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ

Игра – один из способов изучения мира. Мы придумали игру, в ходе которой участники узнают о личности и деятельности И. В. Сталина. Основой нашей игры стал один из старейших классов настольных игр – игра-ходилка. Сначала мы создали игровое поле, разработали правила настольной игры, слепили фишки: танк, самолет, флаг, звезду (см. Приложение 1). Я выбрал эти фигурки, потому что это символы времени правления И.В. Сталина.

Правила игры

Игровое поле – это лист А2, в центре которого располагается квадрат с заготовленным маршрутом из 25 ходов. Каждый шаг – это кружок определенного цвета, от которого зависит тема вопроса. Пять цветов – пять тем:

Красный – вопросы, связанные с людьми, близко знавшими или работавшими с И.В. Сталиным;

Зеленый – вопросы, связанные с фактами личной жизни;

Фиолетовый – вопросы, связанные с ролью Сталина во внешней политике государства;

Желтый – вопросы о деятельности Сталина в коллективизации и индустриализации страны;

Синий – вопросы о роли Сталина в Великой Отечественной войне.

Вокруг основного игрового поля располагаются игровые зоны – территории стран участников (см. Приложение 2). Задача каждого участника игры – захватить территорию соперника, закрывая его клеточки квадратиками своего цвета, и защитить свою. Для этого во время каждого тура игры на основном поле он имеет возможность получить солдатика и орудия. Тот участник, территория страны которого полностью захвачена соперником, выбывает из игры.

Определение очередности начала игры. Начинается игра с первой клетки, игроки определяют очередность по жребию, в соответствии с выпавшим количеством точек на стороне кубика. У кого большее количество точек, тот ходит первым. При одинаковом количестве выпавших точек, кубик бросается еще раз.

Ход игры. Игра состоит из нескольких туров. Цель игрока во время тура на основном поле — провести свою фишку по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском кубика. Игрок, бросая кубик с числовыми значениями на сторонах, определяет количество шагов на игровом поле. Оказываясь на клетке определённого цвета, участник игры должен ответить на вопрос по теме. Карточка с вопросом достается из коробки в случайном порядке. Если игрок отвечает на вопрос, он остается на своей клеточке, если не отвечает на вопрос, то возвращается на прежнюю. За каждый результативный ход участник получает солдатика. Победителем тура является игрок, достигший конца пути. Он получает звездочку. За одну звездочку участник получает орудие, равное 2 солдатикам противника, за 2 звездочки – 4 солдатикам. Игрок сам определяет в конце каждого тура, когда использовать полученные звездочки и на какие орудия их обменять.

Захват территории страны противника. Для того чтобы занять территорию страны противника, необходимо использовать полученных в ходе игры на основном поле солдатиков и орудия, выставляя их на границах своего государства. После каждого тура игры на основном поле игроки выставляют солдат на своей территории. Первым ставит тот, у кого больше солдат и орудий, ценность орудий равна определенному количеству солдатиков. При равном количестве сил, очередность определяется по жребию – броском кубика. После расстановки солдатиков и орудий определяется возможность захвата территории. Учитываются только солдатики и орудия на клетках, граничащих с клетками противника. Каждое орудие равноценно двум или четырем солдатикам противника. Противники после расстановки сил должны убрать со своих пограничных клеток солдатиков, уничтоженных орудиями. После этого происходит оценка сил противников. Клеточка считается захваченной, если на граничащей с ней клеточке противника количество солдат больше на 2. Такая клеточка закрывается квадратиком цвета территории победившего игрока.

ГЛАВА 3. АНКЕТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для анализа результатов нашей работы было проведено входное и повторное анкетирование учащихся 7 классов. Разработанная анкета включила 5 вопросов (см. Приложение 3). Учитывая, что биография И. В. Сталина не изучается в курсе истории 7 класса, вопросы были составлены так, чтобы ответы не требовали специальных знаний и были ориентированы на общий кругозор учащихся. Исследование проводилось: первичное – в ноябре 2020 года (до проведения игровых занятий и пауз), контрольное – в январе 2021 года (после проведения игровых занятий и пауз) в МАОУ Политехническая гимназия города Нижний Тагил. В анкетировании приняли участие учащиеся 7 А, Б, В, Г классов. Были учтены анкеты учащихся, принимавших участие в игре хотя бы один раз. Ребята играли на переменах и после уроков в течение 2,5 месяцев.

Респонденты заполняли анкеты непосредственно в присутствии анкетера, в кабинетах школы. Учащимся разъяснялось, что группа исследователей школы проводит анкетирование, направленное на определение уровня знаний школьников об исторических личностях ХХ века. Мы попросили ребят самостоятельно ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Было дано разъяснение: в каждом вопросе предполагается один вариант ответа, исследование анонимное. Количество ребят, принявших участие в анкетировании: 7 А – 12, 7 Б – 8, 7 В – 11, 7 Г – 9. Всего 30 человек.

Результаты первичного и вторичного анкетирования представлены в Приложении 4. При первичном анкетировании на первый вопрос правильно ответили 59% учащихся, на второй – 20%. Третий вопрос оказался самым сложным для семиклассников: только 14% дали правильный ответ, на четвертый – 19%, на пятый 34%.

Количество правильно ответивших на вопросы анкеты во время второго тестирования возросло. Так, на первый вопрос правильно ответили уже 75%, на второй – 34%, на третий – 22%, на четвёртый – 32%, на пятый – 66%. Результаты вторичного анкетирования представлены в диаграмме 2.

Проанализировав результаты анкетирования учащихся, принимавших участие в игре, можно сделать вывод, что игра способствует повышению уровня владения информацией по данной теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы изучили литературу по теме, познакомились с фактами жизни и деятельности И. В. Сталина для наполнения информационной составляющей игры, изготовили настольную игру, научили одноклассников играть в нее, провели первичное и контрольное анкетирование среди учащихся, проанализировали результаты.

Результаты анкетирования участников игры показали, что формат настольной игры позволяет в оригинальной и необычной форме узнавать новые факты истории, погружать участников в ход исторических процессов и понимать роль личности в истории.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель проекта достигнута, задачи реализованы.

Игру можно использовать на уроках истории как один из этапов обобщающего урока.

В перспективе мы планируем создание игр по другим знаменитым личностям российской истории..

Список литературы

Балаян, Л. А. Сталин. Отец народа. – Эксмо, 2010 г. – 256 с.

Иосиф Виссарионович Сталин // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/943107

Карпов, В. В. Генералиссимус // Роман-газета. – 2003. – №15,16.

https://news.tut.by/culture/Мартинович Д «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина // https://news.tut.by/culture/719946.html

Сталин Иосиф Виссарионович // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Степанов, М. Г. Сталинская репрессивная политика в СССР (1928-1953 гг.): взгляд советской историографии // https://cyberleninka.ru/article/n/stalinskaya-repressivnaya-politika-v-sssr-1928-1953-gg-vzglyad-sovetskoy-istoriografii

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Фигурки – фишки для настольной игры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Игровое поле авторской настольной игры

           
 

Основное

игровое

поле

 
   
   
   
           
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анкета

Уважаемые семиклассники!

В нашей школе проводится анкетирование «Знаете ли вы исторические личности ХХ века» Просим Вас самостоятельно ответить на вопросы предлагаемой анкеты. В каждом вопросе предполагается один вариант ответа.

Исследование анонимное.

Укажите, пожалуйста, какой статус имел И. В. Сталин в Советской России.

Лидер государства.

Полководец.

Религиозный лидер.

Чиновник государственного аппарата.

Какова настоящая фамилия Сталина?

Кавтарадзе

Руставели

Церетели

Джугашвили

Кто поручал Сталину решение многих важных вопросов?

Троцкий

Каменев

Ленин

Свердлов

Какая отрасль индустрии стала активно развиваться при Сталине?

Тяжелая промышленность

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Все ответы верны

Что Сталин приказал создать в 1943 году?

Спутник

Ракетоноситель

Ядерную бомбу

Подводную лодку

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Диаграмма 1.

Результаты первичного анкетирования

Диаграмма 2.

Результаты вторичного анкетирования

Диаграмма 3.

Сравнительный анализ результатов

первичного и вторичного анкетирования

Голубым цветом изображены результаты первичного тестирования, оранжевым – вторичного. На диаграмме виден рост уровня владения информацией по данной теме. На первый вопрос количество правильно ответивших респондентов возросло на 16%, на второй – на 49%, на третий – на 40%, на четвёртый – на 13, на пятый – на 32%.

Просмотров работы: 128