Легендарная Тридцатьчетверка

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Легендарная Тридцатьчетверка

Вернер А.С. 1
1МАОУ "Политехническая гимназия" г. Нижний Тагил, Свердловской обл.
Турчанинова В.Н. 1
1МАОУ "Политехническая гимназия" г. Нижний Тагил, Свердловской обл.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет Messerschmitt и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!» – восклицал Уинстон Черчилль [1]. В отличие от знаменитого премьер-министра Великобритании, многие россияне, в частности, жители моего родного города Нижнего Тагила знают, помнят и гордятся этой знаменитой боевой машиной.

Для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из Panzerwaffe, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и средних «Пантер». А для тагильчан навсегда поводом гордости будет то, что именно в нашем городе во время войны было развернуто его масштабное производство. Именно из цехов нынешнего Уралвагонзавода десятки боевых машин отправлялись сразу на фронт Великой Отечественной войны. Своим исследованием мне бы хотелось актуализировать память и обобщить информацию о самом массовом танке Второй мировой войны.

Глава 1. История создания, характеристики танка

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков [2] .

РККА нуждалась в танках, имевших противоснарядную броню и хорошую проходимость, для ведения боевых действий по пересечённой местности. Требовался средний танк, отвечающим требованиям времени, не только равный тяжёлым КВ в вооружении и бронировании, но и превосходящий его в маневренности и скорости.

Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ [3]. Работу над машиной поручили ведущему в СССР конструктору танков Николаю Кошкину (Прил.1). В октябре 1937 года автобронетанковое управление выдало заводу №183 (ныне – Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева) тактико-технические характеристики и требования к новому танку: толщина брони не менее 16 мм, вес 13-14 тонн, а также вооружение в виде одной 45-мм пушки 20К, двух пулемётов. В мае 1938-го было предложено создать танк с более мощным вооружением и 30-мм лобовой бронёй. Так был создан танк под обозначением А-32, который в январе 1940 года превратился в Т-34, путём последующего увеличения брони и установки более мощной 76-мм пушки Л-11[4].

Для того чтобы продемонстрировать проходимость танков, Кошкиным было принято решение перегнать два танка вне дорог общего пользования из Харькова прямиком в Москву, что никогда ранее не предпринималось!Осмотрев прибывшие танки прямо на Красной площади, И. В. Сталин одобрил машины, назвав танк Т-34 «первой ласточкой».

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях Т-34 отличился: он не только показал себя с лучшей стороны в бою, но и вызвал уважение со стороны противника.Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). За время войны «Уралвагонзавод», важнейшее предприятие моего родного города, выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода.

Уже после окончания войны главный конструктор Уральского танкового завода Александр Морозов напишет следующие строки: «В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу... Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник. Дала возможность быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны, прежде не выпускавших подобной техники, силами людей, которые о танках ранее знали только понаслышке»[5].

Какими же тактико-техническими характеристиками обладал данный танк?

Изучая технические особенности конструкции танка Т-34, можно заключить, что это было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. А танки противника не могли пробить броню Т-34 даже с 500 м. Броневые листы корпуса и башни были расположены под такими углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка. Двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км. Сравнительные характеристики трёх модификаций танка Т-34 – образца 1940 г., образца 1942 г. и Т-34-85 приведены в таблице (Прил. 2).

Другим преимуществом танка была простота конструкции. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того, танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

Важным просчетом немцев стали наши дороги. Разрабатывая тактику захвата Советского Союза, немцы не учли, что наши «шоссейные» дороги очень сильно отличаются от европейских. Поэтому после вторжения немецкие танки «задыхались» в пыли, вязли в болотах, скользили в гололёд.

В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине. Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию, что неминуемо пророчило танку славную боевую биографию и существенный вклад в дело победы.

Глава 2. Боевая история и послевоенная биография

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками [6].

Нам ценен каждый факт успешного применения тридцатьчетверок в то трудное время. Большинство таких боевых эпизодов относится к битве за Москву.6 октября 1941 года экипаж танка Т-34 лейтенанта Кукаркина в одном бою снайперскими выстрелами из танковой пушки уничтожил 16 вражеских танков. Группа из четырех Т-34 лейтенанта Лавриненко уничтожила 15 танков врага, два орудия и четыре мотоцикла. В том же бою у села Первый Воин экипаж танка Т-34, которым командовал старший сержант Капотов, записал на свой счет шесть танков противника, а экипаж старшего сержанта Антонова – семь танков и два противотанковых орудия.

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

А самым масштабным танковым сражением, в котором принимал Т-34 за всю историю Второй мировой, является Курская битва. Она была переломным моментом во всей войне.С 13 июля 1943, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление, и фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года.

День Победы вовсе не поставил точку в боевой биографии лучшего среднего танка Второй мировой войны. Военная карьера Т-34 была продолжена в самых разных уголках земного шара, не закончилась она и по сей день [7]. Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света [8]. К началу 1990-х гг. «тридцатьчетверки» продолжали формально оставаться на вооружении, но фактически они содержатся на долговременном хранении.

Глава 3. Память о танке Т-34...

Находясь до сих пор на вооружении ряда государств третьего мира, в XXI веке «тридцатьчетвёрка» выполняет прежде всего роль памятника истории. Одни из сохранившихся машин являются мемориалами героям войны, другие – экспонатами исторических выставок. Так как это не модели, а вполне реальные боевые машины, то теоретически некоторые из них после соответствующей подготовки могут вступить в бой.

Рассмотрим примеры памятников танку Т-34. В разных городах нашей страны их насчитывается более 30. Например, последний Т-34, выпущенный Уралвагонзаводом, по просьбе рабочих в 1945 году был установлен перед проходной завода [6] (Прил. 3). Через 36 лет – в 1981 году – он своим ходом переехал на новый постамент и с тех пор ежегодно участвует в парадах в День Победы [6] (Прил.4).

Часто памятниками становятся машины, подбитые во время боёв в труднодоступной местности, или потерянные на переправах через реки или болота, и забытые, а в новое время найденные и вытащенные силами энтузиастов-поисковиков, восстановленные и отреставрированные [9].

Танк часто становился главным героем художественных и публицистических литературных произведений, например:

Драбкин, А.В. Я дрался на Т-34: Сборник воспоминаний. 2008.

Бояшов, И.В. Танкист, или „Белый тигр“. 2008.

Вишняков, В.А. Танк, обогнавший время // Ради жизни на земле, 1986.

Резник, Я.Л. Сотворение брони: Документальная повесть.1987. 

Пшимановский, Я. Четыре танкиста и собака.

Смирнов, Г.В. Рассказы об оружии. 1976.

О нем также были сняты фильмы и сериалы:

«Жа­во­ро­нок» – со­вет­ский фильм-драма, снятый в 1964 году ре­жис­сё­ра­ми Ни­ки­той Ку­ри­хи­ным и Лео­ни­дом Ме­на­ке­ром.

Ис­то­рия со­зда­ния танка Т-34 была от­ра­же­на в филь­ме «Глав­ный кон­струк­тор», снятом в 1980 году. Но по­сколь­ку к тому вре­ме­ни найти Т-34 об­раз­ца 1940 года (а тем более А-34) было невоз­мож­но, в филь­ме сни­ма­лись более позд­ние танки Т-34-85.

Фильм «Т-34» 2018 года ре­жис­сё­ра Алек­сея Си­до­ро­ва по­лу­чил вы­со­кие оцен­ки со сто­ро­ны зри­те­лей и по со­сто­я­нию на 14.01.2019 со­брал в ки­но­про­ка­те около 1,675 млрд руб­лей (≈21 млн дол­ла­ров)!

Также память о Т-34 увековечена на почтовых марках, выпущенных к юбилею Победы, памятных монетах и масштабных моделях, выпускаемых рядом иностранных фирм-изготовителей.

В заключение хочется сказать, что Т-34 – самый массовый средний танк Великой Отечественной войны. Проведенные в 1942-1944 годах мероприятия по изменению танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. Т-34 был прост в производстве. У него были хорошие технические характеристики. Он маневренный и быстрый, именно поэтому танк Т-34 стал легендой Советских бронетанковых войск. Данные машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно их установили на постаментах, как символ нашей Победы. За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой войны. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. По данным Минобороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлен «десяток рекордов, которые, видимо, уже никогда не удастся превзойти». Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении [3].

Лично для меня предметом особой гордости является, что мой родной город Нижний Тагил обеспечил нашу страну необходимым количеством этих танков, чем внес огромный вклад в приближение Победы!

Список используемой литературы:

http://museum-t-34.ru

https://histrf.ru/read/articles/bronia-pobiedy-istoriia-tanka-t-34

https://tass.ru/armiya-i-opk/7361589

http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%A2-34

https://vpk-news.ru/articles/16492

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34

http://otvaga2004.ru/tanki/v-boyah/t-34-after-war/

https://histrf.ru/read/articles/bronia-pobiedy-istoriia-tanka-t-34

http://www.oboznik.ru/?p=43284

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Михаил Ильич Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34

 

Приложение 2.

Характеристики трёх модификаций танка Т-34

Характеристики

Т-34 (1940)

Т-34-76 (1942)

Т-34-85

Длина в мм

(с орудием/без орудия)

5960 /5920

5964/5920

8100/6100

Ширина в мм

3000

Высота в мм

2405

2450

2700

Бронирование корпуса в мм (лоб/борт/корма)

45/45/40

45/45/40

45/45/45

Бронирование башни в мм (лоб/борт/корма)

45/45/45

53/53/53

90/75/52

Экипаж

4 человека

5 человек

Двигатель

дизель В-2-34, мощностью 500 л.с.

Дизель B-54K, мощностью 600 л.с

Дальность хода в км (по шоссе/по пересечённой местности)

380/230

350/220

Максимальная скорость в км/ч(по шоссе/по пересечённой местности)

54/36

55/24

Масса в тоннах

25,6

30,9

32

Вооружение

76,2 мм Л-11

76 мм Ф-34

85 мм ЗиС-С-53

Приложение 3.

Автор исследования у танка-памятника, установленного у проходной Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил, Свердловская область)

Приложение 4.

Парад на Красной площади 9 мая 1945 года

Т-34 на параде на Красной площади 9 мая 2018 года

Просмотров работы: 35