Археологические памятники Слободзейского района в контексте изучения взаимодействия древних культур

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Археологические памятники Слободзейского района в контексте изучения взаимодействия древних культур

Погодина – Безъязычная Алена Дмитриевна 1Сухович М.В. 1
1МОУ "Кицканская СОШ"1"
Глодя В.В. 1
1МОУ "Кицканская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Приднестровье, наряду с Крымом и Кавказом, входит в число историко-культурных регионов Восточной Европы, в которых на протяжении столетий происходило взаимодействие различных культур и этносов, что привело к появлению разнообразных культурных традиций. Уникальность нашего региона подтверждается многочисленными археологическими находками. Именно благодаря археологии возможны исследования древнего периода истории Приднестровья.

Актуальностьданной темы заключается в том, что многообразие археологических находок позволяет определить место археологических памятников района в системе изучения взаимодействия древних культур.

Предмет исследования – археологические памятники Слободзейского района.

Цель исследования - анализ памятников археологии района в контексте изучения взаимодействия древних культур.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. проследить историю исследования памятников археологии Слободзейского района;

2. проанализировать артефакты, найденные в ходе археологических экспедиций в селе Чобручи и Глиное.

Хронологические рамки ограничены началом работы Чобруческой и Днестровской археологических экспедиций с 1993 г. по 2018 г.

Географические рамки охватывают территорию Слободзейского района.

В работе были использованы такие правовые источники как Закон ПМР «О Об охране и использовании памятников археологии, истории и культуры» 1997 г., Закон ПМР «О едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия ПМР» 2019 г.

В качестве источников для исследования были выбраны материалы раскопок Чобручской и Днестровской археологических экспедиций хранятся в Музее Археологии Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко: предметы быта, посуда, украшения, аксессуары, предметы культа.

В ходе исследования были использованы такие методы как:

Описательный

Сравнительный

Типологический

Системный

В научно-исследовательской среде тема изучения взаимодействия древних культур на материале археологических раскопок в с. Глоном нашла свое отражения в работах В.С. Синики и Н.П. Тельнова «Скифский могильник IIIII вв. до н.э. у с. Глиное на левобережье Нижнего Днестра (предварительные итоги исследования)», «Скифский курган 116 первой половины III в. до н.э.», «О греческом влиянии на погребальный обряд и материальную культуру скифского могильника III-II вв. до н.э. у с. Глиное на левобережье Нижнего Днестра», и «Фракийские украшения и аксессуары костюма из скифских погребений левобережья Нижнего Днестра (находки 2016-2017 гг.)». В исследованиях С.А. Фидельского, М.В. Иващенко, В.С. Синики «Амфорные клейма средиземноморских центров из поселения Чобручи на левобережье Нижнего Днестра», Т.А. Щербаковой, Е.Ф. Тащи «Терракоты из Нижнего Поднестровья (по материалам раскопок поселения Чобручи)» анализируются керамические импорты и коропластика в контексте изучения вопроса взаимодействия различных культур. «Археологическое наследие Приднестровья» В.С. Синики, С.Н. Разумова, Н.П. Тельнова дает обзорное представление археологических исследований, проводимых на территории Приднестровья с конца XIX в. до XXI в.

Структура исследовательской работы включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.

Глава I. История изучения памятников археологии Слободзейского района

1. Государственная политика в сфере историко-культурного наследия

В Приднестровской Молдавской Республике огромное значение придается изучению, сохранению и популяризации многовековой истории края. В связи с этим, важной задачей является защита тех памятников культуры, которые рассказывают о богатой духовной жизни прошлых поколений.

Согласно статье 1 закона «Об охране и использовании памятников археологии, истории и культуры» к таким памятникам относятся «сооружения, объекты, комплексы, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа Приднестровья, отражающие развитие цивилизации на территории республики, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».[1]

Статья 4 данного закона определяет следующие виды археологических памятников:

- древние города, фортификационные сооружения;

- укрепленные поселения (городища), неукрепленные поседения (селища, стоянки), отдельные жилища;

- валы, рвы, гроты и пещеры со следами жизнедеятельности человека;

- курганы, безкурганные могильники, отдельные захоронения;

- святилища, храмы;

- наскальные изображения, каменные ваяния;

- древние выработки и мастерские;

- дороги и гидротехнические сооружения, места переправ;

- отдельные предметы и культурный слой древних населенных пунктов.[1]

Согласно закону «О Едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики» на территории республики располагаются 2157 объектов историко-культурного наследия, из них 1804 объекта относятся к памятникам археологии. Большая часть археологических памятников – 1500 - находится на территории Слободзейского района.[2]

Среди этих памятников особое место занимают скифский некрополь у села Глиное и многослойное поселение у села Чобручи.

2. История полевых исследований памятников археологии Слободзейского района

История изучения археологических памятников Слободзейского района, как и археологических памятников Приднестровья, начинается в конце XIX века, когда Иоиль Яковлевич Стемпковский в 1896-1911 гг. провел раскопки 412 курганов возле сел Парканы, Терновка, Суклея, Карагаш, Слободзея, Чобручи, Глиное и Коротное.

В 1962 г. Анна Ивановна Мелюкова, скифолог, изучавшая скифскую археологическую культуру на юго-западе СССР, опубликовала скифские курганы из раскопок И.Я. Стемпковского.[3, стр. 15]

В 1992 г. была образована научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Археология» в Приднестровском государственном университете имени Т.Г. Шевченко, сотрудники которой проводят раскопки археологических памятников.

С 1993 по 1996 год Т.А. Щербаковой проводились археологические раскопки на многослойном поселении «Чобручи», которое занимает обширный мыс между с. Чобручи и г. Слободзея. Благодаря работе Чобручской археологической экспедиции были выделены три культурно-хронологических горизонта:

1. VI - V вв. до н.э.;

2. конец III – начало II в. до н.э.

3. III-IV вв. н.э.[4, стр. 231]

Раскопки многослойного поселения у с. Чобручи были возобновлены в 2001 г.

Изучение скифского могильника у с. Глиное было начато 16 августа 1995 г сотрудниками Днестровской археологической экспедиции (ДАЭ) Приднестровского государственного университете имени Т.Г. Шевченко под руководством Е.В. Ярового.

Могильник расположен на левобережье Нижнего Днестра, на северной окраине с. Глиное. Раскопки проводились на площади 52,5 га, были изучены 115 курганов, из которых 113 – скифские. В них было исследовано 181 скифское погребение.[6, стр.5]

Его исследование продолжалось вплоть до 2012 года, что позволило расширить представления о процессах, происходивших в IIIII вв. до н.э. как в Северном Причерноморье, так и на юге Восточной Европе в целом.

В 2000 г. Днестровской археологической экспедицией были изучены два кургана у с. Чобручи, в которых были обнаружены скифское погребение, сарматское захоронение и два позднекочевнических.

В 2013 г. и в 2015 г. ДАЭ были проведены раскопки курганов над р. Красная у с. Глиное. Обнаружены и исследованы захоронения усатовской культуры, три погребения киммерийской культуры, а также 13 скифских.

В 2014 г. ДАЭ во время спасательных раскопок курганов эпохи бронзы у с. Ближний Хутор были обнаружены детское погребение ямной культуры, три культовые ямы, два скифских погребения и захоронение представителя сарматской аристократии.

Данные, полученные в ходе исследований Чобручской и Днестровской археологической экспедиций углубили представления об историческом развитии Приднестровья в IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э.

Большинство артефактов, найденных в ходе раскопок археологических памятников Слободзейского района, представлены в экспозиции Музея археологии Приднестровья в ПГУ.

Глава II. Археологические памятники района

1. Скифский некрополь у села Глиное.

Исследование скифского могильника, функционировавшего в IIIII вв. до н.э. у села Глиное, велось с 1995 г. по 2012 г. Днестровской археологической экспедицией. Также в 2017 г. проводились спасательные раскопки одного из скифских курганов.

Были изучены погребальные сооружения, предметы быта, посуда, украшения, аксессуары, предметы культа.

В 2015 г. сотрудниками НИЛ «Археология» был исследован курган 4 группы «Сад», который содержал восемь погребальных сооружений разного времени. В одном из таких погребений взрослого человека (женщина) было найдено ожерелье, которое состояло из семи бусин и инталии. Литик-скарабеоид (инталия) использовался в составе украшения как центральная бусина. На украшении оттиснуто изображение мужчины, стоящего на левом колене со свитком в руках (Приложение 1, рис.1). Датировка относит украшение к IV в. до н.э. Также в одной из гробниц была найдена чернолаковая чаша греческого производства.

В 2017 году при проведении спасательных раскопок был изучен Курган 116, в котором были обнаружены два скифских захоронения.

Важную часть среди элементов конструкции катакомб занимают орнаменты как над входом в дромос (тоннель из входной шахты в усыпальницу), так и погребальных камер.

Орнаменты над входом в дромос, найденные в 32 катакомбах, представляют собой линии, реже полные фигуры, их части или их сочетания (Приложение 2, рис. 1).

В 2017 году при исследовании кургана 116 (I половина III в. до н.э.) была обнаружена усыпальница скифского воина. Над входом в дромос обнаружен объемный орнамент, образующий букву V (Приложение 2, рис.2).

Также в 27 катакомбах встречается орнаментация дромосов и погребальных камер, которые представляют собой сочетание горизонтальных и вертикальных линий, имитирующие каркас (Приложение 2, рис.3).

Орнаментация выполнена при помощи кремневого орудия, получившего название «затиральника» и обнаруженного в восточном дромосе погребения 116/1.

И если орнаментация погребальных камер встречалась ранее и является свидетельством преемственности классической скифской культуры и позднескифской культуры на левобережье Нижнего Днестра, то значение орнаментов над входом в дромос еще предстоит изучить.

Погребение 1 кургана 116 включало две камеры: северную и восточную (Приложение 3, рис. 1,2).

При изучении северной погребальной камеры была найдена ножка красноглиняной синопской амфоры (Приложение 4, рис.1), которая использовалась в качестве светильника, о чем свидетельствует черный нагар на обеих поверхностях [6, стр. 229].

Во время раскопок 2006 года были найдены глиняные светильники-импорты из Аттики (Приложение 4, рис. 2). В общей сложности, в 45 из 174 погребений могильника у с. Глиное было найдено 55 светильников. Сравнение количества находок светильников свидетельствует о широком распространении обряда помещения светильников в погребальные камеры у нижнеднестровских скифов в III-II вв. до н.э.[7, стр. 269]

Светильники, а также их имитация, помещенных в специальные ниши в погребении, говорят о греческом влиянии на скифский погребальный обряд[7, стр.272].

Обнаруженное редкое для Северного Причерноморья ожерелье в погребении женщины с невысоким социальным статусом указывает на то, что контакты греков и скифов были регулярными, а торговля и экономические отношения постоянными.

При изучении северной погребальной камеры был обнаружено парное детское захоронение. Инвентарь, обнаруженный в камере (бронзовая гривна, отделанная золотой фольгой, серебряный многовитковый браслет, золотые серьги и др.) говорит о высоком социальном статусе погребенных и их принадлежности к аристократии.

Найденная в северной погребальной камере гривна состоит из трех звеньев разной длины и была изготовлена из бронзы, поверх которой была нанесена золотая фольга (Приложение 5, рис. 1,2). Примитивный орнамент верхнего звена, его деление при помощи поперечный линий на зоны и трехъярусная конструкция говорят о ее родстве с бронзовыми нагрудниками поморской/померанской культуры [6, стр. 254].

При изучении мужского захоронения в восточной погребальной камеры были найдены три фибулы: одна из них бронзовая, две – железные (Приложение 6, рис. 1-3).

По типу конструкции фибулы относятся к раннелатенским. У бронзовой однопружинной фибулы отсутствует ножка, что позволяет датировать ее первой половиной III в. до н.э. Железная фибула с фальшивой пружиной также также относится к первой половиной III в. до н.э., так как именно в этот период распространение получили фибулы подобной конструкции (Приложение 6, рис.3).

В тоже время найденные фибулы отличаются своей конструкцией от фибул, найденных ранее в других погребениях на могильнике с. Глиное.

Гривна и фибулы дают возможность констатировать наличие латенского (центральноевропейского) влияния на жизнь и культуру скифов.

Во время исследования северной камеры Погребения 116/1 был найден серебряный проволочный спиральный браслет в 3,7 оборота, орнаментированный линиями в виде гравировки, точками при помощи чеканки и углами (резка).[7, стр. 166]

Ранее подобные украшения были найдены при исследовании могильника у с. Глиное в 2007 г. Орнаментация этих украшений в виде змеи говорит о влиянии фракийцев на материальную культуру скифов (Приложение 7, рис.1,2).

Таким образом, изучая артефакты, найденные на скифском могильнике III-II вв. до н.э., можно констатировать взаимодействие и влияние разных культур: греческой, латенской и фракийской.

2. Многослойное поселение у села Чобручи

В результате раскопок, проводимых Чобручской археологической экспедицией, были определены хронологические границы многослойного поселения. Нижняя дата относится к VIIV вв. до н.э. и связана с фракийским населением. С IV в. до н.э. по II в. до н.э. поселение принадлежало скифам.[3, стр. 21]

В результате исследования были обнаружены греческая керамика и коллекция терракот.

Большой интерес представляет клейменая амфорная тара, которая позволяет не только установить надежную датировку поселения, но и указывает на экономические связи местного населения.

В данный момент в коллекции Музея археологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко находится 132 амфорных клеймы, которые позволяют очертить границы торговых связей (Приложение 8, рис. 1).

68 клейм из Синопы, 13 – из Херсонеса, 1 – из Гераклеи указывают на торговые связи с причерноморскими центрами. 46 клейм из Родоса, 3 – из Книда и 1 клейма из Пароса подтверждают наличие тесных экономических контактов скифского населения со средиземноморскими центрами. [9, стр. 111]

Сравнив причерноморскую и средиземноморскую клеймовую керамическую тару, можно выделить пять этапов ее поступления на поселение Чобручи (Приложение 9, табл. 1):

1-й этап (309-270 гг. до н.э.) - зафиксированы 3 клейма: по 1 из Гераклея, Синопы и Херсонеса.

2-й этап (269-240 гг. до н.э.) – зафиксированы 2 клейма из Синопы.

3-й этап (239-190 гг. до н.э.) – зафиксированы 59 клейм: 6 с Родоса, 47 из Синопы и 6 из Херсонеса.

4-й этап (189-160 гг. до н.э.) – зафиксированы 14 клейм: 12 с Родоса, 2 из Книда.

5-й этап (159-90 гг. до н.э.) – зафиксированы 3 клейма с Родоса.

Если на первых двух этапах ввоз вина носил ограниченный характер, то на третий и четвертый этап приходится пик импорта.

Таким образом, наиболее тесные экономические связи местного населения со средиземноморскими и причерноморскими центрами приходятся на период III-II в. до н.э. При этом наибольшее количество клейм родом из Синопы (50) и остров Родос (21).

Терракоты, найденные во время археологических раскопок в 1993-1996 и 2004 годах, представляют собой изображения богини Кибелы в виде небольшой статуэтки и зооморфные статуэтки. [10, стр. 217]

Первоначально Кибела - фригийская богиня, олицетворявшая мать-природу, почитавшаяся в большей части областей Малой Азии. Через греческие колонии в Малой Азии культ Кибелы рано проник в Грецию, а затем и в греческие колонии в Северном Причерноморье. Широкое распространение почитания Кибелы как богини плодородия среди варварского населения связано с земледельческим характером хозяйства местных племен.

Как правило, богиня Кибела изображалась в виде молодой женщины, восседающей на троне, с пышными волосами с калафом на голове, фигура облачена в гиматий. (Приложение 10, рис. 1).

Несмотря на детализированность изображения, образ обезличен. Это связано с постепенным сближением с культами Деметры, Коры-Персефоны.

Зооморфные статуэтки имели различное назначение. Чаще всего статуэтки быка играли большую роль в культе Зевса и Диониса (Приложение 10, рис. 2).

Таким образом, амфорная клеймовая тара и терракотовые статуэтки являются свидетельством экономических, культурных и религиозных контактов населения Нижнего Поднестровья с античными центрами Северного Причерноморья.

Заключение

В ходе исследовательской работы были изучены материалы, полученные в ходе археологических экспедиций у с. Глиное и с. Чобручи.

Высокая степень сохранности катакомб позволили собрать богатый материал для понимания древних периодов истории нашего региона.

Находки, полученные в результате раскопок скифского некрополя у с. Глиное позволяют получить представление о материальной культуре, быте и погребальном обряде скифов, живших в Поднестровье в IIIII вв. до н.э. В это же время ведет активную хозяйственную жизнь оседлое население, археологические памятники которого обнаружены у с. Чобручи.

Изученные артефакты позволяют проследить взаимодействие древних культур.

Найденная греческая амфорная тара свидетельствует о тесных торгово-экономических отношениях между скифами и греками. В IIIII вв. до н.э. между греками и скифами усиливаются и культурные контакты, греческие элементы проникают не только в скифскую материальную культуру, но и закрепляются в погребальном обряде.

В этот же период усиливается фракийское влияние на культуру и быт скифов. На это указывают украшения, найденные в скифских курганах.

Также найденные украшения говорят культурном влиянии на местное население носителей латенской и восточноевропейской культуры.

Таким образом, четко прослеживается взаимодействие древних культур в нашем регионе как в материальной культуре, так и в духовной.

Уникальность находок подтверждает значительную роль памятников археологии Слободзейского района для изучения взаимодействия древних культур в нашем регионе.

Данная исследовательская работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках истории родного края, для популяризации знаний о памятниках историко-культурного наследия, а также для привлечения внимания к проблеме сохранности памятников археологии.

Список литературы

1. Закон «Об охране и использовании памятников археологии, истории и культуры» 1997 г./president.gospmr.org

2.Закон «О едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия ПМР» 2019 г/ president.gospmr.org

3. В.С. Синика, С.Н. Разумов, Н.П. Тельнов. Археологическое наследие Приднестровья, Тирасполь, 2016.-153 стр.

4. Щербакова Т.А. Новые материалы по археологии Нижнего Поднестровья//Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Сесерного Причерноморья V тыс. до н.э. – V в. н.э., Тирасполь, 1994.- 235 стр.

5. Н.П. Тельнов, И.А. Четвериков, В.С. Синика. Скифский могильник IIIII вв. до н.э. у с. Глиное на левобережье Нижнего Днестра (предварительные итоги исследования)//Древности Северного Причерноморья IIIII вв. до н.э., Тирасполь, 2012.- 211 стр.

6. В.С. Синика, Н.П. Тельнов. Скифский курган 116 первой половины III в. до н.э.//Древности. Исследования и проблемы. Сборник статей к 70-летию Н.П. Тельнова, Кишинев-Тирасполь, 2018.- 507 стр.

7. Синика В.С. О греческом влиянии на погребальный обряд и материальную культуру скифского могильника III-II вв. до н.э. у с. Глиное на левобережье Нижнего Днестра//Человек в истории и культуре, Одесса, 2012.- 272 стр.

8.Синика В.С., Тельнов Н.П. Фракийские украшения и аксессуары костюма из скифских погребений левобережья Нижнего Днестра (находки 2016-2017 гг.)//Народы и культуры Нижнего Дуная в древности, Измаил, 2018.- 172 стр.

9. С.А. Фидельский,М.В. Иващенко, В.С. Синика. Амфорные клейма средиземноморских центров из поселения Чобручи на левобережье Нижнего Днестра//Археологические вести. Вып. 24, Санкт-Петербург, 2018 г.- 428 стр.

10. Т.А. Щербакова, Е.Ф. Тащи. Терракоты из Нижнего Поднестровья (по материалам раскопок поселения Чобручи)// Старожитностi степового Причерномор`я I Криму. XV. Запорiжжя, 2009.- 225 стр.

Приложение 1.

Рис. 1. Ожерелье IV в. до н.э.

Рис.2. Литик-скарабеоид из ожерелья IV в. до н.э.

Приложение 2

Рис. 1 Орнамент в виде арок

Рис.2. Орнамент, образующий букву V

Рис. 3. Реконструкция орнаментации погребальной камеры катакомбы

Приложение 3

Рис. 1. Северная погребальная камера 116/1 (фото раскопа)

Рис. 2. Восточная погребальная камера 116/1 (фото раскопа)

Приложение 4

Рис. 1. Разрез входной ямы катакомбы 116/1

и ножка амфоры.

Рис.2. Светильник III-II вв. до н.э. Аттика? Глина. Глиное. Курган 84, погребение 1.

Приложение 5

Рис.1. Гривна из северной погребальной камеры (до реставрации)

Рис.2. Гривна из северной погребальной камеры (после реставрации)

Приложение 6

Рис.1. Бронзовая проволочная фибула I половина III в. до н.э.

Рис.2. Железная проволочная фибула I половина III в. до н.э.

Рис.3. Железная проволочная фибула I половина III в. до н.э.

Приложение 7

Рис.1. Браслеты III-II вв. до н.э. Глиное, 2007 год

Рис.2. Серебряный проволочный спиральный браслет III-II вв. до н.э. Глиное, 2017 г

Приложение 8

Рис.1. Амфорные клейма: 28-46 –Родос, 47-49 – Книд, 50 – Парос

Приложение 9

Табл. 1. Сравнительная характеристика объемов продукции в клейменой керамической таре из поселения Чобручи.

Приложение 10

Рис. 1. Статуэтка Кибелы III-II вв. до н.э.

Рис.2. Статуэтка бычка III-II вв. до н.э.

Просмотров работы: 115