Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры — дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Клич пионеров — всегда будь готов!
Мы, дети нового поколения, эти строки никогда не слышали, они для нас ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина. Но для советских детей эти строки почти святые. Мы – молодое поколение, мы дети детей, живших в 90-е годы, когда СССР распался, а вместе с ним было забыто детское и молодежное движение Пионерия и Комсомол. Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей, села, страны. Именно так мы увлеклись историей пионерии, в очередной раз, попросив родных рассказать что-нибудь из своего детства. Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.
Введение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны, которую необходимо подробно изучать и передавать будущему поколению. 19 мая 2021 года пионерской организации исполняется 99 лет. Этот праздник объединяет не одно поколение россиян, граждан разных стран, людей родом из детства, мира фантазии, творчества, радости.
Узнать, кто такие пионеры, прикоснуться к историческим документам по деятельности пионерской организации в нашей школе, познакомиться с атрибутикой пионерии – всё это мы считаем важным и необходимым для нашего исследования по теме «Салют, Пионеры!».
Данное исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX и начала XXI века. Для воспитания патриотизма юных граждан необходимо знать историю, в том числе историю пионерского движения. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, принципам гуманизма и терпимости невозможно без демонстрации примеров и подвигов того поколения, чьё детство и юность прошли в пионерии и комсомолии.
Тема нашей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но мы остановимся на самых важных моментах. И для того, чтобы это сделать, необходимо сформулировать цель и задачи научного исследования, которые заключаются в следующем:
Цель: изучение влияния пионерского движения на воспитание и становление человека как личности на примере пионеров.
Задачи:
1.Проследить историю возникновения пионерской организации;
2.Выявить значение пионерской деятельности в жизни советского общества;
3.Провести исследование об истории детской пионерской организации в Костромском районе, своем селе.
4. узнать и изучить деятельность современных детских движений.
Ключевые слова: СССР, детское движение, пионер, вожатый, комсомол, Костромской район.
Объект исследования – биографии, семейные альбомы, процесс развития детского движения в селе Шунга, в Костромском районе.
В процессе работы были использованы методы исследования: изучение фотографий из семейного альбома, опрос, интервью, анкетирование, беседа, наблюдение, экскурсия, поиск информации в архивах, запись видео.
Гипотеза исследования. Если мы будем знать историю пионерского движения, если будем придерживаться активной гражданской позиции, то наше общество будет духовно и нравственно богато.
Глава I. Основная часть
Наши родители не были пионерами. По воспоминаниям моей мамы, в 4 классе в спортивном зале была подготовлена торжественная линейка, посвящения в пионеры. Их выстроили в ряд, вожатая «держала» речь, наготове были отглаженные яркие красные (у мамы атласный) галстуки – гордость любого пионера… и вдруг торжественный момент прерывает сообщение из РОНО, что необходимо отменить церемонию, галстуки отложить, детей распустить по домам. Дети обижены, оскорблены таким недоверием, слезам не было предела. И только со временем они осознали, что совсем ни в чем не виноваты, распалось государство, в котором они живут, а вместе с ним и детское движение.
А кто такой пионер? Мы выяснили, что пионер1 – это человек, который первым поселился в новой неисследованной стране или член детской пионерской организации в СССР, так называлась раньше наша страна. Также мы выяснили следующее: чтобы стать пионером, необходимо проявить себя в роли октябренка. Так мы поняли, что в советское время существовало личностное развитие ребенка – октябрята, пионеры, комсомольцы. Октябрята2 в СССР – это объединения (отряды) учащихся начальных классов в возрасте 7—9 лет. Они создавались и действовали по решению Совета пионерской дружины школы. Пионеры же брали на себя шефство и заботу о младших товарищах.
Комсомолец – это юный коммунист, будущий руководитель партийных ячеек.
Глава II. История рождения и развития пионерии
Изучая информацию в школьном музее, мы узнали, что в СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина организация была названа его именем. В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.
Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры как правило принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети.
Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Мы рассмотрели несколько пионерских альбомов3, в которых красочно описаны мероприятия. Удивило то, с какой любовью оформлен материал, фотографии в рамочках, рисунки, надписи сделаны детскими руками. После каждого мероприятия пионерская дружина писала рапорт о проделанной работе.
Глава III. Пионерская символика
В школьном краеведческом музее «Поиск» мы нашли пионерскую символику (приложение №2). Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука.
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты. Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. Непременным ритуалом считался пионерский салют.
Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза»4.
Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов: пионер верен рабочему классу и коммунизму, он - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу, пионер честен и правдив, его слово - как гранит. Пионер должен быть дисциплинирован, должен ежедневно помогать трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества, пионер трудолюбив и уважает полезный труд. Пионер чист в мыслях, словах и делах.
Глава IV. Роль пионерской деятельности в жизни общества
Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев. Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи. В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности.
Семейный альбом.
Нам интересно было работать в архивах, музее, но хотелось узнать из первых уст о пионерах. Моя бабушка, Бубнова Ирина Николаевна, прошла весь путь детского движения в СССР: октябренок, пионер, комсомолка, а затем вожатая. Предлагаем отрывок из интервью: «Пионерская организация имени В.И. Ленина в моем детстве была как образ жизни. Для нас, советских детей, честное пионерское было как клятва. Мы строго соблюдали заветы Ильича, как их называли. Знали всю биографию В.И. Ленина, пионеров-Героев, стремились брать с них пример. Сначала я была октябренком, а затем меня приняли в пионеры на торжественной линейке. Училась я на «отлично», была активисткой, все мне было интересно, любое дело поддерживала.
В 1965 году в с. Шунга открывается новая школа – трехэтажное кирпичное здание, большая столовая, спортивный зал. На церемонии открытия школы мне как отличнице и активистке вручили ключ от школы. Я была горда и довольна, до сих пор помню и переживаю этот момент, особенно гордились мной родители. Фотографии с этого мероприятия бережно храню в семейном альбоме.
В августе 1972 года после окончания годичного педагогического класса при средней школе №26 г. Костромы, я была назначена учителем в Кузнецовскую восьмилетнюю школу Костромского района. Прибыв в августе в назначенную школу, увидела одноэтажное деревянное здание, находящееся на отшибе от с. Кузнецово почти в лесу. Директор школы Скрябин Анатолий Павлович, принимая меня на работу, сказал, что кроме учителя физкультуры, я буду исполнять обязанности старшей пионерской вожатой. Девчонка я была молодая, задорная, работа с детьми мне всегда нравилась и я охотно согласилась.
Учеников в школе было около 100 человек, обучались с 1 по 8 класс. С 1 – 3 классы октябрята, с 4-8 – пионеры. Все входили в пионерскую дружину Кузнецовской школы. Из числа пионеров на Совете дружины назначались вожатые в начальные классы, комсомольцы 8 класса курировали работу в пионерских отрядах. Сельские дети, особенно в глубинке, всегда отличались добротой, отзывчивостью. Поэтому очень быстро удалось наладить шефскую работу с ветеранами. Все ветераны были учтены, за ними закреплены пионеры. Работу они проводили различную: копали огороды, расчищали снег, ходили за продуктами, проводили праздничные концерты в сельском Доме Культуры. Ветераны всегда отвечали благодарностью. Тесные связи у школы были с колхозом им. «XX Партсъезда». Школьники совместно с педагогами работали на уборке урожая, оказывали помощь на животноводческом комплексе. Особенно нравилось ребятам выступать на колхозных собраниях с приветствием. Потому что председатель колхоза Анатолий Степанович Пономарев всегда дарил пионерам коробки конфет (в то время это был дефицит!).
Все важные пионерские дела обсуждались на заседаниях Совета дружины. Особенно торжественно проходили дружинные сборы. Под дробь барабанов и звуки горнов торжественно выносилось знамя дружины. Председатели отрядов сдавали раппорта, обсуждались дела дружины и отрядов, принимались решения. Дела дружины были различные: заботились не только о ветеранах, но и о родной школе, летом помогали взрослым ремонтировать школу и классы. Построили и благоустраивали школьный стадион, собирали макулатуру и металлолом, проводили смотры строя и песни, спортивные соревнования, летние и зимние Зарницы.
Но мы жили не только школьной жизнью. Для сельской молодежи организовывали дискотеки, праздники. Участвовали в художественной самодеятельности: ставили спектакли, праздничные концерты, занимали призовые места в районных смотрах. Жить было очень интересно и весело.
Имея опыт вожатской работы с пионерами, с 1 сентября 1978 года я перешла работать в Никольскую среднюю школу Костромского района освобожденной пионервожатой. Там я проработала 2 года. Особенно мне запомнилась работа с активом: это заседания Совета дружины, бурные обсуждения важных вопросов, торжественные сборы дружины и отрядов, учеба актива, учеба отряда барабанщиков и горнистов, трудовые десанты, заседания Комитета комсомола. Особой торжественностью отличались шествия всей школы через весь поселок Никольское к Памятнику погибшим воинам в День Победы 9 мая. Ребята в пионерских галстуках, с комсомольскими значками на груди, впереди колонны знамя дружины, под дробь барабанов шли на Митинг. Не было равнодушных жителей, многие присоединялись к колонне.
В школе молодым учителям тоже жилось интересно. Школьный учительский коллектив участвовал в районных смотрах художественной самодеятельности. Мы пели песни, танцевали, читали стихи и добивались неплохих результатов. (Приложение)
В 1979 году в составе делегации из шести человек от Костромской области я принимала участие в работе Всероссийского совещания вожатых. Совещание проходило в Гурзуфе, продолжалось 5 дней. Мы принимали участие в заседаниях рабочих групп, обменивались опытом. Для нас проводили экскурсии по Артеку, детей там не было. Мы получили большой опыт работы, приобрели друзей со всей страны.
С августа 1980 г по ноябрь 2013 г моя жизнь была связана с Саметской восьмилетней школой Костромского района. Я работала воспитателем группы продленного дня, учителем физкультуры, учителем начальных классов. И всегда исполняла обязанности старшей пионерской вожатой, т.к. отдельной ставки не было. Не была пионервожатой с августа 1985 г по сентябрь 1990 г, т.к. была назначена директором школы и учителем истории.
Пионерская работа в Саметской школе имела богатый опыт, дружина считалась одной из передовых в районе. За эти годы мы сохранили старые традиции и ввели новые. Кроме традиционных дел, мне запомнились проведение Зарниц, которые проходили зимой и летом. Зарницы проводились под руководством директора школы Рябинина В.Г.. Молодой и инициативный, окончивший истпед Костромского пединститута, сам с удовольствием участвовал в нашей работе. Во время проведения Зарницы бегал вместе с учениками по сугробам, участвовал в перестрелках снежками, брал «Снежную крепость». Обязательно в день рождения пионерской организации 19 мая ежегодно всей школой пешком мы ходили в поход на пруд Гусилиха Костромского водохранилища. Там проводили различные спортивные юнармейские конкурсы. Праздник заканчивался общим обедом, пением песен, играми с мячом. Обратно в село шли уставшие, но довольные.
Очень тесные связи у школы были с колхозом «12 Октябрь». Председатель колхоза Васин Михаил Николаевич принимал участие в заседаниях педсоветов, а Рябинин В.Г. - в заседаниях правления колхоза. Материальная помощь колхоза –школе была очень большой. Как материальная – были организованы бесплатные обеды для учащихся, оплачивались экскурсионные поездки учащихся за пределы области, лучшие ученики награждались стипендиями. В «лихие» 90-е годы, когда зарплаты учителям выплачивались нерегулярно, по решению правления колхоза учителям выплачивали денежное пособие. Мы также отвечали на такую заботу. Школьники и учителя работали на полях колхоза летом и осенью. В конце 90-х гг у нас была традиция: за каждым классом на животноводческом комплексе были закреплены группы коров и телят, за которыми мы помогали ухаживать. Помню, однажды зимой, вечером была метель, за мной пришли мои мальчишки восьмиклассники (Щепалов Александр, Тестов Владимир, Румянцев Андрей) посадили маленькую дочку в санки и помчались к ферме. Догнала их только у фермы. От сердца отлегло, когда увидела, довольную веселую дочурку. Поработав на ферме, до дома добирались также весело и бегом.
Недалеко от школы мы строили школьный стадион, высаживали там деревья, устанавливали оборудование.
Одним из ведущих направлений у нашей пионерской дружины было патриотическое воспитание. Мы знали всех ветеранов селе наперечет. Проводили шефскую работу. Ветераны приходили на наши сборы, праздники, спортивные соревнования. Большую помощь оказывали в оформлении и работе школьного краеведческого музея. Мы ходили к почетному председателю колхоза «12 Октябрь» Малининой П.А. Прасковья Андреевна была очень приветливой женщиной, любила разговаривать с детьми, умела это делать. Она передала в музей много личных вещей, фотографий, книг с автографами.
9 мая был для нас особенным праздником. В этот день собирались все желающие с букетами цветов и мы большой гурьбой обходили всех ветеранов. Дарили цветы, пели для них песни, читали стихи. И всегда по дороге встречали благодарные взгляды односельчан и хорошие напутствия. Ребята были очень рады и горды за свою работу.
Жизнь продолжалась, менялась, ушли в бытие пионерская и комсомольская организации. Но школьники не остались без внимания взрослых. В 2000 г была создана районная детская общественная организация «Поколение». На первом Слете «Поколения» мы старшие пионерские вожатые стали старшими друзьями. В здании Политпроса нас вызвали на сцену и повязали торжественно галстуки. Очень приятно, что такие же галстуки сейчас носят старшие друзья в школьных дружинах «Поколения». Я свой галстук передала своей дочери Смирновой Евгении Александровне. Смотрю на нее в галстуке, на поколенцев, своих внучек и горжусь тем, что я стояла у истоков создания этой организации, что ДОО «Поколение» не распалось в неспокойные для страны годы и за ней большое будущее.
Все больше убеждаюсь в том, что работа с детьми – мое призвание. В 2014 г устроилась на работу в Шунгенскую среднюю школу Костромского района, приняла 5 класс и сейчас я – классный руководитель уже 11 класса. Меняется жизнь, меняются дети. У них другие интересы, заботы, а у нас педагогов остается главная задача – воспитывать наше будущее, научить их быть настоящими патриотами нашей страны. Эта задача во все времена была основной. И я получаю настоящее удовлетворение от того, что нашла свое место в жизни, не ошиблась в выборе профессии.»
Работая в архиве ГАНИКО, мы нашли информацию о работе пионерских дружин в Костромском районе: рапорты дружин, протоколы заседаний бюро ВЛКСМ, альбомы, фотографии, названия дружин, девизы. Каждая дружина носила имя пионера-Героя Великой Отечественной войны. Конечно, нам были любопытны те материалы, где встречались знакомые фамилии, особенно фамилия Бубновой И.Н.
Далее мы решили узнать о том, помнят ли (знают) о Пионерии сейчас в 21 веке. Подготовили вопросы, провели опрос на территории поселения, в школе. Количество респондентов 442 человека. Результаты получились такие:
1. Какое детское движение было в годы СССР?
Пионеры - 265 ч Не знаю – 156 ч Скауты – 18 ч Юнармия – 3 ч
2. Кто такие пионеры? (мы объединили похожие варианты ответов)
Пионер – всегда пример 67 ч Пионер – ученик Советской школы 109 ч
Не знаю – 152 ч Пионер – отличник и активист 114 ч
3.Были ли вы/родители пионерами?
Да – 126 Нет – 316 нет
4. Какое детское движение в России есть сейчас? Как оно называется?
ДОО «Поколение» Костромского муниципального района – 361 ч
РДШ - 115 ч Не знаю - 62
5. Детское движение влияет на становление человека как личности?
Да – 442 ч Нет - 0 ч
Вывод: детское движение необходимо всегда и во все времена, оно объединяет детей и взрослых, учит человечности, отзывчивости, воспитывает молодое поколение в духе сопричастности, общественной значимости. Пионерское движение – яркий пример продуманной работы с детьми, вот почему не надо забывать пионерию. Нашу гипотезу мы подтвердили, если мы будем знать историю пионерского движения, если будем придерживаться активной гражданской позиции, то наше общество будет духовно и нравственно богато.
Заключение
Подводя итоги исследований, мы пришли к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по все стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно-политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны… И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и поселках нашей страны существует детские организации, преемники пионерии, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находится рядом.
В нашем Костромском районе есть такая организация – детская общественная организация «Поколение». В Поколении есть свой Устав, кодекс поколенца, ступени личностного развития, форма, направления работы. Мы с гордостью носим звание «Мастер» ДОО «Поколение» дружины «Семирадужье». В 2018 г мы вступили в ряды Всероссийского Движения Школьников, делаем первые шаги.
Осенью приняли участие в Открытой межрегиональной выставке-презентации «С памятью знаться - красоте поклоняться» и демонстрации «А, ну-ка покажи, свой чемоданчик» ОГБУК Костромского государственного историко- архитектурного и художественного музея-заповедника». Наша выставка называлась «История детского движения». Нашли чемодан образца 1959 г и оформили выставку, положили атрибуты пионерии, Поколения, РДШ. Со слов сотрудников музея-заповедника у старшего поколения вызвала интерес и ностальгию наша экспозиция, нам вручили благодарственные письма.
Материал нашей работы заинтересовал педагогов дополнительного образования ГБУ Костромской областной "Дворец творчества", мы продолжим сотрудничество по данной теме. В 2022 г будет 100-летие пионерской организации им. В.И. Ленина. К этому значимому событию мы решили подготовить альбом с воспоминаниями о пионерском детстве наших односельчан, работа уже началась: нам принесли грамоты, благодарственные письма, фотографии из семейных альбомов. Благодаря отзывчивости наших односельчан, мы пополним фонд школьного музея, расскажем будущим поколениям о прошлом, это так волнительно – создавать историю!
Мы считаем, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. И в конце хотелось бы еще раз, более точно, сказать, кто же это пионер?
"Пионер"- это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды".
…Слышишь меня, ровесник?
Нам с тобой продолжать
Ту недопетую песню,
Строить и побеждать.
И чтобы стать сильнее,
Бурям открой лицо.
Пройти по дорогам сумеем
Прадедов, дедов, отцов.
1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г.
2. http://www.wikipedia.ru/
3. http://www.pionerorg.narod.ru/
4. http://www.publ.lib.ru/
5. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г.
1. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г., №2, 1968 г.
2. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;
3. http://www.timurovets.nios.ru/
Список использованной литературы и интернет – ресурсы:
1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г ;
2. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г;
3. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г;
4. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г;
5. Журнал «Пионер»//№2, 1968 г;
6. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;
7. http://www.timurovets.nios.ru/
8. http://www.publ.lib.ru/
9. http://www.pionerorg.narod.ru/
10. http://www.wikipedia.ru/
11. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii
При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:
- Архив ГАНИКО;
- Архив ГБУ дополнительного образования костромской области "Дворец творчества"
- Архив школьного краеведческого музея «Поиск»;
- Архив семьи Бубновых;
- Архив семьи Смирновых;
- Архив семьи Крупиных;
- Статьи из газет и журналов о пионерской организации;
- Статьи из интернета о пионерах-героях, о деятельности пионеров;
- Воспоминания учителей, документы и фотографии из школьного архива.
Приложение 1
Архив школьного краеведческого музея «Поиск»
Приложение 2
Пионерская символика
1 2
3 4
5 6
7 8
9
Знамя
Барабан, горн
Форма
Значки
Вымпел «Лучшему пионерскому отряду»
Значок комсомольца
Октябрятский значок
Вымпел «Будь готов»
Спортивный вымпел
П риложение 3
Патриотическая игра «Зарница» с. Кузнецово. Команде победителей вручают торт.
Группа продлённого дня Кузнецовская школа
Классный руководитель Румянцева Екатерина Васильевна с классом
Классный руководитель Шулепникова Галина Юрьевна с классом
строительство площадки в с. Кузнецово
Лучший пионерский отряд Кузнецовской школы. Классный руководитель Сидорова Людмила Павловна, вожатая Бубнова Ирина Николаевна
Районный смотр художественной самодеятельности. Коллектив Кузнецовской школы
Линейка «День Знаний» Никольская школа
Лучший пионерский отряд «Орлята» Никольской школы 4б класс. Пионервожатая Бубнова Ирина Николаевна. 1980 г
Районный смотр художественной самодеятельности. Коллектив Никольской школы
Митинг 9 мая. Никольская школа. Пионервожатая Бубнова И.Н.
Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека. Саметская школа.
Встреча с Ветеранами Труда в школьном музее Саметской школы
Поздравление с Днем учителя в Саметской школе. 2010 г
Тимуровский рейд к обелиску Погибшим воинам. На фото Ветеран Труда Калинникова Надежда Павловна. 2010 г
приложение 4.
Всероссийский Слет пионервожатых
Делегация от Костромской области на Всероссийском совещании вожатых
Приложение 5
Альбомы из архива ГБУ дополнительного образования костромской области "Дворец творчества"
Приложение 6
Р абота в Государственном Архиве Новейшей Истории Костромской Области
Приложение 7
Пионерская организация в Шунгенском сельском поселении.
Пионеры стали появляться в наших сёлах с 1923 года. Тогда ещё не было отрядов, вожатых. Пионерами руководили учителя: Кондратьева Анастасия Васильевна, Высотская Анастасия Петровна, Рябцовская Анна Васильевна, директор школы Арсеньев Константин Тихонович и другие. Первой вожатой с 1926 по 1940 г. стала Сенцова Валентина Львовна. В 1941 году Сенцова Валентина Львовна ушла на фронт. Она вернулась с войны с боевыми наградами. Среди документов нашли письмо первой пионерки с 1923 по 1928 гг. Мосиной Текусы Ивановны, воспоминания пионерки 30-х годов Борониной Евгении (Смирновой Евгении Фёдоровны).
Юрий Петрович Перевозчиковвступил в пионерскую организацию в 1933 году. Вместе с вожатой Александрой Константиновной Урвалихиной ходили работать на пришкольный участок. Строгали разные фигуры из дерева. Никогда не расставались со своей отрядной песней о маленьком барабанщике ни в походах, ни на работе, ни в школе. Николай Николаевич Шаров, пионер 30 – годов рассказывает, как они помогали колхозу, мастерили домики для птиц, прилетающих весной. Зимующим у нас птицам делали кормушки. На своём стадионе играли в футбол, а зимой на реке Костроме делали каток, играли в хоккей.
Алевтина Ивановна Панкратова была пионеркой 30 – годов. Их любимая отрядная песня «Юный барабанщик». С ней было весело везде: на сборах, в походах, дома. Был свой пришкольный участок, на котором они сторожили огурцы. Прочитали мы о пионерских годах заслуженного агронома колхоза «Дружба» Риммы Ивановны Ёриной (Приложение)
Николай Николаевич Половинкин, пионер 30 – годов, бывший заведующий Домом культуры с. Яковлевское, рассказывает: «Пионерской работой у нас руководила Мария Николаевна Желтова. Во всех соревнованиях, походах, делах мы жили с песней «Взвейтесь кострами».Николай Николаевич активно участвовал в художественной самодеятельности: пел песни, читал стихи, играл на баяне.
В школьном музее сохранились воспоминания Валентины Львовны о пионерских делах в те годы. (Приложение) «Наша дружина называлась «Пионерская правда». Под руководством комсомольцев проводили самую разнообразную работу: проводили сборы, посвящённые 1 Мая, Новому году, Октябрю; ходили на экскурсии, делали различные макеты; расклеивали плакаты; вели атеистическую пропаганду; широко была развёрнута тимуровская работа. На тех домах, куда мы ходили, приклеивались красные банты; выступали с концертами. У нас работали драматический и хоровой кружки. Ездили на пионерские слёты.»
Мосина Текуса: «Дорогие друзья, юные пионеры! Сердечно поздравляю Вас с наступающим праздником- 40 – летием Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина! Я, бывшая пионерка, ученица Шунгенской школы, хочу рассказать Вам, как у нас тогда проходила работа в отрядах. Я училась в школе, как раз в тот год, когда родилась пионерская организация. В пионеры нас тогда не принимали, как это делается сейчас, а просто записывали по желанию. Не было у нас тогда и специальных вожатых, которые имеются сейчас, нами руководили наши учителя, те, что с нами занимались. Что мы тогда делали? То же самое, что и вы сейчас, то есть: учились, трудились, пели песни, играли, ставили спектакли, ходили на экскурсии, в походы, сажали деревья. Те деревья, что растут возле Вашей школы, мы сажали под руководством директора школы Константина Тихоновича Арсеньева. После окончания 4-го класса, летом, мы ездили на экскурсию в Витово, за Костромой. А когда я училась в 5-м и 7-м классах, с нами большую работу проводила Анастасия Петровна Высотская, она руководила хоровым кружком, ставила с нами спектакли на школьных вечерах. Я всегда с большой благодарностью вспоминаю своих бывших учителей и Шунгенскую школу, которая всегда давала крепкие знания и прочные навыки, а также уделяла много внимания воспитанию подрастающего поколения. С приветом к Вам! учительница средней школы № 54 г. Ярославля Мосина Текуса Ивановна.»
Из воспоминаний Борониной Евгении: «Мы все очень любили свою пионервожатую Александру Урвалихину. В 30 – е годы в Яковлевской школе она организовала струнный оркестр и драмкружок. К 100 – летию со дня рождения А.С.Пушкина (1937 г.) мы поставили пьесу «Цыгане» по поэме А.С. Пушкина. С этим спектаклем выступали в клубах всех колхозов. Зимой по заснеженным дорогам до деревень добирались на санях. Лошадей давал колхоз. Запомнились, как не доезжая до деревни Колебино сани раскатились, и все артисты упали в снег. Было много смеха, но от снега испортились наши «цыганские» причёски. Большинство из нас были белобрысыми, и волосы красили на спектакль чёрной тушью. Зато эта поездка запомнилась на всю жизнь
Римма Ивановна Ёрина: «Помню свою учительницу Марию Николаевну Жирнову, которая готовила меня в пионеры. В Стрельниковской начальной школе было тогда четыре класса. К нам ходили школьники со всей округи – из Шатерина, Омелина, Некрасова. Потом продолжали учёбу в Шунгенской семилетке. Быть пионером считалось очень престижно, в ленинцы посвящали только хороших учеников. Носили галстуки, не снимая, гордились ими. Я училась на «пятёрки», «четвёрки», поэтому в пионеры меня приняли сразу. Когда на линейке произносила торжественное обещание, так растрогалась, что на глаза выступили слёзы. Книги читали про Ленина и про бойцов. Готовили на праздники выступления, стихи учили патриотические, пели в школьном хоре.»
Приложение 8
- «Выписка: из протокола №13 заседания бюро Костромского райкома ВЛКСМ. От 12 июля 1972 года. О совместной работе комсомольской организации и педколлектива Шунгенской средней школы, комсомольцев колхозов "Дружба" и "Новый путь" по организации летнего отдыха пионеров и школьников Шунгенской средней школы. В дружине Александра Матросова Шунгенской средней школы 7 разновозрастных отрядов, руководят которыми советы отрядов во главе с председателем и вожатым - Комсомольцем, объединяют 214 пионеров. Отряды побывали на экскурсии в "Берендеевке", "Ипатьевском монастыре", сходили в однодневный поход к волге, поставили несколько концертов. Старшие пионеры разучивают с малышами игры, читают книги.»
- «Девиз Кузнецовской школы: "Работай, учись и живи для народа".
- «Девиз дружины имени Н. Гастелло Никольской школы: "Больше дела - меньше слов"».
- Нашли записи «Сведения о старших пионерских вожатых в Костромском районе на 1 октября 1972 г: Бубнова Ирина Николаевна, школа Кузнецовская, дружина имени Голикова5, Рапорт дружины6.
Заинтересовало нас «Постановление комсомольского собрания 24 съезда КПСС».7 В нем рассказывается, что съезд стал событием всемирно-исторического значения, на нем перед комсомльцами поставили ряд задач, как воспитывать подрастающее поколение, опубликовано постановление выработать план мероприятий по выполнению решений съезда:
3. Воспитывать молодёжь в духе коммунистической идейности, советского патриотизма, высокой организованности и дисциплины. Быть непримиримым к нарушениям Устава ВЛКСМ.
4. Воспитывать юношей и девушек настоящими патриотами Советской Отчизны. Организовывать встречи с ветеранами войны и труда.
6. Проявлять заботу об организации свободного времени молодёжи. Для этого чаще организовывать выступления кружка художественной самодеятельности, читательские конференции.
9. Активизировать работу кружка по изучению коммунистической морали.»
Эти документы говорят о том, что в Советском Союзе была преемственность в детском и молодежном движении, была цель и задачи партии по воспитанию Советского человека.
1толковый словарь В.И.Даля
2толковый словарь В.И.Даля
3Архив ГАНИКО; Архив ГБУ ДО КО "Дворец творчества"; Архив школьного краеведческого музея «Поиск»
4В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г.
5 Фонд 516 опись 14 Дело 33 стр. 15
6 Фонд 516 опись 12 Дело 49
7 Фонд 516 опись 13 Дело 27 страница 7-11