Математика в моем городе

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в моем городе

Лабушкина Д.С. 1Жданова Т.В. 2
1МБУ ДО "ДТДиМ"
2МБУ ДО «ДТДиМ»
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема решения математических задач актуальна в настоящее время.

Это связано с тем, что решение текстовых задач - это важная составляющая курса математики начальной школы. А умение понять и решить задачу является одним из основных и главных показателей уровня математического развития, грамотности младшего школьника [1]. Однако, решение текстовых задач вызывают трудности у многих учеников. Одним из способов преодоления этой проблемы является создание сюжетных задач на основе краеведческого материала.

Гипотеза: возможно, решение задач с использованием краеведческого материала привлечет внимание ребят к изучению математики и повысит уровень их знаний.

Цель: создание сборника задач для учащихся 3-4 классов с использованием краеведческого материала.

Задачи:

Проанализировать литературу.

Провести анкетирование.

3. Изучить местный исторический и краеведческий материал.

4. Рассмотреть разные типы задач и правила их составления.

5. Составить сборник задач с использованием местного исторического и краеведческого материала.

6. Апробировать задачи на занятии.

Методы исследования: анализ литературы; поиск информации в сети Internet, анкетирование, анализ полученных данных.

Новизна: сборник задач с использованием краеведческого материала.

Практическая значимость заключается в том, что сборник задач можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Текстовые задачи

Проанализировав литературу по теме исследования [1,2], мы выяснили, что текстовые задачи – это наиболее древний вид школьных задач. Они всегда широко использовались в обучении математике. Ещё задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны и многие методы их решения.

В настоящее время нет четкого определения, что такое текстовая задача, вводится лишь её понятие [1]. Часто текстовые задачи называют сюжетными. «Под сюжетной задачей понимают задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений» [2].

По мнению исследователей, задачи можно классифицировать по разным основаниям.

По количеству действий, необходимых для решения, задачи бывают простыми и составными. Простые задачи решаются в одно действие, а составные в два и более действий.

Задачи можно классифицировать в зависимости от действий, с помощью которых они решаются. Существуют задачи, решаемые: сложением; вычитанием; умножением; делением.

Простые и составные текстовые задачи в зависимости от описываемого в них сюжета можно классифицировать на:

нахождение массы;

куплю-продажу;

измерение длины, расстояния;

нахождение периметра, площади;

сбор урожая;

расход материала;

движение по суше или по воде;

работу или совместную работу;

с единицами времени и т.п.

Существуют и другие классификации задач. Проанализировав учебники по математике для 3-4 класса [4], мы решили составлять задачи следующих типов:

задачи на действия с натуральными числами;

задачи с единицами измерения;

задачи на движение.

2.Анкетирование

Цель анкетирования: выяснить отношение школьников к решению задач по математике.

В анкетировании принимали участие 41 человек в возрасте от 8 до 11 лет. Из них 19 девочек и 22 мальчика (рисунок 1).

Рисунок 1. Участники анкетирования

Мы выяснили, что 16 учеников легко справляются с решением примеров. Задания на сравнение выражений не вызывает затруднений у 6 человек. Хорошо решают уравнения - 7 человек. И только 3 школьника любят решать задачи (рисунок 2).

Рисунок 2. Задания по математике

На вопрос о вариантах задач были получены следующие результаты: 10 человек предпочтут решать задачи из учебника, 15 человек - авторские задачи про наш город и 16 человек - оба варианта (рисунок 3).

Рисунок 3. Варианты задач

Анкетирование показало, что большинство ребят испытывают трудности в решении задач. В тоже время, достаточное количество участников анкетирования хотели бы попробовать решить задачи про наш город. Это еще раз убелило нас в необходимости создания сборника задач с использованием краеведческого материала.

3. Сбор краеведческого материала

Мы проживаем в г. Балашиха, микрорайон Железнодорожный. Эта территория находится на востоке от Москвы, в 10 километрах от Московской кольцевой автомобильной дороги.

Статус города Железнодорожный получил в 1952 году. До 1938 года на этом месте был посёлок Обираловка, впервые упомянутый ещё в 1799 году в документах по строительству Нижегородской железной дороги. Такое название он получил, потому что проезжавших через него в столицу купцов разбойники обворовывали именно в этом месте, отбирая у них товары и даже лошадей.

В 1938 году посёлок Обираловка был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный, а через год железнодорожная станция Обираловка получила название Железнодорожная.

В 2014 году произошло объединение муниципалитетов Подмосковья, и Железнодорожный стал частью городского округа Балашиха. Сейчас в нем проживает более 150 тысяч человек, развитие идет бурными темпами [3].

Для сбора данных о нашем городе мы посетили Краеведческий музей, Центральную детскую городскую библиотеку. Также, в качестве источников информации мы использовали: энциклопедии, исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическую печать, сеть Интернет и другие источники информации.

Создание сборника «Задачи о родном городе»

На первом этапе мы составляли задачи. При составлении задач учитывали следующие условия:

1) Задача должна быть интересной, понятной и звучать корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

2) Задача должна решаться средствами арифметики.

Затем, мы определились с выбором типа задачи.

Следующий этап - это составление условия задачи. Над формулировкой задачи работали по плану:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или произвести нужные вычисления.

г) оформить задачу, ее решение, подобрать иллюстрации.

В сборник вошли 19 сюжетных задач [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]. Задачи разделили на следующие группы по темам:

история;

памятники;

улицы;

парки;

образование.

Оформили обложку к сборнику. В конце сборника поместили ответы.

Исследовательская работа была представлена ребятам из творческого объединения «Развитие познавательных способностей» [ПРИЛОЖЕНИЕ 2]. Сюжетные задачи вызвали у них большой интерес. Они признались, что решая задачи, узнали много интересных сведений о нашем городе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель исследовательской работы достигнута. Мы сумели создать сборник задач для учащихся 3-4 классов с использованием краеведческого материала.

Гипотеза подтвердилась: решение задач про наш город привлекло внимание моих сверстников к изучению математики.

В ходе выполнения исследовательской работы мы узнали много интересных сведений о городе Железнодорожный, познакомились с историей города, узнали о его территориальном расположении, площади, основных районах и населении, о его достопримечательностях. Мы увидели, что в нашем городе есть много мест для проведения досуга, для творческого и интеллектуального развития, для занятий спортом и культурного отдыха.

Приобрели полезные умения и навыки; научились искать нужную информацию; узнали правила составления задач разных типов.

Сборник задач можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Киричек К.А. Классификация текстовых задач начального курса математики // Гуманитарные научные исследования, 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13704 (дата обращения: 31.03.2021).

Фридман. Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория,

методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и

колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с.

Краеведческий музей г. Железнодорожного [Электронный ресурс]. URL: http://museum-obiralovka.ru/index.php/zheleznodorozhnyj/ulitsy-goroda (дата обращения 20.01.2021).

Моро М. И. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 1/М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015. - 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жданова Т. В., Лабушкина Д. С.

ЗАДАЧИ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Сборник задач

2021

ИСТОРИЯ

1. Город Железнодорожный был образован в 1952 году на месте поселка Железнодорожный. До 1939 года населенный пункт имел другое название. Реши примеры и определи название населенного пункта.

 

20+70-1

 

А

18:6х2

 

Б

14:2-5

 

В

30+50-70

 

Р

60-50-10

 

И

90-30+1

 

Л

20:5х3

 

О

9х2-10

 

К

12

6

0

10

89

61

12

2

8

89

                   
   

2. В годы Великой Отечественной войны на полях сражений воевали наши земляки. По официальным данным: погибли в бою – 259 человек, пропали без вести – 343 человек; умерли от ран – 75 человек. Сколько всего солдат ушли на фронт и не вернулись?

 

3. Выполните вычисление по цепочке, узнайте, сколько наших земляков удостоены звания Герой Советского Союза?

 

54

:

6

+

12

х

3

:

7

х

8

-

60

:

2

=

 

ПАМЯТНИКИ

4. В 2011 году в г. Железнодорожный был открыт памятник Дмитрию Павловичу. Рябушинскому. Памятник установлен к 129-й годовщине со дня рождения видного ученого в области аэро и гидродинамики. В каком году родился Д. П. Рябушинский?

Памятник Д.П.Рябушинскому (ул. Пролетарская)

5. Памятник вождю пролетариата - В.И. Ленину заложен к 100-летию со дня его рождения в 1970 г.

Высота статуи- 6 м. Какова высота скульптуры в сантиметрах?

Памятник В. И. Ленину (пл. Ленина)

УЛИЦЫ

6. Всего в городе (по данным 2004 г.) 159 улиц. Улица Новая образована в 1957 году. Улица Школьная, на которой находится гимназия №2, возникла на 3 года позже. В каком году образована улица Школьная?

ул. Школьная

№ 7. Криптограмма

На одной из улиц города находится целый ряд необычных клумб и сказочных фигур. Решите криптограмму и установите название улицы и названия сказочных персонажей.

15

8

6

16

1

 

10

11

2

1

17

                     
     

16

2

4

14

11

7

1

6

13

14

                   
     

5

11

10

14

7

11

12

5

6

10

1

                     
     

5

9

4

17

2

4

3

12

11

                 

Ключевые слова

7

2

1

3

12

1

14

Прямоугольник с равными сторонами.

             

11

14

12

4

5

11

7

Часть прямой, лежащая между двумя ее точками.

             

12

1

3

6

15

13

Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой, а также длина этого отрезка.

           

8

6

10

6

17

Черта на плоскости, на какой-нибудь, поверхности или в пространстве.

         

16

4

10

1

Денежное выражение стоимости товара, плата.

       

9

4

14

12

Основная единица длины в Международной системе единиц, равная 100 см

       

8. Расстояние от Дворца творчества до автобусной остановки «Сказка» (ул. Юбилейная) 320 метров пешеход проходит за 8 минут. Найдите скорость пешехода.

Дворец творчества детей и молодежи

9. Ребята отправились на экскурсию в «Центральную детскую библиотеку», которая находится на улице Пролетарская. Расстояние от Дворца творчества до автобусной остановки «Сказка» 320 метров ребята прошли за 8 минут. Затем они увеличили скорость и оставшееся расстояние до библиотеки 935 метров прошли за 17 минут. На сколько ребята увеличили скорость движения?

Центральная детская библиотека

ПАРКИ

10. Основная территория микрорайона Железнодорожный составляет 2408 гектаров. В нашем микрорайоне есть места отдыха – парки. Площадь Пестовского парка на 1373 гектара меньше площади микрорайона. Какова площадь Пестовского парка?

Пестовский парк

11. В Пестовском парке в рамках акции «Наш лес. Посади свое дерево» в 2018 году было высажено 200 саженцев сосны, клена, липы и каштана. На следующий год высадили на 165 деревьев меньше. Сколько всего деревьев высадили в Пестовском парке за два года?

Посадка деревьев в Пестовском парке

12. В этом году зимой в Пестовском парке была построена большая ледяная горка. Девочка на ледянке проехала горку за 4 секунды, а мальчик на картонке за 8 секунд. На сколько секунд девочка проехала быстрее, чем мальчик?

Горка в Пестовском парке

ОБРАЗОВАНИЕ

13. В городе Балашиха в 2018 году работал 91 детский сад, учреждений дополнительного образование было в 13 раз меньше. А школ на 35 больше чем учреждений дополнительного образования. Сколько школ в городе Балашиха?

Герб города Балашиха

14. В 2020 г. во Дворце творчества детей и молодёжи проходили обучение 4877 человек, а 2003 г. на 3477 человек меньше, чем в 2020 году. В 1953 г. количество обучающихся было в 14 раз меньше, чем в 2003 году. Сколько обучающихся занимались во Дворец творчества в 1953 году?

Герб «Дворца творчества детей и молодежи»

15. В каком году будет отмечаться 100-летие гимназии № 2, если она построена в 1948 году? Сколько лет гимназии будет в 2021 году?

МБОУ «Гимназия №2»

16. В МБОУ гимназии № 2 на сегодняшний день обучение проходят 1350 учащихся. В 1990 году количество учеников составляло 2500 человек. На сколько учеников больше обучалось в гимназии ранее?

МБОУ «Гимназия №2»

17. В 1948 году в гимназии № 2 было всего 2 класса. На сегодняшний день число классов составляет 44. Во сколько раз увеличилось количество классов в школе?

МБОУ «Гимназия №2»

18. В МБОУ СОШ № 6 на сегодняшний день проходят обучение всего 1125 учащихся. Из них 749 -это ученики средних и старших классов. Сколько учеников младших классов обучается в школе?

МБОУ СОШ № 6

19. Школа в микрорайоне Саввино открыта в 1894 году. Через 107 лет было построено новое здание. В каком году была открыта новая школа?

Одно из первых школьных зданий

Ответы

№1-Обираловка

№11-2359

№2-677 человек

№12-235 деревьев

№3-6

№13-48 школьников

№4-1882 г.

№14-100 обучающихся

№5-600см

№15-2048 г.; 73 г.

№6-1960 г.

№16-на 1150 учеников

№7-улица Новая, цветок, зонт, змея, корзина, ведро.

№17-в 22 раза

№8-40 м/мин

№18-376 учеников

№9-на 15 м/мин

№19-2001 г.

№10-1035 га

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Апробация задач

На занятии «Развитие познавательных способностей»

Просмотров работы: 115