ВВЕДЕНИЕ
Проблема решения математических задач актуальна в настоящее время.
Это связано с тем, что решение текстовых задач - это важная составляющая курса математики начальной школы. А умение понять и решить задачу является одним из основных и главных показателей уровня математического развития, грамотности младшего школьника [1]. Однако, решение текстовых задач вызывают трудности у многих учеников. Одним из способов преодоления этой проблемы является создание сюжетных задач на основе краеведческого материала.
Гипотеза: возможно, решение задач с использованием краеведческого материала привлечет внимание ребят к изучению математики и повысит уровень их знаний.
Цель: создание сборника задач для учащихся 3-4 классов с использованием краеведческого материала.
Задачи:
Проанализировать литературу.
Провести анкетирование.
3. Изучить местный исторический и краеведческий материал.
4. Рассмотреть разные типы задач и правила их составления.
5. Составить сборник задач с использованием местного исторического и краеведческого материала.
6. Апробировать задачи на занятии.
Методы исследования: анализ литературы; поиск информации в сети Internet, анкетирование, анализ полученных данных.
Новизна: сборник задач с использованием краеведческого материала.
Практическая значимость заключается в том, что сборник задач можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Текстовые задачи
Проанализировав литературу по теме исследования [1,2], мы выяснили, что текстовые задачи – это наиболее древний вид школьных задач. Они всегда широко использовались в обучении математике. Ещё задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны и многие методы их решения.
В настоящее время нет четкого определения, что такое текстовая задача, вводится лишь её понятие [1]. Часто текстовые задачи называют сюжетными. «Под сюжетной задачей понимают задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений» [2].
По мнению исследователей, задачи можно классифицировать по разным основаниям.
По количеству действий, необходимых для решения, задачи бывают простыми и составными. Простые задачи решаются в одно действие, а составные в два и более действий.
Задачи можно классифицировать в зависимости от действий, с помощью которых они решаются. Существуют задачи, решаемые: сложением; вычитанием; умножением; делением.
Простые и составные текстовые задачи в зависимости от описываемого в них сюжета можно классифицировать на:
нахождение массы;
куплю-продажу;
измерение длины, расстояния;
нахождение периметра, площади;
сбор урожая;
расход материала;
движение по суше или по воде;
работу или совместную работу;
с единицами времени и т.п.
Существуют и другие классификации задач. Проанализировав учебники по математике для 3-4 класса [4], мы решили составлять задачи следующих типов:
задачи на действия с натуральными числами;
задачи с единицами измерения;
задачи на движение.
2.Анкетирование
Цель анкетирования: выяснить отношение школьников к решению задач по математике.
В анкетировании принимали участие 41 человек в возрасте от 8 до 11 лет. Из них 19 девочек и 22 мальчика (рисунок 1).
Рисунок 1. Участники анкетирования
Мы выяснили, что 16 учеников легко справляются с решением примеров. Задания на сравнение выражений не вызывает затруднений у 6 человек. Хорошо решают уравнения - 7 человек. И только 3 школьника любят решать задачи (рисунок 2).
Рисунок 2. Задания по математике
На вопрос о вариантах задач были получены следующие результаты: 10 человек предпочтут решать задачи из учебника, 15 человек - авторские задачи про наш город и 16 человек - оба варианта (рисунок 3).
Рисунок 3. Варианты задач
Анкетирование показало, что большинство ребят испытывают трудности в решении задач. В тоже время, достаточное количество участников анкетирования хотели бы попробовать решить задачи про наш город. Это еще раз убелило нас в необходимости создания сборника задач с использованием краеведческого материала.
3. Сбор краеведческого материала
Мы проживаем в г. Балашиха, микрорайон Железнодорожный. Эта территория находится на востоке от Москвы, в 10 километрах от Московской кольцевой автомобильной дороги.
Статус города Железнодорожный получил в 1952 году. До 1938 года на этом месте был посёлок Обираловка, впервые упомянутый ещё в 1799 году в документах по строительству Нижегородской железной дороги. Такое название он получил, потому что проезжавших через него в столицу купцов разбойники обворовывали именно в этом месте, отбирая у них товары и даже лошадей.
В 1938 году посёлок Обираловка был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный, а через год железнодорожная станция Обираловка получила название Железнодорожная.
В 2014 году произошло объединение муниципалитетов Подмосковья, и Железнодорожный стал частью городского округа Балашиха. Сейчас в нем проживает более 150 тысяч человек, развитие идет бурными темпами [3].
Для сбора данных о нашем городе мы посетили Краеведческий музей, Центральную детскую городскую библиотеку. Также, в качестве источников информации мы использовали: энциклопедии, исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическую печать, сеть Интернет и другие источники информации.
Создание сборника «Задачи о родном городе»
На первом этапе мы составляли задачи. При составлении задач учитывали следующие условия:
1) Задача должна быть интересной, понятной и звучать корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.
2) Задача должна решаться средствами арифметики.
Затем, мы определились с выбором типа задачи.
Следующий этап - это составление условия задачи. Над формулировкой задачи работали по плану:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или произвести нужные вычисления.
г) оформить задачу, ее решение, подобрать иллюстрации.
В сборник вошли 19 сюжетных задач [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]. Задачи разделили на следующие группы по темам:
история;
памятники;
улицы;
парки;
образование.
Оформили обложку к сборнику. В конце сборника поместили ответы.
Исследовательская работа была представлена ребятам из творческого объединения «Развитие познавательных способностей» [ПРИЛОЖЕНИЕ 2]. Сюжетные задачи вызвали у них большой интерес. Они признались, что решая задачи, узнали много интересных сведений о нашем городе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель исследовательской работы достигнута. Мы сумели создать сборник задач для учащихся 3-4 классов с использованием краеведческого материала.
Гипотеза подтвердилась: решение задач про наш город привлекло внимание моих сверстников к изучению математики.
В ходе выполнения исследовательской работы мы узнали много интересных сведений о городе Железнодорожный, познакомились с историей города, узнали о его территориальном расположении, площади, основных районах и населении, о его достопримечательностях. Мы увидели, что в нашем городе есть много мест для проведения досуга, для творческого и интеллектуального развития, для занятий спортом и культурного отдыха.
Приобрели полезные умения и навыки; научились искать нужную информацию; узнали правила составления задач разных типов.
Сборник задач можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Киричек К.А. Классификация текстовых задач начального курса математики // Гуманитарные научные исследования, 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13704 (дата обращения: 31.03.2021).
Фридман. Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория,
методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и
колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с.
Краеведческий музей г. Железнодорожного [Электронный ресурс]. URL: http://museum-obiralovka.ru/index.php/zheleznodorozhnyj/ulitsy-goroda (дата обращения 20.01.2021).
Моро М. И. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 1/М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Жданова Т. В., Лабушкина Д. С.
ЗАДАЧИ О РОДНОМ ГОРОДЕ
Сборник задач
2021
ИСТОРИЯ
№ 1. Город Железнодорожный был образован в 1952 году на месте поселка Железнодорожный. До 1939 года населенный пункт имел другое название. Реши примеры и определи название населенного пункта. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
№ 2. В годы Великой Отечественной войны на полях сражений воевали наши земляки. По официальным данным: погибли в бою – 259 человек, пропали без вести – 343 человек; умерли от ран – 75 человек. Сколько всего солдат ушли на фронт и не вернулись? |
№ 3. Выполните вычисление по цепочке, узнайте, сколько наших земляков удостоены звания Герой Советского Союза? |
|||||||||||||||||
54 |
: |
6 |
+ |
12 |
х |
3 |
: |
7 |
х |
8 |
- |
60 |
: |
2 |
= |
ПАМЯТНИКИ
№4. В 2011 году в г. Железнодорожный был открыт памятник Дмитрию Павловичу. Рябушинскому. Памятник установлен к 129-й годовщине со дня рождения видного ученого в области аэро и гидродинамики. В каком году родился Д. П. Рябушинский? |
Памятник Д.П.Рябушинскому (ул. Пролетарская) |
№ 5. Памятник вождю пролетариата - В.И. Ленину заложен к 100-летию со дня его рождения в 1970 г. Высота статуи- 6 м. Какова высота скульптуры в сантиметрах? |
Памятник В. И. Ленину (пл. Ленина) |
УЛИЦЫ
№ 6. Всего в городе (по данным 2004 г.) 159 улиц. Улица Новая образована в 1957 году. Улица Школьная, на которой находится гимназия №2, возникла на 3 года позже. В каком году образована улица Школьная? |
ул. Школьная |
№ 7. Криптограмма
На одной из улиц города находится целый ряд необычных клумб и сказочных фигур. Решите криптограмму и установите название улицы и названия сказочных персонажей.
15 |
8 |
6 |
16 |
1 |
10 |
11 |
2 |
1 |
17 |
|
16 |
2 |
4 |
14 |
11 |
7 |
1 |
6 |
13 |
14 |
|||||||||||||
5 |
11 |
10 |
14 |
7 |
11 |
12 |
5 |
6 |
10 |
1 |
||||||||||||
5 |
9 |
4 |
17 |
2 |
4 |
3 |
12 |
11 |
||||||||||||||
Ключевые слова
7 |
2 |
1 |
3 |
12 |
1 |
14 |
Прямоугольник с равными сторонами. |
||||||||||||
11 |
14 |
12 |
4 |
5 |
11 |
7 |
Часть прямой, лежащая между двумя ее точками. |
||||||||||||
12 |
1 |
3 |
6 |
15 |
13 |
Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой, а также длина этого отрезка. |
|||||||||||||
8 |
6 |
10 |
6 |
17 |
Черта на плоскости, на какой-нибудь, поверхности или в пространстве. |
||||||||||||||
16 |
4 |
10 |
1 |
Денежное выражение стоимости товара, плата. |
|||||||||||||||
9 |
4 |
14 |
12 |
Основная единица длины в Международной системе единиц, равная 100 см |
|||||||||||||||
№ 8. Расстояние от Дворца творчества до автобусной остановки «Сказка» (ул. Юбилейная) 320 метров пешеход проходит за 8 минут. Найдите скорость пешехода. |
Дворец творчества детей и молодежи |
№ 9. Ребята отправились на экскурсию в «Центральную детскую библиотеку», которая находится на улице Пролетарская. Расстояние от Дворца творчества до автобусной остановки «Сказка» 320 метров ребята прошли за 8 минут. Затем они увеличили скорость и оставшееся расстояние до библиотеки 935 метров прошли за 17 минут. На сколько ребята увеличили скорость движения? |
Центральная детская библиотека |
ПАРКИ
№ 10. Основная территория микрорайона Железнодорожный составляет 2408 гектаров. В нашем микрорайоне есть места отдыха – парки. Площадь Пестовского парка на 1373 гектара меньше площади микрорайона. Какова площадь Пестовского парка? |
Пестовский парк |
№ 11. В Пестовском парке в рамках акции «Наш лес. Посади свое дерево» в 2018 году было высажено 200 саженцев сосны, клена, липы и каштана. На следующий год высадили на 165 деревьев меньше. Сколько всего деревьев высадили в Пестовском парке за два года? |
Посадка деревьев в Пестовском парке |
№ 12. В этом году зимой в Пестовском парке была построена большая ледяная горка. Девочка на ледянке проехала горку за 4 секунды, а мальчик на картонке за 8 секунд. На сколько секунд девочка проехала быстрее, чем мальчик? |
Горка в Пестовском парке |
ОБРАЗОВАНИЕ
№ 13. В городе Балашиха в 2018 году работал 91 детский сад, учреждений дополнительного образование было в 13 раз меньше. А школ на 35 больше чем учреждений дополнительного образования. Сколько школ в городе Балашиха? |
Герб города Балашиха |
№ 14. В 2020 г. во Дворце творчества детей и молодёжи проходили обучение 4877 человек, а 2003 г. на 3477 человек меньше, чем в 2020 году. В 1953 г. количество обучающихся было в 14 раз меньше, чем в 2003 году. Сколько обучающихся занимались во Дворец творчества в 1953 году? |
Герб «Дворца творчества детей и молодежи» |
№ 15. В каком году будет отмечаться 100-летие гимназии № 2, если она построена в 1948 году? Сколько лет гимназии будет в 2021 году? |
МБОУ «Гимназия №2» |
№ 16. В МБОУ гимназии № 2 на сегодняшний день обучение проходят 1350 учащихся. В 1990 году количество учеников составляло 2500 человек. На сколько учеников больше обучалось в гимназии ранее? |
МБОУ «Гимназия №2» |
№ 17. В 1948 году в гимназии № 2 было всего 2 класса. На сегодняшний день число классов составляет 44. Во сколько раз увеличилось количество классов в школе? |
МБОУ «Гимназия №2» |
№ 18. В МБОУ СОШ № 6 на сегодняшний день проходят обучение всего 1125 учащихся. Из них 749 -это ученики средних и старших классов. Сколько учеников младших классов обучается в школе? |
МБОУ СОШ № 6 |
№ 19. Школа в микрорайоне Саввино открыта в 1894 году. Через 107 лет было построено новое здание. В каком году была открыта новая школа? |
Одно из первых школьных зданий |
Ответы
№1-Обираловка |
№11-2359 |
№2-677 человек |
№12-235 деревьев |
№3-6 |
№13-48 школьников |
№4-1882 г. |
№14-100 обучающихся |
№5-600см |
№15-2048 г.; 73 г. |
№6-1960 г. |
№16-на 1150 учеников |
№7-улица Новая, цветок, зонт, змея, корзина, ведро. |
№17-в 22 раза |
№8-40 м/мин |
№18-376 учеников |
№9-на 15 м/мин |
№19-2001 г. |
№10-1035 га |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Апробация задач
На занятии «Развитие познавательных способностей»