Создание сборника математических раскрасок для 1 класса

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание сборника математических раскрасок для 1 класса

Иванова Д.В. 1Пустоветова В.Д. 1
1МБОУ "СОШ №56" г. Чебоксары
Маскина Т.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №56" г. Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Раскрашивание картинок – это не только интересное, но и полезное занятие. Раскрашивание картинок помогает детям расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки, познакомиться с особенностями работы карандашами и красками, развить мелкую моторику, сделать кисть более гибкой, что в дальнейшем избавит от проблем при освоении письма.

Мы выбрали эту тему, потому что нам захотелось сделать обучение математике более интересным и увлекательным, используя 5 минут времени на уроке. В последнее время ученики допускают много ошибок при вычислениях, все чаще используют калькулятор (на телефоне, на смарт-часах), что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Умение быстро и правильно считать «в уме» необходимо для каждого человека. Отсюда возникает проблема – как повысить вычислительные навыки учеников? Мы думаем, что в решении этой проблемы может помочь наш сборник «Математические раскраски для 1 класса».

Актуальность работы состоит в том, что детям 7-8 лет можно привить интерес к математике, а также легче отрабатывать вычислительные навыки с помощью математических раскрасок.

Цель работы заключается в создании сборника «Математические раскраски для учащихся 1 –х классов»

Задачи:

1. Изучить виды и пользу математических раскрасок.

2. Собрать информацию по теме.

3. Провести анкетирование среди учащихся 1-х классов.

4. Создать сборник раскрасок.

 5. Провести апробацию сборника на уроках математики в 1 –х классах МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары

Гипотеза исследования: изучение математики можно сделать более интересным процессом, используя в работе раскраски.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, опрос учителей начальных классов, использование компьютера для поиска дополнительной информации, изготовление математических раскрасок. Ценность полученных результатов в том, что ученики будут с интересом выполнять задания, предложенные в раскрасках, научатся лучше считать, а значит, их успеваемость повысится.

1. Теоретический материал

История возникновения раскрасок

Раскраска - книга или страница с контурными картинками для раскрашивания различных композиций карандашами, красками или фломастерами или другими художественными средствами. Все контуры изображения в книге уже напечатанные, но целое изображение, обычно кроме чёрного цвета, бесцветное.

Впервые, раскраски для детей появились в 1879 году в США под названием «The Little Folks’ Painting Book», что дословно переводится как «Книга рисования для маленьких людей». Имя автора история сохранила, это был человек по имени Кейт Гринвей.

Благодаря тому, что до нашего времени дошло несколько хорошо сохранившихся экземпляров, можно узнать, что из себя представляла первая раскраска в истории. Начало 1960 годов считается расцветом раскрасок. В них появляются все новые и новые персонажи на любой вкус и цвет. В конце 1970 годов несколько крупных изданий практически одновременно создали «образовательные раскраски» для изучения предметов высшей школы, к примеру, анатомии и физиологии, где при помощи раскрашивания изучается внутреннее строение человека и его органов.

1.2. Виды математических раскрасок

 «Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упустить случая, сделать его немного занимательным» - Блез  Паскаль

Математические раскраски похожи с раскрасками по номерам, но в каждом их элементе написан не номер, соответствующий тому или иному цвету, а простенький пример. Ребёнку сначала необходимо решить его, затем написать ответ после знака равно. Цифре, получившейся в ответе, будет соответствовать цвет, которым и нужно будет раскрасить этот участок рисунка. Под самим рисунком располагается подсказка – карта соответствия номеров и цветов, воспользовавшись которой ребёнок без труда сможет закрасить весь узор.

Рис. 1. Математические раскраски: числовой ряд и состав числа

Одни помогут повторить числовой ряд, другие - учить состав числа.

Рис.2. Математические раскраски: логические ряды, примеры в несколько действий и нахождение неизвестного числа

Математические раскраски также направлены на развитие логики. Для этого используют раскраски с логическими рядами. Большинство же математических раскрасок на решение примеров простых и более сложных в несколько действий, а также на нахождение неизвестного числа.

1.3. Польза математических раскрасок.

Раскрашивание картинок, как оказывается, не только интересное занятие, но и еще очень полезное.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия рисованием в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, для нормального, гармоничного развития. Развитие мелкой моторики приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как творческие навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым.

При раскрашивании развивается рука и пальцы, что важно для качества письма. Раскраски для детей развивают такие качества как терпение, внимание, усидчивость и аккуратность.

Математические раскраски помогут маленькому художнику развить не только мелкую моторику и художественные навыки, но и память, логику, а также закрепить полученные вычислительные навыки.

2. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования

Чтобы определить, в каком направлении двигаться, мы провели анкетирование среди учащихся 1-х классов, задав им следующие вопросы:

Любишь ли ты решать примеры?

Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении значения выражения?

Любишь ли ты раскрашивать картинки?

Хотели бы вы на уроках раскрашивать математические раскраски? (Приложение 2)

Анкетирование прошли 143 ученика 1-х классов, мы раздали листочки с вопросам, где ребята написали ответы. Чтобы проанализировать полученные ответы совместно с нашим учителем создали google-форму: https://docs.google.com/forms/d/1gvtd9EU09f2AJPH1zy601U8YP274J_g4jB_V7cja9rg/edit и ответы перенесли в данную форму, что оказалось намного удобнее, чем анализировать каждый вопрос, диаграмма с подсчетом ответов создавалась автоматически. (Приложение 1)

Рис.3. Анкетирование учащихся 1 – ого класса

Экспериментальные данные позволили получить следующие результаты: большинство детей любят выполнять вычисления, но часто допускают ошибки. Также ребятам интересно раскрашивать картинки. Более того, ученики 1-х классов хотели бы раскрашивать на уроках математические раскраски. Результаты эксперимента изображены в диаграммах:

Рис.4. Результаты анкетирования: «Любишь ли ты решать примеры?», «Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении значения выражения?»

По результатам проведенного исследования следует, что 127 учащихся 1-ых классов – любят решать примеры, 16 человек – не любят решать примеры и испытывают трудности в их решении. 67 учащихся часто допускают ошибки в примерах. 76 человек сказали, что не допусскают ошибок или допускают их очень редко.

Рис.5. Результаты анкетирования: «Любишь ли ты раскрашивать?», «Хотели бы вы на уроках раскрашивать математичекие раскраски?»

По результатам двух вопросов, мы увидели, что 121 человек любят раскрашивать картинки, а 103 человека – хотели бы на уроках раскрашивать математические раскраски.

2.2.Создание сборника математических раскрасок

Используя полученные данные, мы решили составить математическую раскраску и провести ее апробацию на уроках математики, опытным путем определив ее эффективность.

Изучив учебник 1-го класса, решили выбрать тему: «Сложение и вычитание в пределах 10»

Попробовали нарисовать математические раскраски самостоятельно и столкнулись со следующими проблемами:

- при рисовании забывали элементы и раскраска получалась не такая, как в цветном образце;

- на рисование и раскрашивание цветного образца уходило очень много времени.

Проанализировав, мы решили, что проще выбрать готовые раскраски в сети Интернет, распечатывали на принтере 2 раскраски: один – для математической раскраски, а второй – для цветного образца - «ключа» и снова столкнулись с трудностями:

- на создание «ключа» (цветных образцов) потребовалось много времени;

-многие раскраски, которые мы взяли из сети Интернет, были с мелкими деталями и неудобны для работы.

Рис.6. Создание сборника математических раскрасок

Оказалось, что рисовать вручную – трудно! И мы использовали программу Paint 3d. На раскрашивание затрачивается мало времени, и получается отличный результат, нам оставалось только написать примеры в черно-белый вариант.

Для того, чтобы раскрасить раскраску, которую мы нашли в сети Интернет нужно загрузить ее в данную программу. Выбрать нужный объект в списке в левой стороне экрана.

Рис. 7. Использование инструмента «Заливка»

Раскрашивать в программе Paint 3d очень просто. Чтобы закрасить элемент раскраски, например, фиолетовым цветом, необходимо выбрать для начала этот цвет и лишь потом, выбрать специальный инструмент, который называется заливкой и кликнуть этим инструментом по листу. В итоге, данный элемент полностью станет фиолетового цвета.

Таким образом закрасили все элементы раскраски. Сохранили в папку «Сборник математических раскрасок».

Далее мы распечатали 2 варианта – раскраску и цветной вариант, для проверки правильности решения примеров.

На раскраске написали примеры на сложение и вычитание в пределах 10, были раскраски с составом числа, логическими рядами.

После того, как мы записали все примеры в раскраски, заламинироыали каждую страницу, для того, чтобы раскрасок хватило на долгое время. И сборник математических раскрасок был готов!

Рис. 8. Апробация «Сборника математических раскрасок в 1-х классах»

Работая над проектом, мы провели занятие в 1 классах, на котором мы представили свой сборник математических раскрасок, рассказали о пользе раскрасок и предложили решить примеры и раскрасить их. Для 1-х классов МБОУ «СОШ №56» мы взяли раскраску из современного мульфильма «Три кота», увидев раскраску ребята обрадовались.

После занятия мы попросили ребят ответить на вопросы небольшой анкеты, чтобы узнать, понравился ли школьникам сборник математических раскрасок.

Рис. 9. Апробация «Сборника математических раскрасок в 1-х классах»

Мы показали свой сборник учителям 1-х классов и они написали свой отзыв, он им очень понравился, сказали, что и сами использовали бы наш сборник на уроках математики.

Рис. 8. Отзывы учителей 1- классов МБОУ «СОШ №56»

В нашем сборнике раскрасок есть ответы – т.е. разукрашенные картинки, с которыми ребята могут ознакомиться, перевернув страничку. Ребята с удовольствием решали примеры и у них получился красивый кот из мульфильма «Три кота» (Приложение 3).

Заключение

Целью исследования было применить наиболее эффективный и наиболее приятный метод формирования вычислительных навыков. Нам удалось его найти.

Математические раскраски – это развивающие картинки с изображением арифметических действий разной сложности, помогают развивать и закреплять математические знания, способствуют тренировке памяти, внимания, воображения, мышления.

По результатам исследования мы выяснили, что ученикам нравятся решать примеры и раскрашивать, поэтому данная тема останется актуальной и в будущем.

Завершив свою работу, мы получили огромное удовольствие. Эта работа была трудной, но увлекательной. Она предоставила нам возможность проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, и мы надеемся, что она будет полезной не только учащимся, но и для педагогов.

Сборник математических раскрасок могут использовать:

- учителя 1-х классов, во время уроков или кружков;

- школьники и взрослые, увлеченные предметом.

Для реализации проекта не требуется большого вложения средств, а следуя плану мероприятий, предложенному в проекте, можно создавать материалы для изучения других тем математики и не только. Это может быть целая серия обучающих раскрасок.

Все материалы представлены в электронном виде, удобном для скачивания и печати, что допускает их распространение через сеть интернет или любые электронные носители информации.

Останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В конце учебного года планируем выпустить сборник математических раскрасок на тему «Сложение и вычитание в пределах 100», для учеников 2 класса, с которым познакомим своих одноклассников. А так же постараемся сделать сборник для своего младшего брата Дарины- Саши, потому что он видел, как я делала раскраски и попросил меня сделать ему тоже. Более того хотелось бы научиться печатать примеры в программе Paint, для того, чтобы распечатать сразу готовые раскраски. Продолжим свою работу в изучении данной темы.

Список использованных источников и литературы

1. Материалы с сайта http://festival.1september.ru : Шубина В.П. Формирование вычислительных навыков у школьников Федотова Л.Н. Повышение вычислительной культуры учащихся Фёдоровых М.А. Формирование вычислительных навыков учащихся основной школы.

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.-122 с.

3. Картинки взяты с сайтов: Яндекс. Картинки. Раскраски http://detstvo.ru/screen/bw/

http://www.solnet.ee/sol/004/rr_058.html

Приложения

Приложение 1

Анкетирование учащихся 1-х классов

Рис. 1. Анкетирование учащихся 1 –х классов

Рис. 2. Создание сборника математических раскрасок

Приложение 2

Список вопросов анкетирования учащихся 1 –х классов:

1. Любишь ли ты решать примеры?

2. Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении значения выражения?

3. Любишь ли ты раскрашивать картинки?

4. Хотели бы вы, на уроках раскрашивать математические раскраски?

Рис. 3. Google- форма анкетирования учащихся 1-х классов

Приложение 3

Апробация «Сборника математических раскрасок в 1-х классах»

Рис. 4. Апробация «Сборника математических раскрасок в 1-х классах»

Просмотров работы: 33