Вписанные и описанные многоугольники

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вписанные и описанные многоугольники

Кузьмин Н.И. 1
1Забайкальский краевой лицей-интернат
Ульзутуева С.А. 1
1Забайкальский краевой лицей-интернат
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.»

А. С. Пушкин

В настоящее время на территории Российской Федерации около 17 миллионов обучающихся посещают различные учебные заведения. И в образовательной программе каждого из учеников встречается множество задач, в которых предполагается использование формул, связанных с окружностями. Кроме того, большую часть данных задач занимают те, которые включают в себя вписанные и описанные окружности. Чаще всего решение этих задач возможно только благодаря знанию каких-либо конкретных законов и теорем.

Данное исследование направлено на изготовление пособий в виде небольших памяток, содержащих несколько наиболее распространённых формул по данному разделу геометрии.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Введение

Вписанные и описанные окружности являются неотъемлемой частью геометрии. Данные фигуры встречаются как в типовых задач, так и в олимпиадных и задачах повышенной сложности.

Проблема

Что представляют собой вписанные и описанные многоугольники

Актуальность проблемы

Данный материал будет полезен ученикам старшей школы, готовящимся к ЕГЭ. Кроме того, в учебниках геометрии 9-11 класса встречается множество задач, в которых предполагается использование формул, свойств, связанных с вписанными и описанными окружностями. Решение этих задач возможно только благодаря знанию каких-либо конкретных формул и свойств.

Практическая значимость.

Благодаря данному сайту ученики смогут повторять, вспоминать или даже изучать основную и углублённую информацию на тему «решение задач о вписанных и описанных многоугольниках». В будущем, они смогут решить подобные задачи, встречающиеся на ЕГЭ.

Предмет исследования

Вписанные и описанные многоугольники, критерии, их свойства и формулы.

Объект исследования

Задачи на ЕГЭ на заданную тему.

Гипотеза

Я предполагаю, что существует больше критериев вписанности и описанности многоугольников, чем даётся в учебниках геометрии. Так же, я считаю, что, из свойств вписанных и описанных многоугольников можно вывести некоторые формулы, которые будут помогать при решении различных задач.

Описание метода. Этапы проведения исследования

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Выбор темы, формулировка проблемы.

Изучение теоретического материала о вписанных и описанных многоугольниках.

Поиск ранее проведенных исследований на данную тему.

Выбор объектов исследования (математических задач) и методов решения проблемы.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Цель работы

Найти и применить дополнительный материал о вписанных и описанных многоугольниках при решении задач. Разработать электронный сайт с данной информацией.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Узнать и уметь применять полученные знания.

Привести пример разбора нескольких задач со вписанными или описанными многоугольниками

Выделить основные способы их решения

Представить упорядоченную информацию о задачах по данной теме в виде организованного электронного сайта.

Методы и приёмы, которые использовались в работе

Эмпирический: изучение литературных источников.

Теоретический: анализ.

Причины использования предлагаемых методов и приёмов

простота

наглядность

точность

актуальность

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Многоугольники

Что же такое многоугольник? Многоугольник — это геометрическая фигура, обычно определяемая как часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной. Прежде всего стоит рассказать о классификации многоугольников. Многоугольники делятся на треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и так далее. Существует и другая классификация: на выпуклые и невыпуклые, но она не так значима для этой исследовательской работы.

Вписанным в окружность многоугольником называется такой многоугольник, вершины которого лежат на окружности (рис. 1). Описанным многоугольником называется такой многоугольник, стороны которого касаются окружности (рис. 2).

Рис. 1 Рис. 2

Вписанный многоугольник Описанный многоугольник

Если многоугольник взят произвольно, то в него не всегда можно вписать или около него описать окружность.

Только многоугольники, соответствующие некоторым правилам – критериям вписанности и описанности, можно описать окружностью или вписать в них окружность.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Треугольники

В любой треугольник можно вписать окружность с центром является точка пересечения биссектрис треугольника (рис. 3).

ц

Рис. 3

Вокруг любого треугольника можно описать окружность - ее центр - точка пересечения серединных перпендикуляров к этим сторонам (рис. 4). Иногда говорят еще что окружность описана около треугольника. Это означает тоже самое - все вершины треугольника лежат на окружности.

Рис. 4

У остроугольного треугольника центр описанной окружности лежит внутри. У тупоугольного – вне треугольника. А у прямоугольного треугольника центр описанной окружности лежит на середине гипотенузы (рис. 5).

Рис. 5

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Формулы площади треугольника:

,

где — полупериметр,

— радиус окружности, вписанной в треугольник.

где — стороны треугольника,

— радиус описанной окружности

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Четырёхугольник

Критерии вписанности четырёхугольника:

Выпуклый четырёхугольник является вписанным тогда и только тогда, когда противоположные углы в сумме дают 180°. Угол А + угол С = 180о (рис. 6)

Рис. 6

Чтобы выпуклый четырёхугольник был вписанным, нужно, чтобы угол между стороной и диагональю был равен углу между противоположной стороной и другой диагональю. (рис. 7)

Рис. 7

Неравенство Птолемея утверждает, что произведение длин двух диагоналей f и e(рис. 8) четырёхугольника равно сумме произведений противоположных сторон, только если четырёхугольник вписан.

Рис. 8

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Выпуклый четырёхугольник является вписанным тогда и только тогда, когда четыре серединных перпендикуляра, проведённых к каждой из сторон, пересекаются в одной точке (рис. 9)

Рис. 9

Критерии описанности четырёхугольника:

Выпуклый четырёхугольник, в котором четыре биссектрисы пересекаются в одной точке, должен быть описанным, и точка пересечения биссектрис является центром вписанной окружности. (рис. 10)

Рис. 10

Согласно теореме Пито две пары противоположных сторон в описанном четырёхугольнике в сумме дают одно и то же число, которое равно полупериметру р четырёхугольника (рис. 11)

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

AD + BC = AB + DC => AB + BC + CD + DA = р x 2

Обратно — четырёхугольник, в котором AD + BC = AB + DC, должен быть описанным.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Правильный пятиугольник

Рис.12

Пятиугольник вписать в окружность или описать его можно тогда, когда биссектрисы его сторон пересекаются в одной точке, которая будет являться центром окружностей (рис. 12)

Формулы:

Радиус вписанной окружности:

Радиус описанной окружности:

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Задачи

Задача 1.

Докажите, что отличная от B точка пересечения окружностей, построенных на сторонах BA и BC треугольника ABC как на диаметрах, лежит на прямой AC.

Решение: пусть K – вторая точка пересечения окружностей.   AKB=90 как вписанный угол, опирающийся на диаметр AB. Аналогично CKB=90 как вписанный угол, опирающийся на диаметр BC. Таким образом, через точку K к прямой BK проведены две прямые AK и CK, перпендикулярные BK, следовательно, эти прямые либо совпадают, либо параллельны. Но т.к. они имеют общую точку K, то они не могут быть параллельны, то есть они совпадают. Значит, точки A, C и K лежат на одной прямой, чтд.

Задача 2.

В окружность вписан четырехугольник MNKP, причем площади треугольников MNP и MKP равны.

Докажите, что треугольник NOK – равнобедренный, где O – точка пересечения отрезков MK и NP.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Решение: т.к. SMNP=SMKP и эти треугольники имеют общее основание MP, то 12MPNH1=12MPKH2NH1=KH2   Таким образом, точки N и K находятся на одинаковом расстоянии от прямой MP, следовательно, NKMP. Таким образом, MNKP – трапеция, вписанная в окружность. Т.к. параллельные прямые отсекают от окружности равные дуги, то меньшие полуокружности дуги MN=KP. Т.к. равные дуги стягиваются равными хордами, то отрезки MN и KP равны. Следовательно, трапеция MNKP является равнобедренной.   В равнобедренной трапеции MOP и NOK являются равнобедренными, чтд.   Действительно, вписанные углы NKM и KNP равны, т.к. опираются на равные дуги, следовательно, NOK – равнобедренный.

Задача 3.

Четырехугольник ABCD вписан в окружность, причем ACD=90, ACB=BAD, AD=2, CD=65.   Найдите длину отрезка BC.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Решение: т.к. ACD=90, то он опирается на диаметр, то есть AD – диаметр. Следовательно, ABD=90.   Вписанные углы ACB и ADB равны, т.к. опираются на одну и ту же дугу. Следовательно, ABD – прямоугольный и равнобедренный, то есть BDA=BAD=45 и AB=BD=AD÷2=2.   2) По теореме Пифагора из ACD: AC=AD2−CD2=4−3625=85 Тогда по теореме косинусов из ABC: AB2=AC2+BC2−2ACBCcos45∘⇒2=6425+BC2−285BC22 Решая полученное квадратное уравнение, находим, что BC=25 или BC=725.   Заметим, что в ABC угол B – тупой, следовательно, против него должна лежать большая сторона. Таким образом, число 725 не подходит, т.к. 725>85=AC.   Таким образом, BC=25.

Задача 4.

Найдите радиус окружности, проходящей через вершину C прямого угла треугольника ABC, основание H высоты CH и точку K — середину катета BC, если гипотенуза треугольника равна c.

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Решение: сразу заметим, что C=90 — вписанный угол, следовательно, он опирается на диаметр. Значит, если M – точка пересечения окружности с катетом AC, то MK – диаметр.   Заметим, что в CHB HK — медиана, проведенная из вершины прямого угла, следовательно, она равна половине гипотенузы, то есть HK=KC. Таким образом, прямоугольные треугольники MCK и MHK (H=90, т.к. опирается на диаметр) равны по катету и гипотенузе. Значит, KM – содержит биссектрису CKH, а т.к. CKH равнобедренный, то и высоту, то есть KMCH. По условию также CHAB, следовательно, MKAB. Значит, по теореме Фалеса M – также середина катета AC, то есть MK – средняя линия.   Значит, радиус окружности равен R=12MK=1212AB=14c.

Ответ: c4

 

«Вписанные и описанные многоугольники»

Кузьмин Никита Иванович

Российская федерация, город Чита

Забайкальский краевой лицей-интернат

Вывод

В результате данного исследования и анализа критериев вписанности и описанности многоугольников, включающих в себя: треугольники, четырёхугольники и пятиугольники были сделаны выводы о том, что критериев вписанности и описанности многоугольников существует гораздо больше, чем нам предлагают в ходе учебного курса. Помимо критериев вписанности и описанности многоугольников, я выяснил, что есть несколько формул, применяемые к вписанным или описанным многоугольникам, помогающие решать задачи.

Просмотров работы: 345