Введение
Используется ли такое математическое понятие как «процент» в жизни современного человека? Наверное, никто из нас не задумывался над этим вопросом, хотя каждый сталкивался с «процентами» в различных жизненных ситуациях. Мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, а нашим родителям приходиться иметь дело с процентами при оформлении в банке кредита или сберегательного вклада, при покупке товара в рассрочку, или при оплате налогов … и можно еще назвать много областей, в которых человек использовал бы знания точной науки – математики.
Актуальность работы заключается в изучении роли процентов в различных сферах современного общества.
Цель работы: показать широту применения процентов в различных жизненных ситуациях.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования.
Рассмотреть основные задачи на проценты
Провести статистическое исследование.
Обобщить результаты работы.
Объектом исследования являются проценты и действия с ними.
Предмет исследования: решение практических задач, иллюстрирующих использование математики в современной жизни.
Методы работы: поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений при решении различных; анализ полученных в ходе исследования данных.
Гипотеза: изучение математики, а именно процентов и действий с ними, способствует расширению знаний о применении процентных вычислений в различных сферах жизни человека.
Из истории происхождения процентов
Математическое понятие «процент» произошло от латинского слова procentum, что переводится «за сотню», означает сотую долю числа.
Обозначение процента знаком % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке наборщик вместо «cto» напечатал %.
До нас дошли таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег, составленные ещё вавилонянами. Проценты были известны и в Индии. Так индийские математики вычисляли проценты, применяя тройное правило. Например, при расчете 5% от 600 записывали: 1% составляет 600/100, 5% составляют (600∙5)/100= 30,0.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в средние века расширялась торговля, и особое внимание обращалось на умение вычислять проценты, так как приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином - инженером из города Брюгге (Нидерланды).
В России долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Проценты в жизни
Проценты и расчет пенсии (заработной платы)
У бабушки в январе пенсия составляла 6230 руб. Рассчитайте какую пенсию получит бабушка в феврале месяце, если ее увеличили на 7%?
Решение: 1) 100% +7% =107%; 2)107 % = 1,07; 3) 6230 *1,07 = 6666,1 руб.
Ответ: 6666,1 руб. Прибавка составила 436,1 руб.
2. Проценты и кулинария
Для засолки помидоров нужен 6% столовый уксус, в наличии был 70% раствор уксусной эссенции. Мама попросила меня рассчитать необходимое количество воды, которое нужно добавить в 20гр. 70% раствора, что бы получить 6% раствор.
Х- количество воды необходимое добавить;
(Х+20)- новое количество раствора;
(Х+20)*0,06=20*0,7- количество уксуса в растворе;
Решим уравнение:
(Х+20)*0,06=20*0,7
(Х+20)*0,06=14
Х+20=233,3
Х=213,3 гр.
Ответ: Необходимо добавить 213,3 гр. воды.
3. Проценты и магазин
На покупку зимних сапог семья выделила 2500 рублей. В магазине в этот день была скидка 25 % на любую пару сапог. Хватит ли денег купить сапоги стоимостью 3200 рублей.
Решение: . Денег хватит.
Что произойдет с ценой товара, если сначала ее повысить на 25%, а потом понизить на 25%?
Решение: Пусть цена товара х руб. Тогда получаем:
1) ;
2)
3) ;
4) .
Ответ: первоначальная цена товара снизится на 6,25%.
4.Проценты и начисление квартплаты
При внесении квартплаты на один день позже установленного срока начисляется пеня в размере 0,1% от суммы платежа. Сколько придется заплатить, если квартплата составила 3776 рублей.
Решение: За 100% приняты 3776 руб.
(руб.) – составляет 1%;
(руб.) – составляет 0,1%;
(руб.) - придется заплатить, если квартирная плата составила 3776 руб.
Проценты и банки.
Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесённой суммы. Клиент сделал вклад в размере 5000 рублей. Какая сумма будет на его счёте через полгода?
Решение. Для решения задачи достаточно подставить в формулу
величину процентной ставки p = 2, числа месяцев n = 6 месяцев и первоначального вклада S = 5000 руб.
Ответ: через полгода на вкладе будет 5600 руб.
Проценты и статистические данные
Найдите площадь водной поверхности Белгородской области, если она составляет 0,99% от всей площади области (27,1 тыс. км2). (Ответ: 268,29 км2)
Найдите длину Северского Донца, если в пределах Белгородской области протяженность реки равна 110 км, что составляет 10% от всей длины реки. (Ответ: 1100 км)
За год (с 2019 по 2020 год) сельское население Белгородской области уменьшилось на 1,740 тыс. человек, что составило 0,34%. Какова численность сельского населения Белгородской области в 2020 году. (Ответ: 503626 человек)
В 2020 году за счет всех источников финансирования в Белгородской области построено и сдано в эксплуатацию жилья общей площадью 1149 тыс.м2, что на 8,2 % меньше, чем в 2019 году. Сколько жилья было сдано в области в 2019 году? (Ответ: 1243,22 тыс.м2).
В последние годы 80% населения Белгородской области пользуется питьевой водой, не соответствующей требованиям Санитарных правил по содержанию железа; более 5% населения потребляют воду повышенной жёсткости, около 1,3% населения – с повышенным содержанием нитратов и 0,3% -- азота аммонийного. Какова численность населения, потребляющего воду, соответствующую Стандартам, если в Белгородской области в 2019 году проживало 1 547 418 человек? (Ответ: 309484 человека)
Проценты и школа
На 01.09.2020 года в 6 «Г» классе МБОУ «СОШ №1 г. Строитель» обучалось 25 учащихся, из них 7 – мальчиков – 28% и 18 девочек –72% от общего числа учащихся класса.
В свободное от занятий время 7 учащихся класса (28%) занимаются спортивными танцами, 5 учащихся (20%) – музыкой, 6 (24%) учащихся – спортом, 3 учащихся (12%) – рисованием, не посещают кружки – 4 учащихся (16%).
Первую четверть 2020-2021 учебного года 3 учащихся (12%) 6Г класса закончили на «отлично», 10 учащихся (40%) на «4» и «5», с «тройками» -- 12 учащихся (48%), т.е. по итогам первой четверти качество знаний учащихся 6Г класса составило 52%.
Согласно данным, полученным в ходе беседы с медсестрой школы в 6 «Г» классе из 25 учащихся имеют заболевания:
№ п/п |
Название заболеваний |
10.09.2019г. |
12.10.2020г |
|||
Кол-во учащихся |
% заболе-ваемости |
Кол-во учащихся |
% заболе-ваемости |
|||
Спазм аккомодации |
4 |
16% |
6 |
24% |
||
Астигматизм |
2 |
8% |
2 |
8% |
||
Миопия средней степени |
3 |
12% |
4 |
16% |
||
Хронический бронхит |
1 |
4% |
1 |
4% |
||
Аллергия |
1 |
4% |
1 |
4% |
||
Гастрит |
3 |
12% |
3 |
12% |
||
Гипертрофия небных миндалин |
1 |
4% |
1 |
4% |
||
Вегетососудистая дистония |
4 |
16% |
4 |
16% |
||
Плоскостопие |
3 |
12% |
3 |
12% |
||
Инфекция мочевыводящих путей |
1 |
4% |
1 |
4% |
||
Тонзиллит |
1 |
4% |
Из таблицы мы видим, что заболевания органов зрения в 2019 году отмечались у 9 учащихся класса (39 %), а в 2013 году у 12 учащихся (48%); у 4-х учащихся – 16% -- вегетососудистая дистония, у 3-х – 12% -- гастрит. Для выявления причин появления этих заболеваний были составлены и предложены учащимся анкеты.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 91% учащихся в свободное от учебы время любит встречаться с друзьями, гулять на улице, и в тоже время 96% учащихся проводят за компьютерными играми. При этом на прогулки на свежем воздухе 18 учащихся – 78% отводит от 2 до 3-х часов, на чтение литературных произведений – до 30 минут в день 12 учащихся – 52%, а на компьютерные игры – 10 учащихся 1-1,5 часов – 43%, 6 учащихся – 26 % -- 2-3 часа ежедневно.
3. Изучение бюджета семьи.
Чтобы эффективно использовать доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и сделать сбережения для достижения своих целей. При составлении семейного бюджета были учтены все источники доходов всех членов семьи. Общий семейный доход в нашей семье в октябре месяце составил 53 000 рублей. В статье расходов было перечислено всё, за что надо заплатить в течение месяца.
Распределение семейного бюджета
Чтобы наглядно увидеть распределение семейного бюджета была составлена таблица.
№ п/п |
Расход |
октябрь |
в % |
1 |
Квартплата, газ, свет |
5400 руб. |
11,7% |
2 |
Плата за сотовые телефоны |
950 руб. |
2% |
3 |
Интернет |
1000 руб. |
2,1% |
4 |
Питание |
18000 руб. |
39% |
5 |
Одежда |
6700 руб. |
14,5% |
6 |
Расходы на лекарство |
890 руб. |
1,9% |
7 |
Моющие средства |
1500 руб. |
3.3% |
8 |
Отдых |
5000 руб. |
11% |
9 |
Обучение |
2500 руб. |
5,4% |
10 |
Прочие расходы |
4200 руб. |
9,1% |
11 |
ИТОГО |
46140руб. |
87% от дохода семьи |
Из таблицы видно, что расход денежных средств в октябре месяце составил 87% от общего дохода семьи. Наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на питание (39%), приобретение одежды (14,5%)). Еще нагляднее это видно из диаграммы.
Заключение
Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.
Умение выполнять процентные расчеты, необходимо каждому человеку, так как без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерии, ни в финансовом деле, ни в статистике. Современному человеку необходимо хорошо ориентироваться в большом потоке информации, принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях. Поэтому сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой.
Список использованных источников и литературы
Белгородчина в задачах. (Краеведение Белгородской области в задачах). Батаева Т.П., Красильников В.Д. Белгород. 2010г.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе./Математика в школе. - 2002. - №1 - с. 19 -24/.
А. В. Шевкин "Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах"
Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема словоупотребления. /Математика в школе. – 2003.- № 5/.
Захарова А.Е. Несколько задач про цены. Математика в школе.- 2002.- №8
Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием. Математика в школе.-2002.- № 8.
http://lib.repetitors.eu/matematika
http://www.clascalc.ru/finances/interest.htm
http://www.demoscope.ru
http://math-prosto.ru/percent/percent3.html
11. https://численность-населения.РФ./Белгородская область
Приложение 1
Чем предпочитаешь заниматься в свободное время?
№ п/п |
В свободное время я люблю… |
25 учащихся |
100% |
Читать книги |
8 |
34,7% |
|
Смотреть телевизор |
9 |
38,8% |
|
Встречаться с друзьями |
21 |
91% |
|
Посещать досуговые учреждения |
4 |
17,4% |
|
Посещать дискотеки |
1 |
4,3% |
|
Играть в компьютерные игры |
22 |
95,7% |
Как ты организуешь свое время после учебных занятий?
№ п/п |
В свободное время после учебных занятий я трачу на |
Количество учащихся |
||
До 0,5ч |
1ч-1,5ч |
2ч-3ч |
||
Выполнение домашнего задания |
13 уч – 57% |
10 уч – 44% |
||
Компьютерные игры |
7 уч – 30,4% |
10 уч – 43% |
6 уч – 26% |
|
Прогулку, общение с друзьями |
5 уч – 22% |
18 уч – 78% |
||
Помощь родителям |
15 уч – 65% |
8 уч – 35% |
||
Чтение книг |
12 уч – 52% |
5 уч – 22% |
||
Сон |
6ч-7ч |
8ч – 9ч |
10ч-11ч |
|
5 уч – 22% |
8 уч – 35% |
10 уч – 44% |
Что лично в жизни для тебя является самым важным?
№ п/п |
В жизни самым важным для меня является… |
25 учащихся |
100% |
Здоровье |
15 |
65% |
|
Образование |
7 |
30% |
|
Хорошее отношение в семье |
14 |
61% |
|
Верные друзья |
6 |
26% |
|
Материальный достаток родителей |
--- |
0% |
Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
№ п/п |
Здоровый образ жизни для меня – это значит… |
25 учащихся |
100% |
Не курить |
13 |
57% |
|
Не употреблять спиртные напитки |
14 |
61% |
|
Заниматься спортом |
19 |
83% |
|
Жить полноценной духовной жизнью |
6 |
26% |
Для чего нужно вести здоровый образ жизни?
№ п/п |
Здоровый образ жизни нужно вести для того, чтобы … |
25 учащихся |
100% |
Иметь крепкое здоровье |
17 |
74% |
|
Быть современным человеком |
1 |
4% |
|
Быть внешне привлекательным |
2 |
8,7% |
|
Быть физически сильным |
5 |
22% |
|
Быть успешным |
2 |
8,7% |
|
Жить без проблем |
8 |
34,8% |
Что ты вкладываешь в понятие «здоровье»?
№ п/п |
Понятие «здоровье» означает… |
25 учащихся |
100% |
Физическая сила |
7 |
30,4% |
|
Нормальное развитие |
8 |
34,8% |
|
Отсутствие болезней |
14 |
61% |
|
Хорошая психика |
5 |
22% |
|
Отсутствие вредных привычек |
12 |
52% |
Что ты делаешь для укрепления собственного здоровья?
№п/п |
Для укрепления собственного здоровья… |
25 учащихся |
100% |
Бываю на природе |
16 |
70% |
|
Избегаю вредных привычек |
11 |
48% |
|
Не переутомляюсь |
3 |
13% |
|
Делаю зарядку |
7 |
30,4% |
|
Соблюдаю режим питания |
8 |
34,7% |
|
Соблюдаю режим дня |
10 |
43,5% |
Какие продукты питания твои самые любимые?
№ п/п |
Самыми любимыми продуктами питания для меня являются… |
25 учащихся |
100% |
Фрукты и овощи |
11 |
48% |
|
Мясо |
6 |
26% |
|
Рыба |
3 |
13% |
|
Конфеты и другие сладости |
13 |
56% |
|
Чипсы |
10 |
43% |
|
Пицца |
12 |
52% |
|
Суп, окрошка |
13 |
56% |