Введение
В жизни современного общества особо остро встали проблемы, связанные с употреблением СНЮСов. Достаточно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент предпринимается на уровне государства система мер, чтобы эта проблема не стала глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенством политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна, распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой нужно бороться не только обществу в целом, каждый подросток или молодой человек должен осознавать для себя большой вред употребления СНЮСов и стараться бороться с ним.
В недавнем прошлом достаточно много наших сверстников пробовали употреблять СНЮСы, некоторых эта пагубная привычка затянула. Другие (к счастью, таких немного) не мыслят своей жизни без этой гадости. Нам стало интересно, влияет ли употребление СНЮСов на уровень обученности подростков.
Цель исследования: выявить наличие и характер взаимосвязи между употреблением СНЮСов и уровнем обученности подростков. Исходя из поставленной цели вытекают задачи исследования: выяснить массовую долю учащихся пробовавших СНЮС и употребляющих их, отследить динамику качества обученности по всем учащимся, сравнить динамические процессы качества обученности среди употребляющих и не употребляющих СНЮС, установить наличие или отсутствие взаимосвязи между этими показателями.
Гипотеза исследования: подростки, употребляющие СНЮСы учатся хуже тех, кто не употребляет.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, корреляционный анализ численных данных.
Ход работы:
Анкетирование респондентов на предмет употребления СНЮСов.
Анализ динамики уровня обученности респондентов.
Установление зависимости или ее отсутствия между исследуемыми показателями.
Глава 1. Влияние употребления СНЮСов на здоровье подростков
Слово "снюс" пришло к нам из Швеции. так там называют один из видов табачных изделий -сосательный табак. В нашей стране недобросовестные производители табак в снюсе заменили никотином. Роспотребнадзор, проведя исследование такой продукции, обнаружил, что норматив содержания никотина, допустимого для табачной продукции, превышает в 20-30 раз. Иными словами, один пакетик снюса соответствует одномоментному выкуриванию 20-30 сигарет!
Снюс- бездымный табачный продукт, который выпускается в различных формах и применяется как жевательный табак. Его в виде порционных пакетиков или рассыпного табака помещают между десной и верхней (иногда нижней) губой на 5-30 минут для того, чтобы никотин всасывался в кровь и поступал в организм, минуя гортань и легкие. Это вещество не является только табаком. В его состав входит табак, вода как увлажнитель, сода для усиления вкуса и соль или сахар как консервант. В некоторые смеси для дополнительного аромата добавляют эфирные масла.
Многие взрослые даже слова такого не слышали краем уха, то понятия не имеют, что это такое. А дети уже знают. И многие, к сожалению, успели попробовать, потому что снюсы до 1 января этого года продавались в открытую. В итоге дети и подростки, купившие такой пакетик, гробили свое здоровье.
Роспотребнадзором лабораторно подтверждена потенциальная опасность употребления такой продукции, создающей угрозу жизни и здоровью населения, в особенности детей и молодежи.
Употребление никотина вызывает физическую и психическую зависимость. При этом при оральном употреблении количество никотина, попадающего в организм, гораздо больше, чем при курении табака.
Никотин, попадая в организм человека, очень быстро превращается в депрессант, угнетающий нервную систему.
Никотин вызывает судороги, непроизвольное подергивание мышц, нарушение сердечного ритма, колебание артериального давления. В высоких концентрациях никотин вызывает сердечную недостаточность, паралич мышц, вплоть до летального исхода.
Наиболее распространенным симптомом отравления никотином является рвота, которая может начаться уже через 15 минут после приема вещества.
Длительное употребление может вызвать такие заболевания, как артериальная гипертония, атеросклероз, тахикардия, аритмия, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность и инфаркт миокарда.
Напоминает, что наибольшему риску при употреблении таких смесей подвержены дети и подростки (1).
Глава 2. Исследование зависимости уровня обученности от употребления СНЮСов
План исследования:
Определение качественного состава обследуемой выборки
Определение количества употребляющих СНЮС
Анализ уровня обученности (годовые оценки 2018-2019 учебный год, 1,2 четверти 2019-2020 учебный год)
Корреляционный анализ данных
Выводы и рекомендации
Характеристика выборки
Для проведения своего исследования мы попросили ребят, которые нам доверяют, ответить на несколько вопросов на условиях анонимности. Таким образом, у нас набралось 48 респондентов, что позволило провести исследование. Среди участников опроса 19 девушек и 29 юношей в возрасте от 14 до 17 лет. Все ребята успевают по всем предметам, осваивают программу в основном на «хорошо» и «удовлетворительно». Большинство ребят проживают в полных семьях, есть двое опекаемых, где условия проживания так же удовлетворительные. Семьи всех учащихся имеют средний достаток, что позволяет говорить об одинаковой степени доступности СНЮСов у всех ребят. Выборка достаточно однородна.
2. Определение количества употребляющих СНЮС
Для выяснения количества употребляющих СНЮСы мы использовали метод прямого устного опроса. Задавали вопросы и получали на него ответы. По результатам опроса была составлена таблица 1.
Таблица 1. Анализ количества подростков пробовавших иупотребляющих СНЮСы
кол-во |
% от общего числа |
|
Пробовали СНЮСы |
7 |
14,58 % |
Употребляли СНЮСы более 3 раз |
10 |
20,83 % |
Выводы:
- Пробовали или употребляли СНЮСы около трети респондентов
- Среди тех, кто пробовал преобладают девушки (5 из 7 человек), но употребление не продолжили, а среди тех, кто употребляет более регулярно преобладают юноши (8 из 10 респондентов).
3.Анализ уровня обученности
Для проведения анализа уровня обученности респондентов выборки мы взяли годовые оценки за 2018-2019 учебный год, а также четвертные оценкиза 1,2 четверти 2019-2020 учебного года, вычислили средние показатели по каждому респонденту отдельно, затем рассчитали среднее значение для выборки в целом, а также отдельно для пробовавших, употребляющих и не употребляющих СНЮСы подростков. Исходя из полученных данных, мы построили диаграмму (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика изменения уровня обученности по категориям
Выводы:
Наглядно видно, что уровень обученности у не пробовавших и не употреблявших СНЮС значительно выше на всем исследуемом временном промежутке и находится в диапазоне от 3,87 до 3, 91 (достаточно стабильные показатели, имеющие в последнее время тенденцию к росту)
Показательно, что уровень обученности у респондентов, пожелавших попробовать СНЮС ниже, чем в среднем по выборке и ниже, чем у тех, кто не пробовал
Разница между средними показателями употребляющих СНЮС и средними показателями выборки, а также с теми, кто не употребляет еще более велика
Снижение среднего уровня качества обучения у попробовавших имеет резкий скачек почти в 0,1 балла на первой ступени сравнения, и далее продолжает снижаться
Снижение среднего показателя у употребляющих СНЮС имеет устойчивую тенденцию к значительному снижению численного показателя (за пол года примерно на 0,2 балла)
Глава 3. Корреляционный анализ данных
Для проведения корреляционного анализа данных мы взяли изменение показателей у каждой группы респондентов (таблица 2).
Таблица 2. Разность показателей в группах исследования
категория |
Изменение (1 четверть 2019-2020 и год 2018-2019 ) |
Изменение (2 четверть2019- 2020 и 2 четверть 2019- 2020) |
Пробовали |
3,51- 3,6= - 0,09 |
3,49-3,51 = - 0,03 |
Употребляют |
3,35- 3,43= - 0,08 |
3,27- 3,35= - 0,08 |
Не пробовали и не употребляют |
3,87- 3,89= - 0,02 |
3,91- 3,87= + 0,04 |
В целом по выборке |
3, 65-3,67 = - 0,02 |
3,64- 3,65= - 0,01 |
x |
y |
x2 |
y2 |
x*y |
-0.09 |
-0.03 |
0.0081 |
0.0009 |
0.0027 |
-0.08 |
-0.08 |
0.0064 |
0.0064 |
0.0064 |
-0.02 |
0.04 |
0.0004 |
0.0016 |
-0.0008 |
-0.02 |
-0.01 |
0.0004 |
0.0001 |
0.0002 |
-0.21 |
-0.08 |
0.0153 |
0.009 |
0.0085 |
Для расчета параметров регрессии (2) построим расчетную таблицу (таблица 3)
Для наших данных система уравнений имеет вид
b = 1.0058
Теперь найдем коэффициент «a» :
4a + -0.21*b = -0.08
4a -0.21*1.0058 = -0.08
4a = 0.131
a = 0.03281
Получаем эмпирические коэффициенты регрессии: b = 1.0058, a = 0.03281
Уравнение регрессии (эмпирическое уравнение регрессии):
y = 1.0058 x + 0.03281
Параметры уравнения регрессии:
Выборочные средние.
Выборочные дисперсии:
Среднеквадратическое отклонение
Коэффициент корреляции b можно находить по формуле, не решая систему непосредственно:
Ковариация.
Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции. Линейный коэффициент корреляции принимает значения от –1 до +1.
Связи между признаками могут быть слабыми и сильными (тесными). Их критерии оцениваются по шкале Чеддока:
0.1 <rxy < 0.3: слабая;
0.3 <rxy < 0.5: умеренная;
0.5 <rxy < 0.7: заметная;
0.7 <rxy < 0.9: высокая;
0.9 <rxy < 1: весьма высокая;
В нашем случае связь между признаком Y и фактором X высокая и прямая.
Уравнение регрессии (оценка уравнения регрессии).
Линейное уравнение регрессии имеет вид y = 1.006 x + 0.0328.
Коэффициентам уравнения линейной регрессии можно придать экономический смысл. Коэффициент регрессии b = 1.006 показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с повышением или понижением величины фактора х на единицу его измерения. В данном примере с увеличением на 1 единицу y повышается в среднем на 1.006.
Коэффициент a = 0.0328 формально показывает прогнозируемый уровень у, но только в том случае, если х=0 находится близко с выборочными значениями. Но если х=0 находится далеко от выборочных значений х, то буквальная интерпретация может привести к неверным результатам, и даже если линия регрессии довольно точно описывает значения наблюдаемой выборки, нет гарантий, что также будет при экстраполяции влево или вправо. Подставив в уравнение регрессии соответствующие значения х, можно определить выровненные (предсказанные) значения результативного показателя y(x) для каждого наблюдения.
Связь между у и х определяет знак коэффициента регрессии b (если > 0 – прямая связь, иначе - обратная). В нашем примере связь прямая.
Индекс корреляции. Для линейной регрессии индекс корреляции равен коэффициенту корреляции rxy = 0.765. Полученная величина свидетельствует о том, что фактор x существенно влияет на y. С вероятностью 95% можно гарантировать, что значения Y при неограниченно большом числе наблюдений не выйдет за пределы найденных интервалов.
Выводы.
Изучена зависимость Y от X. На этапе спецификации была выбрана парная линейная регрессия. Оценены её параметры методом наименьших квадратов. В нашем случае связь между признаком Y и фактором X высокая и прямая. Для линейной регрессии индекс корреляции равен коэффициенту корреляции rxy = 0.765. Полученная величина свидетельствует о том, что фактор x существенно влияет на y. Полученные оценки уравнения регрессии позволяют использовать его для прогноза и с вероятностью 95% не выйдет за эти пределы.
Заключение
Употребление СНЮСов подростками способствует повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивает заболеваемость. Нам удалось наглядно убедиться в том, что пробуют их подростки, уровень обученности которых ниже, чем у тех, кто не пробует. У употребляющих СНЮСы подростков происходит значительное снижение учебных показателей. Кроме этого, налицо, что общее снижение качества обученности на исследуемой выборке происходит за счет значительного снижения показателей подростков, употребляющих СНЮСы.
По итогам серьезного корреляционного анализа данных мы установили, что употребление СНЮСов прямо влияет на качество обученности на выборке исследования. Связь между этими показателями прямая и сильная, что показыыают приведенные в работе расчеты. Однозначно, гипотеза подтвердилась: подростки, употребляющие СНЮСы учатся хуже тех, кто не употребляет. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Своим одноклассникам и другим ребятам в школе мы расскажем о результатах нашего исследования, а кроме этого расскажу еще раз какой вред наносит СНЮС организму человека. А если говорить о ближайших перспективах, то снижение учебных показателей плохо сказываются на успеваемости, ребята не имеют возможности овладеть всем материалов в полном объеме, могут из-за этого иметь проблемы на экзаменах и при поступлении в учебные заведения. А это, в свою очередь, может плохо сказаться на нашем дальнейшем профессиональном пути, потому что впереди большая жизнь, в которой успех за здоровыми и образованными.
Библиографический список
1. «Богородская газета» № 10 от 10.01.2020
2. Уравнение парной регрессии онлайн https://math.semestr.ru/corel/corel.php