Введение
Под словом спор в общем значении понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
В зависимости от сфер, в которых происходит, и цели для достижения которой был начат спор, в русском языке есть другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения
Цель данного проекта: научить зрителей правильно спорить.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить материалы по данной теме.
Сделать продукт по теме проекта
Узнать виды споров
Рассмотреть правила споров
Глава 1. Виды спора
Существует 4 вида споров: дискуссия, диспут, дебаты, полемика.
• Дискуссия - публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины.
• Диспут - публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.
• Дебаты или прения - обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.
• Полемика - открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей - личностей, партий, идейных течений и т. п.
Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля.
Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спор изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в полемике установить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.
Неумение нормально общаться, участвовать в диалоге, в дискуссии часто является причиной непонимания друг друга, ссор, раздоров, оскорблений, обид и еще более страшных последствий.
Например, дискуссией (лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники приходят к тому или иному выводу.
Иной характер носит слово полемика. Прежде всего, с этимологической точки зрения. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно охарактеризовать как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от других видов спора именно своей целевой направленностью. Целью полемики является не нахождение единого мнения и установления истины, а победа над противником, отстаивание и утверждение собственной позиции
Классификация споров
Можно условно разделить споры по определенным факторам, влияющим на их характер. К таким факторам можно отнести:
- цель спора;
- количество участников;
- форма проведения спора.
По цели различают следующие виды споров:
- спор из-за истины;
- для убеждения кого-либо;
- для победы;
- спор ради спора.
На специфику спора также влияет количество лиц, участвующих в нем. Виды споров по количеству участников:
- спор-монолог (внутренний конфликт человека с самим собой);
- спор-диалог (полемика двух лиц);
- спор-полилог (ведется несколькими лицами).
Основы полемического мастерства
Полемическое мастерство — это знание предмета спора, понимание его сущности и разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Успех любого спора напрямую зависит от того, достаточно ли четко определен предмет спора.
Предмет спора – это положения, суждения, подлежащие обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления других мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а также может появляться и во время обсуждения какой-либо проблемы, то есть, в процессе спора, его предмет может меняться в зависимости от важности затрагиваемых вопросов.
Успех в проведении дискуссии или полемики во многом зависит от таких факторов:
Четкое определение пунктов, в которых мнения участников расходятся; Внимание участников к обсуждению главных положений спора, что исключает возможность внезапного изменения темы спора и др.
Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.
Глава 2. Законы аргументации и убеждения
1. Закон встраивания (внедрения).
Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.
2. Закон общности языка мышления.
Если хотите, чтобы вас слышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.
3. Закон минимализации аргументов.
Помните об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.
4. Закон объективности и доказательности.
Используйте в качестве аргументов только те, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.
5. Закон диалектичности (единства противоположностей).
Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковестности и обезоруживает оппонента.
6. Закон демонстрации равенства и уважения.
Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции.
7. Закон авторитета.
Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов. Ищите авторитетное подкрепление им.
8. Закон рефрейминга.
Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивайте их силу и значимость. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.
9. Закон постепенности.
Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.
10. Закон обратной связи.
Подавайте обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимайте на себя персональную ответственность за недоразумение и непонимание.
11. Закон этичности.
В процессе аргументации не допускайте неэтичное поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляции и т.д.), не задевайте «больные места» оппонента.
[https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya]
Глава 3. Правила ведения спора.
Первое правило (правило Гомера):
Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.
Второе правило (правило Сократа):
Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.
Третье правило (правило Паскаля):
Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». (Покажите, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника).
Четвертое правило:
Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Высокое должностное или социальное положение, компетентность, авторитетность, поддержка коллектива повышают статус человека и степень убедительности его аргументов.
Пятое правило:
Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус проявлением признаков неуверенности.
Шестое правило:
Не принижайте статус собеседника, ибо любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.
Седьмое правило:
К аргументам приятного нам собеседника мы относимся благосклонно, к аргументам неприятного — с предубеждением. Приятное впечатление создается многими факторами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешностью и т.д.
Восьмое правило:
Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом.
Девятое правило:
Проявите эмпатию, постарайтесь понять эмоциональное состояние другого человека, представить ход его мыслей, поставить себя на его место, сопереживать ему.
Десятое правило:
Будьте хорошим слушателем, чтобы понять ход мыслей собеседника.
Одиннадцатое правило:
Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника.
Двенадцатое правило:
Избегайте слов, действий, приводящих к конфликту.
Тринадцатое правило:
Следите за мимикой, жестами, позами — своими и собеседника.
[https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya]
Заключение
С помощью дискуссий можно решить любой вопрос без лишних ссор. Это гораздо лучше, чем просто спорить, не приводя никаких аргументов, доказательств и т.п.
Не стоит спорить, если Вы не знаете правил, норм спора, а так же если вы не понимаете тему, над которой ведется обсуждение.
Главное в споре – это понимание друг друга его участниками. Эффективным можно назвать спор, только если он несет за собой истину.
Библиографический список
https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya
https://kartaslov.ru/значение слова/дискуссия
www.college-mid.ru › pravila-provedeniya-diskussii
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/27/805271-nuzhni-diskussii