Дискуссия: спор или искусство побеждать

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дискуссия: спор или искусство побеждать

Полуротов А.Е. 1
1МАОУ Лицей№67
Лончинская Л. Я. 1
1МАОУ Лицей №67
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Под словом спор в общем значении понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В зависимости от сфер, в которых происходит, и цели для достижения которой был начат спор, в русском языке есть другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения

Цель данного проекта: научить зрителей правильно спорить.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить материалы по данной теме.

Сделать продукт по теме проекта

Узнать виды споров

Рассмотреть правила споров

Глава 1. Виды спора


Существует 4 вида споров: дискуссия, диспут, дебаты, полемика.

• Дискуссия - публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины.

• Диспут - публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.

• Дебаты или прения - обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.

• Полемика - открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей - личностей, партий, идейных течений и т. п.

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спор изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в полемике установить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Неумение нормально общаться, участвовать в диалоге, в дискуссии часто является причиной непонимания друг друга, ссор, раздоров, оскорблений, обид и еще более страшных последствий.

Например, дискуссией (лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники приходят к тому или иному выводу.

Иной характер носит слово полемика. Прежде всего, с этимологической точки зрения. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно охарактеризовать как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от других видов спора именно своей целевой направленностью. Целью полемики является не нахождение единого мнения и установления истины, а победа над противником, отстаивание и утверждение собственной позиции

Классификация споров

Можно условно разделить споры по определенным факторам, влияющим на их характер. К таким факторам можно отнести:

- цель спора;

- количество участников;

- форма проведения спора.

По цели различают следующие виды споров:

- спор из-за истины;

- для убеждения кого-либо;

- для победы;

- спор ради спора.

На специфику спора также влияет количество лиц, участвующих в нем. Виды споров по количеству участников:

- спор-монолог (внутренний конфликт человека с самим собой);

- спор-диалог (полемика двух лиц);

- спор-полилог (ведется несколькими лицами).

Основы полемического мастерства

Полемическое мастерство — это знание предмета спора, понимание его сущности и разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Успех любого спора напрямую зависит от того, достаточно ли четко определен предмет спора.

Предмет спора – это положения, суждения, подлежащие обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления других мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а также может появляться и во время обсуждения какой-либо проблемы, то есть, в процессе спора, его предмет может меняться в зависимости от важности затрагиваемых вопросов.

Успех в проведении дискуссии или полемики во многом зависит от таких факторов:

Четкое определение пунктов, в которых мнения участников расходятся; Внимание участников к обсуждению главных положений спора, что исключает возможность внезапного изменения темы спора и др.

Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

Глава 2. Законы аргументации и убеждения

1. Закон встраивания (внедрения).

Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.

2. Закон общности языка мышления.

Если хотите, чтобы вас слышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

3. Закон минимализации аргументов.

Помните об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

4. Закон объективности и доказательности.

Используйте в качестве аргументов только те, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.

5. Закон диалектичности (единства противоположностей).

Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковестности и обезоруживает оппонента.

6. Закон демонстрации равенства и уважения.

Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции.

7. Закон авторитета.

Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов. Ищите авторитетное подкрепление им.

8. Закон рефрейминга.

Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивайте их силу и значимость. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.

9. Закон постепенности.

Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти по­степенными, но последовательными шагами.

10. Закон обратной связи.

Подавайте обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимайте на себя персональную ответственность за недоразумение и непонимание.

11. Закон этичности.

В процессе аргументации не допускайте неэтичное поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляции и т.д.), не задевайте «больные места» оппонента.

[https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya]

Глава 3. Правила ведения спора.

Первое правило (правило Гомера):

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.

Второе правило (правило Сократа):

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.

Третье правило (правило Паскаля):

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». (Покажите, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника).

Четвертое правило:

Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Высокое должностное или социальное положение, компетентность, авторитетность, поддержка коллектива повышают статус человека и степень убедительности его аргументов.

Пятое правило:

Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус проявлением признаков неуверенности.

Шестое правило:

Не принижайте статус собеседника, ибо любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.

Седьмое правило:

К аргументам приятного нам собеседника мы относимся благосклонно, к аргументам неприятного — с предубеждением. Приятное впечатление создается многими факторами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешностью и т.д.

Восьмое правило:

Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом.

Девятое правило:

Проявите эмпатию, постарайтесь понять эмоциональное состояние другого человека, представить ход его мыслей, поставить себя на его место, сопереживать ему.

Десятое правило:

Будьте хорошим слушателем, чтобы понять ход мыслей собеседника.

Одиннадцатое правило:

Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника.

Двенадцатое правило:

Избегайте слов, действий, приводящих к конфликту.

Тринадцатое правило:

Следите за мимикой, жестами, позами — своими и собеседника.

[https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya]

Заключение

С помощью дискуссий можно решить любой вопрос без лишних ссор. Это гораздо лучше, чем просто спорить, не приводя никаких аргументов, доказательств и т.п.

Не стоит спорить, если Вы не знаете правил, норм спора, а так же если вы не понимаете тему, над которой ведется обсуждение.

Главное в споре – это понимание друг друга его участниками. Эффективным можно назвать спор, только если он несет за собой истину.

Библиографический список

https://bookonlime.ru/lecture/42-vidy-spora-i-pravila-ego-vedeniya

https://kartaslov.ru/значение слова/дискуссия

www.college-mid.ru › pravila-provedeniya-diskussii

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/27/805271-nuzhni-diskussii

Просмотров работы: 478