Феномен якутского кино (на примере фильма «Надо мною солнце не садится»)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Феномен якутского кино (на примере фильма «Надо мною солнце не садится»)

Румянцева Д.А. 1Саввин А.Т. 1
1Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г. Якутск
Долгова Л.А. 1
1Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г. Якутск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. В Якутии уже более двадцати лет снимают собственные фильмы со своими звездами, традициями, языком, культурой и аудиторией. А в последние годы якутский кинематограф переживает настоящий бум.

Сегодня Якутия является лидером по производству кинофильмов среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем в республике выпускается по 8-10 картин в год, средний бюджет составляет от 1,5 до 3 млн рублей. С 2010 года в республике выпущено 95 полнометражных художественных фильмов.

Успех якутского кинематографа в стране и за ее пределами по праву называют «феноменом якутского кино». А специальных исследований причин феномена якутского кино еще не было. В этом мы видим актуальность нашей работы.

Объект исследования – история якутского кино.

Предмет исследования – современное якутское кино.

Цель работы: изучить якутское кино с позиции его особенности.

Задачи:

определить причины феномена якутского кино.

доказать уникальность якутского кино на примере художественного фильма «Надо мною солнце не садится».

Метод исследования – для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования, как обобщение полученной информации и их анализ.

Феномен якутского кино

Началом зарождения киностудии в Якутии можно считать 1990 год, когда было организовано Творческое Объединения «Северфильм». Первый фильм этой группы — «Серединный мир» режиссера А.Романова. В нем средствами киноязыка воссоздали самобытный мир и образ народа саха. Можно считать, что с него началось формирование традиций якутского кино.

С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего неповторимого национального колорита, отражающего самобытную уникальную культуру и мировоззрение якутов. Режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремятся нащупать тот нерв, который стал бы основой для формирования национального якутского кино.

В Якутии кино стали всерьез снимать после распада СССР, и уже в 2000-х местные фильмы в региональном прокате регулярно начинают побеждать импортные, а в последнее десятилетие о провинциальном феномене заговорили на международных фестивалях. Первый российский смотр состоялся в 2018 году на 40-м Московском международном кинофестивале, на котором фильм «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова («Сахафильма»), блистательное околофольклорное произведение о памяти веков, выиграл главный приз. Уже через год, в 2019 году, на 41-м Московском международном кинофестивале фильм «Надо мною солнце не садится» режиссера-дебютанта Любови Борисовой («Сахафильм») победил в номинации «Приз зрительских симпатий», а также в номинации в области культурного разнообразия премии Asia Pacific Screen Award. Успех второго фильма доказал, что первая победа на ММКФ не была случайной.

Кино, которое снимается сегодня в Якутии, называют настоящим феноменом и даже «Сахавудом». Якутское кино разножанровое: комедия, ужасы, исторические и социальные драмы. Но всех их объединяет глубокая связь человека и природы, на которой строится мировоззрение народа саха, что воспевается в его фольклоре. Это, мы считаем, является главной особенностью якутского кино.

В попытках найти свой путь, режиссёры обратились к народному эпосу — олонхо. В нём заключён изначальный этический и эстетический идеал народа саха, он отражает мировоззрение и мудрость, понимание своего места во Вселенной.

Олонхо рисует простую модель мира, в которой Вселенная делится на три части, населённые людьми, духами и богами, всё подчинено строгому порядку, всё находится в состоянии гармонии и равновесия. Это прослеживается и в кинематографе.

Второй, не менее важной особенностью якутского кино является то, что они снимаются, преимущественно, для местного населения, т.е. якутское кино имеет своего зрителя. При съёмке фильмов режиссёры учитывают желания аудитории, поэтому почти все фильмы выходят с озвучкой на национальном языке и русскими субтитрами. Разговор идёт со своими и о своём, и людям нравится слышать родную речь с экранов.

«Некоторые эксперты говорят, что якутское кино сделал якутский зритель, так как фильмы снимаются на якутском языке. Я с этим согласна. В этом и уникальность нашего зрителя, что он, несмотря ни на что, выбирает якутское кино и поддерживает его рублем. Это, безусловно, стимулирует наших кинематографистов. Все просто: если бы люди не ходили, этих фильмов не было бы», — считает промоутер и продюсер якутского кино Сардана Саввина [6].

Но поддержка якутского зрителя – не единственное, что дало развитие якутскому кинематографу. Мощной основой якутского кино стал Саха театр со своей уникальной базой профессиональных актеров. Кроме того, появились кадры, получившие специальное кинематографическое образование.

Якутское кино поддерживает также правительство в лице Министерства культуры и государственной компании «Сахафильм». Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с целевым видением до 2050 года определено становление Якутии одним из лидеров производства уникальных произведений кинематографии, продвижение местных кинофильмов на всероссийском и международном уровне.

В сентябре 2019 года в рамках культурных мероприятий Восточного экономического форума во Владивостоке прошел фестиваль «Дни якутского кино», организованный по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия). Якутия стала единственным регионом, который провел свой кинофестиваль в рамках ВЭФ.

Хотя местные кинематографисты сами признают, что продукт предназначен в большей степени для внутреннего пользования и не нацелен на внешнюю аудиторию, но в последнее время якутское кино пользуется успехом и далеко за пределами региона, его понимают и ценят, так как в них поднимаются не только национальные, но и всеобщие, всечеловеческие проблемы, проблемы добра и зла, понятные всем людям, независимо от их культуры и языка.

Большой результат приходит с большим трудом и опытом, и якутское кино становится узнаваемым, появляется свой стиль и почерк. Само по себе ничего не делается, и всё сказанное в сумме сделало якутское кино особенным явлением, получившим название «феномен якутского кино».

2.Смешение современной жизни и вечных ценностей в фильме

«Надо мною солнце не садится»

Для чего мы живем? Куда мы идем? Умеем ли радоваться простым вещам, каждому прожитому дню? Ответы на эти вопросы можно найти в фильме Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится».

Летом в городе мается от безделья юный Алтан, который ведет с приятелем «инстаграм с вайнами». Родители решают отправить его на подработку на песцовую ферму. Ферма находится на острове на море Лаптевых. Это Крайний север, но туда уже проведен спутниковый интернет. Алтану особо делать нечего, но в соседнем доме, как рассказывают, водятся духи (типичное для якутов поверье). Но вместо духов там доживает свои дни дряхлый старик Байбал, который оказывается интереснейшей личностью. Старик собирается умирать, но мечтает перед смертью найти дочь. Его старость, переходящую в мудрость, а затем и в вечность, сначала не понимает его юный приятель. Но уже скоро они будут вести задушевные беседы, вместе ездить на охоту, потом летать в мечтах. Легкость, с которой юнец и отшельник говорят о грядущей смерти последнего, восхищает.

Чтобы осуществить главную мечту старика, Алтан решает призвать на помощь новые технологии и создает канал, где записывает, как они с дедом охотятся, пекут оладьи и всячески дурачатся.

В этом фильме выражена главная особенность якутского кино – философия возвращения к природе и земле: главный герой наконец взрослеет и обретает почву под ногами, только оторвавшись от городской рафинированности, от семейной гиперопеки.

Старик и юноша встретились на краю земли, где небо сливается с морем, а солнце никогда не заходит, и там каждый помогает другому открыть для себя что-то очень важное, но скрытое и глубоко личное, когда нужно продолжать любить жизнь, даже когда надежды нет.

Стык уходящих традиций и наступающего интернета, общероссийского и специфично якутского контекста делает «Солнце» тем самым незамысловатым зрительским кино, которое буквально с экрана кричит: как важно людям разговаривать о своих проблемах, особенно с родными людьми, а не таить накапливающиеся обиды внутри себя, ведь когда-то потом может стать уже поздно.

Все поколения разные, непохожие друг на друга, но в то же самое время молодое поколение очень часто наступает на те же грабли, что и старшее. И чтобы такого не было, важно общаться, важно не умалчивать даже о таких вещах, о которых сложно говорить, а если говорить при всем желании не получается — всегда можно спеть...

Заключение

Якутское кино — особенное явление. На его формирование повлияли следующие важные факторы:

его делали люди, одержимые своей идеей;

благосклонная аудитория, которая положительно реагирует на свои фильмы;

национальное мировоззрение, основанное на глубокой связи человека и природы;

поддержка местного руководства, выраженная в приложении финансовых, интеллектуальных и организационных усилий.

Чего ждать дальше? Всему свойственно заканчиваться. Рано или поздно ажиотаж вокруг феномена якутского кино стихнет. И тут возникает вопрос – чего ожидать от "Сахавуда" дальше? Якутским кинематографистам, которые сейчас активно работают, в основной массе за 30 лет. Это молодое поколение, которое может дать что-то новое. Пока есть шанс выходить на мировые площадки, их надо поддерживать на уровне не только республики, но и России.

Мы верим в будущее якутского кино.

Литература

Анашкин С. Азиатское кино? Душанбе-2012 [Электронный ресурс] // Искусство кино. 2013. № 6. URL: http://kinoart.ru/archive/2013/6-iyun/aziatskoe-kinodushanbe-2012 (дата обращения: 28.02.2016).

Жараев И.С. О развитии кинематографа в Якутии // Полярная звезда. 2008. № 3. С. 17

Левочкин В.В. Национальная киноиндустрия Республики Саха (Якутия): динамика и приоритеты культурной политики // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 146—152

Красильникова Г. Кино в культуре Якутии [Электронный ресурс] // Илин. 2009. №1(66). URL: http://ilinyakutsk.narod.ru/2009-1/52.htm (дата обращения: 28.02.2016).

Кино в Якутии: день вчерашний и день сегодняшний // Якутия. 2004. 27 августа. С. 36.

https://yakutiamedia.ru/news/542249/

Приложение №1

УЧАСТИЕ В КИНОФЕСТИВАЛЯХ И ПРИЗЫ ФИЛЬМА

"НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ"

- Приз Международной Ассоциация по продвижению азиатского и тихоокеанского кино NETPAC

- «Приззрительскихсимпатий»

41st MOSCOW INTERNATIONAL FILM FESTIVAL

- BEST FILM

III The Golden Raven International Arctic Film Festival, Чукотка

- MEDIA AWARDS

- Приззрительскихсимпатий

22nd SHANGHAI INTERNATIONAL FILM FESTIVAL

- BEST FILM

XXI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль

- Специального приза жюри

XVTheEurasiaInternationalFilmFestival Казахстан, Нур-султан

- Конкурс «Выборгский счет», 3 место

Фестиваль российского кино «Окно в Европу» г. Выборг

- ГРАН-ПРИ (1 000 000 рублей)

- Конкурс «Социальное и мотивационное кино», Лучший игровой фильм

IV Международный кинофестиваль «Серебряный Акбузат» г. Уфа

«Лучший игровой фильм имени Леонида Гайдая»

18й Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа»

г. Иркутск

Official Selection Main Competition

20 ImagineNATIVE Film + Media Arts Festival Torontо, Canada (21-27 октября)

- Диплом «За лучший художественный фильм»

Всероссийский кинофестиваль ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЮЩИЙ МИР (25-30 октября 2019) Крым

FIPRESCI-Pries

Publikumspreis, Audience Award (Приз зрительских симпатий)

29 Cottbus Film Festival Cottbus, 2019 Germany (4-10 ноября)

Official Selection Main Competition

VIth Asian World Film Festival 2019 – Los Angeles, USA (6-14 ноября)

Official Selection

Hainan international film festival China (1-8 декабрь)

АPSA Nominee for Cultural Diversity Award Under The Patronage of UNESCO

ASIA PACIFIC SCREEN AWARD Brisbane, Australia (19-21 ноября)

Official Selection

4th WINDA Film Festival Sydney (21-26 ноября)

Official Selection Main Competition

XIII SPUTNIK Russian Film Festival Sputnik nad Polska (21 ноября- 1 декабря)

Official Selection Main Competition

4й Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремий (SIFFA) 16–21 ноября 2019

-Приз за лучший дебют имени Веры Глаголевой (Л. Борисова)

-Приз за лучший сценарий (Л. Борисова)

-Приз за Лучшую работу оператора (С. Аманатов)

Asian World film festival

Лучшийфильм

Лучший актер

Приложение №2

УЧАСТИЕ В КИНОФЕСТИВАЛЯХ И ПРИЗЫ ФИЛЬМА

"Тойон кыыл»"

Название фестиваля

Дата

Номинация

Город

Страна

Приз

 

40 th MOSCOW IFF 2018

19-26 апреля

2018 год

Основной конкурс

Москва

Лучший фильм BEST FILM

 

Межрегиональная общественная организация (Федерация киноклубов)

26 апреля

2018

 

Москва

приз по результатам рейтингового регионального голосования

 

Приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI (ФИПРЕССИ)

26 апреля

2018

   

FIPRESCI INTERNATIONAL CRITICS PRIZE

 

XI Чебоксарский международный кинофестиваль

20 — 24 мая

Конкурс этнического и регионального кино

Чебоксары, Чувашия

За лучшую режиссуру

 

Кинофестиваль «Хрустальный источникъ» 2018

21-28 июня 2018

Основной конкурс

Железноводск, Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске и Георгиевске

Лучший режиссер

 

XV международный кинофестиваль «Балтийские дебюты» 2018

08-13 июля 2018

Российский конкурс

Светлогорск

Приз от администрации Светлогорского района режиссеру фильма

 

XIII Eurasia International Film Festival

22-28 июля 2018

Внеконкурсная программа

Kazakhstan Astana 2018

 
 

26й фестиваль Российского кино «Окно в Европу»

10-16 августа

Внеконкурсная программа

г. Выборг

 
 

Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» 2018

24-31 августа

Внеконкурсная программа

Сахалин

 
 

42 Монреальский международный кинофестиваль (фр. Le Festival des films du monde; FFM

23 августа-3 сентября 2018

Основной конкурс

Canada Montreal

Best Artistic Contribution

«За Высокую художественность»

 

17й Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа» им. В.Г. Распутина

21-25 сентября

Игровой фильм

Иркутская область

Гран-при

 

19 ImagineNATIVE Film + Media Arts Festival

2018

19-21 октября 2018

Основной конкурс

Torontо, Canada

Best Feature Drama

«Лучшаядрама»

 

Vth Asian World Film Festival 2018

24 октября-

1 ноября 2018

Основной конкурс

Los Angeles, USA

BEST Picture

«Лучший фильм»

 

28 Cottbus Film Festival Cottbus, 2018

5-10 ноября 2018

Official Selection

Germany

 
 

Фестиваль кино коренных народов мира Winda

22-25 ноября 2018

Внеконкурсный фестиваль

Сидней, Австралия

 
 

XIV Международный кинофестивальим. Шакена Айманова

17-21 ноября 2018

конкурс «Земля отцов»

Алматы, Казахстан

Гран-при

 

ASIA PACIFIC SCREEN AWARD

APSA 2018

29 ноября

АPSA Nominee for Cultural Diversity Award Under The Patronage of UNESCO

За культурное разнообразие

Brisbane, Australia, 2018

 
 

XII SPUTNIK

Russian Film Festival Sputnik nad Polska

25 ноября- 5 декабря

Official Selection

Warsaw, Poland 2018

II Приз

за «картину, которая доказывает, что можно и нужно думать о фильмах, как о произведениях искусства»

 

II Международный кинофестиваль стран Арктики ARCTIC OPEN

6-9 декабря 2018 год

Основной конкурс

Архангельск

Специальный приз «За умение видеть в малом большое»

 

II Международный кинофестиваль стран Арктики ARCTIC OPEN

6-9 декабря 2018 год

Основной конкурс

Архангельск

Диплом «За уникальный актерский дуэт»

 

11th Okinawa international movie festival

20-21 апреля 2019

Участник

Окинава, Токио

 
 

IV Международный кинофестиваль «Серебряный Акбузат» 

24-27 августа 2019

Основной конкурс

Уфа

лучшая операторская работа  

 

4th BRICS Film Festival

Октябрь 2019

Участник

Brasil

 
Просмотров работы: 487