Введение
Весной 2020 года все школы Российской Федерации были переведены на дистанционный формат обучения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19. В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, большинство учителей, учеников и их родителей испытали серьезный стресс и чувство растерянности. Уровень владения цифровыми ресурсами до пандемии среди большинства учителей и учеников был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах типа «Учи.ру».
Разные учителя по-разному отреагировали на переход в онлайн-формат. Реакция одних – вдохновение, вызов. Вторые встревожились: опасения за организацию процесса перевесили новизну и необычность задачи. Однако все учителя сошлись в одном: никто не ожидал, что дистанционное образование продлится так долго, и не был к этому готов. Ни техническое оснащение, ни методическая подготовка не смягчили удар: для многих школ переход в онлайн-формат оказался стрессом, когда в короткие сроки пришлось «наращивать» большое количество умений.
Актуальность: в настоящее время дистанционное обучение стало вынужденным глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования. Дистанционное обучение оказывает неоднозначное влияние на качество образования. Последствия обучения младших школьников посредством «дистанта» весной 2020 года еще предстоит оценить.
Цель работы: изучить проблемы, возникшие при переходе на дистанционное обучение в начальной школе МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска весной 2020 года.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- проанализировать проблемы, возникшие при дистанционном обучении;
- выявить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения младших школьников.
Гипотеза: полный переход на дистанционное обучение в начальной школе не целесообразен.
Объект исследования – дистанционное обучение в начальных классах, как образовательная услуга.
Предмет исследования – реализация дистанционного обучения в начальных классах МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска в апреле-мае 2020 года.
Методы исследования: интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ.
Источники исследования: учителя начальных классов, родители и учащиеся 1-4 классов МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска.
Практическая значимость: данная работа будет полезна для решения вопроса использования методов дистанционного образования в начальной школе после окончания пандемии.
Новизна работы: весной 2020 года все общеобразовательные школы в стране вынуждены были срочно перейти в формат дистанционного обучения и данная тема является практически не изученной.
II Основная часть
История возникновения дистанционного обучения
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». В России данный метод появился в конце XIX века. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании.
В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда был издан приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Министерства образования и науки РФ, итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно.
В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения.
Вынужденный переход на дистанционное обучение в России весной 2020 года. Первый опыт.
В среднем переход на дистанционное обучение в школах занял примерно неделю. Первая неделя показала, насколько неподготовленными пандемия застала учителей и учеников. И те, и другие, зачастую были слабо технически оснащены, не у всех были необходимые устройства для выхода в интернет, веб-камеры и наушники. В случае, если в семье несколько детей, распределение персональных устройств было особенно трудной задачей. Да и далеко не у всех учителей дома было личное рабочее место, многим пришлось сильно перекраивать домашнее пространство для проведения уроков.
Согласно п. 6 Методических рекомендаций
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий1, в соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
И хотя в приложении к Методическим рекомендациям приводится пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп, однако немалым подспорьем в первые дни «дистанта» стали привычные учителям, детям и их родителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые ранее иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же в некоторых случаях перекочевывал весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.
Дело в том, что переход на дистанционное обучение сразу выявил ряд проблем, связанных с работой образовательных платформ, типа «Учи.ру». Многие из них были колоссально перегружены и сильно висли, из-за чего школам приходилось составлять графики подключения классов. Другие не содержали материалов по всем школьным предметам, или их программы слабо соотносились с теми учебными программами, по которым велись занятия до пандемии.
Обеспечение компьютерами всех школьников – задача, с которой было трудно справиться школам. Причем это оказалось не столько технической, сколько социальной проблемой. Переход на «дистант» актуализировал неравенство, разделил школьников на группы, и различение основывалось, прежде всего, на технических возможностях. Дети, обладающие мощной и быстрой техникой, получали значимое преимущество перед теми, у кого компьютер старый, который вдобавок приходилось делить с родственниками. Отсутствие личного рабочего места, шум в квартире, конфликты в семье – все это части одной проблемы, решить ее еще предстоит.
Переход на дистанционное обучение показал также, что в школе должны быть технические специалисты, к которым ученик или учитель может обратиться за помощью, ведь порой, вместо повышения качества онланй-уроков, учителям приходилось тратить время на решение технических проблем.
Невозможность оперативной обратной связи – еще одна из особенностей дистанционной работы. Неудивительно, что на дистанционном образовании учителя начали искать способы оптимизации проверки. Один из вариантов – стандартизированные тесты. Однако, при всей привлекательности тестов необходимо помнить их главный минус – невозможность проконтролировать, насколько самостоятельно ученик справился с заданием, не списывал ли он и не помогал ли ему кто-либо из взрослых.
Особенности психологии младших школьников, влияющие на качество обучения при дистанционном обучении
Одной из самых сложных задач на дистанционном обучении является мотивирование детей к учебе. Умение интересоваться и поддерживать в себе любопытство – навык, на развитие которого, в числе прочего, направлено школьное образование в принципе. В классе, как правило, в учебный процесс включено не более 70% детей, при онлайн-обучении, в лучшем случае, в процесс обучения активно вовлечены лишь 40%.
Дистанционное обучение предполагает гораздо меньшую опору на визуальные стимулы. Объясняя материал в классе, учитель что-то пишет на доске, показывает рисунки или таблицы, и мы приучаем ребенка к тому, что все его внимание должно быть устремлено именно к ним. И вот ученик оказывается перед монитором, где существенной разницы между иконками с изображением учителя, одноклассников и виртуальной доской попросту нет — для мозга по значимости это абсолютно равные стимулы, потому что все картинки примерно одинакового размера. И даже, если запускается демонстрация экрана, так или иначе дети найдут, на что отвлечься, ведь цветовых пятен, которые по яркости могут быть привлекательнее основного материала, очень много.
Ребенку трудно выделять важное, само структурирование зрительного поля очень сильно отличается от того, к чему он привык в школе. Кроме того, обычно учитель использует на уроке не только рисунки, но и другие различные пособия, с помощью которых он целенаправленно организует внимание класса.
Проблема мотивации младших школьников осложняется и личностными особенностями. Есть ученики, для которых, учеба – фигура, а общение – фон. Для них учеба дистанционно – оптимальный вариант школьного образования, когда можно сосредоточиться на главном и не тратить ресурсы на сопровождающие обучение социальные обязательства. Однако есть и те, у кого приоритеты распределяются иначе: общение – фигура, учеба – фон. Для них ситуация смещения фокуса на учебу на фоне «обнищания» социальной жизни – серьезное испытание. Привычные механизмы подпитывания интереса к учебе не работают, новые – не успели выработаться. Есть дети, которые на дистанционном обучении стали учиться хуже, хотя в очном режиме они в школе блистали.
Для младших школьников необходим эмоционально-насыщенный, яркий визуальный материал, который будет привлекать внимание. У подростков же более сложные мотивационные процессы, для них в большей степени важно содержание, координация того, что сказали на уроке, и того, как это связано с их собственными интересами и потребностями.
Для старшеклассников дистанционное обучение вообще может оказаться оптимальной формой обучения, когда мотивация уже сформирована, а времени и сил на «живую» школу не хватает. Онлайн-образование в большей степени подходит тем, у кого запрос уже сформирован и кто понимает преимущества дистанционного формата (экономия денег, времени на дорогу). Мой старший брат, который окончил школу еще в 2018 году, в 11 классе уже не хотел посещать школу именно из-за того, что это занимало очень много времени, которое он целенаправленно и сознательно тратил на изучение предметов, необходимых для поступления в технический ВУЗ. Он часто высказывал мысль о том, что в 11 классе уже можно заниматься «из дома», исключив из распорядка дня время, которое тратится на посещение школы. Таким образом, чем старше школьник, тем в большей степени ему подходит онлайн-образование.
Результаты анкетирования учителей начальных классов МБОУ СОШ № 3
В конце мая 2020 года, сразу после окончания учебного года в начальной школе, нами был проведен опрос, темой которого стал опыт дистанционного образования младших школьников. Три акцента, которые мы посчитали важными, для осмысления этой проблематики: наличие необходимых условий для учебы на дому, качество образования и отношение детей к новому формату обучения. Было опрошено 6 учителей, из них один учитель 1 класса, два учителя 3 классов и два учителя 4 классов.
На вопрос - Удобно ли проверять задания, используя различные платформы? Если нет, то какие проблемы возникали – учитель первого класса ответил, что проверять домашние задания легко и у него не возникало проблем.У учителей третьих классов возникли проблемы в том, что ученикам сложно исправлять оценки.Учителям четвёртых классов не сложно использовать платформы для проверки домашнего задания, но считают, что лучше пользоваться одной платформой во всех классах.
На вопрос - Как Вы думаете, есть ли будущее у дистанционного обучения?- Учитель первого класса затруднился ответить. Учителя третьих классов ответили, что частично возможно применять формы и методы дистанционного обучения. Учителя четвёртых классов ответили, что введение дистанционного обучения в начальных классах нежелательно, но возможно школы вынуждены будут использовать дистанционное обучение.
На вопрос - Проводите ли Вы онлайн-уроки? Если нет, то почему?- учителя всех начальных классов ответили, что проводили онлайн-уроки.
На вопрос - какой платформе Вы пользовались при проведении уроков - учителя ответили, что использовали «Учи. Ру».Skype и Zoom использовали только учителя четвёртых и третьих классов.
На вопрос – все ли обучающиеся посещали онлайн-уроки? - учителя ответили, что онлайн-уроки посещали 20-25 учеников из 30.
На вопрос - какие плюсы и минусы Вы видите в дистанционном обучении? – из положительных моментов учителя отметили только то, что можно поддерживать обучение во время болезни ребёнка, а также доступность обучения, при условии наличия средств связи (компьютер, ноутбук, планшет).
Из минусов учителя отметили: не у всех есть техническая возможность посещать онлайн-уроки; не хватает живого общения; тяжело работать в формате диспут; учебе детей мешает помощь родителей.
Результаты анкетирования родителей учеников начальных классов МБОУ СОШ № 3
Анкетирование было проведено среди 29 родителей учеников с 1 по 4 классы МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска. На вопрос - Приходилось ли Вам оказывать помощь в объяснении новой темы урока? Если да, то по каким предметам?- большая часть родителей ответили, что помогали ученикам (15 родителей помогали ученикам, 14 родителей не помогали). В основном сложности возникали при изучении новых тем, по русскому языку и математике.
На вопрос - замечаете, что Ваш ребенок дольше обычного выполняет задания? Если да, то по каким предметам? - 17 родителей не заметили изменений.12 родителей заметили изменения, в частности, по русскому языку и математике, а так же по программированию и английскому языку.
На вопрос - изменилось ли отношение Вашего ребенка к учебе? - 11 родителей посчитали, что не изменилось. 18 родителей ответили, что отношение изменилось.
На вопрос - хотите ли Вы, чтобы ваш ребенок в дальнейшем учился на дистанционном обучении? Если нет, укажите причину - 22 родителя ответили, что не хотят, чтобы их ребёнок и в дальнейшем учился дистанционно. Среди причин родители назвали необходимость объяснять темы детям, которые они не понимают, а так же нехватку общения со сверстниками.
Родителям было предложно указать плюсы и минусы дистанционного обучения - 11 родителей назвали: отсутствии необходимости контролировать внешний вид (одежду, обувь), а также возможность продолжать учиться по время карантина (болезни). 29 родителей видят в дистанционном обучении только минусы: ребёнок находится в расслабленном состоянии, как на каникулах, новые темы приходится разбирать самостоятельно. 10 родителей видят в дистанционном обучении, как плюсы, так и минусы.
Результаты анкетирования учеников начальных классов МБОУ СОШ № 3
В ходе работы над проблемой, нами было проведено анкетирование 28 обучающихся 1 – 4 классов МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска. На вопрос - Сложно ли выполнять задания без разбора темы, как на обычном уроке в школе? Если да, то какие трудности возникают? - У большей части детей возникали трудности в усвоении новой темы, при этом дети отметили, что восприятие нового материала в классе лучше, чем дома. 17 учеников ответили, что дома сложно выполнять задания.11 учеников, ответили, что, наоборот обучаться в домашних условиях, легко.
На вопрос - где лучше воспринимать тему? - Только 2 ученика из 28, ответили, что тему лучше усвоить дома, за компьютером, чем в классе.
На вопрос - какие плюсы и минусы в дистанционном обучении? – единственный плюс, по мнению учеников, заключается в том, что не тратится время на поход (поездку) в школу и обратно.
Из минусов дети отметили, что им не хватает живого общения, нестабильная работа Интернета во время уроков.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Анкетируемые выделяют факторы, которые оказывают положительное влияние на учебный процесс при дистанционном обучении, в частности:
- не тратится время на поход (поездку) в школу и обратно;
- можно поддерживать обучение во время болезни ребёнка;
- нет необходимости контролировать внешний вид (одежду, обувь);
Анкетируемые обозначили затруднения, которые возникают в процессе внедрения дистанционного обучения в учебный процесс, такие как:
- не у всех есть техническая возможность посещать онлайн-уроки (отсутствие ноутбука, компьютера, планшета);
- не хватает «живого» общения;
- несанкционированная помощь родителей;
- нестабильная работа Интернета во время урока,
- ребёнок находится в расслабленном состоянии, как на каникулах;
- новые темы родителям приходится разбирать с детьми.
Интервьюирование школьного психолога МБОУ СОШ № 3
Нами было проведено интервью с школьным психологам МБОУ№ 3 Мининым Андреем Николаевичем.
С какими проблемами столкнулись учащиеся начальной школы при переходе на дистанционное обучение?
- Самая основная проблема, на мой взгляд, это отсутствие личного общения с учителем. Психология школьника в начальных классах такова, что во время учебной деятельности происходит развитие социальных навыков. Обучающийся включается в разноплановые отношения с миром взрослых, где учитель играет одну из важнейших ролей. Также, происходит обезличивание учителя. Если говорить конкретно, то каждый преподаватель пропускает учебный материал через свою «призму» профессиональных навыков, которые позволяют продуктивно передавать знания каждому ученику индивидуально. Отсутствие прямого контакта с учителем, а также вербальных и невербальных сигналов во время дистанционного обучения у младшего школьника неблагоприятно сказывается на усвоении материала в виду отсутствия стимулирующей, направляющей, мотивирующей помощи со стороны преподавателя.
Обращались ли к вам педагоги, родители или ученики младших классов с проблемами, возникшими при дистанционном обучении?
- Обращений, связанных с дистанционным обучением очень мало.
3. Какие советы вы можете дать родителям учащихся начальных классов при переходе на дистанционное обучение?
- Самое важное это постоянно отслеживать эмоциональное состояние ребенка. В случае каких-либо проблем, стараться проговаривать даже малейшие ситуации, вызвавшие дискомфорт у младшего школьника. Также очень важно создать условия взаимодействия со сверстниками, это могут быть различные кружки или спортивные секции.
Как вы считаете, целесообразен ли полный переход на дистанционное обучение в начальной школе, в будущем?
- Полный переход на дистанционное обучение нецелесообразен, в связи с возникающими проблемами. В ситуации неблагоприятной эпидемиологической обстановки это наилучшее решение, но образовательное учреждение включает в себя не только образовательный процесс. В нем закладываются и совершенствуются необходимые навыки жизни человека в обществе.
III Заключение
Пандемия показала, насколько слабо учителя и ученики подготовлены к дистанционному обучению. Пространство обычной школы в этом плане служит инструментом уравнивания условий, в которых пребывают все участники образовательного процесса. Пока не созданы такие условия в масштабах отдельно проживающих учителей и учеников, дистанционное обучение не может стать полноценной заменой обычному образованию, что, однако, не ставит крест на идее онлайн-образования, как важного элемента образовательной системы будущего. У смешанной модели обучения (комбинации онлайн и офлайн-форматов) есть будущее. Во всяком случае, этого требует время, однако в данном случае сильно страдает принцип общедоступности образования.
При этом, с положительной точки зрения можно обозначить фактор, который, при обеспечении техническими возможностями и качественной IT-поддержке позволил учителям погрузиться в новые сервисы, приложения, отработать новые приемы и методики. В дальнейшем эти наработки, скорее всего, пригодятся, ведь карантины – это не только коронавирус. Более того, «поднаторев» в области онлайн-преподавания, учителя начинают думать на опережение, предлагать смешанные варианты, когда дистанционное образование будет органично сочетаться с очным.
Отрицательные моменты заключаются в том, что для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося, что неприемлемо для учащихся младших классов. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Необходимость в хорошей технической оснащенности и подключения к сети Интернет. Отсутствие постоянного контроля над обучающимся, который для ученика младшего класса является мощным побудительным стимулом.
Если мы определяем основную цель образования – социализация, знание предметной области, усвоение моделей мышления, то для гармоничного развития младшего школьника необходимо придерживаться очной формы обучении. Приходим к выводу, что полный переход на дистанционное обучение обучающихся младших классов общеобразовательных школ, нецелесообразен. При этом, оно оправдано для обучения детей младшего школьного возраста отдельных категорий, например: обучение детей с ограниченными возможностями, одаренных детей (в части, дополнительного и углубленного обучения), детей, длительно находящихся на лечении.
Гипотеза, что переход на дистанционное обучение среди младших школьников нецелесообразен – нашла свое подтверждение.
IV Список литературы:
Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm
Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования.http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты.http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2. С. 69
https://covid19.fom.ru/post/distancionnoe-obrazovanie-vpechatleniya-shkolnikov-i-roditelej
Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.rbc.ru/society/27/04/2020/5ea673169a79475f77012207
V. Приложения
Приложение № 1
Приложение № 2
Интервью с психологом МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска Мининым Андреем Николаевичем
- подготовьте рабочее место;
- подключите и оплатите домашний и мобильный
Интернет;
- проверьте исправность камеры, наушников и микрофона;
- установите на компьютер все необходимые
программы, научите ребенка ими пользоваться;
- приготовьте удобную (не домашнюю!) одежду для занятий;
- распланируйте день, составьте график уроков;
- предусмотрите 15-минутные перерывы между уроками;
- во время «переменок» ребенок должен встать и
подвигаться, попить воду, сделать гимнастику
для глаз, переключался с учебы на что-то другое;
- через три часа после начала занятий стоит устроить
долгий перерыв 30–40 минут;
- следите за успехами ребенка и акцентируйте внимание
на том, чего он уже добился, а не на том, что у него не получается;
- поддерживайте связь с учителем;
- продумайте систему вознаграждения
1 Далее – Методические рекомендации