Введение
В условиях распространения короновирусной инфекции в жизнь учителей, школьников, родителей вошло новое слово «дистант». Этот термин обозначал новую форму обучения, при которой ученики учатся дома, педагоги ведут уроки с использованием сети Интернет.
Дистанционное обучение не было абсолютно новой, только появившейся формой. Подобные варианты обучения уже давно практиковались в разных странах, в том числе и в России. Но, впервые все школьники страны были полностью переведены на дистанционное обучение на длительное время.
Чем обернулось дистанционное обучения для учащихся нашей сельской школы, каковы плюсы и минусы новой формы обучения. Решению этого вопроса посвящена данная работа.
Тема моего реферата: «Дистанционное обучение: приобретения и потери кыласовских школьников».
Актуальность: в настоящее время дистанционное обучение школьников в меньших масштабах, но продолжается. Данная работа поможет выявить конкретные плюсы и минусы дистанта для учащихся.
Гипотеза: дистанционное обучение оказалось очень сложной формой обучения, имеющей как существенные плюсы, так и минусы.
Предмет исследования: дистанционная форма обучения кыласовских школьников.
Объект исследования: положительные и отрицательные стороны дистанционной формы обучения.
Цель – выяснить, какие плюсы и минусы имела дистанционная форма обучения для кыласовских школьников.
Задачи:
Проанализировать теоретические аспекты темы и установить: когда появилось дистанционное обучение, какие особенности имеет данная форма обучения;
С помощью метода анкетирования, интервьюирования учащихся установить, какие достоинства и недостатки имело применение дистанционного обучения в Кыласовский школе;
Представить результаты исследования учащимся и педагогам школы, родителям.
Организационная база исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Кыласовская СОШ». В анкетировании принимали участие обучающихся 7-11 классов.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при дальнейшем применении дистанционного обучения.
Глава 1. Дистанционное обучение Кыласовских школьников: приобретения и потери»
1. Из истории дистанционного обучения
Считается, что история появления дистанционного образования начинается с 1700-х годов. В 1728 году Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем1.
Следующим, кто стал практиковать дистанционное обучение и внес большой вклад в развитие этой технологии, был Исаак Питман. Он также практиковал обучение британских студентов стенографии. Материалы урока студенты получали по почте, обратным письмом отправляли задания по теме. Питман считал, что такая система позволит получить образование всем желающим, независимо от материального положения.
В 1856 году Шарль Туссен – преподаватель французского языка и Густав Ланченштейдт – педагог – методист организовали Берлинский институт заочной формы обучения. Обучение производилось путем рассылки писем с заданиями и получением выполненных студентами работ.
В 1873 году в США писательница и педагог Анна Элиот Тикнор создала «Общество поощрения обучения на дому»2. Особое внимание уделялось образованию девушек и замужних женщин.
В 1906 году начальные школы Калверт в Балтиморе начали также преподавать обучение на расстоянии.
В первой половине 20 столетия с появлением радио процесс дистанционного обучения стал внедряться активнее. В 1922 году Государственный университет в Пенсильвании первым ввел радиообучение. Затем обучающие радиоканалы стали работать и в других учебных заведениях.
С появлением телевиденья возможности дистанционного обучения возросли. Телевизионное ведение обучающих курсов было распространено в университетах США и Европы. В 60-е годы 20 века ЮНЕСКО поддержало дистанционные формы обучения. Стали появляться учебные заведения, которые работали только на дистанционных формах.
В конце 20 – начале 21 века дистанционное обучение становится одной из устоявшихся форм обучения студентов. Разрабатываются специальные обучающие платформы в сети Интернет. Дистанционное обучение доминирует в сфере прохождения краткосрочных обучающих курсов и программ, активно внедряется в систему высшего образования.
В России дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования. В приказе указывались учебные заведения, участвующие в эксперименте по внедрению дистанционного обучения: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики; негосударственное образовательное учреждение "Современный гуманитарный институт"; негосударственное образовательное учреждение "Московская высшая банковская школа и др.
В приказе дано определение дистанционного обучения: Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно - образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.3
В дальнейшем многие ВУЗы и СУЗы практиковали дистанционное обучение, но в школах такая форма практически не применялась.
Переход к обучению с применением дистанционных технологий для российских школьников произошел неожиданно. После весенних каникул 2020 года все школы страны были переведены на дистанционное обучение. Переход на новую форму обучения осуществлялся в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ4. Больше в 2020 учебном году школьники к очному обучению не вернулись. В 2020/21 учебном году уже с октября многие городские школы вновь были переведены на дистанционку.
Мы учились дома, такая форма была для нас совсем новой, сложной и неожиданной. Сегодня мы можем подвести первые итоги такой формы обучения. Что же принес дистант российским школьникам, что приобрели и что потеряли российские ученики за время дистанционного обучения. Свое исследование мы проводили на базе МБОУ «Кыласовская СОШ». Для проведения исследования была разработана специальная анкета, отмечающая плюсы и минусы дистанта. Анкета предоставляла возможность открытого ответа. Всего в анкетировании участвовали 77 учеников. Учащиеся 5-6 класса не приняли участие в опросе, так как во время дистанта учились в основном с помощью родителей.
Кыласовский школьник – среднестатистический сельский школьник, ответы учащихся нашей школы можно считать типичными для данной группы.
2. Результаты анкетирования кыласовских школьников
Вопрос 1: «Ваше дистанционное обучение проходило: на телефоне, на ноутбуке, на компьютере, на планшете»
Мы видим, что большинство учащихся использовали для дистанционного обучения телефон – самый неудобный инструмент для обучения. На телефоне: маленький экран, сложно открывать документы разных типов, маленький объем памяти для сохранения документов. Почему большинство учащихся выбрало именно телефон? В результате интервьюирования учащихся мы выяснили, что выбор телефона был обусловлен тем, что дома учеников нет других средств обучения.
Вопрос 2: «Оцените скорость своего Интернета» В селе Кыласово и населенных пунктах, где проживают ученики нашей школы, поставку услуг Интернета осуществляют: Билайн, Теле-2, МТС, Мегафон.
Скорость Интернета разная в разных населенных пунктах, есть точки, где отсутствует зона покрытия сигналом.
Из интервью с ученицей 8 класса Юлией Б.: «Оператор связи в нашей деревне Теле-2. Сигнал средний, но он иногда пропадает. Поэтому некоторые задания не могла отправить, приходилось переотправлять»
Из интервью с ученицей 8 класса Дарьей Д. «У нас в семье трое учеников. Сигнал любого оператора очень плохой. Чтобы отправить задания мама выезжала в другой населенный пункт, или отправляла наши задания с сеновала»
Вопрос 3: Ваше дистанционное обучение включало: просмотр видеоуроков, онлайн-общение с педагогом, выполнение интерактивных тренингов и заданий, выполнение заданных упражнений и их отправка через Интернет.
Низкая скорость Интернета и использование в качестве средства обучения телефонов ограничивает возможности онлайн-уроков для педагогов и учеников. Поэтому большинство уроков были построены как краткое объяснение и выполнение тренировочных заданий. Тренировочные задания по многим предметам были в виде тренингов, составленных с использованием компьютерных сервисов.
Вопрос 4: Что вы частично утратили за время дистанта: зрение, знания, желание учиться, возможность общения с учителем, возможность общения с одноклассниками, другой ответ.
Многие учащиеся отмечали, что без живого общения с одноклассниками и учителями учиться трудно, неинтересно. Дистанционное обучение портит зрение. В общем, желание учиться пропадает.
Вопрос 5: Что нового вы приобрели за время дистанта: умение организовать свою учебу, умение пользоваться новыми программами и платформами, новые знания, возможность учиться и общаться в учебной группе класса, другой ответ.
Наибольшее количество опрошенных выделяют главным приобретением освоение новых обучающих сервисов и платформ. Равное количество приобрели новые знания и получили возможность учиться в группе своего класса в сети Интернет.
Вопрос 6: Отрицательные последствия дистанта вы почувствовали когда: выполняли ВПР, текущие контрольные работы, знакомились с новым материалом этого учебного года.
Как мы видим, учащиеся сами отмечают более низкий уровень знаний, полученных на дистанте. Учителя школы считают, что результаты контрольных работ, в том числе ВПР, проведенных осенью показали существенное падения уровня знаний учащихся по новым темам.
Вопрос 7: Какие Положительные последствия дистант вы можете назвать: учиться во время карантина, болезни, возможность постоянной связи с учителями, одноклассниками, другой ответ.
При ответе на данный вопрос подавляющее большинство опрошенных ответили: «Возможность постоянной связи с учителем и одноклассниками». Мой собственный ответ был таким же, наши учебные группы сохранились и работают, если ты болеешь, или пропускаешь по другой причине, в группе всегда есть задания, комментарии учителя, возможность задать вопрос и получить ответ.
Вопрос 8. Хотели бы вы, чтобы обучение было дистанционным: да полностью, некоторые предметы, нет.
При ответе на данный вопрос 21 % учащихся категорически против дистанционного обучения, 70% согласны изучать некоторые предметы дистанционно, 9% готовы учиться дистанционно полностью. При этом ученики 9-11 классов входят в 21 процент нежелающих учиться на дистанте полностью.
Заключение
Проанализировав теоретический материал по теме «Дистанционное обучение» можно сделать следующие выводы:
История дистанционного обучения в мире начинается с 18 века. В полной мере данная форма обучения стала применяться в 20 веке с развитием таких средств массовой информации как радио, телевиденье, Интернет.
Дистанционно обучение в мире использовалось на ступени профессионального и высшего образования, в школе такая форма не применялась
В России внедрение практики дистанционного образования связано приказом № 1050 Минобразования России от 30.05.1997 года который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования. Эксперименты касались учреждений высшего образования.
Российские школы перешли на дистанционное обучение вынуждено, во время распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 года. Эта форма обучения была для школ новой, особенно для школ сельской местности.
По результатам социологического исследования, проведенного в форме анкетирования учеников 7-11 классов МБОУ «Кыласовская СОШ», можно сделать следующие выводы:
Основная трудность дистанционного обучения для кыласовских школьников была связана с технической стороной: отсутствие компьютеров и ноутбуков в семьях учеников, в селе есть территории, где отсутствует зона покрытия сигналом. Некоторые школьники не имели выход в Интернет и не могли выполнять и высылать задания учителям;
Учащиеся получали знания с помощью разнообразных средств, выбранных педагогами. Слабый сигнал связи не позволял выходить на видео-уроки, поэтому уроки были построены, как краткое объяснение и выполнение упражнений, что было очень сложным и неудобным, многое ребята не понимали учебный материал;
За время дистанта школьники потеряли возможность очного общения, многие отметили потерю зрения, большой проблемой явились недостаточные знания, полученные самостоятельно.
Против перевода на дистант полностью процесса обучения выступает большинство опрошенных. При этом, учащиеся допускают изучение на дистанте некоторых предметов.
Из плюсов дистанционного обучения можно отметить:
За время дистанта ученики научились организовывать свою учебную деятельность, работать на различных платформах и сервисах;
Группы дистанционного обучения продолжают функционировать и сейчас, они работают во время карантина и болезни учащихся. Этот факт говорит о том, что дистанционная форма обучения при определенных потерях имеет много преимущество для школьников.
Список литературы
Приказ № 1050 Минобразования России от 30 мая 1997 года "О проведении эксперимента в области дистанционного образования". Документ предоставлен www.consultant.ru .
Приказ № 104 Министерства Просвещения РФ от 17 марта 2020 г. года «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», Документ предоставлен www.consultant.ru
Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249
1Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249
2 Там же
3 Приказ № 1050 Минобразования России от 30 мая 1997 года "О проведении эксперимента в области дистанционного образования". Документ предоставлен www.consultant.ru
4Приказ № 104 Министерства Просвещения РФ от 17 марта 2020 г. года