Влияние мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников

Гришина Ю.С. 1
1МАОУ"Гимназия №19"
Угрюмова О.Е. 1
1МАОУ"Гимназия №19"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек. Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у старшеклассников в период полового созревания, формирования личности. Поэтому тема влияния мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников является актуальной в педагогике и психологии и представляет интерес для изучения.

Цель исследования: изучить, как мотивация влияет на успешную учебную деятельность.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

Установить наличие мотивации в учебной деятельности и выяснить особенности её проявления.

Определить наличие и виды мотивации у старшеклассников путем диагностики и выявить её влияние на учебную деятельность.

Выявить наиболее важные виды мотивации, влияющие на успешную учебную деятельность.

Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником успешной учебной деятельности является наличие мотивации у старшеклассников.

Объект исследования: феномен мотивации.

Предмет исследования: влияние мотивации на учебную деятельность.

Методы исследования: анализ литературы, диагностика учебной мотивации старшеклассников, наблюдение.

Историография проблемы. Изучение мотивации является актуальным вопросом современной педагогики, психологии и философии. Еще Аристотель подметил, что желание является исходной точкой при выполнении каких-либо действий. В XVII веке изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта. Затем этот термин начал появляться в психологическом обиходе для объяснения причин поведения человека и животных. С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл). Основное влияние на исследования мотивации поведения оказали работы В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, И.М. Сеченова. В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивации его поведения. Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу[1]. Широко известна «пирамида Маслоу»[2], разработанная в 1950-е годы XX века. Это диаграмма, которая иерархически представляет человеческие потребности. Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Д. Макклеланда, Г. Келли, Ю. Роттера.В отечественной психологии можно выделить теорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым[3]. Формированию учебной мотивации также уделяется внимание многими российскими учеными, такими как Л.И. Божович, В.И. Василовский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, B.C. Ильин, Р.А. Жданова. По глубокому убеждению А.К. Марковой[4], формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. А замечательный советский педагог - новатор В.А. Сухомлинский утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Глава 1. Теоретическая часть исследования:

1.1. Мотивация как характеристика современного человека

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Сегодня каждому человеку всю свою жизнь приходится учиться, а порой и переучиваться, чтобы «идти в ногу со временем». Сложно приходится тем, кто в школе «не научился учиться», у кого нет интереса к обучению. Такие люди рано или поздно отстают в жизни. Поэтому сегодня на первый план выдвигается успешная учебная деятельность именно подрастающего поколения. Современные образовательные тенденции нашей страны направлены на развитие личности каждого участника образовательного процесса. В качестве определяющего фактора нами рассматривается мотивация и ее влияние на учебную деятельность старшеклассников. Мотивация ( от лат. «двигать») – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, активность и устойчивость. Это способность человека посредством деятельности удовлетворять свои потребности. Мотивация является одним из неотъемлемых факторов, формирующих уникальность личности человека.

1.2. Виды мотивации старшеклассников.

Мотивация входит в структуру любой деятельности человека, а в учебной является обязательным и очень важным компонентом. Именно мотивация делает учебную деятельность осмысленной и целенаправленной. В подростковом возрасте у старших школьников меняются интересы. Старшеклассник начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением круга познавательных интересов подростка, которые обусловлены его планами на будущую деятельность. Каждого педагога волнует, как сформировать у учащихся положительную мотивацию к обучению и познанию материала. По наблюдению выдающегося профессора, психолога В. Н. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% - от мотивации. В нашем исследовании мы изучаем учебную мотивацию старшеклассников. Она имеет два основных вида:

Внутренняя мотивация (интринсивная) зарождается внутри человека. Это внутриличностная заинтересованность в учебной деятельности – самомотивация. Это внутреннее желание заниматься определённой деятельностью и получать от этого удовольствие. Этот вид мотивации связан с самореализацией, личностным ростом и развитием. Внутренняя мотивация вызывает креативность, искреннее любопытство, соперничество и побуждает к действию. Благодаря внутренней мотивации старшеклассник с легкостью преодолевает трудности и проблемы, возникающие у него на пути к цели, и прикладывает все усилия для достижения успешного результата. Развитие внутренней мотивации учения - это всегда движение вверх.

Внешняя мотивация (экстринсивная) характеризуется тем, что ученик действует в силу долга, обязанностей или из-за давления родных и учителей. При решении задач важна только хорошая оценка или похвала учителя. Это учеба ради престижа или стремления быть в центре внимания. Без напоминания и контроля взрослого такая мотивация не актуализируется. Соответственно, внешняя мотивация непродуктивна и кратковременна. Осуществляя учебу на основе только внешней мотивации, старшеклассник часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности со своими глубинными потребностями. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение давления со стороны взрослых) приводят к прекращению учебной деятельности. Поэтому этот вид мотивации оказывает негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.

1.3. Уровни учебной мотивации старшеклассников и их влияние на успешную учебную деятельность.

В психологии и педагогике выделяют пять уровней учебной мотивации старшеклассников. Рассмотрим эти уровни подробнее.

1. Очень высокий уровень учебной мотивации. Старшеклассники осознают объективную важность учения, которая определяется выработанными нравственными ценностями, принятыми в их социальном окружении и в семье. Они понимают значимость учения лично для себя. У них очень высоко развиты самоконтроль и самооценка учебной работы. Основная мотивационная составляющая личностный смысл учения.

2. Высокий уровень учебной мотивации. Стремление старшеклассников наиболее успешно выполнять все предъявляемые обучением требования. Они легко усваивают учебный материал, овладевают необходимыми навыками, прилежны, внимательно слушают учителя, охотно выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе.

3. Нормальный уровень. Положительное отношение к учебе в школе. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Старшеклассники положительно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельностью. При среднем уровне учебной мотивации старшеклассники усваивают основное в программе, самостоятельно решают типовые задачи, внимательны при выполнении заданий, но требуют контроля, сосредоточены исключительно по интересу, готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе и хорошо контактируют с учителями.

4. Сниженная учебная мотивация. Мотивация у таких старшеклассников сформирована в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако посещают её ради общения с друзьями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый рюкзак, ручки, тетради. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, часто отвлекаются, нарушают дисциплину. И, как следствие, испытывают затруднения в учебной деятельности.

5. Низкий уровень. Негативное отношение к учебе в школе. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Такие старшеклассники испытывают серьезные трудности в обучении и проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. В некоторых случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных старшеклассников отмечаются нервно - психические нарушения. Это школьная дезадаптация.

Таким образом, в I главе нашего исследования мы выяснили, что процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека. Результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивации. Мотивация старшеклассников делится на внутреннюю и внешнюю. Выделяют пять уровней учебной мотивации. Если старшеклассник стремится овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса обучения в разы возрастает.

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Диагностика учебной мотивации у старшеклассников.

Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе – и в мотивационной сфере. В идеале формирование мотивации учения должна определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. Старшеклассник овладевает умением ставить гибкие и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом профессионального самоопределения. Возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.

Для учащихся 10-а класса МАОУ «Гимназия №19» мы провели диагностику учебной мотивации школьников по методике М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой [5]. Эта методика состоит из нескольких вопросов, которые определяют наличие мотивации, ее уровень и виды. Старшеклассникам предлагалось на каждый вопрос выбрать из нескольких вариантов ответов только два, которые совпадают с их мнением. Обработку результатов показателей мотивации мы производили по таблицам, предложенным в диагностике М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой[6]. Данные ответы старшеклассников мы отразили в диаграммах[7]. В ходе диагностирования 25 учащихся мы выяснили, что у 90% старшеклассников нормальный (средний) уровень учебной мотивации. Старшеклассники положительно относятся к школе; хорошо усваивают основной учебный материал, самостоятельно решают типовые задачи; внимательны при выполнении заданий, готовятся к урокам и хорошо контактируют с окружающими. Так же 10% старшеклассников имеют высокий уровень мотивации. Они стремятся наиболее успешно выполнить все предъявляемые требования, довольно легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя и проявляют интерес к самостоятельной работе.

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), авторы методики предлагают оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов[8]. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у 67% опрошенных старшеклассников внешняя и внутренняя мотивация выражены примерно в равной степени. Присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности. А у 33% преобладают внутренняя мотивация. У этих детей ярче всего выражена активность в реализации учебной мотивации. Они стремятся наиболее успешно самостоятельно выполнять все задания.

Согласно полученным результатам мы сделали вывод, что у всех старшеклассников, которые прошли диагностику, присутствует мотивация учебной деятельности, причем 10% высокого и 90% среднего уровня. Так же мы пришли к выводу, что у 67% старшеклассников внешняя и внутренняя мотивация выражены примерно в равной степени. А у 33% старшеклассников преобладает внутренняя мотивация.

2.2. Исследование в деятельности учителя приемов, способствующих формированию успешной мотивации старшеклассников.

Старшеклассники находятся в постоянном взаимодействии с учителем.Поэтому, в ходе исследования, мы решили провести беседу с учителями 10-а класса МАОУ «Гимназии №19» и узнать, как они мотивируют своих учеников и какие существует особенности мотивации старшеклассников. Мы выяснили, что основная задача образовательного учреждения – научить детей учиться. Учебная деятельность имеет для разных старшеклассников различный смысл. Часто на этой ступени обучения старшие школьники проявляют наибольший интерес к тем предметам, которые будут важны для сдачи ЕГЭ, для дальнейшего обучения выбранной профессии. Значимой становится успешная успеваемость по этим предметам. Поэтому учителю бывает трудно поддерживать мотивацию к своему учебному предмету. Ведь для того, чтобы старшеклассник хорошо учился, он должен совершать определенные целенаправленные действия. Учителя замечают, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Причем своей главной задачей они считают повышение значения именно внутренней мотивации старшеклассников и используют различные приемы, которые способствуют её развитию. Например, А.Е. Лисицина (учитель географии) считает, что посредством любви к своей профессии и предмету важно вызвать у детей искренний интерес, любопытство к изучаемому предмету, показать с разных сторон важность его изучения и необходимость в нашей повседневной жизни. Ю.Л. Лёзина (учитель русского языка и литературы) рассказывает, что часто объясняет детям, почему значимы ее предметы и в чем ценность их познания. Считает, что важно понимать, для чего нужно изучать ту или иную тему. Также учитель мотивирует старшеклассников, рассказывая им про успешных выпускников, как они учились, готовились к выпускным экзаменам. Это отличный пример, как можно достичь своей цели и стать успешным. Включение старшеклассников в коллективную деятельность, организация работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, оказание учениками помощи друг другу и, конечно же, юмористические минутки и сладкие призы - такие способы мотивации старшеклассников использует О.Е. Угрюмова (учитель истории и обществознания). А Т.Г. Шестакова (учитель ОБЖ) придерживается метода изучения нового материала с опорой на старые знания через выполнение заданий, посильных для всех учащихся. Н.Ю. Несытых (учитель математики) первоначально подбирает для учащихся задания, которые соответствуют уровню их знаний. Таким образом, происходит создание ситуаций успеха, а задания тем временем постепенно усложняются. Г.А. Машьянова (учитель английского языка) считает, что формированию учебной мотивации способствует ясное и в тоже время занимательное изложение изучаемого материала, которое вызывает у учащихся удивление, познавательные эмоции. Так же учитель использует в своей деятельности учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций, таким образом, объясняя детям, что главная необходимость учения ее предмета - это возможность коммуникации в современном мире.

Все учителя считают, что мощный стимул для старшеклассника – это освобождение от зачетов. А так же они уверены, что стимулировать деятельность старшеклассников нужно не только через оценку, но и словесно. В процессе учения отмечать активность каждого учащегося, обращать внимание на удачный ответ, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и т.д. Если старшеклассник в каком - то виде учебной деятельности достигает мастерства, у него появляется уверенность в себе, в своих силах и соответственно растет внутренняя мотивация учения.

Анализируя данные, полученные в результате беседы с учителями, мы пришли к выводу, что своей главной задачей учителя считают повышение продуктивности учебной деятельности через внутреннюю мотивацию старшеклассников. Чем выше уровень учебной мотивации, тем эффективнее, успешнее проходит обучение.

Таким образом, во II главе нашего исследования мы выяснили, что наличие мотивации у старшеклассников оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность их учебной деятельности.

Мы считаем, что старшеклассник, который имеет меньше способностей, чем остальные, но с высокой внутренней мотивацией может достичь высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет обучению много времени и внимания.

Заключение

В данном исследовании мы ставили цель: изучить, как мотивация влияет на успешную учебную деятельность.

Итак, мы выяснили, что: что процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека. Результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивации. В психологии мотивацию обучения делят на два основных вида: внутреннюю и внешнюю. Выделяют пять уровней учебной мотивации. Если старшеклассник стремится овладеть знаниями - эффективность познавательного процесса обучения возрастает.

Проведя диагностику учебной мотивации старшеклассников, мы пришли к выводу, что у всех старшеклассников присутствует мотивация учебной деятельности, причем 10% высокого и 90% среднего уровня. Так же мы пришли к выводу, что у 67% старшеклассников внешняя и внутренняя мотивация выражены примерно в равной степени. А у 33% старшеклассников преобладает внутренняя мотивация учения.

В результате беседы с учителями, мы пришли к выводу, что своей главной задачей учителя считают повышение продуктивности учебной деятельности через внутреннюю мотивацию старшеклассников. Чем выше уровень учебной мотивации, тем эффективнее, успешнее проходит обучение.

В ходе исследования мы выяснили, что наличие мотивации у старшеклассников оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и является главным источником успешной учебной деятельности. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

В процессе исследовательской работы я осознала, что к окончанию обучения в школе у учащихся желательно сформировать внутреннюю мотивацию самообразования. Она должна войти в систему целей старшеклассника и приобрести личностный смысл, стать эмоционально привлекательной. На этой основе у выпускника будет складываться потребность в непрерывном учении, а значит, сформируется увлекательная, успешная и активная жизненная позиция.

Результаты, полученные в нашем исследовании, могут быть использованы в диагностической и коррекционной работе психологов и педагогов для формирования успешной мотивации к учению у старшеклассников.

Список использованных источников и литературы

1. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» 3-е издание [Электронный ресурс]. //URRL: https://www.litmir.me/br/?b=145974&p=1 (дата обращения: 10.01.2021)

2. Абрахам Маслоу «Новые рубежи человеческой природы» [Электронный ресурс]. //URRL: https://www.litmir.me/br/?b=264194&p=11(дата обращения: 10.01.2021)

3. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»[Электронный ресурс]. //URRL: https://psymania.info/raznoe/307.php (дата обращения: 12.02.2021)

4. А.Н. Леонтьев. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.2016. № 2

5. Виды учебной мотивации [Электронный ресурс]. //URRL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 26.01.2021)

6. Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее? [Электронный ресурс]. //URRL: https://4brain.ru/blog/vnutrennjaja-i-vneshnjaja-motivacija-chto-effektivnee/ (дата обращения: 25.02.2021)

7. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М] [Электронный ресурс]. //URRL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02/5-11кл-Методика-Лукьяновой-.-Мотивациия.pdf (дата обращения: 05.01.2021)

8. Мотивация учебной деятельности [Электронный ресурс]. //URRL: https://donschool61.ru/2-uncategorised/188-motivatsiya-uchebnoj-deyatelnosti (дата обращения: 29.01.2021)

9. Теории мотивации [Электронный ресурс]. //URRL: http://azps.ru/articles/cmmn/psihologicheskie_teorii_motivacii.html(дата обращения: 16.02.2021)

10.Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. //URRL: https://urok.1sept.ru/articles/583615 (дата обращения: 15.01.2021)

11. Что такое мотивация: основные виды и характеристики [Электронный ресурс]. //URRL: https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html (дата обращения: 20.01.2021)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

(для учащихся 10-го класса)

Анкета

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, продолжения образования;

в) саморазвития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) обретения места в обществе (вообще в жизни),

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

3. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

4. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в смысл;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь выполнить все аккуратно;

г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д) стараюсь выполнить ее побыстрей.

5. Самое интересное на уроке — это...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отличную отметку;

ж) общение с друзьями.

6. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне необходим;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

7. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) конкуренция и мысли о получении аттестата;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

8. Хорошие отметки — это результат...

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания мной темы;

г) моего везения;

д) моего добросовестного отношения к учебе;

е) моего таланта или способностей.

9. Я буду активным на уроке, если (так как)...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) твердо уверен в своих знаниях;

е) мне иногда так хочется.

10. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

11. Сделав ошибку при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

12. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

3

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

 

3

5

4

3

5

3

4

4

0

II

4

5

1

0

3

3

-

-

-

 

5

3

3

5

0

5

2

1

-

III

6

3

3

2

5

0

1

-

-

 

Рис.1. Пример подсчета показателей I, II, III мотивации

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I- очень высокий

26—29

24—28

24—28

72—85

II - высокий

21—25

18—23

18—23

55—71

III- нормальный (средний)

18—20

12—17

14—17

42—54

IV- сниженный

15—17

8—11

9—13

30—41

V- низкий

до 14

до 7

до 8

до 29

Рис.2. Пример итогового подсчета показателей уровня мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

7

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

8

+5

-5

+5

-5

+5

-5

9

+5

-5

+5

-5

-5

+5

V

10

-5

+5

-5

+5

-5

+5

11

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

Рис.3. Пример подсчета показателей (ведущей) IV, V, VI мотивации

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рис.1. Результаты показателей уровней мотивации старшеклассников.

Рис.2. Результаты показателей ведущей мотивации старшеклассников.

11Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» 3-е издание https://www.litmir.me/br/?b=145974&p=1

2 Абрахам Маслоу «Новые рубежи человеческой природы» https://www.litmir.me/br/?b=264194&p=11

3А.Н. Леонтьев Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.2016. № 2

4 А.К. Маркова. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте https://psymania.info/raznoe/307.php

5 См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

6См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

7См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

8См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просмотров работы: 370