Введение
Удивительный мир звуков окружает нас. И каждый звук может стать музыкой. Она является неотъемлемой частью жизни человека, человеческой души.
Наблюдая за моими одноклассниками, я заметила, что дети практически не интересуются музыкой, игрой на музыкальных инструментах. Мне захотелось привлечь внимание детей к музыке, что бы они услышали ее через простые инструменты, изготовленные своими руками.
Мои представления о музыке в большей степени складываются в результате обучения в музыкальной школе МАУ ДО «ДШИ им. В.В. Знаменского». Так, на уроках сольфеджио мы знакомились с музыкой через музыкальные инструменты, используемые в методике Карла Орфа. При этом некоторые инструменты мы делали сами дома. Поэтому мы с Ольгой Александровной, получив поддержку моей классной руководительницы Галины Николаевны, решили провести в классе урок по изготовлению инструментов Карла Орфа и сыграть на них.
Цель:
Изготовить музыкальные инструменты, используемые в методике Карла Орфа.
Задачи:
Изучить систему музыкального воспитания детей Карла Орфа.
Разработать алгоритм создания музыкальных инструментов, используемых в оркестре Карла Орфа.
Создать рекомендации для учащихся и родителей по изготовлению музыкальных инструментов, используемых в методике Карла Орфа.
Объект исследования:
Музыкально-педагогическая концепция Карла Орфа.
Предмет исследования:
Музыкальные инструменты Карла Орфа.
Методы исследования:
Анализ литературы, сравнение, практическая работа.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что музыкально - педагогическая концепция Карла Орфа успешно сочетается с самостоятельным изготовление музыкальных инструментов и вовлечению одноклассников в игру на них.
Глава 1. Система музыкального воспитания детей Карла Орфа
Значительное место в музыкальном развитии детей раннего возраста занимает система немецкого композитора Карла Орфа.
Карл Орф (10.07.1895 – 29.03.1982) - немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург. Он родился в Мюнхене в семье потомственного военного Генриха Орфа. В их доме с детства звучала музыка. В двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В пять лет мать начала обучать Карла игре на фортепиано, однако скучные упражнения мальчику совсем не нравились, он больше любил наигрывать на инструменте то, что сочинял сам. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра. Осенью 1912 года он поступил в Мюнхенскую академию музыки. В 1914 году он продолжает обучаться игре на фортепиано у Германа Зильчера. С 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. Позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре.
Карл Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов.
Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Свое видение автор описал в книге под названием «Шульверк» [6].
Основная идея методики Карла Орфа - самостоятельный поиск детей внутри себя музыкантов через обучение игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах (цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие) и развитии чувства ритма, любви к музыке, импровизация.
Суть методики заключается в раскрытии музыкальных талантов через музыку и движение.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Он разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые впоследствии можно легко изменять, дополнять вместе с детьми.
Легкий, понятный материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, интерес к музыке поддерживается не только на музыкальных занятиях. Достигается цель развития творческого начала в ребенке.
Методика Карла Орфа обладает следующими чертами:
Для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога или обучающихся;
Система легко сочетается с другими методиками развития детей за счет своей универсальности, вариативности и высокой адаптивностью к разнообразным условиям;
Методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками и способностями;
Методика закладывает огромный потенциал для развития детей и дальнейшей творческой деятельности.
Используя методику Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне со взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Для Орф-занятий используются разнообразные инструменты: ударные, шумовые, звенящие, шуршащие инструменты (приложение 1); звучащие жесты (техника ритмической игры на собственном теле – это хлопки, щелчки, притопы, пальчиковые игры).
Глава 2. Создание музыкальных инструментов Карла Орфа
Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.
Изготовление музыкальных инструментов Карла Орфа своим руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность. Можно раскрашивать, привязывать, приклеивать, насыпать, экспериментировать.
Главное - это делать музыкальные инструменты вместе с детьми, тогда это принесет отличное творческое настроение.
При подготовке к уроку по изготовлению инструментов, мы поинтересовались, какие инструменты можно сделать совместно с одноклассниками и смастерили их дома (приложение 2). Мы попросили детей принести различные материалы, заготовки для изготовления музыкальных инструментов (приложение 3).
Прежде чем изготовить музыкальные инструменты, мои одноклассники познакомились с инструментами, которые присутствуют в оркестре Карла Орфа.
Было решено сделать: маракасы, кастаньеты, барабаны, ксилофоны.
Маракасы - шумовой инструмент. Маракасы можно сделать из: пластиковых бутылок; яиц от киндера-сюрприза; бутылочек от йогурта и т.д. Схема изготовления маракасов проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, крупы, пуговиц, макарон, бисера, песка… Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть, чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. Ребята делали маракасы из пластиковых бутылок и из киндер-яиц, наполняя их макаронами, крупой, пуговками и бусинами.
Кастаньеты - компактные парные ударные музыкальные инструменты, часто используется для отбивания, изучения ритма. Сделать кастаньеты можно разные. Одни мы смастерили из двух металлических крышек (к крышкам с тыльной стороны приклеили по кусочку тесьмы так, чтобы можно было надеть кастаньеты себе на пальцы). А другие - из скорлупы грецкого ореха и косточек, приклеенных на полоску картона или линолеума, согнутых пополам.
Барабан - один из самых популярных инструментов. Это ударный инструмент, который при ударе издает шум. Играют на нем деревянными палочками или руками. Его можно сделать из разных банок (жестяных, пластиковых), цветочного горшка, а в качестве верхней части можно использовать воздушный шарик, крепкую бумагу, фольгу или кожу, закрепив их резинками, скотчем. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка, или закругленными, не острыми пластиковыми палочками. Мы сделали разные барабаны: из пластикового стаканчика и шарика, из цветочного горшка и картона, из пластикового ведерка с крышкой. Украшали их одноклассники цветной бумагой и пластилином.
Ксилофон – это ударный инструмент, состоящий из музыкальных клавиш, по которым музыкант ударяет палочками. Мы изготовили разные ксилофоны. Клавиши разместить на подставке. Один были из пластиковых палочек и колпачков разного диаметра, другие - из скорлупы грецких орехов разных размеров и косточек. Звук извлекали ударами пластиковых и деревянных палочек.
Мы сделали много разных инструментов (приложение 4). Одноклассникам была интересна эта творческая работа. Они получили опыт в создании инструментов.
Следующую встречу с нашими музыкальными инструментами мы устроили на уроке музыки.
Мы раздали ребятам инструменты и выполнили простые ритмические упражнения и сыграли оркестром песенки (приложение 6).
Учащиеся проявили большой интерес не только к изготовлению музыкальных инструментов, но и к их звучанию, к игре на них.
Заключение
Работая над проектом, мы познакомились с методикой музыкального воспитания детей, узнали, какие инструменты в ней используются. Исходя из наших возможностей, мы с одноклассниками изготовили некоторые инструмент сами. Моим одноклассникам очень понравилось изготавливать музыкальные инструменты своими руками. Внешняя привлекательность и необычность инструментов повлияли на желание ребят взять их в руки. Не малый интерес вызывало и то, что они сами, без чьей либо помощи, смогли извлечь из них звуки. Мы знакомились с миром музыки в легкой игровой и не принужденной обстановке.
Наша гипотеза подтвердилась. Мои одноклассники самостоятельно создали музыкальные инструменты, используемые в методике Карла Орфа, и с удовольствием играли на них.
Мы надеемся, что рекомендации по изготовлению музыкальных инструментов своими руками помогут самостоятельно создавать их из подручных материалов и познавать мир музыки, развивать воображение и фантазию, прививать любовь к творчеству.
Список используемых источников
Книги
Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
Электронные ресурсы
Абросимова Лилия Сергеевна. Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://posidpo.ru/ispolzovanie-elementov-sistemyi-karla-orfa-v-razvitii-muzyikalnyih-sposobnostey-detey/
Гюлай Никонорова. Методическая разработка. Конспект урока музыки с использованием материалов по системе музыкального воспитания Карла Орфа 1 класс (общеобразовательный) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pandia.ru/text/81/076/20858.php
Инфоурок. Тема: Музыкально речевые игры по методике К.Орфа. Мастер класс с педагогами ДОУ № 59 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/master-klassmuzikalno-rechevie-igri-po-metodike-korfa-razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1715456.html
Мастер-класс для родителей «Музыку сделаем сами – своими руками» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://ppt-online.org/312902
Путеводитель в мир музыки. Музыкальные инструменты своими руками. Как и из чего можно сделать [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://shademark.ru/nachinayushhim/muzykalnye-instrumenty-svoimi-rukami-kak-i-iz-chego-mozhno-sdelat.html
Теоретические материалы по методике Карла Орфа. «Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/17/teoreticheskie-materialy-po-metodike-karla-orfa
Шевалдина Светлана Анатольевна. Использование элементов системы обучения Карла Орфа на уроках музыки в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419334/
Приложения
Приложение 1
Музыкальные инструменты Карла Орфа
Приложение 2
Инструменты, изготовленные дома перед уроком.
Приложение 3
Заготовки, приготовленные для изготовления инструментов в классе
Приложение 4
Дети изготавливают и украшают музыкальные инструменты
Ребята обсуждают, какие инструменты будет изготавливать
каждый из них.
Процесс изготовления инструментов моими одноклассниками
Анастасия смастерила маракас из пластиковой бутылки, ксилофон и кастаньеты.
Приложение 5
Музыкальные инструменты, сделанные моими одноклассниками
Приложение 6
Игры, используемые на уроке музыки.
Игра «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь.
Игра «Свободные индивидуальные соло по очереди».
Валерия за игрой на барабане
Игра “Звуки дома”.
Игра по команде для определенной группы инструментов.
-В доме моем тишина, в доме моем я одна,
-Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза) (шуршащие музыкальные инструменты).
- В доме моем тишина, в доме моем я одна,
-Только слышно - стукунчики стучат (2 раза) (ударные музыкальные инструменты).
Игра “Дождик накрапывает”, с использованием «звучащих жестов».
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)