Буллинг, пути его решения в школьной среде

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буллинг, пути его решения в школьной среде

Хабиров Э.А. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №7 г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МАОУ СОШ №7
Садриева Э.И. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №7 г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МАОУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Создание благоприятных условий для жизни детей, их развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является главной задачей социальной государственной политики. Любое насилие в отношении ребенка не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупреждено. Однако подрастающее поколение во всем мире сталкивается с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях.

Актуальность проблемы профилактики буллинга обусловлена тем, что буллинг может перерасти в моббинг, а тот в свою очередь приведёт к появлению скулшутинга. Примеры, когда подросток берёт в руки оружие и стреляет, есть уже в России.

Предотвращение случаев буллинга является главной задачей всего общества, поскольку жестокость по отношению к детям ведет к появлению жестокости по отношению к обществу.

Насилие может быть физическим и словесным, выражаться в насильственных действиях и преследовать материальную выгоду (вымогательство и отбирание вещей и денег), но практически всегда оно наносит психологическую травму всем вовлеченным сторонам.

Цель исследования: выявить эффективные условия организации профилактики буллинга в школьной среде.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «буллинг», используя метод поиска информации.

2. Изучить историю возникновения буллинга, используя метод анализа литературы.

3. Описать виды буллинга, используя метод поиска информации.

4. Рассмотреть опыт по профилактике «буллинга» в Российской Федерации, Республике Башкортостан, города Туймазы используя метод поиска информации и интервью.

5. Определить роль буллинга в школьной среде, используя метод анкетирования.

6. Описать опыт МБОУ СОШ№7 по профилактике «буллинга», используя метод собеседования.

7. Организация взаимодействия с заинтересованными учреждениями, социальными службами и Правительством РБ.

Гипотеза: организация профилактики буллинга будет эффективной, если:

- проводится ранняя диагностика склонности к проявлению школьного буллинга;

- реализуется проект по профилактике школьного буллинга «Дети -детям».

Объект: буллинг.

Предмет: организация профилактики буллинга в школьной среде.

Теоретическая значимость исследования в том, что проанализирован и обобщен теоретический материал по проблеме буллинга.

Практическая значимость заключается в создании условий организации профилактики буллинга среди учащихся, которые могут быть использованы в других образовательных учреждениях, городах и районах. Данные работы могут быть полезны в обществе.

База исследования: МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.

Глава I. Теоретические основы развития буллинга

I.1.Сущность понятия «буллинг»

В первую очередь, мы считаем необходимым рассмотреть понятие «буллинг» в научно-методической литературе.

От английского слова bullying(от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) дается определение как притеснение, дискриминация
травля жертвы. Первым, данную проблему начал изучать скандинавский профессор Дэн Олвеус, который в 70-х годах провел исследование явления буллинга среди мальчиков. После этих исследований начались изучения феномена буллинга во все странах. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году.

Рассмотрим некоторые представления о явлении буллинга разных исследователей. Д.Олвеус буллинг понимает как, особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально.

И.Н. Кона, трактует буллинг как запугивание, физический или же эмоциональный террор, с целью проявления у жертвыстраха и тем самым подчинения его себе [6].

Д. Лейнпонимает феномен буллинга как школьная травля и поддерживает позицию Роланда, что буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивидума или группы в отношении индивидума, который не имеет возможности защитить себя в определенной ситуации [2].

И. Бердышев под буллингом понимает, осознанное, длительное насилие, не имеющее признаков самозащиты и исходящее от определенного количества человек [3].

Вышеперечисленные авторы трактуют буллинг, как насилие. Буллинг не просто насилие, а представляет собой один из видов насилия. Вследствие этого нами был определен наиболее оптимальный вариант С.В. Кривцовой, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим [7].

Рассмотрев различные трактовки данного понятия, мы считаем, что все определения имеют место быть, но при этом сущность рассматриваемого явления не раскрывают в полной мере. Поэтому для нас возникает необходимость изучения разновидностей буллинга.

I.2. История возникновения буллинга

Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как Д. Олвеус, А.Пикас и П. Хайнеманн. Кроме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д.Лэйн. Первые упоминания об исследованиях школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К. Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д.Олвеуса, Е.Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот. В 1969 г. школьный врач Петер Пауль Хайнеманн опубликовал свою первую статью, посвященную феномену школьной травли, в одном из шведских журналов. В 1972 г. вышла первая книга П. Хайнеманна под названием «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых», основывающаяся, на наблюдениях ученого за детьми в одном из школьных дворов Швеции.

Норвежский ученый Д. Олвеус проводил собственные исследования агрессивности детей. В 1973 г. на основе своего исследования автор публикует книгу «Мальчики для битья и школьные хулиганы», которая оказывает большое влияние на распространение интереса научного сообщества к проблеме буллинга. В своей работе исследователь отводил ключевую роль процесса травли личностным особенностям индивидов, включенных в него. Автор делает вывод о том, роли жертвы и буллинг глубоко индивидуальны и зависят не столько от групповых явлений, сколько от собственных особенностей ребенка. В ходе своих исследования ученый получил ценные сведения о «мальчиках для битья» и «школьных хулиганах», которые позволили отдавать приоритет более масштабному изучению личностных особенностей буллинга и жертв. В завершающей книгу главе описываются некоторые конкретные меры по борьбе с буллингом, которые могли бы стать основой для разработки профилактических мер школьной агрессии [9].В последующих исследованиях, опубликованных до конца 1980-х годов, Олвеус стал большее внимание уделять непосредственному окружению ребенка и школе. Доученый уделял большевнимание исследованию связей между типом школы, социальной микросредой и частотой, распространенностью и формой проявления буллинга. Кроме того, в исследованиях делался акцент на личность жертвы и булли, особенности их референтной группы, т.е. семьи и ближайшего окружения. В сущности, его точка зрения заключается в том, что определенные отрицательные обстоя-тельства социального окружения ребенка стимулируют его агрессивность, и эта черта личности является важнейшей движущей силой, стоящей за буллингом, направленным на более слабых одноклассников. Концепция, разработанная ученым, считается признанной, но вместе с тем порождает за собой множество дискуссий в научном сообществе [9]. С начала 1990-х годов автор уделял серьезное внимание разработке профилактических мер и мер борьбы с буллингом и антисоциальным поведением, результатом чего стало опробование и оценка эффективности разработанной им программы «Olweusprogramme». На сегодняшний день, Д. Олвеус является признанным мировым авторитетом в вопросах буллинга и моббинга как такового.

Таким образом, в научном мире существует большое количество мнений о природе зарождения буллинга, механизмах его протекания и результатах воздействия. Тем не менее, явление буллинга все еще считается мало изученным и требует фундаментальных теоретических исследований, как основы для формирования эмпирических знаний о нем.

I.3. Виды буллинга

Буллинг считается видом насилия и, в свою очередь, имеет следующие разновидности. Д. Лэйн разделяет на физическое и психическое насилие [8]. И. Бердышев выделяет словесные, поведенческие и собственно агрессивные виды буллинга, с физическим насилием [4, c.11]. Рассмотрим суть каждого видабуллинга:

1.Эмоциональный (психологический) буллинг, характеризуется эмоциональным напряжением жертвы, посредством унижения, оскорбления и сниженияличностной самооценки. Существуют следующие способы эмоционального насилия:

высмеивание, унижение, использование кличек, беспричинные замечания, занижение оценок.

социальная изоляция, игнорирование частью класса или всем классом.

2. Физический буллинг характеризуется применением физической силы в отношении жертвы, в последствиивозможно причинение физическоговреда. Физическое насилиевключается в себяпобои, нанесение ударов, дергание за волосы, подзатыльники, порчу собственности, впоследствии чего могут быть испорчены, потеряны или украденывещи, книги или другое личное имущество жертвы и др. В редких случаях может применяться холодное оружие.

3. Экономический буллинг ориентирован на использование денежных средств с цельюконтроляопределенного лица. Также в данном случае от потерпевшего требуют денежные средства и угрожают, при условии,если жертва не отдает их незамедлительно. Могут вымогаться также завтраки, денежные средства на обед. Жертву также могут вынуждатькрасть имущество. Данная стратегия используется с целью возложения вины на жертву.

4. Кибербуллинг - новая форма травли, включающая в себя проявление агрессии, распространение порочащей информации посредством использования средств коммуникации ( планшеты, компьютеры, мобильные телефоны). С помощью интернета, электронной почты, социальных сетей, чатов появилась возможностьпреследоватьжертву, распространять о нем личную информацию, сплетни, в виде порочащих и оскорбительных сообщений. Главной особенностью кибербуллинга является возможностьпозволяющая обидчику сохранять анонимность и тем самым избегать ответственности за свои поступки [5, c.41].

I.4. Опыт борьбы с буллингом в Российской Федерации, Республики Башкортостан и в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан

Буллинг – проблема сложная и юридически никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров сложно, практически невозможно.

В обществе существует инициатива о внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьи «О наказании за буллинг (школьную травлю)». Рассмотрим статьи и законы Российской Федерации, которые способствуют защите прав тех, кого травят в школе.

Основная причина мешающая наказать агрессоров - это их возраст. В рамках Российского законодательства, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию. Примерами являются: оскорбления, побои, угрозы. Здесь все зависит от определенной ситуации.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации существует статья «Клевета», которую возможно использовать в тех случаях, когда, например, агрессоры распространяют лживую информацию о жертве. Если есть возможность доказать этот факт в судебном порядке, то ответственность будет нести родители или иные законные представители агрессора.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП Российской Федерации. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

К сожалению, бывает так, что психологическое насилие переходит в физическое, тогда, возможность привлечения к ответственности увеличивается и становится проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

При условии, что жертве нанесли побои в образовательном учреждении, необходимостью является освидетельствование нанесения побоев в медпункте, с целью привлечения к уголовной ответственности, необходимо написать заявление в ОВД, или же обратиться в гражданский суд, с целью получения компенсации за моральный и материальный вред.

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, агрессора поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и на родителей наложат административное наказание.

Таким образом, мы видим, что государство все же рассматривает буллинг как асоциальное явление и принимает законы, которые защищают тех, кого «травят» в школе, при условии существования доказательств. А вот эмоциональное давление не попадает под эту категорию

Опыт борьбы с буллингом в Республике Башкортостан

1 февраля 2019 года в г. Уфе на базе «Конгресс-холлаТоратау» состоялся форум школьного образования «Взлетай». На открытии данного форума Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров поднял одну из главных и болезненных проблем в школах Республики – буллинг (травля). Он призвал начать борьбу с данной проблемой, создавая нравственную атмосферу и подходящий психологический климат в учебных заведениях (Приложение 1).

Радий Хабиров отметил, что это зло, приносящее вред подрастающему поколению и всей системе образования в целом и подчеркнул, что данную проблему можно решить только совместными усилиями. Призвал продумать систему и пути борьбы с буллингом.

1 марта 2019 года Общественная палата Республики Башкортостан провела круглый стол, с целью обсуждения противодействия буллингу в образовательных учреждениях Республики (Приложение 2).

Председатель Ольга Панчихина подчеркнула, что травля, так или иначе, присутствовала в жизни каждого, и каждый был его членом. Согласно социологическим опросам, ¼ молодежи в России принимали участие в буллинге, 13% учащихся были жертвами, 20%  проявляли агрессию, при этом в городской местности уровень буллинга выше, а в сельской местности ниже».

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Милана Скоробогатова отметила, что активно развивается новая форма буллинга-кибербуллинг, благодаря которой о проблеме знают неограниченное количество субъектов.

По информации Министерства образования Республики Башкортостан, укомплектованность образовательных организаций социальными педагогами, психологами составляет всего 39-40%, при этом, зачастую, ими являются учителя-предметники, совмещающие свою работу, объективно требуется подготовка высококвалифицированных специалистов.

В ходе обмена мнениями участники круглого стола выявили недостаточное использование ресурса информирования населения о горячей линии телефона доверия, неэффективность существующей социальной рекламы. Прозвучавшие предложения касались, в том числе, использования при реализации тематических проектов интерактивных методов работы.

С целью решения данного вопроса создана временная рабочая группа, руководителем которой стала Лида Исаргакова - председатель профильной комиссии. Ею был представлен проект «Будь рядом» разработанный с целью противодействия буллингу (Приложение 3).

Лида Исаргакова считает, что решением данной проблемы необходимо заниматься на профессиональном уровне, так как проблема буллинга существует по всей России. Целью проекта является - сохранение психологического здоровья учащихся. Подчеркнула, что необходимо объединить усилия и выработать план работы.

Опыт борьбы с буллингом в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан

На территории г. Туймазы в феврале 2001 года в соответствии с решением сессии Городского Совета депутатов ХХIII созыва создана Служба социально-психологической помощи семье, детям, молодежи «Райдо».

Основная цель «Службы» – создание единого психологического пространства и обеспечение психологического сопровождения на территории муниципального района Туймазинский район в отношении психологической помощи семье, детям, молодежи, основанного на принципах компетентности, конфиденциальности.

Основными направлениями деятельности «Службы» являются:

1. Психологическое просвещение, профилактика и развитие.

2. Психологическая диагностика.

3. Психологическое консультирование и коррекция.

«Служба» оказывает помощь лицам: самостоятельно и добровольно обратившимся за помощью или обратившимся по инициативе родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих; направленным в Службу по инициативе образовательного или иного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих;

Специалисты Службы не разглашают сведения, полученные на приеме.

Выводы по главе I

Буллинг является актуальной проблемой современного общества. Под буллингом следует понимать унижения, оскорбления, угрозы, удары, пощечины, любое другое причинение физической боли, вымогательство и отбирание денег, телефонов, ценных вещей, а также перечисленные действия, совершаемые с использованием сети Интернет. Исследователи выделяют следующие виды буллинга: физический, эмоциональный (психологический), экономический, кибербуллинг.

Буллинг – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей. Самый действенный метод борьбы с буллингом – психологическая защита ребенка. Такое понятие, как «буллинг» (травля) в законе отсутствует. Однако в административном и уголовном кодексе есть статьи, которые можно применить к зачинщикам травли. 

На территории муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан существует Служба социально-психологической помощи семье, детям, молодежи «Райдо», которая способна оказать конкретную психологическую помощь жертвам буллинга, помочь осознать природу их проблем, проанализировать и помочь найти пути решения данной проблемы.

Глава II. Роль буллинга в школьной среде и за ее пределами

После изучения истории буллинга и рассмотрения основных видов, знакомства с опытом борьбы с буллингом в Российской Федерации, Республике Башкортостан и в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан мы наметили следующие этапы в практической части работы:

- Определить роль буллинга в школьной среде, используя метод анкетирования.

- Описать опыт МБОУ СОШ№7 по профилактике «буллинга», используя метод собеседования.

- Организация взаимодействия с заинтересованными учреждениями, социальными службами и Правительством РБ.

II.1. Анкетирование ситуации буллинга в классах

В рамках практической части было и проведено анкетирование с целью

выявить ситуацию буллинга в нашем классе и параллели 8-х классов, мы раздали анкеты ученикам, чтобы они их заполнили и внесли свои предложения, как можно улучшить ситуацию с буллингом в школах (Приложение 4).

Были предложены следующие вопросы и несколько вариантов ответов:

Знаешь ли ты, что такое буллинг?

- да

- нет

2. Виды буллинга

3. Подвергался ли ты когда-нибудь буллингу?

- я никогда не подвергался буллингу

- я подвергался буллингу иногда

- я подвергался буллингу часто

4. Почему другие ученики осуществляли буллинг в отношении тебя?

- я не испытывал буллинг

- поскольку я считаю себя «выше» их

- поскольку я больше нравлюсь учителю, чем другие

- поскольку я богатый/бедный

- поскольку моя внешность слишком привлекательна/специфична

- поскольку я часто ссорюсь с другими учениками

- я не знаю почему они это делали

5. Как ты поступаешь в ситуации буллинга

- я не испытывал буллинг

- я пропускаю школу

- я ни с кем не разговариваю

- я становлюсь слабым, беспомощным

- я избегаю места, где это произошло

- я стараюсь объяснить, что так нельзя поступать

- я делаю вид, что ничего не произошло

6. Был ли ты свидетелем буллинга в своей школе, классе, окружении?

- я был свидетелем буллинга

- я не наблюдал ситуацию буллинга

7. Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?

- учителю

- родителям

- своему другу/подруге

- держал бы все в себе

8. Ты когда-нибудь участвовал в буллинге в отношении другого ученика?

- я никогда не участвовал в буллинге

- я участвовал в буллинге

9. Как ты считаешь буллинг это проблема, и ее надо решать?

- да

- нет (Приложение 5)

В анкетировании участвовали 102 ученика 7-х классов. Результаты нас более или менее обрадовали. Из 102 учеников 95 учеников ответили, что они ни разу не были в ситуации буллинг, но все из опрошенных, знают что это такое. Самый главный вопрос, который нас интересовал, это кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга. Вот в этом вопросе ответы не очень благоприятные. 80% учеников из 100% ответили, что другу, и только 10% человек ответили, что родителям, остальные предпочли рассказать учителю (Приложение 6). Почему же дети так ответили? Может потому, что они ни разу с этим не сталкивались, а может потому что им легче и доверительнее рассказать все своему другу? Мы провели классный час на эту тему. Спросили ребят, почему же вы все-таки расскажите о ситуации буллинг, если с ней столкнётесь в первую очередь другу. Ответов было много. Но все говорили о том, что если родители узнают об этом, они пойдут в школу, будут разбираться с этими детьми, и после этого с ними вообще перестанут общаться, еще больше начнут гнобить. Наш классный руководитель объяснила детям, что это не так, и учителя в школе никогда не допустят этого. И мы еще раз убедились, что создания в школе кабинета детского доверия просто необходим. Ведь многие дети предпочитают рассказать о своих проблемах тем детям, которых они считают лидерами, которым они могут доверить свои проблемы без последствий для него.

Предложения от учеников были разные, но что порадовало нас, это что ученики все готовы сплотиться в одну команду и помочь тому ребенку, который оказался в ситуации буллинг. 6 учеников в той или иной форме предложили, то, что мы и хоти создать на базе школы, это детский кабинет доверия.

II.2. Опыт борьбы с буллингом в МБОУ СОШ №7 г. Туймазы

Далее мы изучили работу борьбы с буллингом в МБОУ СОШ 7. Мы побеседовали с психологом нашей школы, какие работы ведутся у нас по предотвращению буллинга (Приложение 7). По борьбе с буллингом в школе в начале учебного года проводился педсовет, на котором говорилось, что это проблема и ее надо решать, что наше будущее это наша дети, и наша старость. Разработан план мероприятий (Приложение 8). Проводились классные часы посвященные буллингу. Мы выступили перед учениками нашей школы, рассказывая, что такое буллинг и чем он опасен (Приложение 9).

Буллинг есть везде и в армии, и на предприятиях, он может выражаться в разных формах. Это очень опасно, особенно в школах. Ведь от того, какие идеалы дети получат в школе, такое общество они и построят в будущем. Это общество должно быть гуманным, нравственным, добрым и справедливым. А не основанном на насиловании, третировании и издевательствах. В нашей школе работает психолог, она ведет беседы с детьми и родителями. Учителя и администрация школы, также ведут активную работу в этом направлении.

Также три раза в год наша школа, единственная в городе и районе организовывает выезд учеников в лагеря на три дня. Проводятся они в трех направлениях: лидерство, ЮНЕСКО и Аэрокосмическая школа «Ключ на старт» (Приложение 10). Ребята могут в неформальной обстановке пообщаться друг с другом, открыть в себе какие-то скрытые таланты. Для некоторых детей, это единственная возможность побывать в лагере, ведь не многие родители могут отправить детей в лагеря, в виду нехватки финансов. А наша школа предоставляет шанс детям отдохнуть на природе, подышать свежим воздухом, а также пообщаться с известными людьми. Дети с лагеря приезжают довольные и счастливые, готовые к свершению новых побед.

Мы задались вопросом, а что же можем сделать мы дети в решении проблемы буллинга? Ведь в его эпицентре находимся именно мы. Изучив ситуации буллинга в интернет источниках, нас поразила статистика. Асамое страшное примеры из жизни. Так, в городе Стерлитамаке подросток в школе набросился с ножом на учителя и детей. Пострадали четыре человека. Нападение он готовил заранее: копил деньги на оружие и бензин. Вот так он сам комментирует свое нападение: « Это мое последнее лето, я его проведу как следует. И день рождения 15 апреля отмечу в последний раз как следует, - писал подросток приятелям. - Я уже подготовился. Я заберу с собой людей. Я хочу видеть крики, слезы, страх. Я хочу как [можно] больше убить. 18 хотя бы. Ненавижу общество. Они должны поплатиться за это. Можешь считать меня последователем Эрика и Дилана. В школе 2 года гнобили. Моя ненависть просто так не утихнет.» 17-летний ученик коррекционного класса ударил ножом девочку и учительницу, после чего разлил некое горючее вещество и поджег кабинет. Еще одна ученица, испугавшись, выпрыгнула из окна. Сам нападавший также нанес раны себе. Подросток и потерпевшие госпитализированы (Приложение 11). Это все очень печально и ужасно. Мы очень тщательно изучили материалы по этому делу. Подросток был очень замкнутым, у него не было друзей. Что же сподвигло его на этот шаг? Как он говорит, его два года гнобили, скорее всего он просто замкнулся в себе, и ненависть все больше и больше росла в нем. Нам кажется, если б был хоть один человек, который вовремя заметил у него эти проблемы, выслушал его, такую страшную трагедию можно было бы предотвратить. Такой случай был не один, и мы еще раз убедились в правильности создания кабинета детского доверия на базе школы МБОУ СОШ №7, в надежде, что и мы дети можем помочь другим детям справиться с их проблемами, которые они не решаются рассказать взрослым.

В нашей школе в каждом классе есть мэр, которого каждый год выбирают сами дети. А также есть лидеры самоуправления, которых выбирает администрация школы, и президент школы, которого также выбирают ученики школы каждый год. Мы поговорили с директором нашей школы Михеевым Андреем Владимировичем, с просьбой создания в нашей школе кабинета детского доверия (Приложение 12). Он выслушал нас, и сказал, что если это пойдет на пользу ученикам, то он согласен, при условии, что если будут какие-то критические ситуации, мы сразу же докладывали ему, чтобы вместе решать их. По сарафанному радио мы объявили в школе, что создается кабинет детского доверия. В чем заключается работа этого кабинета? Любой ребенок, может выбрать себе в беседу, того ученика, которого он считает примером для подражания, которому он может довериться, и который может дать ему совет в любой ситуации. В школе есть ящичек, куда дети могут кидать свои записки, с просьбой назначить ему встречу с выбранным ему собеседником. Этого ученика сразу оповещают, что к нему на беседу хочет прийти ученик, назначается дата и время. Этот ученик, которого выбрали в качестве слушателя, находит того, кто хочет с ним поговорить и они начинают общаться.

А также в контакте была создана закрытая беседа, где дети анонимно могут написать о просьбе в беседе с тем или иным учеником. Админом группы являюсь я сам, и кроме меня никто не может увидеть автора поста. В период с сентября по октябрь 2019 года, было проведено около 100 бесед. Теперь каждый ребенок из нашей школы знает о кабинете детского доверия, и нам очень приятно слышать об его эффективности. Беседы были разного характера, дети, что удивительно рассказывали все (Приложение 13). Мы старались решать их проблемы сразу. Некоторых брали под свое «крыло», разговаривали с мэром класса, чтобы он больше уделял тому ребенку времени, который считает, что оно ему недостаточно уделяется. И проблемы решались. Некоторые дети обращались к старшим товарищам, чтобы они подтянули их по каким-то предметам. Они в свое свободное время занимались с ним. Ведь это тоже своего образа буллинг, ведь если ученик, получает стабильно двойки, он начинает злиться на себя, учителей, одноклассников, которые получают пятерки, начинает пропускать школу, обманывая родителей, что он пошел в школу, и в это время может произойти что-нибудь страшное. Было конечно три случая, которые мы считали буллингом, но в ходе беседы, а в дальнейшем по ходу разговора и объяснении ситуации нашему психологу, мы поняли, что это не так. Были беседы, которые мы доводили до руководства школы, они в свою очередь брали их под контроль. Также по разрешению ученика, который доверил свою проблему, мы отводили его к психологу школы, чтобы дальнейшие рекомендации ему дал профессионал.

С детьми разговаривали и общались на разные темы, спрашивали, посещают ли они какие-нибудь кружки. Если нет, то предлагали кружки, которые находятся в нашей школе. С того года в нашей школе создана Аэрокосмическая школа «Ключ на старт» (Приложение 14). Преподает в ней учитель физики, и я с моим другом, мы и были инициаторами этой школы. Дети с удовольствием мастерят там ракеты, занимаются робототехникой, выезжают на экскурсии и многое другое. В ходе беседы с детьми, 8 детей заинтересовались предложением и с удовольствием посещают уроки, тем самым мы предотвращаем интернет - буллинг, ведь дети, сидя дома в свободное от школы время очень много времени сидят в интернете. Был конечно один случай буллинга, мы не будем о нем рассказывать, считаем это не корректным, но и он закончился благополучно, и сейчас ведется активная беседа с подростком, наблюдение, а так же он взят на особый контроль.

Мы очень рады, что наш кабинет детского доверия дает свои результаты. Ту цепочку, которую мы создали ученик-школа-родитель, дает свои плоды.

II.3. Обращение в Правительство РБ, для обобщения опыта борьбы с буллингом на примере МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы

Основываясь на нашем опыте, который мы проводим в нашей школе, мы обратились в Управление образования с предложением внедрить этот опыт в других школах города и района (Приложение 15). И там получили поддержку. Ведь в нашем городе и районе делается все для того, чтобы дети не подвергались этому страшному буллингу.

В своем обращении Глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров отметил, что буллинг (травля) – это одна самая главная и болезненная проблема в школах нашей Республики. И он призвал начать бороться с этой проблемой, и готов каждого выслушать, кто предложит пути его решения. В Общественной палате РБ был проведен круглый стол по этой проблеме. Мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчишиной, письмо-обращение (Приложение 16). В нем мы рассказали, как мы на примере нашей школы боремся и предотвращаем буллинг. О результатах нашей работы. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан, приводя доводы об эффективности его работы. Ольга Юрьевна рассмотрела наше письмо и пригласила нас на обсуждение этого проекта в Общественную палату РБ 14 ноября.

II.4 Нетворкинг, как одна из форм решения проблем буллинга в школьной среде

Участвуя 2020 году во всероссийском конкурсе «Большая перемена», я открыл для себя новое понятие – «нетворкинг». Главным заданием в этом конкурсе было внедрение нетворкинга в школьной среде на перемене, и чем он может быть полезен школьникам. Нами уже был создан в школе «кабинет детского доверия» в школе для предотвращения буллинга, но это общение участников один на один, где один ученик доверяет свои проблемы другому. Мы начали думать, как мы можем внедрить нетворкинг в решение проблем буллинга уже с большим количеством человек за одним столом. Как гласит народная мудрость: «Одна голова хороша, а много лучше»

Слово networking подразумевает взаимодействие и обмен идеями между людьми, имеющими общие интересы, профессию или другие точки соприкосновения. Это взаимодействие происходит в неформальных социальных условиях, на специализированных мероприятиях, деловых обедах, семинарах и др.

Всем уже давно известно, что в современном мире очень важно уметь заводить правильные связи, знакомства и нужные контакты. Ведь успех каждого человека, как личный, так и профессиональный, во многом, зависит именно от этих связей. В данном случае, мы ставим перед собой цель, сформировать вокруг себя окружение школьников, которые не только стремятся чего-то достигнуть, но и имеют за спиной хороший опыт, определенные достижения в учебе, в общественной и научной деятельности, в спорте и т. д, то есть «активисты», привыкшие к труду и нацеленные на результат. По результатам опроса одноклассников мы выяснили, что им интересно не только игровые перемены, а также необходим формат деловых столов по решению одной из проблем класса: межличностных конфликтов. Для этого мы организовали в классах не только игровые перемены, но и мероприятия для решения конфликтов в классе. В нашем классе и других классах есть мэр, которого каждый год выбирают сами дети. А также есть лидеры самоуправления, которых выбирает администрация школы, и президент школы, которого также выбирают ученики школы каждый год. И мы начали внедрять это в нашей школе.

Для работы кабинета, мы обращаемся к психологу для проведения занятий по умению разрешения конфликтов для участников кабинета доверия, подготавливаем презентации и примерные сценарии решения конфликтных ситуаций, алгоритм работы по обращению учеников, создали группу в ВК с названием соответствующего тематике встречи, готовим объявление и вывешиваем его в школе на видном месте с указанием даты, времени его проведения и указанием группы ВК, чтобы все желающие могли «добавиться».

 

Выбор тематики встречи вечера

Примерный сценарий

Создание группы в ВК

Подготовка объявления

Подготовка презентации

Добавление участников в ВК

Фильтр

Проведение тематической встречи

На этапе подготовки к проведению тематической встречи, проводим своего рода фильтрацию его участников, с целью исключения участников, несоответствующих заявленным требованиям. В этом случае, мы получаем отличное «поле» для эффективного нетворкинга. Для того, чтобы тематические встречи были более эффективными, мы планируем проводить их в форме «делового перекуса», то есть школьники принимают участие в процессе обсуждения важных тем, защищают и отстаивают свои точки зрения за чашкой хорошего бодрящего чая. Что позволит нам избегать конфликты и решать все проблемы мирным путем. С одной стороны, это создает атмосферу комфорта и расслабленности, а с другой стороны сближает людей, а значит, одна из целей предотвращения буллинга в форме нетворкинга уже выполняется. Что касается технологичности, то предлагаем создать группы соответствующей тематики в ВК и WhatsApp. В эти группы можно будет включать всех желающих, но при этом соответствующих нашим взглядам и образу жизни. В этом случае в группе будут обсуждаться насущные проблемы класса (школы), будут задаваться «ВОПРОСЫ ДНЯ», соответствующие предстоящим тематическим встречам. Таким образом будет создана площадка для открытого диалога, обсуждение интересных форматов перемен, предложение по подготовке внеклассных мероприятий, организаций экскурсий, оказание помощи в учебе друг другу, подготовки исследовательских работ и к олимпиадам различного уровня, поздравление одноклассников с днями рождения и праздниками, обмен интересными контентами, помогающими стать ученикам разносторонними, и другие активности. С помощью данного формата нетворкинга, мы предлагаем:

Проводить голосование по школьным вопросам,

Получать «обратную связь» от учащихся по тем или иным вопросам,

Совместная реализация какого-нибудь проекта,

Разработка сценария мероприятия,

Подготовка презентации и прочее

В общем, все те вопросы, которые требуют участие большого числа школьников в максимально короткие сроки, с целью принятия полного, адекватного, всестороннего, отвечающего реалиям настоящего времени, решения. Для эффективного проведения данных мероприятий рекомендуем создать две группы:

1 Собери команду. Внутренний контур

Фамилия Имя Отчество

Город, школа, класс

Роль в команде

Что будет делать?

ФИО ученика

г. Туймазы, МБОУ СОШ № 7,9А

креативщик

Соавтор идеи, разработчик концепции и стратегии, помогал в организации опроса одноклассников.

ФИО ученика

г. Туймазы, МБОУ СОШ № 7,9В

организатор

Автор идеи, распределил задачи, работа по поиску информации, обсуждение этапов реализации с членами команды, контроль за реализацией

ФИО ученика

г. Туймазы, МБОУ СОШ № 2,10Б

модератор (аналитик)

Создание групп, добавление участников, закреп сообщений, аналитика участников.

ФИО куратора

г. Туймазы, МБОУ СОШ № 7, директор

педагог-наставник

Общий контроль за реализацией проекта и достижением конечной цели, координация работы всех участников проекта

2 Собери команду. Внешний контур

Фамилия Имя Отчество

Должность

Зачем вы обратились?

Панчихина Ольга Юрьевна - спикер

Исполнительный директор, Председатель Собрания учредителей Фонда. Председатель Общественной палаты Республики Башкортостан. Является членом Общественного Совета ПФО по развитию гражданского общества. Входит в состав участников Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности Республики Башкортостан. С 2013 по 2017 гг. возглавляла Общественный Совет при Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Ольга Юрьевна работает в Фонде с 2003 года

Получил консультацию о том, как можно наиболее эффективно организовать тематическую встречу, на какие моменты нужно обратить внимание, чем заинтересовать людей

ФИО спикера

Сухарева Ирина Рамилевна

Возглавляет студенческие отряды Республики Башкортостан, Член общественной палаты Республики Башкортостан.

Получил консультацию о том, как организовать встречу с большим количеством участников и как обезопасить себя и других участников в период пандемии.

Наши результаты в период пандемии

Мы создали группу в WhatsApp под названием «кабинет детского доверия» и добавили в нее еще 25 одноклассников. Основная цель группы – сплотить наш класс, подбирать интересные идеи для проведения перемен, совместно готовить и реализовывать проекты, готовиться к конкурсам и олимпиадам, рассказывать о своих достижениях, поздравлять друг друга и другое. Далее, мы запланировали выход в ЗУМ, в указанное время создали беседу, и все подключились.

Хочется отметить следующие моменты:

1. Доступность. Очень важно, что у всех участников есть доступ к площадке в любом месте, чтобы пользоваться ей было удобно и комфортно.

2. Информативность. Для эффективного нетворкинга самое важное — быстро найти информацию о потенциальных участниках — кто участвует, чем они занимаются, какие могут быть точки пересечения интересов.

3. Приватность. На таких площадках, участники могут раскрывать другим только ту информацию о себе, которую считают нужной и достаточной. Не все любят обсуждать что-то личное с не всегда знакомыми людьми. Желательно, чтобы группа, в лице модератора помогала находить полезные контакты, не допуская углубления в какую-личную информацию

4. Срок жизни. Полезные связи не должны потеряться после мероприятия. Отлично, если получится создать такую среду для нетворкинга, которая будет приносить пользу участникам и после мероприятия, станет основой для долгосрочных отношений.

5. Ситуативность. Участники делятся мыслями по ходу трансляции, задают вопросы или просят углубиться в отдельную тему.

В результате проведения первого нетворкинга, удалось достичь того, что ребята предложили множество интересных идей для проведения перемен, была выбрана группа ребят в количестве трех человек для решения конфликта, предложено реализовать проекты. Результаты нас только порадовали. Ребята общались между собой, не стесняясь высказывать свои мнения. Мы для себя отметили проблемные точки, на которые нужно обратить внимание. Некоторые ребята, которые для многих считались «серыми мышками», и с мнением которых не считались, открылись с другой стороны, а что самое главное они увидели, что с их мнением и к их идеям прислушиваются.

И мы еще раз убедились, что данная форма нетворкинга в школьной среде работает, и с помощью него можно предотвратить некоторые проявления буллинга.

Выводы по главе II

В рамках практической части исследования мы выполнили следующие этапы работы:

- Определили роль буллинга в школьной среде, используя метод анкетирования. В анкетировании участвовали 102 ученика 7-х классов. Результаты нас более или менее обрадовали. Из 102 учеников 95 учеников ответили, что они ни разу не были в ситуации буллинг, но все из опрошенных, знают что это такое. Самый главный вопрос, который нас интересовал, это кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга. Вот в этом вопросе ответы не очень благоприятные. 80% учеников из 100% ответили, что другу, и только 10% человек ответили, что родителям, остальные предпочли рассказать учителю. Исходя из ответов анкеты, мы провели классный час о доверии к близким людям, которые тебя окружают и любят. И еще раз убедились, что создания в школе кабинета детского доверия просто необходим.

- Описали опыт МБОУ СОШ№7 по профилактике «буллинга». В ходе данного этапа работы мы побеседовали с психологом нашей школы, чтобы выяснить какие работы ведутся у нас в школе по предотвращению буллинга. В первую очередь в школе работает психолог, она ведет беседы с детьми и родителями. Учителя и администрация школы, также ведут активную работу в этом направлении, проходят педсоветы и собрания на данную тему.

Также мы узнали о трёхдневных лагерях, выезд которых организует наша школа, единственная в городе и районе. Проводятся они в трех направлениях: лидерство, ЮНЕСКО и Аэрокосмическая школа «Ключ на старт». Ребята могут в неформальной обстановке пообщаться друг с другом, открыть в себе какие-то скрытые таланты, и может быть стать не замкнутым в себе. Организовали кабинет доверия, обговорив принцип работы с директором школы Михеевым А.В. А также в контакте была создана закрытая беседа, где дети анонимно могут написать о просьбе в беседе с тем или иным учеником. С детьми разговаривали и общались на разные темы, спрашивали, посещают ли они какие-нибудь кружки. Если нет, то предлагали кружки, которые находятся в нашей школе.

- И последним этапом была организация взаимодействия с заинтересованными учреждениями, социальными службами и Правительством РБ. Основываясь на нашем опыте, который мы проводим в нашей школе, мы обратились в Управление образования с предложением внедрить этот опыт в других школах города и района. А так же мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчишиной, письмо-обращение. В нем мы рассказали, как на примере нашей школы бороться и предотвращать буллинг. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан, приводя доводы об эффективности его работы.

Изучили понятие нетворкинг и нашли применение нетворкинга в школьной среде по предотвращению буллинга. В результате проведения первого нетворкинга, удалось достичь того, что ребята предложили множество интересных идей для проведения перемен, была выбрана группа ребят в количестве трех человек для решения конфликта, предложено реализовать проекты. Результаты нас только порадовали. Ребята общались между собой, не стесняясь высказывать свои мнения. Мы для себя отметили проблемные точки, на которые нужно обратить внимание. Некоторые ребята, которые для многих считались «серыми мышками», и с мнением которых не считались, открылись с другой стороны, а что самое главное они увидели, что с их мнением и к их идеям прислушиваются.

Заключение

Изучив проблему буллинга, мы определили, что существует острая необходимость в профилактике данного асоциального явления. Российская Федерация, Республика Башкортостан обозначили проблему буллинга, разработали мероприятия по его профилактике. Администрация школы, учителя, социальный педагог, психолог школы этим занимаются в силу своих функциональных обязанностей. По нашему мнению, заниматься профилактикой буллина в школьной среде могут и сами дети. Именно они находятся в эпицентре буллинга: одни ему подвергаются, другие – за этим наблюдают или знают. Значит, это проблема и тех, и других. Решать её нужно снизу, вначале сами дети, ведь это их проблема, о которой они знают гораздо больше взрослых. С этой целью мы создали на базе своей школы кабинет детского доверия, группу в Контакте куда мог бы обратиться со своими проблемами любой ученик школы. Он даже может выбрать того, кому хотел бы рассказать о своём наболевшем. И это правильно, ведь часто школьные проблемы могут быть решены теми, кто в них участвует, то есть самими детьми. Создавая кабинет детского доверия, мы решаем две задачи. Первая: помогаем тем, кто попал в буллинговую среду; даём понять, что он нам нужен, мы с ним; его проблемы - это и наши проблемы тоже, он в социуме не один. Вторая: учим жить в гражданском обществе, где любую обозначившуюся проблему можно решить объединившись с теми, кому это не безразлично.

Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Перспективы работы заключается в том, что мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчихиной, письмо-обращение, о профилактике буллинга в нашей школе и пути ее решения. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан. И как результат- нас пригласили на обсуждение этого вопроса в Общественную палату РБ 14 ноября.

Изучили понятие нетворкинг и нашли применение нетворкинга в школьной среде по предотвращению буллинга. В результате проведения первого нетворкинга, удалось достичь того, что ребята предложили множество интересных идей для проведения перемен, была выбрана группа ребят в количестве трех человек для решения конфликта, предложено реализовать проекты. Результаты нас только порадовали. Ребята общались между собой, не стесняясь высказывать свои мнения. Мы для себя отметили проблемные точки, на которые нужно обратить внимание. Некоторые ребята, которые для многих считались «серыми мышками», и с мнением которых не считались, открылись с другой стороны, а что самое главное они увидели, что с их мнением и к их идеям прислушиваются.

Список литературы

Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С.45-50.

Буллинг — травля детей. Что делать? /Санкт Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья": [сайт]. - Спб., [1995 — 2012]. - Режим доступа: http://homekid.ru/bullying/bullyingPart1.html

Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. –2005. – № 18. – С.

Бердышев, И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников [Текст] / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева.  СПб, 2011.  23с.

Глазырина, Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников[Текст] / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко, Т.А. Епоян. – М., 2015.  145 с.

Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». – 2006. - № 11. -С.15-18.

Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченностьнеравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.

Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Д.А. Лэйн // ZipSites.ru: бесплат. електрон. интернет б-ка. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414(14.11.2016)

Олвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? [Текст] / Д. Олвеус.  М., 2009.  236с.

Интернет ресурсы

http://www.i-gazeta.com/news/dokole/40993.html «Общественная электронная газета».

http://lenino-csssdm.netdo.ru/article/15211 «Хулиганство, буллинг: ответственность несовершеннолетних».

Приложение 1

Форум школьного образования «Взлетай».

Приложение 2

Круглый стол в Общественной палате Республики Башкортостан

Ольга Юрьевна Панчихина

Приложение 3

Проект «Будь рядом» Лида Исаргакова

Приложение 4

Анкетирование в школе

Приложение 5

Анкеты учеников

Приложение 6

Результаты анкетирования

Знаешь ли ты, что такое буллинг?

- да 100%

- нет

2. Виды буллинга

3. Подвергался ли ты когда-нибудь буллингу?

- я никогда не подвергался буллингу 95%

- я подвергался буллингу иногда 5%

- я подвергался буллингу часто 0%

4. Почему другие ученики осуществляли буллинг в отношении тебя?

- я не испытывал буллинг

- поскольку я считаю себя «выше» их

- поскольку я больше нравлюсь учителю, чем другие

- поскольку я богатый/бедный

- поскольку моя внешность слишком привлекательна/специфична

- поскольку я часто ссорюсь с другими учениками

- я не знаю почему они это делали

5. Как ты поступаешь в ситуации буллинга

- я не испытывал буллинг

- я пропускаю школу

- я ни с кем не разговариваю

- я становлюсь слабым, беспомощным

- я избегаю места, где это произошло

- я стараюсь объяснить, что так нельзя поступать

- я делаю вид, что ничего не произошло

6. Был ли ты свидетелем буллинга в своей школе, классе, окружении?

- я был свидетелем буллинга

- я не наблюдал ситуацию буллинга

7. Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?

- учителю 10 %

- родителям 10%

- своему другу/подруге 80%

- держал бы все в себе 0%

8. Ты когда-нибудь участвовал в буллинге в отношении другого ученика?

- я никогда не участвовал в буллинге

- я участвовал в буллинге

9. Как ты считаешь буллинг это проблема, и ее надо решать?

- да

- нет

Приложение 7

Беседа с психологом

Приложение 8

План мероприятий по борьбе с буллингом МБОУ СОШ № 7

Утверждаю

директор МБОУ СОШ №7 г.Туймазы

________________А.В.Михеев

«___»_______2020г.

План

мероприятий по профилактике буллинга, кибербуллинга, моббинга и скулшутинга

на 2020 - 2021 учебный год

п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий

1.

Создание памятки для педагогов- предметников и классных руководителей «Буллинг как разновидность детского насилия»

сентябрь

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

2.

Информационный материал по профилактике детского насилия, буллинга, скулшутинга на сайте ОО

сентябрь

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

учитель информатики Шумихина И.Х.

3.

Подбор методических рекомендации дляпедагогов по распознаванию признаковразличных видов буллинга, скулшутинга.

октябрь

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

4.

Оформление информационного стенда«Школьныйбуллинг и кибербуллинг. Мифы и факты».

сентябрь

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

2. Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

1.

Совещание при зам. директора по ВР потеме «Школьныйбуллинг и кибербуллинг. Что этотакое?»

октябрь

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

2.

Семинар ШМО классных руководителейпо теме: «Роль классного руководителяпо профилактике буллинга, скулшутинга, моббингав ученических коллективах»

ноябрь

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

3.

Педагогический совет: «Основные

механизмы и проявления феномена

буллинга, моббинга, скулшутинга и их влияниена процесс обучения детей в школьныхусловиях»

февраль

Заместитель директора по ВР

Колесова Н.Н.

социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

4.

Консультации педагога-психолога,

социального педагога по проблемным ситуациям:

• Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?

• Буллинг или как не стать жертвой?

• Что может послужить причиной кибербуллинга?

•Детскийбуллинг и моббинг в школе. Как защитить ребенка от травли.

в течение года

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

5.

Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам

оказания поддержки неуверенным,

отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

в течение года

Классные руководители

3. Работа с родителями.

1.

Родительские собрания в классах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. Как пережить последствия буллинга, кибербуллинга, моббинга причиненного в подростковом возрасте.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг, кибербуллинг, моббинг? К чему может привести буллинг,

кибербуллинг, моббинг?

октябрь

апрель

Классные руководители 1-11 классов

2.

Индивидуальные консультации психолога по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам

оказания поддержки неуверенным,

отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

октябрь

ноябрь

январь

март

Психолог школы Смакова Г.Ф.

4. Работа с обучающимися

1.

Классные и информационные часы,

беседы.

1-4-е классы:

• Законы сохранения доброты.

Как безособого трудадобиться, чтобы тебя перестали дразнить

и обижать?

• Наша школа живет без насилия.

• Доброта – спасет мир!Будем добрыми и не будем злыми.

5-9-е классы:

• Бояться страшно. Действовать не страшно.

• Буллинг как стадный допинг.

• Учись быть добрым.

• Безопасное поведение.

• Что такое агрессия?

• Добро против насилия.

• Как не стать жертвой насилия

• Способы решения конфликтов с ровесниками.

10-11-е классы:

• Самовоспитание характера. Когда и как говорить «нет»?

• Как преодолеть школьный

буллинг, моббинг, кибербуллинг?

• Предупреждение

насилия и жестокости в школе.

• Учимся жить без конфликтов.

• Моя жизненная позиция.

октябрь

декабрь

февраль

апрель

октябрь (7 классы)

октябрь (9 классы)

январь (7 классы)

февраль (8 классы)

январь (6 классы)

декабрь (5 классы)

октябрь (6 классы)

ноябрь (8 классы)

февраль (5 классы)

апрель (9 классы)

апрель (10 классы)

январь (10 классы)

декабрь (11 классы)

декабрь (10 классы)

октябрь (11 классы)

ноябрь (11 классы)

 

2.

Правовой кинозал с просмотром видеоролика «Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор» (7-8 классы)

октябрь

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

3.

Классныйчас-тренинг«Техника

снижения уровня тревожности» (8-11классы)

ноябрь

Психолог школы Смакова Г.Ф.

4.

Встреча с работниками прокуратурыи полиции на тему «Буллинг как причина противоправных поступков»

ноябрь

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

5.

Встреча с инспектором по делам

несовершеннолетних на тем «Школьныйбуллинг как предпосылка противоправного поведения

несовершеннолетних и его предупреждение»

декабрь

март

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

Приложение 9

Выступление в школе перед учениками

Приложение 10

Тематические лагеря

Приложение 11

Случай в Стерлитамаке

Приложение 12

Беседа с директором МБОУ СОШ №7 Михеевым Андреем Владимировичем

Приложение 13

Беседы с учениками школы

Приложение 14

Аэрокосмическая школа «Ключ на старт»

Приложение 15

Беседа в Управлении образования с Смирновой М.В.

Приложение 16

Письмо обращение в Общественную палату РБ

Председателю Общественной палаты РБ

Панчихиной О.Ю.

от ученика 8 класса МБОУ СОШ №7

г. Туймазы

Хабирова Эмиля

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Я хотел бы обратиться к Вам с предложением о внедрении в школы РБ, опыт МБОУ СОШ №7 города Туймазы, о профилактике буллинга, который я предложил. Травля детей в школе – это острая проблема, которую нужно не только решать, но и предотвращать. Смотря новости в социальных сетях, я все больше и больше ужасаюсь от неустойчивой психики подростков. Откуда такая агрессия? Ведь многие дети, которые стали жертвой буллинга воспитываются в благополучных семьях. И можно ли предотвратить это в самом начале. В нашей школе работает психологическая служба по буллингу, социальный педагог проводит профилактические беседы. Я провел анкетирование в классе, где было 20 вопросов. Самый главный вопрос, который меня интересовал это: Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, или стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации? Варианты ответов были следующие: учителю, родителям, своему другу или держал бы в себе. Результаты меня очень удивили. Только двое детей ответили, что родителям, четверо держали бы в себе, остальные написали, что рассказали бы другу. Вот это и навело меня на мысль создать в своей школе кабинет детского доверия. Работает он так. В школе по сарафанному радио передали, что каждый ребенок может рассказать о своих проблемах, тому ребенку, которому он доверяет и считает авторитетом, и его мнение для него весомо. Такая система работает уже два месяца. Было проведено около 100 бесед. Дети доверяли самое сокровенное, делились своими мыслями, спрашивали совета в разных областях. Если были серьезные проблемы, то уже по согласию ребенка подключали социального педагога, а такие проблемы были. Хочу сказать, что есть некоторые моменты, которые просто мы дети, не всегда можем рассказать взрослым. Моим учителем была проведена беседа с учителями нашей школы, какова стала обстановка в классах. И все учителя сказали, что положительная динамика на лицо. Дети в нашей школе, теперь знают, что они не останутся один на один со своей проблемой. Зная, что в школе имеется детская поддержка, я уверен, что травли со стороны сверстников в нашей школе точно не будет.

С уважением Эмиль.

Просмотров работы: 4359