Введение
В современном мире новые технологии, процессы и явления появляются стремительно быстро. Крайне важно и актуально также быстрое государственное реагирование на новые реалии и создание системы нормативных регуляторов тех сфер, которые являются наиболее значимыми для человека, нашего общества или государства. Регулирование сферы профессиональной деятельности, труда, налогообложения новых видов приносящей доход деятельности – важная задача для достижения оптимального согласования интересов участников формирующихся общественных отношений и интересов государства.
Целью нашей работы было изучение такого феномена современной жизни как «блогерство», а также понятий, связанных с блогерством.
Перед нами были поставлены следующие задачи: изучить значение понятий «блогер», «блогерство», нормативно-правовые основы регулирования деятельности блогеров, выявить проблемы правового регулирования, пробелы в законодательстве, а также предпринять попытку внесения предложений в совершенствование нормативной базы.
Объект исследования – сфера отношений, возникающих при осуществлении блогерской деятельности.
Предмет исследования – нормативное регулирование блогерства как нового вида профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: блогерство является новым видом профессиональной деятельности, подлежащим соответствующему правовому регулированию.
Блогинг как профессия
Профессии в современном мире меняются очень быстро, одни исчезают, им на смену приходят другие.
В общероссийских классификаторах, квалификационных справочниках, перечнях профессий и должностей закреплено множество наименований самых разнообразных профессий и должностей, признанных в нашем государстве в качестве официальных. По каждой из них установлен ряд профессиональных требований, определен круг прав и обязанностей, многие их современных наиболее важных профессий регламентированы профессиональными стандартами. Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ) [4].
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ) [4].
Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [6]. Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 указанного закона. Профессиональная деятельность регламентируется федеральным законодательством, в том числе и в случае появления новых профессий, возникновении новых видов профессиональной деятельности. Так, в последние 10-15 лет возникло много новых профессий, получивших свое нормативное закрепление и правовую регламентацию. Например, это такие профессии как маркетолог, специалист по безопасности компьютерных систем и сетей, специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов, специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, специалист по продвижению фитнес-услуг и многие другие.
Блогерство – новый, набирающий «обороты» в современном мире вид деятельности, приносящий блогерам не только творческое удовлетворение, но и какой-либо доход. Это труд и сложный процесс, поскольку каждый блогер, чтобы быть востребованным и интересным подписчикам, должен обладать не только теоретическими познаниями, но и владеть специальной подготовкой и рядом специальных навыков – владетьнавыками монтирования материала, фотосъёмки и видеосъемки, создания креативных текстов.
В переводе с латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом, род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда…[12].
Юридический словарь трактует профессию как предмет трудовой деятельности человека, его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ [13].
Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова уясняем, что «профессия – это основной вид занятий, трудовой деятельности» [16].
Под профессией понимается род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, навыков, полученных путем образования [15].
Таким образом, анализируя приведенные определения понятия «профессия», можно сделать вывод о том, что частично блогерство подпадает под основные признаки профессии как рода трудовой деятельности человека. Блогер имеет и ведет свой личный блог (отсюда и наименование профессии); блогер владеет комплексом специальных знаний и умений, определенными психологическими качествами, коммуникативными навыками, он интересен публике; его деятельность является источником дохода.
Однако следует отметить, что не в пользу утверждения о том, что блогерство – это полноценная профессия, свидетельствует тот факт, что блогерство не является официально признанным профессиональным занятием человека; требования к квалификации блогера нормативно не определены и не позволяют каким-либо инструментальным способом установить его уровень квалификации и профессионального мастерства; образовательные организации специально не готовят блогеров.
2. Нормативно-правовое регулирование блогерства
Учитывая изложенное, на вопрос о том, является ли сегодня блогинг профессией, следует, с нашей точки зрения, отвечать утвердительно. Блогерство – это уже широко распространенное и объективно существующее явление. Блогеры собирают огромные аудитории, влияют на мнение людей, просвещают их, что роднит блогерство с журналистикой. Однако существуют и негативные проявления и злоупотребления в данной сфере деятельности – пропаганда насилия, вражды, запрещенных препаратов и средств, использование нецензурной лексики, предоставление недостоверной информации, имеют место оскорбления и клевета.
Следует отметить, что еще 1 августа 2014 года в России были приняты поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ (так называемый «закон о блогерах»), обязывающие блогеров, интернет-страницы которых ежедневно посещают более трех тысяч пользователей, выполнять предъявляемые к СМИ требования [8].
Блогеры подлежали регистрации в специальном реестре. При осуществлении своей деятельности блогеры могли принимать на возмездной основе рекламу. Блогером, согласно «закону о блогерах», считается владелец Интернет-сайта или страницы Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей.
Такие лица были обязаны:
– соблюдать требования законодательства РФ, регулирующие порядок распространения массовой информации;
– проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
– не допускать использование сайта или страницы сайта в сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
– не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, а также соблюдать честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций.
Блогеров также обязывали размещать свою фамилию и инициалы, а также электронный адрес для направления юридически значимых сообщений. В законе отмечалось, что блогер имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом, а также излагать в своем блоге свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима. Допускалось также распространение в своем блоге рекламы на возмездной основе в соответствии с гражданским законодательством и законом о рекламе.
Законом также установливалось, что организатор распространения информации в Интернете обязан в установленном Правительством РФ порядке уведомлять Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем или компьютерных программ, которые предназначены или используются для приема, передачи, доставки или обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет. Такие лица обязаны хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей Интернета и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.
За неисполнение обязанностей организатором распространения информации в Интернете, а также за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в Роскомнадзор предусматривались максимальные штрафы в сотни тысяч рублей [17].
Таким образом, поправками в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ[7]было законодательно закреплено понятие «блогер», был установлен его правовой статус, определены основы ответственности. Государство на законодательном уровне признало блогерскую деятельность и предприняло попытку ее эффективного урегулирования.
Тем не менее, по мнению законодателя, принятие данного закона не принесло желаемого результата. В 2017 году нормы закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующие распространение блогером общедоступной информации, показавшие свою «неэффективность», были упразднены. С 1 августа 2017 г. Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров. Федеральный закон № 276 от 29 июля 2017 признал утратившими силу положения, регулировавшие деятельность блогера, – статью 10.2. «Особенности распространения блогером общедоступной информации» из ФЗ № 97 от 4 мая 2014 г. [7; 10].
При этом, как уже отмечалось, происходит широкое развитие блогерской деятельности, блогеры успешно собирают огромные аудитории, распространяют рекламный продукт.
Таким образом, в настоящее время в России нет специальных законов, которые бы регулировали деятельность блогеров. Владельцы видеохостингов (особенно небольших) считают, что вопрос уплаты налогов к их деятельности не имеет отношения. Однако действие Налогового кодекса РФ распространяется на все доходы, заработанные на видеохостинге, с точки зрения законодательства они ничем не отличаются от доходов, полученных от торговли или оказания услуг.
Обратимся к статье 208 НК РФ, посвященной налогообложению доходов физических лиц [3]. В ней содержатся нормы, вполне применимые к блогерам: доход получен от использования авторских или смежных прав в России и за ее пределами. Владельцы каналов участвуют в партнерских программах и получают деньги за рекламу. Очевидно, что для налоговой службы блогер – это физическое лицо, которое ведет деятельность на территории России и получает за это деньги.
При этом ни в законах, ни в правилах использования социальных сетей нет четких инструкций по регистрации своей деятельности и уплате налогов, по установлению четких и понятных правил определения объектов налогообложения. Очевидным остается то, что уплата налогов от любой деятельности, приносящей доход, – обязанность граждан. Основной риск для блогеров, которые не платят налоги – это проблемы с банком. Служба валютного контроля отслеживает денежные поступления на счета клиентов. Если банк не получил подтверждения легальности полученных денег, то он передает данные в ФНС. Это приводит к блокировке счетов и проведению налоговых проверок, которые заканчиваются уплатой штрафов. Неуплата налогов регулируется Уголовным кодексом РФ [3].
С 1 января 2019 г. начался эксперимент по внедрению специального льготного налогового режима для самозанятых. Введение специального налогового режима позволяет легализовать различного рода деятельность. Самозанятость могла бы стать выходом из сложившейся ситуации, и позволила бы блогерам легально вести свою деятельность. Однако, до настоящего времени, блогерство не подпадает ни под один из возможных видов деятельности, на которые распространяется льготное налогообложение.
По данным исследовательской компании BloggerBase, в 2020 г. только видеоблогеры в России заработали около 18 млрд. руб. Пандемия стимулировала рост спроса на контент и, как следствие, на рекламу в интернете, в частности, через социальные сети [1].
Блогеры, у которых иностранные компании заказывают рекламу, как правило, получают деньги на личный счет, и если сумма не попадает под финмониторинг, т.е. составляет менее пятисот тысяч рублей, по факту никто ей не интересуется и не отслеживает, откуда она поступила. Таким образом, наше государство недополучает миллиарды рублей ежегодно, так как уже больше половины всей производимой рекламы переместилось в Интернет.
Проблема налогового администрирования в блогосфере актуальна на сегодняшней день не только в России, но и в большинстве стран мира. Одним из возможных путей решения проблемы является введение требования к иностранным платформам в автоматическом режиме выгружать информацию в налоговые органы соответствующих стран по резидентности налогоплательщиков. Для этого нужно распространить обязанности, которые сегодня существуют у финансовых институтов, на социальные сети и иные платформы, где формируются доходы блогеров.
Эффективные изменения в системе налогообложения необходимы, но главное, чтобы они не приводили к тому, что любой доход из-за границы вызывал подозрения у контролирующих органов и автоматически приводил к блокировке счета, и, соответственно, парализовал осуществление деятельности.
Заключение
Подводя итоги работы, следует указать, что выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась: блогерство,фактически, одна из новейших профессий, которая стала популярна за последние 15 лет.
Блогеры по определенным правилам и на постоянной основе осуществляют свою деятельность в сети Интернет, получают доходы от рекламы. Однако на сегодняшний день надлежащее нормативное регулирование блогосферы отсутствует, существуют противоречия и пробелы в правовом регулировании налоговых правоотношений, правовое положение блогеров в Российской Федерации не определено.
Как нам представляется, становится необходимым установление понятийного аппарата, в частности, определение таких понятий, как «блогер», «блогерская деятельность», «блогосфера»; решение актуальных проблем, которые обозначил опыт применения Федерального закона от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (например, определение правового статуса блогера, регулирование сфер создания и эксплуатации блога, налогообложения блогерской деятельности); установление необходимой правовой базы для создания гарантий реализации прав граждан на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность персональных данных, защиты интересов личности, общественных и государственных интересов в блогосфере.
.
Список использованных источников и литературы
1. YouTube has 2 billion logged-in viewers each month [сайт]: The Verge https://variety.com/2019/digital/news/youtube-2-billion-users-tv-screen-watch-time-hours-1203204267/ (датаобращения: 15.03.2021).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – № 31. – 03.08.1998. – Ст. 3824
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
6. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238 [сайт]: СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (дата обращения: 15.03.2021).
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 [сайт]: СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 22.03.2021).
8.О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: Федеральный закон ) [сайт]: СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221230/ (дата обращения: 22.03.2021).
9. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) [сайт]: СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 22.03.2021).
10. О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 74 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – №14. – Ст.1649.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [сайт]: СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33472.html/ (дата обращения: 22.03.2021).
12. Большая советская энциклопедия [сайт]: Большая Советская Энциклопедия: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 15.03.2021).
13. Борисов А. Б. Большой юридический словарь; Книжный мир - Москва, 2012. – 848 c.
14. В этой сфере есть деньги, но нет должного регулирования [сайт]: Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/4573321(дата обращения: 15.03.2021).
15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, 2019. – 1254 с.
16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. – 1248 c.
17. Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии» [сайт]: Центр тестирования и развития https://proforientator.ru/publications/articles/kak-stat-blogerom-i-mozhno-li-eto-schitat-professiey.html (дата обращения: 15.03.2021).