Сравнение православной веры и славянского язычества

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнение православной веры и славянского язычества

Солод А.И. 1
1МБОУ СОШ№1 им И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ№1 им И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В 2019 году исполнился юбилей 1030 лет со дня крещения Руси, что побудило во мне интерес к данной теме, а затем возник вопрос, а остались ли приверженцы славянского язычества после стольких лет гонения с начало православной церкви на них (с 989 по 1918), а потом и советской власти (с 1918 по 1991).Также мне стало интересно, насколько кардинально отличаются друг от друга эти две религии.

Цель - рассмотреть историю двух религий, найти их сходства и различия.

Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день все чаще можно встретить людей придерживающихся славянского язычества, что вызывает у некоторых непонимание или даже отвращения к ним.

Основные задачи исследования:

1. собрать теоретический и документальный материал;

2. провести анализ полученных материалов и обобщить данные;

Предмет исследования – история православного христианства и славянского язычества.

Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.

Гипотеза: я надеюсь, что моя работа позволит мне подробнее изучить история православного христианства и славянского язычества.

Методы исследования:

изучение материалов, собранных с интернет ресурсов;

сопоставление полученных фактов;

анализ и обобщение собранной информации.  

Для написания своей работы я использовал документальную, монографическую, научно-популярную литературу.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что данная работа несет в себе ранее не известную информацию о история православного христианства и славянского язычества.

Настоящая работа может быть использована лицами, занимающимися изучением истории православия и страны.

Верование древних славян.

Основная часть информации про религию славян сохранена в устном виде и передаётся от поколения к поколению. Есть и немногочисленные письменные источники, к примеру, «Велесова книга» (см. приложение I рис.1).

Согласно представлениям наших предков, существует особая сверхчеловеческая сила, животворящая энергия, которая присутствует во всём и везде. Славяне пользовались целой системой понятий для обозначения этой сверхъестественной силы.

На самой высокой ступени иерархии располагались божества. Само слово «Бог» — подразумевало собой того, кто даёт долю, блага, богатство. При этом языческие боги, по аналогии с античными, могли быть небесными, подземными и земными.

Кроме того, наши предки верили, что душа человека является вечной и бессмертной. В процессе погребения придерживались особых тонкостей, ритуалов с целью обеспечения душе вечного покоя. Считалось, что если всё сделать правильно – дух уйдёт в мир Нави, откуда будет оказывать помощь потомкам.

Существовало несколько вариантов захоронения, одним из них была кремация. Также особенного внимания в язычестве уделяли водной стихии. Верили, что вода – это связующее звено живого и потустороннего миров.

Были особенные обрядовые действа, сопровождающие умершего при переходе в иное измерение. Но важно было придерживаться ритуалов и после похорон. Например, тризны – представлявшей собой совокупность состязаний и пиршеств. Тризна выполнялась, чтобы активизировать поток жизненной силы, дабы жизнь по итогу одержала победу над смертью.

Обряд погребения относился к ритуалам перехода. К этой же категории причисляли свадьбу и появление на свет малыша. Ещё наши пращуры прибегали к календарной обрядности: были определённые праздники такого плана вроде Святок и Масленицы. При ритуальных действиях полагалось совершать жертвоприношения для задабривания божеств. Обычно жертвы представляли собой пищу и прочие дары.

Нередко жертвенные яства поедали прямо на пиршестве. Народный фольклор хранит разные сведения про жертвенные пиры. У славян считалось, что на такие праздники в виде гостей, но в тоже время и хозяев, спускаются сами Боги.

Славянские верования, в отличие от христианских, не запрещали получать информацию о будущем. Поэтому были популярными разные виды гаданий. А так как вода у славян – это мистическая субстанция, то очень многие предсказания задействовали её.

Семья представляла собой первичную ячейку религиозной жизни. Из совокупности семей создавались роды. Глава семьи нёс ответственность за выполнение сакральных обрядов. В славянстве была категория ведающих людей (иначе волхвов), которые владели тайными знаниями, могли помочь в трудных ситуациях.

Кроме того, восточные славяне верили в сверхъестественных существ – духов природы. Каждый дух соотносился с определённой стихией – например, леший – являлся духом леса, водяной – духом воды, полудница – духом поля, домовой – домашнего очага и так далее. [1]

Теперь обратимся немного к языческой мифологии. Высшими мужскими божествами для восточных славян выступали: Перун, Сварог и Сварожичи, Дажьбог, Велес (Волос), Хорса, Стрибог, Ярило (см. приложение I рис.2). Рассмотрим подробнее, за что отвечал каждый из богов.

Перун – является богом грозы, молнии с громом. В язычестве существовал культ бога-Громовержца, в его честь создавались капища, возводились храмы и идолы. С некоторыми из них мы можем ознакомиться и в наши дни – находятся они на территории России и Украины.

Сварог. У восточных славян Сварог выступает духом земного огня. По своим характеристикам он очень напоминает древнегреческого бога Гефеста. Сварог в одно и то же время покровительствует небесному огню и подаёт людям культурные блага. А устав, Сварог передал свои функции потомкам – Даждьбогу и Сварожичам.

Дажбог. Это божество летнего солнышка, по преданиям, живущее на востоке. Ежедневно Даждьбог едет по небесам в своей золотой колеснице. Его прототип в древнегреческой мифологии – бог Аполлон. Само имя божества отражает его характеристики – (с древнерусского «дай» — «дажь»). То есть, это бог, который даёт различные блага людям.

Хорс – является божеством солнечного диска, приближённым к Дажбогу. Его имя пишется в различных вариантах: Хърсъ, Хорса, Хорс. Наши пращуры поклонялись Хорсу, как могущественному подателю солнечного света, теплоты, обеспечивающему высокую урожайность земли, посылающему разные блага. Он ассоциировался с самой жизнью.

Стрибог. Одно из важнейших божеств в славянском пантеоне. Стрибог представлял собой отца других богов, деда ветров. По некоторым сведениям, Стрибог мог контролировать звёзды.

Ярило (Ярила) – бог, ответственный за весеннее плодородие. В его имени кроется корень яр-, вызывающий ассоциации с весенним плодородием, яровыми культурами, весной, хлебом, бычками-яровиками, яркой.

Симаргл (именуемый иначе Семарглом) – божество, чьи функции в славянстве окончательно не ясны. Предположительно, что Семаргл был вестником богов, а также богом растительности.

В «Повести временных лет» рассказывается об идолах, стоящих на капище князя Владимира – среди них находился Семарглов кумир. Но сведений о нём весьма мало. Единственное, что известно – что Симаргла ассоциировали с семенами, ростками, корнями растений, молодыми побегами.

Кроме того, его считали символом «вооружённой доброты». Отводили ему роль посредника между главным небесным и земным богом. Считается, что Семаргл обладает иранским происхождением, но оказался в восточнославянской мифологии.

Велес (либо Волос). Летописные источники характеризуют его как «скотьего бога», покровительствующего скотоводству, плодородию и материальным благам. А одна словацкая песня описывает Велеса как «Пастуха».

Помимо того, Волос тесно связан с культом умерших. Об этом свидетельствуют некоторые балтийские параллели (welis — покойник, welci – души мёртвых). А если изучить мифологию балтийских народностей, то станет очевидно, что у них Велес (либо иначе Виелона) почитался, как пастух душ усопших. Бога Велеса всегда противопоставляли Перуну. На знаменитом Киевском капище нет ни одного кумира Велеса, зато его статуя раньше была на Подоле. Подол – это торговая область города, что свидетельствует о том, что Велес также покровительствовал и торговцам. С течением времени богу скотины, плодородия и торговли добавили ещё и функций земледельца. Известен ритуал жертвования последних колосков, сохранившихся после жатвы, Велесу.

Основные женские богини у славян – это Лада, Леля и Мокоша. Лада и Леля – отвечали за плодородие, любовь. Также Ладу чтили, как покровительницу брачных союзов, к ней обращались за помощью, чтобы в семье и жизни человека воцарился полный порядок, «лад», гармония. Леле, сравнительно Лады, досталась более скромная роль в славянской культуре. Она была известна как богиня свежей зелени, юных, только зарождающихся чувств. Мокошь – выступает ещё одним женским божеством. Её имя встречается в разных вариантах названий – Мокоши, Макоши, Мокуши, Макуши. Примечательно, что Мокоша являлась единственной богиней, чей кумир был установлен там же, где стояли идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла. При этом Мокошу чтили не только восточные, но и западные, и южные славяне-язычники. Про это можно судить по словенской сказке про колдунью Мокошку. Интересно, что богиня Мокошь ассоциировалась с дождями, грозами, разной непогодью, а также искусством прядения и ткачества. Считалось, что она покровительствует женскому рукоделию. [2]

Православие.

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом. Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос (см. приложение II рис.1) — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии. Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

- Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.

- рощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.

- Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.

- Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.

- Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.

- Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.

- Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться. [4]

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие основывается на нескольких догмах:

Только истинно верующие будут спасены.

Для прощения грехов необходимо креститься.

Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.

Бог принимает образ и подобие человека.

Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.

Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.

Иисус является Главой верной православной Церкви.

Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.[5]

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского (рис.4). В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).

В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.[6]

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

Для православия значение имели следующие Соборы:

325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.

381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.

431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.

451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.

553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).

680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.

787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.

Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.

879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии. Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.[7]

Сравнение верований.

При поверхностном рассмотрении и отсутствии углублённых знаний, можно сказать, что они кардинально разные. Но при близком рассмотрении можно заметить некоторые сходства. К примеру, в славянском язычестве у всего был свой бог или мистическое существо (покровитель), которое подчиняется главе пантеона, есть тот, кто его предал. Ничего не напоминает? На первый взгляд это может показаться абсурдом, но если допустить что это так и начать сравнивать, к примеру, ритуалы или область покровительства то мы увидим множество сходств.

Ритуалы: зайдя в любой современный храм или церковь мы увидим изображения святых (идолы), у которых зажигаем свечу и произносим молитву (своего рода жертвоприношение, для исполнения нашего прошения).

Православные святые и схожие с ними славянские боги.(см. приложение I рис.1)

Специальные обряды погребения.

Схожесть опасения создания мира.

Схожесть в иерархии божеств.

Схожесть некоторых догм и правил.

Существуют и другие сходства, но они не значительны. Нельзя отрицать и различия, коих тоже не мало, но все-таки даже при неполном углублении в данный вопрос видны сходства данных верований. Поэтому ошибочно было бы считать что это кардинально разные религии.[8]

Роль в современной России

В наши дни (особенно в последние годы) – наблюдается резкий интерес к славянской культуре и язычеству. Создано множество родноверческих организаций в отечественных странах, а также государствах СНГ.

Родноверие – это раньше и была вера русских народов, испокон веков исповедуемая нашими предками. Она представляет собой природную духовность, присущую славянам изначально.

Если бы люди росли в уединении, не получая информации о различных учениях – они были бы язычниками. Верили бы, что всё в природе является живым, тесно связано друг с другом и зависит от движений души.

Благодаря тесному общению с природой современные родноверы учатся восстанавливать свои кровные связи с ней, с любыми живыми существами. Воспринимают природные силы, как своих покровителей.

Конечно, никто не может заставить человека обратиться в язычники силой, и подобное будет в корне неправильным. Нужно прийти к этому внутреннее, почувствовать, что вы готовы открыть для себя знания предков, впустить их в своё сердце и душу.

Родноверие – является больше чем просто религией, выступая мировоззрением человека в целом, смыслом его жизни. А смысл жизни родновера – жить по принципам чести и совести, гармоничное взаимодействие с природными стихиями и постоянное духовное совершенствование.[9]

В то время как православие имеет колоссально большое влияние в России и является не только официальной религией, но и имеет крупнейшую паству в РФ. Также из-за своего международного статуса, правительство активно спонсирует ее и выделяет ей льготы. Также она старательно пытается расширить свое влияние на мировой арене, и закрепиться как лидер православного мира, в чем ей также помогает правительство. [3]

Заключение.

В заключении хочу сказать, что данные верования имеют множества сходств хоть и исторически противостояли друг другу, но на данный момент славянское язычество не может противопоставить ничего православию

При этом хочется обратить внимание на то, что христианство — это религия мира и она всегда старается избежать конфликта и борьбы. Именно поэтому священники предпочитают сублимировать традиции и наделить их христианским смыслом, нежели выдирать их из человеческих жизней, тем самым прививая отвращение к православию. Оно никогда не боролось с культурой или традицией, но стремилось показать людям истинность всего.

Нет ничего плохого в поддержании старых традиций. Так, японцы снимают обувь перед храмом, сербы — приносят в рождественский камин дубовое полено из леса, а русские сжигают чучело из соломы весной.

Данную работу можно использовать в образовательных учреждениях, а также в СМИ и для продолжения исследования.

Список использованных источников и литературы

 Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009.

Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 444 с.

Смирнов, П. А. Двоеверие как философская проблема. На примере отечественной культуры — М., 2002

Фроянов И. Начало христианства на Руси. — Ижевск: Удмуртский университет, 2003.

Аверинцев С. С. Православие // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; М.: Мысль, 2010.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М.: Общество любителей церковной истории, 2002.

Никольский Н. М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.

Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-yazychestv.html

Каковы главные отличия христианства от язычества https://znanija.com/

Приложение

Приложение I

Рис.1 Велесова книга

Рис.2 Славянский пантеон

Приложение II

Рис.1 Иисус Христос

Рис.2 Климент Александрийский

Приложение III

Рис. 1 Общее между славянскими богами и православными святыми

Покровитель

Славянские боги

Православные святые

Война и все что с ней связано

Перун

АРХАНГЕЛ МИХАИЛВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Мастеров, строитилей

Сварог

Святитель Евфимий Святые преподобные зодчие Печерские

Скотоводство, земледелие

Велес

Агафия, Святитель Тихон, епископ Амафунтский

Любовь и брак

Лада

Адриан и Наталья

Просмотров работы: 1779