Право ребенка на образование в контексте дистанционного обучения

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Право ребенка на образование в контексте дистанционного обучения

Преснякова Д.П. 1
1МОУ Гимназия
Шихов В.А. 1
1МОУ Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей работы «Право ребенка на образование в контексте дистанционного обучения». Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции. Оно рассматривается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека, позволяет каждому из нас найти свое место в обществе, соответствующее способностям, профессии, квалификации, наиболее полно реализовать себя в жизни. Оно гарантируется государством, которое уделяет образованию все большее внимание. Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека. В настоящее время мы очень часто можем услышать фразу «после пандемии коронавируса мир уже не будет прежним». Конечно, это касается практически всех сфер жизни. И образования, в том числе. Внедрение дистанционного обучения было стихийным, но того требовала сложившаяся ситуация. В настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной деятельности. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Поэтому дистанционному образованию уделяется очень большое внимание в нашей стране. Но при этом возникает проблема – а не нарушает ли модное ныне дистанционное образование права обучающихся? Гипотеза автора такова – существующие образовательные права приходят в противоречие с дистанционным образованием, а значит, нарушаются.

Цель работы: изучить, как соблюдается право ребенка на образование при дистанционном обучении.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

- изучить нормативно-правовые документы по правам ребенка, в том числе право на образование;

- проанализировать проблемы, возникающие при дистанционном обучении.

По мнению автора, полностью заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением.

Новизна работы: всего второй год в школах нашего города осуществляется дистанционное обучение, и данная тема является практически не изученной. Тема интересная и актуальная для современной системы образования.

Объект работы – дистанционное образование, предмет работы – права обучающихся.

Основные методы исследования, которые использовались при написании работы – это изучение и обобщение материала по теме проекта, сравнительный анализ нормативно-правовых актов и реальной ситуации с правами детей на дистанте, синтезирование полученных результатов в форме исследовательской работы.

Глава 1

Государственные гарантии реализации права на образование

Каждый человек, начиная с самого детства, имеет права. Об этом должны говорить в детском саду, в школе и других учебных учреждениях. И это важно, поскольку каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы защитить себя в той или иной ситуации.

Ребёнок — это каждое человеческое существо до до­стижения им 18-летнего возраста. В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые осно­вы защиты прав ребёнка. Таким документом стала Дек­ларация прав ребёнка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г.).

Основные принципы Декларации прав ребёнка:

1. Равенство прав всех без исключения детей, без раз­личия или дискримина­ции (лишение равнопра­вия, ограничение в пра­вах) по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, на­ционального или соци­ального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающего­ся самого ребёнка или его семьи.

2. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

3. Ребёнок нуждается в люб­ви и понимании; он дол­жен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком слу­чае, в атмосфере любви и моральной и материаль­ной обеспеченности. 

Изменившаяся обстановка в мире, развитие между­народного гуманитарного права обусловили необходи­мость разработки нового документа в области защиты прав детей. Таким документом явилась Конвенция о пра­вах ребёнка (принята Генеральной Ассамб­леей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в действие на тер­ритории РФ 2 сентября 1990 г.).

Конвенция – это особый правовой документ международного значения, который состоит из 54 статей. В ней утверждается недопустимость дискриминации ребенка, провозглашается приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества. Впервые ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка, право на образование является неотъемлемой частью всех прав, которые должны дароваться ребенку с его рождения. Образование – это определяющая часть жизни любого человека. С помощью этого человек сможет достичь благополучного положения в обществе, сможет саморазвиваться и самовыражаться. Без учебы человеку трудно найти себя в современном мире. Только с помощью такого важного пункта в жизни можно выразить все свои способности.

Глава 2

Права и обязанности ребенка в школе

Права и свободы ребенка в образовании Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ, регулируются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", а также местными административными регламентами, которые принимаются в школах, на основании вышеуказанных документов.

Основными правами ребенка в школе являются следующие:

- получение среднего образования на условиях безвозмездности;

- принимать участие в процессе управления школой, в формах, которые предусмотрены школьными уставами;

-владеть информацией об отметках, полученных за выполнение письменных или устных заданий;

- принимать участия в мероприятиях, организуемых в школах, в соответствии с соблюдением критерий возраста;

- добровольно принимать участие в деятельности по благоустройству школьной территории;

- выбрать форму обучения в соответствии с критериями физического и умственного развития;

- посещать кружки и дополнительные уроки;

- участвовать в проведении различных конкурсах, соревнования, олимпиадах.

- участвовать в организации объединений, которые не запрещены школьным уставом;

- иметь возможность отдыха от учебной деятельности;

- получить на безвозмездной основе медицинскую помощь;

- участвовать в учебном процессе, построенном, в соответствии с последними методиками;

- принимать пищу в соответствии с организацией питания, предусмотренной уставом;

- получить психолого-педагогическую помощь, при наличии необходимости;

- пользоваться электронными ресурсами, специализированными кабинетами, лабораториями в процессе получения знаний.

Помимо прав при обучении на детей возлагаются определенные обязанности:

Все обязанности ребенка в школе сводятся к такому перечню:

- соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;

- добросовестно учиться;

- посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

- выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Итак, право ребенка на получение образование одно из прав, дарованных государством. В свою очередь в процессе получения образования в школе следует исполнять обязанности, наложенные внутренними документами учреждения, поскольку при неисполнении предписаний могут наступить различного рода правовые последствия.

Глава 3

Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции вся наша страна перешла на дистанционное обучение. Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты с помощью средств интернет - технологий или других средств, предусматривающих интерактивность.

Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономику страны, но и влияние мер, вводимых по борьбе с коронавирусом, на основные права человека. Вынужденный перевод на дистанционное обучение породил ряд проблем, как в части соблюдения прав учителей, выразившихся в увеличении продолжительности рабочего дня, так и прав учащихся. Никто и никогда не анализировал, готовы ли дети к "дистанционке". Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. При этом есть еще многодетные и малоимущие семьи, которым потребовалась помощь. При "дистанционке" много материала изучается самостоятельно. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Также для самостоятельного обучения нужна жесткая самодисциплина.

А вот данные Всероссийского независимого народного опроса «Самочувствие школьника и учителя при дистанционном обучении во время распространения коронавирусной инфекции весной 2020 года, проведенного с 20 июня 2020 года по 1 сентября 2020 года». Организатором опроса является Межрегиональная группа общественного контроля за исполнением Указов Президента РФ № 761 и 240. В опросе приняло участие более 11 000 человек из 86 регионов России, из них 7500 родителей, 1500 учителей .

Большинство учителей негативно относятся к дистанту. В таких условиях утрачивается социализация, а без нее, по мнению учителей,  никак не сформировать личность. Учителю нужно видеть живые глаза детей, необходим контакт с ними, обратная связь. Например: обучение оказанию первой помощи человеку, которое проходят на уроках ОБЖ, не может быть объяснено ученикам на видео, для этого нужна практика. Ребенок должен поработать на манекене, запомнить все, отработать навык, чтобы в будущем он мог применить его. При обучении должны задействоваться все виды памяти. А при просмотре видео с последующими тестами он-лайн, результата не будет. Вся информация при однобокой подаче материала моментально выветривается. Качество усвоения плохое.

На видео-уроках очень трудно держать внимание детей. У кого-то стоят обезличенные аватарки, чем там занят ребенок не ясно. Также учителя отмечают, что самое сложное – это оценивание детей. И это не просто мнение педагогов. Есть уже измеримые результаты. Первыми итогами дистанта оказались провальные результаты проверочных работ, проведенных в сентябре нового учебного года.

Итак, эксперимент с дистанционной формой образования привел к следующим проблемам:

- плохое усвоение материала

- плохая дисциплина на уроках

- отсутствие социализации

- трудности в оценивании результатов знаний

- увеличение рабочей нагрузки на учителей

- вред физическому здоровью.

А какие последствия несет в себе дистанционное образование в формировании личности ребенка?

Советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным была разработана возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии. Эльконин ввел понятие – ведущий вид деятельности.

Ведущий вид деятельности с точки зрения педагогической психологии – это та деятельность, благодаря которой человек развивается в соответствии с возрастным периодом.

В разные возрастные периоды у ребенка преобладает тот или иной вид деятельности. Выделяют следующие периоды - младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность.

Для младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) ведущим видом деятельности является учеба. Дети осваивают правила, способы учебных действий. Все дети с 1 по 4 класс хотят учится, для них большим авторитетом является учитель. Становится понятным как важно ребенку этого возраста посещать школу, получать образование традиционным способом, взаимодействовать с учителем .

Для подросткового возраста (от 10 до 15 лет), ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Школа – это один из институтов, где дети формируют связи друг с другом. Общаясь с друг другом у подростков оформляются навыки на взаимоотношения с другими людьми .

В рамках ведущих видов деятельности дети развиваются, это доказано отечественной психолого-педагогической школой и признано западной школой, что если нет общения, то нет у подростка и развития психики и личности. Очевидно, что при введении дистанционного образования, этапы развития личности ребенка и ее формирование будут грубо нарушены.

Однако существуют и положительные стороны дистанционного обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

- проводить обучение большого количества человек одновременно;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.;

- работать с детьми с отклонениями в развитии и здоровье;

- возможность получать образование учащимся географически удаленных населенных пунктов от учебных заведений.

Заключение

Много дискуссий по поводу дистанционного обучения, но вывод один -дистанционное обучение не может заменить реальное. Автор полностью согласен с этим, и вот некоторые доводы:

- школа – один из главных социальных институтов общества для детей. Именно в школе ребёнок понимает, чем ему нравится заниматься, а чем нет. То есть школа имеет функцию профориентации;

- информация и знания, получаемые на уроках в живом общении, у большинства детей лучше усваивается, чем при обучении в интернете. Также на уроках можно отлучиться от программы, обсуждая острые вопросы, волнующие молодое поколение. При дистанционном обучении на уроках будут лишь факты;

- публичные выступления. Их боятся обычные ученики. Но как тогда ребёнок, обучающийся дистанционно, будет выходить в общество, не представляя, что здесь нужно показывать себя, свои сильные стороны;

- учиться по интернету придётся с помощью гаджетов. При постоянном использовании техники ухудшается внимание, наступают проблемы со сном – нарушается вся работа мозга в целом;

- совершая ошибки в школе, ребёнок учится на них. Приведу совершенно обычный пример: когда я случайно разбила в школьной столовой стакан, я стала серьёзнее относиться к имуществу школы. Этот опыт заставил меня также внимательнее следить за чужим имуществом, которым я пользуюсь – я стала ответственнее.

Таким образом, дистанционное обучение несёт в себе много минусов, которые актуальны не только для учеников, учителей, но и для всего общества в целом. Человек – это социальное существо, потребностью которого является общение с другими индивидами. При этом он получает поддержку, которая становится важна для эмоционального состояния.

Введение дистанционного образования в будущем будет нарушением и ущемлением прав человека:

- оно не будет доступно для всех в нарушение статьи 28 п.1 Конвенции о правах ребёнка и статьи 43 Конституции РФ, которая гарантирует каждому человеку общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях1 ;

- оно не будет направлено на развитие личности в нарушение статьи 26 Декларации прав человека 2;

Как же нарушается право ребенка на развитие личности? Мы знаем, что образовательный процесс состоит из двух начал – обучение и воспитание. Обе эти составляющие важны и без них невозможно нормально и эффективно вести образовательный процесс. Если убрать одну составляющую, то результат будет не тот, на который можно рассчитывать при полноценном образовательном процессе. При дистанционном обучении исчезает воспитательная составляющая. Это значит, что обучающиеся не получат нормального образования, что воспитательный процесс будет в значительной мере пущен на самотек, и кто займется воспитанием детей – неизвестно.

Возьмем, для примера, Положение МОУГ об использовании электронных образовательных ресурсов (составная часть дистанционного обучения), размещенного на сайте Гимназии (gimnazya-salda.uralschool.ru). Там вы не найдете ни одного упоминания о воспитательном процессе, а только об обучении.

Поэтому, на взгляд автора, нормальному государству просто не выгодно переходить на дистанционное обучение, ведь непонятно, какие граждане в итоге получаться. Таким образом, к дистанционному обучение основные претензии следующие: недостаточная социализация обучающихся, малоэффективное обучение и отсутствие воспитательного начала в подобном образовании.

Но, справедливости ради, надо отметить, что при этом дистанционное обучение будет соответствовать статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»3.

В нашей жизни все больше места занимает информатизация. Наверное, будущее за онлайн-образованием. Но автор за традиционный вариант, за общение, контактную работу учителя с учеником, по-моему, оно более эффективно. Дистанционное обучение целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам недоступен традиционный вариант обучения.

Список использованных источников :

1.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml- Конвенция о правах ребёнка

2.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/2f2f19d786e4d18472d3508871a9af6e482ad9ca/- Декларация прав человека

3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174-Закон об образовании в РФ

4. https://moiprava.info/obrazovanie/obrazovanie-v-rf/656-zakon-ob-obrazovanii-v-rf

5. https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html/

6. https://zakonrf-info.turbopages.org/zakonrf.info/s/konstitucia/43/

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

1https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml- Конвенция о правах ребёнка

2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/2f2f19d786e4d18472d3508871a9af6e482ad9ca/-Декларация прав человека

3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174-Закон об образовании в РФ

Просмотров работы: 96