Закон и ребенок

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Закон и ребенок

Магданова Е.Ф. 1
1 МБОУ Школа №137 ГО г.Уфа Республика Башкортостан
Бикмухаметова Р.А. 1
1МБОУ Школа №137 ГО г.Уфа Республика Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Какую роль право играет в жизни человека? Нельзя построить дом, не владея знаниями в строительном деле, нельзя водить машину, не зная правил дорожного движения и не имея водительских прав. Точно также невозможно жить в обществе, не зная прав. Человек не зная о своих правах, не представляет, что нужно делать, если возникает сложная ситуация и становится беззащитным перед возможными неприятностями. Его можно заставить делать то, чего он не должен делать, или лишить того, на что он имеет право. А ведь мы даже не догадываемся, что в руках у каждого из нас есть мощное оружие для решения наших проблем, которое называется право.

Как часто в школе, на улице и даже дома, мы слышим: «Ты не имеешь права этого делать!..» или «У меня тоже есть права!..», «Я имею право!..»

А что такое право? Я задалась этим вопросом и решила провести исследования на эту тему, в частности выяснить, знаем ли мы о своих правах и вытекающих из этих прав обязанностях.

Выбранная мною тема особенно актуальна в этом году, так как c 25 июня по 1 июля 2020 года прошло общероссийское голосование по поправкам к Конституции – главного законодательного акта нашей страны, в котором записаны все права, которые мы имеем. В соответствии с п. 2 ст. 17 нашей Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и приобретаются им с того момента, когда он только родился. Поэтому все термины, используемые в Конституции, такие например, как «гражданин», «все», «каждый» относятся, конечно, и к детям.

Гипотеза: если каждый ребёнок будет знать свои права и обязанности, он не будет нарушать права другого.

Объект исследования: обучающиеся начальных (вторых-четвертых) классов МБОУ Школа № 137.

Предмет исследования: права и обязанности детей.

Цель работы: изучить свои права и узнать, как ими пользоваться.

Задачи:

– изучить документы, в которых записаны наши права;

– послушать, что скажут об этом родители;

– выяснить, что пишут о правах в сети Интернет;

– выявить уровень знаний наших ровесников в области прав;

– подвести итог, поделиться своими знаниями с ребятами и помочь им осознать свои права и обязанности в обществе.

Методы исследования:

– анализ источников информации;

– письменный анонимный опрос детей;

– анкетирование родителей;

– обработка полученных результатов.

Значимость проделанной мною работы состоит в том, что получая знания о своих правах сейчас, мы будем увереннее в будущем, будем чувствовать себя полноправными гражданами нашей страны, сумеем защититься всеми законными способами.

Основная поправка в ст.67.1 Конституции – Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Поправка в Конституции -Государство обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей, в отношении детей, оставшихся без попечения.

1 Понятие права

1.1 Определение права

Что означает слово «право»? Оно имеет общий корень с такими словами, как «правило», «правда», «справедливость». Значит, право – это нечто справедливое, правильное, правдивое. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова понятие «право» многозначно, но я в своей работе рассматриваю только первое значение, где «право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе».

Каждый человек в нашей стране должен жить по определенным правилам. Родители с самого раннего детства объясняют нам, что такое хорошо и что такое плохо и как необходимо вести себя по отношению к другим людям. Они пытаются доступно объяснить все это на словах, приводят различные примеры из жизни, рассказывают о том, что нас ждет за плохой или хороший поступок, совершенный нами. Но ведь подобные методы подходят нам, а не взрослым людям (которыми мы станем в ближайшем будущем). Почему? Потому что уже сейчас нужно понять простую вещь: человек хоть и разумное существо, но несовершенное, поэтому даже взрослые люди нуждаются в постоянном напоминании, что такое хорошо и что такое плохо. И именно для того, чтобы взрослые не совершали плохих поступков, создаются правила поведения человека в обществе. Собственно, это и есть право.

Эти правила должны исполняться всеми без исключения жителями нашей страны, независимо от пола, расы, национальности, профессии, положения в обществе.

Процесс создания правил поведения чётко описан в самом главном документе нашей страны – Конституции.

В 2020 году мы голосовали за поправки в Конституцию Российской Федерации, голосование проходило на избирательных участках по всей стране. Наша школа была одним из них. Жители почти всех регионов поддержали поправки, это 77,92% населения России. Всего в Конституцию внесено 206 поправок. Среди которых поправки , защищающие права детей .

В Конституции нашей страны содержатся основные права и свободы, а также обязанности граждан. Важно понять, что любое провозглашение права одного человека – это определенное ограничение прав другого. То есть, можно сказать: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого».

Конституция гарантирует достаточно большое количество различных прав и свобод граждан. Но основные мысли таковы:

– все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права;

– свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому; следовательно, свобода человека не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей.

1.2 Классификация прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации

Все конституционные права и свободы человека учеными - юристами разделяются на следующие группы.

1. Гражданские (личные) права. Они обеспечивают индивидуальность личности в государстве, в обществе. К личным правам относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свободу передвижения и выбора места жительства.

2. Политические права (право на гражданство, избирательное право, право на информацию, свобода слова, печати, совести). Они определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни.

3. Экономические права – это право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право выбора профессии.

4. Социальные права позволяют обеспечить достойный уровень жизни людей в стране. Самые важные из них: право на труд, право на жилище, право на отдых, право на охрану здоровья.

5. Культурные права предполагают независимость формирования духовного мира. В эту группу входят: право на пользование родным языком, право на образование, свобода вероисповедания, право на доступ к культурным ценностям.

6. Экологические права призваны обеспечить нормальные условия жизни на Земле. Это, прежде всего, право на благоприятную окружающую среду.

7. К информационным правам относятся право искать, получать и передавать информацию.

1.3 Права ребенка

Школьники, а тем более дошкольники, пока они еще не изучили в полной мере всех своих прав и свобод, записанных в Конституции, и не научились их защищать, пользуются особым покровительством государства. Для этого оно приняло специальные конвенции и законы о правах детей. Эти законы охраняют детей от всего плохого, что может с ними случиться, чтобы они спокойно росли до тех пор, пока не станут полностью дееспособными (18 лет).

Основная поправка в ст.67.1 Конституции – Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия , способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Первый толчок к осмыслению прав детей дала ещё Первая мировая война. А после завершения Второй мировой войны была создана Организация Объединённых Наций. В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН оформляет создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который оказывает помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а в 1948 году принимает Всеобщую декларацию прав человека, впервые провозгласившую право на защиту семьи. 20 ноября 1959 года принята Декларация прав ребёнка. А 20 ноября 1989 года, в день 30-летия Декларации прав ребёнка, Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила Конвенцию о правах ребёнка, состоящий из 54 статей. 191 страна, в том числе и Россия, уже присоединились к этой Конвенции. Они берут на себя обязательства осуществлять на практике все статьи этого документа. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

А 20 ноября, в день принятия Конвенции «О правах ребенка», теперь ежегодно празднуется как "Международный день прав ребёнка".

Конвенцию «О правах ребенка» должны знать все дети мира. Этот документ потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый.

«Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый». (Жильбер Сесброн – писатель).

Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Итак, перечислим эти права:

– ребёнок имеет право на жизнь;

– ребёнок имеет право на семью;

– ребёнок имеет право посещать школу и учиться;

– ребёнок имеет право на равенство;

– ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

– ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребёнок имеет право на собственное мнение;

– ребёнок имеет право на имя и гражданство;

– ребёнок имеет право на получение информации;

– ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения;

– ребёнок имеет право на медицинское обслуживание;

– ребёнок имеет право на отдых и досуг;

– ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Детям нужна полноценная семья, только так они могут получить всестороннее развитие (духовное, нравственное, физическое и психическое), о котором обязаны заботиться их родители. Если они либо один из них уклоняются от воспитания ребенка или не создают условия для его развития, то государство защищает права детей в установленном порядке, например, лишает родительских прав и назначает опекуна (попечителя), а также передает ребенка в интернат. Поправка в Конституции - Государство, обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Для нормального физического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних родителям рекомендуется предпринимать следующие меры: 

– не допускать нахождения детей в местах, где им может быть причинен моральный вред или ущерб здоровью (магазины с товарами порнографического характера, реализующие алкогольную и табачную продукцию, питейные заведения и тому подобные);

– не разрешать пребывания в общественных местах (на улице, в парке, транспорте, интернет-кафе, развлекательных комплексах) в ночное время без присмотра взрослых;

– проводить свободное время со своими детьми;

– беседовать о пользе здорового образа жизни, вырабатывать у них соответствующие навыки;

– организовать посещение ими познавательных и игровых кружков, секций физкультуры и спорта, мест культурного досуга.

Чтобы можно было говорить о правах ребенка на всестороннее развитие и их не нарушении, государством был создан механизм защиты, в частности, предусмотрено создание благоприятных условий для реализации потенциала каждого несовершеннолетнего путем организации социальной инфраструктуры и запрет распространения информации, способной нанести вред такому развитию.

Поскольку ребенок – это индивид, личность, которому предстоит стать частью человеческого общества, он должен обладать нравственными качествами и моральными принципами, позволяющими ему не оставаться изгоем и достигать взаимопонимания с другими.

В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы .

Здоровье ребенка бесценно, поэтому он имеет право на его восстановление. В сфере охраны здоровья права ребенка в России реализуются так, что медицинские учреждения бесплатно оказывают экстренную помощь, препятствуют распространению заболеваний среди детей путем их профилактики, диагностируют их, проводят лечение и оздоровление.

Комплекс услуг медицины включает в себя также заботу о детях-инвалидах, детях с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, в том числе наблюдение за ними на дому, в условиях стационара и санаторно-курортных комплексов. 

Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала. 

Такое право защищается следующими способами :

– организацией досуга и отдыха;

– участием в спортивных занятиях,

– профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,

– формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,

– посещением оздоровительных детских лагерей,

– соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),

– прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении. 

Не все дети растут и воспитываются в благополучных и полных семьях, а также не имеют проблем со здоровьем. Напротив, почти половина из них – отказники, инвалиды, дети без попечения родителей или находящиеся на иждивении одного из них, пережившие катастрофы или военные действия, подвергшиеся насилию и жестокому обращению, с отклонениями в психическом развитии, из многодетных или малообеспеченных семей, осужденные и прочие. В общем, те, кого принято называть детьми, находящимися в тяжелой ситуации. По отношению к ним государство проявляет особую заботу, поскольку права детей в России имеют приоритетное значение независимо от того, в каких условиях растет ребенок. 

Им предоставляют

– льготы и социальные гарантии;

– первоочередное право на зачисление в учреждения образования;

– опеку и попечительство;

– постоянное место жительства;

– бесплатное лечение;

– возможность ежегодного оздоровления в санаториях;

– другое.

Защита права на профессиональную подготовку, выбор профессиональной ориентации и занятости. В основном, это касается подростков, готовых самостоятельно трудиться или получать образование по окончании средней школы, права которых также защищаются государством. В частности, обеспечивается профессиональная подготовка детей старше 14 лет и их частичная занятость, помощь в выборе будущей профессии. Так, при трудоустройстве закон о защите прав ребенка гарантирует им выплату вознаграждения за выполненную работу, охрану труда, сокращенный рабочий день, предоставление отпуска, льготы при совмещении работы и учебы, ежегодный медицинский осмотр и прочее. 

Зная, какие права имеет ребенок, можно выбрать способ их защиты. В некоторых случаях достаточно ознакомиться с содержанием того или иного Закона и действовать согласно предписаниям, а иногда защита прав ребенка возможна исключительно в судебном порядке.

2 Что такое обязанности?

Обязанности –это круг действий, возложенных на кого-либо, подлежащих обязательному выполнению. Иными словами – долг перед кем или чем-либо.

Помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Нужно обязательно это помнить! Права и обязанности идут рука об руку. Если мы имеем право на образование, в то же время у нас есть обязанность посещать школу. Мы имеем право гулять по красивому густому лесу, но никто не может причинять вред природе. Мы имеем право, требовать уважения собственных прав, и при этом мы также должны уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, мы обязаны вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если мы уважаем людей вокруг себя и ведём себя с ними вежливо, то и нас будут уважать. Мы отчётливо понимаем, что выполнение обязанностей, даже таких простых, как помощь своим родителям, например, в уборке дома или выполнение мелких поручений, поможет нам в будущем вырасти ответственными и хорошими людьми, чтобы уже потом своим детям передать всё то, чему нас научили в своё время. Мы должны помнить об этом и никогда не забывать. Мы считаем, что обязанности стоят выше прав, ведь только выполняя свои обязанности по отношению к другим, мы имеем право, требовать от других соблюдения моих прав. Никогда не нужно поступать плохо только потому, что так делают другие. Не надо бояться выделиться. Вы поступаете правильно, а это – самое главное. Ты – личность, ты – человек!

3 Отчет по исследовательской деятельности

Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к правам другого, зависит их поведение в будущем.

Мною был проведён опрос обучающихся начальной школы (вопросы в приложении 6).

Первый вопрос, с которым я вышла к ученикам 2-4 классов, звучал так: «Что такое право?». В основном все опрошенные ребята не смогли объяснить, что такое права, хотя не отрицали наличие у них прав.

Следующий вопрос, который я задала обучающимся начальной школы: «С какого возраста у человека появляются права? (С рождения, с 7 лет, с 14 лет, с 18 лет)».

На диаграмме видно (Приложение 1, а)), что большинство анкетированных детей считают, что права появляются с 18 лет, 30% - с 14 лет, лишь 10% признают наличие прав с самого рождения. В действительности, только ребёнок родился, у него уже есть права. Наши права не зависят от того, что мы знаем и умеем.

«Какие же права имеют дети? Перечислить». (Приложение1,б)). При заполнении анкеты среди ответов ребят чаще встречались право на образование, право на неприкосновенность, право на лечение, право на жизнь.

Права растут вместе с нами с самого рождения. Меня удивило, что наши ровесники не знают, что они с самого рождения имеют право на имя, отчество, фамилию и на гражданство. К сожалению только 33 человека из 250 опрошенных ответили, что они имеют право на жизнь и воспитание в семье.

Знать свои права недостаточно. Надо ещё выполнять свои обязанности – это слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения, установленные в школе, дома, общественных местах. И помнить, что каждый из нас обязан уважать права других ребят.

Рассмотрим следующую диаграмму (Приложение 2, а)). Какие обязанности вы должны выполнять?

По диаграмме видно, что все 28 обучающихся нашего класса назвали среди обязанностей хорошую учёбу. Особенно меня обрадовал вариант «беречь природу».

Неожиданными стали результаты ответов на вопрос «Как называется документ, где записаны права и обязанности граждан России?». Ребята называли: свидетельство о рождении, страховой медицинский полис. 99 человек из 250 думают, что это Конституция, 38 вспомнили о Конвенции прав ребёнка. (Приложение 2, б)).

В последнем вопросе анкеты я поинтересовалась, хотели ли они больше узнать о своих правах и обязанностях. Более 80% детей ответили утвердительно.

Вопросы и результаты анкетирования родителей мы поместили в Приложении 3.

В марте , мне удалось провести внеклассное занятие с четвероклассниками «Мир моих прав», посвящённое 25-летию Конституции Российской Федерации. По завершении выступления я предложила участникам разгадать кроссворд (Приложение 4). Итогами я остались довольна.

По результатам проведённых исследований (анкетирования) я сделала вывод, что обучающиеся начальной школы плохо знают о своих правах и обязанностях. А хорошие результаты по решению кроссворда после моего выступления показали, что это было связано с недостаточным количеством информации по данной теме. Значит, такая информация очень необходима и интересна для ребят.

Я создала информационный буклет (Приложение 8), в котором отразила основные права ребёнка, закреплённые Конвенцией, и раздала каждому обучающемуся нашего класса, составила Словарь юного правоведа (Приложение 5). Учителя начальных классов оценили эти памятки, они обещали распечатать их для всех ребят.

Наш классный уголок пополнился Малой Конституцией 6В (Приложение 7). В его создании принимали участие все одноклассники.

Заключение

Мы много времени проводим вне дома, гуляем, общаемся с друзьями. Наш двор, улица кажутся нам хорошо знакомыми и родными. Но там нас могут подстерегать не всегда приятные сюрпризы. Поэтому нужно иметь голову на плечах и не совершать глупых ошибок… Ведь испортить жизнь себе и своим близким очень просто: достаточно лишь раз не подумать о последствиях своих поступков. Ты не хочешь, чтобы нарушались твои права, значит, надо хорошо подумать, прежде чем нарушить чужие.

Часто в разговоре со сверстниками можно услышать, что мир правил поведения (мир прав) придумали для себя взрослые, чтобы жить по справедливости, в мире и согласии. Но детям, то есть нам, предстоит жить в этом мире, значит, было бы неплохо уже сейчас узнать, что и как там устроено. Многие правила взрослого мира и на детей. Более того, у нас уже сейчас есть права, которыми мы можем пользоваться.

Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Частенько среди подростков бытует мнение, что сила может решить многие проблемы. Банальная драка. Произошла она, как говорится, на пустом месте. Один решил проучить другого. Ударил неудачно. Помириться не удалось.

Маленькая словесная «потасовка». Младшие школьники даже не задумываются над тем, что говорят. Придумывают друг другу различные прозвища, обзываются. Всё потому, что ещё не понимают, насколько больно можно ранить человека словом. Иногда даже больнее, чем кулаками. А иногда – буквально причинить физический вред. Например, спровоцировать сердечный приступ у пожилого человека.

Каждый ребёнок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью идти по жизни, ориентироваться в любой ситуации, знать, куда обращаться за защитой. Права ребёнка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Их соблюдение говорит об отношении к будущему поколению.

К сожалению, как показала моя исследовательская работа, мы не имеем достаточно полного представления и не получаем информацию о своих правах. Безусловно, есть доступ к средствам массовой информации, во всемирную паутину, но разъяснить наши права и обязанности, я считаю, может только школа и родители. Нужно больше проводить различные мероприятия в школе, посвящённые правам ребёнка, с приглашением юристов. Ведь право – это мощная сила! Совместная работа родителей и педагогов может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

В процессе исследовательской работы мне удалось накопить знания по правам и обязанностям детей. Я готова поделиться ими с другими ребятами. Хотелось бы, чтобы все учащиеся начальной школы получили мои информационные буклеты «Закон и ребенок», ознакомились со словарём юного правоведа.

Моя гипотеза полностью подтвердилась. После бесед, проведённых выступлений ребята нашего класса стали внимательнее относиться друг другу. Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе («Человек и человечество»), при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Надеюсь, после моих выступлений, данной теме будет уделяться особое внимание. Ведь изучение прав ребёнка остаётся достаточно актуальной в современном обществе. Главное, начало уже положено!

Я решила для себя: взрослые всё-таки молодцы, раз смогли придумать такие правила, что с ходу ничего лучше и не предложишь. И в то же время пообещала себе, что когда вырасту, обязательно что-нибудь улучшу.

Список используемой литературы

Принятая и открытая для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации: [Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г]. – КОДЕКС, 2020.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Вахрушев А.А. Окружающий мир (Мое Отечество). 3 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений, ч. 2 / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин.

Астахов П.А. «Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин». – М.: Эксмо, 2020. – 608 с.

http://gorodperm.ru/social/family/prava/

http://bestreferat.ru/referat-65758.html

8. http://www.rastut-goda.ru.

Приложение 1

а) С какого возраста у человека появляются права?

б) Какие же права имеют дети?

Приложение 2

а) Какие обязанности вы должны выполнять?

б) Как называется документ, где записаны права и обязанности граждан России?

Приложение 3

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты, которая проводится в рамках исследования потребности детей в правовом просвещении.

Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами?

Да Нет Затрудняюсь ответить

В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________

3. Знаете ли Вы права своего ребенка? Да Нет

4. Знакомите ли вы своих детей с их правами? Да Нет

5. Каким образом дети могут отстаивать свои права в жизни?

через правоохранительные органы

центры по правам ребенка

Ваш вариант_________________________________

6. Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах?

специальные программы в школе

центры правовой и психологической помощи детям

средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)

родители

Ваш вариант______________________________

Социологический опрос родителей:

В результате опроса получены следующие данные:

Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права. Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания,3% считают, что дети сами должны изучать их. Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверены, но склоняются к положительному варианту, а 27% к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодится в жизни .

Приложение 4

Разгадай кроссворд, начиная с верхней строчки, и ты узнаешь, как называется главный документ государства.

1.Так называется документ, где прописаны права детей во всем мире.

2. Как называется право, когда ты можешь ходить в школу и учиться?

3. Как называется то, что подлежит обязательному выполнению, долг перед кем-то или чем-то?

4. Каждый ребенок имеет право на … ? Как называется одним словом то, что объединяет тебя с твоими родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками?

5. Право и обязанность отвечать за свои поступки и действия.

6. Главное право человека.

7. Кто защищает твои права, пока ты не достиг совершеннолетия (18 лет)?

8. Как называется право ребенка на свободное времяпрепровождение, развлечения?

9. Как по - другому называется право на получение сведений, данных? Дети имеют, и право ее получать и право от ограждения негативной ее формы.

10. Глава нашего государства.

11. Человек родился и ему дают ….? Это право закреплено и в Конституции и в Конвенции о правах ребенка.

             

К

о

н

в

е

н

ц

и

я

         
             

О

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

     
   

о

б

я

з

а

Н

н

о

с

т

и

               
             

С

е

м

ь

я

                 
     

о

т

в

е

Т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

     
           

ж

И

з

н

ь

                   
     

р

о

д

и

Т

е

л

и

                   
       

д

о

с

У

г

                       

и

н

ф

о

р

м

а

Ц

и

я

                     
     

п

р

е

з

И

д

е

н

т

                 
         

и

м

Я

                         

Приложение 5

Словарь юного правоведа

«Всеобщая декларация прав человека» – документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года, в котором были записаны и объявлены всему миру основные права и свободы человека независимо от того, в какой стране он живет.

Государство – организация, которая управляет обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, службы охраны порядка, армия.

Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством: пользуется его защитой, использует свои гражданские права, исполняет гражданские обязанности.

Закон – это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и (или) их отношения с государством.

Конституция РФ – основной закон государства.В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.

Конвенция о правах ребенка – важный документ, в котором очень подробно записано на что имеет право ребенок и как с ним нельзя поступать ни при каких обстоятельствах.

Личность – так называют обладающего разумом человека, с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, убеждениями, переживаниями, привычками, способностями, чертами характера.

Народ – так можно назвать общность людей, сложившуюся на определенной территории из разных племен.

Национальность – принадлежность человека к своему народу

Норма – правило, из которых вытекают права и обязанности

Общество – люди, у которых есть общие интересы.

Обязанности – требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача

Организация Объединенных Наций (сокращенно ООН)- организация, в которой объединилось большинство государств планеты после Второй мировой войны для того, чтобы защитить мир от угрозы новых войн, объединить усилия всех народов для устройства лучшей жизни, защитить права каждого человека.

Права человека-возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, на свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и т.д.

Право – часть правил поведения, которое государство записало в законах и защитило своей силой

Правонарушение - виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое человеком

Президент - глава государства и гарант Конституции РФ.

Важные календарные даты:

12 декабря 1993 – принята Конституция Российской Федерации

10 декабря 1948 г.- принята Всеобщая декларация прав человека

5 декабря 1989 г.- принята Конвенция о правах ребенка

Приложение 6

Ответь на вопросы.

1) Как ты думаешь, что такое право? Есть ли они у тебя?

2) Можно ли сказать, что в современном обществе у всех людей равные права?

3) С какого возраста у человека появляются права? (с рождения, с 7 лет, с 14 лет, с 18 лет)

4)Какие права знаете? Перечислите.

5) Какие обязанности вы должны выполнять?

6) Где записаны права и обязанности граждан? Как называется документ, где написано о правах детей?

7) У кого больше прав (взрослых или детей)?

8) У кого больше обязанностей?

9) Хотел бы ты больше знать о своих правах и обязанностях?

10) Советуются ли родители с тобой при решении каких-либо семейных вопросов?

Приложение 7

Малая Конституция 6 класса В

Ученик имеет право:

-на выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

-на открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;

-отдых в перерывах между уроками;

-помощь учителей в овладении знаниями;

-на участие во внеклассных и внешкольных делах;

-участие в планировании жизни класса;

-охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик обязан:

-уважать взгляды, свободу и достоинства окружающих людей ;

-достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами;

-овладевать знаниями и практическими навыками;

-участвовать в общественно-полезном труде;

-беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;

-ходить в форме и быть опрятным;

-ответственно относиться к поручениям;

-приходить в школу своевременно, не опаздывать;

-заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей ;

-своевременно заполнять дневник и выставлять оценки ;

-аккуратно пользоваться библиотечным фондом;

-ежемесячно заполнять портфолио;

-не мешать заниматься своим одноклассникам.

Просмотров работы: 39