Человеку нужен человек.
Душе нужна душа.
Иначе мы не чувствуем себя счастливыми.
В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры общества не только перед молодежью, но и перед людьми более старшего поколения встает проблема одиночества, непонятости, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает людей на поиски выхода из создавшейся ситуации. Иногда этим решением бывает уход в призрачную реальность: наркомания, преступность, попытки суицида. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия, о причинах исчезновения доброго эмоционального отношения людей друг к другу.
В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени и общества Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость и внимание к другим людям, их горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою уникальность, она становится более чувствительной и способной принять уникальность и индивидуальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих его признаков.
Развитие эмпатии является важной психологической и социальной проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия. Наличие эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Поэтому основная цель данной работы заключается в том, чтобы изучить значение эмпатии в жизни белорусов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Проанализировать особенности белорусской культуры;
Выявить и изучить факторы, влияющие на развитие эмпатии.
В условиях глобализации усиливается внешнее воздействие на национальную культуру. Её духовные ценности и установки проходят проверку на прочность. Сейчас стоит задача сохранения нашего национального духовного наследия. Без понимания себя, своей культуры невозможно найти собственный путь развития в современном мире.
Глава 1
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Огромную роль в жизни людей играют наши эмоции. Представьте себе что вам необходимо постоянно действовать вопреки вашим чувствам. Результатом будет глубочайшая демотивация. И наоборот – согласие с собой, внутренняя гармония окрыляют. Только совпадение рационального и эмоционального начал обеспечивают наш успех. Еще не так давно считалось, что успешность обеспечивают аналитические способности, профессионализм и умение создавать концепции. Однако последние исследование показывают, что секрет успеха скорее лежит в так называемой эмоциональной культуре. Согласно принятому ныне подходу, эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут гораздо более удачными.
Эмоциональная культура – это:
1. Самосознание - способность понимать и объяснять себе собственные эмоции. Навык осознания и дифференциации собственных эмоций является первым (но не последним) этапом умения управлять эмоциями. Можно выделить три основные причины, по которым люди, как правило, плохо распознают свои эмоции. Во-первых: человек считает свои эмоции, (особенно отрицательные эмоции, например, злость или обиду) чем-то неприличным, несерьезным или глупым. Во-вторых: согласно гипотезе Карла-Густава Юнга люди, относящиеся к типам с ведущей психологической функцией «логика» гораздо хуже осознают и выражают свои эмоции, чем люди с ведущей функцией «эмоции». В-третьих: в нашей культуре не принято обучать людей распознаванию своих эмоций и поэтому общепринято не обращать на эмоции внимания.
2. Эмпатия – способность чувствовать эмоции других людей, умение разделять те чувства, которые испытывают другие, и что не менее важно на интуитивном уровне чувствовать чего хотят другие люди. Эмпатия - важный навык для успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Именно умение понять, чего хочет другой человек, часто является залогом успехов на переговорах или в искусстве продаж.
3. Самоуправление – способность управлять собственными эмоциями. Управление своими эмоциями дает возможность в любой ситуации выражать свои эмоции именно с той силой и что не менее важно, в той форме, которая нужна для успеха.
4. Способность выстраивать отношения и разрешать конфликты. Умение налаживать отношения со многими и главное с разнообразными людьми. Тонкое понимание ситуаций, знание когда нужно пойти на компромисс, а когда твердо и бескомпромиссно стоять на своем. Умение видеть подводные течения в действиях других людей и гибкость собственного поведения.
5. Самомотивация – использование собственных желаний для достижения цели. Наши желания являются основным источником энергии нашей деятельности и без этой энергии все наши действия обречены на неудачу. Само содержание желания при этом не имеет значения, это могут быть эгоистические (заработать деньги) или альтруистические (помочь другим) желания, главное чтобы это были настоящие желания, присущие именно этому человеку, а не желания навязанные извне. Именно стремясь выполнить свои настоящие желания, человек действует с большой энергией.
6. Способность мотивировать других людей. Способность вдохновить, способность увлечь других людей своими идеями – есть одно из важнейших качеств успешного человека. Одной из важнейших составляющих этого умения является умение делится своими позитивными эмоциями с окружающими людьми, тем самым, мотивируя их на более эффективную работу. Любой харизматичный лидер обладает способностью «зажигать» других людей на свершения, которых они сами от себя не ожидали.
Глава 2
ЭМПАТИЯ: ИСКУССТВО СОЧУВСТВИЯ
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Эмпатия — это как раз и есть способность чувствовать другого. Наше интуитивное умение безошибочно распознавать его чувства. Сочувствовать. То есть — «совместно чувствовать», быт настроенным на его волну. Просто слышать, что у человека на душе. Прямо сейчас, вот в этот самый момент. Как это бывает? Скажем, вы возвращаетесь домой, расстроенные неприятностям на работе. Вы заранее решили не беспокоит близких своими передрягами и даже заготовил дежурную улыбку... Но первое, что вы слышите, войдя на порог своего дома, — это: «Чем ты так расстроена, мамочка?» или «Почему ты такая грустная?» Чуткое сердце ваших родны прекрасно слышит, что вы на самом деле чувствуете... Вот так это и бывает. Потому что люди обладают способностью интуитивно чувствовать друг друга. Это как если бы сказать человеку: «Я слышу, что сейчас у тебя на душе. И я понимаю тебя. Я знаю, как это бывает. Мы все это прекрасно умеем. Только не всегда пользуемся. И совершенно напрасно. Если мы хотим понимать людей, нам необходимо понимать их чувства. С этого начинается взаимное понимание.
Секрет эмпатии прост: помнить, что людей объединяют чувства. Эмпатия, в этом смысле, — великолепный инструмент, волшебный ключ для создания хороших взаимоотношений. Сначала — вчувствоваться. Затем — понять. Понимание — это следующий шаг. Это наше уважительное отношение к чувствам другого человека. Наша бережность, наша нежность, наша любовь. Вспомните знаменитую фразу из известного фильма: «Счастье — это когда тебя понимают». Мы все этого счастья хотим, это важно для нас. И приносить счастье другим хотим тоже. Стало быть, «смотреть сердцем» и «слушать сердцем» — для нас в природе вещей. Такова потребность мира наших чувств: быть в созвучии с другими.
Какие трудности подстерегают нас на этом пути?
Первая — это искушение устраивать «дознание» о причинах чувств другого человека. «Я же вижу, что тебе плохо. В чем дело? Нельзя же ходить по жизни с такой кислой миной...» Так мы убиваем взаимопонимание и близость в отношениях. Эмпатия — вне осуждения, вне оценок.
Она не требует отчета. Она чтит жизнь чувств: «Я чувствую, что тебе плохо. Могу ли я что-нибудь сделать для тебя?» Эмпатия — это наша готовность принимать чужие чувства без претензий с нашей стороны.
Другая трудность, поджидающая нас, — это домысливание и выдумывание чувств другого человека. Особенно трудно нам бывает проявлять симпатию именно с близкими людьми. Мы опасаемся ненароком обидеть своих любимых, задеть их чувства. Порой мы выказываем такую чрезмерную чуткость, что позавидует любой экстрасенс. Мы словно заранее «узнаем», как в другом отзовутся наши слова и поступки, и такая «телепатия» может серьезно усложнить нам жизнь. Вместо того, чтобы полноценно обмениваться чувствами, мы просто начинаем жить чувствами и проблемами другого человека.
Глубоко прислушиваться к себе, узнавать и понимать свои чувства абсолютно необходимо, чтобы идти путем интуиции. В этом нет ничего сложного. Достаточно просто об этом помнить. А способность к эмпатии можно развить.
Глава 3
ЭМПАТИЯ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Белорусская культура имеет большую историю и собственные традиции. В ней воплотились самобытные мифологические, религиозные, художественные, нравственные, философские представления нашего народа. Долгое время белорусская культура, как и русская, заимствовала многие западные идеи, ценности, формы культуры. Однако у белорусской культуры есть свой стержень, основа — эмпатия. Эмпатия — это способность к искреннему сопереживанию, стремление разделить чужую боль.
Эмпатическая направленность белорусской культуры связана с толерантностью (терпимостью), рассудительностью, спокойствием нашего народа. Отсутствие национальной и религиозной розни и есть проявление этих черт. Эмпатийностью культуры можно объяснить преобладание в Беларуси художественного творчества при отсутствии развитых философских систем. Белорус не стремится покорять природу, а, наоборот, желает единения с ней. Он хочет вслушаться в мир, вглядеться в него, чтобы ощутить всю его красоту. Самое страшное для белоруса — разочарование в идеале, отторжение от красоты.
Эмпатийность белорусской культуры во многом сближает её с восточной культурой. Однако на Востоке сочувствие и переживание человека часто бывают обращены к Богу или же внутрь себя. А у белорусов любовь и эмпатия направлены прежде всего на близкое, родное пространство. Сильное чувство родной земли — важнейшая черта мировоззрения нашего народа.
Белорусская культура формировалась в непосредственной связи не только с российским, но и с западными культурными центрами. Она испытала на себе их значительное влияние и поэтому имеет ясно выраженную практическую направленность. Вместе с тем наша культура не нацелена на борьбу, силовое самоутверждение. Белорусы всегда стремились к гибкому, конструктивному диалогу с представителями других культур.
Белорусская культура очень близка к русской, однако есть между ними и различия. Стремление к максимальному охвату бытия, характерное для русской культуры, порой воплощалось в великие проекты: «Москва — третий Рим», «Мировая революция». Деятели же белорусской культуры всегда заботились о близком, руководствовались чувством меры и здравым смыслом, избегая крайностей и революционных ломок. В XX в. Беларусь получила возможность независимого государственного и культурного развития. Опираясь на свой особый тип духовности, белорусы занимают достойное место среди других народов и национальных культур.
Глава 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сочувствие и сопереживание – эмоциональный отклик человека на переживания других людей. При сопереживании эмоциональный отклик подобен тому, что и как переживает конкретный человек. В ГУО СШ №97 была проведена экспресс-диагностика эмпатии старшего школьного возраста.
При помощи школьного писихолога были разработаны ситуации, которые способствуют возникновению чувства сострадания. Наблюдение за эмоциональным откликом старшеклассников на данные ситуации позволили определить уровень развития чувства сострадания. Также мы применили
методику экспресс-диагностики эмпатии Юсупова И.М., адаптировав её для старшего школьного возраста.
При оценке сострадания как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для сострадания характерно то, что оно может возникать и проявляться с большей силой не только по отношению к людям (животным), реально существующим, но и изображенным в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Представленные ситуации позволяют определить, обладает ли респондент способностью откликаться на проблемы другого, идентифицировать себя с ним. Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Представленные ситуации отражают направления проявление сострадания:
1 – к животным;
2 – к посторонним людям;
3 – к родным;
4 – к друзьям;
5 – к знакомым взрослым;
6 – к героям произведений искусства.
Обработка результатов: за каждый ответ а – 1 балл, Б – 2 балла, В – 3 балла. От 14 до 18 баллов – высокая степень проявления сострадания; от 10 - до 13 – средняя, от 6 до 9 – низкая.
Высокий уровень проявления сострадания – хорошо развито умение поставить себя на место другого и прочувствовать ситуацию, умение увидеть неприятное положение, проблему другого, умение проявить эмоциональный отклик – посочувствовать, пожалеть, желание помочь.
Низкий уровень проявления сострадания - респондент не замечает или не хочет замечать тяжелого положения другого, воспринимает проблему как "чужую", не готов к эмоциональному отклику на проблему, нет желания помочь, пожалеть.
Ситуации:
1.Ты возвращаешься домой, а у подъезда маленький щенок или котенок. У него болит лапка, он замёрз и хочет кушать. Он мяукает и жалобно смотрит на тебя. Твои действия:
А) Пройду мимо, это не моя проблема – я этого щенка (котенка) не выбрасывал, у меня дома своя собака.
Б) Впущу его в подъезд, вынесу поесть. Может кто-нибудь подберет.
В) Попытаюсь помочь ему – накормить, согреть, вылечить лапку. Если родители позволят, то оставлю его дома, а если нет, то попытаюсь пристроить его в хорошие руки.
2. Ты гуляешь во дворе, вдруг видишь – маленькая девочка стоит совсем одна и горько плачет. Твои действия:
А) Буду заниматься своими делами, сейчас наверняка подойдет её мама, она лучше успокоит её и разберется, что случилось.
Б) Понаблюдаю немного за ней, если никто не подойдет, то подойду сам (а) и спрошу, что случилось.
В) Сразу же подойду к ней, успокою и помогу решить проблему.
3. Если мама расстроена чем-то, почти не улыбается, вздыхает, думает о своем, ты:
А) Сделаю вид, что не замечаю. Это не моя вина, и поэтому помочь я не смогу.
Б) Спрошу, что случилось. Если она расскажет, пожалею её.
В) Постараюсь различными способами поднять маме настроение, буду вести себя хорошо, чтобы порадовать её.
4. Учитель объявляет оценки за диктант. Ты получил (а) 10, а твой друг (подруга) 1.
А) Очень обрадуюсь, я очень старался. А подруга (друг) виновата сама, это не редкость, нужно готовиться хорошо.
Б) Буду рад за себя, после урока пожалею подругу, выслушаю её огорчения.
В) Это будет не совсем радость, не смогу веселиться, ведь моему другу плохо и дома родители его накажут.
5. Ты пришел в школу и узнал, что ваша учительница очень серьезно заболела. Сегодня уроков не будет. Ты:
А) Обрадуюсь тому, что уроков сегодня не будет можно отдохнуть.
Б) Обрадуюсь, что нет уроков, но расстроюсь, что учительница болеет. Жаль её, а на замену дадут чужую.
В) Расстроюсь за учительницу, поинтересуюсь, что с ней и можно ли нам её навестить.
6. Когда ты смотришь мультик, фильм, читаешь книгу, и с твои любимым героям происходят неприятные события, ему плохо. Ты:
А) Не расстраиваюсь, так как я знаю, что все это выдумка, это не на самом деле.
Б) Переживаю и жду, когда опять все будет хорошо.
В) Очень расстраиваюсь, даже плачу. Не люблю книги, фильмы с грустным финалом.
По результатам беседы мы определили процентное соотношение распределения детей по степени сострадания:
Высокая степень проявления сострадания – 75%;
Средняя степень проявления сострадания – 20%;
Низкая степень проявления сострадания – 5%.
По результатам методики экспресс-диагностики эмпатии мы определили:
Высокая степень эмпатии –64%;
Средняя степень – 30%;
Ниже среднего – 6%;
Низкая – 0%;
Итак, проанализировав результаты по обеим методикам, мы пришли к выводу, уровень сформированности сострадания у старших школьников находится на достаточно высоком уровне развития. Следует отметить, что наиболее высокие результаты были получены по шкале проявления сострадания к животным, сверстникам и родным, чуть меньше к героям художественных произведений, знакомым и незнакомым.
Выводы
Чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему. Анализируя многие исторические события, можно сделать вывод о том, что белорусы способны ставить себя на место других, способны понять уникальность и неповторимость других. В общении белорусы открыты и доверчивы, искренне выражают свои чувства и эмоции.
В ходе исследований мы пришли к выводам, что на уровень эмпатии влияют следующие факторы: пол, возраст, семья, общество, школа. Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей.
Литература
Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. Доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – Мн.: Ред. Журн. “Адукацыя і выхаванне”, 1997. – 212 с.
Изард К. Эмоции человека. – М., 1980
Интернет-ресурсы