Введение
В настоящее время в России нет единой школьной формы, единого школьного дресс-кода. Но тем не менее многие школы, гимназии, лицеи имеют определенную школьную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Она определяет цветовую гамму, стиль и символику. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. В Нижнесалдинском Муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназия, где учится автор, нет единой формы, но мы придерживаемся строгого делового стиля: у мальчиков – чёрные или темно – серые брюки и светлая рубашка, а у девочек – белая или светлая блузка и темная юбка. В значимые праздники одежда каждого ученика парадная – белый верх, и темный низ. Но проблема в том, что не все учащиеся хотят носить такую форму. И зачем придерживаться определенного дресс-кода? Как он влияет на эстетику людей? Гипотеза автора следующая – ношение школьной формы дисциплинирует учащихся, положительно влияет на их эстетический вкус и, в конечном итоге, должно помочь в дальнейшей жизни в обществе. Это автор работы и хочет выяснить. Поэтому тема работы – «Школьный дресс-код».
Цель: доказать необходимость введения школьной формы.
Задачи:
изучить историю возникновения школьной формы;
узнать, что такое дресс-код и почему он необходим не только в школе;
проанализировать все «за» и «против» введения школьного дресс-кода;
Объект исследования - образовательные учреждения, предмет исследования - единая школьная форма. Методы, которые использовал автор при написании работы – сбор необходимой информации, ее анализ и синтез полученных результатов в форме окончательного текста.
Глава I. История возникновения школьной формы
Прежде, чем говорить о необходимости ношения школьной формы, сначала нужно окунуться в историю её создания.
История создания школьной формы уходит в ранний период времени.[9]
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек.
В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.
В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии[9]. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание и дети ходили в повседневной одежде.
В 1949 году в СССР единая школьная форма была введена вновь.[1]
Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.
Однако проявились минусы отмены школьной формы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились.
Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда выглядит не очень эстетично.
С 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный.
В новом законе «Об образовании» от 29.12.2012 года ст.28 п.3 подпункте 18 говорится о том, что требования к одежде обучающихся находятся на компетенции субъекта образования, т. е. школа может сама принять решение о введении единой школьной формы.[2]
На сегодня многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать свои правила ношения одежды.
Так же в наше время стало негласной традицией советскую школьную форму надевать выпускницам школ на Последний звонок, когда 25 мая каждого года девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в «сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.
Глава II. Дресс-код
Понятие «дресс-код» пришло к нам из Великобритании — страны, известной своим консерватизмом и строгими правилами публичного поведения. Дресс-код — это определенный свод рекомендаций и правил хорошего тона, воплощенный в том или ином стиле верхней одежды и аксессуаров.[5]
Дресс-код, в переводе с английского, означает «код одежды». Это манера одеваться, принятая в определенной социальной группе или ситуации. За дресс-кодом стоят традиции или правила определенного круга людей. Например, в церковь девочкам принято приходить, покрывая голову и плечи. На свадьбу гостям категорически не рекомендуется одевать черное и белое. В ночной клуб вас не пропустят в спортивном костюме, а на спортивные соревнования — в туфлях на шпильках. На красную ковровую дорожку выходят исключительно в вечернем платье, на формальный прием к королеве — еще и в бриллиантах. И эти правила существуют не один десяток лет, потому что они — часть этикета и символ уважения к ценностям тех людей, с которыми мы общаемся.
Дресс-код прежде всего — это уместность и понимание правил, принятых в определенных случаях. По нему люди безошибочно определяют людей «своего круга». Дресс-код установлен международными правилами: для деловых событий — business dress code, светских формальных мероприятий — formal dress code, для повседневной жизни — casual dress code. Эти правила четко регламентируют описание одежды для каждой ситуации, место и время, где данная одежда уместна.
Школьный дресс-код относится к разновидностям бизнес дресс-кода — повседневный деловой стиль. Это одежда, которую уместно носить с утра в течение целого рабочего или учебного дня. Она должна быть в меру формальной, в меру элегантной, не отвлекать внимание от учебного процесса и быть удобной.[5]
Федеральный закон «Об образовании» (ст.38) дает право образовательным организациям самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Конечно же, при создании такого дресс – кода принимаются и мнения обучающихся и родителей (на совете обучающихся и совете родителей) (согласно статье 26 закона «Об образовании» «Требования к одежде учеников»).[2]
Основополагающим актом является письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся», называемое «Модельным актом». Таких общих требований можно выделить четыре:[2]
соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
соответствие погоде и температурному режиму в помещении;
соответствие общепринятым нормам делового стиля;
светский характер.
Кроме того, на территории школ все ученики и сотрудники должны находиться без головных уборов, о чем имеется заключение Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23: головные уборы в пределах школы признаны источником опасных заболеваний, в частности – педикулеза.[2]
Иногда образовательные учреждения, нарушая закон, требуют от родителей покупать детям форму в определенной торговой точке или определенного бренда. Но нужно знать, что существует федеральный закон «О защите конкуренции», статья 421 Гражданского кодекса России, согласно которому родители имеют право по своему усмотрению купить ребенку форму в любом магазине, заказать в ателье или даже сшить самостоятельно.[7]
Согласно правилам делового повседневного дресс-кода мальчики могут носить:[6]
— костюм или пиджак и брюки из одинаковой ткани одного цвета
— рубашку светлых тонов — одноцветную, в полоску или с рисунком "деловая клетка"
— джемпер поверх рубашки
— галстук спокойных расцветок и рисунков
— черную или коричневую деловую обувь со шнурками или без них
— носки в тон брюкам или обуви
— тонкий ремень черного или темно-коричневого цвета
— неброские деловые аксессуары: часы
Недопустимо для мальчика в школе:
— несвежий воротник и манжеты рубашки
— помятая рубашка
— короткие брюки, из под которых при ходьбе отчетливо выглядывают носки
— край белья, выглядывающий из-под ремня
— конец галстука, заправленный под ремень
— нечищеные ботинки
— грязные, поломанные и обкусанные ногти
— потрепанные с бахромой джинсы, футболки с надписями
— одежда с лейблами на внешней стороне (указанием бренда)
— украшения.
Девочки могут носить в школу:[6]
— деловой костюм: пиджак (жакет) и юбка, жилет и юбка, платье или сарафан классического кроя
— брюки, но только классические, прямые со стрелочками
- блузка светлых тонов одноцветная или со спокойным геометрическим рисунком
— трикотажный джемпер с вырезом под горло спокойных тонов
— деловая обувь без каблука или на невысоком каблучке 3-4 см
— прозрачные или однотонные колготки
— неброские деловые аксессуары: заколка на волосы, часы, брошь
Для девочек недопустимо носить в школу:
— потрепанные с бахромой джинсы, футболки с надписями,
— легинсы
— мини-юбки, шорты
— короткие топы выше талии
— прозрачную, блестящую одежду
— кожаную одежду (кроме верхней)
— одежду с лейблами на внешней стороне (указанием бренда)
— колготки в сетку
— обувь на очень высоком каблуке.
Для того, чтобы выглядеть стильно и нескучно, стилисты советуют школьникам пользоваться теми же правилами, что и при подборе делового гардероба. Необходимо иметь хотя бы несколько комплектов одежды, причем «верхов» должно быть втрое больше, чем «низов».
Например, если девочка имеет в своем гардеробе одни классические брюки и одну юбку, тогда ей понадобится четыре элемента верхней одежды: пиджак, жакет, жилетка и пуловер. Также понадобится минимум три блузки. Одежду лучше подбирать в монохромной цветовой гамме в разных оттенках: например, насыщенный синий цвет костюма и блуза пастельных голубых тонов, юбка коричневого цвета и блузка кремового цвета, серые брюки, белая рубашка и джемпер с геометрическим рисунком. Их можно будет носить поочередно и легко комбинировать между собой. В гардеробе можно добавить платье или сарафан классического покроя, одеваемый под блузку.
Таким же образом можно составить гардероб и для мальчика, комбинируя брюки и рубашки, жилеты и джемперы по сезону цветовой гамме. В гардеробе мальчика должно быть не менее двух-трех пар брюк, один-два пиджака, один два джемпера, три рубашки. В этом случае можно скомбинировать около 20 разнообразных комплектов на каждый день. Воспользовавшись данными советами, школьники всегда могут выглядеть красиво и стильно в рамках делового дресс-кода.
Кроме повседневной, школьная форма подразделяется на парадную и спортивную.
Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, торжественных линеек и мероприятий (для девочек и девушек – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой (не прозрачной) или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см (не шпильки); для мальчиков и юношей – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь)).
Спортивная школьная форма предназначена только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований. Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой, которая не оставляет черные следы.
Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь.
Школы, лицеи, гимназии, колледжи – это учреждения, где дают детям, юношам и девушкам, самое главное и ценное – это знания, воспитание, основу этикета… то, что обязательно пригодиться в жизни каждого человека. Именно поэтому, автор считает, что в школе необходим строгий стиль одежды, который создает деловую атмосферу для учебы и дисциплинирует учащихся.
Глава III. «За» и «против» введения школьного дресс-кода
Стоит ли вводить школьную форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость.
По данным социальных исследований большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) чаще всего за введение школьной формы выступают женщины 77%, из них 39% считают, что «безусловно, следует» ее вести. Социологи отмечают, что на этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательной отношение к ее введении - половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, «за» - лишь треть (38%).[3]
Многие же учащиеся высказываются против делового школьного дресс-кода, мотивируя тем, что каждый должен иметь свое мнение как выглядеть, что одевать, т. е. самовыражаться. Но, тем не менее, беседуя с ребятами, следует убедить их в обратном - что строгая школьная форма не так уж и не интересна, а, наоборот, формирует личность и характер.
Школьная форма должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно и недопустимо.
Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. «От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие», – считает модельер Вячеслав Зайцев.[3] Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.
Итак, постараемся рассмотреть все «за» и «против» введения школьной формы.
В чем же заключаются положительная сторона ношения школьной формы? Изучив социальные исследования, автор работы выявил следующие аргументы:
школьная форма, как и любая другая форма, дисциплинирует;
школьная форма приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей;
строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
ученик в школьной форме думает об учебе, не об одежде;
форма исключает (во всяком случае ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные»;
единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится на их здоровье отрицательно;
школьная форма экономит деньги родителей.
Доводы против школьной формы. Главные недостатки школьной формы:
нежелание детей ее носить;
школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости;
ношение формы является обязательным, может рассматриваться как насилие над личностью ребенка;
форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей;
не дает ребенку свободы самовыражения
Если соотнести все «за» и «против», то все-таки больше плюсов, чем минусов. И ещё, в качестве утверждения, хочется привести слова знаменитого модельера Вячеслава Зайцева о школьной форме. Он сказал следующее: «Сейчас молодежь увлекается джинсами. Но, я категорически не приемлю такой внешний вид на уроках. Джинсы - расхлябанная, неделовая одежда. Она не формирует хороший вкус, чувство стиля. Человек в деловом костюме на пляже выглядит нелепо. Но ещё более нелепо выглядит в официальном учреждении человек в пляжном наряде».
Заключение
Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. «От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».
Делая выводы из сказанного, следует отметить, что современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.
Нельзя забывать, что школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной. Учеба в школе – это «работа» детей и подростков. Строгий и деловой стиль одежды в образовательном учреждении ведет к формированию личности, ответственности, прививая вкус, и гордости, что ребенок учиться именно в этой школе, лицее, гимназии. Школьная форма усиливает безопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачивает учеников в коллективе, формирует командный дух.
Исходя из выше сказанного, можно смело утверждать, что школьный дресс-код необходим.
Список использованных источников:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/07/07/shkolnaya-forma-problemy-i-puti-resheniya
https://eduregion.ru/k-zhurnal/shkolnaja-forma/
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-shkolniy-dress-code-klass-3552230.html
https://urok.1sept.ru/articles/645270
http://fashionbookkids.ru/articles/shkolnyj-dress-kod-sleduj-pravilam-bud-stilnym/
https://tkaner.com/stil/dress-kod/shkolnyj-dress-kod/
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/02/dresskod-v-shkole
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/07/07/shkolnaya-forma-problemy-i-puti-resheniya
https://www.9111.ru/questions/777777777758733/