Выбор профиля обучения в старшей школе как основа профориентационного самоопределения школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выбор профиля обучения в старшей школе как основа профориентационного самоопределения школьников

Белозерова А.Н. 1
1МБОУ СОШ №24 города Белово
Белозерова Е.Н. 1Перемота Л.М. 1
1МБОУ СОШ №24 города Белово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В жизни человека постоянно возникают ситуации, в которых приходится делать выбор, принимать решения. Выбор профессии – одно из главных жизненных решений. Каждый молодой человек задает себе вопрос «Кем быть?». Уже в начале восьмого класса учителя и школьный психолог предлагают задуматься ученикам над выбором профиля обучения в старшей школе. В девятом классе ребята первые фактически подходят к первому этапу выбора профессии и должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам. И здесь главное – не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляет выбранное направление к любому человеку. В современной школе профильное обучение - основа самостоятельного выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не очень осознанным, но к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Несмотря на то, что нашей Конституцией каждому молодому человеку предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы, реализовать в полной мере это право трудно большинству старшеклассников. Это объясняется тем, что не хватает знаний о профессиях, о требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и адекватного умения оценивать собственные способности, выявлять свои интересы и склонности.

Для современных подростков выбор профиля обучения влияет на формирование готовности старшеклассников к выбору профессии. Ежегодно решение этого вопроса стоит перед сотнями юношей и девушек. Поэтому существует необходимость исследования проблемы выбора профиля обучения в средней школе.

Целью работы является выявление факторов, влияющих на выбор профиля в средней школе у обучающихся 8-10 классов как предпосылки профессионального самоопределения школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности выбора профиля в подростковом возрасте.

2. Изучить факторы, влияющие на выбор профиля в подростковом возрасте.

3. Исследовать особенности выбора профиля в подростковом возрасте.

Объект исследования — выбор профиля в подростковом возрасте.

Предмет исследования - факторы, влияющие на выбор профиля.

Методы исследования:

- анализ литературы по вопросам выбора профиля обучения;

- анкетирование учащихся;

- статистические методыобработки данных, графическое представление результатов.

Гипотеза: выбор профиля обучения происходит под влиянием внешних факторов (мнения родителей или сверстников).

1. Выбор профиля обучения в старшей школе как этап профессионального самоопределения старшеклассников

Профильные классы прочно вошли в систему современного образования, потому что, чем раньше подросток определит свой профессиональный путь, тем успешнее он будет двигаться к намеченной цели. Целеустремленные школьники встречаются очень редко, для большинства детей выбор профильного направления очень сложен. Подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях и не в состоянии соотнести требования той или иной профессиональной сферы деятельности со своей индивидуальностью. Осознавая важность проблемы, в 2018 году В.В. Путин вышел с инициативой создания проекта для учеников 6-10 классов «Билет в будущее», который сейчас активно реализуется в Кузбассе. Ученики нашей школы стали участниками интерактивной площадки по профессиональному самоопределению «Траектория». Эффективными показали себя профессиональные пробы, проводимые для ребят на базе учреждений среднего профессионального образования города Белово. Некоторым это помогает совершить первичное профессиональное самоопределение: быть готовым к выбору профиля обучения в 10 классе и виду, и уровню продолжения образования после окончания основной школы. Но часто бывает наоборот.

Существует три способа выбора. Первый способ —метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным. Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. [4, С.35]

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе, и поэтому преобладает первый способ выбора. Как правило, они делают это под действием случайных факторов, например, за компанию или по совету взрослых и друзей. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. [8, С.68]

Профориентация в значительной степени влияет на самоопределение личности в будущем, ученик может не найти себя в нужной ему профессии, даже если хорошо учился в школе и имел множество разнообразных увлечений. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью, поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. [6, С.65]

2. Факторы, влияющие на выбор профиля в старшей школе

В 2001 году по решению Правительства РФ на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Выпускники основной школы могут выбирать профиль обучения в 10 классе, то есть изучать актуальные для себя дисциплины в 10-11 классах в большем объёме. Профильные классы подразумевают углубленное изучение отдельных предметов. В настоящее время в 9 классе введены курсы внеурочной деятельности и учебные курсы по профориентации учащихся. Часто это помогает старшеклассникам, определится в отношении своей будущей деятельности, кроме того, формированию информированности способствуют СМИ, окружение человека и семейные традиции. Родители должны понимать всю ответственность, которую они несут за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

От выбора часто зависит успешность обучения школьников в старших классах, их подготовка к следующей ступени образования, а в целом к их будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста. [7, С.25]

Вариантов формирования классов много, но самыми распространенными являются профили, представленные в таблице.

Старшеклассники, пусть и не определившиеся с будущей профессией, уже знают, какие школьные дисциплины им интересны, и что дается легко, а что вызывает трудности. В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. В любом случае, требуется дополнительное изучение школьниками своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Опираясь на результаты успеваемости, учащийся часто совершает и соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор оказывает влияние личность преподавателя. [9, С.98]

По статистике, наиболее существенное влияние на выбор профиля оказывают родители и ближайшие родственники, а школа и содержание образования не являются значимым фактором профессионального самоопределения. Родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.[2]

Нельзя оставить без внимания фактор влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем даже мнение родителей и учителей. Поэтому немало школьников выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно с друзьями». Подростки выбирают углублённое изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы вместе с другом поступить в один и тот же вуз и так далее.

Профессор Е.А. Климов выделял восемь основных факторов выбора профессий, которые, несомненно, влияют на выбор профиля обучения:

1) Позиция старших членов семьи.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

4) Личные профессиональные планы.

5) Способности.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

7) Информированность

8) Склонности. [10]

К старшим классам становится очевидным, какой склад ума имеет ребенок: гуманитарный или технический. Конечно, есть универсальные дети, которым легко даются все дисциплины, но и в этом случае решающую роль играет интерес. Не стоит заставлять ребенка выбирать определенное направление, рисуя радужное будущее. Ребенок согласится на ваши доводы и уговоры, но при отсутствии способностей может испытывать серьезные трудности в изучении предметов, что повлечет за собой полную потерю интереса к выбранной сфере. [10]

2.1. Исследование особенности выбора профиля в подростковом возрасте через анкетирование учащихся 8-10 классов

МБОУ СОШ №24 города Белово

Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. [5, С.106]

Для того чтобы выяснить какие факторы влияют на выбор профиля обучения было проведено анкетирование. Анкета «Выбор профиля обучения» (Приложение 1) было проведено через платформу «Яндекс формы» и носило анонимный характер. В исследовании приняли участи 72 человека. Это ученики 8-х (40%), 9-х (27%) и 10-х (33%) классов. Из них 54% девушек и 46% юношей.

Диаграмма 1. Возраст участников анкетирования

Ответы на вопрос «Какой профиль обучения вы планируете выбрать (для 8,9 классов) или уже выбрали (10 класс)) отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Планируемый (выбранный) профиль обучения

Технологический профиль планируют выбрать только 26% респондентов, т.е. каждый четвертый. 59 % выбирают гуманитарный профиль, что, говорит о неготовности к осознанному выбору, т.к. подавляющее большинство учеников 8-9 классов считают, что в гуманитарном профиле учиться гораздо легче, чем в профилях технической направленности. 13%, которые не могут выбрать профиль, в большинстве уйдут после окончания основной школы. Данные подтверждают выводы психологов, что профессиональные планы подростков расплывчаты, имеют характер мечты.

При выборе профиля обучения большая часть респондентов руководствуется мнением родителей-45% и модой на профессии-42%, таким образом, подтверждается статистика всероссийских исследований, где говорится, что до 60 % учеников прислушиваются к мнению родителей, значимых взрослых и учителей. Мода на профессии часто дает неверные установки, потому что в этом случае ученик, чаще всего, воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. К мнению сверстников наши ребята прислушиваются минимально (только каждый десятый), хотя по статистике, к мнению друзей прислушиваются приблизительно в 30%. Успеваемость по предметам заметно уступает всем условиям выбора профиля.

Диаграмма 3. Факторы, влияющие на выбор профиля обучения

Диаграммы, представленные ниже, детально представляют полученные данные на вопрос о мотивах принятия решения о выбранном профиле.

Диаграмма 3.1. Мнение родителей при выборе профиля

При сопоставлении диаграммы 3 и диаграмм 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4, можно увидеть, что ответы на вопросы анкеты не всегда подтверждают полученные предыдущие данные. Например, процент влияния родителей (диаграмма 3.1) и сверстников (диаграмма 3.2) совпадает с диаграммой 3, а вот успеваемость по предметам при выборе профиля нам дает очень противоречивые данные, а это значит, что ученики, отвечая на вопросы, не всегда честно обозначали свою позицию по некоторым вопросам (43% в диаграмме 3 против 26% в диаграмме 3.3). Если взять данные диаграммы 3.4, то успеваемость максимально влияет на выбор профиля. 64 % - это очень высокий показатель против совсем небольших 4 % в диаграмме 3. Если при рассмотрении влияния успеваемости учесть данные диаграммы 4, то тогда данные диаграммы 3 нельзя признать релевантными, т.к. уже 99% ответов о соответствии профиля обучения и экзаменов ОГЭ положительные, а именно на основании сданных экзаменов идет зачисление в профильные классы.

Таким образом, противоречивые данные анкетирования по вопросам влияния основных факторов говорят о частой ошибочной оценке стратегии выбора профиля обучения.

Диаграмма 3.2. Мнение сверстников при выборе профиля

Диаграмма 3.3. Мода на профессию при выборе профиля

Диаграмма 3.4. Успеваемость по предметам при выборе профиля

Диаграмма 4. Соответствие профиля обучения и выбор экзаменов ОГЭ

Диаграмма 5. Влияние выбора профиля на выбор ВУЗа

Диаграмма 6. Профессии, названные как желательные

Диаграмма 7. Учебные заведения, в которых предполагается

продолжить обучение после окончания школы

Диаграмма 5, 6 и 7 дают информацию о представлениях учеников о своем будущем. 22% из всех опрошенных дают понять, что мечта о будущей профессии сильно влияет на выбор профиля обучения. Профессии выбраны в основном для обучения в классах гуманитарного профиля. 67% респондентов на вопрос «Рассматривали ли вы ВУЗ, в который будете поступать после окончания школы. Если да, то какой?» ответили «Нет». Небольшая часть указали ВУЗы: 8% - МГУ, 6% - КемГУ, 4% - КузГТУ, 3% - НГАСУ,4%-НГПУ и СГМУ. 26 % всех учащихся, принимавших участие в опросе, не могут представить и назвать свою будущую профессию.

Диаграмма 8. Желательный вид деятельности

Несмотря на то, что большой процент учащихся не смог назвать свою будущую профессию, вид деятельности учащимися был определен. 64% представляют себя в сфере Человек-Человек,17%-Человек-Техника,12%-Человек-Знак и 7%-Человек-Природа.

Если сравнить диаграмму 1 и диаграмму 8, можно увидеть приблизительное равенство данных: % наиболее выбираемого гуманитарного профиля (61%) сопоставим с самым популярным видом деятельности «Человек-человек» (64%). 22% учащихся имеют позитивные представления о своём профессиональном выборе.

Сопоставление диаграмм 6 и 8 даёт нам информацию о незнании ребятами сфер желаемой деятельности и профессий, которые к ним относятся. 4% выбрали для себя профессию артиста, но не указали ее как сферу деятельности. 1 ученик (1,3%) выбрал сферу «Человек – природа», а указали профессии в анкете 5 человек (7%). Таким образом, у ребят выясняется нехватка общих знаний по профориентации. Школа и семья не формируют представления о профессиях, происходит увлечение только внешней или некоторой частной стороной профессии.

Диаграмма 9. Понимание содержания желательной

профессиональной деятельности

Диаграмма 10. Объективность представления о

будущей профессиональной деятельности

Диаграммы 9 и 10 показывают, что ученики отождествляют школьные предметы с профессией и плохо различают эти понятия, хотя за каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий.

21 % ответивших учатся или собираются учиться в классах, профиль которых им безразличен.

Анализ данных поступления выпусков 2018-2020 г.г.

Для подтверждения общих данных, полученных в ходе анкетирования дополнительно были рассмотрены данные соответствия выбора учебного заведения выпускниками профилю обучения в школе.

Проанализировав таблицу, приходим к выводу, что максимальное количество выпускников (от 86 до 100 %) поступает по физико-химическому и химико-биологическому профилю обучения, которые объединены в один класс. Технический и медицинский профили очень популярны в школе. В гуманитарном профиле такой процент значительно ниже (от 56,5 до 80%). Возможно, это связано с тем, что ученики, обучающиеся в классе гуманитарной направленности не очень осознанно подошли к выбору профиля или не были готовы обучаться в старшей школе, т.к. в выпуске 2020 года 4 человека ушли из школы после 10 класса.

Год

Профиль/количество выпускников

Поступили в соответствии с профилем обучения

% поступивших в соответствии с профилем

Итого поступивших в соответствии с профилем

2018

Физико-химический,

Химико-биологический/24

24

100%

49 / 89,1%

Гуманитарный /31

25

80,6%

2019

Физико-химический,

Химико-биологический/23

23

100%

48 / 77,3%

Социально-гуманитарный/

23

13

56,5%

Информационно-технологический /16

12

75%

2020

Физико-химический,

Химико-биологический/17

15

88,2%

44 / 75,8%

Социально-гуманитарный

18

12

66,7%

Информационно-технологический/23

17

73,9%

Итого

175

141 / 80,6%

Таблица 1. «Информация о поступлении выпускников 2018-2020г.г. МБОУ СОШ №24 города Белово в соответствии с профилем обучения в школе»

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Самым популярным в нашей школе является социально-гуманитарный профиль.

Главным критерием выбора профиля и профессии является мнение родителей и мода на профессию.

Выбор профиля во многом зависит от учебных предметов, которые в будущем необходимо будет сдавать.

Учащиеся имеют позитивный, хотя и не всегда верный, взгляд на свой профессиональный выбор в будущем.

Большинство учащихся верно определяет сферу своей будущей деятельности, хотя больше половины опрошенных учащихся, не могут назвать, то учебное заведение, в котором хотели бы учиться и предпочитаемую профессию.

Заключение

Выбор будущей профессии – один из решающих шагов в жизни, который делают будущие выпускники. Очень часто учащиеся опираются при выборе профессии не на свои способности и желания, а также востребованность на рынке труда, а на то, как котируется профессия в обществе. В этот момент, большое значение имеет правильная ориентация школьников в разнообразном мире профессий. Выбор профессии – это глобальный выбор в нашей жизни, который определённо повлияет на судьбу, успешность и состоятельность человека. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% школьников не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.

Несмотря на то, что каждому молодому человеку предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы, реализовать это право, порой, очень трудно, большинству старшеклассников. И это объясняется прежде всего тем, что не хватает знаний о самих профессиях, тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценивать собственные способности, выявлять свои интересы и склонности. Ученики старшей школы должны представлять значимость профильного обучения для дальнейшей профессиональной деятельности не как предметной подготовки, а как основу выбора профессии. Задача, которую решает школа, заключается не только в том, чтобы дать возможность старшекласснику самостоятельно выбирать систему знаний, но и помочь определить, насколько избранная профессия востребована в конкретном регионе, в стране в целом.

На выбор человека оказывают влияние все факторы в совокупности, указанные в нашей работе. Но в любом случае, каждый человек индивидуален в своих приоритетах, поэтому тот или иной фактор оказывает большее давление при выборе профессии.

Мы живем в обществе, которое оказывает огромное влияние на человека при выборе профессии. Главная задача выбирающего – тщательно проанализировать все факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Призвание к той или иной профессии совсем не означает, что у каждого «на роду написано» быть писателем или космонавтом, рабочим или сельским тружеником, юристом или инженером. Мир профессий широк и изменчив. Постоянно возникают новые профессии, обогащаются старые. Все они имеют свои особенности, секреты, и в каждой из них кто-то непременно находит свое призвание.

Литература

Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 267 с. - Текст: непосредственный.

Буланова, А. Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах / А. Буланова. - Текст: электронный // Учёба.ру: образование для детей [сайт]. – 2020. – 10 апреля. – URL: https://www.ucheba.ru/article/5759 (дата обращения: 01.03.2021).

Дубровина, И. В. Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика,1989. - 169 с. - Текст: непосредственный.

Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с. - Текст: непосредственный.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология /И. Ю. Кулагина — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с. - Текст: непосредственный.

Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. - Чебоксары: Школа,1988. - 301 с. - Текст: непосредственный.

Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т. Л. Павлова. - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 186 с. - Текст: непосредственный.

Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. - Киев: Рад. школа, 1980. - 143 с. - Текст: непосредственный.

Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2004. – 112 с. - Текст: непосредственный.

Скачок, В.Е. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии / В. Е. Скачок, В.Н. Буций. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 50. - URL: https://moluch.ru/archive/236/54904 (дата обращения: 01.03.2021).

Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. - М.: Владос- Пресс, 2001. - 96 с. - Текст: непосредственный.

Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. -М.: Просвещение, 1997. – 284 с. - Текст: непосредственный.

Приложение 1. Анкета «Выбор профиля»

Анкета «Выбор профиля»

1. Укажите свой возраст.

2.Какой профиль обучения ты планируешь выбрать (или уже выбрал)?

Напиши свой вариант_________________________

3. Принимая решение, о выборе профиля Вы руководствуетесь:

а) мнением родителей;

б) мнением сверстников;

в) модой на профессии;

г) успеваемостью по предметам.

Оцените, насколько каждый фактор повлиял на ваш выбор профиля:

3.1. Мнение родителей:

1.Никак не повлиял;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

3.2. Мнение сверстников:

1.Никак не повлиял;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

3.3. Мода на профессии:

1.Никак не повлиял;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

3. 4. Успеваемость по предметам:

1.Никак не повлиял;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

4. Когда Вы выбираете профиль, Вы думаете о предметах, которые нужно будет сдавать на ОГЭ?

а) Да                   

б) Нет

5. Как сильно это повлияло на ваш выбор профиля?

1.Никак не повлияло;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

6. Когда Вы выбираете профиль обучения, есть представление о конкретной профессии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите ВУЗ, который Вы рассмотрите, как вероятный для поступления. Как выбор ВУЗа повлиял на ваше решение в выборе профиля?

____________________________________________________________

8. В каком виде деятельности Вы себя представляете в будущем?

Человек - Человек

Человек - Знак

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Художественный образ

__________________________________________________________________

9. Как представление о желаемой профессии повлияло на выбор профиля обучения?

1.Никак не повлиял;

2. Скорее нет, чем да;

3. Частично;

4. Скорее да, чем нет;

5. Принял решение на основе этого фактора.

10. Насколько реально Вы представляете свою профессиональную деятельность?

Никак не представляю;

Не знаю, чем буду заниматься;

Частично представляю;

Скорее знаю, чем не знаю;

Четко представляю.

Приложение 2. «Рекомендации для педагогов»

Рекомендации:

Максимальное информирование подростков о разных профессиях, сферах профессиональной деятельности.

Давать возможность принимать участие в профессиональных пробах.

Выявление интересов и склонностей, способностей учащихся, проверка

возможностей учащихся на основе программ внеурочной деятельности (курсов по выбору), охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Выявление на возможно более ранних уровнях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости – переориентация с одного профиля на другой.

Просмотров работы: 641