Глобализация образования

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глобализация образования

Любчак А.Ю. 1
1Селятинская СОШ №2
Никифорова Т.Б. 1
1Селятинская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вопрос глобализации образования в настоящее время всё более актуален. Времена, когда без образования можно было устроиться на хорошую работу, которая позволяла бы поддерживать хотя бы средний уровень жизни, давно прошли.

Современная глобализация образования направлена на укрепление позиций будущих специалистов в различных областях деятельности, а также предоставляет им широкие возможности для его получения.

Если мы хотим обеспечить себе достойную жизнь, то должны понимать, что образование играет огромную роль.

Цель проекта: Выявить сущность образования в мире, в России. Провести анализ реализации Болонской декларации.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать предпосылки глобализации образования. Охарактеризовать основные цели Болонской декларации.

2. Узнать мнение экспертов и студентов о реализации Болонской декларации.

3. Изучить Болонский процесс. Выяснить последствия образовательной реформы в России.

Объектом исследования является глобализация образования.

Предмет исследования: Болонская декларация, реформа образования.

Методы исследования: систематизация знаний, описание, сравнение, социальный опрос, анализ источников

Глава 1. Глобализация образования в мире

Предпосылки глобализации образования

В первую очередь глобализация образования подразумевает возможность и необходимость обучения в различных странах. Образование – это область, в которой будущий специалист расширяет свой кругозор и знания, касающиеся не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут быть обеспечены ему в различных странах мира

Современный мир находится в постоянных конфликтах. И для его поддержания нам просто необходимо выстраивать одно единое интеллектуальное общество, стирая все возможные барьеры между людьми. Идея такого общества возникла в Европе в конце xx века, возник вопрос о создании единого метода обучения. Так и был создан «Болонский процесс».

Основные цели Болонской декларации и их реализация

Болонская декларация была подписана 19 июня 1999 года. Болонский процесс - это процесс согласования систем образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования.

К её основным целям мы можем отнести:

-повышение качества и эффективности образования

-расширение доступа к высшему образованию

-формирование и укрепление интеллектуального и культурного потенциала Европы

- повышение роли университетов в развитии европейских культурных ценностей

-обеспечение успешного трудоустройства выпускников

Чтобы отследить динамику выполнения целей, многие страны участвуют в международных исследованиях TIMSS, PISA и PIRLS. Исходя от результатов этой сферы, Монитор образования и подготовки 2014, который опубликован Комиссией, даёт понять, что существует немало серьёзных проблем:

•около 20% 15-летних в Европейском Союзе не имеют высоких навыков в чтении и естественных науках.20% взрослых людей обладают низким уровнем образованности, а 25% не приспособлены к работе с цифровыми технологиями.

•окончание школьного этапа обучения на данный момент составляет 88,9%, а 19 стран-участниц достигли цели, выполнение которой было запланировано на 2020 год

•число выпускников высших учебник заведений составляет 37,9%, но главной проблемой остаётся трудоустройство

Исходя из промежуточного отчёта, в результате программы Европа претерпевает следующие проблемы:

-безграмотность

-неумение работать с цифровыми технологиями

-трудоустройство

-около 5 миллионов учащихся, бросивших образование, что приводит к безработице(41%)

Следует упомянуть следующие достижения программы Erasmus и Srasmus:

-повышение мобильности образования

-развитие гибкости высшего образования

Глава II. Анализ реализации Болонской декларации

2.1 Мнение экспертов и «участников процесса» - студентов

Формирование Болонской декларации должно было стать чем-то новым в образовании, но из-за её неоднозначности, реализация оставляла желать лучшего.

В 2005 году была представлена работа, получившая название «Чёрная книга Болонского процесса». Книга была разработана на основе материалов, опубликованных студентами. В проекте описывались многочисленные провалы системы и стало очевидно, что все хорошие вещи, представленные в декларации, были совершенно неумелыми на практике.

Однако существуют и более решительно настроенные студенты - группа Norsk Studentunion из Норвегии. Их объединение было создано с целью противостояния начальным целям и принципам Болонского процесса. Они обвиняли Болонскую декларацию в том, что при выходе из высших учебных заведений люди не имели ни креативного мышления, ни собственного мировоззрения.

Это движение приобрело свою популярность среди студентов 40 организаций из разных европейских стран. Активисты форума заявили, что они - это движение за общедоступное образование, направленное в первую очередь на интересы общества, а не предпринимателей.

Студенты, которые находились в такой же ситуации, увидели, что люди не собираются мириться с этим и готовы выражать свою гражданскую позицию для достижения компромисса. Затем учащиеся высших учебных заведений, получив «дозу» мотивации, начали пытаться исправлять ситуацию и в своих странах.

Глава III. Глобализация образования в России

3.1 Интеграция Болонской декларации в России

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской конференции. Она обязывалась воплотить в жизнь основные принципы Болонской декларации до 2010 года.

Во всех развитых странах наблюдаются аналогичные тенденции в высшем образовании, поэтому часть изменений в России совпадает с рекомендациями Болонской декларации. Проблемы, которые стимулируют Болонский процесс, характерны и для России

Низкий уровень мобильности, который вызван низким уровнем доходов населения, сосредоточие элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Все это создаёт проблему подготовки специалистов в регионах и противоречит ключевому направлению развития, обозначенному в Болонской декларации.

В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось финансирование вузов. Общей проблемой для негосударственных и государственных вузов являются большие налоги на прибыль, сооружения, а также высокая арендная плата.

Одной из основных составляющих Болонского процесса является проблема обеспечения качества образования. Очевидно, что первоначальной задачей является решение проблем, препятствующих финансированию сферы образования.

В 2002 году была сформирована рабочая группа, с целью повысить уровень информированности Российской высшей школы о Болонском процессе. Её возглавили заместитель министра РФ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы и ректор Санкт-Петербургского университета.

17-19 сентября 2003 года состоялась конференция в Берлине на уровне министров 33 стран-участниц и 7 государств-кандидатов. На собрании по инициативе Франции, Россия стала участником Болонского процесса.

Это присоединение было необходимым, так как следовало модернизировать высшее образование для воспитания новых профессионалов. Ученики должны сами зарабатывать для себя ценную информацию, а не просто копировать знания учителя.

3.2 Последствия реформы образования в России

Болонский процесс в России не прошёл бесследно. В первую очередь я хочу выделить положительные стороны. К первому плюсу можно отнести двухуровневую систему высшего образования: магистратура и бакалавриат. Такая система помогает увеличить уровень профессиональной подготовки. Также большим плюсом будет являться возросшая мобильность и автономность студентов. Ученики всегда могут закончить обучение в другой стране, а после получения документа об окончании высшего учебного заведения его можно стандартизировать под дипломы стран, входящих в Болонский процесс. Третьим пунктом будет являться повышение конкурентоспособности среди студентов, которые получили высшее образование.

Некоторые последствия сложно определить к плюсам или минусам, они скорее будут нейтральными. Это излишняя самостоятельность студентов. В программе идёт расчёт на честность и сознательность, но вряд ли многие учащиеся захотят тратить своё свободное время на учебу. Но возможно данный подход прививает людям автономность, ведь так как течения общества постоянно обновляются, нам нужны специалисты, которые готовы на решительные меры и получение новых знаний

У реформы образования тоже есть свои недостатки. И главным её недостатком, как мне кажется, будет ориентированность на развитые страны. Специалисты, окончившие вузы, уезжают в другие страны, с наиболее выгодными условиями труда. В результате экономически развитые страны процветают, а бедные стоят на месте.

Заключение

В введении в России Болонской системы образования присутствуют как положительные, нейтральные, так и отрицательные черты. Данная декларация основывается на установлении авторитетного и информационного подхода, при котором оценивание студентов происходит по определенным баллам.

Идея создания единой системы обучения, при которой будет достигаться равность всех студентов, у всех одинаковые условия при приеме на работу и возможность поступить на выбранную ими профессию в любой стране, является более чем хорошей, возможно, в какой-то степени идеальной.

Но как бы то ни было, наши амбиции всегда далеки от истины, как и в этом случае. Правда мы можем всегда стремиться к нашим целям и идеалам, что и делают нынешние страны, входящие в Болонскую систему. Для этого я предлагаю ввести некоторые корректировки, связанные с существующей системой образования:

Нужно больше практики – люди не понимают, что им делать с полученными им знаниями после выхода с учебных заведений. Также данный тезис может мотивировать учеников на учебу

Нужно улучшить систему поощрений ученикам, имеющие «отличные» оценки: это будет мотивировать «хорошистов» на улучшение оценок, а «отличников» продолжить получать знания на том же уровне

Нужно ввести систему «электронного» обучения, когда ученики неспособны ходить в школу по ряду причин для получения знаний.

Нужно проводить психологические тренинги для подростков – учеников для улучшения эмоционального состояния учеников, следовательно, их продуктивности

Несмотря на пробелы в выполнении поставленной задачи, можно увидеть, явные улучшения в положении студентов в нашей и других странах в последние годы. Это и дает нам шанс на «светлое будущее», которое, будем верить, находиться не за горами.

Список используемой литературы

1 https://works.doklad.ru/

2 https://spravochnick.ru/

3 https://studopedia.ru/17_126897_globalizatsiya-sovremennogo-obrazovaniya.html

4 Журнал «Национальные проекты» — Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы

5 Е.А. Тюгашев «Философия Болонского процесса»

1

2

3

4

5

Просмотров работы: 36