Введение
Сейчас часто можно услышать от взрослых, что дети не читают книг. Раньше книга была единственным источником знаний. В настоящее время появились другие источники информации – телевизор и, конечно же, Интернет.
Я люблю читать книги. В детстве, когда я не умел читать, книги мне каждый день читали родители или старшая сестра. Поэтому, к моменту поступления в школу у меня уже была своя библиотека. Она пополняется постоянно новыми книгами по мере того, как я расту. Мои родители тоже читают, и у них есть много книг по самым разным темам. Также я иногда посещаю школьную библиотеку.
Как и многие современные дети, я являюсь пользователем Интернета. В основном я использую его, чтобы поиграть в игры, послушать музыку, посмотреть мультфильмы и кино, найти дополнительную информацию для уроков или выполнить домашнее задание.
В марте прошлого года из-за пандемии все учащиеся были переведены на дистанционное обучение. Интернет стал главным источником связи с учителем, а также средством обучения. Мы выполняли домашние задания на обучающих платформах, после уроков, проведенных учителем на платформе Zoom.
7 лет назад мой научный руководитель вместе с участницей научного общества «НИКЭ» проводил похожее исследование. В 2014 году автор работы, проведя исследование, пришла к выводу, что книга в то время была главным средством обучения, развития и воспитания младших школьников. Интернет в этом процессе был только помощником.
Мне захотелось провести такое же исследование, спустя 7 лет, и выяснить, что в настоящее время помогает школьникам в учёбе больше: книги или Интернет?
Цель исследования: выяснить, остается ли книга на сегодняшний день главным источником информации и средством развития и воспитания младших школьников.
Для достижения цели исследования я поставил следующие задачи:
1. Узнать достоинства и недостатки чтения книг и использования Интернета посредством сравнительного анализа процесса чтения книг и использования Интернета.
2. Провести социологическое исследование с целью выявления уровня читательской активности и целей использования Интернета среди учеников 3 «А» класса МБОУ ООШ №2 г. Полярный.
3. Выявить отношение учеников и их родителей к чтению книг и использованию Интернета для обучения и организации досуга ученика начальной школы.
Объект исследования: обучающиеся 3 «А» класса МБОУ ООШ №2 г. Полярный и их родители.
Предмет исследования: отношение учеников 3 «А» класса и их родителей к роли книги и Интернета в процессе обучения, развития, воспитания и организации досуга ученика начальной школы.
Гипотеза: книга по-прежнему остается главным средством обучения, развития и воспитания младших школьников.
Методы исследования:
частично-поисковый
анализ литературных источников
анкетирование
статистический (обработка данных исследования)
Основная часть
Глава 1. Из истории возникновения книги
Каждый образованный человек должен постоянно читать, чтобы накапливать ценные знания и повышать свою эрудицию. И лучший помощник в этом – книга.
Самой первой книгой на земле был человек. В давние времена, люди хранили в памяти свои предания и передавали из поколения в поколение. Также люди использовали узелковое письмо. На смену узелковому письму пришло письмо в картинках на каменных плитах или скалах. Позже появились иероглифы, древние изобразительно-образные знаки египетского письма. Со временем возникло более простое письмо, буквенное, а приблизительно в XIII веке до н.э. появился первый алфавит, который принадлежал финикийцам. Буквенное письмо распространилось по всему миру и видоизменялось от страны к стране. [3, c.10-12]
Материалов книга тоже сменила множество: камень, воск, кожа, папирус, берёста, пергамент. Но бумага со временем стала самым используемым материалом. И с тех пор до настоящего времени мы можем наслаждаться запахом типографской краски и шелестом страниц источников мудрости.
Глава 2. Роль книги в интеллектуальном и духовном развитии человека
О книгах существует целый ряд пословиц и поговорок:
Книга мала, а ума придала.
Кто много читает, тот много знает.
Испокон века книга растит человека.
Одна книга тысячу людей учит.
Отсюда можно сделать вывод, что книга – источник знаний. Когда мы читаем книги, мы пополняем свой словарный запас, речь и письмо становятся более грамотными. Чтение книг способствует развитию мышления, внимания и воображения, улучшению памяти. И все это помогает нам быть успешными в учебе. Следовательно, чтение книг – самое важное занятие для школьника.
Книга может быть помощником, когда мы учимся, советчиком, когда мы сомневаемся, другом, когда мы отдыхаем, она может успокоить и развеселить. Есть люди, которые книги любят и уважают. Это книголюбы. Но любовь к книге не возникает сама по себе. Она прививается с детства, когда родители читают книги маленьким детям, когда они читают вместе с детьми, когда посещают книжные магазины и покупают книги, когда вместе ходят в библиотеки, когда родители сами подают пример своим детям, читая в свободное время книги.
Глава 3. Всеобъемлющий Интернет
В настоящее время вряд ли найдется такой человек, который даже не слышал об Интернете. Более того, современный человек уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Рождение Интернета как Всемирной компьютерной сети произошло в 1973 году. С тех пор произошел ряд существенных технических изменений – и сейчас Интернет доступен большинству жителей цивилизованного мира.
Интернет – огромная всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч сетей всего мира. Её назначение – обеспечить любому желающему постоянный доступ к любой информации. Информацию можно просто воспринимать, можно изменять имеющуюся, а можно публиковать свою. [7]
Глава 4. Возможности Интернета
Интернет имеет очень широкие возможности:
получение информации;
дистанционное обучение (курсы, тренинги, тесты, видео-уроки);
чтение книг (онлайн-библиотеки);
развлечения (музыка, кино);
общение; электронная почта;
совершение покупок (Интернет-магазины);
заработок денег и др.
Не все из этих возможностей необходимы и полезны для ученика начальных классов. Но, тем не менее, Интернет притягивает их внимание все больше и больше.
Глава 5. Сравнительный анализ чтения книг и использования Интернета
Изучая литературу по теме исследования и обобщая собственный опыт, я сделал сравнительный анализ процесса поиска информации через чтение книг и использование Интернета по критериям. Его я представил в таблице.
Критерий |
Книги |
Интернет |
Доступность |
Книга доступна для чтения в любое время. |
Компьютер требует периодически зарядки, а это не всегда возможно. |
Время поиска информации |
Поиск нужной книги иногда требует временных затрат. |
Интернет - быстрый способ найти новейшую информацию в любое время дня и ночи. |
Средства, затрачиваемые на поиск информации |
В библиотеке можно найти и прочитать книгу бесплатно. |
В онлайн-библиотеках не все книги бесплатные. |
Качество информации |
Информация более полная и правильная, т.к. все книги перед изданием редактируются. |
Не вся информация в интернете является проверенной и отредактированной. |
Целостность |
Книга – законченное произведение искусства. Человек воспринимает книгу целостно, не отвлекаясь на второстепенное. |
Чем дальше мы углубляемся в поиск, тем больше новой и дополнительной информации находим и часто забываем, какую информацию изначально искали. |
Влияние на здоровье человека |
Полезнее для здоровья, если соблюдать здоровьесберегающие рекомендации для чтения. [8] |
Чтение с монитора утомляет глаза. |
Надежность и простота использования |
Не зависит от источника питания, не требует дополнительных программ для прочтения, не надо перекодировать из формата в формат. Книга не «зависнет» на интересном моменте. |
Часто требуются специальные программы для получения информации; информацию может уничтожить вирус, компьютер может «зависнуть» и получение информации станет станет невозможным. |
Связь с реальной жизнью |
Книга лучше, потому что она – реальность. |
Интернет – виртуальный мир, который далек от настоящей жизни. А ответы надо уметь находить в реальности, а не в бесконечном пространстве сети. |
Исходя из вышеизложенного, я делаю следующие выводы:
В чтении книг и использовании Интернета есть свои достоинства и недостатки.
Если рассматривать два этих процесса относительно обучения ученика начальных классов, то, несомненно, чтение книг – более полезное занятие для психического и физического здоровья ребенка.
Если вы хотите получить быстро нужную информацию – поможет Интернет, если вы хотите получить удовольствие от процесса чтения – читайте книги.
Глава 6. Социологическое исследование
Цель исследованиия: выяснить, играет ли книга сегодня главную роль в процессе обучения, развития и воспитания ученика начальной школы.
Подобное социологическое исследование проводилось в 2014 году среди учащихся 3 класса МБОУ ООШ № 2 г. Полярный и их родителей. Повторное исследование провёл я в марте 2021 года среди учащихся 3 «А» класса МБОУ ООШ № 2 г. Полярный и их родителей. В опросе приняли участие 25 учеников и 25 родителей.
Сравнив ответы на вопрос «Любите ли Вы читать?», я сделал вывод что уровень читательской активности учеников младших классов за 7 лет немного снизился. (рис.1,2)
Анализ ответов на вопрос «Посещаете ли Вы библиотеки?» показал, что посещаемость библиотек учениками начальных классов за 7 лет тоже немного снизилась. (рис.3,4)
Результаты ответов на вопрос «Есть ли у Вас домашняя библиотека?» показали, что у большинства учеников она есть. (рис.5,6) Это свидетельствует о том, что родители стараются поддерживать интерес детей к чтению и покупают книги.
Проанализировав ответы родителей на вопрос: «Какие книги для детей Вы покупаете чаще?», я выяснил, что родители чаще покупают справочники, словари, энциклопедии и художественные произведения по школьной программе. А также родители стали чаще покупать книги, которые нравятся ребенку. Следовательно, дети интересуются книгами, проявляют читательский интерес. (рис.7,8)
На вопрос о целях использования Интернета учениками отвечали их родители, т.к. они могут дать более объективные ответы. Анализ ответов показал, что в 2014 году дети чаще использовали Интернет, чтобы играть, смотреть мультфильмы и кино. Были и те, кто совсем не пользовался Интернетом. Опрос 2021 года показал, что теперь все дети пользуются Интернетом и не только для развлечений, но и для поиска информации для подготовки к урокам и выполнения домашних заданий. (рис.9, 10)
На вопрос о том, какая информация лучше помогает в учебе, в 2014 году большая часть учеников ответили, что информация, которую они получают из книг. Большинство родителей были с ними согласны. (рис.11) Ответы на этот вопрос учеников и их родителей в 2021 году показывают, что роль Интернета в процессе обучения выросла. (рис. 12)
Проанализировав результаты социологического исследования, я пришёл к следующим выводам:
Уровень читательской активности в начальной школе в 2021 году немного снизился, но дети проявляют интерес к чтению, ходят по возможности в библиотеки.
Родители всё же продолжают уделять внимание книгам в процессе обучения детей, пополняют домашние библиотеки в основном книгами, полезными для учебы, а также книгами, которые интересуют детей.
По мнению моих одноклассников и их родителей значение Интернета в процессе обучения увеличилось. Возможно, этому способствовало дистанционное обучение прошлого года, на котором находились все ученики нашей страны. И даже в этом году мы получаем задания, которые выполняем на обучающих платформах. Но следует отметить, что Интернет чаще используется как средство обучения, а не как главный источник информации.
Заключение
В ходе исследования я выяснил, что и чтение книг, и использование Интернета имеют свои достоинства и недостатки.
Социологическое исследование по проблеме показало, что по мнению моих одноклассников и их родителей значение Интернета в процессе обучения выросло, а это значит, что гипотеза исследования подтвердилась частично, потому что Интернет используется учениками в основном в качестве средства, с помощью которого выполняются учебные задания, а не как основной источник информации.
Интернет предлагает большие возможности для обучения, но ученики начальной школы не всегда правильно могут их использовать. Выполняя какую-либо работу в процессе школьного обучения, лучше взять за основу информацию из книги и дополнить её с помощью Интернета.
Исходя из того, что младшие школьники стали активнее пользоваться Интернетом, увеличилось время, проводимое ими за компьютером. Чтобы время, проводимое за компьютером, не наносило вред здоровью моих одноклассников, я разработал памятку «Правила безопасности при работе с компьютером» (Прил.2). С этой памяткой я ознакомил своих одноклассников на классном часе.
Так как книга является надежным и полезным источником информации, то в школах необходимо вести работу по привлечению учащихся к чтению книг. В нашей школе эта работа ведется с 1 класса. Среди учеников начальной школы в течение года проводится Читательский марафон. Он проходит в 3 этапа. Учащиеся должны прочитать определенные темой книги, ответить на вопросы викторины по произведениям, проиллюстрировать понравившееся произведение. По классам подводятся итоги, вручаются грамоты. Ученики с удовольствием принимают участие в этом конкурсе и стараются не только ответить правильно на вопросы, но и оформить творчески свою работу.
Также наш класс принимал участие в конкурсе рукописной книги. Работники школьной и городской библиотек проводят для нас различные литературные викторины и конкурсы. Также ученики нашего класса принимают участие в дистанционных викторинах и конкурсах по литературному чтению.
Все эти мероприятия нравятся ученикам и вызывают интерес к чтению книг.
Список литературы
Библиографический список
1. Баренбаум И.Е. История книги.- 2-ое изд. – М.: Книга, 1984.- 248 с.
2. . Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы: детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. – Спб.: Наука и техника, 2007.- 337 с.
3. Башурова Т.Н. Из кожи, глины и бумаги: беседа по истории книги. // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 2.- с.10-12
4. Информатика: Энциклопедия для детей.- М.: Мир энциклопедий «Аванта+», 2007. – с.10 – 13
5. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Книга для учителя младших классов.- М.: Просвещение, 1990. -256 с.
6. Рожина Л.Н. Искусство быть читателем: Книга для учащихся. – Минск: Народная асвета, 1987. -213 с.
Интернет – источники
7. Возможности сети Интернет. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.microbs.ru/web/vozmozhnosti-sjeti-intjernjet.shtml (Дата обращения: 15.03.2021)
8. История появления книги. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.filipoc.ru/interesting/istoriya-poyavleniya-knigi (Дата обращения: 14.03.2021)
9. Правила безопасной работы за компьютером. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.med39.ru/deti/rastiom/komputer.html?id=25 (Дата обращения: 17.03.2021)
10. Что такое Интернет? [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://vse-sekrety.ru/149-chto-takoe-internet.html (Дата обращения: 15.03.2021)
Приложения
Приложение № 1. Правила безопасности при работе с компьютером.