Влияние пандемии коронавируса оциально-психологические аспекты жизни людей (на примере городов Славгород и Яровое)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние пандемии коронавируса оциально-психологические аспекты жизни людей (на примере городов Славгород и Яровое)

Буга А.А. 1
1МБОУ ЛИЦЕЙ №17
Лимонова Л.А. 1
1МБОУ ЛИЦЕЙ №17
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

11 марта 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения объявила пандемией вспышку коронавируса. История человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших. Число жертв эпидемий порой значительно превышало все потери во время военных действий или других природных и техногенных катаклизмов. Достижения в области медицины и смежных с нею наук, научная обоснованность противоэпидемических мероприятий, появление средств профилактики привели к тому, что пандемическое распространение инфекционных болезней к середине XX века практически прекратилось. Но, несмотря на огромный опыт, накопленный человечеством по борьбе с распространением инфекционных заболеваний, мир в XXI веке вновь столкнулся с беспрецедентным вызовом, угрожающим кардинальным переустройством существующего миропорядка.

Актуальность темы исследования очевидна: пандемия коронавируса стала фундаментальным вызовом для современного общества, которая за рекордно короткий срок изменила жизнь миллионов людей во всем мире. В работе исследуется проблема влияния пандемии COVID-19 на социально-психологические аспекты жизни людей.

Объект исследования: социально-психологические аспекты жизни населения.

Предмет исследования: социально-психологические аспекты жизни населения городов Славгород и Яровое Алтайского края в условиях пандемии COVID-19.

Территориальные и хронологические рамки исследования сведены к периоду 2020- начала 2021 года, в ходе которого население городов Славгород и Яровое, как и граждане других населенных пунктов РФ, подверглись эпидемии коронавируса.

Цель исследования: изучение восприятия пандемии COVID-19 населением городов Славгород и Яровое и ее воздействия на социально-психологические аспекты жизни, на основе результатов социологических исследований.

Задачи исследования:

- изучить и обобщить имеющиеся нормативно-правовые, периодические и статистические данные, интернет источники и материалы по теме исследования;

- исследовать эмоциональное состояние населения городов Славгород и Яровое в условиях пандемии 2020- 2021 годов;

- выявить позитивное и негативное воздействие пандемии на повседневную жизнь населения данных городов;

-проанализировать сходства и различия в отношении к пандемии представителей разных возрастных категорий населения;

-выявить основные изменения, произошедшие в жизненном укладе населения в связи с появлением COVID-19.

Гипотезы: 1. Пандемия коронавирусной инфекции изменила привычный уклад жизни населения городов Славгород и Яровое, повлияла на его социально-психологическое состояние. 2. Молодое поколение, в отличие от населения среднего и старшего возраста, особенно тяжело переживает пандемию COVID-19.

Методы исследования: статистический анализ, сравнительный анализ, анкетирование (социологический опрос), интервьюирование.

Эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые акты Российской Федерации и Алтайского края по предотвращению распространения COVID-19: на федеральном уровне: Указ Президента РФ № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; Федеральный закон № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"; Постановление Главы Роспотребнадзора «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика коронавирусной инфекции»;Приказ Министерства просвещения РФ №125 "О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации". Региональный уровень: Указ Губернатора Алтайского края № 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" и др.;

- социологический опрос, проведенный автором исследования в г. Славгород и Яровое, посвященный исследованию восприятия населением пандемии коронавируса. В ходе выборочного анкетирования опрошено 200 респондентов в возрасте от 15 до 88 лет.

- материалы медицинской статистики распространения COVID-19 в РФ, Алтайском крае и городах Славгород и Яровое;

- научные статьи, монографии, периодика по проблематике исследования;

-данные официальных информационных интернет-сайтов: Стопкоронавирус.рф, Сoronavirusstat.ru; Оперштаб Алтайского края.

Научная новизна исследования:

- проанализирована нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, влияющая на социально-психологические аспекты жизни населения в условиях пандемии COVID-19;

- исследован уровень эмоционального состояния населения городов Славгород и Яровое в условиях пандемии COVID-19;

- выявлено отношение представителей разных возрастных категорий к изменениям, произошедшим в их повседневной жизни в условиях пандемии COVID-19;

- раскрыты особенности восприятия пандемии разными возрастными категориями населения на основе анализа результатов социологического опроса;

- выявлено прямое влияние пандемии коронавируса на социально-психологические, культурные и экономические аспекты жизни населения городов Славгород и Яровое.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет информационную базу к изучению проблемы социально-психологического восприятия пандемии коронавируса на местном материале. Полученные результаты могут быть применены для экспертной, консультативной, аналитической работы при изучении специфики восприятия пандемии на местном уровне, в практике подготовки и проведения профилактических мероприятий в МБОУ «Лицей №17», в рамках элективных курсов по обществознанию, по теме «Глобальные проблемы современности».

Глава 1. Теоретический анализ состояния изученности проблемы

В месяцы, когда мир говорит только о коронавирусе, важно вспомнить, что в истории человечества было немало эпидемий и пандемий, которые охватывали множество стран мира и уносили миллионы жизней людей, меняя ход событий в мировом укладе.

На основании медицинской науки принято считать, что эпидемия возникает тогда, когда заразное заболевание затрагивает одну страну или регион. Согласно критериям ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) пандемия объявляется тогда, когда новое заболевание, к которому у человека нет иммунитета, распространяется по всему миру, затрагивая огромное число людей. Таким образом, согласно Большой медицинской энциклопедии пандеми́я (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.

Пандемии различных болезней с древних времен опустошали города и страны, поэтому они вошли в историю под такими названиями, как «повальная болезнь», «моровая язва». Известны три наиболее крупные пандемии чумы: «чума Юстиниана» 6 века, при которой погибло около половины населения Византии; чума 14 в.- «черная смерть», при которой из 100 млн. населения Западной Европы погибло 25 млн.; пандемия чумы 19 — 20 вв., охватившая Китай, Индию, Восточную Европу и Америку.

Описано 7 пандемий холеры. Не менее известны пандемии гриппа. Только в 20 веке (1918—1920) так называемая «испанка» регистрировалась в Европе, Америке, России, Китае, Индии. Число погибших от «испанского гриппа» исчисляется в 20 млн. человек. Пандемическое распространение в прошлом нередко принимали такие заразные болезни, как натуральная оспа, малярия, сыпной тиф, проказа и др. В конце 80-х годов XX века мир впервые столкнулся с пандемией ВИЧ/СПИД, которая к началу XXI века уже унесла жизни 36 мил. человек на разных континентах. К эпидемиям и пандемиям XXI века также можно отнести свиной грипп, лихорадку Эбола в Западной Африке, лихорадку Зика в Южной и Центральной Америке.

Последняя на сегодняшний день пандемия, в условиях которой живет весь мир, вызвана коронавирусом. Пандемия затронула все континенты и унесла на момент написания исследования больше 50 000 человек. Начиная с декабря 2019 года, в районе Ухань в Китае, появился новый коронавирус. Он был назван COVID-19, сокращенная форма от «коронавирусная инфекция 2019 года» и представлял собой потенциально тяжёлую острую респираторную инфекцию.

На протяжении всего хода истории, человечество пыталось осознать каковы причины, приводящие мир к новым эпидемиям и пандемиям. Так, во многих архаичных обществах люди верили, что духи и боги насылают болезни и разрушения на тех, кто заслужил их гнев. Это ненаучное восприятие часто влекло катастрофические последствия, приводило к гибели тысяч, а то и миллионов людей. Так, например, в случае чумы Юстиниана, византийский историк Прокопий Кесарийский, понимая роль торговли и географии в распространении недуга, возложил вину за массовый мор на императора Юстиниана, объявив его дьяволом, навлекшим Божью кару за свои злые дела. Но, на протяжении столетий, понимание причин болезней постепенно менялось, что значительно улучшило борьбу с ними. Возникло осознание, что существует своеобразный «импорт болезней», вызванный распространением войн, торговли и путешествий. Следствием этого понимания стало распространение практики карантина. Она ведет свое начало с 14 века, как средство защиты прибрежных городов от эпидемий чумы. Так, например, осторожные власти Венеции требовали, чтобы суда, из зараженных портов ожидали входа в город в течение 40 дней. Отсюда и сам термин «карантин» итальянского происхождения, то есть 40 дней. В современном обществе вполне отчетливо сложилось понимание, что рост глобальных связей выступает движущей силой пандемий. Хоть в небольших племенах охотников-собирателей, хоть в мегаполисах - зависимость людей друг от друга открывает возможности для распространения болезни. Таким образом, ученые, исследователи проблем распространения инфекционных болезней констатируют факт, что всемирная глобализация с ее проявлениями в виде урбанизации, увеличением плотности населения, степени контакта между людьми, интенсивности международных политических, культурных и торговых связей, развитием скоростных средств транспорта, войнами, эмиграцией, паломничеством являются макротенденциями, оказывающими глубокое влияние на распространение инфекционных болезней.

Достижения в области медицины и смежных с нею наук, научная обоснованность противоэпидемических мероприятий, появление средств специфической профилактики привели к тому, что пандемическое распространение инфекционных болезней к середине XX в. практически прекратилось. Исключение составляет грипп. В связи с высоким эпидемическим потенциалом гриппа, распространяющегося по типу цепной реакции в условиях высокой плотности населения городов и использования скоростного транспорта, организационные и общесанитарные мероприятия часто оказываются малоэффективными.

На теоретическом уровне были изучены источники и литература по данной проблематике. Установлено, что существует достаточно большой массив информации, посвященной медицинскому и историческому анализу данной проблематики как в России, так и за рубежом. Так в работах Романова Б.К., Шамшевой О.В. и ряда других исследователей, рассматриваются этиология, клинические проявления, методы лечения коронавирусной инфекции, проблемы вакцинации населения. Вместе с тем, были изучены материалы медицинской статистики распространения COVID-19 в мире, РФ, Алтайском крае и городе Славгороде, которые ежедневно обновляются. В работе О. Петрова «От чумы до коронавируса» представлена историческая хронология эпидемий и пандемий от древности до современности, показан уровень распространения заболеваний и смертности от них. В работах многих авторов исследуются причины, приводящие человечество к систематическим вспышкам эпидемий и пандемий. Большинство исследований представлено в виде научных статей в электронных научных журналах. Однако, очевиден тот факт, что среди массива информации очень малочисленными являются статьи или монографии, раскрывающие проблемы социально-психологического восприятия населением современной пандемии. Так в исследовании доктора психологических наук Первичко Е.И. и кандидата психологических наук Митиной О.В., на примере Китая и Италии, рассматривается влияние пандемии коронавируса на его эмоциональное восприятие социумом. В работе указывается, что в регионах России делается попытка проведения социологических исследований по социально- психологическим аспектам COVID-19, которые являются не менее важными, чем медицинская и историческая составляющая. По оценкам данных авторов пандемия короновируса во многом представляет собой уникальное явление, так как и в социуме (то есть в обыденном сознании) и в медицине, к моменту объявления пандемии, фактически отсутствовали «модели представления» о том, что же представляет собой данное заболевание и каково его влияние на повседневную жизнь граждан.

Очевидно, что пандемия вызвала к жизни серьезные факторы риска социальной дезадаптации, такие как: изменение материального статуса; угроза быть инфицированным и серьезно заболеть; страх за здоровье своей семьи; тревога и стресс по поводу нарушения важных жизненных планов. Таким образом, стремительное распространение пандемии COVID-19 в начале 2020 года существенно, за рекордно короткий срок, изменило уклад жизни населения не только мира, РФ, но и жителей Алтайского края и города Славгорода в частности.

В связи с началом пандемии COVID-19 были внесены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также приняты нормативно-правовые акты по борьбе с COVID-19, затрагивающие разные стороны жизни общества. На федеральном уровне были подписаны указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства Здравоохранения РФ, Главного санитарного врача, серия приказов Министерства просвещения РФ. Среди ключевых назову Указ Президента РФ № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", заложивший для граждан РФ основы режима самоизоляции, по которому для предотвращения распространения коронавирусной инфекции устанавливались нерабочие дни с сохранением зарплаты; особый порядок передвижения транспорта, запрещение проведения массовых мероприятий. На основе Постановления Главного санитарного врача №5 "О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции", на территории РФ были введены следующие ограничения:14-дневная самоизоляция для контактировавших с больными коронавирусной инфекцией, соблюдение социальной дистанции 1,5 - 2 м, введение масочного режима, организация контроля температуры тела работников при входе в здания школ, организаций и учреждений, установка средств дезинфекции. Ряд нормативно-правовых актов был разработан и в Алтайском крае. Указ Губернатора Алтайского края № 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" временно запретил на территории Алтайского края проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, физкультурных, спортивных и иных подобных мероприятий с массовым участием граждан; посещение гражданами организаций (индивидуальных предпринимателей), чья деятельность приостановлена настоящим указом. Распоряжение Правительства РФ N 763-р"О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" ограничило пересечение границ Российской Федерации.

Важнейшие изменения коснулись выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных школ. Впервые, со времени введения в практику проведения экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ, был издан Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 июня 2020 г. № 293/650 “Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2020 году”, по которому выпускники 9 классов получили аттестат без сдачи экзаменов. ЕГЭ был отменен частично (сдавали только те одиннадцатиклассники, которые имели цель поступления в ВУЗ) и проведен в нетипичные для него сроки (начало экзаменов было перенесено на 3 июля 2020 года). Изменения коснулись и повседневной учебной деятельности учеников в период с 21 марта по 29 мая. Указом Президента Российской Федерации все российские школы перешли на дистанционную форму обучения, которая продлилась вплоть до школьных летних каникул. В связи с этим в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2021) были внесены дополнения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и расширением спектра дистанционных образовательных технологий. В 2021 году Приказом Министерства просвещения установлены новые требования к проведению экзаменов. Выпускникам, которые собираются поступать в вузы, достаточно сдать на удовлетворительный результат ЕГЭ по русскому языку и предметы по выбору, ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет. ОГЭ для выпускников 9 класса пройдет только по двум обязательным предметам – русскому и математике, а перед экзаменами они напишут контрольную работу по выбранному предмету.

Таким образом, государство ввело серию беспрецедентных мер, которые позволили обезопасить здоровье и жизнь населения России, начать борьбу за снижение уровня распространения заболевания. Тем не менее, они не были бы возможны без незамедлительного изменения всего уклада и образа жизни населения. Со времен начала XX века современное общество, уже давно живущее в условиях глобализации, вынуждено было столкнуться с мерами, которые заставили снизить высокий темп жизни, прекратить или ограничить многочисленные социальные контакты, отказаться от долгосрочных планов на будущее и входить в режим самоизоляции, дистанционных форм учебы и труда.

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния пандемии COVID-19 на социально-психологические аспекты жизни населения.

Рассуждая о кардинальных изменениях, произошедших под появлением пандемии, напрашивается вывод, что COVID-19 значительно повлиял на социально-психологическое здоровье всей страны в целом. Для того, чтобы узнать подверглись ли влиянию крайне опасного вируса относительно малочисленные и удаленные от центра страны города России, численность населения которых не превышает и 50 000 человек, было проведено социологическое исследование, в котором автор выяснял степень воздействия пандемии коронавируса на граждан г Славгород и Яровое.

2.1. Социологическое исследование отношения населения к пандемии COVID-19

Для получения первичной социологической информации и изучения восприятия пандемии COVID-19 населением г. Славгород и Яровое, была разработана опросная анкета (прил. 13), включающая в себя 15 утверждений. Вопросы анкеты были направлены на понимание респондентами сущности происходящих изменений в стране в связи с распространением заболевания, их оценки происходящих событий, уровня тревожности и степени изменений, которые произошли в их жизни под влиянием пандемии коронавируса. В анкетировании приняли участие 100 респондентов (ученики МБОУ Лицей 17 г. Славгорода) в возрасте 15-17 лет. Из них 59% - девушки; 41% -юноши. А также 100 респондентов (жители г. Славгорода и Ярового) в возрасте 18-88 лет. Из них 56% - женщины; 44% - мужчины. Для проведения более точного исследования опрошенные были поделены на три возрастные категории (15-17 лет; 18-50 лет; 51-88 лет).

2.2. Анализ социологического опроса показал следующее: 1. На утверждение «До появления COVID-19 я знал(а) о значении термина "пандемия"» абсолютное большинство (85% 1-ой возрастной категории и 83% 3-ей) ответило утвердительно, однако 30% респондентов 2-ой возрастной категории не были осведомлены о толковании медицинского понятия (прил. 1) 2. Одно из утверждений анкеты касалось того, есть ли у респондентов родственники, которые болеют или уже переболели COVID-19 (прил. 2). Положительно ответили 74% опрошенных из 1-ой группы, 31% опрошенных из 2-ой группы, 56% опрошенных из 3-ей группы. Опрос показал, что лицам, имеющим заболевшего родственника, свойственно больше тревожиться о пандемии и относительно остро воспринимать угрозу от нее, а также предпринимать больше попыток для контроля коронавируса, нежели респондентам, родственники которых не сталкивались с пандемией. 3. На утверждение «Мне сложно следовать мерам профилактики коронавирусной инфекции» (прил. 3) 62% представителей 1-ой категории ответили положительно, 38% - отрицательно; 38% представителей 2-ой категории ответили положительно, 62% - отрицательно; у респондентов старше 50 лет мнения разошлись (50% - да; 50% - нет). Позиция граждан подтвердилась и в следующем утверждении: «Мне сложно привыкнуть использовать средства индивидуальной защиты. Иногда я позволяю себе не надевать маску» (прил. 6), где 67% респондентов из 1-ой группы ответили положительно, 33% - отрицательно; 32% респондентов из 2-ой - положительно, 63 - отрицательно; 18% респондентов из 3-ей – положительно и 82% - отрицательно. Тем самым можно сказать, что молодые участники опроса относятся к мерам профилактики менее ответственно, нежели люди старшего возраста. Несмотря на трудности, возникающие у респондентов старше 51 года, они стараются следовать правилам, созданным для предотвращения пандемии, вероятно, из-за большого риска заразиться COVID-19. 4. На утверждение «Я беспокоюсь за здоровье себя и своих близких» (прил. 7) значительное большинство ответило утвердительно (87% в возрасте 15-17 лет, 86% в возрасте 18-50 и 65% в возрасте 51-88 лет). Тем не менее, исходя из результатов исследования, можно утверждать, что тревогу испытывают в основном юные респонденты и опрошенные в преклонном возрасте: «Иногда я испытывал(а) стресс и тревогу на фоне общественного волнения по поводу коронавируса» (прил. 10) - 92% положительных ответов 1-ой возрастной группы, 8% – отрицательных; 44% положительных ответов 2-ой, 56% - отрицательных; 76% положительных ответов 3-ей, 64% - отрицательных. 5. На утверждение «Во время самоизоляции мои отношения с семьей..» 67% респондентов 1-ой категории; 52% 2-ой категории; 23% 3-ей категории ответили, что взаимодействия в семье значительно улучшились. Значит, можно утверждать, что пандемия имела и некоторое положительное влияние. 6. На утверждение «Я активно слежу за ситуацией с коронавирусом в моей стране и в мире» (прил. 5) утвердительно отреагировали34% из 1-ой категории, 27% из 2-ой категории, 12% из 3-ей категории. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень знаний о ситуации в стране, тем выше воспринимаемая респондентами неопределенность и все большее желание усилить строгие профилактические меры. 7. На утверждение «В связи с ограничительными мерами и самоизоляцией я испытывал(а) трудности с...» (прил. 12) большинство респондентов (62%) в возрасте 15-17 лет жаловалось на нехватку общения со сверстниками и близкими, а также на трудности с организацией учебной деятельности в дистанционном режиме (53%); респонденты в возрасте 18-50 лет также отметили трудности в работе на удаленном режиме (29%) вкупе с финансовыми проблемами (27%); опрошенные в возрасте 51 и старше чувствовали неудобства с оказанием медицинской помощи и приобретением необходимых лекарственных препаратов (59%). 8. Данные выводы подтверждает и старшая медсестра ФГБУЗ МСЧ 128 ФМБА России Инна Алексеевна Бондарь, контактирующая с больными COVID-19 (прил. 14), интервью с которой было записано в январе 2021 года. Наблюдая поведение и настроение своих пациентов в ковидном госпитале г. Яровое, она прослеживает зависимость возраста и склонности к тревоге и стрессу по поводу восприятия пандемии. Так, она отмечает, что именно молодым и пожилым больным более свойственно испытывать тревогу и подавленное настроение. Хотя причины, вызывающие у них стрессовые состояния, она оценивает как разные. Так, молодые пациенты, на ее взгляд, больше страдают от отсутствия «живого» общения, в то время как пожилые тревожатся за возможность осложнения имеющихся у них заболеваний после COVID-19 и затруднения получения быстрой медицинской помощи. Тем не менее, по словам Инны Алексеевны многие возвращают себе привычное эмоциональное состояние: «В большинстве случаев пациенты сами приходят в себя после курса лечения. Некоторым нужны месяцы для моральной реабилитации. Другим – поход к психологу». Однако на утверждение «Я обращал(ся/ась) за помощью к психологу во время самоизоляции» (прил. 11) абсолютное большинство респондентов ответило отрицательно (100%/98%/100%), что может свидетельствовать либо о нежелании советоваться с профессионалом по поводу темы пандемии, либо отсутствием в условиях малых городов как таковой налаженной службы психологической поддержки населения в данном вопросе. Таким образом, в данный момент, можно говорить о противоречивости эмпирических сведений в восприятии психологической помощи населению в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, полученные данные могут быть характерны только для населения малого города и не совпадать с аналогичным восприятием данного вида помощи жителями крупных городов России.

Заключение

На основании анализа нормативно - правовых, периодических, статистических и интернет источников, результатов социологического опроса, мной сделан ряд выводов:

1. На мой взгляд, цель исследования была достигнута, уровень восприятия пандемии COVID-19 населением городов Славгород и Яровое и ее воздействия на социально-психологические аспекты жизни изучен и проанализирован. Данные статистических исследований в целом подтверждают выводы о более высоком уровне стресса и тревоги у граждан в возрасте 15-18 лет, а также 51-88 лет. Они оценивают пандемию, как явление несущее угрозу. При этом люди в возрастном диапазоне от 18 до 50 лет воспринимают COVID-19 как подконтрольную и понятную болезнь.

2. Задачи исследования выполнены:

- удалось изучить и обобщить имеющиеся нормативно - правовые, периодические, статистические и интернет источники и материалы по теме исследования;

- исследовать эмоциональное состояние населения городов Славгород и Яровое в условиях пандемии 2020- 2021 годов;

- выявить позитивное и негативное воздействие пандемии на повседневную жизнь населения данных городов;

- проанализировать сходства и различия в отношении к пандемии представителей разных возрастных категорий населения;

- выделить основные изменения, произошедшие в жизненном укладе населения в связи с пандемией COVID-19.

3. Результаты исследования показали, что эмоциональное состояние менялось по ходу пандемии и зависело от принятых на государственном, краевом и муниципальном уровнях мер. Выявилась закономерность, что уровень тревожности незначительно снизился в результате открытия на территории города Славгорода и Яровое ковидных госпиталей и возможностью быстрой транспортировки тяжелобольных авиацией «Медицины катастроф» в госпитали г. Барнаула и других противоэпидемических мер.

4.Исследование восприятия пандемии показало, что конкретная, актуальная и точная информация о профилактических мерах способствует меньшему психологическому воздействию и более низкому уровню тревоги, стресса и депрессии. В то же время распространение в социальных сетях информации о COVID-19 как «вирусе-убийце» поддерживает и усиливает чувство опасности.

5. Большинство граждан столкнулось с проблемой организации жизни в условиях пандемии. На это повлияла нехватка общения с близкими и друзьями, трудности в проведении дистанционной учебной и рабочей деятельности, а также ограничение доступа медицинской помощи, преимущественно для лиц старше 50 лет.

6. В результате исследования гипотеза 1 нашла свое подтверждение. Действительно, несмотря на удаленность от центра России и малочисленность населения городов Славгород и Яровое, пандемия коронавируса изменила привычный жизненный уклад населения и повлияла на его социально-психологическое состояние. Гипотеза 2 была опровергнута. Не было обнаружено значимой связи между социально-демографическими характеристиками и восприятием пандемии COVID-19. Наиболее выраженным фактором в восприятии пандемии можно назвать наличие заболевшего COVID-19 родственника или близкого знакомого. Это увеличивало восприятие пандемии в качестве стрессового события, с одной стороны, с другой, заставляло многократно усиливать профилактические меры в связи с боязнью распространения заболевания.

Можно с уверенностью сказать, что пандемия внесла свои коррективы в социальную организацию жизни людей на многие и многие годы вперед.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — 3 изд. — М. : Советская энциклопедия

Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Указ Президента Российской Федерации № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" - Электрон.данные. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/

Постановление Главного санитарного врача №5 "О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции"- Электрон.данные. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73595016/

Приказ Министерства просвещения РФ №125 "О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" - Электрон.данные. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/564612827

Указ Губернатора Алтайского края № 41 "Об утверждении положения об оперативном штабе по реализации мер профилактики и  контроля за  возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Алтайском крае"- Электрон.данные. - Режим доступа: publication.pravo.gov.ru/Document/View/2200202003270006

Указ Губернатора Алтайского края № 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" - Электрон.данные. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/570717512

О. Н. Петрова «От чумы до коронавируса» - Электрон.данные. - Режим доступа:https://www.popmech.ru/science/562194-ot-chumy-do-koronavirusa-istoriya-epidemiy-i-pandemiy

Первичко Е.И. , Митина О.В. «Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020», - Электрон.данные. - Режим доступа:https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/Pervichko_et_al_full.shtml

Романов Б.К. Коронавирусная инфекция COVID-2019- Электрон.данные. -Режим доступа: https://www.risksafety.ru/jour/article/view/173

Шамшева О. В. Новый коронавирус COVID-19 (SARS-COV-2) - Электрон.данные. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-koronavirus-covid-19-sars-cov-2

Щелканов М. Ю., Попова А. Ю., Дедков В. Г., Акимкин В. Г., Малеев В. В. История изучения и современная классификация - Электрон.данные. - Режим доступа:http://www.crie.ru/pdf/covid/Istoriya-izucheniya-i-sovremennaya-klassifikaciya-koronavirusov-Nidovirales-Coronaviridae.pd

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Распределение ответов на утверждение «До появления COVID-19 я знал(а) о значении термина "пандемия"» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

85

70 

 83

нет

15

30 

17

Приложение 2.

Распределение ответов на утверждение «У меня есть родственники, болеющие/переболевшие COVID-19» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

33

83

44

нет

67

17

55

Приложение 3.

Распределение ответов на утверждение «Мне сложно следовать мерам профилактики коронавирусной инфекции» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

62

38

50

нет

38

62

50

Приложение 4.

Распределение ответов на утверждение «Я доверяю информации и статистике о заболевших, размещенной в интернете» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

28

20

74

нет

72

80

36

Приложение 5.

Распределение ответов на утверждение «Я активно слежу за ситуацией с коронавирусом в моей стране и в мире» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

34

27

12

нет

66

73

88

Приложение 6.

Распределение ответов на утверждение «Мне сложно привыкнуть использовать средства индивидуальной защиты. Иногда я позволяю себе не надевать маску» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

67

32

18

нет

33

68

82

Приложение 7.

Распределение ответов на утверждение «Я беспокоюсь за здоровье себя и своих близких» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

87

87

65

нет

13

13

35

Приложение 8.

Распределение ответов на утверждение «Мне было сложно исключить общение с окружающими во время всеобщего карантина» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

62

88

62

нет

38

12

38

Приложение 9.

Распределение ответов на утверждение «С помощью интернета я (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

А) общаюсь

68

38

56

Б) работаю

3

48

29

В)саморазвиваюсь

54

35

24

Г) читаю новости о коронавирусе

13

22

18

Д) смотрю фильмы и читаю книги

64

23

18

Е)слежу за событиями мира

21

27

41

Ж) читаю мнения экспертов о коронавирусе

3

8

9

Приложение 10.

Распределение ответов на утверждение «Иногда я испытывал(а) стресс и тревогу на фоне общественного волнения по поводу коронавируса» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

92

44

76

нет

8

56

24

Приложение 11.

Распределение ответов на утверждение «Я обращал(ся/ась) за помощью к психологу во время самоизоляции» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

да

0

2

0

нет

100

98

100

Приложение 12.

Распределение ответов на утверждение «В связи с ограничительными мерами и самоизоляцией я испытывал(а) трудности с» (%)

Ответ

15-17 лет

18-50 лет

51-88 лет

А) доходами

3

27

18

Б) отношениями в семье

4

7

0

В) организацией жизни

53

29

16

Г)снижением уровня образования

21

20

3

Д)недостатком общения

62

17

24

Е)ограничением доступности медицины

4

22

59

Приложение 13.

Анкета к исследованию "Влияние пандемии на социально-психологические аспекты жизни людей"

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании и ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анализ Ваших ответов поможет нам оценить степень влияния пандемии коронавируса на повседневную жизнь населения разного возраста. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет". В вопросах с открытыми ответами отметьте одно или несколько утверждений.

Возраст: ___

Пол:_____

Образование:

А) Основное/среднее общее;

Б) Начальное профессиональное;

В) Среднее профессиональное;

Г) Высшее профессиональное

До появления COVID-19 я знал(а) о значении термина "пандемия":

Да Нет

У меня есть родственники, переболевшие/болеющие COVID-19:

Да Нет

Мне сложно следовать мерам профилактики коронавирусной инфекции:

Да Нет

Мне было страшно за здоровье и жизнь себя и своих близких:

Да Нет

Я доверяю информации и статистике о заболевших, размещенной в интернете:

Да Нет

Я активно слежу за ситуацией с коронавирусом в моей стране и в мире:

Да Нет

Меня по-настоящему тревожит ситуация с пандемией. Я испытываю беспокойство и порой с трудом справляюсь со стрессом:

Да Нет

Было затруднительно исключить общение с окружающими во время всеобщего карантина:

Да Нет

Мне сложно привыкнуть использовать средства индивидуальной защиты. Иногда я позволяю себе не надевать маску:

Да Нет

Мои отношения с семьей за период самоизоляции:

А) Улучшились

Б) Ухудшились

В) Изменений не произошло

С помощью интернета я:

А) поддерживаю связь с близкими и знакомыми

Б) работаю

В) саморазвиваюсь

Г) читаю новости о распространении коронавируса

Д) смотрю фильмы и читаю книги

Е) слежу за событиями, происходящими в мире

Ж) читаю мнения экспертов по поводу коронавируса

В связи с ограничительными мерами и самоизоляцией я испытывал(а) трудности с:

А) доходами;

Б) отношениями в семье;

В) организацией жизни в удаленном режиме;

Г) снижением уровня образования;

Д) недостатком личного общения;

Е) ограничением доступности медицинской помощи;

Ж) Ничего из перечисленного

Приложение 14.

Интервью со старшей медсестрой ФГБУЗ МСЧ 128 ФМБА России

Инной Алексеевной Бондарь

Инна Алексеевна, как Вы оцениваете ситуацию с коронавирусом в городе Яровое на сегодняшний день?

Ситуация удовлетворительна, поскольку количество заболевших падает с каждым днем, соответственно, уровень тревожности у населения ниже. На данный момент в нашем стационаре находится 25 взрослых и 3 ребенка.

Общаетесь ли Вы с больными коронавирусом напрямую?

Да. Я беру анализы на наличие вируса COVID-19 и непосредственно работаю с заболевшими пациентами.

Пациенты какой возрастной категории к Вам чаще всего обращаются?

Чаще всего люди с возрастным диапазоном от 30 до 50 лет, однако пациентов в пожилом возрасте тоже большое количество.

Можете ли Вы сказать, что большинство Ваших пациентов с COVID-19 поддаются панике и стрессу?

В основном, большинство наших пациентов спокойны и невозмутимы. Тем не менее, дети и пожилые люди часто испытывают тревогу.

Кажется ли Вам, что коронавирус пагубно влияет на психику человека во время болезни и после?

Безусловно. Многие пациенты подвергаются переменам в настроении, могут быть излишне эмоциональны и порой агрессивны. Некоторые испытывают провалы в памяти.

Если проблемы с социально-психологическим здоровьем пациентов, переболевших коронавирусом, все-таки возникают, можно ли исправить ситуацию?

В большинстве случаев пациенты сами приходят в себя после курса лечения. Некоторым нужны месяцы для эмоциональной реабилитации. Другим – поход к психологу.

Через какой промежуток времени, по Вашему мнению, человечество окончательно оправится от COVID-19?

Сказать сложно, пройдут десятилетия, прежде чем мир восстановится от последствий пандемии.

Просмотров работы: 37