Ювенальное право: за и против

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ювенальное право: за и против

Кийко А.Д. 1
1МАОУ Одинцовский лицей N6 им.А.С.Пушкина
Васильева О.В. 1
1МАОУ Одинцовский лицей N6 им.А.С.Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт исследования

Название исследования: «Ювенальное право: за и против»

Руководитель исследования: О.В. Васильева

Учебный предмет: Обществознание

Целевая аудитория: 14-16 лет

Тип исследования: Научно - исследовательский

Цель исследования: Изучить историю и основные принципы ювенальной юстиции, ее значение, роль и перспективы развития в России, определить отношение к ней подростков и взрослого населения и информировать о законодательной базе в РФ.

Задачи исследования:

- Познакомиться с историей возникновения ювенальной юстиции в мире и России.

- Познакомиться с перспективой введения ювенальной юстиции в России.

- Выяснить отношение всех участников образовательного процесса нашей школы к введению ювенальной юстиции в России.

- Провести анкетирование одноклассников, друзей и их родителей к введению ювенальной юстиции в России.

- Проведение диспут на тему «Ювенальное право: за и против».

Гипотеза:

Дети и взрослые мало информированы о системе ювенальной юстиции.

Объект исследования:

Защита прав детей.

Предмет исследования:

Роль ювенальной юстиции в защите прав детей.

Методы исследования:

Общий анализ проблемы, изучение правовых документов, справочников, анкетирование и обобщение.

Практическая значимость:

Явпервые услышал о ювенальной юстиции по телевизору. Сначала меня заинтересовало само название. Мне стало интересно, что это. Поэтому я занялся данным исследованием, находя исторические, правовые и научные сведения по этому вопросу. Провести…..

Этапы работы над исследованием:

-Подготовительный

-Разработка исследования: сбор информации и проведение опроса, анализ информации, подготовка выводов

-Презентация результатов исследования

- Проведение классного часа - диспута на тему «Ювенальное право: за и против»

Этапы работы над исследованием

Подготовительный

Выбор предмета.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Результаты:

Предмет выбран: обществознание.

Тема выбрана: «Ювенальная юстиция: за и против».

Цель и задачи поставлены.

Разработка исследования

Теоретическая часть

Изучить соответствующий материал в сети Интернет

Провести опрос для выполнения практической части исследования

Результаты:

Найдены полезные материалы в сети Интернет

Создан опрос

Практическая часть

Проведен опрос и анализ его результатов

Результат:

Результаты опроса собраны

Созданы диаграммы, иллюстрирующие результаты

Презентация исследования

1. Проведена презентация результатов исследования на школьной научно-практической конференции

Цель исследования

Изучить историю и основные принципы ювенальной юстиции, ее значение, роль и перспективы развития в России, определить отношение к ней подростков и взрослого населения и информировать о законодательной базе в РФ.

Задачи исследования

- Познакомиться с историей возникновения ювенальной юстиции в мире и России.

- Познакомиться с перспективой введения ювенальной юстиции в России.

- Выяснить отношение всех участников образовательного процесса нашей школы к введению ювенальной юстиции в России.

- Провести анкетирование одноклассников, друзей и их родителей к введению ювенальной юстиции в России.

- Проведение диспут на тему «Ювенальное право: за и против».

Введение

Актуальность темы

Сегодня, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало, наверное, одной из важнейших задач государства и общественных организаций, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и трудовое становление.

Преступления, совершаемые подростками - сигнал о существующих недостатках в их нравственном и правовом воспитании. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан правового государства, которые впоследствии сами будут призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Планируется, что данная система должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными учреждениями, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Актуальность этой темы подтверждает и то, что насильственное внедрение принципов ювенальной юстиции в России встретило существенное сопротивление со стороны общественности. Многие считают, что её нормы вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой, поскольку уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведёт к дестабилизации (разрушению) не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений.

Я много слышу по радио и телевидению о существующих проблемах в «неполных» или неблагоприятных семьях, семьях, которые живут в очень стесненных жилищных условиях или с минимальным ежемесячным доходом, которым приходится на многом экономить... Это сильно сказывается на внутри семейных отношениях, дети в таких семьях не получают должного внимания и ласки со стороны родителей, они чаще предоставлены сами себе или, что еще хуже - улице... Таких детей наказывают, притесняют, а иногда и бьют…после актуальности

Меня очень заинтересовало, как регулируются эти отношения законодательством, что делают взрослые, чтобы этого не происходило в семьях никогда. Правильно ли мы это делаем? Не переходим ли опасную черту? Вот этим вопросам и посвящена моя работа.

Противники и сторонники.

Ювенальная юстиция встречает как положительную, так и отрицательную реакцию.

Ещё несколько лет назад по стране прокатились бурные обсуждения законопроекта от 14 февраля 2005 года «Об основах системы ювенальной юстиции», сопровождаемые митингами и пикетами общественности. Существуют противоположные точки зрения на данную проблему.

Противники не исключают:

Опасность бесконтрольного вмешательства в дела семьи.

Возможность чиновничьего произвола и отъем детей по надуманным основаниям.

Реальный рычаг воздействия на неугодных граждан.

Шантаж родителей со стороны детей.

Сторонники же уверяют:

Негативные стороны западной системы ювенальной юстиции ими учтены.

Вариант России всего лишь обеспечит детям дополнительные гарантии.

Высказываются мнения о том, что ювенальная юстиция способна разрушить институт семьи и провоцирует коррупцию со стороны чиновников. Данные опасения были высказаны президентом РФ Владимиром Путиным, который, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «скептически относится к идее ювенальной юстиции». Одним из главных сторонников внедрения в России ювенальной юстиции является Екатерина Лахова, депутат Государственной думы от «Единой России», председатель редакционного совета журнала «Вопросы ювенальной юстиции». Другим активным сторонником ювенальной юстиции является депутат Государственной думы Ирина Яровая.

Известным противником ювенальной юстиции в России является политик Сергей Кургинян, лидер движения Суть Времени», которое кооперируется с Родительским Всероссийским Сопротивлением в борьбе с ювенальной юстицией.

С. Е. Кургинян и «Суть Времени» в первую очередь выступают за недопустимость слежки за семьями со стороны государственной бюрократии, которая может сочетаться с упрощением процедуры лишения родительских прав. По мнению «Сути Времени» и её лидера, семья есть высшая ценность общества, не нуждающаяся в контроле со стороны бюрократии.

Олег Зыков полагает, что в основе борьбы с ювенальной юстицией лежит не защита семьи и детей, а борьба с системой государства, в которой запугивание родителей является лишь способом достижения своих целей.

Важность этого вопроса говорит об актуальности поднимаемых проблем в обществе. Из понимания этого и родилась моя исследовательская работа.

Теоретическая часть

Понятие и принципы ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция (от англ. Juvenile justice) - это специальная система правосудия для несовершеннолетних. Это понятие включает особый порядок судопроизводства, а также совокупность идей социальной защиты несовершеннолетних правонарушителей. Также ювенальная юстиция включает в себя:

профилактику детской преступности и преступлений против детей;

социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних;

социальную защиту семьи и прав ребёнка.

Целью выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов является необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц, защитить их от любого насилия со стороны взрослых. Приоритетными становятся права детей. Основными принципами ювенальной юстиции являются:

ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом;

активное использование в судебном процессе по делам несовершеннолетних данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений;

усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему;

предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия;

специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощённый (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних;

наличие системы специализированных вспомогательных служб.

История возникновения ювенальной юстиции

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается разных эпох истории - от античного мира до середины ХТХ в. Жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. В законах речь шла только о наказаниях детей и подростков.

В «Законе 12 таблиц» (памятник древнеримского права приписывается обыкновенно децемвирам и датируется 451—450 гг. до н. э.) был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Речь шла не о назначении наказания при наличии следующих двух условий:

когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;

когда сам преступный акт не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право. Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в. Предпринимались лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIX в. и завершился созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Этот суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Европа конца XIX - начала XX в. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить, как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.

В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, кантонах французской Швейцарии. В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних. Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции, Японии. Далее система развивалась, претерпевая различные изменения под влиянием сложностей как общего характера, так и в рамках отдельных стран.

История развития ювенальной юстиции в России

Тема «ювенальной юстиции» (или «детский суд») для России не нова. И в царской России была вынужденной мерой, необходимо было позаботиться о беспризорных детях и юных правонарушителях, семья же не трогалась. Царская Россия - первая в мире страна, где был учрежден ювенальный суд. В царской России права родителей были неотчуждаемы, т.е. естественны и неприкосновенны. Родитель мог ограничиваться в правах, только если сын поступал на государеву службу, а дочь выходила замуж. Только смерть родителей могла отменить эту власть.

Император Николай II своим Указом вводил особый порядок судопроизводства для детей и подростков, совершивших преступление. Отменялись все судебные церемонии, которые могли напугать ребенка. Судебное заседание велось в форме беседы. Судья обращался к нему на «ты» и говорил примерно так: «Ну, расскажи, милок, что у тебя стряслось?». Главное - искреннее раскаяние, а не наказание. Судья принимал отлагательное решение, т.е. сначала ребенка отдавали под попечительство родителей. В царской России существовал институт попечителей из достойных граждан, которые наблюдали за неблагополучным или осужденным подростком, т.н. «педагогический присмотр», но даже в этом случае у родителей их права не ограничивались и тем более не изымались. Попечитель информировал судью о поведении подростка. Через 2-3 месяца судья с ним беседовал, ненавязчиво задавая вопросы: чем занимается, как он себя ведет. А документы уже готовы. Ежели он также «посещает кабаки» и «вожжается с девками низкой кондиции», то судья отправлял его в колонию на 3 месяца.

В Своде законов Российской империи была целая глава «О власти родительской», - в ней перечислялись и права детей, и обязанности родителей. Но всегда юридической доминантой были именно права родителей. «Власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста». Родители для исправления детей строптивых или неповинующихся имеют право употреблять домашние наказания, заключать в тюрьму и приносить жалобы в судебные установления.

В личных обидах или оскорблениях от детей на родителей не применялось никакого иска - ни гражданским, ни уголовным порядком. Но правило это не распространяется на те случаи, когда родители в отношении детей своих покушаются на такие деяния, которые по общим законам подлежат наказанию уголовному. Если же родители истязают детей, не кормят, не обучают, заставляют заниматься противоправными действиями, тогда местное начальство было обязано предоставить необходимую защиту притесняемым, а виновные родители подлежали суду. Но даже в этом случае их не лишали родительских прав, хотя ребенок мог оказаться в попечительском доме или патронатной семье. Действовала презумпция невиновности. Сейчас же предлагается все сделать наоборот: доносить на родителей, шантажировать их и т. д. Условия же, в которые поставлена современная российская семья, никого не интересуют.

Первый суд по делам несовершеннолетних в дореволюционной России был создан в Петербурге 22 января 1910 г. До Октябрьской революции такие суды функционировали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной». До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением.

В законах России конца XIX в. содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»). Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных помещениях. Для несовершеннолетних в возрасте от 17 лет до 21 года закон предусматривал каторгу и поселение. Закон был явно реакционный и отменён декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Декрет от 17 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних. Но реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы недемократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних.

Но ни в советское, ни в наше время судьбу детей не решают единолично. В нашей стране был накоплен уникальный опыт работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, но, к сожалению, с распадом Союза каждый орган стал работать сам по себе.

Современная ювенальная юстиция в зарубежных странах

Основой ювенальной юстиции на международном уровне являются такие международные нормативно-правовые акты как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Зарубежные модели ювенальной юстиции отличаются разнообразием и различными подходами к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних. К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская (Англия, США, Канада, Австралия и др.), континентальная (Франция, Германия, Бельгия и др.) и скандинавская. В странах, принадлежащих к англо-американской системе, суды по делам несовершеннолетних рассматривают только нетяжкие преступления, дела о тяжких преступлениях рассматриваются общими судами.

Современная английская модель ювенальной юстиции отличается гибкой системой мер уголовно-правового воздействия и приоритетной функцией определяет предупреждение преступлений несовершеннолетних на самых ранних этапах, охватывающих дошкольный возраст (детские клубы, курсы для родителей, дошкольное обучение и т.д.).

Особенностями американской модели ювенальной юстиции является постепенное ограничение юрисдикции по делам несовершеннолетних, вызванное ростом преступности несовершеннолетних, в том числе насильственных, связанных с применением огнестрельного оружия.

В континентальной модели все преступления, совершенные несовершеннолетними, подсудны только ювенальным судам. Во Франции для несовершеннолетних созданы и действуют специальная судебная система и судебные учреждения, осуществляющие специальную юрисдикцию. Судья по делам несовершеннолетних выносит решение в закрытом режиме. Французская ювенальная система доказала свою эффективность на протяжении длительного периода, ее отличает научный подход, использование знаний педагогики, психологии и социологии.

В Швеции, как и в других скандинавских странах, нет обособленных ювенальных судов. В Швеции модель ювенальной юстиции включает в себя специализацию судей по делам несовершеннолетних в составе местных судов, которые разрешают уголовные и гражданские дела. Вся система ювенальной юстиции базируется на службе социальной защиты всего населения, в том числе детей. Ювенальная юстиция в скандинавских странах, изначально представлявшая собой систему правосудия по отношению к несовершеннолетним преступникам, сегодня, в основном занимается регламентированием отношений родителей и ребенка. Считается, что государство может позаботиться о ребенке лучше, чем его родные, а взрослые, проводящие больше всего времени с детьми (то есть, непосредственно, родители) представляют собой наибольший источник угрозы для малышей. В этих странах службы государственного патроната изымают детей из семей по столь широкому перечню оснований, перечислить которые даже не представляется возможным потому, что этот перечень является открытым.

Многие европейские страны, вдохновленные идеями гуманизма, создали свои модели ювенальной юстиции («детский» суд): например, скандинавская, англосакская и континентальная.

Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ

В том или ином виде ювенальная юстиция существует в России достаточно давно. Работа органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних - это тоже элемент большой системы, направленной на защиту прав, интересов и исправление несовершеннолетних.

Между тем с начала 2000 годов ведется активная работа по внедрению системы ювенальной юстиции в России в упорядоченном виде, которая будет включать в себя, прежде всего, общую законодательную базу, организованную деятельность судебных, правоохранительных, попечительских, медик социальных и реабилитационных учреждений и организаций, просветительскую деятельность.

В настоящее время законодательную основу того, что можно назвать ювенальной юстицией, в России составляют:

Семейный кодекс РФ (в частности глава 22, которая содержит положения о возможности изъятия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из семей);

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ;

Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как такового закона о ювенальной юстиции в России не существует. Однако на протяжении длительного времени ведется деятельность по разработке и принятию либо отдельного закона, либо внесению изменений и дополнений в уже существующие. Так, разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» от 31.12.1996 года № 1- ФКЗ; Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ; в Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» разъясняется предполагаемый порядок реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Однако в настоящее время ничего не разработано и не принято.

В 2012 г. в Приемную Президента передано обращение, подписанное 141 тысячей граждан, протестующих против принятия двух законопроектов, относящихся к ювенальной юстиции. Это законопроекты «О социальном патронате и деятельности органов опеки» и «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот». 9 февраля 2013 на Первом съезде родителей России в Москве, делегаты из 60 регионов высказались против ювенальной юстиции. На съезде выступил Президент России Владимир Путин.

Комментируя обращение 141 тысячи граждан по поводу ювенальной юстиции, В.Путин заявил, что законопроекты в этой сфере можно принимать только после максимально широкого обсуждения. «...Современные методы нужны, но применять их нужно аккуратно… Семья - это очень чувствительная сфера. И в законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, должны быть только определенные, четкие формулировки, исключающие произвол чиновников и какое-то двойное толкование», - убежден президент. Нужно четко прописать признаки «крайнего неблагополучия семьи», когда власти должны вмешиваться, считает он. Например, если нужно встать на защиту жизни ребенка. Но все же следует учитывать особенности каждого случая, действовать не только решительно, но и деликатно, избегать «холодного формализма» и прилагать максимум усилий для сохранения семьи.

Бурю протестов среди родительского сообщества вызвало принятие в декабре 2013 года Федерального закона №442 «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Отдельные статьи закона вызвали у родительской общественности опасения. Ассоциация родительских комитетов и сообществ России (АРКС) направило обращение Президенту России Владимиру Путину, с требованием переработать этот закон и внести в него изменения, разработанные родительской общественностью. Выдержка из обращения: «Этот закон устанавливает чиновничий контроль над каждой семьей - социальный патронат (в законе он именуется социальным сопровождением), который навязывается гражданам под видом социальной помощи. Узаконивается система вмешательства организаций самого широкого круга в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников только лишь на основании бедности, нуждаемости в помощи государства. Но наибольшую тревогу вызывают положения закона, которые допускают раннее вмешательство государства в дела семьи в выявительном порядке в целях профилактики. Закон позволяет прийти в любую семью без какого-либо повода или сигнала, проводить там проверки в то время, когда родители ещё ничего не совершили. Это попирает основные демократические права и свободы граждан, такие как неприкосновенность жилища и частной жизни, конституционные принципы презумпции невиновности и добросовестности родителей, невмешательства кого-либо в дела семьи. А отсутствие каких-либо правовых критериев оставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции чиновников». Закон вступил в силу 1 января 2015 года.

В 2016 году 3 июля президент России В.В. Путин подписал первый, и по мнению государственного аппарата нужный, закон №323-ФЗ. Данный правовой акт позволяет знать и закреплять основные права и обязанности родителей в отношении своих детей. Таким образом, ювенальная юстиция принята, а также существует теперь и в России.

Плюсы и минусы ювенальной юстиции

К основным преимуществам ювенальной юстиции, которая принята и существует в РФ, относят:

увеличение роли родителей и общества в осуществлении детского воспитания;

закрепление прав и волеизъявлений, которыми обладает каждый ребенок.

Такая политика правовых отношений государства и граждан имеет и ряд негативных сторон:

возможность давления на родителей со стороны чиновников;

воспитание безответственных и неуправляемых личностей;

поощрение доносов на родителей государственным органам со стороны детей;

бесправность старшего поколения и учителей по отношению к ребенку;

безнаказанность за содеянные преступления;

увеличение количества семейных конфликтов.

Таким образом, как правовая система, ювенальная юстиция принята и существует в РФ, имеет свои положительные и негативны стороны. Даже опытные юристы не могут прийти к единому мнению в отношении необходимости внедрения такой юстиции в правовую систему российского государства.

Достижения Родительского комитета Одинцовского района

В начале 2009 года родители Одинцовского района стали выражать «добрую обеспокоенность» введением в России ювенальной юстиции. Осенью того же года был создан Родительский комитет Одинцовского района, который обратился в «Общественный Комитет по защите семьи, детства и нравственности» (г. Москва) с просьбой о включении в его состав в качестве региональной структуры, что и было сделано 8 апреля 2010 года.

С момента создания Комитет участвует в различных мероприятиях и, в частности, Комитет подключился к Всероссийской акции «Пять писем в защиту ребенка». Родительский комитет был приглашен для участия в межведомственных рейдах (органы опеки, КДН, местные органы МВД) в неблагополучные семьи Одинцовского района. В большинстве случаев это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, где стоит угроза изъятия детей.

В 2010 году Одинцовскому району «посчастливилось» быть в числе «пилотных регионов» ювенальной системы. В конце февраля состоялась встреча Родительского Комитета с Администрацией Одинцовского района. Поднимались вопросы работы комиссии по делам несовершеннолетних, в Одинцово работают телефоны «горячей линии» по вопросам ювенальной юстиции и защиты прав детей. Так же во многих школах открыты кабинеты психологической помощи подросткам, попавшим в трудную ситуацию. Это важно в настоящее время. Так как дети все чаще попадают под влияние антисоциальных структур.

Практическая часть

Для того, чтобы выяснить степень информированности моих одноклассников, друзей и их родителей относительно ювенальной юстиции, узнать отношение к этой проблеме, я составил анкету с 5 вопросами (Приложение 1).

В анкетировании принимали участие 30 человек:

сверстники (возраст до 16 лет) - 18 чел.,

участники старше 30 лет - 12 чел.

На первый вопрос я получил следующие ответы. 80% взрослых и 60% детей считают, что подростки беззащитны. 20% взрослых и 40% детей ответили, что у несовершеннолетних всегда есть защита в лице родителей или иных взрослых.

70 % взрослых и 20% детей ответили в семье.

30% взрослых и 80 % детей ответили в общественных местах.

Большая часть опрошенных (90%) считает, что правосудие для несовершеннолетних должно быть более гуманным и носить больше воспитательный характер.

На 5 вопрос, знают ли определения респонденты, я получил следующие результаты. 70% взрослых ответили - да, 90 % детей ответили – нет.

На заключительный вопрос я получил следующие ответы. 70% взрослых и 50 % детей ответили положительно, остальные опрашиваемые еще не сформировали своего мнения.

Таким образом, результаты опроса показали слабую информированность и низкую правовую грамотность учащихся, что подтверждает мою гипотезу. Исследование показало низкий уровень знаний подростков о способах защиты своих прав, а также не сформировавшееся у большинства отношение к системе ювенальной юстиции. Я считаю, что причина этого в недостаточной информированности большей части населения.

Мнение эксперта

В ходе своего исследования я решил опираться не только на мнения моих сверстников и взрослых, но и на мнение эксперта в области обществознания и права. Я провел интервью с Васильевой Ольгой Вячеславовной, преподавателем обществознания и истории Одинцовского лицея №6.

- Что вы знаете о ювенальной юстиции?
О.В. – « Ювенальная юстиция является сложной системой. Нет законодательной базы. До конца не изучена проблема отчуждения детей от родителей. Тем не менее, государство задумывается о детях, которые подвергаются насилию со стороны своих родителей»

- Как вы считаете проблема жестокого обращения с детьми актуальна?

О.В.- «. Я считаю, что вопрос жестокого обращения с детьми очень актуален в России. Он требует принятия мер на законодательном уровне. Низкий уровень культуры родителей, алкоголизм, наркомания, безответственность привели к страшной картине. Дети зачастую оказываются предоставлены сами себе. Система ювенальной юстиции в России только зарождается. По изученному материалу видно, что эта система пока не до конца сформирована и требует дальнейшей доработки.

Вопрос беспризорности и безнадзорности детей также требует решения. В первую очередь этим вопросом должны заниматься юристы, представители власти. Но не решенным вопрос не должен оставаться.»

-Как вы считаете, подростки должны знать о том, что есть система, которая может их защитить, в случае жестокого обращения с ними?

О.В. – « Обязательно должны знать. Дети в таком возрасте часто замыкаются в себе, бояться рассказать о домашнем насилии. Все это сказывается на их психическом здоровье, учебе. Мне кажется, что в первую очередь, необходимо создавать «горячие линии», куда можно позвонить, рассказать, исправить ситуацию, пока она не дошла до критического момента»

-Можно ли данную работу использовать в практической деятельности?

О.В. – «Нужно. Нужно обсуждать, рассказывать, не допускать подобных ситуаций. Материал интересен и для уроков обществознания при изучении темы «Права ребенка» и на классных часах.»

Заключение

Я узнал очень много нового из прочитанного, теперь мои знания ещё и подкрепились проведенной работой. Мне есть чем поделиться с друзьями, я обязательно составлю презентацию и выступлю перед одноклассниками.

Ювенальная юстиция занимается правовыми вопросами, касающимися детей и подростков. Упрощенно можно сказать, что задачами ее, с одной стороны, является «правосудие в отношении несовершеннолетних преступников или потерпевших, контроль над их реабилитацией и профилактика детской преступности». Однако, помимо таких узкоспециальных вопросов, ювенальная юстиция занимается также и более глобальными — защитой прав ребенка, причем в самом широком смысле. Именно этот последний аспект и вызывает больше всего споров и волнений, поскольку может коснуться не только юных правонарушителей и неблагополучных семей, но и практически каждого родителя.

Найти мнения противников ювенальной юстиции в прессе, сети Интернет гораздо проще, чем мнения сторонников. Создается впечатление, что противников этой идеи гораздо больше, чем сторонников. Возможно, так оно и есть, но это вовсе не потому, что идея системы ювенальной юстиции никуда не годится. Зачастую противники и сторонники говорят о разных вещах. Как правило, поддерживающие введение института ювенальной юстиции граждане ограничиваются идеей внедрения особой системы судов в отношении несовершеннолетних и системы учреждений по реабилитации малолетних правонарушителей. Противники же склонны включать в понятие ювенальной юстиции все мероприятия, что касаются несовершеннолетних: и контроль семьи со стороны органов опеки, и паспорта здоровья, и систему омбудсменов, и другие. А поскольку многие из них в России абсолютно новы, не проработаны, иногда сомнительны, то почва для опасений весьма благодатна.

Так или иначе, функционирование ювенальной юстиции в России — очень серьезный аспект, и этот вопрос не должен решаться за спиной ее граждан. Перед принятием соответствующих законов, вероятно, нужен всенародный референдум, чтобы все желающие могли ознакомиться с их текстом и предложить свои уточнения. Ведь отсутствие четких критериев и формулировок вполне может привести к произволу социальных служб и трагедиям детей и родителей. А сама защита ребенка не должна превратиться во вмешательство в жизнь семьи.

Одна из ключевых проблем — открытость и прозрачность ювенальной юстиции, предполагающая необходимость более широкого информирования общественности о ней. В связи с этим должны быть разработаны нормативные правовые акты, направленные на обеспечение информативности, разработан эффективный механизм, позволяющий получать достоверную информацию из СМИ о деятельности ювенальных судов. Это поможет повысить уровень доверия к ювенальной юстиции, а доверие, как известно, является гарантией успеха любых реформ.

Приложение

Анкета.

Считаете ли вы, что в современном обществе права несовершеннолетних часто нарушаются?

А) да, дети и подростки самая незащищенная социальная группа

Б) иногда дети и подростки бывают беззащитны

В) нет, у несовершеннолетних всегда есть защита в лице родителей или иных взрослых

Г) затрудняюсь ответить

Где чаще всего нарушаются права несовершеннолетних?

А) в семье

Б) в школе

В) в суде

Г) в общественных местах (транспорт, магазины, какие-либо организации)

Д) затрудняюсь ответить

Должно ли правосудие для несовершеннолетних отличаться от правосудия для взрослых?

А) да, оно должно быть более гуманным и носить больше воспитательный характер

Б) нет, так как это приведёт к росту преступности среди несовершеннолетних из-за безнаказанности

В) затрудняюсь ответить

Знаете ли вы, что ювенальная юстиция - в широком смысле — это совокупность правовых механизмов, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

А) да

Б) нет

Как вы относитесь к введению ювенальной юстиции (в широком понимании) в нашей стране?

А) положительно, давно пора внимательнее относится к несовершеннолетним, попавшим в трудную ситуацию

Б) отрицательно, это может привести к произволу в отношении к семье, школе

В) у меня еще не сформировалось свое мнение

27

Информационные источники

Список литературы:

Законопроект от 14 февраля 2005 года «Об основах системы ювенальной юстиции».

Законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.

Интернет-ресурсы:

http;//nsportal.ru/slikola/pravo/librarv/2011/06/15/statya-stanovlenie-i-razvitie-vuvenalnoy-vustitsii

http://pravmisl.ru/index.phpoption.com/content&task.view/1704

http://renome-mag.ru/nasha-zhizn/iuvenalnaia-iustitsiia-mat-li-ia-drozhashchaia-ili-pravo-imeiu

http: //revolution.allbest.ru/law/003053390.html

http://sovetnik.consuhant.ru/vuvenalnavavusticiva/chtotakoevuvenalnavavusticiva/ichtoizmenilissееpoyavleniemvrossii

http://txtb.ni/41/45.html

http://vestnik.mstu.edu.m/v09_4_n24/articles/Ql_vasm.pdf

http ://www.levluzin.niysos/yuvenalnava-yusticiya"Za-i-protiv

http://www.rg.ru/printable/2Q 13/02/09/putin-site.html

http ://санкирь.рф/vuvenalnaya-vusticiva

Просмотров работы: 28