Введение
Проблема миграции выпускников школ из Кузбасса для поступления в ВУЗы других регионов стоит остро, т.к. после обучения за пределами Кузбасса, молодые люди не все возвращаются к рабочим местам нашей области. Кузбассу нужны свои молодые специалисты, чтобы и дальше развивать ведущие отрасли региона.
Объектом исследования стали старшеклассники и выпускники школы за последние три года (учащиеся 10-11-х классов МАОУ СОШ № 85 г. Кемерово).
Предмет – выбор выпускниками ВУЗа и СПО.
Цель – привлечение молодежи к учебе и работе в Кузбассе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
провести анализ ситуации по выбору ВУЗов выпускниками школы;
рассмотреть причины и мотивы выбора места профессионального обучения;
выявить факторы, влияющие на выбор учебного заведения, составить OTSW анализ;
провести анализ возможности популяризации учебных заведений и предприятий Кузбасса;
составить список ВУЗов, СПО и предприятий для сотрудничества в рамках профориентационной деятельности;
составить стратегический план деятельности образовательной организации, в качестве продукта проекта, для популяризации и повышения престижности профессий Кузбасса.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
- теоретические:рассмотрение теоретических понятий и терминов, сбор списков выпускников школы за последние три года с местом их поступления;
- эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование старшеклассников школы;
- статистические методыобработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Сроки выполнения поставленных задач
дни
задачи
Основная часть
Печально наблюдать как умные, активные, перспективные, амбициозные и творческие молодые люди уезжают из Кузбасса и не возвращаются, а остаются развивать другие регионы. Анализ выбора профессионального обучения выпускниками нашей школы за последние три года показал, что 76 % абитуриентов подают документы в ВУЗы других регионов, а 54% становятся студентами учебных заведений других регионов, уезжая из Кузбасса. Анализ данных представлен на диаграммах, где 1 — это выпуск 2018 года, 2 – выпуск 2019 года и 3 – выпуск 2020 года:
Рисунок 1. Планирование выбора ВУЗов
Рисунок 2. Фактический выбор ВУзов
При сопоставлении данных анализа получили, что не все, кто планировал уехать, осуществили свои намерения, а значит остались в Кузбассе.
Рисунок 3. Сравнение планового и фактического выбора учебы в других регионах.
Рисунок 4. Сравнение планового и фактического выбора ВУЗов Кузбасса.
Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии [1].
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Мотивационные факторы при выборе профессии — это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии [4].
Факторы |
Очень повлияло |
Пожалуй, повлияло |
Пожалуй, не повлияло |
Совершенно не |
Советы близких родственников |
7 |
13 |
7 |
3 |
Советы учителей школы |
1 |
5 |
5 |
19 |
Советы одноклассников, знакомых, друзей |
2 |
9 |
4 |
15 |
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах) |
4 |
15 |
5 |
6 |
Информированность о профессии |
10 |
18 |
2 |
0 |
Наличие собственных способностей для этой профессии |
7 |
18 |
4 |
1 |
Популярность профессии, ее престижность |
8 |
14 |
5 |
3 |
Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, мы использовали методику В. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана) [5].
По каждому из 11 факторов мы подсчитали коэффициент значимости (КЗ).
Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
КЗ =
Где N - количество участников;
– количество участников, которые отметили данный фактор в колонке А;
– количество участников, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Таблица 1. Значимые факторы.
А(+) |
А |
Б(-) |
Б |
КЗ |
||
25 |
1. Важнейшая для общества профессия. |
5 |
1. Мало оценивается важность труда. |
0,66 |
||
23 |
2. Работа с людьми. |
7 |
2. Не умею работать с людьми. |
0,52 |
||
20 |
3. Работа требует творческого подхода. |
10 |
3. Нет условий для творчества. |
0,34 |
||
13 |
4. Работа не вызывает переутомления. |
17 |
4. Работа вызывает переутомление. |
<0 |
||
27 |
5. Большая зарплата. |
3 |
5. Небольшая зарплата. |
0,84 |
||
29 |
6. Возможность самосовершенствования. |
1 |
6. Нет условий для самосовершенствования. |
0,92 |
||
29 |
7. Работа соответствует моим способностям. |
1 |
7. Работа не соответствует моим способностям. |
0,92 |
||
25 |
8. Работа соответствует моему характеру. |
5 |
8. Работа не соответствует моему характеру. |
0,68 |
||
13 |
9. Небольшой рабочий день. |
17 |
9. Большой рабочий день. |
<0 |
||
16 |
10. Отсутствие частого контакта с людьми. |
14 |
10. Излишне частый контакт с людьми. |
0,07 |
||
27 |
11. Возможность достичь социального признания, уважения. |
3 |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения. |
0,84 |
Проведённое исследование показало, что у учащихся 11 класса на первом месте такие факторы, как «Возможность самосовершенствования» и «Работа соответствует моим способностям» (КЗ=0,92); «Большая зарплата» и «Возможность достичь социального признания» (КЗ=0,84). Это показывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии внутренними факторами, а не внешними (Таблица 1).
OTSW анализ [6]:
Таблица 2. OTSW анализ
O: Возможности Подготовка специалистов для работы и развития предприятий Кузбасса; Развитие ведущих отраслей; Популяризация и престижность профессий угольной, химической, металлургической промышленностей, медицины и сельского хозяйства. |
T: Угрозы, риски Престижность ВУЗов других регионов; Мнения семьи, СМИ; Отъезд молодежи в другие регионы. |
S: Сильные стороны Помощь в профессиональном самоопределении; Информированность о достоинствах ВУЗов и СПО Кузбасса, Свои молодые специалисты на предприятиях Кузбасса. |
W: Слабые стороны Неопределенность с будущими профессиями выпускников; Низкий уровень мотивации профразвития выпускников; Немодность профессий; Пассивность молодежи в идеологическом развитии региона. |
По опросу старшеклассников о главном мотиве отъезда в другие регионы получился следующий рейтинг:
Престижность ВУЗа и образования – 44%;
Широкие возможности трудоустройства – 31%;
Самостоятельная жизнь (отдельно от родителей) – 25%.
ВУЗы Кузбасса не уступают разнообразием необходимых профессий и специальностей, но не имеют такой привлекательности как подобные учебные заведения больших городов, например: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска. Одна из причин низкой популярности учебных заведений Кузбасса – это неосведомленность об их возможностях.
В последнее время ВУЗы работают на свою популярность: развиваются сайты учебных заведений, проводятся Дни открытых дверей в более интересной интерактивной форме, организуются встречи школьников с преподавателями ВУЗов и СПО, предоставляются возможности прохождения школьниками профессиональных проб.
В рамках профориентационной работы школы необходимо рассмотреть систему сотрудничества не только с учебными заведениями, но и с предприятиями Кузбасса, готовыми принимать на работу молодых специалистов. Такое сотрудничество школ, ВУЗов и СПО уже налажено с градообразующими химическими предприятиями ОАО «Азот» и «КОКС».
Рейтинг учебных заведений г. Кемерово на 2020 год [7, 8]:
Место |
Высшие учебные заведения |
Кемеровский государственный университет |
|
Сибирский государственный индустриальный университет |
|
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева |
|
ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН РОССИИ |
|
Кемеровский государственный медицинский университет |
|
Кемеровский государственный институт культуры |
|
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности |
|
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия |
|
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова |
|
Современная гуманитарная академия — филиал в г. Кемерово |
Место |
Средне-специальные учебные заведения |
Сибирский политехнический техникум |
|
Кемеровский педагогический колледж |
|
Кемеровский горнотехнический техникум |
|
Кемеровский профессионально-технический техникум |
|
Кемеровский областной медицинский колледж |
|
Кемеровский областной музыкальный колледж |
|
Кемеровский областной колледж культуры и искусств |
|
Кемеровский областной художественный колледж |
|
Кемеровский кооперативный техникум |
|
Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг |
|
Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В.И. Заузелкова |
|
Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства |
|
Губернаторский техникум народных промыслов |
|
Колледжи при всех ВУЗах Кемерово |
Список системообразующих предприятий Кемеровской области-Кузбасса, утвержденный губернатором КО С.Е. Цивилевым можно посмотреть по ссылке https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/269978
Продуктом данной работы является стратегический план действий и рекомендации к сотрудничеству для популяризации и повышения престижности профессий, учебных заведений и предприятий Кузбасса, привлечения выпускников в ВУЗы и СПО Кузбасса:
Заключить договора о профориентационном сотрудничестве с учебными заведениями и организациями;
Составить план-сетку посещения дней открытых дверей и профпроб учениками 8-11 классов;
Составить план экскурсий на предприятия города по направлениям профопределения для учеников 9-11 классов;
Проводить психологические диагностики профпредрасположенности учеников 8-11 классов для помощи в профессиональном самоопределении;
Привлекать старшеклассников к работе с индивидуальными проектами по направлениям профопределения;
Наладить работу с родителями по результатам профдиагностики для выбора и популяризации учебных заведений Кузбасса, информирования о возможностях трудоустройства на предприятия области, освящения взаимодействий ВУЗов и предприятий.
Итоговое заключение
Практическая значимость нашей работы состоит в проведение анализа выбора учебных заведений выпускников школы, мотивов и факторов выборы, описания проблемы отъезда будущих молодых специалистов из Кемеровской области и рекомендации по решению этой проблемы. Если все школы области уделят этому вопросу особое внимание, то в сотрудничестве с ВУЗами, СПО и предприятиями поднимется престиж Кузбасского образования, предприятий региона и будут решаться вопросы привлекательности жизни и работы в Кузбассе. Народная поговорка гласит: «Где родился, там и пригодился!», но для этого необходимо знать и любить свою малую Родину, гордиться ей и развивать её!
Мы видим пользу, принесённую региону в:
- информированности старшеклассников о специальностях и направлениях СПО и ВУЗов, рабочих местах Кузбасса;
- повышении мотивации учиться и работать в Кузбассе;
- сохранении рабочих мест Кузбасса;
- повышении престижности региона;
- уменьшении миграции молодежи из Кузбасса.
Продолжением работы может стать анализ рабочих мест Кузбасса в соответствии с занятостью молодых специалистов, анализ востребованности дипломированных специалистов, выпускников учебных заведений Кузбасса.
Литература
1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2017.
2. Большая психологическая энциклопедия, М., 2007
3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
4. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.
5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11кл.), М., 2006.
6. https://studref.com/498081/ekonomika/otsw_analiz_obratnaya_versiya_swot_analiza
7. https://postupi.info/rating/region/27 (рейтинг высших учебных заведений Кузбасса)
8. https://college.edunetwork.ru/42/17/ (СПО Кемерово)