Привлечение молодых специалистов в Кузбасс

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Привлечение молодых специалистов в Кузбасс

Бондарева Е.А. 1
1МАОУ «СОШ №85»
Ступаренко С.В. 1
1МАОУ "СОШ № 85"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема миграции выпускников школ из Кузбасса для поступления в ВУЗы других регионов стоит остро, т.к. после обучения за пределами Кузбасса, молодые люди не все возвращаются к рабочим местам нашей области. Кузбассу нужны свои молодые специалисты, чтобы и дальше развивать ведущие отрасли региона.

Объектом исследования стали старшеклассники и выпускники школы за последние три года (учащиеся 10-11-х классов МАОУ СОШ № 85 г. Кемерово).

Предмет – выбор выпускниками ВУЗа и СПО.

Цель – привлечение молодежи к учебе и работе в Кузбассе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

провести анализ ситуации по выбору ВУЗов выпускниками школы;

рассмотреть причины и мотивы выбора места профессионального обучения;

выявить факторы, влияющие на выбор учебного заведения, составить OTSW анализ;

провести анализ возможности популяризации учебных заведений и предприятий Кузбасса;

составить список ВУЗов, СПО и предприятий для сотрудничества в рамках профориентационной деятельности;

составить стратегический план деятельности образовательной организации, в качестве продукта проекта, для популяризации и повышения престижности профессий Кузбасса.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

- теоретические:рассмотрение теоретических понятий и терминов, сбор списков выпускников школы за последние три года с местом их поступления;

- эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование старшеклассников школы;

- статистические методыобработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Сроки выполнения поставленных задач

 

дни

задачи

Основная часть

Печально наблюдать как умные, активные, перспективные, амбициозные и творческие молодые люди уезжают из Кузбасса и не возвращаются, а остаются развивать другие регионы. Анализ выбора профессионального обучения выпускниками нашей школы за последние три года показал, что 76 % абитуриентов подают документы в ВУЗы других регионов, а 54% становятся студентами учебных заведений других регионов, уезжая из Кузбасса. Анализ данных представлен на диаграммах, где 1 — это выпуск 2018 года, 2 – выпуск 2019 года и 3 – выпуск 2020 года:

Рисунок 1. Планирование выбора ВУЗов

Рисунок 2. Фактический выбор ВУзов

При сопоставлении данных анализа получили, что не все, кто планировал уехать, осуществили свои намерения, а значит остались в Кузбассе.

Рисунок 3. Сравнение планового и фактического выбора учебы в других регионах.

Рисунок 4. Сравнение планового и фактического выбора ВУЗов Кузбасса.

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии [1].

 Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Мотивационные факторы при выборе профессии — это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии [4].

Факторы

Очень

повлияло

Пожалуй, повлияло

Пожалуй, не повлияло

Совершенно не
повлияло

Советы близких родственников

7

13

7

3

Советы учителей школы

1

5

5

19

Советы одноклассников, знакомых, друзей

2

9

4

15

Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах)

4

15

5

6

Информированность о профессии

10

18

2

0

Наличие собственных способностей для этой профессии

7

18

4

1

Популярность профессии, ее престижность

8

14

5

3

Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, мы использовали методику В. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана) [5].

По каждому из 11 факторов мы подсчитали коэффициент значимости (КЗ).

Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

КЗ =

Где N - количество участников;

– количество участников, которые отметили данный фактор в колонке А;

– количество участников, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Таблица 1. Значимые факторы.

А(+)

А

Б(-)

Б

КЗ

25

1. Важнейшая для общества профессия.

5

1. Мало оценивается важность труда.

0,66

 

23

2. Работа с людьми.

7

2. Не умею работать с людьми.

0,52

 

20

3. Работа требует творческого подхода.

10

3. Нет условий для творчества.

0,34

 

13

4. Работа не вызывает переутомления.

17

4. Работа вызывает переутомление.

<0

 

27

5. Большая зарплата.

3

5. Небольшая зарплата.

0,84

 

29

6. Возможность самосовершенствования.

1

6. Нет условий для самосовершенствования.

0,92

 

29

7. Работа соответствует моим способностям.

1

7. Работа не соответствует моим способностям.

0,92

 

25

8. Работа соответствует моему характеру.

5

8. Работа не соответствует моему характеру.

0,68

 

13

9. Небольшой рабочий день.

17

9. Большой рабочий день.

<0

 

16

10. Отсутствие частого контакта с людьми.

14

10. Излишне частый контакт с людьми.

0,07

 

27

11. Возможность достичь социального признания, уважения.

3

11. Невозможность достичь социального признания, уважения.

0,84

 

Проведённое исследование показало, что у учащихся 11 класса на первом месте такие факторы, как «Возможность самосовершенствования» и «Работа соответствует моим способностям» (КЗ=0,92); «Большая зарплата» и «Возможность достичь социального признания» (КЗ=0,84). Это показывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии внутренними факторами, а не внешними (Таблица 1).

OTSW анализ [6]:

Таблица 2. OTSW анализ

O: Возможности

Подготовка специалистов для работы и развития предприятий Кузбасса;

Развитие ведущих отраслей;

Популяризация и престижность профессий угольной, химической, металлургической промышленностей, медицины и сельского хозяйства.

T: Угрозы, риски

Престижность ВУЗов других регионов;

Мнения семьи, СМИ;

Отъезд молодежи в другие регионы.

S: Сильные стороны

Помощь в профессиональном самоопределении;

Информированность о достоинствах ВУЗов и СПО Кузбасса,

Свои молодые специалисты на предприятиях Кузбасса.

W: Слабые стороны

Неопределенность с будущими профессиями выпускников;

Низкий уровень мотивации профразвития выпускников;

Немодность профессий;

Пассивность молодежи в идеологическом развитии региона.

По опросу старшеклассников о главном мотиве отъезда в другие регионы получился следующий рейтинг:

Престижность ВУЗа и образования – 44%;

Широкие возможности трудоустройства – 31%;

Самостоятельная жизнь (отдельно от родителей) – 25%.

ВУЗы Кузбасса не уступают разнообразием необходимых профессий и специальностей, но не имеют такой привлекательности как подобные учебные заведения больших городов, например: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска. Одна из причин низкой популярности учебных заведений Кузбасса – это неосведомленность об их возможностях.

В последнее время ВУЗы работают на свою популярность: развиваются сайты учебных заведений, проводятся Дни открытых дверей в более интересной интерактивной форме, организуются встречи школьников с преподавателями ВУЗов и СПО, предоставляются возможности прохождения школьниками профессиональных проб.

В рамках профориентационной работы школы необходимо рассмотреть систему сотрудничества не только с учебными заведениями, но и с предприятиями Кузбасса, готовыми принимать на работу молодых специалистов. Такое сотрудничество школ, ВУЗов и СПО уже налажено с градообразующими химическими предприятиями ОАО «Азот» и «КОКС».

Рейтинг учебных заведений г. Кемерово на 2020 год [7, 8]:

Место

Высшие учебные заведения

 

Кемеровский государственный университет

 

Сибирский государственный индустриальный университет

 

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева

 

ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН РОССИИ

 

Кемеровский государственный медицинский университет

 

Кемеровский государственный институт культуры

 

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

 

Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия

 

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

Современная гуманитарная академия — филиал в г. Кемерово

Место

Средне-специальные учебные заведения

 

Сибирский политехнический техникум

 

Кемеровский педагогический колледж

 

Кемеровский горнотехнический техникум

 

Кемеровский профессионально-технический техникум

 

Кемеровский областной медицинский колледж

 

Кемеровский областной музыкальный колледж

 

Кемеровский областной колледж культуры и искусств

 

Кемеровский областной художественный колледж

 

Кемеровский кооперативный техникум

 

Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг

 

Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В.И. Заузелкова

 

Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства

 

Губернаторский техникум народных промыслов

 

Колледжи при всех ВУЗах Кемерово

 

Список системообразующих предприятий Кемеровской области-Кузбасса, утвержденный губернатором КО С.Е. Цивилевым можно посмотреть по ссылке https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/269978

Продуктом данной работы является стратегический план действий и рекомендации к сотрудничеству для популяризации и повышения престижности профессий, учебных заведений и предприятий Кузбасса, привлечения выпускников в ВУЗы и СПО Кузбасса:

Заключить договора о профориентационном сотрудничестве с учебными заведениями и организациями;

Составить план-сетку посещения дней открытых дверей и профпроб учениками 8-11 классов;

Составить план экскурсий на предприятия города по направлениям профопределения для учеников 9-11 классов;

Проводить психологические диагностики профпредрасположенности учеников 8-11 классов для помощи в профессиональном самоопределении;

Привлекать старшеклассников к работе с индивидуальными проектами по направлениям профопределения;

Наладить работу с родителями по результатам профдиагностики для выбора и популяризации учебных заведений Кузбасса, информирования о возможностях трудоустройства на предприятия области, освящения взаимодействий ВУЗов и предприятий.

Итоговое заключение

Практическая значимость нашей работы состоит в проведение анализа выбора учебных заведений выпускников школы, мотивов и факторов выборы, описания проблемы отъезда будущих молодых специалистов из Кемеровской области и рекомендации по решению этой проблемы. Если все школы области уделят этому вопросу особое внимание, то в сотрудничестве с ВУЗами, СПО и предприятиями поднимется престиж Кузбасского образования, предприятий региона и будут решаться вопросы привлекательности жизни и работы в Кузбассе. Народная поговорка гласит: «Где родился, там и пригодился!», но для этого необходимо знать и любить свою малую Родину, гордиться ей и развивать её!

Мы видим пользу, принесённую региону в:

- информированности старшеклассников о специальностях и направлениях СПО и ВУЗов, рабочих местах Кузбасса;

- повышении мотивации учиться и работать в Кузбассе;

- сохранении рабочих мест Кузбасса;

- повышении престижности региона;

- уменьшении миграции молодежи из Кузбасса.

Продолжением работы может стать анализ рабочих мест Кузбасса в соответствии с занятостью молодых специалистов, анализ востребованности дипломированных специалистов, выпускников учебных заведений Кузбасса.

Литература

1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2017.

2. Большая психологическая энциклопедия, М., 2007

3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.

4. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.

5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11кл.), М., 2006.

6. https://studref.com/498081/ekonomika/otsw_analiz_obratnaya_versiya_swot_analiza

7. https://postupi.info/rating/region/27 (рейтинг высших учебных заведений Кузбасса)

8. https://college.edunetwork.ru/42/17/ (СПО Кемерово)

Просмотров работы: 4