Видеокамеры как способ разрешения конфликтов между обучающимися и учителем.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Видеокамеры как способ разрешения конфликтов между обучающимися и учителем.

Буковинина Я.В. 1
1МОУ Гимназия
Шихов В.А. 1
1МОУ Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений. Благодаря особой атмосфере школьной жизни ученики формируются как личность, в будущем ребятам будет проще общаться в рабочем коллективе или заводить новые знакомства.

Однако в современной школе существует одна очень важная и актуальная проблема – конфликты между субъектами образования, например, между учителем и обучающимся. Согласно гипотезе автора, минимизировать вероятность возникновения и развития подобных конфликтов, могла бы установка в каждом классе видеокамер.

Поэтому тема работы – видеокамеры как способ разрешения конфликтов между обучающимися и учителем.

Цель работы: доказать, что установка видеокамер явится действенным способом в плане разрешения конфликтных ситуаций в школе.

Чтобы достичь цели, автору нужно решить следующие задачи:

Изучить теорию по теме конфликта и конфликтных ситуаций;

Найти на практике примеры таких ситуаций и нарушения прав субъектов образования;

Обосновать размещение в классах видеокамер как способа разрешения данных конфликтов.

Объект работы – субъекты образовательного процесса, предмет – кофликтные ситуации между ними.

Глава 1. Что такое конфликт?

В современной школе очень часто случаются конфликты. Более того, их количество постоянно увеличивается в эпоху интернета, социальных сетей и хайпа. Что же такое конфликт?

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще более проблемными либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.

В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек - более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.

Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают. Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.

Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам. Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий.

Но а вдруг у конфликтов всё же есть плюсы или минусы? Сначала можно подумать, что у конфликта нету плюсов, ведь какая польза в том, что люди будут злиться и в большинстве кричать друг на друга? Но я докажу обратное. Плюсы есть, и их много. Например, конфликт:

Заставляет пересмотреть некоторые взгляды;

Решает проблему;

Выделяет слабые стороны;

Выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки;

Человек может принять, то что он не прав.

Так же не отрицаю, что есть минусы, например:

Люди не ограничиваются во времени, когда тема заходит о конфликте.

Многим людям трудно сдерживать эмоции, в результате, исход конфликта может оказаться либо странным, либо вовсе не предсказуемым.

При конфликте люди теряют те отношения, которых может обивались долгим временем. К примеру отношения деловые или личные.

Переходит в открытую конфронтацию (Конфронтация—противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений… Большой Энциклопедический словарь).

Вывод: Конфликт – это разногласие между сторонами , или отстаивание своей точки зрения. У конфликта есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что человек смотрит на ситуацию с другой стороны и начинает понимать других людей. А минусы в том, что человек в большей части не понимает что говорит и может сказать что то лишнее, тем самым полностью разорвать с ним отношения. Поэтому нельзя дать положительную или отрицательную отметку. Чаще всего конфликты появляются в школьных учреждениях, потому что у каждого человека, который учится или работает в этом заведении своё мнение и не всем людям нравится как поступает тот или иной человек в ситуации которую можно было бы решить и по-другому. Поэтому я считаю что конфликт неизбежен в таких общественных местах, как школа.

Глава 2. Примеры конфликтов в современной школе

Приведем несколько реальных примеров конфликтных ситуаций в современном российском образовании.

В нашей школе недавно произошел конфликт, связанный с учителем русского языка и литературы. Ребята дома родителям сказали, что учительница ударила одного из них. В свою же очередь учительница не могла ни чем доказать, что ребята врут. Наверное парни поняв что зашли уже достаточно далеко, признались в том, что то, что они сказали была ложь.

Теперь приведем пример из официальных источников, и сразу уточним, что таких примеров можно найти на просторах интернета огромное количество. Подробнее об этом инциденте можно узнать по следующей гиперссылке: https://youtu.be/hIgMxiYyAqI (от 19 ноября 2018 года).

В данном репортаже говорится о том, что участники конфликта, а точнее учитель и родители пострадавшего ребёнка озвучивают совершенно разные версии произошедшего.

Учитель говорила, что у неё было два урока в разных классах – в 9-м и 5-м классах. Наверняка она устала, а 5-й класс к тому же не был очень послушным. Екатерина (учитель в данном конфликте) заметила, что ученик не послушал её, и подошла разобраться. Наверное, травма пальца произошла и по вине ученика, который довёл учительницу до состояния ярости, раз она не может вспомнить практически ничего из того, что происходило в тот момент. Согласно ее версии, она МОГЛА (то есть она не помнит точно БРАЛА ЛИ она его за плечо вообще) взять его за плечо, что бы он встал. Она не может сказать точно, говорила ли она ему, что-то ПЕРЕД тем, как взять его за плечо. Может, она ему сказала, что то не очень хорошее и взяла за плечо, что бы вывести его из класса, а Глебу (пострадавшему мальчику) это не понравилось и он дёрнулся так, что Екатерина его не удержала или сделала это нарочно и мальчик упал, тем самым сломав себе палец.

А теперь про ученика. По словам матери, Глеб протирал очки и не отреагировал на просьбу учителя. Она подошла и агрессивно начала стучать по столу. Наверняка это неспроста. Может быть дело в том, что на учительницу подействовал не сам Глеб, а его одноклассники, а потом (как говорит учитель, Глеб посмотрел на неё равнодушным взглядом) она заметила Глеба, который неодобрительно на неё смотрел (неодобрительно, потому, что не мог достать тетрадь и протирать очки одновременно.)

Ещё отдельная сторона конфликта – это родители учеников. Юлия, мать одного из одноклассников говорит, что ребёнок повредил палец ещё ДО урока и говорил, что он прищемил палец дверью. А Сергей думает, что виноват учитель, по крайней мере, так ему сообщил его сын.

Моё мнение, что учитель по имени Екатерина в данной ситуации виновата.

Во- первых, она не могла вспомнить, говорила она ученику что то или нет . А если рассуждать, то как я говорила, она наверняка была в ярости.

Во - вторых, Екатерина, наверное, не так поняла «равнодушный» взгляд мальчика, и сделала поспешные выводы.

Ещё одна из ситуаций:

(https://www.youtube.com/watch?v=DAp9EJvImxw )

Этот репортаж говорит о конфликте ученика 7-ых классов с учителем. На видео в начале видно, что учительница подошла и накричала на ребёнка, а затем ударила. Директор школы говорит что она не в классе не с учителем не наблюдалось таких инцидентов.

Учительница английского языка, которая вела урок в этом классе принесла свои извинения родитель ребёнка и очень сожалеет о произошедшем. В классе было шумно, и урок практически не возможно было вести. Учитель начала повышать голос на класс, что бы их успокоить. Во время урока она услышала нецензурные слова и обернулась посмотреть на класс. Когда учительница обернулась, она увидела мальчика, который обернулся к ней спиной. Учителю стало неприятно и она подошла разобраться.

От лица ученика1. Парень рассказал, что на уроке было очень шумно и среди этого шума кто то сказал мат. Учительница не так поняла и начала ругаться. Она была на срыве.

От лица ученика2. Дети 7-го класса очень хулиганистые и шумные, ни кого не слушают, и не уважают возраст.

От лица одноклассницы ученика, В начале урока учительница уже была не в хорошем настроении. Ученик, которого ударили играл ручками, и из за этого учительница его и ударила. Мальчик не поворачивался спиной к учителю.

Из всех кто был в репортаже, противоположно говорят только учитель и одноклассница. Одноклассница говорит, что мальчик не поварачивался спиной к учителю, а игрался ручками. Но я считаю, что ни какой учитель не будет бить ученика за игру ручками, поэтому я склоняюсь больше к версии что мальчик повернулся к учителю спиной. Одноклассница говорит что в классе не было мата, а двое из репортажа ( сам учитель и ученик1) говорят, что мат в классе был.

Учительница была в плохом настроении сразу, потому что класс изначально шумел. То есть как и в прошлой ситуации, учитель была в ярости из за шума стоящего в классе. Мат наверное был, но я думаю, что ученик1 был прав на счёт того что учительница не правильно поняла. Так же, по словам одноклассницы, можно легко понять, что она пыталась оправдать своих одноклассников, поэтому я ей мало верю.

Я считаю, что в данной ситуации виновен не сам мальчик, а его класс, который шумел.

Во- первых, слова одноклассницы звучали неубедительно, из этого я могу сказать что она врёт.

Во- вторых, люди говорили, что класс шумный и практически не управляемый, в такой ситуации я считаю что учитель не виновата.

Вывод: Каждая ситуация похожа по своему. Обе они схожи тем что произошли от шумного класса, но при этом выявляются разное реагирование на ситуацию, как учителей, так и детей. Но если бы были хоть какие-нибудь доказательства того, что кто-то из главных героев точно виновен в ситуации? Тогда было бы легче решить проблему, и не пришлось бы вести долгие переговоры с людьми, которые могут и соврать…

Глава 3 .Нарушение прав субъектов образования и видеокамеры как способ разрешения проблемы.

В данных конфликтных ситуациях, как и во многих других конфликтах, которые происходили в стенах российских школ, были нарушены некоторые базовые принципы Конвенций о правах ребёнка1, человека2 и некоторые статьи Конституции РФ3. Приведем конкретные примеры:

Конвенция о правах ребенка

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

А также ряд других статей – статья 2, 3, 9 и тд.

Конвенция о правах человека – только один яркий пример:

Статья 3

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Примеры нарушений Конституции РФ:

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Кроме того, в ходе подобных конфликтов постоянно нарушаются статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», такие как: статьи 34, 43, 44, 45, 47, 48.

Минимизировать вредные, деструктивные последствия подобных конфликтов, выбить в значительной степени базу, основание для подобных конфликтов можно было бы путем установки видеокамер в каждом классе с целью контроля отношений между педагогами и детьми. Поэтому автор предполагает обратиться с исковым заявлением в Министерство образования Свердловской области с требованием установить видеокамеры в каждом классе в Свердловской области.

А теперь подумайте, если бы в каждом классе стояли камеры? Конечно было бы легче узнать кто виновен, правда?

У камер, которые должны поставить в школах не только один плюс. Поставив камеры в классах, можно будет легко понять кто первый из детей начал драку или спор, который ведёт к таким же последствиям. Так же если в классе начнут пропадать вещи, будет так же легко понять и увидеть, кто их берёт. Повышение безопасности, немедленное отслеживание несчастных случаев, воспламенения предметов, иных ситуаций, которые могут перерасти в чрезвычайные. Таким образом, можно будет легко узнать, где воспламенение, и из-за чего оно произошло, ученики, а так же учителя будут в безопасности.

У вас может, возник вопрос: « А можно ли вообще устанавливать камеры в классах?»

На этот вопрос у меня есть ответ: Законодательством прямо не запрещена установка устройств видео фиксации в учебных классах. Но записи с видеокамер содержат идентифицируемые изображения гражданина, которые защищены Федеральным Законом «О персональных данных». Но и при этом согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Таким образом, нельзя устанавливать видеокамеры, например, в медпунктах, туалетах, раздевалках, душевых и иных аналогичных помещениях.

Вывод:

Не все люди знают свои права, но и не всем это надо. При конфликте люди даже не думают о таком.

Обычно в магазинах стоят видеокамеры, и если человек об этом знает, то он не будет воровать. А если нет, то почему бы и не взять вон ту жвачку? Так же и в школах. Закрытый класс, где сидят дети и учитель, и ни кто не сможет точно сказать, как всё произошло, ведь каждый может сказать что помнит, или додумать своё. При камерах люди ведут себя по другому. На примере:

Злой учитель, который ругает за опоздание, может резко стать добрым и миловидным человеком, который это простит. А ребёнок, который безобразничал на уроках, может стать самым прилежным учеником в классе, ведь он понимает что если видеозапись покажут его родителям, у него например заберут компьютер, а учителя могут и уволить. Права нарушаются, но я считаю, что видеокамеры могут эту проблему решить.

Заключение.

В связи со сложившейся ситуацией в сфере образования, а конкретнее, касаемо конфликтов в отношениях между педагогами и детьми автор ратует за то, чтобы установить камеры в каждом классе с целью наблюдений и выявлений в случае конфликтной ситуации виновных.

К чему приведёт установка камер? Педагоги будут вести себя более сдержанно и корректно. Ученики в свою очередь будут более прилежными и культурными, не будут сильно шуметь или бегать. Образовательный процесс станет более насыщенным, обе стороны будут более ответственно подходить к изучению материала, что положительно скажется на знаниях учеников.

Да, дорого, но знания и здоровье важнее, а деньги можно взять, если перестать каждый год печатать новые учебники, чуть-чуть видоизменяя их. Ведь после ссоры человек находится в состоянии стресса, а это плохо сказывается на здоровье, как ученика, так и учителя.

Список использованной литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Вступление в силу: 3 сентября 1953 года , дата подписания: 4 ноября 1950 года, место подписания: Рим.)

Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)

Интернет–журнал: Навигатор образования https://fulledu.ru/articles/68_rol-shkoly-v-socializacii-rebenka.html

Интернет – журнал: PEDSOVET.SUhttps://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Выпуск новостей , источник YouTubehttps://youtu.be/hIgMxiYyAqI

Видео5.рф -https://xn--5-ctbgen2b.xn--p1ai/videonabludeniye_v_shkole.html

Может ли работодатель установить на рабочих местах видеонаблюдение?-https://its.1c.ru/db/answersstaff/content/2312/hdoc

Видео наблюдение в школе-https://bezopasnik.info/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/

https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/konflikty-v-shkole

1Конвенция о правах ребенка https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/

3Конституция Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Просмотров работы: 58