Безусловная польза гендерного обучения в РФ

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Безусловная польза гендерного обучения в РФ

Емельянов А.В. 1
1МОУГ
Шихов В.А. 1
1МОУГ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Автор является учеником 6 класса МОУГ города Нижняя Салда. В нашей Гимназии, как и в большинстве школ России, осуществляется совместное обучение мальчиков и девочек. Исключением являются кадетские школы, пансионы (Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации1)Вспоминая свои шесть лет обучения, автор нашёл большое количество минусов у такого обучения. На уроках математики, информатики мальчикам приходится ждать, когда девочки усвоят новый материал, а это иногда 2-3 урока, чтобы приступить к решению практических задач. В младших классах на уроках физкультуры мы постоянно спорили, кто стоит первыми в построении, мальчики или девочки и учитель (мужчина) всегда ставил девочек впереди. В любых спорных вопросах приходится уступать лишь потому, что мы мальчики. Девочки любят сами решать и командовать, а мальчики привыкают подчиняться. Все это приведет к большим социальным проблемам в будущем. Решение этих проблем автор видит в раздельном обучении. Актуальность данной темы подтверждается множеством статей психологов, социологов, педагогов. Еще несколько лет назад идея раздельного обучения и воспитания, казалось, была прочно и глубоко забыта. Ни в умах тех, кто делает образовательную политику, ни в умах педагогов не возникало мысли о том, что такое обучение сегодня возможно и реально. Но время не стоит на месте, и то, что еще недавно казалось обоснованно забытым, начинает заявлять о себе в научных исследованиях об опыте подобной работы в разных регионах страны. Возникает проблема – существует ли необходимость сегодня вводить раздельное обучение? Гипотеза автора следующая: да, это необходимо, как в плоскости интересов общества, так и для самого подрастающего поколения, неважно, девочки это или мальчики. Автор задает слушателям гипотетический вопрос – хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок учился в классе для мальчиков или для девочек? Надеюсь, ответит на этот вопрос и подтвердит выдвинутую гипотезу мой проект на тему: Безусловная польза гендерного обучения в РФ.

Цель работы: раскрыть все преимущества раздельного обучения.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей раздельного обучения в России.

2. Исследовать теорию и понять суть раздельного обучения.

3.Выявить последствия совместного обучения.

4. Обосновать свое решение в пользу гендерного обучения.

Объект исследования: раздельное обучение.

Предмет исследования: преимущества раздельного обучения.

Методы исследования:

1.Изучение литературы по теме исследования;

2.Поиск информации в сети Интернет;

3. Проведение исследований (социологический опрос);

4. Обработка результатов. Представление результатов в виде таблицы;

5.Cформулировать результаты исследования в пользу раздельного обучения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. История раздельного обучения в России

В России в XIX в. по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях.

Основной принцип раздельного обучения в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе.

Будущих хранительниц очага готовили к замужеству и материнству. Помимо изучения иностранных языков и уроков словесности, девушки занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что у женщин возникают затруднения с точными и техническими науками, так что надобности в их изучении никто не видел.

Юношам предлагали более широкий круг дисциплин, в соответствии с их способностями. Предметами были: религия, чтение и письмо, русский язык, арифметика, геометрия, география, история России, физика, черчение, рисование, церковное пение, гимнастика. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Ко всему прочему, они обладали возможностью обучаться в высших учебных заведениях. Раздельное обучение в России осуществлялось до 1918 года, преимущественно это были элитные учебные заведения закрытого типа, например, Смольный институт благородных девиц или Царскосельский лицей. 31 мая 1918 года Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел обязательное совместное обучение мальчиков и девочек с целью устранить дискриминацию женщин.

В 1930 году многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия “бесполого” обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом “Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д. И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... Но в раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако, такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

И с тех пор мальчики и девочки в нашей стране, как и во всем мире, обучаются совместно. Конечно, это является результатом эмансипации и борьбы женщин за равные права с мужчинами. Но не возникает ли при совместном обучении мальчиков и девочек проблем, которые перечеркивают все плюсы от его применения?

II. Последствия совместного обучения

Борьба за равенство полов существенно повлияла на то, как формируются женские и мужские качества характера в личностях. Девочек учат быть сильными, а мальчикам говорят, что они никому ничего не должны. Это приводит к дисбалансу, потере женственности у девушек и мужественности у парней. Последствия − невозможность строить здоровые социальные отношения. По мнению писателя, психолога, гештальт-терапевта Инны Трофимовой: «Борьба за равенство полов существенно повлияла на то, как формируются женские и мужские качества характера в личностях».2

Мужские качества характера.

Чтобы считаться мужественным парню следует обладать такими чертами характера:

1. Надежность.

Про такого мужчину говорят, что за ним, как за каменной стеной.

2. Предсказуемость.

От мужчины ждут, что он будет оставаться стабильным в мышлении, привычках и поступках.

3. Последовательность.

Эту черту описывают фразой «мужик сказал − мужик сделал».

4. Принципиальность.

Когда мужчина придерживается определенных норм и собственной выработанной системы, он также выглядит мужественно и надежно.

5. Прямолинейность.

Несмотря на то, что женскому характеру она также свойственна, эта черта мужская.

6. Объективность

Эта черта может выражаться в проявлении независимости при составлении мнения, несмотря на собственные антипатии или симпатии.

7. Безэмоциональность.

Или низкий уровень эмоциональности. Сухость и непоколебимое спокойствие часто бывают полезными в деловой сфере.

8. Бескомпромиссность.

Одна из граней принципиальности. Не самое лучшее качество, но мужское.

9. Реалистичность.

В то время, как девушкам свойственна мечтательность, мужчины более склонны смотреть на мир без розовых очков.

10. Приспосабливаемость.

Черта, позволяющая «выживать» в любых условиях.

11. Практичность.

Умение находить выгоду и быть предприимчивым весьма полезно.

12. Высокая реактивность

В психологии это умение реагировать на изменившиеся обстоятельства. Хорошо работает в паре с предприимчивостью

13. Задатки лидера.

Лидерство более присуще мужскому геному, переданному от первобытных предков-добытчиков.

14. Демонстративность.

Ее принцип хорошо сохранился у павлинов, именно самцы распушают хвост.

15. Уверенность.

В правильности поступков и слов. Необходимо не просто что-то делать, но и четко осознавать для чего именно, тогда такая черта будет свидетельствовать о мужестве.

Женские качества характера.

Женственность проявляется в таких чертах:

1. Гибкость и спонтанность.

Эти качества противоположны мужской предсказуемости и последовательности. Чтобы называться женственной, девушке стоит научиться быстро переключаться, быть мобильной в поступках, текучей в мышлении.

2. Зависимость от чувств.

Есть такая закономерность: когда у мужчины все хорошо на работе, он и в личной жизни легче достигает успехов; у женщин все наоборот – они чувствуют себя уверенней, когда у них порядок в любовном тылу. Существует и другая крайность, когда девушка уходит с головой в работу из-за недостатка эмоций или отсутствия здоровых отношений.

3. Субъективность.

Девушки больше опираются на эмоции и интуицию, потому выстраивая суждения, склонны идти на поводу у собственного опыта и мнения больше, чем анализировать факты.

4. Повышенная эмоциональность.

5. Эмпатия.

Такой громадный опыт в эмоциональной сфере дает девушкам способность чутко угадывать чужие чувства и переживать их.

6. Таинственность.

Не зря образ загадочной незнакомки считается одним из самых любимых мужчинами, у них он ассоциируется с женственностью. В то время как женщинам будет комфортнее с «понятным» мужчиной.

7. Проницательность.

От девушек трудно что-то утаить, у них есть встроенный радар, который чует ложь и недосказанность. Правда, иногда он дает собой, и девушка начинает «проницать» то, чего нет, но это немного другое качество. В целом же девушки умеют точно анализировать ситуацию, хотя этот анализ может быть далек от мужской логики.

8. Беззащитность.

Она рождается из-за склонности к фантазиям, построению иллюзий. Чтобы суровая реальность не пугала и не поглощала, многие женщины хотят видеть рядом сильное плечо.

9. Скромность.

Одна из классических черт, которая, как известно, красит девушку.

10. Уступчивость.

У многих девушек (у некоторых неосознанно) проявляется склонность к подчинению. Это не значит, что девушка разрешит собой потакать, но она с радостью отдаст бразды правления в мужские руки, а сама будет получать от этого эмоциональные дивиденды, в том числе и в роли серого кардинала.

По мнению китайских мудрецов, в характере девушки должно быть 80% женских качеств и 20% мужских, соответственно, в парне наоборот.

На волне эмансипации девушки активно перенимают мужские качества, а мужчины осваивают женские. Женщины стремятся к независимости и силе, отбирая их у мужчины. Рядом с сильной девушкой парень не развивается, у него нет на это ни стимула, ни мотивации. Очень ярко это описано в стихотворении Роберта Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее».

Самостоятельная женщина, не нуждающаяся в мужской опеке, руководстве, порождает отсутствие спроса на эти качества. Мужчина, для которого лидерство – природная черта, теряет его, когда не находит куда, а вернее, на кого, выплеснуть свою заботу.

Но точно так же и мужчина, лишенный мужественности, разрушает женщину. Покровительство, забота, защита, проявление внимания к ее чувствам порождают в девушке готовность оставить борьбу за лидерство. Многие женщины проявляют самостоятельность и силу только из принципа «кто-то же должен».

Необходимо понимать, что дисбаланс зарождается еще в детстве.

Совместное обучение мальчиков и девочек может привести к необратимым последствиям, таким как:3

- девочки по физическому и психоэмоциональному развитию на пару лет опережают мальчиков – нужны разные учебные программы, особенно в начальной школе. К 14-15 годам мальчики догоняют сверстниц, но к этому моменту уже прочно усвоен стереотип: девочки лидируют, а сами мальчики – хулиганы, троечники и т.д.;

- у мальчиков более развито левое полушарие головного мозга, оно отвечает за логику. На уроках мальчики любят доказательства, эксперименты, быстрый темп работы и самостоятельный поиск решений. У девочек более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. На занятиях девочки предпочитают плавный темп работы, им нужно подробно объяснить и несколько раз повторить теорию, и лишь затем отработать ее на практике. Получается, что совместное обучение мешает детям получить качественное образование;

- в период полового созревания при совместном обучении дети часто стесняются противоположного пола, возникает много неловких моментов, особенно на уроках физкультуры. Тревога об оценке другим полом мешает учебе;

-дети усваивают манеру поведения другого пола. Мальчики перенимают девичьи черты характера (послушание, скромность) и становятся женоподобными. Девочки развивают в себе агрессию, жесткость, физическую активность – это придает им маскулинность;

- если девочки изначально обладают женственностью, то мальчикам необходимо свою мужественность идентифицировать и развить. В современной школе ценится «девочковая» модель поведения: послушность, исполнительность. Мальчики перенимают ее, при этом теряют ответственность, активность, агрессивность и независимость – за «мужские» качества в воспитательной системе наказывают; 

- в процессе совместного взросления дети теряют взаимоуважение, перестают идеализировать друг друга. Уходит романтизация противоположного пола.

В странах, где принято "бесполое" обучение, наблюдаются следующие четкие тенденции: постепенное "разрыхление" и перерождение у мальчиков "Y" хромосомы в "Х" хромосому, постепенное уменьшение количества и угасание эффективности мужского семени.

Всё чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской «Х» хромосомы «Y».

ПРактическая часть

Пол

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Возраст

10-15 лет

15-18 лет

Количество опрашиваемых

36

38

8

5

Возникают ли у Вас трудности в обучении

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

28

8

35

3

2

6

3

2

Хотели бы Вы учиться в раздельных классах

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

23

13

23

15

1

7

0

5

Какой предмет для Вас сложный

История Биология География

Математика РПЗ

Экономика

Химия

Литература

Геометрия

Математика

Информатика

Какой предмет Вы хотели бы заменить

Русский

Английский

Физ-ра

РПЗ

Химия

Немецкий

География

Химия

Информатика

Проблемы в образовании есть у учащихся нашей гимназии, поэтому автор провел анкетирование учеников, чтобы узнать какие трудности возникают в процессе обучения, и как учащиеся относятся к раздельному обучению. В связи со сложившейся ситуацией изоляции, была опрошена лишь небольшая часть учеников. Анкетирование было проведено в нашей гимназии, среди восьмидесяти семи респондентов 5,6, 11 классов.

Всего было задано шесть вопросов:

1.Ваш пол?

2.Ваш возраст?

3.Возникают ли у вас осложнения с усвоением материала?

4.Хотели бы в будущем учиться в раздельных классах? (мальчики отдельно от девочек)

5.Самый сложный предмет?

6.Какие предметы вы хотели бы заменить?

Результаты по 1-ому вопросу: было опрошено 87 человек из них 44 мужского пола и 43 женского

Результаты по 2-ому вопросу: 74 человека возрастом от 10 до 15 лет и 13 человек возрастом от 15-18 лет

Результаты по 3- ему вопросу: у 68 человек возникают трудности в обучении, а у 19 нет.

Результаты по 4-ому вопросу: 47 человек хотят учиться раздельно и 40 человек этого не хотят.

Результаты по 5-ому вопросу: у мальчиков самые сложные предметы — это английский язык, география, биология, химия, литература, а у девочек РПЗ, математика, экономика, геометрия. информатика.

Результаты по 6-ому вопросу: девочки хотят заменить физкультуру и РПЗ, химию, информатику, а мальчики русский язык и английский язык, химию, немецкий, географию.

Из полученных данных можно сделать вывод, что у девочек возникают трудности с точными науками, а для мальчиков более сложными считают такие предметы как история, география, биология, литература, химия. Так же большой процент респондентов хотели бы учиться в классах с раздельным обучением.

Сначала распечатал анкеты, затем раздал всему классу, после чего провёл анкетирование. Данные анкет были внесены в таблицу, анализ данных был проведён чуть позже, после всего этого получили вывод.

Из данных анкет можно проследить, что мальчики и девочки по-разному воспринимают программу обучения. Они не усваивают усреднённый материал, который преподаётся в смешанных классах. Из этого следует, что раздельное образование необходимо для улучшения качества обучения. Донесение информации до детей разного пола, должно исходить в соответствии с их восприятием, разными методами и разными темпами.

Заключение

При совместном обучении нарушаются права ребенка указанные в статье 29 «Конвенции о правах ребенка»4

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

А при совместном обучении в полном объеме не умственные, не физические способности мальчиков и девочек развиваться не могут.

Автор выступает против совместного обучения. Предлагается вести раздельное обучение в основном и в среднем общем образовании. Это будет  способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Этот вид обучения позволяет создать в коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха. Для реализации этой цели надо:

- принять закон о раздельном обучении по гендерному признаку;

- ввести дополнительные предметы (на уроках физкультуры девочкам давать гимнастику и ритмику, мальчикам – силовые и игровые виды занятий);

- методику обучение корректировать отдельно для мальчиков и девочек;

Перечень используемой литературы.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. М.: Эксмо, 2012. – 57 стр.

2. Конституция РФ. М.:, Вагриус, 2018. – 48 стр.

3. https://zdd.1sept.ru

4. https://minobraz.egov66.ru

5. https://zen.yandex.ru

6.smapse.ru

1 http://pansion-mil.ru

2Женские и мужские качества характера — важность соблюдения баланса. писатель, психолог, гештальт-терапевт https://wikigrowth.ru/psyhologiya/muzhskie-genskie-kachestva/

3 Журнал «Здоровье детей» №4/2008

4 «Конвенция о правах ребёнка.» Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Просмотров работы: 77