Депрессивное состояние подростков

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Депрессивное состояние подростков

Хуснутдинова Д.З. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Басырова И.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Главная проблема в современном мире — это подростковая депрессия. На сегодня это довольно актуальная тема. Во многих семьях в Европе, Америке, да и у нас, в России, в процессе взросления ребёнка происходит отдаление его от родителей. Часто случается так, что сыновья, дочери заняты своими интересами. Главным авторитетом в возрасте от 12-15 лет являются друзья, а не родные и учителя – это подтверждённый многими психологами факт. Мама и папа, устающие на работе, решающие массу ежедневных текущих проблем не находят времени для своих детей. Начинается отдаление, отчуждение, которое, в свою очередь, приводит к непониманию и раздражению с обеих сторон.

Подростковая депрессия – это не капризы и не блажь, не мимолётное плохое настроение. Данное явление – настоящая болезнь, требующая своевременного и адекватного лечения. Характеризуется она длительным и стойким подавленным состоянием, депрессивным настроением. Оно отнимает у подростка силы и желание учиться и заниматься спортом или искусством, гулять и общаться, словом, жить. Родителям важно знать, каковы причины и признаки, возможные последствия, а также симптомы и лечение данного состояния у ребёнка.

Подростковые депрессии считаются одними из более нередких проявлений психологической патологии у подростков. Прослеживается рост числа нетипичных и маскированных форм депрессий, вызывающих проблемы диагностики и выполнения соответственной терапии. Эмоциональные расстройства могут выступать изолированно или вместе с другими психопатологическими проявлениями. Эмоциональная сфера личности всякий раз считалась предметом пристального интереса специалистов по психологии

Актуальность исследования: трудности депрессивных расстройств в подростковом возрасте, ориентируется широкой распространенностью данных расстройств, трудностью определения предоставленной патологии на ранних стадиях болезни и высочайшим суицидальным риском.

Цель:

1. Изучить симптомы депрессии, итог и профилактика депрессии у подростков.
2. Обосновать как депрессивных состояний у подростков возможно избежать, в случае если вовремя реализовывать эмоциональную диагностику и корректировку депрессивных состояний у подростков.

Задачи

Изучить литературу и интернет-ресурсы

Узнать причины депрессии в подростковом возрасте и ее лечение

Провести тестирование у подростков

Дать рекомендации подросткам

Гипотеза исследования: предполагаем, что к депрессивному состоянию склоны подростки 13-16лет.Подростковую депрессию можно избежать, если вовремя начать лечение.

Предмет исследования: депрессивные состояния в подростковом возрасте.

Объектами изучения: обучающиеся МБОУ “СОШ №14”.

Методы исследования:

1.Теоретический-изучение литературы, интернета.

2.Практический-тестирование подростков, рисуночная методика, обработка результатов.

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей

I. Теоретическая глава

1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности

Что же такое депрессия? Из литературы и Интернет-источниковя узнала, что депрессия(от лат. depressio – подавление)-это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления. Депрессия - это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности".

Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.

Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13-16 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии

Подростковая депрессия – это не надуманное ребенком состояние, а конкретное расстройство психики, которое требует лечения. Ее не следует недооценивать и приписывать «слабости» или «дурному воспитанию» подростка.

1.3. Причины депрессии у подростков

Депрессия у подростка никогда не появляется на пустом месте. Жизнь в постоянном стрессе в 90% случаев приводят к развитию депрессии. Переходный возраст и без того насыщен переменами в эмоциональном и физиологическом плане. К юношам и девушкам общество и семья нередко предъявляют необоснованно завышенные требования. Если эта проблема усугубляется травматическим фактором, то проблемы с психикой не заставляют себя ждать. Специалисты выделяют следующие причины депрессии у подростков:

Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Он может пройти через 2-4 года.

Развод родителей. Развод переносится детьми особенно тяжело.

Переезд в другой город, смена школы.

Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это гораздо труднее

Болезнь или другие проблемы со здоровьем у самого подростка.

На самом деле причин для депрессии очень много. Редко, когда депрессия может развиваться по одной из причин, чаще всего причин несколько.

1.4. Виды депрессии

Реактивная – является доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение.

Дистимия – это длительное психическое расстройство, оно обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Может длиться от полугода до 9 месяцев. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, потеря интереса ко всему, часто сидит в своей комнате в одном положении либо заторможенность. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Послеродовая депрессия – может встретиться у молодых матерей. Такая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более насыщенными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Биполярное расстройство. Характеризуется необыкновенными переменами в настроении и поведении, существенно проявляется в маниакальных и депрессивных симптомах, иногда в довольно коротких промежутках времени.

1.5. Влияние школы на подростка

В каком-то смысле неуспеваемость в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что именно школьные провалы имеют все шансы вызвать появление депрессивного поведения. Среднее учебное заведение является естественной средой, в которой подросток самоутверждается через науку, местом, где знакомится с людьми, в котором он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения заблокируют практически все из данных функций, и кроме этого, вызывают отрицательные последствия для здоровья подростка.

По мнению экспертов среднее учебное заведение с одержимостью наращивания успеваемости в корне увеличивает боязнь перед неудачами, который считается главной посылом беспомощности, задач с социализацией и некоторых депрессивных симптомов. Большое количество внешкольных занятий отнимает у детей и молодежи довольно большую часть свободного времени.

1.6. Опасность проявление депрессии

Депрессия становится причиной не только психологического, но и физического истощения. Обычные дела вызывают у подростка настоящие трудности, понять которые здоровому человеку непросто. Часто родители не осознают, что у ребенка развивается заболевание. Они воспринимают его отказ чистить зубы или же убираться в комнате, как банальный каприз. В то время как ребенок не может выполнить просьбу по причине недостатка сил.

Так же депрессия довольно часто сочетается с булимией и анорексией, особенно у девочек-подростков и это не может закончится хорошо.

Даже если до суицида дело не доходит, депрессия становится причиной фобий и повышенного беспокойства. У подростка могут возникать бредовые навязчивые мысли. Дети строят планы по уходу из жизни, предсказывают развитие смертельных болезней и адских мук, опасаются расплаты за свое неправильное поведение. Это в значительной мере усугубляет качество жизни, приводит к снижению успеваемости в школе, отрешенности от коллектива.

1.7. Рекомендации для профилактики депрессивного состояния

К  сожалению, профилактика депрессии у подростков не считается важной во многих семьях. Родители думают, что имеют право контролировать жизнь подросшего человека, занимаясь собственными делами и проблемами и не вникая в его мир.

Поэтому, когда проявляются признаки опасного состояния, мама и папа зачастую теряются или «закручивают гайки».

Нужно понимать, что такими способами добиться доверия и открытости невозможно. Подросток либо замкнётся в себе ещё сильнее, либо пойдёт на открытый конфликт с родителями.

Вот какие действия важно предпринять для благоприятного исхода ситуации.

Говорить со своим ребёнком. Делать это нужно деликатно и осторожно и избегать нотаций и лишних вопросов. Всё это только замкнёт подростка, ещё больше укрепить его в мысли о том, что никто не понимает его переживаний. Очень полезно подключить практику «активного слушания»: родитель вообще не задаёт вопросов, но проговаривает проблемы и переживания сына или дочки в утвердительном ключе. Самое главное, о чём не стоит забывать – наставления не только не полезны, но и вредны; депрессия – болезнь, а мы не ругаем человека за то, что он подхватил грипп и лежит с температурой.

Дайте понять своему чаду, что любите его таким, какой он есть, что вы всегда будете рядом. Этот принцип называется «безусловное принятие». Его использование даёт знать юному человеку, что маме и папе он дорог сам по себе, такой, какой он есть, а не таким, какого они себе придумали.

Если подросток увлекается той или иной субкультурой, не осуждайте его выбор, каким бы глупым он вам ни казался. Помните, что уже к двадцатилетию мало кто остаётся в рамках таких направлений, а в этот момент для вашего ребёнка данная музыка, одежда, фильмы кажутся серьёзными. Попытайтесь поговорить с ним о том, что привлекло его в ряды последователей, например, хард-рока, расспросите об особенностях, найдите то, что кажется вам красивым/интересным. Одновременно важно не лицемерить и не выражать лживый восторг: будьте честны со своим чадом.

Не обесценивайте переживаний сына или дочки, какими бы глупыми они вам ни казались. Серьёзное отношение и уважение чувств ребёнка скажется на вашем общении и градусе доверия в его процессе. Если в данный момент, например, насмешки одноклассниц кажутся вам глупостью, постарайтесь вспомнить себя в аналогичном возрасте и увидеть, как болезненно можно переживать такую ситуацию.

Каковы бы ни были причины подростковой депрессии, родителям важно осознавать, что это болезнь, и её нужно лечить. Незамедлительного обращения к специалисту требует затянувшаяся и прогрессирующая апатия, отказ от пищи на протяжении нескольких дней, постоянные слёзы и, уж тем более, следы порезов на руках либо какого-то другого насилия. Ребёнок может выражать в своём творчестве или словах желание покончить с собой. Кричать и ругаться на него нет смысла, это только усугубит ситуацию.

II.Практическая глава

Мной было проведено практическое исследование на наличие депрессивного состояния у учащихся 9 и 10 классов МБОУ «СОШ № 14» по опроснику CDI ("Описание детской депрессии")

Цель: выявить депрессию у подростков в возрасте от 15до 17 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 1 0

2 1

3 2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

2 1

3 0

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

Цель: определение уровня депрессии подростков.

В тестировании участвовало 24 подростков.

На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования.

На диаграмме видно, что больше половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 30% в 9 классе, а в 10 классе у 7% испытуемых, но при этом 50% в 9 и 10 классе маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у 20% в 9 классе, а в 10 классе у 43% подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Рисуночная методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

У большинства опрошенных по диаграмме-высокая, признаков депрессия наблюдается в минимальном количестве.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

По результатам такой методики мы выявили, что в 5 классе признаков депрессивного состояния не наблюдается, присутствуют признаки тревожности, что связано с переходом из начальной школы в среднее звено.

Заключение

Изучив литературу и Интернет-источники, я познакомилась с понятием депрессии, ее причинами и симптомами, рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекцию, я пришла к выводам:

Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

3. В ходе исследования я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В практической части моей работы отражены результаты диагностического исследования и разработаны рекомендации для подростков и их родителей по профилактике депрессивных состояний.

Депрессивные состояния у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков

После проведения тестирования среди подростков нашей школы (9,10 класса) и проанализировав результаты, мы поняли, что подростков, у которых есть симптомы депрессии не так много, как могло быть. Тестирование состояло из 13 вопросов. В 9 классе среди 10 опрошенных высокий балл набрали 3 человека, а минимальный балл 2. В 10 классе было опрошено 14 человек, высокий балл набрал один человек, а минимальный 6. Вдобавок в 5 классе была проведена рисуночная методика, еще ее называют методика “автопортрет”, она применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений. По результатам такой методики мы выявили, что в 5 классе признаков депрессивного состояния не наблюдается, присутствуют признаки тревожности, что связано с переходом из начальной школы в среднее звено.

В ходе исследования были выполнены все задачи и цели.

Источники и литература

Батинева Т. куда уходят дети: причины подростковой депрессии кроются в семье и школе. //Российская газета. -2016.-16-22июня.-с7: ил.-/общество/

Изард К.Э. Психология эмоций.-Санкт-Петербург: Питер, 2012.с-219-239. - (мастера психологии)

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.-Санкт-Петербург: ПИТЕР,2003.-8-е издание.-с 551-552

Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С.Раманович.-Минск: Современное слово,2005.-с115-116

Интернет-ресурсы

Депрессия у детей и подростков, виды депрессии - http://tvojpsiholog.ru/ru/detskaya-psixologiya/depressiya-u-detej-i-podrostkov.html

Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет: советы экспертов - https://empatia.ru/depressiya-u-rebenka-podrostka-10-17-let-sovety-ekspertov/

Депрессия и школа-влияние обучения на психику детей -https://sekretizdorovya.ru/publ/depressija_i_shkola/3-1-0-249

Подростковая депрессия-все о ней - https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=3086&text=подростковая+депрессия+все+о+ней&ids=3086&utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=yandex-searchster&utm_content=article&saas_webreqid=1600770455649678-34460159214468542074093-production-app-host-sas-web-yp-5

Сложности лечения подростковой депрессии, её признаки и способы предотвратить-https://vsepromozg-ru.turbopages.org/vsepromozg.ru/s/oslozhneniya/podrostkovaya-depressiya

Приложение 1

Бланк опросника CDI

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1.□ У меня редко бывает грустное настроение.

□ У меня часто бывает грустное настроение.

□ У меня все время грустное настроение.

2.□ У меня никогда ничего не получится.

□ Я не уверен, что у меня все получится.

□ У меня все получится.

3.□ В основном я все делаю правильно.

□ Я многое делаю не так.

□ Я все делаю неправильно.

4.□ Многое для меня является забавным.

□ Некоторые вещи меня забавляют.

□ Ничто меня не забавляет.

5.□ Я все время себя плохо чувствую.

□ Я часто себя плохо чувствую.

□ Я редко себя плохо чувствую.

6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.

□ Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

□ Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.□ Я себя ненавижу.

□ Я себе не нравлюсь.

□ Я доволен собой.

8.□ Все плохое происходит по моей вине.

□ Многие плохие вещи происходят из-за меня.

□ Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.□ Я не думаю о самоубийстве.

□ Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

□ Я хочу покончить с собой.

10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

□ Желание плакать появляется у меня довольно часто.

□ Желание заплакать я испытываю редко.

11.□ Меня все время что-то беспокоит.

□ Меня часто что-то беспокоит.

□ Меня редко что-то беспокоит.

12 □ Я люблю находиться среди людей.

□ Я не люблю часто бывать с людьми.

□ Я вообще не хочу быть с людьми.

13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

□ Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

□ Я легко изменяю свое мнение

14.□ Я выгляжу хорошо.

□ В моей внешности есть недостатки.

□ Я выгляжу безобразно.

15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

□ Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

□ У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.□ Я плохо сплю каждую ночь.

□ Я часто плохо сплю.

□ У меня нормальный сон.

17.□ Я редко чувствую себя усталым.

□ Я часто чувствую себя усталым.

□ Я все время чувствую себя усталым.

18.□ У меня часто нет аппетита.

□ Иногда у меня нет аппетита.

□ Я всегда ем с удовольствием.

19.□ Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

□ Меня часто беспокоят боль или недомогание.

□ Я все время испытываю боль или недомогание.

20.□ Я не чувствую себя одиноким.

□ Я часто чувствую себя одиноким.

□ Я все время чувствую себя одиноким.

21.□ В школе ничто не доставляет мне радости.

□ В школе мне бывает приятно только время от времени.

□ Мне часто радостно в школе.

22.□ У меня много друзей.

□ У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

□ У меня совсем нет друзей.

23.□ С учебой у меня все хорошо.

□ Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

□ Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

24.□ Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

□ Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если

□ Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25.□ Меня никто не любит.

□ Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

□ Я уверен, что меня кто-то любит.

26.□ Я часто делаю то, что мне говорят.

□ В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

□ Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27.□ Я хорошо лажу с людьми.

□ Я часто ссорюсь.

□ Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

Приложение 2

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

– контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

– тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7.1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

– агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия - самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

Просмотров работы: 19