Введение
Актуальность. Ни для кого не секрет, что для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Это происходит от того, что человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Что оказывает влияние на статус в коллективе? Ведь его определяют одноклассники и, казалось бы, ничего в данном случае от самого подростка не зависит. Но почему одних ребят оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать? Значит ли это, что есть некие факторы, которые влияют на статус подростка в классе? В современном мире всё больше людей которые сложно адаптируются в социуме, мне стало интересно, как и почему это происходит? В своей работе мы попробуем ответить на поставленные вопросы.
Важная часть исследования в нашей работе – это изучение особенностей характера и их связь с положением подростка в обществе (в нашем случае, обществом выступает классный коллектив). Анализ этой части даст точно понять, как влияет характер человека на его взаимодействие с социумом.
Объект исследования – уровень конфликтности подростков.
Предмет исследования – влияние уровня конфликтности подростка на его взаимоотношения в классе.
Цель исследования – изучить влияние уровня конфликтности подростка на его взаимоотношения в классе.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические данные по выбранной теме.
Изучить социальные статусы и уровень конфликтности подростков.
Исследовать влияние уровня конфликтности на положение человека в обществе.
Гипотеза исследования: высокий уровень конфликтности подростка влияет на его отношения в социуме (классе).
Методы исследования: на этапе обзора литературных источников - обобщение, анализ. Для получения практических данных использовались методики диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено; методика К.Томаса.
Практическая значимость. Полученные данные могут помочь составить программу для улучшения межличностные отношения в классном коллективе.
2. Основная часть.
Социальный статус и конфликтность подростков
2.1 Положительный социальный статус
Тема «психологии отношений» занимает в российской психологии одно из важных мест. Понятие «межличностные» указывает не только на то, что объектом выступает сам человек, но и на обратную принадлежность к нему. Главное составляющее межличностных отношений – это контакты между людьми, при чем относительно постоянные. Контакты возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом. Они узнают черты характера своего напарника/коллеги/одноклассника и т.д. в процессе общения, так же его личные предпочтения, интересы и спустя какое-то время у человека возникает положительное или отрицательное отношение к партнеру.
Соответственно, межличностные отношения – это представления о человеке, которые складываются в процессе контакта. На основании этих межличностных отношений каждый человек получает некий социальный статус. Проблема взаимоотношений в малой группе анализируется в трудах отечественных и зарубежных исследователей таких как, В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, и т. д.[1]Статус в психологии рассматривается, как положение человека в коллективе, определяющий его обязанности, права и преимущества в глазах отдельных членов группы.[2] Он обусловлен различными факторами, например: мнения группы о личности, успешность в наиболее важных видах деятельности, так же важны и сами качества личности и особенности поведения.[1]. Статус может быть как положительным, так и отрицательным, т.е. подросток может быть как лидером, иметь авторитет в глазах одноклассников, так и отвергаемым, если у него будут преимущественно отрицательные выборы одноклассников.
2.2 Взаимоотношения людей в социуме
Межличностные отношения— это общение двух или более людей, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Г. М. Андреева считает, что межличностные отношения — неотъемлемый компонент всего общественного сознания. Говорит так: «Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый вид отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений и вне их»
Л. С. Выготский считает, что общение выполняет не только коммуникативную функцию, но несет в себе генетический код.
А. В. Петровский считает, что все взгляды, которые присущи личности, формируются в коллективе или социуме совместно.
Л. П. Буева. Автор считает, что любые межличностным отношениям присуща как формальная, так и неформальная сторона.
М. С. Каган считает, что межличностные взаимоотношения формируют цели, которые преследуют субъекты этих отношений. По этому поводу он высказывался так: «Межличностное взаимодействие — это процесс взаимодействия двух или нескольких человек, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.».
2.3 Конфликтность
Конфликтная личность — это человек, продуцирующий конфликтные ситуации. Конфликтность личности является чертой характера, при наличии которой человек провоцирует возникновение конфликтов и охотно принимает в них участие.
Категория «конфликтной личности» была введена в работах A. A. Бодалева, А. Н. Сухова. Они называли конфликтной такую личность, которая выступает в качестве инициатора негативных и деструктивных конфликтов.
Большая часть авторов связывает конфликтность личности с возрастным кризисом. Так, А. Н. Алексеева и Л. И. Божович выделили в ходе психического развития личности стабильные и кризисные периоды. Они отмечали, что только кризисы связаны с проявлением отрицательных черт человека в поведении и деятельности 3.
Виды конфликтного поведения:
Внутриличностный
Межличностный
Между личностью и группой
Групповой
3. Практическое исследование влияния уровня конфликтности на отношения в социуме
3.1. Программа практического исследования
Цель данного практического исследования – изучение влияния уровня конфликтности на взаимоотношения в социуме (в данном случае, классном коллективе).
С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи практического исследования:
выявить положительный статус подростков;
изучить уровень конфликтности у данной группы;
выявить влияние уровня конфликтности на взаимоотношения в социуме.
Гипотеза исследования: высокая конфликтность негативно влияет на взаимоотношения в социуме (классном коллективе).
База исследования: МБОУ гимназия «Пущино», учащиеся 8 «Б» класса, 22 человека (13 девушек, 9 юношей).
Для сбора данных нами использовались следующие психодиагностические методики:
- Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено [3].
- тест К. Томаса [4].
Описание методик исследования:
Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.
Использование нами социометрической процедуры в рамках нашего исследования было связано с тем, что социометрическая процедура дает важный показатель успешности отношений в группе
В ходе проведения нами социометрической процедуры, испытуемым предлагалась следующая инструкция: «С кем бы Вы охотнее всего поехали продолжать образование за границей?». Результаты заносились в социометрическую матрицу.
Тест К.Томаса.
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
3.2. Описание и анализ результатов исследования
В результате психодиагностического обследования испытуемых нами были получены следующие психологические показатели:
Число выборов в социометрической процедуре, отражающее статус учащегося в классе.
Данные по чертам характера, выражающим отношение к другим людям (враждебность и агрессивность).
Для сохранения безопасности подростков мы зашифровали имена специальным кодом. Более подробная информация представлена на рисунках 1-4.
Рисунок 1.
В результате исследования мы видим, что три человека имеют отрицательный статус в классе, а трое могут являться лидерами класса. В лидеры вышли следующие учащиеся – Девочка7, Девочка10 и Мальчик5. Их положительный статус равен 0,33 соответственно, что говорит о том, что к них прислушиваются и их мнение значимо для 33% одноклассников.
Для своего исследования мы возьмем самые яркие значения, тройку лидеров с положительным статусом 0,33 и троих отвергаемых с отрицательными статусами.
Рисунок 2.
Если мы проанализируем связь социометрического статуса с уровнем конфликтности, то увидим, что есть взаимосвязь между этими факторами.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы видим, что положительный статус в классном коллективе зависит от враждебности и агрессивности личности, чем ниже эти характеристики, тем выше статус подростка. Наглядно это представлено на рисунке.
Рисунок 3.
Выводы по практической части
Итак, в нашей работе было проведено исследование зависимости положительного статуса подростка в коллективе от его уровня конфликтности. В работе мы опирались на методику Дж.Морено «Социометрия» и тест К.Томаса.
Подводя итоги исследования, можно сделать краткие выводы:
Социометрический статус подростков зависит от их личностных характеристик.
Чем ниже уровень конфликтности подростка, тем выше его положительный статус.
Чем выше уровень конфликтности, тем ниже статус подростка. Вполне вероятно, что статус станет отрицательным.
Заключение
Да, для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Оказывает ли что-то влияние на статус в коллективе? Что влияет на выбор одноклассников? Почему же одних ребята оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать?
Важная часть исследования в нашей работе – это изучение уровня конфликтности личности и его влияние на положение подростка в обществе (в нашем случае, обществом выступает классный коллектив). В ходе нашего исследования гипотеза полностью подтвердилась. Полученные результаты могут помочь в составлении тренингов личностного роста, программ коррекции личности подростков, укрепления взаимоотношения в классе.
Список используемой литературы
Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1354-1357. — URL https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 18.03.2019).
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград, 1979. — 172 с.
https://spravochnick.ru/psihologiya/konfliktnost_i_vozmozhnosti_ocenki_predraspolozhennosti_lichnosti_k_konfliktnomu_povedeniyu/
Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
https://psihomed.com/sotsialnyiy-status/
Приложение 1
Социометрия Дж.Морено
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительный поход?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы туда?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 3 человека. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Результаты социометрии. Обработка данных
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле
:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Приложение 2
Тест К.Томаса
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
Инструкция
"В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации."
Обработка результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Ключ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
A |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Интерпретация результатов
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей
Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.