Достоинства и недостатки дистанционного обучения школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Достоинства и недостатки дистанционного обучения школьников

Абрамова С.Р. 1
1МБОУ "СОШ №58"
Рязанова И.В. 1
1МБОУ "СОШ №58"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дистанционное обучение - это новая специфичная форма, предполагающая использование своеобразных средств, методов, способов обучения, взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем она имеет тот же компонентный состав, что и любая система обучения: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения1.

Но в 2020 году, в связи с введением карантина, школьники по всей России столкнулись с проблемой дистанционного обучения.

Целью данного проекта является определение эффективности онлайн-обучения для дальнейшего поступления в ВУЗы

Для осуществления цели решаются следующие задачи:

1. Проведение анкетирования для 9-11 классов об отношении к дистанционному обучению

2. Анализ положительных сторон дистанционного обучения

3. Анализ отрицательных сторон дистанционного обучения

Объектом исследования является: дистанционное обучение. А предметом исследования: система школьного дистанционного обучения старшеклассников в России.

Методы, использованные в исследовании:

- анкетирование

- сравнительный анализ

Практическая значимость: данная работа будет полезна учащимся старших классов, желающим получить дистанционное образование, их родителям, а также преподавателям, работающим в сфере дистанционного обучения.

Можно предположить, что у дистанционного обучения, по мнению старшеклассников, имеется больше отрицательных, чем положительных сторон.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды А.А. Андреева, В.П. Демкина, А.Е. Петровой, Е.С. Полата, М.В. Моисеевой, В.И. Солдаткина в области теории и практики дистанционного обучения.

Основная часть

История дистанционного обучения

Удивительно, но формат «учёбы на расстоянии» зародился ещё несколько веков назад. В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии . Сегодня дистанционное обучение (или хоумскулинг) популярен среди семей в США, Франции, Австралии, Германии, а также в некоторых религиозных семьях Израиля.

Россия не отстаёт от передовых стран — наше дистанционное образование динамично развивается. Основы школьного ДО, стали закладываться в России в 1997, что подтверждается приказом Министерства образования РФ №1050 от 30.05.1997г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». Но в обычных школах дистанционное обучение пока является редкостью.

Характерные черты и формы дистанционного обучения школьников

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты2:

1. Гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

2. Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной

информации (электронным библиотекам, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи.

3. Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных техно логий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

4. Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.

На сегодняшний день для средней и старшей школы реализуются следующие формы дистанционного обучения3:

Чат-занятия, предполагающие общение учащихся с учителем через онлайн беседы. Они могут быть представлены текстовыми или аудио сообщениями, как правило, для этого используются мессенджеры WhatsApp, Telegram в виду их простоты использования, дешевизны и распространенности или же видео-чаты, для которых используются платформы Skype или Zoom.

Веб-занятия, которые также реализуются через сеть Интернет, но уже в форме вебинаров, дистанционных лекций и даже готовых онлайн-уроков. Наиболее популярными и хорошо организованными платформами являются Российская электронная школа и Яндекс.Учебник, включающие полный школьный курс уроков и представляющие информационно-образовательную среду, объединяющую ученика, учителя и родителя.

Телеконференции – вид конференции, в котором общение осуществляется на расстоянии с помощью специальных технических и компьютерных средств. Телеконференция предполагает общение большого числа участников, объединенных общей тематикой или интересующими вопросами на расстоянии. При этом во время проведения телеконференции все ее участники могут обмениваться мнениями, задавать друг другу вопросы.

Проведение и анализ анкетирования для 9-11 классов об отношении к дистанционному обучению

В ходе исследования мною был проведено социологическое анкетирование среди учеников 9-11 классов об отношении к дистанционному обучению.

Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:

Анкета для учеников 9-х классов:

1. С помощью каких программ было организованно дистанционное обучение в вашем классе?

А) Zoom б) Skype в) Discord г) Якласс д) Электронная почта е) Другой вариант

2. Как вы считаете, в чём плюсы онлайн обучения?

3. В чём, по вашему мнению, заключаются минусы онлайн обучения?

4. Как вы считаете, какой тип обучения более эффективен (онлайн или офлайн)? Почему?

Анкета для учеников 10-11 классов:

1. С помощью каких программ было организованно дистанционное обучение в вашем классе?

А) Zoom б) Skype в) Discord г) Якласс д) Электронная почта е) Другой вариант

2. Как вы считаете, в чём плюсы онлайн обучения?

3. В чём, по вашему мнению, заключаются минусы онлайн обучения?

4. Как вы считаете, какой тип обучения более эффективен, при подготовке к поступлению в вуз (онлайн или офлайн)? Почему?

По результатам социологического опроса мною были составлены следующие графики:

Результаты анкетирования учеников 9 класса:

С помощью каких программ было организованно дистанционное обучение в вашем классе?

Рис. 1

На диаграмме (рис.1) можно увидеть, что большинство опрошенных (80%) выбрали вариант «Zoom», меньшинство (0%) – вариант «Skype». Также равное количество участников опроса (2%) выбрали варианты «Discord» и «Якласс». И по 8% опрошенных выбрали варианты «e-mail» и «Другой вариант». При выборе «Другого варианта» участники опроса писали ответы «Сайт школы» и «Группы и беседы в социальных сетях»

Как вы считаете, в чём заключаются плюсы онлайн-обучения?

Рис. 2

На диаграмме (рис.2) вы можете увидеть, что большинство опрошенных (70%) плюсом дистанционного обучения считают «гибкость графика», а меньше всего (2%) – «возможность заработать хорошие оценки». Также 20% участников опроса считают, что это - «минимальная возможность заразиться Covid-19». 3% опрошенных считают плюсом онлайн-обучения «Возможность выспаться», а оставшиеся 5% - «Возможность заработать больше хороших оценок»

В чём, по вашему мнению, заключаются минусы онлайн-обучения?

Рис. 3

На диаграмме (рис. 3) можно увидеть, что большинство опрошенных (60%) считают минусом онлайн-обучения «Ухудшение качества знаний», а меньшинство (2%) – «Нагрузку на родителей». Также 20% участников опроса назвали одним из главных минусов «невозможность обратной связи» между учителем и учеником. Ещё 10% опрошенных назвали минусом тот факт, что «Учителя не готовы к онлайн-обучению», а оставшиеся 8% - то, что «Не все ученики имеют возможность обучаться дистанционно», по причине малообеспеченности их семей или низкого уровня самоорганизации самого ученика.

Как вы считаете, какой тип обучения более эффективен?

Рис. 4

На диаграмме (рис.4) можно увидеть, что большинство участников опроса (90%) считают, что лучше офлайн – обучение, аргументируя тем, что не все школьники имеют высокий уровень самоконтроля, учитель сам объясняет темы и отвечает на интересующие вопросы, ученики быстрее и лучше воспринимают и запоминают материал, и т.п. а меньшинство (2%) – что лучше обучаться онлайн, т.к. это снизит риск заражения Covid-19, позволит школьникам улучшить свои оценки, увеличить свободное время вне учёбы и т.п. Также были 8% опрошенных, которые посчитали, что лучше всего обучаться в очно-заочной форме, аргументируя тем, что это разгрузит и учителей, и учеников с их родителями. При такой форме обучения, ученики будут иметь достаточно внеурочного времени, но также и возможность консультации по интересующим вопросам и очного объяснения непонятных тем.

Результаты анкетирования 10 класса:

С помощью каких программ было организованно дистанционное обучение в вашем классе?

Рис. 5

На диаграмме (рис.5) можно увидеть, что большинство опрошенных (70%) выбрали вариант «e-mail», а меньшинство (0%) – варианты «Skype» и «Discord». Вариант «Zoom» выбрали 10% учащихся, 3% выбрали вариант «Якласс. Также 17% опрошенных выбрали «Другой вариант», при котором они писали ответы «Сайт школы» или «Группы и беседы в социальных сетях», как и 9 класс.

Как вы считаете, в чём, по вашему мнению заключаются плюсы онлайн-обучения?

Рис. 6

На диаграмме (рис.6) вы можете увидеть, что большинство опрошенных (60%) считают плюсом дистанционного обучения «Гибкость учебного графика», а меньшинство (2%) – «Минимальную возможность заразиться Covid-19». Также 30% участников опроса считают плюсом онлайн-обучения «Свободную форму одежды», ещё 5% - «Более спокойную учебную обстановку». А оставшиеся 3% считают плюсом «Больше свободного времени».

В чём, по вашему мнению, заключаются минусы онлайн-обучения?

Рис.7

На диаграмме (рис.7) видно, что ровно половина опрошенных (50%) считают одним из минусов дистанционного обучения «Большое количество домашнего задания», а меньшинство опрошенных (5%) – «Ухудшение качества знаний». 20% участников опроса ответили, что «Приходится много взаимодействовать с техникой», ещё 15% отметили, что «Темы не всегда понятны», а оставшиеся 10% - «Невозможность обратной связи».

Как вы считаете, какой тип обучения более эффективен, при подготовке к поступлению в ВУЗ?

Рис. 8

На диаграмме (рис.8) вы можете увидеть, что большинство участников опроса (95%) считают, что офлайн обучение более эффективно, аргументируя это тем, что таким образом знания лучше усваиваются, а также есть возможность задать вопросы учителю и получить консультацию, для подготовки к экзаменам. А меньшинство опрошенных (5%) считают более эффективным обучение онлайн.

Результаты анкетирования 11 класса:

С помощью каких программ было организованно дистанционное обучение в вашем классе?

Рис. 9

На диаграмме (рис.9) можно увидеть, что большинство опрошенных (60%) выбрали вариант ответа «e-mail», меньшинство (0%) – вариант «Discord». Также 25% участников опроса выбрали «Другой вариант», при выборе которого, как 9 и 10 класс, писали ответы «Сайт школы» и «Группы в социальных сетях». 10% опрошенных выбрали вариант «Zoom», ещё 3% - «Якласс». А оставшиеся 2% - вариант «Skype».

Как вы считаете, в чём заключаются плюсы онлайн-обучения?

Рис.10

На диаграмме (рис.10) вы можете увидеть, что большинство опрошенных (35%) считают плюсом дистанционного обучения – «Индивидуальных подход к ученику», а меньшинство (5%) – что «Можно улучшить успеваемость». Ещё 10% опрошенных выделяют, что у учеников появится «Больше свободного времени» и «Больше времени на саморазвитие», соответственно. Также участниками опроса назывались следующие плюсы ДО: «Гибкость графика» (20%) и «Комфортная обстановка» (20%) .

В чём, по вашему мнению, заключаются минусы онлайн-обучения?

Рис. 11

На диаграмме (рис.11) можно увидеть, что большинство участников опроса (50%) считают минусом ДО, тот факт, что «Плохо усваивается материал», а меньшинство (5%) – что «Используются неудобные программы». Также 20% опрошенных считают минусом «Много домашнего задания», 10% - Много отвлекающих факторов», а ещё 15% - то, что «Нет обратной связи» .

Как вы считаете, какой тип обучения более эффективен, при подготовке к поступлению в ВУЗ?

Рис.12

На диаграмме (рис.12) можно увидеть, что большинство участников (90%), считают, что офлайн обучение лучше, аргументируя тем, что учителя могут получать обратную связь от учеников, а также это добавит мотивацию учиться и готовиться к экзаменам. 5% опрошенных считают, что лучше онлайн обучение, т.к. ученики будут иметь больше времени подготовиться к поступлению на курсах подготовки или у репетиторов. А оставшиеся 5% думают, что лучшая форма обучения – очно-заочный вариант, аргументируя тем, что такой вариант обучения позволит сосредоточиться на экзаменах и действительно важных и сложных предметах.

Анализ положительных сторон дистанционного обучения

1) Позволяет заниматься в комфортных для ученика условиях и в удобное для него время, позволяет повысить концентрацию и степень усвоения информации. Ученик может выбирать сам где и по какой траектории выстраивать своё образование. Также есть возможность посещать репетитора онлайн и повысить свою самоорганизацию.

2) Рационально спланировать режим дня, что позволит заниматься по своим интересам. Школьники могут изучать предметы в том порядке, в котором им удобнее. А также у учеников останется больше времени на хобби и саморазвитие.

3) У школьников повышается уровень осознанного отношения к учёбе, они начинают чувствовать ответственность за результат своего обучения, учатся рационально распределять время и силы. Школьники лишаются контроля со стороны учителей и для того, чтобы сохранить и улучшить свои знания и оценки, они должны иметь высокий уровень самоорганизации для самостоятельных занятий.

2.5. Анализ отрицательных сторон дистанционного обучения

1) У школьника нет возможности для консультации обратиться лично к преподавателю. Это может затормозить процесс изучения сложных предметов, а также лишит преподавателя возможности обратной связи. А при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ консультации в формате ДО проводить практически невозможно, что может негативно отразиться на результатах экзамена.

2) нет возможности учиться «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одноклассниками, администрацией школы), выступать перед аудиторией. Школьники, как и любые дети, нуждаются в «живом» общении со сверстниками, выстраивании отношений и развитии коммуникативных навыков. Во время ДО это является невозможным, т.к. каждый ученик находится у себя дома, и может общаться только через социальные сети или по телефону, что лишает его возможности развить необходимые социальные качества

3) не каждый ученик умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. Ведь дома есть много отвлекающих факторов (социальные сети, телевизор и т.д.), а также, дома меньше контроля со стороны учителей и больше возможности списать задания.

4) введение дистанционного обучения требует больших материальных затрат: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д. Не у всех школьников России есть возможность купить технические средства и заниматься дистанционно. Также, например, в отдалённых селениях может не быть сети Интернет, что затрудняет процесс дистанционного обучения или вовсе, делает его невозможным.

Заключение

Несмотря на всё, перечисленное выше, на сегодняшний день в России на дистанционном обучении находится 20% школьников, а в странах Азии - около 99%4. Это может быть обусловлено тем, что в нашей стране сформировались и укоренились традиции обучения, где духовность и слово были на 1 месте. Поэтому нашим учителям очень сложно адаптироваться к формату обучения на расстоянии. Также в России немало семей, для которых покупка компьютера и других технических устройств для обучения является практически невозможным, ввиду их низкого дохода. Не стоит забывать и о том, что для комфортного обучения дистанционно школьникам нужна рабочая атмосфера, которой нелегко добиться дома, а также быстрый и бесперебойный интернет, но, к сожалению, в России есть ряд посёлков, деревень и даже небольших городов, в которых сеть Интернет работает с перебоями и затрудняет процесс обучения.

Гипотеза, поставленная мною в начале исследования полностью подтвердилась. Дистанционное обучение в нашей стране имеет больше отрицательных сторон, т.к. школам сложно перейти на онлайн-обучение и обеспечить необходимую техническую часть для занятий. Но и школьникам приходится разбираться в программах и сайтах, которые не всегда имеют удобный интерфейс и нужную информацию в них найти очень сложно. А, например, эффективно вести консультации для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в формате ДО практически невозможно.

Список используемой литературы и интернет - ресурсов:

[4]Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.

[1]Полат Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие - М.: Издательство МЭСИ / E.С. Полат, М.В. Моисеева

[3]Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. унта, 2003. 106 с.

[5] ria.ru›1558468146.html

Приказ Министерства образования РФ №1050 от 30.05.1997г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования»

1 [Полат Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие - М.: Издательство МЭСИ / E.С. Полат, М.В. Моисеева]

2 [Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.]

3[Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. унта, 2003. 106 с.]

4ria.ru›1558468146.html

Просмотров работы: 353