ВВЕДЕНИЕ
С 25 июня до 1 июля 2020 проходило голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Мои родные принимали активное участие в этой компании и являлись членами избирательных комиссий. Поэтому дома периодически возникали разговоры о новых изменениях в Конституцию РФ. При очередном обсуждении моя мама поинтересовалась моим мнением о том, что знаю о Конституции России и зачем она нужна подросткам. Не раздумывая, на первую часть вопроса я ответил, что Конституция - это основной закон, по которому живет любое государство, в том числе и Россия. А вот вторая часть вопроса привела меня в замешательство: я подумал, что знать этот закон нужно, потому что это является моим долгом как гражданина России, а с другой стороны, как помогут эти знания мне в жизни.
После этой ситуации, обсуждая с друзьями Конституцию нашей страны и права ребенка, закрепленные в ней, стало понятно, что современный подросток знает, что у него есть право на жизнь, на образование и воспитание. Но о других правах, и тем более обязанностях, многие несовершеннолетние даже не слышали. Хотя неосведомленным в своих правах - значит не препятствовать их нарушению, что в свою очередь может доставить большие неприятности. И поэтому изучение выбранной темы является актуальной.
Изучая Интернет-источники, пришли к выводу то по данному вопросу изучались отдельные аспекты: так, например, изучались права подростков или содержание Конституции РФ, что также подтверждает актуальность изучения выбранной темы.
В ходе своей работы была поставлена следующая цель: изучение положений Конституции РФ, как основного закона государства, и разработка мероприятий, способствовавших развитию правовой культуры подростков нашего класса.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
раскрыть понятие конституции и исторические этапы принятия первых конституции мира;
рассмотреть теоретический материал об истории Конституций в нашей стране и изучить Конституцию Российской Федерации;
проанализировать знания учащихся нашего класса в данном вопросе;
подготовить информационный буклет о Конституции РФ, разместить его в доступной форме в нашей школе.
Объектом являются положения Конституции Российской Федерации.
Предметом исследования являются знания девятиклассников о Конституции РФ.
Научная гипотеза исследования:предположительно, что учащиеся нашей школы не в полной мере обладают информацией о своих правах, свободах и обязанностях, предусмотренных Конституцией РФ.
Методы исследования: при написании проекта применялись методы анализа и исторический метод, а также метод систематизации и проведения социологического исследования.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы работы, явились работы Бархатовой Е.Ю. «Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный)» и Баранова П.А. «Обществознание: полный справочник».
Практическая значимость исследования: материалы проекта могут использоваться в качестве пособия на уроках обществознания при обсуждении данной темы. В процессе работы над проектом мы разработали буклет, содержащий информацию из Конституции РФ о правах, свободах и обязанностях гражданина РФ, с целью распространения его среди учащихся.
При работе над проектом потенциальные затруднения вызвало разработка вопросов для социологического исследования, чтобы выяснить всю полноту знаний о своих одноклассников.
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА
1.1. Теоретические аспекты понятия конституции и исторические этапы принятия первых конституции мира
Изучая научную литературу, а также данные, размещенные в сети «Интернет» по данному вопросу, мы нашли следующую информацию.
Термин «конституция» в переводе с латинского означает устройство, установление, сложение. Конституция устанавливает самые важные принципы, по которым живет страна, определяет, какие права есть у жителей страны и как их можно защитить1.
Современное понимание Конституций заключается в том, что все они являются основными законами государств. Эти законы наделены высшей юридической силой, ограничивая государственную волю, закрепляя права и свободы граждан и их гарантии2.
В результате анализа литературных источников мы узнали, что такое явление, как Конституция, существует во всех странах мира, а историки относят первые прообразы основного закона к эпохе Древнего Рима. Тогда этот термин использовался для обозначения одного из видов правовых актов императора. В эпоху феодализма вместе с термином «конституция» стала применяться и формулировка «основной закон», которая благополучно используется и в наши дни в качестве синонима слова «Конституция»3.
Самой первой конституцией принято считать Статут Великого Княжества Литовского от 1529 года, который позже дополняли дважды (в 1566 и 1588 годах)4.
В современном понимании первая Конституция была принята в 1787 году в США на Конституционном Конвенте в Филадельфии. Она до сих пор действует.
Принятая в 1809 году Конституция Швеции является самой старой из действующих ныне письменных конституций Европы. Она до настоящего времени служит основой шведской государственной системы.
Каждый год в мире появляется примерно 5 новых конституций, а в 20-30 вносят поправки. Самыми молодыми конституциями считаются африканские – из 39 стран в 19 конституции появились после 2000 года. Относительно молодые конституции и у постсоветских стран – они были приняты после распада СССР в 1991 году5.
Как правило, в конституции закрепляются основные положения правовой системы страны, порядок избрания высших руководителей. А еще в них часто закрепляют основные права и обязанности граждан6.
Таким образом, Конституция – это основной закон любого государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
1.2. История Конституций в России
Предыстория Конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.
Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект Конституции Михаилом Лорис-Меликова. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит. Конституционный процесс в России был прерван. И до 1918 года Конституции как единого правового акта в России не было. Её роль играли Основные государственные законы Российской империи.
Обращаясь к истории нашей страны, мы увидим, что в России за всю ее историю принималось 5 Конституций.
Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 году и действовала в течение 7 лет. Эта Конституция была принята в связи с установлением власти советов. В ней были воплощены лозунги: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.
На смену ей была принята Конституция РСФСР 1925 года, которая действовала 12 лет. Эта Конституция в значительной части включала в себя положения Конституции 1918 года. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.
Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году и действовала 41 год. Характерные черты: сохранение классовой сущности (закрепление диктатуры пролетариата), закрепление руководящей роли ВКП(б), введение главы, закрепляющей права и обязанности граждан, носившей во многом декларативный характер.
Конституция РСФСР 1978 года действовала 15 лет. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.
Российская Конституция была принята в 1993 году. Как известно, в начале 90-х в России были очень непростые политические и социально-экономические условия. И принятие новой Конституции было единственным способом разрешить кризис, который в тот момент возник в нашей стране.
Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года7.
1 июля 2020 года состоялось общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ 1993 года. В Основной закон внесены значительные изменения: так было внесено 206 поправок. Поправки вступили в силу 4 июля 2020 года.
1.3. Структура и содержание действующей Конституции Российской Федерации
Состоит Конституция РФ из преамбулы (вступление) и двух разделов.
Преамбула не включает в себя правовые норм, но она обладает существенным значением в понимании смысла как самой Конституции в целом, так и ее отдельных частей (статей), потому как конкретно в преамбуле содержатся основания и обстоятельства, которые послужили поводом для издания Конституции, как бы предопределяющие ее содержание8.
Преамбула констатирует, что Конституция принимается многонациональным народом Российской Федерации, который соединен общей судьбой на собственной земле, подчеркивает особенное значение данного Закона для последующего развития общества и государства.
В первый раздел включены 9 глав: Основы конституционного строя; Права и свободы человека и гражданина; Федеративное устройство; Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание; Правительство Российской Федерации; Судебная власть и прокуратура; Местное самоуправление; Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
То есть, в 137 главах есть главное – устройство государства, а также основные положения о деятельности всех 3 ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная).
Ключевыми считаются первые 2 главы, а также девятая (Основы конституционного строя; Права и свободы человека и гражданина; Конституционные поправки и пересмотр Конституции.). Они настолько важные, что их нельзя пересматривать – только принимать новую Конституцию.
В отличие от предыдущих Российских конституций в ныне действующей высшей ценностью признан человек, наделенный правами и свободами. Права и свободы человека и гражданина в нашей стране провозглашены во второй главе, в которой содержится 48 статей.
Изучив вторую главу Конституции РФ, мы пришли к выводу, что в Конституции РФ права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы:
1) гражданские;
2) политические;
3) личные.
К гражданским правам и свободам относятся, например, право на свободный труд; право на благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и т.д.
К политическим правам относятся, например, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.
К личным правам относятся, например, право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилища; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и т.д.
Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.
Права связаны с обязанностями. Так, например, обязанностями гражданина Российской Федерации являются: соблюдение законов; заботиться о своих детях, их воспитании; по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях; основное общее образование обязательно; защита Отечества и т.д.
Приведенных примеров уже достаточно, чтобы оценить роль Конституции в жизни каждого человека.
Выводы по 1 главе.
Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.
Нельзя жить в своей стране и быть ко всему равнодушным, потому что нельзя быть равнодушным к своей собственной судьбе. Чтобы быть настоящим гражданином России, надо знать основной закон нашей страны – Конституцию РФ. В Конституции записаны все права и обязанности человека, которые должны неукоснительно соблюдаться.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА
2.1. Социологический опрос обучающихся 9 «В» класса МАОУ СОШ № 89 г. Тюмени
В ходе своей работы над проектом мы провели опрос среди учеников 8 «В» класса нашей школы с целью выяснить, насколько они владеют информацией о Конституции РФ и о своих правах, свободах и обязанностях.
В опросе приняли участие 25 одноклассников.
В ходе опроса ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, что такое Конституция?
Необходимо было представить собственный вариант ответа.
2. Сколько конституций принимала наша страна в течение своего существования?
Давались варианты ответа: а) 1. б) 3. в) 5. г) 8.
3. Когда была принята Конституция России, по которой мы живем сегодня?
Давались варианты ответа: а) 12 декабря 1993 б) 12 февраля 1995 в) 12 ноября 2000 г) 12 августа 2004.
4. В Конституции РФ перечислены права человека и гражданина России. Укажи, какие права тебе известны.
Необходимо было представить собственный вариант ответа.
5. В Конституции РФ перечислены обязанности человека и гражданина России. Укажи, какие обязанности тебе известны.
Необходимо было представить собственный вариант ответа.
Мы получили следующие результаты:
На вопрос, что такое Конституция, верно ответили 10 одноклассников, что составляет 40 % опрошенных.
Только 12 % опрошенных, т.е. 3 одноклассников знают, сколько Конституций принималось в нашей стране.
Из 25 наших одноклассников 19 ребят, что составляет 76 % опрошенных, знают когда была принята Конституция, по которой мы живем сейчас.
Среди прав граждан РФ, ребята смогли выделить такие как: право на жизнь (25 чел.), на образование (14 чел.), на имущество (5 чел.), на труд (5 чел.), на медицинскую помощь (17 чел.).
Среди обязанностей граждан РФ, одноклассникам известны: соблюдение законов (24 чел.), уплата налогов (3 чел.), не нарушать права других (2 чел.), защита Отечества (2 чел.).
Для наглядности результаты социологического исследования изложены в приложении № 1 к настоящей работе.
Таким образом исследования показали, что в целом большинство ребят имеют знания по истории российской Конституции, а также об основных своих правах и обязанностях. А значит, планируемая нами в дальнейшем работа имеет огромное значение.
2.2. Разработка информационной брошюры
Проведя социологический опрос, мы выяснили, что у опрошенных нами учеников сформировано определенное представление о Конституции России, однако на половину вопросы ребята не смогли правильно ответить. Отмечается так же их общее понимание того, что такое Конституция РФ, но многие одноклассники не знают о большинстве своих прав и обязанностях. А если они не знают основные положения Конституции РФ, то подросток в трудной жизненной ситуации не сможет отстоять свои права. Кроме того, подросток должен знать Конституцию РФ хотя бы затем, что, незнание законов, не освобождает от ответственности за их нарушение.
Поэтому в процессе работы над проектом мы разработали буклет, содержащий информацию о Конституции РФ, а также о правах и обязанностях гражданина РФ, с целью распространения его среди учащихся нашей школы. Этот буклет позволит сформировать интерес учащихся к изучению основ конституционного права, актуализирует ценность Конституции России как документа, в котором отражены основные права и свободы человека и гражданина, принципы демократического, правового государства (приложение № 2 к настоящей работе).
Выводы по 2 главе.
Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.
При проведении исследования мы столкнулись с проблемой того, что многие мои одноклассники не знают, что Конституций в нашей стране было несколько и все они принимались в разные исторические моменты.
Эта исследовательская работа убедила меня также в том, что несовершеннолетние не знают своих прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Это доказывает опрос, который проводился.
Для устранения этих пробелов по результатам опроса подготовлена информационная брошюра, которая будет полезна для ребят, которые собираются сдавать экзамен по истории и обществознанию, так как в ней кратко сформулирован весь необходимый для подготовки материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом мы подробно изучили основной закон нашей страны – Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Рассмотрели ее структуру, основные принципы. Основное внимание мы уделили 2 главе Конституции «Права и свободы человека и гражданина РФ».
В ходе исследования нами были проверена гипотеза о том, что предположительно, что учащиеся нашей школы не в полной мере обладают информацией о своих правах, свободах и обязанностях, предусмотренных Конституцией РФ. Для того, был проведен опрос среди учеников 9 «В» класса нашей школы. В ходе опроса наша гипотеза подтвердилась - учащиеся не в полной мере обладают информацией о своих правах и обязанностях.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
- Не все обучающиеся знают, что Конституция – это основной закон нашего государства;
- Только 12 % опрошенных знают, сколько конституций было в нашей стране;
- Не все из опрошенных имеют представление, когда была принята Конституция, по которой мы живем сейчас;
- Среди прав, которые называли опрашиваемые, чаще отмечаются гражданские (личные) права, такие как: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, свобода мысли и слова и социальные: право на труд, право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- Своих обязанностей, в отличие от прав, опрашиваемые практически не знают. В основном выделяют: соблюдение законов и защиту Отечества.
В ходе обработки данных опроса были выявили проблемные места и пробелы в знаниях, чтобы более тщательно подготовить материал к информационной брошюре. Поэтому по результатам был разработан буклет, содержащий информацию о Конституции РФ, а так же правах и обязанностях гражданина РФ, с целью распространения его среди учащихся нашей школы.
Данная брошюра будет полезна для ребят, которые собираются сдавать экзамен по истории и обществознанию, так как в ней кратко сформулирован весь необходимый для подготовки материал.
После всей работы над проектом, считаем, что все задачи выполнены и цель научного исследования достигнута. Мы планируем в следующем учебном году продолжить исследование по теме проекта путем проведения опросов среди более младшей и старшей группы обучающихся нашей школы, так как все подростки без исключения должны знать свои права и обязанности, закреплённые в Конституции нашей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Научные источники.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. 256 с.
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: Астрель, 2013. – 478 с.
Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А, испр. И доп. – М.: ИНФАРА-М, 2020 -115с.
2. Интернет ресурсы:
Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства. // https://infopedia.su/8x6c10.html
Конституция России: какую роль она играет в жизни страны и граждан, и зачем ее собрались менять? // https://bankstoday.net/last-articles/konstitutsiya-rossii-kakuyu-rol-ona-igraet-v-zhizni-strany-i-grazhdan-i-zachem-ee-sobralis-menyat
Материал из Википедии – свободной энциклопедии «Конституция Российской Федерации» [http://ru.wikipedia.org]
Определение конституции, ее содержание и виды // https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy/
Старейшие конституции мира: от США до Австралии // https://ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item248044/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Результаты социологического исследования
В ходе опроса ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, что такое Конституция?
Необходимо было представить собственный вариант ответа.
2. Сколько конституций принимала наша страна в течение своего существования?
Давались варианты ответа: а) 1. б) 3. в) 5. г) 8.
3. Когда была принята Конституция России, по которой мы живем сегодня?
Давались варианты ответа: а) 12 декабря 1993 б) 12 февраля 1995 в) 12 ноября 2000 г) 12 августа 2004.
4. Среди прав граждан РФ, ребята смогли выделить такие как: право на жизнь (25 чел.), на образование (14 чел.), на имущество (5 чел.), на труд (5 чел.), на медицинскую помощь (17 чел.).
Права, закрепленные в Конституции РФ, о которых известно одноклассникам
Обязанности, закрепленные в Конституции РФ, о которых известно одноклассникам
5. Среди обязанностей граждан РФ, одноклассникам известны: соблюдение законов (24 чел.), уплата налогов (3 чел.), не нарушать права других (2 чел.), защита Отечества (2 чел.).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Информационный буклет
К личным правам ребенка относятся: |
К гражданским правам и свободам ребенка относятся: |
К политическим правам ребенка относятся: |
- право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством; - право на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 Конституции РФ, где говорится о том, что "каждому гарантируется свобода мысли и слова"; - право на жилище. Ст. 40 Конституции РФ предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова и т.д. |
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41 Конституции РФ; - право на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 Конституции РФ прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе; - имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37 Конституции РФ. Общая продолжительность трудового дня - не более 4 часов в свободное от учебы время; - право самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27 Конституции РФ. |
В ст.30 Конституции РФ предусматривается право граждан без каких-либо возрастных ограничений на объединение. Так, ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях (объединениях). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. - Несовершеннолетние в возрасте от 16 лет могут быть организаторами митингов и собраний. Организаторами демонстраций, шествий и пикетирований при этом могут быть только совершеннолетние граждане, достигшие возраста 18 лет. !!!!!!При этом уже с 16 лет несовершеннолетний может нести административную ответственность по за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. |
ОБЯЗАННОСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ |
||
- соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15); - уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17); - получить общее образование (п.4, ст. 43); - заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43); - охранять природу и окружающую среду (ст. 58). До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат. |
1 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2020. С.6.
2 Определение конституции, ее содержание и виды // https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy/
3 Конституция России: какую роль она играет в жизни страны и граждан, и зачем ее собрались менять? // https://bankstoday.net/last-articles/konstitutsiya-rossii-kakuyu-rol-ona-igraet-v-zhizni-strany-i-grazhdan-i-zachem-ee-sobralis-menyat
4 Старейшие конституции мира: от США до Австралии // https://ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item248044/
5 Там же.
6 Определение конституции, ее содержание и виды // https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy/
7 Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства. // https://infopedia.su/8x6c10.html
8 Определение конституции, ее содержание и виды // https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy/