Введение
Сложно переоценить важность образования в современном мире. Человек без должного образования не сможет добиться высот, обеспечить себе достойную жизнь. Фундамент личности человека закладывает школьное образование. Именно в школе человек получает необходимые для жизни знания.
В своей исследовательской работе я решила сравнить систему школьного образования России и Финляндии. В настоящее время Россия занимает 20 место по качеству образования в мире, Финляндия же занимает 1 место.
С недавних пор финская система образования считается лучшей в мире. Об этом свидетельствуют результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. По её результатам в Финляндии самый высокий уровень грамотности среди стран ОЭСР.
Цель проекта: изучение школьной системы образования Финляндии, её особенностей в сравнении с системой образования в России.
Объект исследования: системы школьного образования Финляндии и России.
Предмет исследования: преимущества финской системы школьного образования над российской.
Задачи проекта:
Изучить особенности системы образования Финляндии и России
Раскрыть сходства и различия, выявить преимущества и недостатки систем образования в данных странах
Разработать анкету и провести исследование среди обучающихся о степени удовлетворённости системой образования в России
Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы и предложить практические рекомендации по выявленным проблемам
Методы исследования:
- теоретический анализ научных источников
- метод анкетирования, тестирования
- метод статической обработки результатов
Гипотеза: финское школьное образование лучше российского.
Основная часть
Школьное образование в России
1.1 Структура школьного образования в России
Современная система школьного образования в России включает три ступени: начальную, основную и старшую школы. В начальной школе дети проводят 4 года, где их обучают базовым знаниям родного и иностранного языка, окружающего мира, математике, музыке и др. После четвёртого класса дети переходят на второй уровень образования, где обучаются с 5-9 классы. С каждым учебным годом добавляются новые предметы. В конце 9 класса учеников ждёт экзамен, который оценивает полученные учениками знания. После девятого класса дети могут продолжить обучение, поступив в старшую школу или другие образовательные учреждения.
Занятия начинаются в 8:30, в школе ученики проводят около 6-7 часов. Возможности провести перемену на свежем воздухе нет. Однако в теплое время года уроки физкультуры проводятся на улице. В среднем, в старшей школе, каждый день у учащихся 6-7 уроков, длящихся 45 минут.
В старшей школе, которая включает в себя двухгодичный курс обучения, учащиеся активно готовятся к единому государственному экзамену, который им предстоит сдавать по окончании 11 класса. По результатам этого экзамена учащиеся получают аттестат, а также ЕГЭ выступает как вступительный экзамен во многие ВУЗы.
1.2 Финансирование образования в России
В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование Россия занимает 120 место. Расходы на образование составляют 3.7 % от ВВП.
Само обучение является для учащихся бесплатным, однако необходимая канцелярия, питание, школьная форма приобретается родителями на собственные средства.
1.3 Престижность профессии учителя в России
Большинство россиян считает, что профессия учителя сегодня не может считать престижной. На это есть ряд причин. Во-первых, такое мнение позиционируется низким уровнем оплаты такого тяжелого и ответственного труда. Во-вторых, большинство современных учеников не уважают тех, кто их учит. Соответственно, учителя на работе встречаются еще и с психологическим дискомфортом. Безусловно, профессия учителя невероятно важна, однако при нынешних условиях ее трудно назвать престижной в нашей стране.
Школьное образование в Финляндии
2.1 Структура школьного образования
Что же представляет собой обучение в Финляндии?
Школьное образование в Финляндии делится на два уровня: начальное и среднее. В начальную школу дети идут, как и в России, в возрасте 7 лет. Однако, вместо привычных нам 4 лет, финские дети проводят в начальной школе 6. За это время дети должны усвоить начальные знания по основным предметам, в список которых входят математика, чтение, природоведение, финский и шведский языки, а также два иностранных языка. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей.
Обычно, в младших классах оценки не выставляются. Весь процесс финского обучения имеет целью породить у детей интерес к знаниям, стремление к саморазвитию, а также воспитать из ребёнка сильную, социально адаптированную личность, готовую к самостоятельной жизни в обществе.
В Финляндии приветствуется инклюзивное образование, где вместе занимаются все дети: одарённые, отстающие и ученики с особенными потребностями.
Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если на уроке что-то осталось непонятным, ученик может остаться после и учитель объяснит ему ещё раз. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми дополнительно занимаются помощники учителей.
Окончив начальную школу, дети переходят в старшую, обучение в которой длится 3-4 года. В 10 класс школьники идут по желанию.
В старшей школе, помимо основных предметов, учащиеся могут выбирать дополнительные дисциплины. На этом этапе обучения действует 10-ти бальная система оценивания. Оценки знает учитель, ребёнок и родитель, их не объявляют на всеобщее обозрение. Ребёнок, который вырос в такой системе, в будущем будет сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой.
Помимо оценок учитель отмечает сильные и слабые стороны ученика. Так ребёнок и его родители понимают над чем нужно позаниматься.Родители могут контролировать успехи своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц они получают табель с оценками. Если ученик получает низкую итоговую оценку - в начале следующего учебного года он должен доказать, что усвоил пропущенные знания.
В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Учебный день короткий, перемены длинные и их можно провести на свежем воздухе. Такой распорядок потому, что финны придерживаются мнения о том, что не стоит нагружать ребёнка большим количеством информации. Также они учитывают психофизиологические особенности детей и понимают, что им нужно много двигаться, проводить время на улице.
Ученики не отвечают у доски. За правильностью выполнения заданий в классе следят учитель и его помощник. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь необходимыми ресурсами.
Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения самостоятельно искать необходимую информацию. Поэтому часто детям задают тему, которую они должны изучить дома, а на уроке обсуждают полученную информацию. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ. Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают ещё один или два иностранных и свободно общаются на них. Это осуществимо благодаря тесной связи теории с практикой. Такой подход применяется при изучении всех предметов.
В старшей школе ученики знакомятся с профессиями. В выборе направления помогает специальный учитель. В 9 классе у детей есть возможность временно устроится на работу и познать профессию изнутри. Задача школы — предоставить детям условия и возможность познакомиться со всеми направлениями, а дети сами будут выбирать, что им нравится.
2.2 Финансирование образования
В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование Финляндия занимает 17 место. Расходы составляют 6.9 % от ВВП.
В Финляндии все школы равны и бесплатны. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Все необходимые для обучения вещи, технику и транспорт, доставляющий до школы, дети получают бесплатно. Система построена так, что ребёнок ни в чем не нуждается.
2.3 Престижность профессии учителя
Учитель — уважаемая и престижная профессия в Финляндии. Поступить на педагога очень сложно, в университетах большой конкурс. Стать полноценным учителем может человек, имеющий степень магистра. Учителя проходят серьёзный отбор: особый экзамен, психологические тесты и др. Это нужно для того, чтобы выявить наиболее подходящие кандидатуры для работы с детьми.
На государственном уровне закреплены общие требования, но учителя вправе сами выбирать какие методики и пособия использовать в работе. У каждого индивидуальный подход к обучению подрастающего поколения.
В Финляндии упразднены все проверяющие органы. На своём рабочем месте педагог осознает значимость своего труда и ответственно к нему подходит.
Мы ознакомились с основными чертами школьных образовательных систем России и Финляндии, на основе которых можно провести сравнение и выделить главные различия и сходства этих систем.
Первое - бесплатность обучения. В обеих странах школьное образование бесплатное, однако первое отличие заключается в том, что в Финляндии также бесплатны необходимая канцелярия, техника, питание и транспорт. В России же эти вещи оплачиваются родителями учеников.
Второе - продолжительность обучения. В России школьное образование получается в течение 9 или 11 лет. В финских школах обучение составляет 9 лет, при этом ученики, по своему желанию могут остаться на десятый год обучения, в продолжение которого могут улучшить свои знания и баллы в аттестате. Случается, что российские выпускники могут не поступить в университет сразу после школы. Возможность остаться на дополнительный год обучения позволила бы решить данную проблему.
В качестве третьего критерия возьмём наличие индивидуального плана обучения учеников. В основном, в российских школах все дети учатся по одной программе. Учителя, по своему усмотрению могут давать дополнительные задания. В Финляндии каждому ученику уделяется особое внимание.
Следующим отличием в системах является возможность учащихся выбирать дополнительные дисциплины. В России у учеников одинаковый пакет предметов, который меняется только в зависимости от класса обучения. В Финляндии существует набор обязательных предметов, остальные уроки может выбрать сам учащийся. Я считаю, что и в российской системе тоже должна присутствовать такая возможность. Будет замечательно, если ученики старших классов смогут выбирать предметы, которые будут изучать или хотя бы регулировать количество часов, отводящихся на предмет. Так обучающие смогут уделять больше времени и подробнее изучать предметы, которые им нравятся, которые пригодятся в их будущей профессии.
Интересной особенность финского обучения является возможность погружения ученика в будущую профессию. На последнем году обучения ученики проводят две недели в условиях выбранной ими профессии. Это позволяет ребёнку понять, правильный выбор профессии он сделал или нет. В российских школах такой программы нет, но есть специалист по профориентации, который помогает ребятам подобрать наиболее удачную профессию на основе индивидуальных способностей, предрасположенности. Однако разнообразных тестов и бесед может не хватить. Человек отучиться на выбранную профессию и в первый день работы с ужасом поймёт, что это «не его». Наличие такой программы в нашей системе образование могло бы сократить такие случаи.
Также важным критерием, по моему мнению, является возможность проводить время на свежем воздухе в течении учебного дня. К сожалению, не во всех школах России ученики могут выходить на улицу на переменах. Однако я считаю, что это просто необходимо, потому что свежий воздух и окружающая природа помогают сконцентрироваться, снять усталость и проветрить мысли. В финских школах ученики все свободное время могут проводить на улице. А по тёплой погоде, на улице даже проходят уроки.
Российские школьники проходят все обучение, готовясь к итоговому экзамену - ЕГЭ, который в большой степени влияет на их дальнейшую жизнь. Хороший результат экзамена - возможность учиться в престижном вузе, на бюджетном месте. Последние года обучения ученики усердно готовятся к экзамену, а ощущение важности этого экзамена может вызывать стресс и негативно сказываться на психологическом здоровье ученика. Я считаю, что в выпускном классе необходимо проводить беседы с психологом, который расскажет, как справиться со стрессом на экзамене и о других вещах, которые помогут учащемуся преодолеть это испытание.
Финским школьникам эти чувства не знакомы. По окончании школы их не ждёт никакой экзамен. Поступить в учебное заведение следующего уровня они могут на основе своего аттестата, или же по итогам вступительных экзаменов.
Анкетирование
1. Удовлетворяет ли вас система школьного образования в России?
А) да Б) нет
2. Как вы оцениваете методы и качество подачи материала на уроках?
А) меня устраивает Б) меня не устраивает
3. Справляетесь ли вы с объёмом домашнего задания?
А) да Б) нет
4. Успеваете ли вы отдохнуть после уроков, погулять на свежем воздухе?
А) да Б) нет
5. Хотели бы вы, чтобы в старших классах была возможность выбора дополнительных дисциплин?
А) да Б) нет
6. Как вы считаете, нужна ли в российской системе образования программа по «погружению» учеников в среду выбранной профессии, как в финской системе?
А) да Б) нет
7. Как вы относитесь к тому, что финские школьники не сдают экзамены по завершению школы?
А) Я считаю, что экзамены необходимо сдавать всем
Б) Я считаю, что экзамены в школе необязательны
8. Нужна ли, по вашему мнению, возможность проводить время перемен или даже уроки на улице?
А) да Б) нет
9. Как много времени вы тратите на дорогу от дома до школы?
А) довольно много Б) я живу рядом со школой
10. Считаете ли вы, что в наших школах с выпускниками должен работать психолог, чтобы помочь справиться со стрессом и переживаниями, вызванными приближающимся экзаменом?
А) Да, я считаю, что беседы с психологом необходимы
Б) Не вижу повода переживать
Итоги анкетирования
1. В ходе опроса выяснилось, что больший процент опрошенных не устраивает нынешняя система школьного образования.
2. Что касается методов подачи материала на уроке, то по мнению опрошенных все зависит от учителя. В этом вопросе мнения разделились. Некоторых все страивает, других - нет.
3. Большинство участников опроса ответили, что не справляются с объемом домашнего задания, так как он довольно большой.
4. Этот вопрос тесно связан с предыдущим. Исходя из ответа насчет домашнего задания можно сделать вывод, что выполнение домашнего задания занимает почти все свободное время учеников, поэтому они не успевают достаточно отдохнуть, провести время на улице.
5. Все опрошенные мной ответили, что хотели бы возможность выбора дисциплин в старшей школе. Это объясняется тем, что у всех разные интересы и приоритеты, поэтому школьник хотят выбирать на что уделять больше времени и сил.
6. Большинство учеников хотели бы иметь возможность близко познакомиться с выбранной ими профессией еще в школе. Они сочли необходимой и важной программу по «погружению» в условия профессии.
7. Это вопрос оказался спорным. Многие ответили, что считают экзамены в школе необязательными, однако нашлись и те, кто думает иначе. Я придерживаюсь мнения второй группы, и думаю, что экзамены нужны.
8. Все опрошенные считают, что возможность выходить на улицу в течение школьного дня необходима.
9. Большинство опрошенных ответили, что не тратят очень много времени, чтобы добраться до школы. Это объясняется тем, что опрошенные мною ученики живут в небольшом городе, поэтому проблема с дорогой до школы в наших условиях не так остра. Однако многие школьники России тратят на дорогу до школы большое количество времени.
10. 100% опрошенных мною школьников ответили, что считают необходимыми беседы с психологом в выпускном классе, так как предстоящий экзамен вызывает у них переживания и стресс.
Заключение
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ двух систем образования: российской и финской. Подводя итоги работы, можно сказать, что финская система образования имеет больше преимуществ, чем российская, что подтверждает мою гипотезу
В сравнительном анализе, который был проведен, у России и Финляндии разные показатели в сфере образования.
В Финляндии иной подход к методике преподавания, чем в России. Главное - научить ребенка думать, находить и анализировать знания; вырастить самостоятельную личность. Российская система школьного образования отстает по показателям от финской.
По итогам исследования, можно прийти к выводу, что нашему государству стоит приложить все усилия на усовершенствование системы образования. Стоит понимать, что образование, в особенности школьное - важнейший этап становления граждан нашей страны. Поэтому от качества образования напрямую зависит будущее нашего общества.
В первую очередь наше государство должно определить задачи, которые оно поставит перед собой, чтобы обеспечить сфере образования хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.
Эти задачи состоят в следующем:
1. увеличить финансирование образования;
2. переход от традиционной системы обучения к той, которая научит ребенка думать, работать с информацией, подготовит к самостоятельной жизни;
3. информатизация и гуманизация образования.
Список использованной литературы:
nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorc...-rossii-i-finlyandii
myfinlandia.ru/strana/obrazovanie-v-finlyandii.html
mogol18.ru/rabota/obrazovanie-v-finlyandii-v-2020-...ba-dlya-russkih.html
https://multiurok.ru/
https://masterok.livejournal.com/
https://myfinlandia.ru/strana/obrazovanie-v-finlyandii.html
https://chips-journal.ru/reviews/kak-ustroena-finskaa-skola-odna-iz-samyh-sil-nyh-skol-v-mire