Возможно ли применение лэпбуков в России?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможно ли применение лэпбуков в России?

Скрипникова К.А. 1
1МАОУ СОШ №10 города Таганрога
Ларина В.С. 1
1МАОУ СОШ №10 города Таганрога
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исследовательская работа на тему «Возможно ли применение лэпбуков в России?» посвящена изучению понятия лэпбук, видам лэпбуков, технологии их изготовления и применению в образовании. В центре исследования находятся возможные причины популярности лэпбуков в США и описание процесса изготовления лэпбука самим автором. А также анализ возможности применения лэпбуков в процессе обучения в средней школе.

Объектом изучения являются реальные факты, связанные с применением лэпбуков, публикации в современной прессе и источниках массовой информации, и результаты собственного исследования.

Актуальность исследовательской работы определяется вечным интересом к культуре США, английскому языку и реалиям иноязычной культуры.

Целью исследования является, во-первых, выяснение значения слова «лэпбук», выявление области применения, а во-вторых, рассмотрение возможности использования лэпбуков в средней школе в России и конкретно в нашем классе.

Основные задачи работы определяются поставленными целями. В их число входит: описание возможных лэпбуков, исследование истории их возникновения, создание собственного лэпбука, а также возможность применения в обучении в школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в попытке сравнения и сопоставления имеющихся фактов и предположений.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке к внеклассным мероприятиям и урокам, задачей которых является расширение кругозора, повышение интереса к изучению не только английского языка, но и любого предмета.

Материалом для анализа послужили обширные публикации, посвященные данной проблеме, и творческая работа самого автора.

Методы исследования определяются спецификой материала, а также целями и задачами его изучения. Основными методами являются метод аналитического осмысления проблемы посредством сравнения, описания и практическое создание макета лэпбука. А также метод анкетирования учащихся 6а класса.

Глава 1

В наше время образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться невероятных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и профессиональными специалистами в своей сфере деятельности.

Образование должно быть непрерывным, оно позволяет нам расширять свой кругозор, становится для нас неисчерпаемым источником знаний, формирует такие личностные качества человека, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации и многое другое.

Образование помогает человеку раскрыть потенциал, учиться чему-то новому, быть грамотным и нравственным. Если каждый день человек будет повышать планку, добиваться новых высот, самосовершенствоваться, искать ответы на интересующие вопросы, то это обеспечит ему комфортную, яркую, насыщенную жизнь. [1]

Именно поэтому люди стремятся найти все новые интересные способы получения и систематизации информации. Появляются новые современные методики обучения и совершенствуются старые, существующие издавна.

Одним из недавно появившихся методов является лэпбук. Его можно отнести к новым интерактивным и более эффективным методическим средствам, и приемам, которые способствуют повышению познавательной и творческой активности, учат ребенка учиться самому и помогают ему овладеть навыками практического применения знаний в жизни. [2]

Что же означает слово лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). lap booklayer bookflap book, or shutter book is a type of single-subject book created by a student [3]

Лэпбук или тематическая интерактивная папка – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Общепринятый в международном сообществе формат лэпбука – А4 в сложенном виде. Так, чтобы он легко помещался на коленях.

Лэпбук - это особая форма проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается целый исследовательский проект. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Впервые термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби [4] в 2006 году. Тэмми – писательница, а также мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. Семейное обучение в США достаточно распространено. Тэмми Дьюби использовала лэпбук, чтобы облегчить процесс запоминания материала ее собственным ребенком. Результат был впечатляющим, и она решила поделиться этим с другими родителями, чьи дети находились на семейном обучении. Лэпбуки помогают таким учащимся систематизировать их знания по той или иной теме. Однако теперь они применяются и при обучении в школах тоже. По информации источника [5] эту методику широко применяют как итоговую проектную деятельность.

В Америке существует множество сайтов с макетами, описанием технологий изготовления и образцами работ и блогов, в которых мамы детей делятся своими впечатлениями и опытом работы с лэпбуками. [7, 9, 10, 11] A lapbook is one of my favorite ways to make topics “stick” in my kids’ brains.(Лэпбук – это один из моих любимых способов сделать так, чтобы тема «плотно засела» в голове моего ребенка) [10]

Зачем нужен лэпбук?

Он помогает учащимся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. 

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время можно просто открыть лэпбук и повторить все, что изучалось, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и учащегося.

Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств – приложение рис.1

1.1 Какие игровые элементы включают в макет и почему

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.

Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.

Именно благодаря таким необычным элементам лэпбуки очень нравятся малышам - приложение рис.2

1.2 Преимущества для дошкольников и педагогов

Следует отметить две существенные особенности лэпбука:

Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию.

Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме.

Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.

Обычно титульный лист папки уже сообщает о её теме - приложение рис.3

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждение желания учиться.

Глава 2

Теперь, когда мы выяснили что такое лэпбуки и зачем они нужны, попробуем разобраться, какими они бывают, а также как их создавать.

Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и  коллективными (парными, групповыми). Работая индивидуально, один учащийся (с помощью взрослого, педагога или родителя) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы.  Создание группового лэпбука позволяет организовать интересное познавательное взаимодействие в группе    в течение длительного времени, так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени. При создании коллективного лэпбука учащиеся должны заранее договориться, какую часть будет выполнять каждый из них.

Тема для лэпбука может быть абсолютно любой. А процесс создания лэпбука может быть ограничен лишь фантазией самого автора. В предыдущей главе мы говорили о том, что в США существует множество сайтов, на которых представлена различная информация по изготовлению лэпбуков. Поскольку в нашей стране данная методика только начинает набирать популярность, многие наши сайты по созданию лэпбука перенаправляют нас на англоязычные источники. Но все же появляется все больше блогов и сайтов мам, поддерживающих данный вид получения и систематизации знаний.

2.1 Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения

Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:

Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации.

Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы по закреплению определённой темы.

Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны.

Автобиографические. Это может быть, как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей.

Такой новогодний лэпбук станет прекрасным подарком для всей семьи - приложение рис.4

2.2 Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей

Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.

Специалисты, углублённо использующие лэпбуки, рекомендуют их применение в работе с детьми от пяти лет и старше.

Лэпбук для самых маленьких отличается крупными элементами и минимумом заданий - приложение рис.5

Непоседам-четырёхлеткам средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов.

Дети средней группы с увлечением закрепят свои знания о фруктах и овощах, раскладывая картинки в нужные корзинки - приложение рис.6

Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать короткие тексты с познавательной информацией.

Папка для старшего дошкольного возраста содержит гораздо больше текстовой информации и сложных заданий - приложение рис.7

2.3 Материалы и форма интерактивной папки

Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным: картон, ватман, цветная бумага.

Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей:

Классическая прямоугольная;

Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур;

Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.

Выбирая фигурный вариант, следует помнить, что лэпбук будет использоваться часто, и слишком мелкие, тонкие детали, например, носик чайника или стебелёк цветка, могут просто отвалиться.

2.4 Фотогалерея: виды лэпбуков, которые используют воспитатели в детском саду

Традиционный вариант лэпбука из готовой канцелярской папки с вкладышами - приложение рис.8

Интерактивная папка о божьей коровке выглядит нарядно и наполнена интереснейшими заданиями - приложение рис.9

Как я делала лэпбук своими руками

Я люблю делать что – либо своими руками и поэтому, когда я увидела в интернете идеи оформления и создания лэпбуков, мне тоже захотелось попробовать. Это оказалось не так легко, как показалось на первый взгляд. Мне пришлось разобраться со всеми этапами, понять порядок действий и научиться структурировать собранную информацию. Я хочу поделиться с Вами своим опытом.

Первое с чем я столкнулась – это выбор темы. Для создания своего первого лэпбука я выбрала тему первый полёт в космос, с учётом того, что скоро будет день космонавтики, а также считаю, что эта тема будет интересной для меня и моих сверстников.  Ведь космос – это огромный и загадочный мир. И не первый, но самый главный шаг в начале этого пути сделал Юрий Гагарин. Его космический полет, который продолжался всего 108 минут и состоял из одного круга на околоземной орбите, вывел человечество на новый этап космической эры. Сообщение об успешном запуске, полете вокруг Земли и возвращении обратно корабля «Восток» с человеком на борту – зачитал по радио диктор Юрий Левитан, которого хорошо знали во многих странах мира. Эта новость мгновенно облетела весь земной шар. Сейчас трудно представить ту радость, которая охватила население всех стран нашей планеты, получивших 12 апреля 1961 года это известие. На короткий, по историческим меркам миг, эта новость объединила всех.

После выбора темы я составила план от руки на альбомном листочке, чтобы понять какие основные и важные моменты нужно осветить:

Макет может быть самым простым и нарисован на листе обычной белой бумаги - приложение рис.10

В лэпбук «Первый полет в космос» включены 9 элементов:
1. Мини-книжка «Юрий Гагарин - первый космонавт».
2. Кармашек с «космической едой».
3. Блокнотик «Требования к космонавтам».
4. «Характеристики полета».
5. Космический аппарат «Восток-1».
6. Схема полета космического корабля «Восток-1»
7. Строение ракеты «Восток-1».
8. Мини-книжка «Одежда космонавта».
9. Описание ракеты «Восток-1».

Затем я продумала, как будет выглядеть внешний вид папки. Решила, что наиболее эффектно будет выглядеть тематическое оформление – в виде ракеты.

Когда всё продумала, приступила к непосредственному изготовлению пособия. Чтобы изготовить настоящую интерактивную папку, которой удобно пользоваться, нужно учесть два требования:

Безопасность. Основные материалы и отделка должны быть полностью безопасны. К примеру, если вы скрепляете части лэпбука скобами степлера, лучше «накрыть» скобу сверху декоративным элементом или полоской самоклеящейся бумаги, чтобы скоба не выпала и не поранила.

Прочность. Для использования дома подойдёт и папка из бумаги, с бумажными конвертиками и книжечками.

Алгоритм изготовления лэпбука несложен:

Запасаемся необходимыми материалами для основы и деталей. Это плотная бумага, ватман и картон. Пригодятся также клей, степлер, скотч, простой карандаш, ножницы.

Для изготовления лэпбука нужны самые простые и доступные материалы - приложение рис.11

Я использовала для основы обычную картонную папку.

Если есть уже готовая прочная папка, вполне можно использовать её как основу - приложение рис.12

Вот что получилось - приложение рис.13

После я приступила к сбору информации по ранее составленному плану. Это оказалось не так легко. Объем информации слишком большой, нужно выбрать самое важное и интересное. Не быстро, но я справилась с этой задачей.

Наполнение лэпбука — самая интересная часть работы. Раскладываем на готовой основе все интерактивные элементы, помечаем места их расположения карандашом, снимаем. Крепим поочерёдно, используя клей или двухсторонний скотч.

Коротко расскажу о каждом пункте.

1. Мини-книжка «Юрий Гагарин – первый космонавт» предназначена для знакомства с биографией Гагарина. (приложение рис.14)

2. Кармашек с «космической едой» предназначен для хранения изображений рациона космонавта. Все эти вещи можно вынимать и играть ими. Также там написаны интересные факты о космической еде. (приложение рис.15)

3. Блокнотик «Требования к космонавтам» содержит перечень антропометрических данных и навыков, требующихся для кандидатов в космонавты. Требования взяты мной из условий «Роскосмоса» для конкурсного набора в отряд космонавтов в 2012 году. 
По этим параметрам каждый может определить, насколько он готов к полету в космос: провести измерения параметров своего тела, выполнить перечисленные физические упражнения (приложение рис.16).

4. Разрезной лист «Характеристики полета» интересная информация, котрую будет легко запомнить (приложение рис.17). 

5. Космический аппарат «Восток-1» демонстрирует то, как выглядел космический корабль изнутри (приложение рис.18).

6. Схема полета космического корабля «Восток» служит для знакомства с деталями первого полета человека в космос (приложение рис.19). 

8. Мини-книжка «Одежда космонавта» предназначена для знакомства ребенка со строением скафандра космонавта (приложение рис.20).

9. Строение и описание ракеты «Восток-1»: показывает как был устроен корабль «Восток-1» (приложение рис.21).

Глава 3

Выяснив что такое лэпбук, историю возникновения и процесс изготовления, автор решил выяснить насколько широко используются лэпбуки в России. Несмотря на огромную популярность лэпбуков в Америке, в нашей стране они пока уверенно распространяются в основном в дошкольных и школьных учреждениях России. Изучив интернет ресурсы, мы пришли к выводу что в средней школе лэпбуки в России пока не очень часто применяют. Хотя, по мнению автора статьи «Лэпбук как средство достижения результата» [2]:

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

разнообразие игровых заданий;

интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

возможность структурировать сложную информацию;

возможность разнообразить самую скучную тему;

обучение простому способу запоминания;

компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

вариативность использования заданий (в том числе в качестве группового проекта);

возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Для того чтобы проверить эффективность использования лэпбука при обучении, автор провел анкетирование учащихся 6а класса. Им был показан сделанный автором лэпбук и каждого ученика попросили высказать свое мнение о работе с ним и ответить на вопрос : « Хотели бы Вы применять лэпбуки в школе?» Результаты представлены в диаграмме. Приложение 1 рис. 22.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возраст детей может быть любой. Подобный творческий подход интересен не только дошкольникам и младшим школьникам. Выше мы уже упоминали, что тема лэпбука может быть любой, а значит их изготовление возможно при изучении любого школьного предмета и в средней школе тоже.

Заключение.

В начале нашего исследования мы выяснили, чем являются лэпбуки и как они могут выглядеть. Мы уточнили зачем нужны лэпбуки, историю их возникновения и возможности использования.

Мы разобрались в причинах популярности лэпбуков в Америке.

Мы проанализировали возможности использования лэпбуков.

Мы создали собственный лэпбук, описав поэтапно его создание, постарались сделать его необычным и запоминающимся, отражающим наши реалии и историю.

Мы узнали, что в России лэпбуки еще не очень популярны, используются в основном в дошкольном обучении.

Мы провели анкетирование учащихся 6а класса и на его основе пришли к выводу, что лэпбуки имеют все шансы для использования и среди детей более старшего возраста. Лэпбуки интересны, современны и их широкое применение в России возможно и в средней школе.

Мы выяснили, что узнавать и делать что-то новое – это не только интересно и увлекательно, но и полезно.

Библиография

[1] Роль образования в жизни современного человека

Интернет ресурс

[2] http://iyazyki.prosv.ru/2020/06/lapbook-as-a-mean-of-achieving-results/

[3] Wikipedia, the free encyclopedia

[4] The Ultimate Lap Book Handbook, by Tammy Duby and Cyndy Regling. 2006

[5] https://anastasiarykova.com/ljepbuki/stati/ljepbuki-v-ssha/

[6] Технология «лэпбук» (lapbook. лэпбук) и ее применение. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nitforyou.com/lepbuk/

[7] Rogers, Annette. "Lap Books for Learning"

[8] http://www.tavika.ru/ 

[9] https://discover.hubpages.com/education/minibooks-2

[10] https://thehappyhousewife.com/homeschool/what-is-a-lapbook/

[11] http://howtohomeschoolforfree.com/free-lapbook-notebook-resources/

[12] Как сделать лэпбук (lapbook, лепбук) своими руками ...

www.pinterest.ru › pin

 

Приложение

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

 

Рисунок 20

Рисунок 21

Рисунок 22

Просмотров работы: 88