СЕКРЕТЫ УДАЧНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕКРЕТЫ УДАЧНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Иванов Н.А. 1
1МАОУ «СОШ № 40» г. Чебоксары
Попова С.А. 1
1МАОУ «СОШ № 40» г.Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Слышу бешенный стук своего сердца, живот скрутило от волнения, иду на ватных ногах к доске, вместо моего привычного голоса из груди вырывается противный писк… Это всё, что я запомнил из своего первого выступления на НПК в школе. С тех пор прошло 4 года. Я не пропустил ни одной конференции, заметно подрос, и сердце из груди больше не выпрыгивает во время выступления. Хотя легкое волнение при выступлении всё еще присутствует. Я решил разобраться, есть ли какие-то способы предотвратить панику во время публичных выступлений. Может быть есть специальные упражнения или лайфхаки, которыми может воспользоваться школьник перед выступлением на конференции или просто на публике. Об этом и будет наша работа.

Цель исследования: выяснить секреты успешного публичного выступления и создать сборник советов для школьников.

Актуальность: если вы читаете эту работу, значит, скорее всего совсем скоро нам с вами предстоит встретиться очно. Я буду выступать со своей темой перед жюри и другими участниками. А вам предстоит нелегкий выбор – определить победителей НПК. Хотя наши работы оцениваются по многочисленным критериям, сам этап публичного выступления играет немаловажную роль. И для большинства участников этот этап самый волнительный.

Если нам удастся собрать ценные советы успешных выступлений в один сборник, то им смогут воспользоваться все желающие участники научно-практических конференций и другие школьники, которым предстоит выступать на публике. Такая работа поможет выступающим справиться с волнением и эффектно презентовать свои труды.

Объект исследования: материалы по теме «публичные выступления».

Предмет исследования: выступления школьников на НПК.

Задачи исследования:

Изучить литературу о публичных выступлениях.

Провести опрос школьников с целью выяснить, каких знаний им не хватает.

Узнать секреты выступления известных ораторов.

Протестировать всю полученную информацию на своих выступлениях.

Издать сборник советов для школьников, который поможет подготовиться к выступлению.

Гипотеза: Я предположил, что есть секреты, которые помогут школьникам преодолеть волнение перед публичным выступлением.

Методы исследования:

Изучение литературы по данной теме.

Обзор в интернете.

Собственные наблюдения.

Анкетирование одноклассников.

Опрос взрослых.

Обработка информации.

Описание полученных результатов.

Создание сборника.

Глава 1. Основная часть

Страх публичных выступлений - один из наиболее распространенных страхов. Оказывается, его испытывают более 95% людей. Вариациями страха публичных выступлений могут быть: боязнь сцены, страх аудитории, страх камеры, страх онлайн-выступлений. Пейрафобия (греч. peira – испытание, проба, phobos – страх) - боязнь публичного выступления, произнесения речи, сдачи экзамена. Глоссофобия ( греч. glossa – язык, речь, phobos – страх) - страх перед речью, страх общаться вообще или с незнакомыми людьми. Страх публичного выступления также может быть следствием каких-то иных фобических расстройств, как-то: лалофобия (страх говорить из-за того, что может возникнуть заикание), дисморфофобия (озабоченность внешностью, страх уродства), эритрофобия (страх покраснеть), социофобия (боязнь людей), демофобия (боязнь толпы) и др.

Все эти страхи могут помешать нам эффектно выступить и доставят дискомфорт. Именно поэтому мы найдем способы их побороть и узнаем лайфхаки, как выступить эффектно.

Глава 2. Практическая часть.

Мы изучили литературу по данной теме.Самым известным оратором в России, который учит взрослых выступать публично, оказался Радислав Гандапас. В его книге об ораторском мастерстве нам удалось найти упражнения, которые могли бы помочь школьникам немного успокоиться перед самим выступлением. Итак:

- Подвигайте челюстью взад-вперёд раз 20. В результате такого упражнения раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передаётся в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и состояние уравновешивается.
- Представьте, что ваши руки стали такими длинными, что уперлись в пол. Напряжение отправьте по рукам в землю, почувствуйте, как оно уходит.
- Разомните кисти рук, подвигайте пальцами. Гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата. Повышает сообразительность и красноречие.
- Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками. Любая физическая активность, вызывающая учащенное сердцебиение снимает нервное напряжение.
- Опустите плечи, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека. Подышите медленно и глубоко.

Эти и другие упражнения мы проделали с одноклассниками перед конкурсом чтецов, когда нам было нужно выступать перед комиссией. Мы очень волновались и боялись подвести учителя. Ребята поделились, что после такой разминки, действительно, страха и волнения было меньше. (Приложение №1)

Приложение №1. График влияния упражнений на степень волнения учеников.

И так, нам удалось справиться с паникой, а теперь давайте разберемся, есть ли какие-то секреты и лайфхаки, которые помогут сделать лучше само выступление.

Первый совет мне дала моя мама. Она рассказала о том, как еще в университете поняла, что брать с собой на ответ у доски «бумажку с текстом» – это провал. Потому что как бы хорошо ты не знал свою тему, от волнения начинаешь заглядывать в листочек и через пару минут уже читаешь монотонно текст, не отрываясь от листа. Чтобы не сбиться, нужно не читать, а рассказывать. Чтобы не забыть, нужно не выучивать речь, а понимать о том, что хочешь рассказать. Записать можно только отдельные тезисы, в виде плана. Нечто, похожее на оглавление книги. Но я решил сделать еще лучше. Не записывать, а сделать схематичные зарисовки. В такие картинки нам школьникам подглядеть намного проще. Как выглядит мой конспект для выступления по этой теме можно посмотреть в приложении №2.

Приложение №2. Конспект для выступления.

Я посмотрел много выступлений политиков, блогеров, артистов и тв-ведущих. У последних заметил крутой лайфхак. Они вообще не используют листы формата А4. Это не только неудобно, но и некрасиво: сам вид стопки таких листов заранее настраивает аудиторию на то, что будет долго, нудно и неинтересно. Они используют «карточки», форматом А6. Их удобно взять с собой и оперировать ими, даже если вы выступаете стоя. (Приложение №3).

Приложение №3. Пример использования карточек известными телеведущими.

Мне удалось взять интервью на тему публичных выступлений у одной из самых известных телеведущих Чебоксар – Марины Зубковой-Унгурян. (Приложение №4).

Приложение №4. Онлайн консультация с телеведущей Мариной Зубковой- Унгурян.

Она сказала, что опыт обязательно поможет преодолеть страх публичных выступлений. Чем больше выступать – тем меньше будет волнения. Но если перед самим выступлением накрыла паника, то есть один веселый прием. Нужно представить, что сейчас ты выйдешь на сцену и будешь выступать перед пушистыми плюшевыми розовыми зайцами. Есть метод и еще эффективнее, но этот способ мне пришлось из работы вырезать. Не прошел цензуру научного руководителя.

Много эффектных выступлений можно увидеть в кино. Вот какие приемы мне удалось выделить благодаря фильмам.

Возможные варианты крутого вступления: интересный факт по теме, впечатляющее число, вопрос и цепочка, не требующая ответа, приём «когда я ехал к вам сюда», шутка, анекдот, рассказ о чувствах, связанных с выступлением, самопрезентация, комплимент аудитории, приём «свой-чужой».

В заключении речи герои кино стараются вызвать эмоциональный всплеск, быть оптимистичным, делают комплимент аудитории, обозначают основные шаги или используют кольцевую композицию. Каждый из этих приемов я подробно расписал в сборнике советов. (Приложение №5).

Приложение №5. Сборник советов.

Огромное количество идей удачных выступлений я подглядел на конференциях TED (technology, entertainment, design; технологии, развлечения, дизайн). Конференция TED появилась в 1984 году как площадка для обмена идеями в живом и вдохновляющем формате — выступление одного человека не может занимать более 18 минут и больше похоже на моноспектакль, чем на лекцию. В настоящее время TED отказался от всяких рамок и раскрывает любые темы: от науки до бизнеса, от искусства до глобальных проблем человечества. В разное время спикерами TED выступали такие люди, как Билл Гейтс, Эл Гор, Джэйн Гудолл, Элизабет Гилберт, премьер-министр Великобритании Гордон Браун и др. (Приложение №6).

Приложение №6. Выступление знаменитостей на конференции TED.

Вот что полезного нам удалось выяснить из выступлений спикеров TED.

- Зрительный нерв в 50 раз толще слухового. Более 90% информации мы получаем через органы зрения. Именно поэтому, прежде чем начать, важно установить зрительный контакт с аудиторией. Важно иметь доброжелательный настрой, проскользить по лицам – это отличный способ установить отношения с аудиторией. Если зал большой, можно перемещаться по сцене, чтобы всем уделить внимание.

- Поза. Не совершать противоестественных движений.

- Важно обязательно что-то показывать. Визуальные средства вносят в ход выступления разнообразие, позволяют удерживать внимание, повышают запоминаемость. Слайд должен вызывать эмоции. Не стоит использовать более трёх цветов, важно выбирать единый стиль оформления, и не нужно слишком баловаться шрифтами.

- Главный визуальный эффект - сам оратор. Опрятный вид, уместная одежда, здоровый внешний вид – то, что придаст вам уверенности.

- Человек забывает 90% того, что слышит. 60% того, что видит. 10% того, что делает.

Я провел опрос в своей школе среди участников НПК и выяснил, что 13% не знают, как начать выступление, 22% боятся забыть текст, 53% из опрошенных больше всего боятся не самого выступления, а момента, когда необходимо отвечать на вопросы. (Приложение №7).

Приложение №7. Результаты опроса участников конференции.

Безусловно, ответы на вопросы – важная часть выступления. Именно поэтому, с такой сложной темой я обратился к своему научному руководителю – Светлане Анатольевне, ведь учителям всегда задают огромное количество вопросов. И как им удается всегда знать на них ответы?

Я был шокирован тем, что узнал у своего учителя. Она дала мне действительно ценные советы, которые по-новому позволили взглянуть на эту часть выступления. Оказывается, что учителя и любые выступающие не обязаны знать всего на свете. Честное признание в недостатке информации лучше, чем попытки создать видимость компетенции. Если кто-то не согласен с вами, выслушайте, покажите мимикой, что его точка зрения важна, затем переходите к ответу. Никогда не возражайте в оскорбительной манере. Часто люди задавая провокационный вопрос скорее демонстрируют свою эрудицию, чувство юмора или смелость, чем желание разобраться в теме. Если не расслышали или недопоняли вопрос - повторите его так, как вы его поняли. Отвечайте кратко. Благодарите за вопрос, хотя бы взглядом. Удостоверьтесь, удовлетворён ли спросивший ответом.

Все важные секреты мы собрали в небольшой сборник и назвали его «Секреты успешных выступлений школьников на конференциях». Теперь любой желающий может использовать моё исследование и лучше готовиться к своим выступлениям. (Приложение №5). Я уже протестировал все упражнения сборника на своей сестренке. (Приложение №8)

Приложение №8. Готовлю сестру к выступлению.

Она учится во втором классе и тоже участвует в конференциях. Наш с ней опыт я могу назвать удачным, ведь и у Василисы, и у меня есть победы республиканского, всероссийского и международного уровней. (Приложение №9)

Приложение №9. Наши дипломы.

Заключение.

В результате исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

Изученные материалы и эксперимент, проведенный перед конкурсом чтецов, вместе с одноклассниками подтвердили нашу гипотезу о том, что есть секреты, которые помогут преодолеть волнение перед публичным выступлением.

Многие ораторы пользуются специальными упражнениями и лайфхаками, чтобы выступить эффектнее.

Работая над проектом, мы убедились, что хорошо выступать может и школьник.

Мы считаем, что наше исследование и наш сборник советов могут помочь принести реальную пользу школьникам. Таким образом, мы достигли своей цели.

Библиографический список:

Гандапас, Радислав. К выступлению готов! Презентационный конструктор / Радислав Гандапас. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить / Дейл Карнеги. - М.: Попурри, 2013. 

Кузнецов, И.Н. 100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях / И.Н. Кузнецов. - М.: ХАРВЕСТ ООО, 2014

Материалы сайта ted.com

Материалы сайта https://gandapas.school/

Просмотров работы: 146