Проблема профориентации и молодежной безработицы в современной России

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема профориентации и молодежной безработицы в современной России

Руренко Д.Р. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразоввательная школа № 94"
Чикина Е.Н. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 94"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. Рынок влечет за собой и такое явление, как безработица. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым, их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья; и самым молодым, их никто не хочет брать на работу из-за пока еще низкой квалификации и отсутствия опыта.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Учитывая то, что молодёжь априори имеет меньший опыт работы, процессы интеграции молодых людей на рынке труда значительно ухудшаются в период экономического спада, кризисов и рецессий. Именно в это время показателю молодёжной безработицы уделяется наибольшее внимание.

Так как я учусь в 11 классе, и передо мной и моими одноклассниками стоит задача максимально не ошибиться с выбором будущей профессии, проблема профориентации и молодёжной безработицы в современной России кажется мне особенно актуальной.

Я выдвигаю гипотезу, что уровень молодёжной безработицы зависит от состояния профориентационной работы и предпочтений выпускников школ в выборе будущей профессии.

Передо мной стояла цель проанализировать в динамике проблему профессиональной ориентации и молодежной безработицы за последние 15 лет.

При исследовании данной проблемы ставились следующие задачи:

выяснить состояние рынка труда в современной России;

вскрыть социально-экономические причины, уровень и последствия молодежной безработицы;

выявить и сравнить уровень профориентации и профессиональных притязаний обучающихся 2013, 2021 годов;

выявить и сравнить уровень профессионального самоопределения выпускников школы 2005, 2007 и 2013 годов;

выявить отношение к труду среди работающего населения и учащихся 10-11 классов 2021 года.

При исследовании данной проблемы использовались методы социологических опросов, анкетирование и тестирование, методы анализа и сравнения.

2. Определения понятий, используемых в работе

Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудится по найму при сложившимся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. (Экономика, И.В.Липсиц, - М., Вита-пресс 2012 г; стр. 267)

Занятость населения - сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. Оно представляет собой осуществление гражданами трудовых функций, обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящих доход (заработок). (Экономика труда, М.Г.Колосницин, - М., Магистр, - 1998 г; стр. 23)

Карьера - активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности: успешное продвижение по службе или профессиональный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни (Твоя профессиональная карьера, под редакцией С.Н.Чистякова, Т.И.Шалавиной, - М., «Просвещение» 2000г; стр. 189)

Рынок труда – совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить. (Экономика, И.В. Липсиц, - М., Вита-пресс 2012г; стр. 267)

Социальный статус - определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. (А.И.Кравченко «Введение в социологию» М., «Просвещение» 1996г; стр. 121)

Склонность - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью, совершенствовать необходимые умения. Формируется на основе устойчивых интересов. (Твоя профессиональная карьера, под редакцией С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной, - М., «Просвещение» 2000г; стр. 191)

3. Виды безработицы

Осуществившийся в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем, в том числе безработицы.

Занятость населения непосредственно связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой, образом жизни и т.д. Так, одной из ключевых целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости. Это задача важна, так как:

1) если трудовые ресурсы используются не полностью, значит, экономическая система функционирует неэффективно, не достигает границы своих производственных возможностей;

2) издержки безработицы в нормативном смысле - ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Статистически ущерб такого рода можно проследить в тенденциях динамики показателей расторгнутых браков и распавшихся семей, показателей преступности, наркомании, алкоголизма, заболеваемости, суицидов и т.п.

Экономисты разделяют всю безработицу на две группы: естественная и неестественная.

К естественным типам безработицы относятся фрикционная, сезонная и структурная, потому что они возникают независимо от того, переживает ли экономика спад или подъем.

Так же существует и неестественная безработица, то есть безработица, зависимая от спада и подъема экономики. К такому типу безработицы относится циклическая безработица, связанная с экономическими циклами. Она присуща странам, переживающим общий экономический спад.

Рассмотренная классификация безработицы является классической. Рассмотрим ещё некоторые виды безработицы.

1. Длительная безработица. При длительной безработице человек ищет работу длительное время-промежуток между 8 и 18 месяцами. Долгосрочные безработные составляют группу высокого риска. Способность к самоорганизации в приемлемых для общества формах – ресурс не безграничный; судя по всему, он часто исчерпывается за двенадцать месяцев. После двух-трех лет «безделья» государство практически теряет этих людей как рабочую силу; дальше они будут нуждаться в длительной реабилитации, и на это уйдет гораздо больше средств, чем их ушло бы на осуществление осмысленной активной программы с самого начала.

2. Скрытая безработица. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

3. Безработица среди мужчин и женщин. В России безработица среди мужчин и женщин почти одинаковая. Возможно, женщины более склонны обращаться за помощью в государственные службы занятости. А быть может, это объясняется традиционно высокой экономической активностью женской рабочей силы.

4. Молодёжная безработица. Молодёжная безработица в России возникла в связи с кризисом производства, с конкуренцией на рынке труда с более старшим и квалифицированным поколением. В результате присущий молодёжи оптимизм сменяется тревогой, у 21,8%, безразличием - у 13,8, отчаянием - 3,4, возмущением - 3,7%, что является признаками эскалации социальной напряжённости между современным истеблишментом и молодёжью.

4. Причины безработицы в России

Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Можно выделить следующие основные причины безработицы:

низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица);

географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.

падение отечественного производства вследствие неконкурентоспособности товаров зарубежным аналогам;

диспропорции материального положения различных социальных слоев, вызванные шоковым переходом в рыночную экономику;

банкротство предприятий, вызванное тем, что приватизация государственной собственности не сопровождалась модернизацией производства и отсутствием рыночных стимулов.

Основными субъективными причинами безработицы в России являются (в динамике с 2012 по 2019 гг.):

сокращение штатов (36.1% в 2012г., и 20,5% в 2019г.)

окончание учёбы (18.2% в 2012г., и 37,4% в 2019 г.)

уход за ребёнком (8.7% в 2012г., и 7,9% в 2019г.)

низкая заработная плата (7.8% в 2012г., и 10,5 в 2019г.)

ликвидация предприятия (3.6% в 2012г., и 4,9 в 2019г.)

задержка выплаты заработной платы (1.2% в 2012г., и 1,9 в 2019г.)

состояние здоровья (2.7% в 2012г., и 3,9 в 2019г.)

другие (10.9% в 2012г., и 13% в 2019г.)

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате, затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается").

В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

5. Психолого-социальные последствия современного состояния рынка труда в России

«Люди всегда тяжело переживают социальную несостоятельность. Была работа, какое-то стабильное положение, - и вдруг они оказываются за бортом, никем не востребованные, никому не нужные, они - безработные. У них возникают психологические проблемы, состояние тревоги, депрессия, замкнутость. Теряя социальный статус, человек теряет свое лицо. Для многих это тяжелый удар. И для многих именно в этом кроется причина безработицы: не потому, что нет работы, а потому, что они не в состоянии ее найти»,- так говорит о безработных директор Государственного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Комитета труда и занятости Правительства Москвы Антонина Лященко.

Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.

Многие безработные ищут утешение в приеме алкоголя, наркотиков. На фоне увеличения безработицы увеличилось количество разводов (связанных с увольненьем с работы одного из супругов). Так же увеличился уровень преступности. 72,6% людей, совершивших какие-либо преступления, являются безработными.

6. Проблема молодёжной безработицы в Новосибирской области

6.1. Статистические данные по уровню безработицы в Новосибирской области

Рассмотрим сведения о занятости и безработице в Новосибирской области за 2013, 2020 годы.

В 2013 году в центрах занятости населения г. Новосибирска и Новосибирской области были зарегистрированы как ищущие работу 97 тыс. человек. Среди них 23,5% (22700 человек) являются лицами, не достигшими 25-летнего возраста. С учетом граждан, состоящих на учете на 01.01.2013., общее число граждан, ищущих работу через службу занятости, за текущий год уменьшилось на 4 тыс. человек.

С начала года при содействии городского центра занятости из 97 тыс. человек, зарегистрированных в поисках работы, трудоустроились 40061 человек, 57,3 % из которых составляют женщины. Уровень трудоустройства составил 41,3 % от поставленных на учёт ищущих работу граждан (с учётом переходящего остатка ищущих работу граждан на начало года). Из числа трудоустроенных 39,7 % - нашли работу в 14-дневный срок после постановки на учет.

За 2020 год в центре занятости было зарегистрировано 81 тыс. человек как ищущие работу. Среди них 28,5% (23 тыс. чел) являются лицами, не достигшими 25-летнего возраста. 64,1 % безработных – женщины, из них каждая третья воспитывает несовершеннолетних детей. 59,8 % безработных имеют высшее профессиональное образование, 28,5% – моложе 25 лет. По сравнению с прошлыми годами возрос удельный вес инвалидов и лиц предпенсионного возраста.

Средний период продолжительности безработицы составил 4,2 месяца. 317 зарегистрированных безработных не нашли работу и состоят на учете в службе занятости свыше 12 месяцев, причем 79,8 % из числа длительно безработных составляют женщины.

6.2. Социально-экономические причины и последствия молодёжной безработицы.

Данные, приведенные выше, ещё раз подтверждают проблему безработицы, особенно молодёжной и в нашем городе. Так выпускники учебных заведений, не имея достаточного опыта работы и квалификации, пополняют ряды безработных.

В еженедельнике «Аргументов и фактов» (№13.2006г.) была опубликована статья Дмитрия Маркова «Выпускники без будущего», в которой говорилось о трудном положении выпускников, столкнувшихся с проблемой найти работу по специальности чаще всего по причине отсутствия опыта.

Чем больше проходит времени после получения диплома, тем меньше остаётся шансов найти работу по специальности. Полученные в институте знания забываются, законодательство, меняющееся чуть ли не каждый день, вычёркивает молодых из списка претендентов. В итоге, по статистике более 80% российских выпускников работают не по специальности.

В дореформенные времена перед выпускниками вузов и техникумов вообще проблема трудоустройства по специальности не стояла. Наоборот, имелась проблема, как уклониться от обязанности государственного распределения и устроится по собственному желанию. Сейчас же более 2/3 молодых людей, получивших профессиональное образование, трудятся не по специальности, около 60% заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом.

В еженедельнике «Соседи» (№42 от 1.11.2013) была опубликована статья С. Гатиловой «Работа не по специальности», в которой говорилось о том, что многие выпускники при поступлении в ВУЗ руководствуются правилом: «Главное – получить диплом, а работать можно и не по специальности», значит, проблема кроется именно в профессиональном ориентировании, ведь выбрать профессию, которая будет востребована по окончании вуза, нелегко, и в этом выпускникам должны помочь курсы профессионального самоопределения в школе. Так же в этой статье автор приводит ряд причин, по которым выпускники идут работать не по специальности. Среди них: более высокая зарплата, невозможность найти работу по специальности, разочарование в сфере деятельности, поиск призвания и прочее. Исследования, проводимые кадровым агентством Headhunter, подтверждают тот факт, что каждый пятый специалист разочаровывается в своей профессии. Как следствие вышесказанного, у многих выполняемая работа, так или иначе, становится либо связанной либо с криминалом, либо производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизических условиях, без четкого ограничения рабочего времени. Следовательно, проблема профессионального ориентирования и, как следствие, безработица, является проблемой не только экономической, но и социальной.

Можно выделить несколько особенностей молодёжной безработицы в России.

Во-первых, она возникла не просто вследствие падения производства, а в результате прекращения финансирования ряда его основных отраслей, преимущественного сокращения рабочих мест, обеспечивающих материальное производство и традиционно занимаемых молодых.

Во-вторых, по свидетельству Федеральной службы занятости, среди безработных преобладает молодежь, не достигшая 25-летнего возраста (в 2013 20%, в 2020 году уже 28%). В связи ухудшением материального положения населения и понижением возраста трудоустройства, подростки до 18 лет, не имеющие по закону статуса безработных, но фактически таковыми являющиеся, по данным Министерства труда и социального развития, составляют не менее 45% от общей численности безработной молодежи. На эту категорию следует обратить особое внимание, поскольку именно она является источником формирования слоя с «нулевым статусом». Не получив профессионального образования и не будучи включённым ни в какие формы занятости, кроме досуга, этот слой представляет реальную угрозу стабильности общества.

Опасность дискриминации, отчуждения и маргинализации распространяется в условиях стихийного процесса интеграции в трудовые отношения и на высокообразованных молодых специалистов. Подавляющее большинство молодёжи живёт в условиях непредсказуемости и постоянного риска, обусловленного экономическими, политическими и правовыми факторами. Риск нисходящей социально-профессиональной мобильности и риск нереализованных возможностей являются доминирующими и вызывают у молодых людей чувства отчаяния или, наоборот, безразличия. По данным учебного пособия для студентов бакалавриата экономических вузов «Экономика труда» М.Г.Колосницина каждый пятый молодой респондент опасается остаться без работы, а каждый второй - не справиться с материальными трудностями. Эскалация этих и множества других типов риска является признаком превращения российского социума в общество риска и индикатором социальной напряжённости между молодёжью и российским истеблишментом. Их результатами является отчуждение молодёжи от общества, уход от действительности и погружения в мир собственных проблем, разнообразные формы протестного поведения.

Всё это чревато самыми серьёзными последствиями - социальными, криминальными, демографическими, поэтому требует особого внимания и взвешенной социальной политики со стороны государства.

6.3. Результаты социологического опроса выпускников 2005, 2007 и 2013 гг.

Для того чтобы составить более конкретную картину состояния дел с молодежной занятостью, я использовала социологические исследования Кирюхиной Марины в отношении выпускников МБОУ СОШ № 92 2005 и 2007 годов (см. Приложение № 1) и провела исследование выпускников 2013 года, так как они уже закончили профессиональные учебные заведения. Всего в исследовании было задействовано 20, 87 и 48 человек соответственно. Были выяснены учебные заведения, в которые поступили выпускники, 95% выпускников 2005 года, 91% выпускников 2007 года и 93% выпускников 2013 года отдали предпочтение получению высшего образования, только 5%, 8% и 7% выпускников соответственно поступили в ССУЗ.

В соответствии с дальнейшим анкетированием были выяснены мотивы выбора ВУЗа:

удобство расположения и низкий конкурс стали решающим для 25% выпускников 2005 года, 26% для выпускников 2007 года и 32% для выпускников 2013 года;

преобладание общественного мнения о востребованности специальности для 60% выпускников 2005 года, 71% для выпускников 2007 года и 63% для выпускников 2013 года:

случайный выбор для 15% выпускников 2005 года, 3% для выпускников 2007 года и 5% для выпускников 2013 года.

Все 20 выпускников 2005 закончили именно те учебные заведения, в которые поступили. 75% смогли трудоустроиться, из них 35% работают по специальности. 92% выпускников 2007 года закончили изначально выбранные ВУЗы, 72% из них смогли трудоустроиться, причем из этого количества лишь 35% работают по специальности. 83% выпускников 2013 года закончили ВУЗы, которые выбрали для поступления, но из них всего 81% смогли трудоустроиться (всего 25% из трудоустроенных работают по специальности). Причины безработицы и занятости не по специальности в целом совпадают со статистическими данными по НСО.

У 85%, имеющих работу выпускников 2005 года, размер заработной платы соответствует среднему, у выпускников 2007 и 2013 года составляет 80%. Около 20% выпускников 2005 года, 18% выпускников 2007 года и 27% - 2013 года устроены неофициально, а значит, они не имеют никаких соответствующих социальных гарантий и вполне могут быть отнесены к категории скрытных безработных.

7. Профориентация школьников как фактор, влияющий на уровень безработицы

7.1. Проблема профессиональной ориентации в современных условиях

Констатируя факт, безработица в современной России, хотелось бы акцентировать внимание на одной из ее причин - недостаточной профессиональной ориентации школьников.

Важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда.

Начало профориентации нередко относится к 1908 г.- к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше , чем появились профессии, следовательно, и потребность в ориентации на профессии.

Очень важно на ранних этапах профориентации подростка определить степень его профпригодности к конкретному виду деятельности по средством всестороннего изучения его личности, т.е. изучение уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной не полноценности, от которой страдают и общество и личность.

Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Прогнозирование профессионально важных свойств человека основана на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями критериев успешной деятельности.

7.2. Результаты тестирования среди 10-11 классов в 2013 г.

С целью выявления профессиональных притязаний мной были взяты результаты анкетирования и тестирования среди учащихся 10 и 11 классов МБОУ СОШ № 94, проведенного Каламисом Данилом в 2013 году (см Приложение № 2)

Тестирование проводилось с целью выявления степени профориентации. Участниками были учащиеся 10-х и 11-х классов для того, чтобы сравнить степень готовности сделать выбор тех, у кого впереди один год учебы в школе с потенциальными выпускниками. На вопрос теста: «Определились ли Вы с выбором учебного заведения», утвердительно ответили: 26,5% - 10-классников; 80% - 11-классников

64% 10-классников считают, что владеют информацией о востребованности, выбранной ими специальности, у 11-классников такая информация есть у 94%.

7.3. Результаты тестирования среди учащихся 9-11 классов 2021 г.

С целью выявления профессиональных притязаний учащихся школы 94 мной было проведено тестирование среди учеников 9-11 классов (см. Приложение № 3)

Среди обучающихся в 9 класса 70% определились с выбором учебного заведения, где они продолжат обучение после школы. Из них 64% хочет поступать на специальности, связанные с экономикой, торговлей и юриспруденцией, 29% желают учиться на технических факультетах и 7% на медицинском.

Самым популярным ВУЗом оказался СибУПК, которому отдали предпочтение 50% учеников.

Все 100% определившихся с будущей профессией решили в дальнейшем работать по специальности, но лишь 50% из них имеют полную информацию о будущей профессии.

Среди учеников 10 класса 62% определились с выбором будущего ВУЗа. Из них 38% отдали предпочтения специальностям, связанных с экономикой, торговлей и юриспруденцией, 23% решили пойти на технические специальности, 23% по медицинскому профилю и 16% - по специальностям журналистики и психологии.

Самого популярного ВУЗа выявлено не было. Предпочтения разделились между НГТУ (30%), НГМУ (22%), СГУПС, НГУЭУ, НГПУ (по 14%), НЮИ (ф) ТГУ (6%).

Все 100% определившихся с будущей профессией решили в дальнейшем работать по специальности, но лишь 69% из них имеют полную информацию о будущей профессии.

Среди выпускников 2021 года лишь 58% определились с выбором учебного заведения, где они продолжат обучение. Из них 54% выбрали специальности, связанные с экономикой, торговлей и юриспруденцией, 18% техническую специальность, 9% медицинскую специальность. Так же 19% выпускников определились с выбором ВУЗа, но специальность не выбрали.

Вот как распределились приоритеты между ВУЗами: НГТУ – 45%, НГПУ 18%, СГУПС и МИСИ – 9%.

Все 100% выпускников, определившихся с ВУЗом, решили в дальнейшем работать по профессии, но лишь 45% из них имеют полную информацию о будущей профессии.

В целом, результаты показали, что более 50% всех опрошенных определились с выбором будущего места обучения. Самый высокий результат по этому показателю показали учащиеся 9 класса – 70%, самый низкий – учащиеся 11 класса – 58%.

Больше четверти всех опрошенных (33%) выбрали направления, связанные с экономикой, торговлей и юриспруденцией, 15% выбрали профессии технического характер, 8% - профессии медицинского профиля и 3% - журналистику и психологию.

Сравнивая данные 2013 и 2021 года видно, что проблема профориентации и выбора будущего места обучения не является кратковременной. В целом, с 2013 года никаких изменений в лучшую сторону не произошло. Виден лишь регресс в данной проблеме, так как количество определившихся с поступлением в 2013 году было на 22% больше. Так же больше выпускников 2013 года владели полной информацией о будущей профессии, нежели выпускники 2021 года.

7.4. Результаты анкетирования на предмет отношения к труду среди работающего населения и учащихся 9-11 классов

Одним из факторов, влияющих на профориентацию учащихся, является пример взрослых. С этой целью проводился опрос на предмет отношения к труду среди работающего населения и учащихся 9-11 классов (см. Приложение № 4). Было выявлено, что 97% всех опрошенных считают работу средством заработка, причем среди учащихся все 100% отдали предпочтение этому варианту.

Возможность самореализации тоже является ключевым в работе, этому варианту отдали 68% всех опрошенных (62% среди работающих и 87% среди учащихся).

Ни один из опрошенных среди взрослого населения не считает работу местом отдыха, тогда как 5% учащихся отдали предпочтение этому варианту.

Оплачиваемым хобби свою работу считают 38% опрошенных среди работающего населения и 75% опрошенных учащихся желают, чтоб работа была хобби, которое оплачивают.

Свою работу долгом перед семьей считают 45% работающих и всего 3% учащихся.

Долгом перед Родиной работу считают 12% работающих, ни одного учащегося, согласившегося с данным утверждением нет.

Отвечая на вопрос, что бы Вы делали, если бы Вам не нужно было зарабатывать деньги, который предполагал свободный краткий ответ, 53% работающих написали, что они все равно бы трудились, 37% искали бы иной способ самореализации или посвящение себя семье и всего 10% бы отдыхали.

Среди учащихся 69% бы отправилось в путешествия или отдыхали, 13% занимались творчеством, 11% искали другие средства самореализации и всего 7% все равно бы работали.

8. Заключение

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.

Главным в социальной политике государства должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придётся взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Примером мер по улучшению профориентационной работы может служить введение в региональный компонент учебного плана образовательных учреждений НСО курсов «Основы выбора профессии» в 8 классе, «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» в 9 классе и «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» в 10-11 классе. С определенной долей вероятности можно предположить, что ведение этого курса в школе должно помогать выпускникам определиться с выбором будущей профессии.

Тревогу вызывает тот факт, что по-прежнему, в независимости от способностей и возможностей, большинство выпускников отдает предпочтение получению высшего образования, которое становится самоцелью. В силу отсутствия четкой государственной политики, родители, не видя профессиональных перспектив своих детей, во что бы то ни стало определяют их в ВУЗы, «лишь бы ребенок чем-то был занят в ближайшие 5 лет». Не стоит забывать и тот факт, что для многих юношей поступление в ВУЗ является отсрочкой от армии.

Так же немалую роль играет соотношение количества учреждений ВПО и СПО. Если по данным за 1980 год в Новосибирске было 93 ССУЗа и всего 11 ВУЗов, то по состоянию на 2021 год в Новосибирской области 42 ВУЗа и всего 60 учреждений СПО, таким образом, количество ВУЗов увеличилось почти в 4 раза, а количество учреждений СПО уменьшилось в полтора раза. При увеличении количества ВУЗов увеличился и процент приема выпускников в них (25% в 1980 и 92% в 2020году).

О тенденции увеличения числа поступающих в Вузы говорит и директор института занятости и профессий Фёдор Прокопов. По его словам, 90% выпускников выбирают ВУЗы, но экономика не может всем им предложить такую работу.

Таким образом, только комплексный подход в системе занятости, мерами ее регулирования и социальной защите населения, изменение идеологических установок позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

Список литературы

Открытая экономика, причины экономического роста. Динамика рынков,
А.С. Селицев, - М., 2005

Экономика труда, М.Г. Колосницын, - М., Магистр., 1998

Макроэкономика, А.И.Селицев, - М., Просвещение 2004

Современный словарь иностранных слов, - М., Русский язык., 1992

Твоя профессиональная карьера, под редакцией С.Н.Чистякова, Т.И.Шалавиной, - М., Просвещение., 2000

Секреты выбора профессий или путеводитель выпускников, Г.В. Резапкина, - М., Генезис., 2005

Введение в социологию, А.И.Кравченко, - М., Просвещение., 1996

Психология для старшеклассников, Л.П.Пономаренко, Р.В. Белоусова, - М., Владос., 2003

Твоя будущая профессия (сборник тестов по профориентации), Н.В.Тутубалина, - Феникс, 2005

Профессиональное и личное самоопределение, Н.С.Пряжников, - Воронеж., 1996

Занимательная экономика, В.П. Грошев, - М., Просвещение., 1989

Печатные материалы газеты «Аргументы и факты»., 2006

Печатные материалы газеты «Соседи»., 2013

www.уровень-безработицы.рф

Приложение № 1

Анкета для социологического опроса среди выпускников 2000, 2005,2007гг.

1. Ф.И.О. Дата рождения

2. Что повлияло на выбор учебного заведения?

а) удобство расположения

б) низкий конкурс

в) преобладание общественного мнения о востребованности специальности

г) случайный выбор

3. Учебное заведение, которое было окончено

4. Место работы

5. По специальности или не по специальности

6. Устраивает ли размер зарплаты?

7. Соответствует ли зарплата размеру средней заработной плате

8. Желаемый размер заработной платы:

а) до 40тыс. руб.

б) до 60тыс. руб.

в) более 60тыс. руб.

9. Имеется и интересует соц. пакет?

10. Имеется ли перспектива роста.

Приложение № 2

Тест по выявлению степени профориентации

1.Определились ли вы с выбором учебного заведения?

А.да

Б.нет

2.В какое учебное заведение хотите поступать и на какой факультет?

3.Что повлияло на ваш выбор(выбрать несколько вариантов)?

А.совет родителей, друзей

Б.преобладание общественного мнения о востребованности специальности

В.удобство расположение учебного заведения

Г.наличие военной кафедры

4.Владеете ли вы информацией о востребованности выбранной вами специальности?

А.да

Б.нет

Приложение № 3

Тест для выявления степени профориентации

1. Определились ли Вы с выбором ВУЗа?
а) Да;
б) Нет

2. Какой ВУЗ Вы выбрали?

3. Какой факультет Вы выбрали?

4. Является ли Выбранный Вами ВУЗ государственным?
а) Да;
б) Нет

4. Имеете ли Вы полную информацию о Вашей будущей профессии?
а) Да;
б) Нет

5. Что повлияло на выбор ВУЗа? (Возможен выбор нескольких вариантов)
а) престижность получаемой профессии;
б) Рейтинг ВУЗа;
в) Совет родителей;
г) Отзывы учителей;
д) Информация в СМИ (в т.ч. в Интернете);
е) Поступление туда Ваших друзей, одноклассников;
ж) Наличие нужного Вам факультета;

6. Собираетесь ли Вы после окончания ВУЗа работать по профессии?
а) Да;
б) Нет

Приложение № 4

Анкета для выявления отношения к труду

Вопрос 1: Что для Вас работа?(В данном вопросе может быть выбрано несколько вариантов ответов)
а) Средство заработка;
б) Возможность самореализации;
в) Место отдыха, развлечений;
г) Оплачиваемое хобби;
д) Долг перед семьей;
е) Долг перед Родиной.

Вопрос 2: Что бы Вы делали, если бы Вам не нужно было зарабатывать деньги? (Данный вопрос подразумевает свободный краткий ответ)

Просмотров работы: 17