Правовое государство: теория и практика

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правовое государство: теория и практика

Богатова Д.Д. 1
1Селятинская СОШ №2
Никифорова Т.Б. 1
1Селятинская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вопрос формирования правового государства в настоящее время всё более актуален. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определённых предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество. Гражданское общество выступает, как совокупность самостоятельных, независимых от государства общественных объединений ассоциаций, общественных отношений, выражающих интересы и потребность общества.

Если мы хотим жить, в процветающем государстве, то должны знать свои права и позаботиться о своей юридической грамотности уже сейчас и вносить свои коррективы в законодательство.

Цель проекта: Рассмотрение функций, условий, возникновения и признаков правового государства, а так же перспективы его дальнейшего развития в Российской Федерации

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать понятие и сущность правового государства. Охарактеризовать признаки и выявить его функции.

2. Рассмотреть основные подходы к проблеме формирования правового государства, а именно затронуть семь основных подходов, необходимых для формирования правового государства

3. Проанализировать формирование правового государства и его проявление в Российской Федерации.

Объектом исследования является правовое государство.

Предмет исследования: закономерности, признаки, условия и принципы формирования правового государства, концептуальное обоснование этого процесса и его реализация в условиях российской действительности.

Методы исследования: анализ, обобщение, классификация и системный подход.

Глава I.

Правовое государство, как разновидность государства

1.1.Понятие и сущность правового государства

Правовое государство-это государство, ограниченное в действиях правом, регулируется волей суверенного народа, которая выражена в Конституции, целью которой является обеспечение основополагающих прав и свобод личности.

Поговорим о сущности правового государства.

В правовом государстве господствует право, но это неполный ответ. Точный ответ прописан во 2 статье Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»

Именно поэтому учёные и юристы говорят, что при характеристике правового государство необходимо помнить о двух сторонах его сущности:

Во-первых, главная цель правового государства-обеспечение прав человека и гражданина

Во-вторых, государственная власть в правовом государстве всегда осуществляет свою деятельность в рамках права (то есть ограничена им).

1.2.Формирование правового государства

Помимо того, что правовое государство является социальной ценностью, которая обеспечивает справедливость, оно является практическим институтом обеспечения и защиты свободы, чести, достоинства личности, формы существования народовластия. Поэтому пути формирования правового государства являются значимым вопросом, рассмотрим их:

-преобразование закона в основное средство регулирования всех сторон жизни общества, для чего важно изменить соотношения закона и подзаконных актов и сторону закона.

-путь к такому обществу, при котором выгоднее было бы соблюдать закон, чем его нарушать, что подразумевает высокий уровень правовой культуры общества

-преобразование правоохранительных органов в рабочий механизм, обеспечивающий правопорядок

-децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение полномочий последних.

Все пути формирования правового государства взаимосвязаны.

1.3.Признаки правового государства

Связать государство правом-значит построить его на основе определенных правовых принципов:

1.Верховенство права во всех сферах общественной жизни (Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.)

2.Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона (Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.)

3.Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»)

4.Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека (Признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов и их полной гарантированности и всесторонней защищенности.)

5. Взаимная ответственность государства и личности (Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов)

6.Единство права и закона (Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека)

7.Политический и идеологический плюрализм (Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов)

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой. 1.4.Функции правового государства

Правовое государство непрерывно существует на этапах исторического и теоретического развития. Между учёными ведутся споры, качаемые этой проблемы, по поводу главных функций правового государства, основ выделения и из назначения.

Зачастую эксперты разделяют функции правового государства на внешние и внутренние:

Внутренние

Внешние

Политическая функция (обеспечение равных условий гражданам при участии в государственных социальных проблем государства. Эта функция является гарантом прав и свобод человека гражданина в политической сфере жизни общества, а также формирует многопартийные системы, создаёт и развивает органы местного самоуправления. Отметим, что зачастую органы местного самоуправления имеют независимый характер от федеральной власти).

Оборона

Социальная функция (в пределах правового государства лежит формирование и развитие среднего класса, как основы стабильности в обществе. Она является гарантом безопасности жизнедеятельности отдельных граждан и всего общества, а также делает здравоохранение и образование доступным)

Обеспечение мира

Экономическая функция (направления на обеспечение государственного регулирования рыночных отношений, исходя из основ плюрализма. Плюрализм характеризуется наличием честной конкуренции и многоукладной экономической системы. В этой сфере государственное регулирование должно полноценно оградить граждан от нежелательных воздействий рыночной экономики, создавая высокие стандарты для определения качества жизни)

Интеграция в мировую экономику

Культурная и духовная функция (совмещены потому что они предоставляют для всех субъектов права одинаковые условия и свободный доступ к духовным ценностям, опираясь на реализацию принципов самоопределения, плюрализма мнений и критического отношения к окружающей реальности. Необходимо проведение политики по предотвращению пропаганды насилия, экстремизма, расизма на государственном уровне)

Международное сотрудничество

( преодоление глобальных проблем, экология, энергетика, борьба с преступностью)

Правоохранительная функция (включает в себя гарантии прав и свобод, зафиксированные законодательно. Также поддерживает общественный правопорядок и следит за соблюдением законов страны государством и его членами)

 

Глава II.

Правовое государство в Российской Федерации

2.1. Основа и особенности формирования правового государства в РФ

Идеи правового государства приобрели популяризацию в России в конце XIX-начале XX вв. В их обсуждении приняли участие знаменитые отечественные юрисконсульты: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, Н. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, Б. Н.Чичерин и другие.

Впоследствии революции 1905-1907 годов в России стартовал процесс перехода к конституционной монархии, что в определенной мере обозначало вступление на путь становления правового государства. Впрочем, данный процесс был прекращен в октябре 1917 года из-за победы революции, итогом которой стало появление Советского государства, которое на базе Конституции РСФСР 1918 года стремилось к диктатуре пролетариата-власти, не связанной никакими законами, как это описывал В. И. Ленин. Безусловно, при таких обстоятельствах идеи верховенства права были не востребованы.

С конца 1920-х годов начала возникать административно-командная система партийно-государственного управления страной, что сопровождалось бурным увеличением бюрократии и сосредоточиванием неограниченной власти в руках одного человека-И. В. Сталина. Мысль верховенства закона давно забыта. Массовые репрессии, беззаконие и самовольство, внесудебные расправы над инакомыслящими были в значительной степени вероятны, поскольку советское государство не имело эффективных политических и правовых институтов, способных этому противостоять.

В конце 1980-х-начале 1990-х годов в России возобновился процесс формирования правового государства. В Конституцию РСФСР 1978 года стали вноситься изменения, коренным образом изменившие существующие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения. Таким образом, высший законодательный орган страны-Верховный Совет РСФСР-был преобразован из однопалатного в двухпалатный непрерывно действующий орган. Впервые президент Российской Федерации, высшее должностное лицо государства, был избран всенародным голосованием. Создан орган конституционного контроля-Конституционный Суд Российской Федерации. На базе федерального соглашения было создано разделение полномочий и полномочий между государственными органами Российской Федерации и ее субъектами. В России признавались различные формы собственности: государственная, муниципальная и частная.

После принятия новой Конституции Российской Федерации верховенство права в России приобрело собственную правовую форму. Статья 1 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Впрочем провозглашение России верховенством права и закрепление ее основ в Конституции РФ не означает, что цель достигнута. Нужно отличать понятие правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Говоря о развитии идей правового государства, мы имеем в виду социальный эталон в праве, который на сегодняшний день не в полной мере соответствует политико-правовой жизни России. Идеал следует искать, но, как и любое совершенство, он недостижим в абсолютной мере. Однако прогрессивность идей правового государства заключается в том, что они являются стимулом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его отношений с личностью, к созданию надлежащего правового порядка и законности.1

2.2.Принципы функционирования правового государства в России

2.2.1.Плюрализм и идеологическое многообразие

В соответствии со статьей 13 Конституции РФ (см. примечание 2): 2

Конституцией РФ устанавливается два вида плюрализма: идеологический и политический.

Идеология – система политических, правовых, религиозных общефилософских взглядов на общественную действительность, общество и взаимоотношения между людьми.

Идеологический плюрализм представляет под собой возможность граждан и гражданских объединений осуществлять следующие действия:

1.Формировать и предлагать обществу и государству политические и экономические основы устройства Российской Федерации;

2.Распространять эти взгляды и идеи используя различные средства, в частности путем разработки политических программ политическими партиями;

3.Публично защищать собственную идеологию.

Конституционным нормами устанавливается, что идеология не может быть установлена в качестве обязательной или государственной.

Должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления, не имеют права использовать привилегия своего служебного положения для удовлетворения интересов той политической партии, членами которой они являются или интересов иных политических объединений. Данные лица, кроме депутатов Государственной Думы, а также депутатов представительных органов власти и депутаты муниципальных органов, не могут быть ограничены решениями политической в процессе исполнения своих должностных или служебных обязанностей.

Идеологическое многообразие дополнено политическим многообразием, который представляет собой равенство общественных организаций и объединение перед законодательными актами. Вместе с этим, запрещено формирование и осуществление деятельности общественными объединениями, цели и действия которых носят насильственный характер в отношении основ конституционного строя и нарушение государственной целостности Российской Федерации, в отношении безопасности государства и государственных границ, а также создание вооруженных формирований, способствование возникновению социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов3

2.2.2.Независимость судебной власти

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"(см.примечание 1)4, независимость судебной власти – правовая категория, отражающая состояние при котором воздействие внешних факторов на выполнение органами судебной власти своей функции является невозможным.

Наряду с принципом независимости судебной власти также выделяется и принцип независимости судьи, как носителя судебной власти.

Эти два принципа являются неразделимыми, так как независимость судебной власти может быть обеспечена только при условии независимости судей.

Независимость судебной власти означает:

Независимость от мнения и влияния органов государственной власти и отдельных должностных лиц, средств массовой информации;

Независимость от выводов предварительного следствия или дознания, мнения прокурора и других лиц, участвующих в судебном процессе;

Независимость судебного состава – каждый судья не должен быть зависим от мнения коллег при коллективном рассмотрении дела, возможность самостоятельно исследовать доказательства и выражать свое особое мнение5

2.2.3.Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства- есть обязательная часть правового государства. В недемократическом государстве признается лишь ответственность гражданина перед государством. Она наделяет его правами и свободами, определяет его статус. Напротив, в правовом государстве акцент идет на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Данная ответственность приобретает реальный характер только при наличии надлежащих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих за это суровые меры наказания (ст. 41, ч. 3, 52, 53 УК РФ).

Необходимым залогом неприкосновенности прав и свобод граждан является конституционное положение, согласно которому силовые структуры государства обязаны предоставлять каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В государстве, руководствующемся принципами верховенства права, признается также право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми методами, не запрещенными законом (статьи 33, 45, Часть 2 Конституции Российской Федерации).

Все это вместе взятое делает государство подотчетным гражданину.6

Глава III .

Основные направления формирования зрелого правового государства в РФ

Верховенство права- это понятие и основной принцип Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции Российской Федерации Гласит: "Россия-демократическое федеративное правовое государство..."

Конституционное закрепление Российской Федерации как демократического правового государства не обозначает, что такое государство уже сформировалось в нашей стране. Как отмечает большая часть ученых, конституционное положение о верховенстве права считается той целью, к которой мы стремимся, достижение которой связано с нынешним и последующим развитием России.

Формирование правового государства в России-это трудный и длинный процесс, который будет разворачиваться в процессе реализации политических, экономических и правовых реформ, а также возрождения нравственных основ и общечеловеческих ценностей построения современного демократического гражданского общества.

Воплощение экономических, политических и правовых реформ можно считать предпосылкой окончательного установления верховенства права.

Модификация идеи правового государства в Российской Федерации обязана принимать во внимание современные реалии: низкий уровень культуры как самого населения, так и государственных органов, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и др.

Для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:

1. Преодолеть правовой нигилизм как на уровне нормотворчества, так и на уровне правоприменения, и в общественном сознании.

2. Убрать несоответствия в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов Российской Федерации, с другой. Привести все нормативные правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе нормативные правовые акты - в согласовании с законами Российской Федерации).

3Необходимость достижения высокого уровня политико-правового сознания людей с развитием общечеловеческой культуры для их интенсивного участия в политической и общественной жизни.

4. Устранить декларативный характер провозглашенных конституцией Российской Федерации прав и свобод методом создания реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и свобод человека.

5.Увеличить контроль за исполнением уже принятых законов.

6. Наличие гражданского общества, поскольку последнее рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства в современных условиях.

7. Развитие навыков, потребностей и довольно высокого уровня компетентности широких слоев рабочих масс для их сознательного участия в управлении государственными и общественными делами. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.7

Заключение:

Таким образом, подытожив все вышеизложенное , можно сделать вывод о том , что если разбираться в сущности правового государства глобально, то можно выделить большое количество признаков, характеризующих его. Можно отметить, что правовое государство не возникло в один миг, а его концепция не придумалась сразу. На протяжении длительного исторического развития создавались в умах людей общечеловеческие ценности.

Признаками, которыми мы охарактеризовывали правовое государство в действительности не выполняются в полной мере и можно сказать, что Россия на данном этапе нашего времени не представляет собой таковым государством. Россия лишь встала на путь создания правового государства, и именно человек, именно личность стоит в основе строящегося явления. Правовое государство олицетворяет воплощение справедливого, слаженного устройства жизни людей, права людей защищаются и уважаются, вся власть организована в государстве данного типа на основе права и подчинена праву и разделена в соответствии с принципом разделения властей. Также принципы правового государства отражены во многих конституциях зарубежных стран.

В целом проделана достаточно объемная работа, в которой мы изучили и систематизировали теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства. Одна из главных задач, которая была поставлена в данной работе — выявить сами проблемы формирования правового государства. Остается теперь лишь решать их по мере их поступления и пытаться построить государство такого типа, где все вышеперечисленные принципы будут, не только закреплены в правовых источниках, но и соблюдаться в реальном мире.

Список используемой литературы:

Статья 13 Конституции Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"

https://infopedia.su/18x4f81.html

https://studopedia.ru/18_12610_formirovanie-pravovogo-gosudarstva-v-rossii.html

https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/nezavisimost_sudebnoy_vlasti/

https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/ideologicheskoe-i-politicheskoe-mnogoobrazie/

https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/postroenie_pravovogo_gosudarstva/funkcii_pravovogo_gosudarstva/

https://studme.org/68300/pravo/formirovanie_pravovogo_gosudarstva_rossii

Примечание 1

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом

Примечание 2

Последняя редакция Статьи 13 Конституции РФ гласит:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1 https://studme.org/68300/pravo/formirovanie_pravovogo_gosudarstva_rossii

2 Последняя редакция Статьи 13 Конституции РФ

3 https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/ideologicheskoe-i-politicheskoe-mnogoobrazie/

4Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"

5https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/nezavisimost_sudebnoy_vlasti/

6 https://infopedia.su/18x4f81.html

7 https://studopedia.ru/18_12610_formirovanie-pravovogo-gosudarstva-v-rossii.html

Просмотров работы: 2496