Перестройка динамического стереотипа у кадет с разной успеваемостью

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Перестройка динамического стереотипа у кадет с разной успеваемостью

Захаров Ф.О. 1
1ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус» город Кострома
Шувалова О.Т. 1
1ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус» город Кострома
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.

Актуальность данной темы в том, что перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни и лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в учебной и трудовой деятельности. Вследствие этого ученик, опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий.

Цель: Выяснить, как перестраивается динамический стереотип у кадет с разной успеваемостью.

Задачи:

Изучить научную информацию по темам (динамический стереотип, выработка навыка зеркального письма)

Собрать данные эксперимента.

Анализ полученных данных

а) Результаты разрушения динамического стереотипа у кадет 9 класса.

б) Выработка нового динамического стереотипа у кадет 9 класса.

в) Зависимость динамического стереотипа от успеваемости кадет.

Объект изучения: кадеты 9 «А» и «Б» классов

Предмет изучения: формирование динамического стереотипа с помощью изучения навыка зеркального письма

Гипотеза: динамический стереотип перестраивается у кадет с хорошей успеваемостью быстрее, чем у кадет с более слабой успеваемостью.

Методы исследования:

1. Метод выборки материала

2. Метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по исследуемой теме, а также подведены итоги исследования;

3. Сравнительно-сопоставительный метод.

Практическая значимость:

Формирование динамического стереотипа способствует повышению уровня знаний кадет, так как многие учебные навыки будут доведены до автоматизма, что ускорит процесс усвоения знаний.

Основное содержание

1. Изучение теоретического материала по перестройке динамического стереотипа,

Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает.

При выработке динамического стереотипа в центральной нервной системе происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушений функций высшей нервной деятельности).

Динамические стереотипы - это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка стереотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как соматического, так и психического характера. Успешность перестройки динамических стереотипов зависит от силы нервных процессов детей (чем слабее нервные процессы, тем сложнее происходит перестройка) и от самих условий (чем резче меняются условия, тем сложнее перестройка). Вот почему последовательность, преемственность приемов воспитания и обучения, непротиворечивость требований, предъявляемых ребенку с первых лет жизни, являются необходимым условием здорового и гармоничного развития его личности.

Примером динамического стереотипа является наше письмо. С первого класса нас учили письму: вначале нам показывали, как пишутся отдельные буквы, потом мы обучились сливать их в слоги и наконец в слова. Мы можем записать услышанную фразу целиком, не думая ни о буквах, ни об их соединении, ни, может быть, даже об орфографии, поскольку у нас выработан прочный динамический стереотип, ставший навыком. Об этом говорит тот факт, что смысл слова (подкрепление) становится понятным, когда все буквы написаны, и теперь нам достаточно прочесть начало слова (или фразы), чтобы уловить смысл текста. Начальные стимулы приводят в движение всю цепочку.

Более удобный способ для прослеживания перестройки это навык зеркального письма. Зеркальный почерк или зеркальное письмо, так психологи называют феномен, когда человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в отражении. По средствам навыка зеркального письма мы заставляем правое полушарие активизироваться и помочь нам становиться более успешными, развитыми и гармоничным.

Чтобы проследить, как формируется динамический стереотип, попробуем его переделать (разрушить), выработав навык зеркального письма. Все элементы букв должны быть при этом ориентированы в противоположную сторону: справа налево.

Навык зеркального письма ника­кого практического значения не имеет, но на этом примере можно проследить особенности образования любого навыка. В этом отно­шении наш эксперимент можно считать модельным, потому что он дает возможность выяснить закономерности выработки любо­го навыка путем моделирования.

Нам предстоит разрушить старый динамический стереотип и создать новый.

2. Проведение эксперимента с кадетами 9 «А» и «Б» классов, участвовало 41 человек.

Эксперимент заключался в следующем: давалось 10 попыток, чтобы написать словосочетание «кадетский корпус» зеркальной прописью, при этом время каждой попытки фиксировалось и вносилось в таблицу.

По успеваемости кадеты были разделены на три группы:

1 группа - это кадеты хорошисты и отличники (14 человека)

2 группа - это кадеты, имеющие не более четырех троек (17 человек)

3 группа - это кадеты с количеством троек, превышающих четыре (10 человек)

Анализ полученных данных

Результаты разрушения динамического стереотипа у кадет 9 класса:

Деятельность кадет распадется на отдельные элементы: они начи­нают писать по-новому, выписывают по очереди не только каждую букву, но и отдельные элементы букв. При этом отдельные элемен­ты, а то и целые буквы написаны по-старому, поскольку для угасания выработанных условно-рефлекторных реакций необ­ходимо время.

Теряется автоматизм движения, каждое действие обдумывают, всматриваются в образец, а потом сверяют с ним то, что написали.

При измерении скорости письма по мере овладения зеркальным шрифтом наибольшую разницу обнаружил между первой и второй попыткой. Затем эта разница начинает уменьшаться, и при длительной тренировке она приблизится к тем результатам, которых мы достигаем при письме нормальным шрифтом. Это произойдет благодаря выработке нового динамического сте­реотипа.

Этапы выработка нового динамического стереотипа у кадет 9 класса.

попытка. Является самой долгой т. к. кадет не понимал, как писать и на это уходило дополнительное время. Написание букв в основном раздельное

попытка. Процесс написания еще занимает много времени. Написание букв раздельное

попытка. Время, требуемое для написания, чуть меньше, чем в предыдущей попытке, что свидетельствует о начале перестройки динамического стереотипа.

попытка. Время , требуемое для написания, либо не изменяется, либо уменьшается на 1-2 сек, что говорит об активной перестройке динамического стереотипа.

попытка. Временные результаты, вследствие , окончания перестройки динамического стереотипа в большинстве случаев такие же, как и в предыдущей попытке .

попытка. Время написания сохранилось прежним, и кадеты стараются увеличить темп письма

8 попытки. Динамический стереотип сформирован и доведен до автоматизма. Многие кадеты преднамеренно пытались увеличить темп своего письма.

9-10 попытки Достижение максимальных временных показателей, в следствие того, что все кадеты к этому времени не только научились зеркально писать данное им словосочетание , но и завершен процесс формирования динамического стереотипа.

Чем меньше времени требуется для формирования навыка зеркального письма, тем быстрее идет процесс создания нового устойчивого динамического стереотипа.

Анализ попыток зеркального письма доказывает, что динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к устойчивым или привычно меняющимся условиям среды. Динамический стереотип вырабатывается с трудом, но образовавшись, он приобретает прочность и формирует автоматизм основ поведенческих актов в новой обстановке.

Таблица №1

Запись опыта по выработке навыка зеркального письма

Ф.И кадета и номер группы

1 попытка

(сек)

2 попытка

(сек)

3 попытка

(сек)

4 попытка

(сек)

5 попытка

(сек)

6 попытка

(сек)

7 попытка

(сек)

8 попытка

(сек)

9 попытка

(сек)

10 попытка

(сек)

1 (3)

32

24

17

16

15

15

14

14

14

13

2 (2)

29

14

12

12

12

11

11

11

10

10

3 (1)

13

10

9

9

9

8

8

8

8

8

4 (3)

25

15

13

12

11

11

11

10

10

10

5 (2)

16

15

14

14

13

13

12

12

11

10

6 (2)

21

14

13

12

12

11

11

11

11

11

7 (3)

19

14

10

10

10

9

9

9

9

8

8 (1)

35

17

13

13

12

12

12

11

11

11

9 (2)

37

18

15

15

14

14

13

13

13

11

10 (1)

20

12

11

11

11

10

10

9

9

9

11 (1)

26

20

15

15

14

13

13

13

12

11

12 (2)

24

16

13

13

13

12

11

11

11

10

13 (2)

25

22

20

19

18

17

16

15

14

13

14 (2)

33

23

18

17

17

16

15

15

14

13

15 (2)

35

15

14

14

13

13

12

10

10

10

16 (1)

20

18

12

12

12

11

11

11

10

8

17 (1)

19

14

17

16

15

13

13

12

10

10

18 (2)

33

13

16

13

13

13

13

12

12

12

19 (3)

28

19

18

14

13

12

12

11

11

11

20 (1)

31

21

15

15

14

13

12

12

10

10

21 (3)

22

15

17

17

16

14

14

12

12

12

22 (1)

25

12

12

12

11

11

11

11

9

9

23 (2)

30

10

13

12

12

12

12

12

12

11

24 (2)

29

11

17

16

15

13

13

13

12

10

25 (3)

27

16

19

17

16

14

14

12

12

11

26 (1)

36

19

14

14

14

12

12

11

11

11

27 (1)

21

17

18

17

13

12

12

12

12

12

28 (2)

27

19

15

13

13

13

11

11

11

11

29 (3)

23

14

11

11

11

11

11

11

11

11

30 (3)

28

21

12

12

12

12

12

12

10

10

31 (2)

26

20

14

13

13

13

13

10

10

10

32 (3)

30

23

16

14

14

12

12

12

12

12

33 (1)

22

13

18

18

16

13

13

11

11

11

34 (2)

21

14

17

16

14

14

14

13

13

12

35 (1)

32

17

14

12

12

12

12

11

11

11

36 (3)

33

16

14

14

12

12

12

12

12

12

37 (2)

27

19

15

14

13

13

12

12

11

11

38 (1)

25

18

17

15

14

14

12

10

10

10

39 (2)

34

15

13

13

13

13

11

11

11

11

40 (2)

31

16

15

14

14

13

13

12

10

10

41 (1)

28

16

12

12

12

12

12

10

10

10

Таблица №2

Скорость формирования динамического стереотипа

Группа по успеваемости

Количество кадет в группе

Средний показатель скорости формирования динамического стереотипа кадет (секунды)

Средний показатель скорости формирования динамического стереотипа группы (секунды)

1

14

9, 15, 11, 15, 12, 14, 15, 12, 15, 15, 15, 14, 15, 13

14

2

17

13, 13, 13, 16, 13, 18, 18, 15, 15, 14, 15, 14, 14, 15, 15, 15, 15

15

3

10

17, 13 , 11, 15, 15, 16, 13, 14, 16, 15

15,

Заключение

Анализ таблиц и графиков (приложение №1) показал, скорость формирования динамического стереотипа у кадет с разной успеваемостью практически одинаковая. Следовательно, формирование динамического стереотипа не зависит от успеваемости кадет, что опровергло мою гипотезу.

Выработка динамического стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Система возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обеспечивает закономерное и последовательное включение в действие составляющих двигательный навык двигательных актов. И возможно, динамический стереотип зависит не от успеваемости, а от возрастной группы учащихся, что я собираюсь выяснить в следующих исследованиях.

Список литературы

1. Антропологические традиции. Стили, стереотипы, парадигмы. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 208 c.
2. В мире литературы: Учебник для 11 класса школ гуманитарного профиля Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. / А.Г. Кутузов и др. - Москва: гостехиздат, 2017. - 464 c.
3. Веденская, Т. Впервые в жизни, или Стереотипы взрослой женщины / Т. Веденская. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2017. - 320 c.
4. Веденская, Татьяна Впервые в жизни, или Стереотипы взрослой женщины / Татьяна Веденская. - М.: Эксмо, 2014. - 320 c.
5. Володина, Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н.В. Володина. - М.: Флинта, 2014. - 256 c.

Приложение №1

Графики выработки навыка зеркального письма

1 группа

2 группа

3 группа

Просмотров работы: 14