Экологический след

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологический след

Вайс П.Ю. 1
1МБОУ "Покровская СОШ"
Вайс М.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Покровская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живем в огромном, биологически разнообразном мире. Путешествуя по родному краю, мы видим неохватные глазом леса, поля, полноводные реки. Но видим и то, что чаще всего от посторонних глаз скрыто. Это горы мусора, свалки, пни от вырубленных деревьев.

На протяжении последних 50 лет люди потребляют гораздо больше природных ресурсов, чем планета в состоянии восстановить. На сегодняшний день мы потребляем на 50% больше, чем наша биосфера в состоянии восполнить. Для того, чтобы удовлетворить все наши ежегодные потребности, сейчас уже требуется 1,6 планеты Земля, а если наши аппетиты всё также будут расти, то к 2050 году нам потребуется уже 3 таких планеты!

Существует универсальный инструмент для измерения ущерба, наносимого человеком природе. Это – экологический след. Экологический след человека, это такой размер природной территории (площадь), которая требуется для воспроизводства всех потребляемых человеком ресурсов и поглощения произведённых отходов.

Тема работы: «Экологический след».

Актуальность темы состоит в том, что проблемы экологии – одни из самых насущных в современном мире. С каждым днем мы потребляем все больше товаров и услуг, расходуя природные запасы и захламляя планету отходами и мусором. Одна из задач общества на сегодняшний день – это привлечение граждан к сохранению природных богатств страны и развитие экологической ответственности всех слоёв общества [1]. В работе отражается личный вклад автора в решение проблемы.

Объектом исследования является воздействие человека на окружающую среду.

Предмет исследования – величина экологического следа учащихся 5 класса МБОУ «Покровская СОШ».

Цель исследования: определить величину экологического следа учащихся 5 класса МБОУ «Покровская СОШ».

Задачи исследования:

изучить понятие «экологический след», основные принципы его расчета;

произвести расчет величины экологического следа учащихся 5 класса МБОУ «Покровская СОШ» на основании анкетирования;

сформулировать выводы о величине экологического следа учащихся;

разработать рекомендации по уменьшению величины экологического следа человека.

Глава 1. Что такое экологический след?

В буквальном смысле экологический след человека – отпечаток, оставляемый нами в окружающей среде.

Экологический след – мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов [6]. Основным видом отходов является углекислый газ, образующийся при сжигании топлива [4].

Термин «экологический след» был введён в 1992 году Уильямом Ризом. «Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов окружающей среды.

Результаты измерения экологического следа выражаются в универсальных единицах – глобальных гектарах (гга). Глобальный гектар – это гектар биологически продуктивной территории и акватории со среднемировым показателем биопродуктивности за определенный год [3].

При этом необходимо понимать, что далеко не вся поверхность нашей планеты является биологически продуктивной: только пахотные земли, леса, акватории морей и океанов, где осуществляется лов рыбы, способны обеспечивать потребности человечества. В этот перечень не входят ледники, пустыни и т.д.

По расчетам экологов, в настоящее время расход человечеством ресурсов планеты значительно превосходит способности планеты к восстановлению и производству этих ресурсов. В течение некоторого времени мы можем вырубать деревья быстрее, чем они растут, вылавливать больше рыбы, чем могут воспроизводить океаны, и выбрасывать в атмосферу больше углекислого газа, чем может поглощаться планетой.

Ситуация постоянного перерасхода делает все более трудной задачей удовлетворение потребностей растущего населения планеты и оставляет все меньше места для других биологических видов [3].

Таким образом, экологический след человека, это такой размер природной территории (площадь), которая требуется для воспроизводства всех потребляемых человеком ресурсов и поглощения произведённых отходов.

Глава 2. Как рассчитать экологический след человека?

Экологический след, приходящийся на одного человека, представляет собой сумму шести слагаемых:

площадь пашни для выращивания потребляемых человеком зерновых;

площадь пастбищ для производства продукции животноводства;

площадь лесов для производства древесины и бумаги;

площадь моря для производства рыбы и морепродуктов;

площадь, занятая под жилье и инфраструктуру;

площадь лесов для переработки углекислого газа, образующегося при душевом потреблении энергии.

Экологический след представляет собой сумму всех этих площадей независимо от того, где именно на планете они находятся, и измеряется в глобальных гектарах (гга).

Для того, чтобы каждый из нас мог рассчитать свой экологический след, разработана анкета, включающая в себя ряд вопросов о размере жилплощади, виде используемой энергии, питании и пр. (Приложение 1).

Таким образом, каждый человек может самостоятельно определить величину своего «воздействия» на окружающую природу. С помощью несложных подсчетов можно установить, насколько экологичный образ жизни ведет человек, сколько ресурсов используется для выработки электричества в его доме или для полета на самолете вместе с семьей.

Таким образом, для установления индивидуального экологического следа в расчет принимается не только расход электричества, продуктов, одежды, но и образ жизни в целом.

Глава 3. Величина экологического следа учащихся 5 класса

МБОУ «Покровская СОШ»

Для того, чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 гга продуктивной земли, а среднедушевой экологический след в России составляет 5,69 гга. Если бы каждый житель Земли вел такой же образ жизни, как среднестатистический россиянин, человечеству понадобилось бы 3,3 планеты, чтобы удовлетворить его потребности. В целом сегодня человечество использует ресурсы, для воспроизводства которых потребовалось бы 1,6 таких планет, как Земля [4].

Учащимся 5 класса МБОУ «Покровская СОШ№» была предложена анкета, разработанная специалистами для определения величины экологического следа каждого жителя Земли (Приложение 1). Анкета представляет собой перечень вопросов, которые охватывают все сферы нашей жизни: размер жилья, вид используемой для отопления энергии и бытовые привычки в отношении электроприборов, транспорт, пищевые привычки, использование воды и бумаги, обращение с бытовыми отходами. При ответе на тот или иной вопрос анкеты начисляются баллы. Чтобы полученное количество баллов перевести в гга, необходимо разделить свой результат на 100.

По результатам анкетирования (Приложение 2) для обеспечения жизни 8 учащихся 5 класса необходимо 23,84 гга земли.

Средний показатель экологического следа в 5 классе – 2,98 гга.

Минимальное количество баллов – 76 – набрано по показателю «Жилье».

Максимальное количество баллов – 855 – набрано по показателю «Использование энергии».

Глава 4. Как уменьшить свой экологический след?

Есть множество практических советов, как уменьшить свое воздействие на окружающую среду в разных сферах повседневной жизни. Применяя данные советы, можно уменьшить свой «экологический след». Для учащихся 4 класса были подготовлены памятки «Как уменьшить свой экологический след» (Приложение 3):

Максимально используйте естественное освещение.

Чаще протирайте лампочки (пыль ухудшает освещение почти вдвое!).

Не заслоняйте батареи мебелью или шторами, чтобы тёплый воздух свободно поступал в комнаты.

Проветривайте помещение широко открывая окно на короткое время. За это время воздух успеет смениться, а стены и батареи не остынут.

Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки. Они продолжают потреблять энергию впустую и перегреваются.

В перерывах работы за компьютером более чем на час, выключайте мониторы кнопкой, так как они потребляют до 70% всей энергии необходимой для работы компьютера.

Больше ходите пешком или ездите на велосипеде.

Ешьте сезонные продукты, свои фрукты и овощи, выращенные на собственных приусадебных участках.

Сократите потребление мяса.

Не выбрасывайте еду - покупайте столько, сколько сможете съесть.

Используйте холщовые сумки при походе в магазины.

Принимайте душ вместо ванны.

Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно.

Рационально используйте горячую и холодную воду.

Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.

Пейте фильтрованную воду из-под крана, попробуйте отказаться от воды в бутылках.

Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты.

Бросайте мусор только в контейнеры.

Не выбрасывайте ненужные вещи - отдавайте их нуждающимся.

По возможности покупайте предметы из переработанных материалов.

Заключение

Согласно последним исследованиям, жители Земли ведут такой образ жизни, который позволяет расходовать ресурсы планеты быстрее, чем они успевают восстановиться. Сегодня человечество использует ресурсы, для воспроизводства которых потребовалось бы 1,6 таких планет, как Земля.

Чтобы помочь планете, а в перспективе – будущим поколениям, полноценно существовать, нам необходимо уже сейчас во многом себя ограничить и от многого отказаться. Мы убедились, что от того, как много энергии и воды мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую еду и в какой упаковке мы едим, какую выбираем мебель и одежду, зависит степень воздействия человечества на планету. Без изменения привычек и поведения людей никакие стандарты, запреты и законы не помогут людям остановить разрушение окружающей среды и достичь гармонии с природой. Поэтому вопросы экологии – это еще и вопросы выбора, который необходимо сделать каждому из нас, чтобы сохранить природные ресурсы планеты Земля.

Список использованных источников и литературы

http://ecoyear.ru/about 2017 год - год экологии в России

http://www.priroda.su/item/1283 Cтатья «Глобальный «водный след»»

https://new.wwf.ru/ Статья «Экологический след»

https://new.wwf.ru/resources/ Статья «Экологический след субъектов РФ»

https://ru.wikipedia.org Статья «Экология», статья «Экологический след», статья «Всемирный день экологического долга», статья «Всемирный фонд дикой природы» 

Жажда мира [Художественный фильм] /реж. Янн Артюс-Бертран, 2012 г.

Приложения

Приложение 1. Анкета для расчета экологического следа

1.Жильё

1.1.Площадь вашего жилья такая, что можно держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато

+ 7

1.2.Большая просторная квартира

+ 12

1.3.Коттедж на две семьи

+ 23

2.Использование энергии

2.1.Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ, дрова или уголь

+ 45

2.2.Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра

+ 2

2.3.Большинство из нас получают электроэнергию из горючих ископаемых

+ 75

2.4.Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды

- 10

2.5.Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами

- 5

2.6.Выходя из комнаты, вы всегда гасите свет

- 10

2.7.Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

- 10

3.Транспорт

3.1.В школу вы ездите городским транспортом

+ 25

3.2.В школу вы идете пешком или ездите на велосипеде

+ 3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле

+ 45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом

+ 75

3.5.В последние каникулы Вы летели отдыхать самолетом

+ 85

3.6.В каникулы вы ездили на поезде, причем путь занял до 12 часов

+ 10

3.7.В каникулы вы ехали отдыхать на поезде, причем путь занял более 12 часов

+ 20

4. Питание

4.1.В магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед

+ 2

4.2.Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены

+ 14

4.3.В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому

+ 5

4.4.Вы едите мясо 2-3 раза в неделю

+ 50

4.5.Вы едите мясо три раза в неделю

+ 85

4.6.Вы предпочитаете вегетарианскую пищу

+ 30

5. Использование воды и бумаги

5.1.Вы принимаете ванну ежедневно

+ 14

5.2.Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю

+ 2

5.3.Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ

+ 4

5.4.Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга

+ 4

5.5.Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее

+ 2

5.6.Берете в библиотеке или одалживаете у знакомых

- 1

5.7.Прочитав газету, вы ее выбрасываете

+ 10

5.8.Выписываемые или покупаемые газеты читает после вас кто-то еще

+ 5

6. Бытовые отходы

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе

+ 100

6.2.За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки

- 15

6.3.Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру

- 17

6.4.Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов

- 10

6.5.Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку

- 8

6.6.Вы стараетесь покупать не фасованные, а развесные товары, а полученную упаковку в магазине используете в хозяйстве

- 15

6.7.Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка

- 5

Приложение 2. Результаты анкетирования учащихся 5 класса МБОУ «Покровская СОШ»

№ п/п

Жильё

Использование энергии

Транспорт

Питание

Использование воды и бумаги

Бытовые отходы

Общий балл

Итого (гга)

1

7

110

13

52

17

100

299

2,99

2

12

110

48

64

7

85

326

3,26

3

7

95

3

88

8

100

301

3,01

4

7

120

3

52

8

80

270

2,70

5

12

110

13

52

17

100

304

3,04

6

7

100

3

87

17

100

314

3,14

7

12

110

3

52

12

100

289

2,89

8

12

100

3

64

17

85

281

2,81

Просмотров работы: 83